Варда сохранила часть Изначального Света (ее первоначальная главная забота в Великой Истории). Два Дерева были созданы. Валар устроили место своего отдыха и обитания в Валинорэ на Западе*(1) (XI).
Теперь одной из целей Древ (как позже и Сильмариллей) было исцеление ран Мэлькора, но это легко могло иметь эгоистичный аспект: остановку истории, а не продолжение Повести. Такой эффект Древа и оказали на Валар. Валар все больше и больше влюблялись в Валинорэ, чаще приходили туда и оставались там дольше. Средиземье слишком мало охранялось и слишком мало защищалось от Мэлькора (XI).
К концу Дней Блаженства Валар обнаруживают, что все изменилось. Они изгнаны из Средиземья Мэлькором, его злыми духами и монстрами; и могут прийти туда сами только тайно и ненадолго (и в основном приходили Оромэ и Йаванна) (XI).
И вот, Валинорэ был построен, и Валар обитали в благоденствии, ибо Мэлько был далеко в мире, все глубже копая Утумно и укрепляя его железом и холодом; но Макар и Мэассэ катались верхом на бурях и радовались землетрясениям и всепоглощающей ярости древних морей. Светел и прекрасен был Валинорэ, но глубокие сумерки лежали на мире, ибо Валар собрали слишком много того света, что раньше был разлит в воздухе. Редко теперь падал мерцающий дождь, как это было раньше, и в мире царил мрак, освещенный бледными струями света или пронизанный красным светом в тех местах, где Мэлько извергал в небо пламя с истерзанного огнем холма*(2) (XXXVIII).
Но этот период, когда каждый жил в своем царстве, был коротким. Обе стороны знали, что пришествие Детей Единого неизбежно. Мэлькор желал подчинить их сразу страху и Тьме и поработить их. Он затемнил мир (некоторые говорят, на 7 лет*(3)), отсекая, насколько это возможно, всякую возможность видеть небо и, хотя далеко на юге (как говорят), это не помогло, от дальнего севера (где клубы тьмы были плотными) до середины Эндорэ нависали огромные облака (XI). Легенда о тех днях, скорее всего, людей, говорит, что облака были такими плотными, что 'луна и звезды были невидимы. День в полном разгаре был лишь тусклыми сумерками (XI). Свет был только в Валинорэ (XI).
В тех землях и лесах Эндорэ часто охотился Оромэ; и туда также временами приходила Йаванна, печально напевая; ибо она была опечалена тьмой Средиземья, тем, что оно плохо содержалось и было покинуто. Но другие Валар приходили туда редко; а на Севере Мэлькор укрепил свою силу и собрал вокруг себя своих демонов. Это были первые созданные из его тварей: их сердца были огненными, но они были окутаны тьмой, и ужас шел перед ними; у них были кнуты пламени. Позже нолдор назвали их валараукар (балрогами) (L). Валараукар были (элар) духи, которые первыми присоединились к Мэлькору во дни его величия и стали более всего похожими на него в его испорченности; и у них были кнуты пламени (L). Но они еще не вышли из ворот Утумно из-за своего страха перед Оромэ (XXVII).
2.
В 900 году Валар (XXXV) случилось так, 'что Манвэ созвал Валар на совет (XXVII), ибо они встревожились известиями, которые Йаванна и Оромэ принесли из Внешних Земель (XXVII), 'говоря, что если бы Мэлькору оставалось дольше беспрепятственно исполнять свою волю, все Средиземье рухнуло бы безвозвратно (XXVII). И Йаванна говорила перед Валар и предсказала, что приход Детей Илуватара вот-вот настанет, 'кроме того, Манвэ знал, что приближается приход Детей Илуватара (XXVII), тем не менее час и место этого прихода были известны только Илуватару. И Йаванна умоляла Манвэ дать свет Средиземью, чтобы остановить зло Мэлькора и успокоить Детей; то же говорили Оромэ и Тулкато (Тулкас), жаждущие войны с Утумно (XXVII). И Йаванна заговорила перед Валар, сказав: 'Смотрите, о, могучие Арды, Видение Эру было кратким и вскоре было забрано, так что, может быть, мы не сможем угадать в тесном счете дней назначенный час. Однако будьте уверены в следующем: приближается час, и в этом веке откроется наша надежда, и Дети пробудятся. Но не в Амане они пробудятся. Неужели мы оставим земли их обитания пустынными и полными зла? *(4) Будут ли они ходить во тьме, пока у нас есть свет? Будут ли они называть Мэлькора владыкой, пока Манвэ восседает на Святом холме? (L)'
И Тулкато громко воскликнул: 'Нет! Давайте скорее воевать! Не слишком ли долго мы отдыхали от раздоров и не обновились ли теперь наши силы? Будет ли один-единственный состязаться с нами вечно?'
Но по велению Манвэ заговорил Мандос, и он сказал (L), что, хотя Пришествие Детей и подготовлено, это не должно произойти в течение еще многих Лет; и Старшие Дети должны прийти во темноте и вначале взглянуть на Звезды. Ибо так было предопределено*(5) (XXVII). Великий свет же будет для их угасания. И к Варде они всегда будут обращаться в нужде (L).
Тогда Варда покинула совет, и она взглянула с высоты Таниквэтиля*(6), и созерцала темноту Земли под бесчисленными звездами, слабыми и далекими (XXVII). Варда восстала в своей мощи и Манвэ, владыка Ветров был с нею, и вместе они боролись с Облаком Невидимого, созданным Мэлькором. Но как только Облако разрывалось, Мэлькор снова закрывал завесу - по крайней мере, над Средиземьем. Тогда пришел Великий Ветер Манвэ, и завеса разорвалась. Звезды ярко сияли даже на севере (Валакирка) и после долгой темноты казались ужасающе яркими (XI).
Легенда (которую рассказывали люди, называвшие Валар 'Богами'), гласят, что 'затем Варда приступила к великому труду, величайшему из всех творений Валар со времени их прихода в Арду (XXVII) В 990-950 году Валар (XXXV) Варда взяла свет, исходящий из Тельпэриона и хранившийся в Валинорэ, и сделала звезды новее и более яркие. И многие другие древние звезды она собрала вместе и установила в качестве знамений на небесах Арды. Величайшим из них был Менэльмакар, Мечник Неба, 'с его сияющим поясом (L). Это, как говорят, было знаком Турина Турамбара, который должен прийти в мир, и предзнаменованием Последней Битвы, которая будет в конце Дней (XXVII). Ибо таково Пророчество Намо, что: 'когда последняя битва будет собрана на полях Валинорэ, в тот день Тулкато (Тулкас) сразится с Мэлько, и справа от Тулкато будет стоять Фионвэ, а слева - Турин Турамбар, сын Хурина, Победитель Судьбы, пришедший из чертогов Мандоса; и именно от черного меча Турина, придет смерть и окончательный конец Мэлько; и через это дети Хурина и все люди будут отомщены (XXVII).
Также Варда в то время создала 'Карнил и Луинил, Нэнар и Лумбар, Алкаринкэ и Элэммирэ, и другие свои древние творения она собрала вместе и поместила как знамения на Небесах, чтобы Валар могли читать: Вильварин, Тэлумэндил, Соронумэ и Анаррима (L). В 950 году Валар (XXXV), последним, Варда сделала знак из ярких звезд, который называется Валакирка, Серп Валар, и 'высоко над Севером она раскинула корону Семи могучих Звезд, эмблемой Богов (XXV), как угрозу Утумно, 'бросив вызов Мэлькору (XXV) и как знак гибели Мэлькора (XXVII).
Но в действительности, это были звезды установленные Вардой на Нур Мэнэль. 'Поэтому та, чье имя из глубин времени и трудов Эа было Тинталлэ, Зажигательницей, была названа эльфами Элэнтари, Королевой Звезд (L). 'До создания Королевства Арды, Валар в целом (включая неназванное множество других, которые никогда не приходили в Арду) трудились над общим строительством Эа (Мира или Вселенной). В эльдаринских и нуменорских преданиях сказано, что Варда участвовала в создании и установила на свои места большинства главных звезд; но, будучи (по судьбе и желанию) будущей Королевой Арды, в чем заключалась ее конечное предназначение, особенно в любви и покровительстве квэнди, она заботилась не только о великих Звездах самих по себе, но и об их отношениях с Ардой и их явленном облике (и их влиянии на Детей в будущем) (XII). То есть еще до создания Арды, Варда участвовала в создании звезд Эа, давая им тот Свет, которым наделил ее Единый; и позднее в Арде Варда создавала лишь малые звезды, созвездия Нур Мэнэль. Что же касается созвездий-знаков, таких как Мэнэльмакар или Валакирка, то сказано, что еще до появления Арды, при создании Звезд Эа, Варда 'заботилась не только о великих Звездах самих по себе, но и об их отношениях с Ардой и их явленном облике. И такие формы и основные узоры, которые мы называем, например, Плугом или Орионом, считались ее замыслами. Таким образом, Валакирка, или 'Серп Валар', одно из эльдаринских названий Плуга, как говорили, позднее предназначалась для того, чтобы стать знаком угрозы и грозного предзнаменования мщения Северу, на котором Мэлькор поселился. (Варда была самой прозорливой из всех Валар, обладая самой ясной памятью о Музыке и Видении, в которых она играла лишь небольшую роль как актриса или исполнительница, но слушала очень внимательно) (XII).
3
Но о тех временах есть и другая легенда.
В то время 'Манвэ сидел на вершине горы и смотрел проницательными взглядом в тени за Валинором, и ястребы прилетали к нему и от него приносили много великих вестей, но Варда пела песню и смотрела на равнину Валинорэ. Сильпион в это время мерцал, и крыши Валмара внизу были черными и серебряными под его лучами; и Варда радовалась, но вдруг Манвэ заговорил, сказав: 'Смотри, под соснами сияет золото, и самый глубокий сумрак мира наполнен топотом ног. Эльдар пришли, Таниквэтиль!' Тогда Варда быстро встала и простерла руки свои на Север и Юг, и расплела свои длинные волосы, и вознесла Песнь Валар, и Илвэ наполнился прелестью ее голоса (XXV).
Затем она спустилась в Валмар, в обитель Аулэ, который делал сосуды из серебра для Лориэна. Рядом с Аулэ была чаша, наполненная сиянием Тэлимпэ, и он ловко использовал ее в своем ремесле, но вот Варда предстала перед ним и сказала: 'Эльдар пришли!', и Аулэ швырнул вниз свой молот, говоря: 'Тогда Илуватар, наконец, послал их', и молот, ударившись о несколько слитков серебра на полу, своим волшебством оживил серебряные искры, которые вспыхнули и вылетели из окон Аулэ в небеса. Увидев это, Варда взяла сияние Тэлимпэ из сосуда и смешала его с расплавленным серебром, чтобы сделать его более стабильным, и полетела на своих быстрых крыльях, и расставила звезды по небесному своду в великой щедрости, так что небеса стали удивительно прекрасными, а их слава удвоилась; и те звезды, что она создала тогда, обладают силой насылать дрему, ибо серебро их тел пришло из сокровищницы Лориэна, и их сияние из Тэлимпэ пролежало долгое время в его саду (XLVIII). Неосвещенные небеса Варда усыпала этими яркими шарами серебряного пламени (XXV).
Некоторые говорят, что Семь Звезд были установлены Вардой в то время в ознаменование прихода эльдар, и что Морвинион*(7), сияющий над краем мира на западе, был брошен ею, когда она в большой спешке возвращалась в Валинорэ. И это в самом деле истинное начало Морвиниона и его красоты, однако Семь Звезд не были установлены Вардой, а были в действительности искрами из кузницы Аулэ, чье сияние в древних небесах побудило Варду соперничать с ними; однако этого она так и не достигла (XLVIII).
4
Рассказывают, что, как только Варда окончила свои труды, а они были долгими, когда впервые Мэнэльмакар шагнул в небо, и синее пламя Хэллуина замерцало в туманах над границами мира, в тот час проснулись Дети Земли, Перворожденные Илуватара (L).
Также 'говорят, что в тот час (XXVII), когда Варда установила Валакирку на Нур Мэнэль, в Эндорэ 'проснулись квэнди, Старшие Дети Илуватара: которых люди называли 'эльфами' и многими другими именами (XXVII).
А еще говорят, что 'Варда и Манвэ боролись с Облаком Невидимого (XI), и в Эндорэ 'была темнота, и это было как раз перед тем, как проснулись эльфы (XI).
5
В 950 году Древ (XXXV), 'весной*(8) (LXXVI) Квэнди восстали от сна Илуватара у Вод Пробуждения, Куивиэнэн, и их глаза прежде всех вещей созерцали звезды небесные. Поэтому квэнди всегда любили звездный свет и почитали Варду Элэнтари выше всех Валар (LXXVI).
В изменениях мира очертания земель и морей ломались и переделывались; реки не сохранили своего русла, и горы не остались непоколебимыми; и к Куивиэнен нет возврата. Но среди квэнди говорят, что Куивиэнэн находилось далеко в Средиземье, к востоку от Эндона (который является самой средней точкой Эндорэ) и на север; и это был залив внутреннего моря Хелкар (XXVII), и другие говорят, что это было 'освещенное звездами озеро (XLII). И это море находилось там, где когда-то были корни горы*(9) Иллуин до того, как Мэлькор низверг ее. Много вод стекалось в то море с восточных высот Эндорэ, и первым звуком, который услышали уши эльфов, был звук текущей воды и звук воды, падающей на камень (XXVII). И первым, что они увидели в темноте, были звезды. Но Мэлькор принес мрак с востока, и звезды померкли везде, кроме запада. Поэтому эльфы изначально думали о свете и красоте на Западе (XI).
Говорят, что взгляд эльфов всегда задумчив, словно они думают о чем-то далеком. И это так: они вспоминают дни, когда впервые встретились, и их руки соприкоснулись в темноте. И после Конца Мира они не изменятся в этом; ибо память - это их великий дар, который будет виден все яснее по мере того, как проходят века этой Арды: тяжелым бременем это будет, как опасаются некоторые; но в Дни, о которых мы говорим теперь, это было большое богатство (XXXIX).
Долго жили квэнди в своем первом доме у воды под звездами и они бродили по Земле в изумлении; и они начали создавать речь и давать имена всем вещам, которые они встречали. И они назвали себя квэнди, что означает 'те. кто говорит голосами'; ибо до сих пор они не встречали других живых существ, которые говорили или пели (XXVII). Нолдорские хранители мудрости часто утверждают, что значение слова 'квэнди' было 'говорящие', 'те, кто составляет слова голосом' - i karir quettar omainen. Поскольку хранители мудрости нолдор владели традициями, восходящими к древним временам до Разделения, это утверждение нельзя игнорировать (XXVII). Можно возразить, что на самом деле ни в одном известном эльфийском языке нет основы *KWEN, явно относящейся к речи или вокальному звуку. Ближайшей по форме является основа *KWET 'говорить, произносить слова'. Но, имея дело с этим древним словом, мы должны вернуться к истокам эльфийской речи, до позднейшей организации ее основной структуры, с ее предпочтением (особенно в основах глагольного значения) схемы Х-Х (-) с фиксированным средним согласным (XXXIV). Таким образом, мы можем принять этимологию *kwene, *kwen, это составляло бы его первоначальный смысл 'говорить, говорящий, использующий голосовой язык'. Это было бы для эльфов в самом деле естественным, ища слова для обозначения одного из представителей своего вида в отличие от других известных тогда существ, выбрать использование речи в качестве главной характеристики. Но однажды сформировавшись, слово должно было принять значение 'личность', без особой ссылки на этот талант Воплощенных. По аналогии со словами *nere, *ner - 'некто мужского пола, мужчина', которые были образованы от основы *NERE, относящейся к физической силе и доблести, но и слабого или трусливого можно было назвать ner; так в действительности слово 'квэн' обозначает и онемевшего или молчаливого эльфа (XXXIV). Таким образом, по крайней мере до момента Разделения квэнди должно было подразумевать 'мы, говорящий народ'; это действительно могло в первую очередь применяться к собраниям для обсуждения или для прослушивания речей и декламаций. Но когда эльфы узнали о других существах подобных форм и о других воплощенных, которые использовали голосовой язык, и имя квэнди стало использоваться, чтобы отличить себя от этих других видов, и лингвистический смысл, должно быть, больше не присутствовал в данном слове (XXXIV).
6
Говорят, что в это же время Мэлйанна (Мэлиан), прекраснейшая из маиар, желая посмотреть на звезды, поднялась на Таниквэтиль; и вдруг ей страстно захотелось увидеть Средиземье, и она покинула Валинорэ и бродила в сумерках Эндорэ (XXVII). Мэлйанна часто уходила из Валинорэ в далекие путешествия в ближние земли (XXVII). В 1900 Году Валар (900 Году Древ), Мэлйанна, чей голос был известен в Валмаре (XXXV), предупрежденная во сне Единым о Пробуждении эльфов покинула Валинорэ и отправилась в Эндорэ*(10) (LXXVI).
7
В 985 году Древ, когда эльфы жили в мире пять и тридцать лет Валар (что равно 335 нашим годам), так случилось, что Оромэ отправился в Эндон на свою охоту, и он повернул на север у берегов Хэлкара и прошел под сенью Орокарни, Гор Востока. И вдруг Нахар громко заржал и встал неподвижно. И дивился Оромэ и сидел молча, и казалось ему, что в тишине земли под звездами он слышал вдали множество поющих голосов (XXVII). Но по некоторым легендам, 'Оромэ наткнулся на эльдар, пока они жили, но молчаливо, у освещенного звездами озера Куивиэнэн (XXVII). Там он нашел место глубоко в долине, окруженной поросшими соснами склонами; его дно представляет собой бассейн с широкой водой, а его крыша - сумерки, усыпанные звездами Варды. Там Оромэ услышал о пробуждении эльдар, и все песни называют это место Койвиэнэни или Воды Пробуждения. Теперь все склоны этой долины и голый край озера, даже крутые склоны холмов за ней были заполнены толпой народа, которые с удивлением смотрели на звезды, а некоторые пели уже голосами, которые были очень красивыми (XLVIII).
Прошло несколько валианских лет, прежде чем Мэлькор, или его доверенные лица узнали о Пробуждении квэнди*(11) (LXXVI). Но некоторые говорят, что 'Эру (или его посланники) первоначально предупредил квэнди и запретил (или посоветовал?) пока не отходить далеко от Куивиэнэн. Тем не менее, некоторые любящие приключения эльфы сделали это, и некоторые из них были пойманы Мэлькором (LXXVI).
Некоторые в поздние времена говорили странные вещи, например, что 'тени страха начили омрачать естественное счастье квэнди. Они спорили меж собою, и кажется, что некоторые сердца уже были омрачены. Младшие эльфы (которые никогда лично не слышали Голоса Эру) сомневались в существовании Валар (о которых они слышали от Мэлйанны). Они не колеблются в преданности Единому, но в гордыне верят, что их миссия - сражаться с Тьмой и, в конечном итоге, завладеть миром Арды. Эта 'ересь', хотя и была уничтоженная во время Нахождения эльфов Оромэ, являлась семенем более поздней фэанорианской проблемы*(12) (LXXVI).
8
В 985-м году Валар (XXXV) Оромэ находит уже значительный народ. Итак, это ясно. что квэнди, должно быть, были созданы с самого начала в больших количествах (поскольку прошло всего 350 löar - солнечных лет) (LXXVI).
Так случилось, что Валар нашли, наконец, как бы случайно, тех, кого они так долго ждали. И когда Оромэ посмотрел на квэнди, он был полон удивления, 'как будто они были существами внезапными, чудесными и непредвиденными; ибо так всегда будет с Валар. Хотя все могло быть преддумано в Музыке или предсказано в Видении надолго вперед, тех, кто воистину входит в Эа, каждого в свое время, при встрече некоторые из этих вещей застанут врасплох как что-то новое и необыкновенное (L). И Оромэ полюбил квэнди и называл их 'эльдар' - народ звезд (XXVII). Но скорее всего, Оромэ использовал какое-то иное слово, потому, что 'слово 'эльдар' было поздней квэнйа (XXVII) и отсутствует в других эльфийских языках. Но 'когда Оромэ впервые нашел эльфов, то назвал их 'эльдар', что означало 'звездный народ', и это имя было дано эльфам в целом, хотя впоследствии оно было применено только к тем, кто отправился в Великий Поход за ним. Всех же эльфов называют 'детьми звезд' из-за их пробуждения при создании звезд (XXXII)*(13).
Однако, когда Оромэ пришел к Куивиэнэн, 'многие квэнди ужаснулись приходу Оромэ. Это было дело рук Мэлькора. Ибо, оглядываясь назад, хранители знаний говорят, что Мэлькор, всегда бдительный, первым узнал о пробуждении квэнди и послал тени и злых духов, чтобы следить за ними и подстерегать их (XXVII). Ибо Мэлькор был на страже, и у него было много соглядатаев (XXVII).
И так случилось, что за несколько лет до прихода Оромэ, если кто-нибудь из эльфов, один или несколько вместе, уходили далеко от границ Куивиэнэн, они часто исчезали и никогда не возвращались; и квэнди говорили, что Охотник поймал их, и квэнди боялись Охотника. Тем не менее, в самых древних песнях эльфийского народа, отголоски которых до сих пор помнят на Западе, слышно о неясных образах, которые бродили по холмам вокруг Куивиэнэн или внезапно перекрывали звезды; и о темном Всаднике на своем диком коне, который преследовал тех, кто бродил вдалеке, чтобы схватить их и пожрать (XXVII). Но о тех несчастных, что попались в ловушку Мэлькора, мало что известно достоверно*(14). Ибо кто из живых спустился в бездны Утумно или исследовал тьму намерений Мэлькора? Тем не менее, мудрецы Эрэссэа*(15) утверждают*(16), что, притаившись рядом с его слугами, Мэлькор сбил с пути некоторых квэнди, отважившихся уйти далеко от своих, и он взял их в плен в Утумно, и там поработил их. От этих рабов, как считается, произошли оркор*(17), которые впоследствии стали главными врагами эльдар*(18) (XXVII). Мудрые думают, что все квэнди, что попали в руки Мэлькора, прежде чем Утумно была разрушена, были заключены в темницу и медленными искусствами жестокости и порочности были развращены и порабощены. Так Мэлькор вывел отвратительную расу оркор, завидуя и насмехаясь над эльдар*(19). Ибо оркор имели жизнь и размножались подобно Детям Илуватара; и ничего, что обладало бы собственной жизнью или подобием ее, Мэлькор не мог сотворить со времени своего восстания в Аинулиндалэ до Начала*(20): так говорят мудрецы. И глубоко в своих темных сердцах оркор ненавидели Мастера, которому они служили в страхе, единственного виновника их ничтожности и страдания. Может быть, это было самое гнусное деяние Мэлькора и самое ненавистное Эру*(21) (XXVII).
Но что известно достоверно, это то, что 'Мэлькор испытывал сильную ненависть к наездам, совершаемым Оромэ в Эндорэ, и боялся их, и либо Мэлькор поистине послал своих Темных слуг в качестве всадников к квэнди, либо он распространил лживые слухи*(22) с целью, чтобы квэнди избегали Оромэ, если они когда-либо встретятся (XXVII).
Таким образом, когда Нахар заржал, и Оромэ действительно появился среди квэнди, некоторые из них спрятались, а некоторые бежали и заблудились. Но те, у кого хватило смелости остаться, быстро поняли, что Великий Всадник был благороден и ясен, а не возник из Тьмы; ибо Свет Амана был в его лице, и все благороднейшие из квэнди тянулись к нему (XXVII).
9
Некоторое время Оромэ жил с квэнди и обучал их языку Валар, 'С самого начала у Валар была речь, и после того, как они пришли в мир, они усовершенствовали свой язык для наименования и прославления всех вещей в нем (XXVII). 'На основе этого языка впоследствии эльфы создали прекрасную эльфийскую речь (XXVII), сладостную для ушей Валар (XLII). И Оромэ помогал эльфам в создании языка; ибо это было их первое творение на Земле и всегда было самым дорогим их сердцам (L). И все языки, происходящие от Куивиэнэн, могут называться оромийскими или квэндскими (XXXII).
Квэнди овладели языком и дали имена всем вещам, которые они встречали, еще до того, как Оромэ наткнулся на них (XXVII), эльдар или квэнди обладали даром речи прямо от Илуватара (XXVII). И все же первоначальный язык эльдар сильно изменился под влиянием Оромэ. 'Речь Валар мало меняется, ибо Валар не умирают; и он не менялся от века к веку в Валинорэ до Солнца и Луны. Но когда эльфы выучили валарин, они изменили его с самого начала, еще пока учились, и смягчили его звуки, и они добавили к нему много слов по своему вкусу и нуждам с самого начала. Ибо эльфы любят создавать слова, и это всегда было главной причиной изменения и разнообразия их языков (XXVII).
В той же легенде, где говорилось, что Аулэ создал Валакирку, рассказывается другая история встречи Оромэ и эльфов: 'Оромэ, пересекая равнину Валинорэ и, натягивая поводья, громко кричал, чтобы его услышали все уши в Валмаре: 'Тулиэлто! Тулиэлто! *(23) Они пришли - они пришли!' Затем Оромэ остановился на полпути между Двумя Древами и трубил в свой рог, и ворота Валмара открылись, и войско Вали (Валар) вышло на равнину, ибо они догадались, что в мир пришли чудесные вести. Тогда Оромэ сказал: 'Взгляните на леса Великих Земель, даже в Палисоре, в самой средней области, где сосновые леса непрестанно шепчутся, полно странного шума. Там я бродил, и се! это было так, как будто народ поднялся в свой срок под последними (новосотворенными) звездами. Среди далеких деревьев послышалось движение, и внезапно послышались слова, и звук ног, ходивших туда и сюда. Тогда я удивился, что это за дело, которое Палуриэн, моя мать, совершила втайне, и я разыскал ее и расспросил ее, и она ответила: 'Это не моя работа, но рука того, кто гораздо более велик, сделала это. Илуватар разбудил своих Детей наконец - езжай домой в Валинорэ и скажи Валар, что эльдар действительно пришли!' (XLVIII).
Тогда закричали все жители Валинорэ: 'И эльдар тулиэр - эльдар пришли' - и было так, что до того самого часа Валар не знали, что в самой их радости был порок, или что они с жаждой ожидали своего восполнения*(24), но теперь они знали, что мир был пустым местом, окруженным одиночеством, не имеющим собственных детей (XLVIII).
10.
Оромэ задержался на некоторое время среди квэнди (XXVII), а затем, в 986 году Древ, 'оставив охрану (LXXVI) Оромэ 'через сушу и море, наполненный мыслью о красоте эльфов (XLII), быстро вернулся в Валинорэ и принес вести Валар (XXVII) в Валмар (XLII). И он говорил о тенях, которые беспокоили Куивиэнэн (XXVII). И Валар 'возрадовались, но все же изумились тому, что он сказал (L), и были изумлены, все, кроме Манвэ, которому тайная мысль Илуватара была открыта во всех делах, касающихся этого мира (XLII).
В поздние времена, расказывали неправдоподобные легенды, что 'Мэлькор искал, как напасть на Оромэ, и тогда Оромэ послал к Валар, и из Валинорэ пришел Тулкато (LXXVI).
Услышав рассказ Оромэ 'Валар возрадовались и все же были в сомнении среди своего веселья, и они обсуждали, что лучше всего предпринять, чтобы оградить эльфов от тени Мэлькора (L).
Но Манвэ долго сидел на Таниквэтиле, глубоко задумавшись, и искал совета у Илуватара. И спустившись затем в Валмар, он созвал конклав Великих (L). Тогда Валар собрались на совет, 'и Манвэ восседал перед Валар среди Двух Деревьев. И туда прибыли все Вали, даже Улмо Ваилимо, спешащий из Внешних Морей, и его лицо было нетерпеливым и радостным (XLVIII). И Валар долго обсуждали, что лучше всего сделать для охраны квэнди; но Оромэ сразу же вернулся в Средиземье и поселился у эльфов (XXVII). Оромэ вернулся к Куивиэнэн с еще большим количеством маиар (XXVII).
Манвэ долго сидел в раздумьях и, наконец, заговорил с Валар, открыв им разум Отца (XLII): 'Вот совет Илуватара в моем сердце: во что бы то ни стало нам снова овладеть Ардой и освободить квэнди из тени Мэлькора' (L). И он велел им теперь вернуться к своему долгу, который состоял в том, чтобы управлять миром для Детей Илуватара, когда они должны появиться, каждый род Детей в свое назначенное время (XLII). И Валар вспомнили о своем долге (XXV). И Манвэ решил в конце концов объявить войну Мэлькору, хотя Арда должна была получить еще больше ран в этом раздоре (XXVII). Тогда Тулкато обрадовался; но Аулэ был опечален, и говорят, что он (и другие Валар) прежде не желал сражаться с Мэлькором, предчувствуя страдания мира, которые должны быть нанесены этой борьбой (L).
Оромэ оставался жить среди эльфов, а затем его вызвали вернуться для участия в советах и военных приготовлениях*(25) (XXVII).
Таким образом, в 990-м году Древ Валар впервые напали на Мэлькора, а не он на Валар, и Валар выступили на войну со всей своей мощью, и они победили Мэлькора полностью. Это Валар сделали от имени эльфов, и Мэлькор хорошо знал это и не забыл (XXVII).
Примечания.
*(1) Валинорэ изначально строился Валар как место для отдыха и покоя. Исходно Валинорэ должно было быть местом для отдыха, для восстановления сил среди борьбы и забот. А не местом, которому и посвящены все заботы, и из которого никуда не выходят.
*(2) Из Утумно.
*(3) 7 лет Древ?
*(4) Но ко времени пробуждения людей Валар забыли об этом и оставили Средиземье. И люди пробудились в землях, полных зла, и назвали Мэлькора Владыкой. Валар были счастливы, что у них появились питомцы, которых они взяли в Валинорэ, а до всех остальных большей части Валар не было дела.
*(5) Намо говорил о том, о чем знал наверняка, ибо 'Он ничего не забывает и знает все, что будет, кроме того, что скрыл Илуватар (XXII).
*(6) У Профессора Таниквэтиль - 'он', а не 'она'.
*(7) Звезда Морвинион, 'горящая над краем мира на западе', - это Арктур (XLVIII).
*(8) В таблице дат и хронологий в 'Природе Средиземья' сказано, что эльфы Пробудились в 850 году Древ, но еще раньше в 'Природе' была дана дата Пробуждения эльфов как 1000 год, и из этой даты были выведены годы рождения первых 8-ми поколений эльфов. В попытке создать 'научную' хронологию Профессор в 'Природе' постоянно противоречил сам себе, и даты из 'Природы' не стоит учитывать.
*(9) Столпы для светильников Валар были в виде двух высоченных одиноких гор.
*(10) В оригинале сказано просто 'предупрежденная во сне', но она не могла быть предупреждена никем, кроме как Единым, так как только он знал о времени прихода его Детей. При этом Единый очень немногим открыл об их приходе.
*(11) В оригинале в 'Природе Средиземья' сказано, что это было в 854-м г.д., через 4 валианских года после Пробуждения эльфов и через 576 (или 600) наших годов, при том, что 1 валианский год был равен 144 солнечным, а не 10-ти солнечным, как в обычной хронологии. Но даты 'Природы' не согласованы друг с другом, противоречат основной хронологии и не ведут к альтернативной. Далее в 'Природе' сказано, что Мэлькор узнал о квэнди, когда появились первые дети из 12-го поколения - это противоречит довольно полной приведенной таблице.
*(12) Это более чем странная вставка. О какой верности Единому тогда могла идти речь? Верность проявляется, когда нужно выбирать, в то время никакого выбора еще не было. И квэнди еще не могли тогда хотеть сражаться с Тьмой - Мэлькор еще не стал Темным. И эльфам не нужно было сражаться с кем-то, чтобы потом завладеть Ардой, так как они не представляли еще мира вокруг, не то что Арды - никто из них не доходил даже до моря Ромэ (Рун).
*(13) 'Дети звезд' - это название эльфов вообще, но 'эльдар', 'звездные', название только тех народов эльфов, что пошли за Оромэ в Великий Поход.
*(14) В действительности даже не известно достоверно, был ли кто-то из квэнди захвачен и приведен в Утумно.
*(15) Мудрецы Эрэссэа - это оставшиеся в живых нолдор Младших Домов из сторонников Нолофинвэ (по большей части из Младших Домов уцелели наркосторондцы, ондолиндовцы и народ Налтариэль из Лэстанорэ (Дориата)), чья мудрость ставится под сомнение самой историей, о которой вы узнаете позднее и сможете сами составить о них свое мнение. Однако, как видно из фрагмента 'Мудрых', где происхождение орков из квэнди названо Темной историей, далеко не все 'мудрые Эрэссэа' считали одинаково.
*(16) Мудрость того, кто утверждает вещи, которые не знает точно, и, более того, известно, что никто не может знать, уже выглядит сомнительно и вряд ли может считаться 'мудростью'.
*(17) 'Оркор' или 'орки' множественное число от 'орк', 'орко'.
*(18) Однако это большая ошибка считать, что орки произошли от эльфов, о чем позднее будет написано.
*(19) Однако в 'Преображенных Мифах', одном из самых поздних текстов, напротив слов о 'мудрых' Эрэссэа, Профессор написал 'Изменить это. Орки не эльфы' (XXVII).
*(20) В действительности, даже не восстав против Илуватара, Мэлькор не смог бы создать живых существ, как не мог и Аулэ. И именно этот факт заставлял 'мудрых' Эрэссэа думать, что оркор выведены из эльфов, ведь если Мэлькор не мог создать жизнь, то значит он извратил уже существующую. И это было правдой, но все же 'мудрые' Эрэссэа ошибались на счет того, кто именно был Искажен Мэлькором, позднее это будет показано. И если бы Мэлькор посмел (и смог) так исказить природу Детей Единого, ему не было бы даровано прощение Валар через семь веков после его заточения.
*(21) Но находясь в Валинорэ, Мэлькор еще не пал окончательно - разве это могло бы быть, соверши он к тому времени самое гнусное из своих деяний?
*(22) Как делал и позднее, через умаиар, принявших эльфийское обличие. Но тогда, если в действительности Мэлькор даже не захватывал эльфов в плен и не мучал их - что более чем вероятно, ведь иначе он осквернил бы себя непоправимо еще раньше и не отделался бы семью столетиями заточения - то рассказы об орках, выведенных из эльфов, тем более лишь придумки.
*(23) Это фраза на поздней квэнйа, означающая 'они пришли', причем пришли в значении некоего разового события, как что-то уникальное и неповторимое. Просто 'они пришли' было бы tulento.
*(24) То есть, в самих Валар, в их жизни, была неполнота, пока не пришли Дети.
*(25) Оромэ оставляет эльфов, но маиар остаются защищать квэнди.