В квэнья все читается так же, как и пишется (за исключением дифтонгов). Те есть "а" - читается как "а", "е" - как "э" (именно "э", не "е"), "i" - как "и", "u" как "у".
Сочетание "th" читается как "think" и никогда как "this".
Согласная "с" всегда читается как "к".
2. Как произносить звук "th".
Я знаю что у русскоязычных товарищей часто есть проблема с тем, как произносить звук "th", и вместо "think" и "this" получается "синк" и "зис". Способ произносить звук "th" правильно очень простой.
Чтобы произнести "th", как в слове "think", нужно произнести русский звук "ф", и одновременно просунуть меж зубами кончик языка.
Чтобы произнести "th", как в слове "this", нужно произнести русский звук "в", и одновременно просунуть меж зубами кончик языка.
Говорите правильно!)
3. Особенности ударения в квэнья.
3.1. Ударения в словах, где меньше 3-х слогов.
В двусложных словах ударение ставится на первый слог.
сАra - "делать"
Но... убедитесь, что это двусложное слово действительно двусложное! :) Потому что, например, слово nai - "да будет", является односложным, так как ai, это не две разных гласных a и i, а дифтонг. Все дифтонги считаются одним слогом - помните это. И ударение в них падает на первую гласную дифтонга.
nAi
lAure (2х сложное слово!)
cOimas (2х сложное слово!)
Так же помните, что qu это звук "кв", а не согласный + гласная. И, таким образом, в слове quet- всего один слог.
3.2. Ударение в словах, где 3 слога и больше.
В большинстве слов, в которых 3 слога и больше, ударение ставится на третий слог с конца.
PalUrien - имя Йаванны (MR: 157)
Однако, ударение может сместиться (чаще всего на предпоследний слог), если в слове есть:
a. дифтонг
b. долгая гласная
c. сочетание двух и более согласных (помните, что звук th это не две согласные, а одна, как и "кв" - qu)
a. Ударение ставится на первую часть дифтонга:
Обратите внимание, что если в слове встречается и дифтонг, и двойные согласные, то дифтонг является более приоритетным:
lAiquasse - зеленость (LT1:267)
LAurelin - (VT45:27)
b. Долгая гласная... это скорее исключение. Просто по той причине, что не всегда понятно, какая гласная тут долгая. К счастью, в некоторых словарях (словарь Арандиля, например), если вдруг у Профессора появляется в слове долгая гласная, она отмечена:
antírie - очень-внимательно (PE17:094)
túrindielya - королевство-твое (VT43:15)
c. Ударение стоит после двойной согласной:
TindOmerel - Лутиэн (PE 19:73)
ingOlmo - мудрец (WJ: 383)
Arandórë - земли-короля (PE17:28)
При этом, даже если в слове есть сочетание 2-х согласных, пока в слове меньше 3-х слогов, ударение падает на первый слог, но как только слогов становится 3 и больше, ударение смещается на слог после согласных:
Ondo → ondOli
3.3. Ударение в словах, где больше двух ударений.
В квэнья немало слов, где больше одного ударения. Это слова, которые либо:
a) образуются путем объединения двух основ,
b) образуются путем добавления окончаний к основе,
с) образуются из-за появления в слове "долгой" гласной.
a.
qUivienEn - Воды-Пробуждения. Два слова объединены в одно, и ударения сохранены там, где они были у каждого слова по отдельности: qUivie + nEn.
NElyafInwe
CAnafInwë
TUrcafInwë
CUrufInwe
MOrifInwë
PItyafInwë
TElufInwë
b.
quEsset (Ety: KWES) - "подушка", слово из 2-х слогов → quessEto - "подушке" (Р.п.), слово из 3-х слогов, и, согласно правилу, ударение перемещается на гласную после двойных согласных.
с.
Некоторые слова при склонении в Винительном падеже изменяются по количеству слогов. Например, fairie (LT1:250) - "свобода", с ударением на fАirie, превращается в партативно-множественном числе в fairieli'. Так как в слове fairieli конечная долгая i', на нее падает окончание, но так как слово длинное (4 слога), то в нем как бы два окончания fAirielI.
4. Окончания в стихотворениях.
В завершение этой главы я хочу отметить, что исключениями из вышеприведенных закономерностей могут являться стихи (это не закон, но такое возможно), в которых ударения могут "прыгать" ради общего благозвучия.