Антонов Михаил Фёдорович : другие произведения.

Модернизация Через Уничтожение Производства?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Закупка иностранных самолётов, судов, вооружений и пр. - это крест на отечественной промышленности. Так модернизацию не проводят.

  МОДЕРНИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ УНИЧТОЖЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА?
  Дмитрий Медведев выступил на мировом политическом форуме в Ярославле, где заявил, что мы хотим построить гармоничное общество. Но он не сказал, как этого добиться при 15-кратном разрыве в доходах богатых и бедных, что немыслимо в развитых странах. Президент должен бы знать, что дальнейшая либерализация экономики, новые витки приватизации и расширение рыночных отношений (за что он лично выступает) могут иметь только один результат: ещё большее углубление пропасти между богатыми и бедными. Таков закон рыночной экономики: богатые становятся богаче, бедные - беднее. Лишь когда государство становится социальным, оно, во избежание социального взрыва, который может смести всю надстройку, принуждает богатых делиться с бедными: вводит прогрессивный налог на доходы физических лиц прибыли корпораций, осуществляет перераспределение бюджетных средств в интересах малообеспеченных слоёв населения и пр. В нынешней же России практика обратная. Потому в итоге многолетней борьбы с бедностью бедных становится больше, появляются так называемые "новые бедные", в том числе врачи, учителя и квалифицированные рабочие. Зато долларовых миллиардеров в стране становится всё больше, а их суммарный капитал год от года растёт. Так что нужно выбирать: либо либерализм, либо преодоление бедности, а вместе они образовали бы бутерброд, может быть, на вид и красивый, но несъедобный и даже вредоносный.
  
  Работа форума была омрачена авиакатастрофой, в которой погибли лучшие игроки хоккейной команды "Локомотив". Форум почтил их память, возможно, искренне: ведь в числе погибших были и легионеры - граждане стран Запада. На церемонию прощания с жертвами катастрофы пришли около ста тысяч жителей Ярославля и болельщиков команды из разных регионов страны. Такого массового поклонения ушедшим из жизни Россия не видела, кажется, со дня похорон Владимира Высоцкого. И такого почитания не удостоился ни один крупный учёный или политический деятель после Ленина и Сталина.
  
  Разделяя вместе со всей страной скорбь по поводу этой утраты, не могу не отметить два, на мой взгляд, чужеродных для наших людей, момента.
  
  Во-первых, за первенство "Локомотива" в отечественном хоккее сражались не только россияне, но и иностранные легионеры. Но тогда какая же это ярославская и российская команда? Мы в век рыночных отношений уже привыкли, что звёзд хоккея и футбола из других стран приглашают в наши команды, грубо говоря, покупают их колоссальными гонорарами. Это похоже на какой-то пережиток рабовладения. Прямо так и кажется, что хозяин, отбирая для себя рабов на рынке, заставит их открывать рот и будет проверять, все ли зубы у них целы... А в общем, получается, что за первенство борются не страны, а кошельки. Самая богатая страна может вообще скупить все звёзды спорта, два десятка игроков включить в команду, а остальных за приличный гонора усадить на скамейку запасных. И ей победа в любом чемпионате будет обеспечена. Если мы хотим быть великой спортивной державой, нам над выращивать свои звёзды спорта. Если захотим быть в курсе "новейших технологий" в этой сфере, можно приглашать из-за рубежа тренеров, даже, может быть, искуснейших игроков, - но только на тренировки или на товарищеские матчи. А на поле битвы должны выходить лишь отечественные спортсмены. Положение, когда приглашённые звёзды получают миллионы долларов или евро, а рядовые игроки довольствуются скромной зарплатой в рублях, оскорбительно для спортсменов, порождает зависть, раздоры, "звёздную болезнь", "договорные матчи" и пр..
  
  Во-вторых, прощание с покойными - церемония торжественно-траурная, на ней не место веселью, пляскам и пр. Но с недавних пор пришла к нам, видимо, с Запада, мода провожать умерших аплодисментами. Сначала это прижилось в артистической среде (дескать, для артиста нет большей награды, чем аплодисменты зрителей, вот и порадуем его на прощание). Теперь мода захватила и среду спортсменов. Что же, скоро, видимо, станет хоронить под аплодисменты всякого умершего (как бы благодаря его за то, что он ушёл из жизни и освободил место для кого-то из оставшихся, вспоминаем Пушкина: "Увы, на жизненных браздах..."). Привыкнуть, конечно, можно ко всему, но вообще эта мода нормальному человеку должна бы казаться дикой.
  
  Но данная авиакатастрофа нечаянно дала повод для принятия решений, имеющих важное значение для будущего страны. На совещании по этому скорбному поводу президент решил: раз отечественные авиастроители не в состоянии строить современные, безопасные в эксплуатации самолёты, придётся закупать их за границей. На это потребуются большие деньги, но на такие затраты надо пойти, ибо человеческие жизни - дороже всего.
  
  Это решение, на первый взгляд, логичное, и всё же, если задуматься, оно представляется сомнительным. Ведь оно ставит крест на отечественном авиастроении. Россия, как великая авиационная держава, перестаёт существовать. И десятки тысяч авиастроителей пополнят ряды безработных или пойдут в грузчики к азербайджанским и иным приезжим хозяевам лавок и ларьков на наших рынках, впадут с семьями в нищету. Да и правда ли, что Россия не в состоянии строить хорошие самолёты? Не в том ли тут дело, что некогда крупнейшая в мире и успешно работавшая на всех важнейших международных маршрутах советская компания "Аэрофлот", использовавшая самолёты исключительно отечественной постройки, была приватизирована и раздроблена на сотни карликовых фирм, не способных обновлять самолётный парк и обеспечивать его грамотную эксплуатацию?
  Опытнейшие пилоты утверждают, что советские самолёты (а у нас и эксплуатируются либо советские, дорабатывающие свой ресурс, либо подержанные иностранные, своего самолётостроения в капиталистической, точнее, буржуазной России практически нет). Если за самолётом есть надлежащий уход, он может летать и тридцать, и более лет.
  Частникам нужно вести бизнес подешевле, поэтому они закупают подержанные иностранные самолёты (да новые им никто и не продаст - там заводы загружены работой на поставки по контрактам на годы вперёд). А отечественный авиапром остаётся без заказов и не может разрабатывать и строить добротные воздушные суда.
  К тому же и авиазаводы тоже приватизированы и доведены до ручки. На месте уничтоженного Саратовского авиазавода выстроен торговый центр. Между прочим, в Великую Отечественную войну вражеская авиация разбомбила этот завод. Но Сталин приказал его восстановить, и уже через три месяца завод выпускал больше самолётов, чем прежде.
  Мошенники в ремонтных мастерских нередко ставят вместо новых старые, бракованные и слегка подновлённые детали (часто китайского производства). Частники нередко используют некачественное топливо и пр. Всеобъемлющая коррупция разъедает все звенья системы гражданской авиации (разумеется, не только авиации).
  Разрушена и сеть аэропортов, их число сократилось в разы. На месте Саратовского авиазавода вырос торговый центр. Взлётно-посадочные полосы на большинстве аэродромов находятся в неудовлетворительном состоянии и не приспособлены для обслуживания иностранных самолётов. Всё большее число регионов оказываются отрезанными от "Большой земли". Несколько современных аэропортов, построенных за последние годы, чаще - в связи с проведением международных мероприятий (Олимпиада в Сочи, саммит АТЭС во Владивостоке) обслуживают крупные города.
  Разрушена и система подготовки лётных кадров. Опытнейшие эксперты свидетельствуют, что советская система воспитания лётчиков была одной из лучших в мире, ибо она воспитывала прежде всего дух, моральные качества, высокую ответственность за безопасность полётов. Чтобы стать командиром магистрального самолёта, лётчик должен был пройти все ступени - полетать года два в качестве второго пилота на маленьком самолёте, затем столько же первым пилотом, далее - вторым пилотом на среднем самолёте и т.д. На прохождение такого пути уходило 10 - 15 лет, и потому советские лётчики были лучшими на планете. Престиж лётчика был необыкновенно высок, юноши мечтали поступить в авиашколу. Можно ли представить, чтобы сейчас частная российская авиакомпания воспитывала пилотов в расчёте на столь далёкую перспективу? Погоня за прибылью заставляет спешить - естественно, в ущерб качеству подготовки. Приходит выпускник лётного училища, обучавшийся в основном на тренажёрах, проходит краткосрочные курсы по освоению того самолёта, на котором ему предстоит летать, - и вот вам готовый пилот. Лётчик видит, что самолёт может войти в грозовой фронт, следовало бы сделать крюк, обойти опасное место, но тогда придётся затратить больше керосина, за что ему снизят и без того не слишком щедрую зарплату. Частники выжимают и из техники, и з персонала всё возможное и невозможное. Отменены обязательные для всех перевозчиков правила безопасности полётов. Как же тут не быть частым катастрофам? И спасёт ли от них закупка иностранных самолётов?
  
  Теперь намечается ликвидировать 90 процентов авиакомпаний. Но как это сделать? Выкупать предприятия, точнее, их развалины за счёт налогоплательщиков? Или упразднить директивным порядком? Но где же тогда обещанная властями свобода предпринимательства и неприкосновенность частной собственности? Как это отразится на привлекательности нашей страны для иностранных инвесторов, о чём власть так заботится?
  
  А главное - в другом. Ведь не только на воздушном транспорте стали частыми катастрофы. Тонут речные и морские суда, а отечественное судостроение тоже разрушено. Поставим крест и на нём и будем закупать суда за границей? Это тоже громадные деньги, где их взять? Военные отказываются приобретать отечественное вооружение и намерены закупать его в странах НАТО - нашего вероятного противника. Ведь надо же до этого додуматься! Но на закупках зарубежного оружия чиновникам на откатах можно неплохо заработать. Систематически выходят из строя объекты ЖКХ, оставляя жителей то без света, то без газа, то без горячей (а подчас и без холодной) воды. Станем закупать за рубежом и для них оборудование? А есть и отрасли производства, где положение ещё хуже.
  
  А Владимир Путин, посетив выставку вооружений в Нижнем Тагиле, убедился, что наши предприятия могут предложить и российской армии, и зарубежным покупателям хорошее оружие. Значит, не следует надеяться на то, что "Запад нам поможет". Надо, чтобы власть навела порядок в российском хозяйстве, поставила бы частников под действенный контроль, восстановила плановое начало в экономике хотя бы в том объёме, какой ныне существует во всех развитых странах. После 20 лет либеральной болтовни пора бы перестать жить за счёт продажи сырья и вплотную заняться развитием отечественного производства. Даже в рамках существующей системы многое можно сделать, но в рамках нынешней тенденции к обогащению любыми путями никакого существенного положения на воздушном транспорте добиться невозможно.
  В любом словаре можно прочитать: "Модернизация - это изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, вкусам (например, модернизация оборудования)". Но вряд ли можно назвать модернизацией политику разрушения существующих производств, чтобы потом на голом месте строить нечто совершенно новое. Особенно, если казна отнюдь не ломится от денег, их не хватает на самые неотложные нужды развития страны и на насущные социальные программы, а три четверти населения, по меркам развитых стран, живёт за чертой бедности.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"