Арандур Норэмэлдо : другие произведения.

11. Призыв эльфов в Валинорэ

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  В 1980-1990 годах Валар (в 980-900 годах Древ)*(1) Оромэ нашел эльфов и подружился с ними; "он был первым из Валар, кого увидел кто-либо из эльдар (XXXIV); и большая часть этого народа двинулась под его предводительством на запад и север к берегам Валариандэ (Бэлэрианда), по приглашению Валар в Валинорэ (XXXV).
  
  В 1101 году Древ Валар снова собрались на совет, "и последней пришла Палуриэн Йаванна, спешащая из Палисора, и Валар спорили об эльдар (XLVIII); "и Валар разделились в споре. Ибо некоторые (и Улмо был йглавным среди них) считали, что квэнди должны быть оставлены свободно бродить, как они ходят по Средиземью, и пользоваться своим даром - возможностью упорядочить все земли и исцелить их раны. Но большая часть Валар боялась за квэнди (L). И спорили Валар, что им следует сделать для удобства Детей Илуватара и руководства ими. И, наконец, из-за великой любви, которую Валар питали к квэнди, 'ибо Валар исполнились любви к их красоте 'и желали их общения (L), и боялись за них в опасном мире среди обманов звездного сумрака (ХVII), не зная, какое зло, сотворенное Мэлькором, все еще бродило там*(2) (XXV). И Валар послали призыв к эльфам, предложив им переехать и пребывать в блаженстве в Амане и в Свете Древ (XXVII) навеки (L) 'чтобы эльфы собрались там на коленях Валар (L). Ибо Валар все еще удерживали живой свет в Валинорэ*(3) (ХVII).
  
  В этом призыве многие видели причину скорбных вещей, случившихся после, считая, что Валар заблуждались и отклонялись от цели Илуватара, хотя и с добрыми намерениями. Но такова была судьба Мира, хотя и она в конце концов не может противоречить замыслу Илуватара (ХVII). И все же, может быть, если бы Валар в самом деле решили иначе, мир был бы более прекрасным местом, а эльдар более счастливым народом (XVII).
  
  И Мандос, который вообще не говорил во время споров, нарушил молчание и сказал: "Итак, это обречено". Ибо из-за этого призыва пришли многие беды, которые постигли всех впоследствии; тем не менее те, кто считает, что Валар заблуждались, думая скорее о блаженстве Валинорэ, чем о Земле, и стремясь подчинить волю Илуватара своему собственному удовольствию, говорят языком Мэлькора (L).
  
  Но сказано, что приглашение, данное эльдар, и жизнь без опасности со стороны Мэлькора на самом деле не соответствовали Замыслу Эру. Приглашение возникло из-за беспокойства, и можно сказать, из-за отказа в доверии к Эру, из-за беспокойства и страха перед Мэлькором, и решение эльдар принять приглашение было связано с подавляющим эффектом их соприкосновения, пока они были еще в их неопытной юности. с блаженством Амана, красотой и величием Валар. Это имело катастрофические последствия в уменьшении числа эльфов Средиземья и, таким образом, лишении людей значительной части предполагаемой помощи и обучения их "старших братьев" и подвергании людей более опасному воздействию силы и обмана Мэлькора. Кроме того, поскольку природе эльфов фактически было чуждо жить под защитой в Амане, а не (как предполагалось) в Средиземье, одним из последствий стало восстание нолдор, *(4) (LVI)
  
  И Оромэ принес послание Валар к Куивиэнэн в 1102 году Древ (XXVII). Но квэнди были встревожены призывом Валар и не желали покидать Средиземье (XXVII). Тогда Валар снова собрали совет и "в конце концов сказали, что некоторые из прибывших в мир эльдар будут приглашены в Валинорэ, чтобы там поговорить с Манвэ и его народом, рассказав о своем приходе в мир и о желаниях, которые он пробудил в них (XLVIII). Поэтому Оромэ снова был послан к эльфам*(5) (XXVII).
  
  ***
  
  Одна легенда гласит, что посланником к эльфам был Норнорэ: "Тогда Норнорэ, чьи ноги невидимо сверкают, так они быстры*(6), умчался из Валинорэ с посольством Манвэ, и шел без остановок по суше и по морю в Палисор (XLVIII). И придя к эльфам 'Норнорэ стоял на холме и был поражен красотой этого народа, а поскольку он был вала*(7), эльфы показались ему удивительно маленькими и нежными, а лица их задумчивыми и ласковыми. Затем Норнорэ заговорил могучим голосом Валар, и все сияющие лица повернулись на его голос (XLVIII):
  
  "Узрите, эльдалиэ, вы, желанные на протяжении всей эпохи сумерек и искомые на протяжении веков спокойствия, и я пришел к вам, детям Илуватара, от самого Манвэ Тулимо, Лорда Валар, который пребывает на Таниквэтиле в мире и мудрости. И вот слова, которые он вложил в мои уста, чтобы сказать: Пусть теперь некоторые из вас вернутся со мной - ибо я не Норнорэ*(8), вестник Валар, - и войдут в Валинорэ и поговорят с ним, чтобы он мог узнать о вашем пришествии и всех ваших желаниях".
  
  Велико было смятение и удивление возле вод Койвиэ, и кончилось оно тем, что трое из эльдар осмелились пойти с Норнорэ, и теперь он отнес их обратно в Валинорэ, и их имена, как передали их эльфы Кора, были Итиль Инвэ (Ithil Inwe) и Финвэ Нолэмэ, отец Турондо (Турукано)*(9), и Тинвэ Линто*(10), отец Тинувиэль, но нолдоли*(11) (не все, но те, кто говорили на нолдорине)*(12) зовут их Инвитиэль (Inwithiel), Голфинвэг (Golfinweg) и Тинвэлинт (Tinwelint). Впоследствии они стали очень великими среди эльдар, и ванйар*(13) были теми, кто последовал за Итилом, а его родственники и потомки - королевский народ, инвир*(14). Нолэмэ был владыкой нолдоли, и о его сыне Турондо (или Тургоне, как его звали на нолдорине) ходят великие истории, но Тинвэ недолго пробыл со своим народом, и все же говорят, что он все еще жив*(15), владыка рассеянных эльфов Хитиломэ (Hithilome)*(16), танцует в своих сумеречных местах со своей супругой Вэндэлин*(17), духом, пришедшим давным-давно из тихих садов Лориэна; однако величайшим из всех эльфов стал Итил Инвэ, и народ почитает его могучее имя по сей день (XLVIII).
  
  И вот приведенные Норнорэ три эльфа предстали перед Валар, и это было то время, когда сменялся свет, и Сильпион угасал, но Лаурэлин пробуждалась к своей величайшей славе, как раз тогда, когда Сильмо опорожнял чашу с серебром у корней другого Древа. Тогда эти эльфы, чьи глаза знали только сумерки и еще не видели ничего ярче, чем звезды Варды, были совершенно ошеломленными и изумленными великолепием света, но красота и величественная сила Валар на совете наполняли их благоговением, и крыши Валмара, пылающие вдали на равнине, заставили эльфов трепетать, и они склонились в почтении, но Манвэ сказал им: "Восстаньте, дети Илуватара, ибо Валар очень рады вашему Пришествию! Расскажите нам, как вы Пришли, как нашли вы мир, как вам кажется, кто его первое потомство, или какими желаниями он вас наполняет". Но Нолэмэ в ответ сказал: "Се! Самый могущественный, откуда в самом деле пришли мы! Мне кажется, что я только что пробудился от вечного глубокого сна, чьи безбрежные сновидения уже забыты". И Тинвэ сказал на это, что его сердце говорит ему, что он был новоприбывшим из бескрайних краев, и все же он не мог припомнить, какими темными и странными путями он был доставлен в мир; и последним заговорил Инвэ, который смотрел на Лаурэлин, пока другие говорили, и теперь он сказал: "Не зная, ни откуда я, ни какими путями, ни куда я иду, мир, в котором мы находимся, есть лишь одно великое чудо для меня, и мне кажется, что я люблю его всецело, однако он всецело наполняет меня стремлением к свету." (XLVIII).
  
  Тогда Манвэ увидел, что Илуватар стер из умов эльдар всякое знание о способе их прихода, и что Валар не смогут этого открыть; и Манвэ был полон глубокого удивления; но Йаванна, которая тоже внимала (и у нее перехватило дыхание от поразительных слов Инвэ, сказавшего, что он желает света) посмотрела на Лаурэлин, и ее сердце вспомнило плодородные сады Валмара, и она прошептала это Туиване (Ване), которая сидела рядом с ней, глядя на нежную грацию этих эльдар. Тогда они обе сказали Манвэ: "Се! Земля и ее тени не место для существ столь прекрасных, которым только сердце и разум Илуватара дали жизнь. Прекрасны сосновые леса и заросли, но они полны неэльфийских духов, и дети Мандоса гуляют повсюду*(18), и вассалы Мэлько прячутся в чуждых местах - и мы сами не остались бы без лицезрения этого милого народа*(19). Их отдаленный смех донесся до наших ушей из Палисора, и мы хотим, чтобы он всегда эхом разносился вокруг нас в наших залах и развлечениях в Валмаре. Пусть эльдар обитают среди нас, и колодец нашей радости будет наполняется новыми источниками, которые не могут иссякнуть" (XLVIII).
  
  Тогда поднялся шум среди Валар, и большинство высказалось за Палуриэн и Вану, в то время как Макар сказал, что Валинорэ было построено для Валар*(20) - "и это уже розовый сад прекрасных дам, а не обитель мужчин. Зачем ты хочешь наполнить его детьми мира?" В этом Мэассэ поддержала его, а Мандос и Фуи (Ниэнна) были холодны к эльдар, как и ко всему остальному*(21); тем не менее, Варда страстно поддержала Йаванну и Туивану, и действительно, ее любовь к эльдар всегда была самой большой из всех народов Валинорэ; и Аулэ и Лориэн, Оромэ, Нэсса и Улмо самые могущественные, провозгласили свое желание, чтобы эльдар поселились среди Валар*(22). Поэтому, хотя Оссэ и высказывался осторожно против этого - вероятно, из-за вечно тлеющей зависти и бунта, которые он испытывал против Улмо, - голос совета Валар был таков, что эльдар должны быть приглашены в Аман, и Валар ожидали лишь решения Манвэ (XXV).
  
  Теперь, выслушав все, что было сказано, Манвэ вынес решение и он был рад, ибо воистину его сердце само склонялось к тому, чтобы вывести эльдар из сумеречного мира к свету Валинорэ. Повернувшись к трем эльдар, Манвэ сказал: "Возвращайтесь теперь к своим соплеменникам, и Норнорэ быстро доставит вас туда, даже к Койвиэнэни в Палисоре. Вот, таково слово Манвэ Тулимо и голос. желания Валар, чтобы народ эльдалиэ*(23), Дети Илуватара, отправились в Валинорэ и обитали там в великолепии Лаурэлин и сиянии Сильпиона и познали счастье Валар. Обителью необыкновенной красоты будут владеть эльфы, и Валар помогут им в ее строительстве" (XLVIII).
  
  На это ответил Инвэ: "Воистину рады мы твоему велению, и кто из эльдалиэ, которые уже стремятся к красоты звезд, останется или отдохнет, пока его глаза не насытятся благословенным светом Валинорэ!" После этого Норнорэ повел этих трех эльфов обратно к голым окраинам Койвиэнэни, и стоя на валуне, Инвэ обратился с посланием ко всем отрядам эльдалиэ, которых Илуватар пробудил первыми на Земле, и все, кто слышал его слова, исполнились желания увидеть лики Валар*(24) (XLVIII).
  
  Когда Норнорэ, вернувшись, сообщил Валар, что эльфы действительно идут и что Илуватар уже поселил их на Земле великое множество, Валар предприняли великие приготовления. И вот, Аулэ собрал свои инструменты и вещи, а Йаванна и Туйвана бродили по равнине вплоть до предгорий гор и голых берегов Сумрачных Морей, ища для эльфов дом и жилище; но Оромэ пошел прямо из Валинорэ в леса Внешних Земель, к каждой темной поляне, которую он знал, и на каждую смутную тропинку, которую он прошел, ибо он намеревался вести отряды эльдар из Палисора через все широкие земли на запад, пока они не подойдут к границам Великого Моря (XLVIII).
  
  Так заканчивается легенда.
  
  ***
  
  Когда, после отказа эльфов уходить, Оромэ сообщил об этом Валар и после "вновь вернулся к квэнди, он "выбрал среди эльфов послов, которые должны были отправиться в Валинорэ и говорить от имени своего народа. И только трое из вождей квэнди были готовы отажиться на путешествие: Ингвэ, Финвэ и Эльвэ, которые впоследствии стали королями "Трех Родов Эльдар*(25) (XVII). Поэтому три эльфийских Лорда были доставлены в Валмар и там говорили с Манвэ и Валар; и Лорды были полны благоговения, но красота и великолепие земли Валинора пересилили их страх, и они возжелали Света Древ (XXVII) и великолепия Валинорэ (XVII).
  
  И после того, как Лорды эльфов пробыли в Валинорэ некоторое время, в 1104 году Древ, Оромэ привез их обратно к Куйвиэнэн, и они говорили перед своим народом и советовали ему прислушаться к призыву Валар и переселиться на Запад (XXVII), и большая часть народа послушалась их совета. Эльдар сделали это по своей собственной воле, и все же на их выбор повлияла мощь 'и величие (XXV) Валар, прежде чем мудрость самих эльфов полностью развилась (XLII). И эльфы повиновались призыву. Поэтому они подготовились к Великому Походу из своих первых домов на Востоке*(26) (XXV).
  
  И все же было много тех, кто предпочел звездный свет и просторы земли слухам о славе Дерев и остался позади; и они называются авари, Нежелающие (XLII), и они были отделены в то время от эльдар и никогда не встречались снова, пока не миновало много веков (ХХVII).
  
  Тогда, в 1105 году Древ произошел первый раскол эльфийского народа. Ибо род Ингвэ и большая часть родов Финвэ и Ольвэ, поколебленные словами своих Лордов, были готовы уйти и следовать за Оромэ. И с тех пор они были известны как эльдар, по имени, которое Оромэ дал им на их родном языке. Но сородичи Морвэ и Нурвэ не пожелали и отказались от призыва, предпочитая звездный свет и широкие просторы Земли слухам о Древах. Авари были племенами Морвэ и Нурвэ (и, предположительно, другими племенами, с другими вождями, которые не хотели идти). В те времена они жили дальше всего от вод Куивиэнэн и бродили в холмах, и они не видели Оромэ когда он впервые пришел, и о Валар они знали не более, чем образы и слухи о гневе и силе, когда Валар шли на войну. И, может быть, ложь Мэлькора об Оромэ и Нахаре (о чем выше было рассказано) еще жила среди них, так что они боялись Оромэ, как демона, который поглотит их. И это, может быть, тоже было одним из первых плодов лжи Мэлькора, ибо квэнди были обмануты, и несмотря на то, что Оромэ жил среди них, какое-то время многие все еще боялись его и Нахара, его коня*(27) (ХХVII).
  
  Эльдар готовились к своему Великому Походу, и они шли тремя отрядами. Первыми пришли ванйар, самый рвущийся в путь народ Ингвэ (XI), "самого высокого владыки всей эльфийской расы*(28), 'Лорда эльфов (XXV). Он вошел в Валинорэ и восседал у ног Сил, и все эльфы почитают его имя; 'Нолдор Ингвэ теперь прославляют его имя (XXV), но он никогда не вернулся назад и больше не взглянул на Средиземье, 'пока эти истории не подошли к концу (XXV). Ванйар*(29) или "квэнтин" (Quentin) (XXV) были его народом, прекраснейшими из квэнди; они Высокие Эльфы, 'которых иногда одних называют эльфами (XXV); любимые Манвэ и 'его супругой (XXV) Вардой, и немногие из людей говорили с ними*(30) (ХVII).
  
  Следующими шли нолдор, "мы можем назвать их именем мудрости; они Глубокие Эльфы и друзья Аулэ (ХVII), это был более многочисленный отряд (хотя некоторые из нолдор остались) (XI). Их Лордом был 'могучий (XXV) Финвэ, мудрейший из всех детей мира*(31), 'которого его собственный народ на своем языке позднее звали Финн*(32) (XXV). Род его прославлен в песнях, и о них в этой истории много рассказано, ибо они сражались и трудились долго и горестно в северных землях в древние времена (ХVII).
  
  Последними шли тэлэри, и они были наименее нетерпеливы, "и они задержались, так как не были полностью готовы покинуть сумерки; они Морские Эльфы, и Солонэльди, 'и Солосимпи, "Береговые Флейтисты" (XXV), как их назвали в Валинорэ, потому что они создавали музыку среди разбивающихся волн (ХVII). Однако их отряд, отправившийся в Поход, был самым большим из всех, и поэтому у них было два Лорда: Эльвэ Тинголло (Thingollo) и его брат Ольвэ. И когда все было готово, впереди отрядов эльдар поехал Оромэ на своем Нахаре, "обутом в золото (ХVII), белый в звездном свете, "а за ним эльдалиэ выстроились в три воинства (ХVII). И Оромэ был проводником эльдар и в конце концов привел их (за исключением тех, кто сбился с пути) в Валинорэ (ХVII).
  
  Когда Оромэ вел множество эльфов в Поход на Запад "тех эльфов, кто последовал за Оромэ или "подчинились призыву и последовали за тремя принцами (ХVII), называются эльдар, или "звездным народом", и это имя впоследствии носили все, кто следовал за Оромэ, как покинувшие Средиземье, так и те, кто в конце концов остался в Валариандэ (Бэлэрианде): илькоринди*(33) Лэстанорэ (Дориата) и Фалассэ (Фаласа) (XXXII).
  
  Изначально существовала разница между названиями эльда и эльдо (Elda and Eldo). Первоначальное различие между этими формами, означающими "один из Звездного-народа или эльфов в целом" и один из "Идущих" (один из участников Похода), стало смешиваться из-за близкого звучания форм. В результате форма эльдо вышла из употребления, и эльда осталось главным словом для обозначения "эльфа" на квэнйа*(34). Но не считалось правильным включать авари (когда их вспоминали или считали); то есть слово "эльда" приняло смысл слова "эльдо" - "один из эльфов, отправившийся в Поход". Однако, возможно, отчасти из-за его более старого значения в народном употреблении слово "эльда" обычно использовалось для любого эльфа, то есть как эквивалент квэндэ у хранителей мудрости. Когда один из эльфов Амана говорил об эльдалиэ, "эльфийском народе", он смутно имел в виду всю расу эльфов, хотя, вероятно, не имел в виду авари (XXXIV).
  
  Ибо, конечно, особое родство аманйар с оставшимися в Валариандэ (или Хэкэльдамаре) помнили, особенно тэлэри. Когда было необходимо различать эти две ветви эльдар (или, вернее сказать, эльдор), тех, кто пришел в Аман, называли оарэлди или реже аурэлди (Одзелди (Odzeldi) и Аузельди (Auzeldi) на ванйарской квэнйа)*(35); те, кто остался в Эндорэ, были хэкэлди. Эти термины, естественно, скорее относятся к истории, чем к повседневной речи (XXXIV).
  
  Эльдар в начале были больше и сильнее, чем стали с тех пор; но не прекраснее, ибо хотя красота эльдар в дни их юности превосходила всю другую красоту, созданную Илуватаром, она не погибла, а живет на Западе, и печаль и мудрость обогатили ее*(36) (XXXIX).
  
  Не все эльдар пришли в Валинорэ или в город эльфов в стране Валар на холме Кор*(37) (ХVII), некоторые квэнди остались позади и не хотели идти или не услышали призыв в Валинорэ*(38). Их называют лэмби, те, кто задержался, и большинство из них принадлежало к народу тэлэри (XXXII).
  
  С лэмби соединились и считаются одними из лэмби, те из трех родов эльдар, кото отпал от Похода по пути или дезертировал*(39) из Отряда уходящих, или заблудились во тьме древнего мира "на длинной дороге, и они скитались по лесам и горам мира, так и не придя в Валинорэ и не увидев света Двух Древ (ХVII); но лэмби не считают "остатки тэлэри и народа Тинголло, задержавшихся в Валариандэ (XXXII). Ибо помимо лэмби, которые никогда не приходили на запад Ближних Земель, пока не прошли века, был народ тэлэри, который остался в Валариандэ, как будет рассказано далее (ХVII).
  
  Но других эльдар, которые действительно отправились в Западный Поход, но заблудились на долгом пути, или свернули в сторону, или задержались на берегах Средиземья, калаквэнди называют аламанйар (или уманйар), поскольку они никогда не приходили в Земли Амана и Благословенное Царство. Они жили у моря или бродили по лесам и горам мира, но их сердца всегда были обращены к Западу. Но и аламанйар (или уманйар), и авари одинаково называют мориквэнди, ибо они никогда не видели свет раньше Солнца и Луны (L).
  
  Такими эльдар была и часть "народа нолдор, которые заблудились во время Похода и также пришли поздно на восток Валариандэ. Это илькоринди, причисляемые к эльдар, но не пришедшие за Великие Моря в Кор, пока еще цвели Два Дерева*(40).
  
  Но "шедшие самыми последними нолдор покинули воинство Финвэ, раскаявшись в походе, и повернули на юг, и долго скитались, и стали обособленным народом, в отличие от своих сородичей. Они не числятся ни среди эльдар, ни среди авари. Пэрэльдар*(41) называются они на языке эльфов Валинорэ, что означает полуэльдар. Но на своем языке они назывались данас, ибо их первого предводителя звали Дан. Его сыном был Дэнэтор, который привел их в Валариандэ до восхода Луны (ХLII).
  
  Лэмби и пэрэльдар также называются илькоринди, потому что, хотя они и начали путешествие, они никогда не жили в Коре, городе, который впоследствии построили эльфы в стране Валар. Но илькоринди и авари называются темными эльфами (мориквэнди), потому что они никогда не видели света Двух Древ до тех пор, пока он не потускнел, "и много их рассеянных племен, и много их языков (XXV); тогда как ванйар, нолдор и тэлэри именуются светлыми эльфами (калаквэнди) и помнят свет, которого больше нет (ХVII).*(42)
  
  Так произошло первое разделение языков эльфов на эльдарин и лэмбэрин; ибо эльдар и лэмби не встречались снова в течение многих веков, пока их языки полностью не разошлись (XXXII). Язык илькоринди Валарианда и в последующие века демонстрировал свое родство с тэлэрином, и, таким образом, квэндиан разделился на три: эльдарин, илькорин и лэмбэрин; но последний был разбросан и разнообразен и никогда не был единым (XXXII). Первоначальное разделение языков было двояким, ибо эльдарин и лэмбэрин начали расходиться по разным путям с того времени, когда эльдар покинули Куивиэнэн; но разделение стало тройным, когда илькоринди остались в Валариандэ (XXXII).
  
  Согласно легенде, сохранившейся в почти идентичной форме как у эльфов Амана, так и у тиндар*(43), Три Клана вначале произошли от трех эльфов-отцов: Имин, Тата и Энэл (что означало Один, Два, Три), и тех, кто решил присоединиться к ним как последователи. Так что сначала эти народы назывались просто Минйар "Первые", Татйар "Вторые" и Нэлйар "Третьи". Всех вместе первых эльфов насчитывалось 144 - тех, кто проснулись первыми; Минйар было 14, Татйар 56 и Нэлйар 74; и эти пропорции примерно сохранялись до Разделения*(44) (XXXIV).
  
  Говорят, что из небольшого клана минйар никто не стал авари. Татйар разделились поровну. Нелйар очень неохотно покидали свои дома на берегу озера; но они были очень сплоченными и прекрасно осознавали обособленное единство своего клана (каким оно и оставалось), так что, когда стало ясно, что их вожди Эльвэ и Ольвэ решили уйти, и у них будет много последователей, многие из нэлйар, которые сначала присоединились к авари, скорее перешли к эльдар, чем отделились от своей семьи. Нолдор действительно утверждали, что большинство "тэлэри" в глубине души были авари, и что только хэкэл (эглаин)*(45) действительно сожалели о том, что остались в Валариандэ (XXXIV).
  
  Согласно нолдорским историкам, пропорции из 144 эльфов, которые, когда начался Марш, стали авари или эльдар, были примерно такими:
  
   минйар 14: авари 0, эльдар 14
  
   татйар 56: авари 28, эльдар 28
  
   нэлйар 74: авари 28, эльдар 46; из них аманйар тэлэри 20; тиндар и нандор 26*(46).
  
  В результате нолдор стали самым большим кланом эльфов в Амане; в то время как эльфы, оставшиеся в Средиземье (мориквэнди на квэнйа Амана), превосходили численностью аманйар в пропорции 82 к 62 (XXXIV).
  
  Имя ванйар, вероятно, было дано Первому Клану эльфов. Они приняли его, но продолжали называть себя чаще всего своим старым числовым именем минйар (поскольку весь этот клан примкнул к эльдар и достиг Амана). Название "ванйар" (красивые) относилось к волосам минйар, которые почти у всех членов клана были желтыми или темно-золотыми*(47). Нолдор (любившие золото), считали это красивой чертой, хотя сами они были в основном темноволосыми*(48). Из-за смешанных браков золотые волосы ванйар иногда позже появлялись среди нолдор: в особенности в случае Арафинвэ (Финарфина) и его детей Финдарато (Финрода) и Алатариэль (Галадриэль), которым они достались от второй жены короля Финвэ, Индис из ванйар (XXXIV).
  
  Таким образом, название ванйар происходит от производного прилагательного wanja от основы WAN. Его основной смысл, по-видимому, был очень похож на "светлый" (fair) по отношению к волосам и цвету лица; хотя по его фактическому развитию оно означало "бледный, светлый, а не коричневый или темный", и его значение красоты было вторичным*(49). От того же корня произошло имя, данное на квэнйа Валиэ Ване, жене Оромэ (XXXIV).
  
  Поскольку у линдар было мало контактов с ванйар ни в Походе, ни позже в Амане, название "ванйар" не очень часто использовалось тэлэри для Первого Клана. Аманйар тэлэри*(50) произносили название в форме "ваниаи" (без сомнения, заимствовав ее у нолдор), но это имя, по-видимому, было забыто в Валариандэ, где Первый Клан (только в знаниях и истории) назывался миниэль (множественное число миниль) (XXXIV).
  
  Название "нолдор", возможно, было старше, чем название "ванйар", и могло появиться до Похода. Его дали второму клану другие эльфы. И название было принято и использовалось в качестве их официального и правильного имени всеми эльфами клана на протяжении всей их более поздней истории.
  
  Слово "нолдор" означает "мудрые", то есть те, кто обладает большими знаниями и пониманием (о том, как что-то устроено). Нолдор действительно рано проявили самые большие таланты среди всех эльфов равно в интеллектуальных занятиях и в технических навыках (XXXIV). Нолдор занимались тем видом "мудрости" что называется нолмэ (nolme) - отдел мудрости (науки и т. д.); инголэ (Ingole, ngole) - наука/философия в целом. Нолмо (nolmo) - мудрый; инголэмо (ingolemo) - некто с очень большими знаниями, "волшебник, маг". Однако это последнее слово было архаичным и относилось только к великим мудрецам эльдар в Валинорэ (таким, как Румил). Волшебников Третьей Эпохи - посланников Валар - называли Истари, "теми, кто знает" (XXXI). Нолдор самые искусные из эльфов (VII)*(51).
  
  На квэнйа название этого клана звучит как нолдо (Noldo), на тэлэрине как голдо (Goldo), на тиндарине - голод или нголод (Golodh/Ngolodh), а на древнеэльфийском имя произносилось как нголодо (ngolodo). Название "нолдор" производное от корня НГОЛ (NGOL) "познание, мудрость, знания в какой-то области"*(52). Это отражается в квэнийских ролэ (role) "долгое изучение (любого предмета)"*(53), инголэ (ingole) "знания, профессиональные знания", инголмо (ingolmo) "мастер знаний, хранитель мудрости"*(54). В тэлэрине слово голэ (gole), энголэ (engole) имело те же значения, что и в квэнйа, но чаще всего использовалось в связи с особыми "профессиональными знаниями", которыми обладали нолдор. (XXXIV)
  
  Линдар (тэлэри), как уже было замечено, были самым большим из древних кланов. В "Пробуждении квэнди" о нелйар говорится, что "они запели прежде, чем научились говорить словами". Эта основа, возможно, была одним из вкладов нелйар в древний квэндиан (Primitive Quendian), ибо она отражает их пристрастия и ассоциации и производит больше производных на линдарин, чем на другие языки. В первую очередь это относится к мелодичному или приятному звуку, но оно также относится (особенно в линдарине) к воде, движение которой у линдар всегда ассоциировалось с вокальным (эльфийским) звуком. Усиленный, либо средний (медиальный) lind-, либо начальный glin-, glind-, однако почти исключительно использовался для музыкальных, особенно вокальных, звуков, издаваемых с намерением доставить удовольствие. Таким образом, именно к любви нелйар к песням, к вокальной музыке с использованием или без отчетливо произносимых слов, первоначально относилось имя линдар; хотя они так же любили воду, и до Разделения никогда не уходили далеко от озера и водопада Куивиэнэн*(55), а те, кто двинулся на Запад, были очарованы Морем (XXXIV).
  
  На квэнйа, то есть на языке ванйар и нолдор, те из этого клана, которые присоединились к Походу, назывались тэлэри. Это имя применялось, в частности, к тем, которые пришли последними и опоздали в Аман; но позже это название было применено и к тиндар*(56) (XXXIV).
  
  Имя линдар не было забыто, но в знаниях нолдор оно в основном использовалось для описания всего клана, включая авари. Тэлэри означало "те, кто в конце, самые задние", и, очевидно, это прозвище возникло во время Похода, когда тэлэри, наименее стремившиеся уйти, часто сильно отставали (XXXIV).
  
  Этим народам даются и другие имена в песнях и сказках. Ванйар это Благословенные Эльфы, и Эльфы Копья, и Эльфы Воздуха, Друзья Богов, Святые Эльфы и Бессмертные, и Дети Ингвэ; и Прекрасный Народ и Белые (ХVII).
  
  Нолдор это Мудрые и Золотые, Доблестные, Эльфы Меча, Эльфы Земли, Враги Мэлько, Искусные Руки, Любящие Драгоценности, Товарищи Людей, Последователи Финвэ (ХVII).
  
  Тэлэри это Пенные Всадники, Пребрежные Музыканты, Свободные, Странники и Эльфы Моря, Моряки, Эльфы Стрелы, Друзья Кораблей, Лорды Чаек, 'Быстрые, Лебединые Пастухи (L), Голубые Эльфы, Собиратели Жемчуга и Народ Ольвэ (ХVII).
  
  Даны это Лесные Эльфы, Сокрытые Эльфы, Зеленые Эльфы, 'Отряд Дана, Странники, Эльфы Топора, Коричневые (L). И те (из нандор), кто наконец пришел в Оссирианд, это Эльфы Семи Рек, Невидимые Певцы, Лишенные Короля, Безоружные (L), Любящие Лутиэн и Потерянный Народ Оссирианда, ибо их больше нет (ХVII).
  
  Тиндар - это лембэри, Задержавшиеся; они Друзья Оссэ, Эльфы Сумерек, Серебряные, Чародеи, Стражи Мэлйанны, Сородичи Лутиэн, Народ Эльвэ (L).
  
  Примечания.
  
  *(1) Имеется ввиду период, начиная с момента, как Оромэ нашел квэнди и до тех пор, как Валар начали войну с Мэлько.
  
  *(2) Большая часть Валар боялась за квэнди, но в итоге большинство тех, кто боялся за квэнди, вскоре оставили без заботы и защиты тех, кто не пришел в Аман и уже не тревожились о том, что им угрожают твари и слуги Мэлькора. А Улмо, который был за то, чтобы эльфы жили среди опасностей Эндорэ, наоборот, всегда помогал им, и после Сокрытия Валинорэ поддерживал в их борьбе против Врага.
  
  *(3) Однако изначально, пока Валар не привязались к своему творению, Аман строился как место, куда Валар и эрухини могли бы приходить на время и отдыхать. Но задолго до появления эльфов или даже гномов, большая часть Валар забыла о первоначальном плане.
  
  *(4) Таким образом, с одной стороны, мы имеем фразу о том, что говорить, будто Валар привели эльфов в Аман из желания окружить себя блаженством Валинорэ и Детьми Единого, забыв о своем долге и Замысле, это повторять слова Врага, но с другой стороны, мы видим, что... Большинство Валар забыли о Средиземье, наслаждаясь покоем Амана, хотели жить в блаженстве, слыша смех эльфов и видя их прекрасные лица, беспокоясь о том, что станет с эльфами - но ровно до тех пор, пока не получили эльфов себе, а судьба остальных квэнди перестала волновать большинство Валар. Более того, Валар сделали это "из-за отказа в доверии к Эру, из-за беспокойства и страха перед Мэлькором", а вовсе не потому, что следовали Замыслу. И поступки, продиктованные страхом и эгоизмом, имели куда более тяжелые последствия в будущем. Так, например, падение людей связано с тем, что им не хватило общения с эльфами, а общения с самыми светлыми из квэнди - ванйар - люди и вовсе были лишены. Почему же тогда является злом и несправедливостью называть вещи своими именами и говорить, что Валар отринули Замысел и действовали эгоистично? Возможно, дело в том, что несправедливо обвинять всех Валар, так как даже из тех, кто хотел призвать квэнди в Аман, Манвэ, Варда, Оромэ и Йаванна не оставляли Эндорэ без заботы и не забывали тех, кто живет в нем. И все же - они действовали против Замысла, о чем знали, ибо Намо сказал об этом. Некоторые же из Валар (мы знаем, что среди них были Улмо и Намо) вообще были против призыва квэнди, и их несправедливо обвинять в произошедших бедах.
  
  *(5) По "Утраченным Сказаниям", к эльфам был послан Норнорэ.
  
  *(6) Вот оно то самое "бежит так, что пятки сверкают".
  
  *(7) Норнорэ был валаринда из народа Валар.
  
  *(8) Возможно, это опечатка и, наоборот, должно звучать как "я Норнорэ", тогда эта фраза имеет смысл.
  
  *(9) Точнее, Финвэ праотец Турундо (Турукано) - очевидно, эта легенда записана кем-то из любящих Турукано, поэтому из всех потомков Финвэ отмечен именно он.
  
  *(10) Другие имена этих эльфов: Ингвэ, Финвэ и Эльвэ.
  
  *(11) Нолдор это множественное число, а нолдоли - партативно-множественное, для обозначения чего-то, что невозможно сосчитать.
  
  *(12) Нолдорин - язык беженцев Ондолиндэ, Дориата и тиндар. "Ламмас": "The Noldorin that lives yet is come in the most part from the speech of Gondolin. But this tongue was the speech of the survivors of Gondolin at Sirion's mouth, and it became the speech of all the remnants of the free Elves in Beleriand, and of such as joined with the avenging hosts of Fionwe. But it suffered thus, after the fall of Gondolin, admixture from Falassian, and from Doriathrin most (for Elwing was there with the fugitives of Menegroth), and somewhat from Ossiriand, for Dior, father of Elwing, was the last lord of the Danas of Ossiriand".
  
  *(13) В этом тексте ванйар из-за путаницы с именами и названиями названы "тэлэри".
  
  *(14) Ванйар считаются самыми Высокими среди эльфов.
  
  *(15) Видимо, выйдя из Мандоса.
  
  *(16) Это тоже странный момент легенды, поскольку Эльвэ никогда не был владыкой Хитиломэ.
  
  *(17) Еще одно имя Мэлйанны.
  
  *(18) Так как у Намо была жена, Закон устанавливал, чтобы у него были и дети. И, видимо, у него было несколько или даже много детей.
  
  *(19) Согласно "Книге Утраченных Сказаний", Валар изначально не планировали оставить эльдар у себя, но желали лишь поговорить с ними. Однако, поскольку даже по тем же "Сказаниям", Валар сами были у Куивиэнэн и прожили там 20 лет солнца, скорее всего, Валар уже знали об эльфах все и изначально хотели привезти эльдар в Валинорэ. Однако, вполне возможно, что само обсуждение Валар о том, призвать или нет эльфов в Валинорэ, могло выглядеть так, как сказано в этой легенде. За исключением того, что Улмо поддерживал идею привезти эльфов в Валинорэ.
  
  *(20) Однако это мнение Макара, в то время как Валар строили Валинорэ изначально как место отдыха для себя и Детей Единого.
  
  *(21) Ниэнна неоднократно называется милосердной, сомнительно, что она была холодна к "эльдар и всему остальному".
  
  *(22) Но все другие тексты говорят, что Улмо был против переселения эльдар в Валинорэ.
  
  *(23) "Эльдар" это множественное число, а "эльдалиэ" это партативно-множественное - так много, что не счесть.
  
  *(24) Однако это явно преувеличение легенды, так как мы знаем, что многие из эльфов отказались идти в Валинорэ, а многие из ушедших в Поход, передумали по дороге.
  
  *(25) Не сами эльфы, а Оромэ выбрал тех, кто пойдет в Валинорэ - то есть из нескольких или многих, кто был готов стать послами. Но Оромэ хотел отвезти в Валинорэ вождей квэнди, а из вождей только трое пожелали/решились идти.
  
  *(26) Эльдар не просто встали и пошли на Запад, а подготовились к длительному путешествию.
  
  *(27) Данный вывод о причинах, почему авари отказались уходить на Запад, стоит как предположение, а не утверждение, и это хорошо, потому что предположение оказывается неверным: Оромэ жил с эльфами с 960 года Древ по 968, то есть 60 лет Солнца; Валар жили с эльфами с 990 года Древ по 992, то есть 20 лет Солнца. Сомнительно, что за это время все эльфы Куивиэнэн не успели узнать их близко.
  
  *(28) Имеется в виду не физическая высота (the most high, не the most tall), а скорее, его положение в социальной иерархии - Высокий Лорд. Хотя, в текстах никогда не упоминалось, что Ингвэ как-либо управлял всеми эльфами и что ему вообще было дело до других народов.
  
  *(29) В оригинале здесь стоит "линдар", но это лишь путаница названий в ранних текстах.
  
  *(30) Из этого фрагмента мы видим, что некоторые ванйар впоследствии ушли в Эндорэ, хотя и немного.
  
  *(31) Возможно, он был мудрейшим на то время, потому, что позднее сказано, что мудрейшим из всех детей Единого был Фэанаро.
  
  *(32) Это не до конца верная формулировка. Дело в том, что нолдор впоследствии и правда звали Финвэ - Финн (Finn - LBI/Finn), но это имя дано на нолдорине, а не на квэнйа. И если квэнйа это язык нолдор, то нолдорин это язык сложившийся в Устье Сириона в конце Первой эпохи и был смесью квэнйа, тиндарина и диалекта Дориата.
  
  *(33) Не попавшие в Кор = Аман.
  
  *(34) Однако, слово "эльдо" сохранилось для обозначения мужчины из эльдар, в то время, как женщина из эльдар называлась бы "эльдэ".
  
  *(35) Ванйар говорят на диалекте квэнйа, претерпевшей изменения под влиянием валарина - так в ванйарской квэнйа появился несвойственный нолдорской квэнйа звук "з".
  
  *(36) Это не совсем понятный момент: исходя из данного абзаца, создается ощущение, что все эльдар со временем стали слабее, чем были вначале. Однако принято считать, и в других текстах говорится, что только калаквэнди стали выше и сильнее прочих квэнди, но со временем те из калаквэнди, что покинули Аман, тоже "уменьшились" (об этом будет сказано позднее). Поэтому, думаю, в данном месте, хотя формулировки и не очень четкая, имеются в виду калаквэнди, а не все эльдар вообще.
  
  *(37) Кор это название и для холма и для города. Другое название и для холма и для города - Туна.
  
  *(38) Таким образом, не все оставшиеся у Куивиэнэн были "авари" - отказавшиеся, или непожелавшие, но были и те, кто просто не знал, что происходит, потому что ушел погулять на десяток лет и не узнал о призыве.
  
  *(39) Слово "дезертировал" (deserted) представляется очень странным по отношению к добровольному путешествию; но исходя из этого слова, мы можем предположить, что некоторые эльдар считали призыв Валар не приглашением, а директивой, обязательной к исполнению, приказом. Недаром выше сказано, что "квэнди подчинились призыву Валар".
  
  *(40) Хотя они могли придти в Валинорэ в поздние Эпохи, о чем говорится не здесь.
  
  *(41) Позже пэрэльдар называли детей от браков квэнди и людей, и это слово стало означать "полуэльф".
  
  *(42) Квэнди - имя для всех эльфов.
  
  Авари - эльфы (и их потомки), что не захотели уходить на Запад.
  
  Эльдар - все эльфы (и их потомки), что ушли от Куивиэнэн, вне зависимости от того, дошли они до Валинорэ, пока цвели Древа, или нет.
  
  Лэмби - те, кто не пошел в Поход, потому что не знали о нем, не успели присоединиться к нему или передумали идти со всеми во время Похода.
  
  Аламанйар (или уманйар) - эльфы, которые хотели придти в Аман, но заблудились и после тосковали, что так и не дошли до земли Валар.
  
  Илькоринди - лэмби, эльдар и пэрэльдар, которые не видели свет Древ.
  
  Пэрэльдар - нандор, часть народа нолдор, во время Похода решившая не продолжать путь; этот народ весь погиб к концу Первой Эпохи и потому о нем мало помнят.
  
  Мориквэнди - все квэнди, что не видели света Древ.
  
  Калаквэнди, аманэльдар - эльдар, что видели свет Древ (и их потомки).
  
  *(43) Слова "синдар", "синдарин" - это слова на квэнйа, которые происходят от основы, исходно начинавшейся со звука "th". Более того, на родном для тиндар языке этот звук сохранился. Произношение слова thindar как "синдар" закрепилось из-за Младших Домов, которые, как уже говорилось в первой главе, звук th произносили как s, хотя на письме продолжали использовать th. Верное произношение на грамотной квэнйа - thindar (на русском это передается как тиндар).
  
  *(44) Профессор сам называл этот рассказ легендой, и говорил, что эта легенда скорее имела целью рассказать детям о счете (144 - "большое круглое число" и т.п. Подробнее смотрите об этом раздел "Числительные" в Самоучителе Квэнйа от Норэмэлдо). Но при этом соотношение народов квэнди, по видимому, было примерно таким.
  
  *(45) Брошенные - имя, которое дали себе эльфы Эльвэ.
  
  *(46) В этой легенде нандор причислены к тэлэри, хотя в других текстах они отделились от нолдор.
  
  *(47) Обратите внимание на слова "почти у всех", т.е. были ванйар и с другим цветом волос.
  
  *(48) Опять же - в основном, а не все.
  
  *(49) Ради целостности повествования в тексте цитата приведена не полностью. В действительности она звучит так: "Его основной смысл, по-видимому, был очень похож на английское (современное) использование слова "светлый" по отношению к волосам и цвету лица; хотя его фактическое развитие было обратным английскому: оно означало "бледный, светлый, а не коричневый или темный", и его значение красоты было вторичным. В английском языке значение "красивый" является первичным".
  
  *(50) Аманйар тэлэри - тэлэри Амана, в отличие от тэлэри Фалассэ.
  
  *(51) Нолдор "самые мудрые и самые искусные из эльфов" заменено на "и они самые искусные из эльфов" (VII).
  
  *(52) Для сравнения оригинал: 'knowledge, wisdom, lore'.
  
  *(53) Role "долгое изучение (любого предмета)" = учеба.
  
  *(54) Здесь использовано слово Loremaster - хранитель мудрости, эксперт в фольклоре и истории своей культуры, расы и/или вида. Вообще у слова Loremaster много определений, но все они так или иначе связаны с гуманитарными науками.
  
  *(55) Таким образом, мы знаем, что у Куивиэнэн был водопад.
  
   *(56) Точнее, не ко всем тиндар, а к народу Кириамо.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"