Арандур Норэмэлдо : другие произведения.

14. Эльдамар и жилища эльдар в Валинорэ

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  В 1133 году Древ ванйар и нолдор пришли в Аман (XXVII). Поначалу, хотя они видели и восхищались светом и блаженством Валинорэ, эльфы не забыли Средиземье и звездный свет, откуда они пришли, и временами они страстно желали посмотреть на звезды и некоторое время побродить в тени. Поэтому Валар сделали расщелину в горной стене, которая называется Калакирйа, Проходом Света (XXXII); "другие ее имена Калакирйан, Калакилйа (XXVII)).
  
  В том кольце гор, что охраняет Валинорэ, есть низина, и там сияние Дерев прокрадывалось с равнины за ней и золотило темные воды залива Арвалин; и большой пляж из тончайшего песка, золотой в пламени Лаурэлин, белый в свете Сильпиона, тянулся вглубь суши там, где в волнениях древних морей тенистый рукав воды искал на ощупь Валинорэ, но ныне там только невзрачная вода, отделанная белой каймой пены (XLVIII).
  
  В начале этого длинного залива с глубокими приливами и отливами*(1) стоит одинокий холм, который смотрит на более высокие горы. Все стены этого морского прохода были пышны дивной силой прекрасных деревьев, но холм был покрыт только глубоким дерном, и на нем росли колокольчики, тихо звенящие в нежном дыхании Тулимо (Thulimo) (XLVIII). Это было место, в котором прекрасные эльфы задумали поселиться, и Валар назвали этот холм Кор из-за его округлости и гладкости*(2). Туда Аулэ принес всю пыль волшебных металлов, которую произвели и собрали его великие творения, и он сложил ее у подножия того холма, и большая часть этой пыли состояла из золота, и золотой песок простирался от подножия Кора и уходил вдаль, туда где цвели Два Древа (XLVIII). Деревья Света, высокие и стройные, золотое и серебряное, более славные, чем солнце, более волшебные, чем луна, над лугами Валар их аромат струился и усыпанные цветами сады, радостно сияли (LVII).
  
  И эльфы овладели Эльдамаром, '(то есть Домом Эльфов) (ХLII), и начали строительство зеленого холма Туны (Кора) в виду Моря - "эльфы насыпали зеленый холм Кор "в горном перевале, близком к морскому берегу (XXXV)*(3) (XXVII). А на Туне они воздвигли белые стены Бдительного Города, Тириона Священного*(4) (XXVII). Но так же говорится, что на Коре "эльфы построили город Туну, который Валар называли Эльдамаром (XXXII). Впоследствии Эльдамаром стали называть только эльфийский город (не Тирион), а Эльданорэ или Элэндэ - стало названием региона, где жили эльфы (XXVII) 'и откуда можно было видеть звезды (XLII). Но другим названием для Тириона было Туна (XXVII), а самой высокой среди города Туна была белая башня Ингвэ (XXXII).
  
  На вершине холма эльфы построили прекрасные жилища сияющей белизны - из мрамора и камней, добытых в горах Валинорэ, которые чудесным образом блестели, из серебра и золота, а также прозрачно-белого вещества большой твердости, которое они изобрели из раковин, расплавленных в росе Сильпиона, 'и стены из жемчуга (LVII). Белые улицы, 'мраморные тропинки и широкие дороги Туны (LVII), окаймленные темными деревьями, извивались изящными поворотами или поднимались ажурными лестничными пролетами вверх от равнины Валинорэ к самой вершине Кора. 'Нитевидные ступени лестниц были высечены из хрусталя, и мерцающие балясины были из зеленого берилла (LVII). И все эти сияющие дома возвышались один над другим, пока не достигли дома Инвэ, который был самым верхним и имел тонкую серебряную башню, устремленную ввысь, как игла, и в ней была установлена белая лампа, пронзительный луч которой освещал тени залива, и все окна города на холме Кор выходили на море (XLVIII). 'И веселье вспыхивало на извилистых дорогах Кора, обнесенного стеной города, увенчанного башнями Туны, с мерцающими лампами*(5) (LVII).
  
  И в Тирионе были фонтаны необычайной красоты и хрупкости, а крыши и башенки из яркого стекла и янтаря, который был сделан Палуриэн и Улмо, и деревья густо стояли на белых стенах и террасах, и их золотые плоды ярко сияли (XLVIII).
  
  При строительстве Кора Валар дали Инвэ и Нолэмэ по побегу каждого из славных Древ, и они выросли в очень маленькие*(6) и стройные эльфийские деревья, но оба цвели вечно, не ослабевая, и дворы Инвэ были прекраснейшими*(7), и вокруг побегов ванйар*(8) пели песни счастья, но и другие эльфы с песнями ходили вверх и вниз по мраморным пролетам, и задумчивые голоса нолдоли были слышны в дворах и покоях (XLVIII).
  
  Ванйар, которыми правил Ингвэ, были особенно любимы Манвэ и получили от него поэзию и песню; ибо если Улмо обладает силой музыки и голосами инструментов, то Манвэ обладает несравненным великолепием поэзии и песни (II). Ванйар и инвир (родичи Ингвэ, Дом Ингвэ) собирали плоды поэзии и песен, и бывали чаще среди Валар, танцуя в небесных чертогах Манвэ на радость Варде Звездной или наполняя улицы и дворы Валмара непривычным (для Валар) очарованием своего великолепия и веселья; для Оромэ и для Нэссы они танцевали на зеленых лужайках, и поляны Валинорэ узнали их, когда они порхали среди освещенных золотом деревьев, и Палуриэн очень обрадовалась, увидев их. Часто нолдоли бывали с ними и сочиняли много музыки, ибо множество их арф и виол были очень сладкоголосы, и Салмар любил нолдор; но больше всего упоения для нолдор было во дворах Аулэ или в своих собственных дорогих домах в Коре, где нолдоли создавали множество прекрасных вещей и сплетали множество историй*(9). Они наполнили весь свой город картинами и вышитыми драпировками, и резьбой великой изящности, и даже Валмар стал прекраснее под их умелыми руками (XLVIII).
  
  В 1140 году Древ Тирион был полностью построен, и была построена Башня Ингвэ (Ингвэминдон), или Миндон Эльдалиэва (Башня Эльфийского Народа), и зажжен ее серебряный светильник. Но Ингвэ и многие из ванйар жаждали Света Древ, и он и многие из его домашних ушли из Тириона и отправились в Валинорэ, чтобы вечно жить с народом Манвэ. И хотя другие ванйар все еще жили в Тирионе в дружбе с нолдор, разделение этих родов и их языка началось; навсегда и скоро большая часть ванйар ушла (XXVII). Ингвэ и многие из его домашних удалились из Тириона через семь валианских лет после прихода ванйар и нолдор в Аман, и в год завершения строительства Тириона и зажжения светильника Ингвэ; остальных ванйар последовали за Ингвэ в течение 25 валианских лет. С годами ванйар*(10) полюбили землю Валар и полный свет Древ, и они покинули город Туна (XXVII).
  
  Но воспоминание о земле под звездами осталось в сердцах нолдор (ХLII), и мысль о землях Эндорэ была самой глубокой в сердцах нолдор, которые впоследствии вернулись туда; пока же они жили в том месте, откуда можно было видеть внешние тени, и среди долин и гор окружавших Калакилйи был их дом; 'и они жили в Калакилйе, в холмах и долинах в пределах звуков западного моря (ХLII) 'и они всегда пребывали там, в холмах и долинах вокруг города (XXV). Но вскоре ванйар полюбили еще больше освещенные Древами сады Валар и широкие и плодородные равнины, и они покинули Туну, и поселились далеко и редко возвращались; и 'поселились на горе Манвэ или на равнинах и в лесах Валинорэ, и отделились от гномов (ХLII). И хотя Ингвэ всегда считался верховным королем всех эльдар*(11), 'он обитал у ног Манвэ на Таниквэтиле (ХLII), и никто не пользовался его белой башней, кроме тех, кто поддерживал пламя вечно горящего там светильника. Нолдор управлялись Финвэ и стали обособленным народом, занятым изготовлением множества вещей и встречаясь со своими родственниками только в то время, когда путешествовали в Валинорэ на пир или совет (XXXII). 'И хотя многие из нолдор часто странствовали по земле Валар, совершая дальние путешествия в поисках тайн земли, воды и всех живых существ, все же их общение было больше с тэлэри (ХLII) с близлежащих берегов, чем с ванйар, и языки тэлэри и нолдор (Туны и Альквалондэ (ХLII)) сблизились снова в те дни (XXXII). Финвэ был королем Туны, а Эльвэ - Альквалондэ (ХLII). Итиль (Ithil)*(12) Инвэ (Inwe), Ингвэ (Ingwe) Лорд ванйар (его сын - Ингиль) (XLVIII), всегда считался верховным королем всех эльфов и жил у ног Манвэ на Таниквэтиле (L), в древних залах и звездных садах, "(или освещенных звездным светом сводах) (LVII), которые стоят и сияют на возвышающейся горе (LVII).
  
  Так как из всего, что есть в Валинорэ, нолдор больше всего любили Белое Древо (L), в 1142 году Древ Йаванна "создала для них дерево, во всем похожее на меньший образ Тэльпэриона, за исключением того, что оно не излучало света своего собственного бытия (L); Алдион*(13), образ Древа Тэльпэрион, и оно было посажено под Миндоном, выросло и расцвело (XXVII). И сеянцев его было много в Эльданорэ. Один из них был впоследствии посажен в Эрессэа и процветал. И оттуда пришло в свое время, как позже будет сказано, Белое Древо Нумэнора (L).
  
  На вершине холма Кор был построен город эльфов, белые стены*(14), "башни (XXV) и террасы Туны, а самой высокой из башен этого города была Башня Ингвэ, Ингвэминдон, чей серебряный светильник сиял далеко вдаль туманы моря*(15). Немногие корабли смертных людей видели его тонкий луч. В Туне жили ванйар и нолдор (ХLII).
  
  В 1165 году Древ последние из ванйар ушли из Тириона*(16), и нолдор жили там одни, и их общение и дружба с тех пор были скорее с тэлэри*(17) (XXVII).
  
  ***
  
  Манвэ и Варда больше всего любили ванйар, Высших Эльфов, и святы и бессмертны были все их деяния и песни. 'Нолдоли, глубокомудрые эльфы*(18) (XXV), были любимы Аулэ и Мандосом Мудрым; и велики стали их знания, "их магия (XXV), и их умения. И все же еще большей была их жажда новых знаний и их желание делать вещи чудесные и новые. Они были изменчивы в речи, потому что очень любили слова и всегда искали имена, более подходящие для всех вещей, которые они знали или воображали. В Валинорэ они первыми придумали огранять драгоценные камни, 'и своим искусством они впервые сделали самодельные драгоценные камни (XXV), и они создали камни самых разных видов и оттенков в бесчисленных мириадах; и наполнили ими всю Туну, 'все Элэндэ (L) и чертоги Валар обогатились (ХLII).
  
  Эльфы многое узнали от Валар и маиар. Например, "Арда, или "Царство Арда" (находящееся непосредственно под властью наместника Эру, Манвэ), перевести нелегко, поскольку ни "земля", ни "мир" не совсем подходят. Физически Арда была тем, что мы должны называть Солнечной системой (XXXIX).
  
  Предположительно, у эльдар могло быть так много столь точной информации о мире, его структуре, происхождении и его отношении к остальной части Эа (Вселенной), сколько они могли понять. Вероятно, те, кому это было интересно, приобрели эти знания. Не всех эльдар интересовало все; большинство из них концентрировало свое внимание (или, как они говорили, "были влюблены") в Землю. Их интерес, особенно интерес к Сильмариллиону (истории Сильмариллей) и всем связанным с ним вопросам, можно назвать "драматическим". Места или миры были интересны или важны из-за того, что в них происходило*(19). И безусловно, в эльфийских традициях, основной частью Арды была Земля (Имбар, "Жилище"), как место действия Драмы войны Валар и Детей Эру с Мэлькором: так что широко используемое слово Арда, по-видимому, часто означает Землю; и с этой точки зрения функция Солнечной системы заключалась в том, чтобы сделать возможным существование Имбара (XXXIX). Что касается отношения Арды к Эа, утверждение, что главные демиурги Аинур (Валар), включая изначально величайшего из всех, Мэлькора, обосновали свою "резиденцию" в Арде с момента ее основания, также подразумевает, что какой бы незначительной ни была Арда, она является драматически главной точкой Эа (XXXIX).
  
  
  
  Примечания.
  
  *(1) В этом месте написано просто "At the head of this long creek there stands a lonely hill", но здесь залив назван creek, что требует пояснение для русскоязычного читателя. Сreek не только залив, а также и речка, основной особенностью которой является то, что она может быть полноводной, а может вовсе пересыхать, в зависимости от внешних факторов, таких как прилив или дожди.
  
  *(2) Круглый - corima (LT1:257), corna (шарообразный) (Ety/KOR).
  
  *(3) Возможно, используя пыль металлов, принесенных Аулэ, эльфы сделали холм больше в диаметре и, возможно, срыли часть с его вершины, чтобы он был не такой круглый.
  
  *(4) Непонятно, зачем эльфам понадобилось возводить Город-Страж в Амане. И сама эта идея строительства высокого холма, на котором будет крепость, понятна для земель, в которых идут войны, но подобное строительство рядом с пышными дворцами Валар, приводит в недоумение. Однако даже имя города "Тирион", означает "Сторожащий", или даже "Сын-стража".
  
  *(5) Возможно лампы мерцали под густой кроной деревьев? Особенно в часы более мягкого сияния Тэльпэриона, на стороне города, обращенного к морю и потому находящемуся в полутени.
  
  *(6) Возможно, маленькие по сравнению с гигантскими Древами?
  
  *(7) Видимо, оба побега росли в доме Инвэ, тогда еще верховного короля над ванйар и нолдор.
  
  *(8) В данном тексте они еще называются тэлэри.
  
  *(9) Возможно, нолдоли создавали выдуманные сказки и истории.
  
  *(10) В данном тексте еще стояло название "линдар".
  
  *(11) Считался, но не являлся.
  
  *(12) Имя Ithil состоит из двух частей: i - тот который (одно из переводов этой многозначной частицы) и thili- "сиять, мерцать" (QL: 83), таким образом означая Тот-кто-мерцает, или Мерцающий. Впоследствии это же имя было дано и Луне.
  
  *(13) Профессор дал это название на нолдорине - Galathilion. Слово Алдион (Aldion) не дано Профессором, но составлено из квэнийских корней и имеет то же значение, что и Galathilion - "Сын Древа".
  
  *(14) Тирион был городом-крепостью, поэтому у него были высокие стены, в то время как другие города Валинорэ, по видимому, не имели стен.
  
  *(15) Поскольку Тирион был построен в конце расщелины Калакирйа, Миндон Эльдалиэва, Ингвэминдон, был виден со стороны моря.
  
  *(16) Ванйар окончательно покинули Тирион и ушли в Валмар через 4 года Древ после прибытия тэлэри в Аман (в 1161-м году Древ) то есть через 40 солнечных лет.
  
  *(17) Здесь говорится, что последние из ванйар ушли из Тириона вслед за Ингвэ, но ранее говорилось о ванйар, которые вступали в брак с нолдор. По этому "последние из ванйар" скорее "последние, кто хотел уйти и быть со своим народом".
  
  *(18) the Deepelves.
  
   *(19) Таким образом, видимо, часть эльфов могла знать, что есть и другие обитаемые миры.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"