Арандур Норэмэлдо : другие произведения.

26. О сущности и создании Сильмариллей

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  В 1449 году Древ (XXVII) было совершено самое знаменитое из всех творений эльфийского народа. Ибо Фэанаро, придя теперь в полную силу (L), начал свой труд, который славится выше всех трудов эльдалиэ; ибо его сердце зачало Сильмарилли*(1), и Фэанаро провел много исследований и написал много эссе, прежде чем приступил к приданию им формы*(2). И хотя Мэлькор сказал после, что Фэанаро получил его наставление в этой работе, Мэлькор солгал в своей похоти и своей зависти*(3); ибо Фэанаро был движим только пламенем своего собственного сердца, он был нетерпелив и горд, всегда работал быстро и в одиночку, не прося помощи и не ожидая совета*(4) (XXVII).
  
  Спустя пять веков после прихода нолдор, когда они достигли совершенства в знаниях и умениях, Фэанаро, сын Финвэ, начал долгий и чудесный труд; и он призвал все свое знание, и мощь*(5), и тонкое умение 'и всю свою утонченную магию (XXV); ибо он намеревался сделать вещи более прекрасные, чем кто-либо из эльдар когда-либо сотворил, его творение должно было длится до Конца всего*(6). Три драгоценности сделал Фэанаро и назвал их Сильмариллами (ХХХХII).
  
  В 1500 год Древ (XXVII) (2500 год Валар) Древ (XXVII)*(7) Сильмарилли*(8), чудо Арды, были полностью сработаны. Как трем великим драгоценностям, им была дана форма. Но не раньше Конца, когда вернется Фэанаро, погибший, когда Солнце было молодо*(9) и ныне восседающий в Залах Ожидания и не появляющийся больше среди своих соплеменников; пока не придет Солнце и не падет Луна, не станет известно, из какого вещества они были сделаны*(10). Оболочка Сильмариллей выглядела подобно кристаллу бриллиантов, она была более прочной, чем адамант, так что никакая сила в стенах этого мира "в королевстве Арда (L) не может Исказить, "повредить (L) или разрушить ее. И все же, этот кристалл был для Сильмариллей тем же, что и тело для Детей Илуватара: домом для внутреннего огня, который находится внутри тела и все же во всех его частях и является его жизнью*(11). И внутренний огонь Сильмариллей Фэанаро создал из смешанного Света Дерев Валинорэ, который все еще живет в Сильмариллях, хотя Дерва давно засохли и больше не сияют*(12). "Внутри Сильмариллей горел живой "чудесный (XLIV) огонь, смешанный из "священного света (XLIV) Двух Древ (ХLII) Валинорэ*(13) (XLIV).
  
  Поэтому даже в предельной тьме 'и во мраке глубочайшей сокровищницы (L) Сильмарилли сияли, как звезды Варды, своим собственным сиянием; и все же, поскольку они действительно были живыми*(14), они радовались свету и, получая его, возвращали его в оттенках более прекрасных, чем он был прежде (XXVII). 'Все огни, падавшие на Сильмарилли, какими бы слабыми эти огни ни были, Сильмарилли принимали и отражали в чудесных оттенках, которым их собственный внутренний огонь придавал необыкновенную красоту (ХХХХII).
  
  Говорят, что 'и Фэанаро исполнился новой мысли, или, может быть, к нему явилась тень предвидения того, что должно быть; и он размышлял о том, как Свет Дерев, слава Благословенного Края, может быть сохранен нетленным (XLVV).
  
  И весь народ Валинорэ изумился творению рук Фэанаро и исполнился удивления и восторга, и Варда освятила Сильмарилли, так что с тех пор ни смертная плоть, ни кто-либо злой или нечистый*(15), 'ни плоть нечистая (ХLII) не могли коснуться их, не будучи опаленными и обожженными невыносимой болью 'и иссушенными*(16) (XLII).
  
  Эти драгоценности эльфы ценили выше всех своих творений, и Манвэ освятил их; но Варда предсказала, что судьба Мира заключена в них: '"Судьба эльфов заключена здесь, и судьба многих других вещей" (XXV). И Мандос предсказал, что судьбы Арды, земли, моря и воздуха заключены в них (L). И сердце Фэанаро крепко привязалось к этим вещам, которые он сам сотворил*(17) (XLII). И некоторые сказали, что 'сердце Фэанаро было ранено тем, что он сам сделал (XXV) - 'трижды зачарованными*(18) шарами хрустальными, сияющими немеркнущим, освещенным живым великолепием и сущностью всех оттенков*(19), их нетерпеливого пламени*(20) (LVII) Те прекрасные, где сокрыта судьба народа Эльданорэ*(21) и их счастье заперто, где в единственном месте теперь хранится божественный свет*(22) (LVII).
  
  ***
  
  Существует прекрасный рассказ о том, как Фэанаро творил Сильмарилли, но, скорее, это больше легенда, чем подлинная история. 'Фэанаро из нолдоли отправился к солосимпи и просил у них великолепную жемчужину, и, кроме того, он получил урну, полную самого светящегося фосфорно-яркого света, собранного с пены в темных местах, и с ними Фэанаро вернулся домой, и он взял все другие драгоценные камни, и собрал их блеск в свете белых ламп и серебряных свечей, и он взял блеск жемчуга и слабые полутона опалов, и он омыл их в фосфоресценции и сияющей росе Сильпиона, и всего лишь одной крохотной капле света Лаурэлин он дал упасть туда, и дав всем этим волшебным огням тело из такого совершенного стекла, которое он один мог сделать, и даже Аулэ не мог достичь, так велика была тонкая ловкость пальцев Фэанаро, он сделал драгоценный камень - и он сиял сам по себе (XLVIII).
  
  И Фэанаро поставил Сильмариль в темноте, и сидел очень долго, и смотрел на его красоту. Затем он сделал еще два, и у него не было больше ни одного материала*(23): и Фэанаро привел других, чтобы они посмотрели на работу его рук, и они были крайне поражены, и эти драгоценности Фэанаро назвал Сильмарилли, или, как мы произнесем это имя на языке нолдоли, Силубрилтин (Silubrilthin)*(24). Поэтому, хотя солосимпи всегда считали, что ни один из драгоценных камней нолдоли, ни даже величественное мерцание бриллиантов, не превосходило их нежных жемчужин, тем не менее все, кто когда-либо видел Сильмарилли Фэанаро, считали их самыми прекрасными драгоценностями, которые когда-либо сияли или светили*(25) (XLVIII). Яркое пламя было в Фэанаро*(26) (XXVII).
  
  Чудесные труды во славу Арды, которые совершил Фэанаро, в противном случае только Манвэ мог в какой-то мере зачать*(27) (XXVII).
  
  
  
  
  
  Примечания.
  
  *(1) Сильмарилли, как уже говорилось и как будет сказано позднее еще больше, живые создания, обладающие своей душой. И даже когда говорится об их создании, сказано, что Сильмарилли были не задуманы, а зачаты.
  
  *(2) Фэанаро уже "зачал" души Сильмариллей и после не создавал их, но создавал для этих душ форму. Фэанаро зачал Сильмарилли в 1449-м году Древ, и только в 1500-м году Древ, 510 лет солнца спустя, он создал первые рукотворные самоцветы, которые были лишь одним из шагов к созданию формы для Сильмариллей.
  
  *(3) Фэанаро зачал сильмарилли в 1449-м году Древ, а Мэлькор получил свободу в 1700-м.
  
  *(4) Однако говорится, что Фэанаро обучался у Махтана и у Аулэ.
  
  *(5) Для того, чтобы сделать просто самоцвет, пусть и прекрасный, не нужна личная мощь.
  
  *(6) Фэанаро изначально планировал, или знал, что Сильмарилли будут пребывать до Конца Мира - это была если не цель творения, то его важная деталь.
  
  *(7) В ранних текстах был назван 1450 год, но это явная ошибка, так как только в 1500 году Фэанаро создал первые рукотворные самоцветы, что было необходимо для того, чтобы создать оболочку для Сильмариллей.
  
  *(8) Стоит отдельно сказать о квэнийском названии этих Камней. Когда говорится об одном из них, то это Сильмариль, а когда о двух или трех, то Сильмарилли. Но интересным в данном случае является то, что форма множественного числа звучала бы как "Сильмарили", где -и окончание множественного числа, в то время как -ли окончание партативно-множественного числа, используемое для обозначения чего-то неисчислимого, как звезд на небе. Но почему несчетное применяется к конечному и довольно небольшому количеству Камней? При этом, когда Профессор пишет о Сильмариллах на английском, он пишет Silmarils - Сильмарили.
  
  *(9) Фэанаро погиб до восхода Солнца - это неточность внутреннего автора.
  
  *(10) Так мы узнаем, что Фэанаро не вернется до Конца Мира. Но как об этом узнал летописец? То, что судьба Фэанаро стала известной, говорит о том, что это не приговор Фэанаро, а его выбор.
  
  Эльдар "мало что известно о делах Мандоса с Мертвыми. По нескольким причинам:
  
  - потому что те, кто совершил великое зло (таких мало), не возвращаются;
  
  - потому что те, кто прошел исправление Мандоса, не будут говорить о том, да и, исцелившись, мало о нем помнят..." (LI). Из-за того, что сами умершие не рассказывают о приговорах Мандоса, эльдар мало о них знают; но это значит, что сам Намо не сообщал живым свои приговоры о мертвых.
  
  При этом эльдар узнали о том, что Мириэль не вернется, а позже о том, что Финвэ решил навсегда остаться в Мандосе ради того, чтобы она могла вернуться; как видно, живым могут сообщить о том, что умерший отказался возвращаться к жизни. Намо мог сообщить Живым о том, что Фэанаро остается в Мандосе, только если таков был выбор Фэанаро.
  
  *(11) Такое сравнение больше чем просто метафора. У Сильмариллей есть не только их тела-оболочки, но и души, которые были зачаты и выношены Фэанаро, как и были выношены идеи "тел". И Фэанаро единственный из всех в Арде - и эрухини, и аинур - кто дал бытие живому.
  
  *(12) Принято считать, что столь особенными Сильмарилли сделал заключенный в них Свет Древ, но в действительности мы видим, что и Свет, и оболочка, это лишь форма, которую Фэанаро придал Сильмариллям, которых зачал в свой душе - 'внутренний огонь Сильмариллей Фэанаро создал из смешанного Света Дерев. То есть Куруфинвэ долго работал, пока не придумал, из чего создать внутренний огонь для Сильмариллей. Не Свет Древ стал внутренним огнем, а Свет Древ был использован, чтобы придать форму внутреннему огню.
  
  *(13) И здесь опять виден автор текста - это Румиль, автор "Анналы Амана", нолдо из Дома Фэанаро (подробнее смотрите об этом статью Аилин и Норэмэлдо о Румиле), он знает, как были созданы Камни (что они живые и были "зачаты", что кристалл был для них как тело, внутри которого душа).
  
  *(14) Сильмарилли были живыми без каких-либо метафор - это очень важно, и это меняет все представление о них, полученное из "Сильмариллиона" Кристофера.
  
  *(15) Если бы Фэанаро был возгордившимся, и на его сердце лежала Тьма, как уверяла Налтариэль - то Фэанаро не мог бы касаться Сильмариллей, не обжигая рук.
  
  *(16) Однако руки Моринготто, хотя и были обожжены, не были иссушены.
  
  *(17) Похоже, что даже далеко не все из эльдар знали об истинной природе Сильмариллей, и для многих Сильмарилли были не живыми, но просто прекрасными украшениями. И те, кто не знал, что Фэанаро не просто сотворил Камни, но "зачал Сильмарилли в своем сердце", не понимали связи меж Фэанаро и Сильмариллами, но считали, что мастер привязался к своим творениям, раз даже не причастные к созданию Сильмариллей эльфы ("все эльфы"!) ценили Камни выше всех своих творений.
  
  *(18) Говорится, что Сильмарилли трижды зачарованные - однако мы знаем только о двух благословениях, что получили Сильмарилли: от Манвэ и Варды. Возможно третий, кто "зачаровал" их, был Макалаурэ.
  
  *(19) Такая же формулировка "сущность всех оттенков" встречается и во второй версии "Детей Хурина". То есть, как бы ни странно звучало это словосочетание, оно не случайно - all hue's essence.
  
  *(20) Примечательно, что и дух Фэанаро и пламя Сильмариллей называется одинаково - eager flame, "нетерпеливое пламя".
  
  *(21) В оригинале сказано Elfland, но я не захотел переводить это как "эльфляндия".
  
  *(22) О Фэанаро говорилось как о возгордившемся, говорилось, что Налтариэль увидела Тень в сердце Фэанаро, но насколько это было правдой, мы можем судить по тому, что Фэанаро зачал в своем сердце, а потом дал тело хрустальным сферам, которые не терпят прикосновения ничего нечистого или Темного. Мог ли тот, в ком есть Тень, породить Свет? Или породить чистый и незапятнанный Свет мог лишь тот, в ком в самом есть лишь Свет? Как обычно, лучше любых слов говорят дела. И исходя из этих дел - Фэанаро был самым светлым эльфом Валинорэ и Арды (о чем будет сказано и в Повести). И последующие дела не затмили его Свет, потому что нет ничего, что бы он сделал дурного - о чем вы увидите по его поступкам, несмотря на то, как о нем отзываются летописцы Младших Домов.
  
  *(23) Сомнительно, что отсутствие материала было единственным, что остановило Фэанаро от того, чтобы создать столько Сильмариллей, сколько он зачал в своем сердце. Более вероятно, что Фэанаро закончил потому, что создал все, что желал создать.
  
  *(24) Силубрилтин (Silubrilthin) - имя на ранним нолдорине. Подробнее об этом языке сказано в главе "О языках калаквэнди и Валар.".
  
  *(25) Мы помним, что Фэанаро создал во множестве прекрасные камни-светильники, которые сияли отраженным светом, поэтому "сияющие или светящиеся" самоцветы для тэлэри не были диковинкой.
  
  *(26) Возможно, есть какая-то связь между огнем, ярко пылавшем в Фэанаро и огнем, пылавшем в Сильмариллах.
  
   *(27) Фэанаро был столь великим не только из эрухини, но и из всех в Арде, что только Манвэ и то лишь отчасти мог задумать (зачать - породить из глубин себя) подобные вещи. О Фэанаро говорят как о величайшем мастере, как об искуснейшем, но на самом деле это очень поверхностное восприятие Фэанаро и его дел, его творений. Сказано, что Манвэ единственный кто лишь отчасти мог зачать в себе творения, которые создал Фэанаро. Но Манвэ не самый искусный из Валар, самый искусный из Валар - Аулэ. Однако Фэанаро сравнивают не с Аулэ, а с Манвэ. Манвэ назван самым благородным и близким к Единому из Валар, и то, что он лишь отчасти мог зачать то, что было создано Фэанаро, говорит о Фэанаро не просто как о самом умелом, а как о Светлом. Потому что во славу Арды, для других, а не для себя, творят Светлые. И то, что творения Фэанаро мог лишь отчасти зачать в себе Манвэ, говорит о том, что творения Фэанаро не просто были сверх-искусными, а были созвучны Замыслу. Еще больше это можно увидеть по величайшему творению Фэанаро, Сильмариллам. Сильмарилли освятила Варда, которая принесла в Арду Свет, исходящий от Эру и "незапятнанный мыслью и похотью Мэлькора" (XI) - она могла освятить только светлое и чистое. Но тот, кто сам не был светлым, не смог бы создать поистине светлое творение, тем более, что 'Фэанаро зачал Сильмарилли в своей душе [XXVII].
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"