РЕКЛАМА (фр. reclame, лат. reclamare - выкрикивать) - 1) информация о товарах, различных видах услуг и т. п. с целью оповещения потребителей и создания спроса на эти товары, услуги т. п. 2) распространение сведений о ком-либо или о чём-либо с целью создания популярности.
(Словарь иностранных слов, Москва, Русский Язык, 1988 год, 15-е издание, исправленное)
Одни смотрят на торговлю, как на занятие вполне уважаемое, ответственное и даже привилегированное. Другие относятся к нему с презрением и видят в ней всего лишь способ наживы. Но всё же правы, наверное, те, кто видит в ней нечто большее, нежели просто подсчёт доходов. Ведь торговля, - это ещё и возможность приносить пользу, вносить свой вклад в развитие общества. Торговля склеивает нашу цивилизацию в единое целое. Торговля - двигатель прогресса. С этим трудно спорить. Конкуренция - душа торговли. А, значит, ежели рассуждать подобным образом, реклама - душа конкуренции. И существует она столько же, сколько и сама торговля. А продавцы каких-нибудь амфор на базаре в древних Афинах, вероятно, с таким же усердием расхваливали свой товар, как нынешние производители тампаксов и наполнителей для кошачьих сортиров.
В комерческой рекламе все усилия направлены на демонстрацию того, как товар может удовлетворить всевозможные потребности покупателя. И не просто для того, чтобы убедить того выложить свои денежки. Каждый товар должен найти своего покупателя, то есть того, кто нуждается в определённого рода товаре. Товар должен быть продан тому, кому он необходим. К взаимной выгоде и удовольствию продавца и покупателя! Поэтому, как ни крути, а реклама дело нужное и полезное. Посему она должна быть, прежде всего, информативной, правдивой, и...
В общем, легче сказать, какой она быть не должна. Она не должна быть излишне назойливой и глупой. Она не должна вязнуть на зубах, мозолить глаза и быть образчиком настырности и самоуверенности. Конечно, для многих реклама - источник дохода, возможность заработать себе на кусок хлеба. (Возможно даже с маслом и даже иногда, говорят, с красной или чёрной икрой!). Например, для того же телевидения. Без неё там - никак. Ладно. Пусть. Но тогда уж пусть она будет хотя бы приятной для нашего зрения и слуха!
А ведь иногда, во время принудительно-добровольного просмотра рекламных роликов (коими, как колбаса салом нашпигованы художественные фильмы) возникает вопрос: а в здравом ли рассудке были создатели этих роликов? И ещё один: а не заплатили ли им конкуренты? Потому как, насмотревшись на майонезы, прокладки, какие-то сверхособенные зубные щётки, средства от геморроя и по... (пардон!) диарреи, ничего покупать не хочется. На эти товары и глаза-то уже не глядят, а уж приобретать их...
Из ста опрошенных тверичан восемьдесят ответили, что телереклама назойлива, семьдесят (из тех же ста) ещё заметили, что она надоела до чёртиков, тридцать (из тех же!) нашли её к тому же и откровенно глупой. А оставшиеся двадцать из тех же ста ответили, что когда на экране мелькает надпись реклама, они просто отключают у телевизора звук. И пережидают её, как мелкое стихийное бедствие.
Помнится, началось это бедствие с тётеньки, которая бесцеремонно вваливалась в чужую квартиру, всех ехидно критиковала, и при этом советовала использовать комет. Помню душещипательную сцену на привокзальном рынке, разыгравшуюся ещё лет восемь назад. Мама покупает с развала вышеупомянутое средство для чистки, мальчик лет четырёх плачет и вопрошает: А к нам противная старушка не придёт?.
А уж потом пошло-поехало! И за прошедшие мы всякого годы насмотрелись. И магазинов на диване, и аптек на дому, и загадочно изчезающих после бальзама Битнера нижних конечностей, т. д . и т. п. Так что порой хотелось завопить: Да уберите же, наконец, вы ваши шопы с моего дивана!
На сегодняшний день, как выяснилось, наибольшее раздражение среди населения вызывает реклама пива. За клинским никто идти не хочет. Большинству телезрителей просто не понятно, как это пиво может быть продвинутым? А, главное, куда продвинутым? И зачем? Прыгающая пробка, кстати, тоже мало кого вдохновляет.
А уж что касается такого шедевра, как хочешь, я узнаю, как тебя зовут, то...
Как отметила шестилетняя дочь моей приятельницы, это реклама о том, что если человек попьёт слишком много пива, то он будет себя очень плохо вести, и его нельзя пускать на люди.
А её папа (сорока лет от роду) отметил, что уж точно пива этого пить не станет, а то вдруг тоже в дурака превратится.
Пусть нас простит уважаемая косметическая фирма ASTOR, но после телерекламы помады для губ не остаётся желания эту самую помаду купить. Остаётся только досада на тех бестолковых людей, кто выпустил на экран даму, которой ну никак не удаётся связно изложить свои мысли. Не знает она, как это выразить и всё тут! На что хочется ответить: не знаешь, так какого чёрта!..
Реклама детских подгузников. Тоже не умиляет ни капельки. Раздражает. Мнение большинства тверичан: таким здоровенным детям уже пора ночные горшки рекламировать, а не в штаны валить!
Единственное на чём глаз отдыхает это реклама... корма для животных. Что ж, ещё господин Станиславский изволил как-то заметить, что животных переиграть невозможно. Настолько они сами по себе красивы, выразительны и самодостаточны. И производимое ими приятное впечатление трудно чем-либо испортить. Недаром очаровательную белую кошечку пригласили рекламировать такую же белоснежную стиральную машину. Которая, кстати, (понятное дело, машина!) много от этого выиграла.
Единственное, что несколько портит впечатление, это то, что недавно я, поддавшись на чарующее обаяние Бориса, накормила свою кошечку Соню китикетом... После чего все в доме ходили и повторяли: наша кошечка больше не ест китикет, поэтому играет, как котёнок, а ела бы, так с туалета своего кошачьего не слазила. Но возможно, просто у нас кошка какая-то особенная, со своей индивидуальной и, весьма, надо отметить, бурной, реакцией на вышеупомянутый продукт...