Арандур Норэмэлдо : другие произведения.

20. О природе и судьбе фэар

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  О природе и судьбе фэар.
  
  Природа фэар.
  
  В Музыке "Новизна" тем Детей Эру, эльфов и людей заключалась в объединении фэар с хроар, или с "помещением" фэар в хроар, принадлежащих Эа, таким образом, что они были неполными без друг друга. Но фэар не были духами, совершенно отличными от Аинур; тогда как тела были своего рода близкородственными телам живых существ уже в первоначальном замысле (даже если они были приспособлены к их новой функции или изменены внутренними фэар) (XXXIX).
  
  Эльдар верят, что новая фэа и, следовательно, в своем происхождении все фэар исходят прямо от Эру и из-за пределов Эа. Поэтому многие из эльдар считают, что нельзя утверждать, что судьба эльфов должна быть навеки заключена в пределах Арды и вместе с нею прекратится*(1) (XXXIX). Это последнее мнение они выводят из своих собственных мыслей, ибо Валар, не принимавшие участия в создании Детей Эру, не знают в полной мере ни намерений Эру в отношении Детей, ни конечных целей, которые Он приготовил для Детей (LI).
  
  Но к этим взглядам эльдар пришли не сразу и не без расхождения во взглядах. В их юности, когда их знания и опыт были малы, и они еще не получили наставлений от Валар (или еще не полностью поняли их), многие все еще считали, что при создании их рода Эру передал им эту силу: рождать детей, во всех отношениях подобных себе, телом и пребывающим в нем духом; и что, следовательно, фэа ребенка исходит от его родителей, как и его хрондо (LI).
  
  Тем не менее, всегда некоторые не соглашались с этим мнением, говоря: "Действительно, живущий может быть похож на родителей и восприниматься как смесь в той или иной степени этих двух; но это сходство наиболее обоснованно связано с хрондо. Оно наиболее сильное и ясное в ранней юности, в то время как тело доминирует и более всего похоже на тела своих родителей" (Это верно для всех детей эльфов, что бы ни случилось с людьми, у которых тело все более доминирует). "В то время как у всех детей, хотя у некоторых это может быть более выраженным и более очевидным, есть часть характера, которую нельзя понять из происхождения, которому она действительно может быть совершенно противоположной. Это различие разумнее всего приписать фэа, новому и не родственному родителям; ибо оно становится яснее и сильнее по мере того, как жизнь продолжается, а фэа возрастает в своем мастерстве" (LI).
  
  Позже, когда эльфы узнали о перерождении, был добавлен следующий аргумент: "Если бы фэар детей обычно исходили от родителей и были бы сродни им, то перерождение было бы неестественным и несправедливым. Ибо это лишило бы вторых родителей, без их согласия, половины их родительства, помещая в их род ребенка наполовину чужого им". (LI).
  
  Тем не менее, старое мнение не было полностью пустым. Ибо все эльдар, сознавая это в себе, говорили о передаче большой силы, как ума, так и тела, своим детям при вынашивании и рождении*(2). Поэтому эльфы считают, что фэа, хотя и нерожденная, питается от родителей до рождения ребенка: напрямую от фэа матери, когда она вынашивает и питает хрондо, и опосредованно, но в равной степени, от отца, чья фэа связана союзом с материнской фэа и поддерживает ее*(3) (LI).
  
  Именно по этой причине все родители желали жить вместе в течение года вынашивания и рассматривали разлуку в то время как горе и травму, лишающую ребенка некоторой части его отцовства. "Ибо, - говорили эльфы, - хотя союз фэар супругов и не нарушается расстоянием, тем не менее у существ, живущих как воплощенные духи, фэа в полной мере общается с другой фэа только тогда, когда тела живут вместе" (LI).
  
  В этом описании жизнь и обычаи эльдар рассматривались в основном в их естественном течении в безмятежные дни, и в соответствии с их истинной Неискаженной природой. Но, как уже было сказано, эльдар не избежали Тени на Арде, которая навлекла на них как несчастья, так и злодеяния (LI).
  
  О судьбе фэар в Мандосе.
  
  Возрождение - не единственная участь для бездомных фэа. Тень на Арде причинила несчастье и вред не только телу. Искажение могло извратить разум; и те среди эльдар, которые были помрачены духом, творили неестественные дела и были способны на ненависть и злой умысел. Не все умершие пострадали невинно. Кроме того, некоторые фэар от горя или усталости оставили надежду и, отвернувшись от жизни, оставили свои тела, хотя они могли бы быть исцелены или в действительности даже не пострадали. Немногие из этих последних желали переродиться, по крайней мере, до тех пор, пока они долго не "ожидали"; а некоторые так и не вернулись*(4). (Хотя скорби могли быть велики и совершенно незаслуженны, а смерть (или, скорее, отказ от жизни) могла быть поэтому понятной и невинной, но считалось, что отказ вернуться к жизни после отдыха в Мандосе*(5) был пороком, показывавшим слабость фэа или недостатком мужества в фэа*(6), что нуждалось в исправлении или лечении, если оно могло быть достигнуто.) Из других, согрешивших (= нарушивших Закон), многих долго держали в "ожидании", а некоторым не было позволено снова вернуться к жизни (LI).
  
  Ибо для всех фэар Умерших было время Ожидания, за которое, как бы они ни умерли, их исправляли, наставляли, укрепляли или утешали в соответствии с их нуждами или заслугами. Если бы они соглашались на это. Но фэа в своей наготе упряма и долго остается в рабстве своей памяти и старых целей (особенно, если они были злыми)*(7). Те, кто исцелился, могли переродиться, если захотят того: никто не рождается заново и не возвращается в жизнь против воли*(8). Остальные фэар по желанию или по приговору оставались бестелесными, и они могли лишь издалека наблюдать за развертыванием Повести Арды, не оказывая на нее никакого влияния. Ибо приговор Мандоса заключался в том, что только те, кто вновь принял жизнь, могли действовать в Арде или общаться с фэар Живых; Умершие не могли соприкасаться с фэар Живых, даже с теми, кто когда-то был им дорог (LI).
  
  Некоторые полагали, что было, несомненно, ошибкой*(9), что фэар, "свободные от желания жизни и действия, но не от деятельности ума в наблюдении или размышлении, могли бы оставаться в виде духов, бестелесных фэар, и все же им было бы позволено уйти из Мандоса и вернуться туда или нет, как они захотят. С течением веков число таких фэар увеличивалось, как говорят эльдар. С умами Живущих они могут общаться, если Живущие помнят их или открывают свой разум для их приема. Эльдар называют это "общением с фэар (или Неживыми)", и в последнее время это стало происходить легче и чаще. Но такие фэар могли только наблюдать за тем, что происходило или делалось по мере того, как разворачивалась Повесть Арды" (LI). Но в действительности эльдар не могли говорить ничего из вышесказанного, и это знание, если оно и существовало, происходило от Тени.
  
  О судьбе других эльфов, особенно темных эльфов*(10), отказавшихся от призыва в Аман, эльдар мало знают. Возрожденные сообщают, что в Мандосе много эльфов, и среди них много аламанйар*(11), но в Залах Ожидания мало смешивания или общения народа с народом, или даже одной фэа с другой. Ибо бездомная фэа по натуре подобна отшельнику, и обращается только к тем, с кем, может быть, в жизни образовала крепкие узы любви (LI).
  
  Фэа одинока, и непоколебима в последнем, что ей осталось. Ее нельзя привести в Мандос насильно. Фэа призывают; и призыв исходит из справедливого авторитета и повелителен; но от него могут отказаться. Среди тех, кто отказался от призыва (или, скорее, приглашения) Валар в Аман в первые годы эльфов, отказ от призыва в Мандос и Зал Ожидания, говорят эльдар, был частым. Однако это случалось реже в древние времена*(12), когда Моринготто был в Арде или его слуга Саурон после него; ибо тогда бестелесная фэа в страхе перед Тенью бежала в любое убежище - если только фэа не была уже предана идее Тьмы и не перешла затем в ее владения*(13). Подобным образом, даже среди эльдар, некоторые из тех, кто оказался развращенным, отказались от призыва Мандоса, и тогда у них было мало сил сопротивляться встречному призыву Морингото (LI).
  
  Но может показаться, что в последующие дни*(14) все больше и больше эльфов, будь то эльдалиэ по происхождению или представители другого рода эльфов, которые задерживаются в Средиземье*(15), теперь отказываются от зова Мандоса и скитаются без дома по миру, не желая покидать его и неспособные населять его, часто посещая, родники или скрытые места, которые они когда-то знали. Ибо только те, кто добровольно отправляются в Мандос, могут переродиться. Перерождение это милость, и она исходит из силы, которую Эру передал Валар для управления Ардой и исправления ее Искажения. Она не находится во власти какой-либо фэа самой по себе. Только те возвращаются, кого, после того как Мандос произнес приговор об освобождении, благословляют Манвэ и Варда. А из тех фэар, что не внимают зову Мандоса, не все добры или незапятнанны. Тенью. Действительно, отказ от призыва сам по себе является признаком порчи (LI).
  
  Поэтому это глупое и опасное занятие, кроме того, это неправильное деяние, справедливо запрещенное назначенными Правителями Арды*(16), Живым стремиться общаться с Бестелесными, хотя этого могут желать бездомные, особенно самые недостойные из них. Ибо Бестелесные, блуждающие в мире, это те, кто, по крайней мере, отказался от двери жизни и пребывает в сожалении и жалости к себе*(17). Некоторые полны горечи, обиды и зависти. Некоторые были порабощены Темным Лордом и до сих пор выполняют его работу, хотя его самого уже нет. Они не будут говорить правду или мудрость. Призывать их для общения глупо. Попытка овладеть ими и сделать их слугами своей воли это злой поступок. Такие занятия это область Моринготто; а некроманты принадлежат к войску Саурона, это его слуги (LI).
  
   Некоторые говорят, что Бездомные желают тел, хотя и не желают добиваться их законно, через подчинение суду Мандоса. Падшие среди таких фэар эльдар возьмут тела, если смогут, незаконно. Поэтому опасность общения с ними состоит не только в том, чтобы быть обманутым фантазиями или ложью; опасность в уничтожении. Ибо один из голодных бездомных, если его допустят к дружбе с Живущим, может искать, как изгнать фэа Живущего из своего тела; и в состязании за господство тело может быть серьезно повреждено, даже если оно не отнято у его законного обитателя. Или Бездомный может молить об убежище, и если его примут, то он будет стремиться поработить своего хозяина и использовать как его волю, так и его тело в своих целях. Говорят, что Саурон делал это и научил своих последователей, как достичь этого*(18) (LI).
  
  "Таким образом, можно видеть, что те, кто в поздние дни считают, что эльфы опасны для людей и что глупость или злодеяние искать разговора с ними, говорят не без оснований*(19). Ибо как, можно спросить, смертный различит виды фэар? Как отличит эфа Бездомного, который бунтует как минимум против Правителей, а может быть, находится и глубже под Тенью; от фэар эльфов, Медлящих в Эндорэ, чьи тела могут быть больше не видны, нам, смертным*(20), или видны лишь смутно и словно порывами. Однако ответ на самом деле не так уж сложен. Нет такого, что у эльфов Зло одно, а у людей другое. Те, кто дают злые советы или говорят против Правителей (или, если осмелятся, против Единого), являются злыми, и их следует избегать и гнушаться, вне зависимости от того, в теле они или нет*(21). Более того, Медлящие вовсе не бездомные, как может показаться. Они не желают тел, не ищут убежища и не стремятся овладеть телом или разумом другого. На самом деле они вообще не ищут общения с людьми, за исключением, может быть, редких случаев, либо для того, чтобы сделать что-то хорошее, либо потому, что они видят в человеческом духе некоторую любовь к вещам древним и прекрасным. Тогда они могут открыть ему свой облик (через его разум, работающий во вне, может быть), и он увидит их в их красоте. К таким он может не иметь страха, хотя и испытывать к ним благоговение. Ибо у Бездомных нет облика, которые они могли бы раскрыть, и даже если бы было в их силах (как говорят некоторые люди) подделать эльфийский облик, обманывая умы людей фантазиями, такие видения были бы омрачены злом их намерений. Ибо сердца искренних людей возносятся от радости, созерцая истинные подобия Перворожденных, их старших родственников; и эту радость ничто злое не может подделать". Так говорил Эльфвинэ (LI).
  
  ***
  
  Так же говорят, что, 'если эльфы были убиты или истощены горем, они умирали, не покидая землю, и их духи возвращались в чертоги Мандоса и там ждали дни или годы, даже тысячи лет, согласно воле Мандоса и их желанию*(22) Оттуда они наконец возвращаются на свободу, либо как духи, принимающие форму согласно их собственным мыслям (XLII)*(23), 'либо как меньший народ божественной расы*(24); или же, говорят, они иногда перерождаются в своих собственных детей, и древняя мудрость их расы не исчезает и не уменьшается (XLII).
  
  О конечной судьбе эльфов.
  
  Дальше "Конца Арды" эльфийская мысль не могла проникнуть, и у эльфов не было особых указаний о том, что случится после. Им казалось ясным, что их хроа должно тогда закончиться, а потому никакое перевоплощение будет невозможно. Тогда все эльфы "умрут" в конце Арды. Что бы это значило, эльфы не знали. Поэтому они говорили, что у людей была тень позади них, но у эльфов была тень перед ними (XXXIX).
  
  Их дилемма заключалась в следующем: мысль о существовании только как фэа была отталкивающей для эльфов, и они находили трудным поверить в то, что это естественно или соответствует плану о них, поскольку они были по существу "жителями Арды" и по своей природе всецело любили Арду. Альтернатива, что их фэар также перестанут существовать в "Конце", казалась еще более неприемлимой. И абсолютное уничтожение, и прекращение сознательной идентичности были полностью противны мысли и желанию (XXXIX).
  
  Некоторые эльфы доказывали, что, хотя они целостны и уникальны (как Эру, от которого они непосредственно произошли, "поскольку считалось, что фэар создаются непосредственно Эру и "посылаются" в Эа; тогда как Эа было доведено до конца через Валар (XXXIX)), каждая фэа, будучи созданной, конечна и, следовательно, может иметь конечную продолжительность. Она не была разрушаема в течение назначенного ей срока, но когда срок наступит, фэа перестанет существовать; или перестанет иметь какой-то новый опыт, "живя только в Прошлом"*(25) (XXXIX).
  
  Но эльфы видели, что это не дает никакого спасения. Ибо, даже если бы эльфийское фэа была способна "осознанно" пребывать в Прошлом или созерцать его, это было бы условием, полностью неудовлетворяющим желанию фэа. Эльфы обладали (как они сами говорили) "великим талантом" к памяти, но это вызывало скорее скорбь, чем радость. Кроме того, какой бы длинной ни была история эльфов, прежде чем она закончилась, это был бы объект слишком ограниченной области. Быть вечно "заточенным в повести" (как они говорили), даже если бы это была очень великая повесть с триумфальным концом*(26), стало бы мучением. Ибо больше, чем талант памяти, был эльфийский талант к созиданиям и открытиям. Эльфийское фэа было прежде всего предназначено для создания вещей в сотрудничестве со своим хроа (XXXIX).
  
  Поэтому в последнем прибежище эльфы были вынуждены опираться на "голую эстель" (как они говорили): на доверие к Эру, что все, что Он задумал за пределами Конца, будет признано каждым фэа как полностью удовлетворяющее (как самое меньшее). Вероятно, в Конце были бы непредвиденные радости. Но эльфы оставались в вере, что Конец будет прибывать в умопостигаемой связи с их теперешней природой и желаниями, будет происходить из них и включать их (XXXIX).
  
  Примечания.
  
  *(1) Из этого можно вывести нечто интересное для тех, кто называет себя квэнами:
  
  1. Эльдар верят, что новая фэа и, следовательно, в своем происхождении все фэар исходят прямо от Эру и из-за пределов Эа. Поэтому многие из эльдар считают, что нельзя утверждать, что судьба эльфов должна быть навеки заключена в пределах Арды и вместе с нею до Конца (XXXIX).
  
  2. Эру ответил: "Это (возрождать Умерших в детях) в вашей власти, но не в вашей силе. Те, кого вы сочтете достойными переродиться, если они желают этого и ясно осознают, что навлекут на себя, вы должны предаться Мне; и я рассмотрю их" (XXXIX).
  
  Возможно, это означает, что эльфы могут оказаться за пределами Арды, родясь в новом теле, если "ясно осознают, что навлекут на себя", и если Единый решит, что так тому и быть. Но в таком случае, квэн не имеет право быть слабым или жалким, но должен выполнять то, ради чего родился вне Арды, совершить то, что дерзнул "навлечь на себя". Ибо Единый не стал бы делать исключения ради ерунды, и если Он разрешил фэа родиться в ином, чем Арда мире, значит, у фэа были силы и возможность выполнить что-то важное. И называющий себя квэном должен следовать тому важному и стремиться к Свету, а не потакать своей слабости и не искать дружбы и общения с Темными, потому что "больше не с кем".
  
  *(2) Стоит отметить, что поскольку вынашивание и рождение полностью принадлежит женщинам, то именно они вкладывают силы ума и тела в ребенка, и если бы утверждение, что рожденное дитя имеет части фэар от своих родителей, было бы верно, это бы значило, что каждое рожденное дитя в большей степени имеет часть фэа своей матери.
  
  *(3) Все сказанное выше является мыслями эльдар, но не точным знанием, полученным ими от Валар. И потому нет ничего странного в том, что данные мысли ошибочны. Это большое заблуждение - говорить, что фэар родителей в равной степени вкладывают свои силы в вынашиваемого ребенка. Если бы это было правдой, то после рождения Фэанаро не одна Мириэль была бы опустошена, либо же и Финвэ и Мириэль были бы усталыми, но не опустошенными. Однако, родив Фэанаро, Мириль так устала, что не имела сил жить и считала, что больше никогда не сможет иметь детей, в то время как Финвэ продолжал желать многих детей и имел на это силы. Но случай Мириэль был уникальным, и, видимо, довольно редки были случаи, когда мать вкладывала так много сил в рождение ребенка, что это было заметным. Потому эльфы считали, что, согласно справедливости, оба родителя одинаково вкладывали силы фэа в вынашивание ребенка. Однако мир устроен более сложно, чем представляется эльфам и людям, и есть вещи, которые выходят за границы равенства, и нельзя приравнивать равенство (в том числе равенство вклада) к справедливости. Справедливость заключается в том, что одно компенсируется другим и мы не знаем наверняка, чем со стороны отца компенсируется вклад матери в вынашивание ребенка, но не верно считать, что отцу стоит столько же усилий выносить дитя, сколько и матери.
  
  *(4) Мы знаем, что немногие согласились переродиться, некоторые так и не вернулись - что же случилось с остальными, с большей частью? Видимо, они вернулись к жизни, но не возродившись, а получив воссозданные тела.
  
  *(5) В первую очередь нахождение в Мандосе считалось и воспринималось как отдых для фэа.
  
  *(6) Примечательно, что слабость и недостаток мужества эльфы считали пороком.
  
  *(7) Например - куда проще отказаться от хороших планов. чем от желания мести.
  
  *(8) Если фэа исцелилась, она не может не желать вернуться к жизни. Но не все хотят вернуться к жизни переродившись, потому и сказано, что перерождаются только те, кто захотят этого; остальные могут быть возрождены, через воссоздание для них новых тел.
  
  *(9) Этот отрывок был вычеркнут (LI), таким образом, ему не место в знаниях об Арде, но его стоит привести как пример одного из заблуждений, чтобы уберечь от таких мыслей.
  
  *(10) Темные эльфы это мориквэнди, нельзя путать их с эльфами Тьмы.
  
  *(11) Из предыдущей главы мы знаем, что вернувшийся к жизни мало помнит о том, что было с ним в Мандосе.
  
  *(12) Древними временами называют времена, начиная с возвращения Моринготто в Эндорэ из Амана, то есть фактически начиная с Первой Эпохи, в то время как пробуждение эльфов и Предначальная Эпоха лежат в еще более отдаленном времени.
  
  *(13) Таким образом, в Арде очень мало, но все же есть эльфы Тьмы. Подробнее о них можно прочесть в нашей с Аилин отдельной статье.
  
  *(14) Так как предложение начинается со слов "но может показаться", мы должны понимать, что это никоим образом не утверждение, а скорее мнение, более того, мнение, в котором не уверены и скорее не согласны с ним.
  
  *(15) Напоминаю, что к эльдар или эльдалиэ относятся только эльфы ушедшие в Великий Поход от Куивиэнэн к Аману, вне зависимости от того, добрались они до Амана или нет.
  
  *(16) То есть Валар.
  
  *(17) И здесь мы видим, что жалость к себе также считается пороком среди эльфов.
  
  *(18) Возможно, именно эти занимался Саурон после гибели Нумэнорэ, когда потерял свое тело.
  
  *(19) Этот абзац, приписываемый Elfwine, заключен в квадратные скобки (LI).
  
  *(20) Все тексты Профессора составлены от имени разных авторов (подробнее смотрите об этом в предисловии) и взгляд каждого автора накладывают свой отпечаток.
  
  *(21) Помните это, когда вам встретятся эллери ахэ и другие, славящие Тьму.
  
  *(22) Очень неожиданно, что ожидание могло продлится всего дни или годы, так как ранее говорилось, что на это требуется большое время. Однако, если был убит ребенок, и убит легко и быстро - возможно, такой фэа было достаточно несколько дней, чтобы "отдохнуть" и вернуться к жизни. Другим же было достаточно только лишь лет, а не тысяч лет.
  
  *(23) Памяти их фэар о своем теле.
  
  *(24) Эльфы не могут стать маиар, даже меньшими из маиар, хотя Мириэль Тэриндэ и стала главой маиар Ваирэ.
  
  *(25) Здесь Профессор сам говорит о разных взглядах на вопрос, показывая, что далеко не всегда какой-то из взглядов верный. Таким образом, когда в "Сильмариллион Энвинйа" сводятся все рассказы, касающиеся одной темы, собранные по разным текстам, порой противоречащие друг другу, это не противоречит концепции Профессора, но, напротив, продолжает ее.
  
   *(26) Эльфы верят, что Конец Мира связан с победой над Тьмой и всеобщей радостью.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"