Арандур Норэмэлдо : другие произведения.

39. Битва в Альквалондэ

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  1
  
  Нолдор несчастно брели на север вдоль берегов Эльдамара*(1), пока не достигли вершин скал, с которых открывался вид на Лебединую Гавань (XLV).
  
  Когда разум Фэанаро остыл и принял совет*(2), он увидел, что нолдор вряд ли смогут вырваться из Валинорэ без большого количества судов*(3) (XLII). И Фэанаро решил убедить тэлэри, всегдашних друзей нолдор, присоединиться к ним; ибо таким образом он думал уменьшить богатство Валинорэ еще больше*(4) и увеличить свою военную мощь*(5) Таким образом, он также быстро получит корабли. Ибо 'даже если бы среди нолдор был кто-нибудь, владеющий ремеслом постройки кораблей - но их не было*(6) (XLII), для постройки великого флота потребовалось бы много времени и труда*(7), даже если бы у нолдор было достаточно навыков и древесины для такого строительства*(8), чего у них в действительности не было (XXVII). И Фэанаро не терпел промедления, опасаясь, что многие его покинут*(9) (XLII).
  
  И все же когда-нибудь нолдор придется пересечь моря, пусть даже и далеко на севере, где моря были уже; ибо дальше, в тех места, где западная земля и Средиземье почти соприкасались, Фэанаро боялся рисковать переходить*(10). Он знал, что там находится Хэлкараксэ, Пролив Скрежещущего Льда, где замерзшие глыбы постоянно ломались и сдвигались, раскалываясь и снова сталкиваясь друг с другом*(11) (XLII).
  
  2
  
  В то время "большая часть народа тэлэри ушла на охоту вместе с Валар, но многие собрались на береговой полосе перед своими жилищами, и среди них царила тревога*(12), но все же немало тэлэри было занято чем-то возле стоянок своих кораблей*(13), и главной из них была та, которую они называли Копас, или, более полно, Копас Альквалунтэ, Пристань Лебединых Кораблей*(14). Лебединая Гавань походила на чашу тихих вод, за исключением того, что к востоку и к морю кольцо скал, окружавшее ее, несколько понижалось, и там море проникало в гавань, так что над ним образовалась могучая арка из живого камня*(15). Эта арка была настолько велика, что, если не считать самых мощных кораблей, через арку могли пройти два корабля одновременно: один, может быть, выходил, а другой стремился в тихие голубые воды гавани, и верхушки мачт не могли приблизиться к вершине арки, к месту, куда приземлялись лебеди*(16), щипавшие траву на скале. Мало света Древ проникало сюда раньше из-за стены, поэтому ее всегда освещало кольцо сделанных из золота ламп, и там были фонари очень многих цветов*(17), обозначавшие причалы и пристани разных домов*(18); но сквозь арку можно было случайно заметить бледные воды Сумрачных морей, слабо освещенные сиянием Древ. Очень красивой была эта гавань, для смотрящего на нее, когда белые флотилии возвращались в мерцающий дом, а растревоженные воды разбивали отраженное сияние фонарей, превращая его в огненную рябь, сплетая причудливые узоры из множества мерцающих линий*(19). Но теперь все эти суда лежали неподвижно*(20), и глубокий мрак поселился в том месте после увядания Древ (XLV).
  
  И вот Фэанаро поспешил в Альквалондэ и обратился к тэлэри так же, как говорил в Тирионе*(21) (XXVII). Но тэлэри не тронуло ничего из того, что он мог сказать. Они действительно горевали об уходе своих родственников и давних друзей, но скорее отговаривали их, чем помогали им*(22); и они не одолжили бы ни корабля, ни помощи в строительстве против воли Валар. Что же касается их самих, то теперь они не желали иного дома, 'ни других скал, ни пляжей (XLII), кроме берегов Эльдамара, и не желали другого лорда, кроме Ольвэ, принца Альквалондэ*(23). И Ольвэ никогда не прислушивался к Моринготто и не приветствовал его на своей земле, и он все еще верил, что Улмо и другие великие из Валар возместят причиненные Моринготто раны*(24), 'и еще смогут исправить горе Валинорэ (XLII), и что ночь пройдет и настанет новый рассвет*(25) (XXVII).
  
  Однако другие говорят, что "из солосимпи никто не послушался диких слов нолдоли, за исключением немногих, которых можно было пересчитать по пальцам двух рук*(26) (XLV);
  
  
  
  Тогда Фэанаро разгневался, ибо все еще боялся задержки*(27); и он горячо говорил к Ольвэ*(28):
  
  - Ты отрекаешься от своей дружбы даже в час нашей нужды, - сказал Фэанаро. - И все же вы были рады нашей помощи, когда пришли, наконец, к этим берегам, малодушные бродяги и почти с пустыми руками*(29). В хижинах на берегу жили бы вы до сих пор, если бы нолдор не вырезали вашу гавань и не трудились без передышки на ваших стенах (XXVII).
  
  
  
  Но Ольвэ ответил:
  
  - Нет, мы не отказываемся от дружбы. Но, возможно, для друга труднее всего упрекнуть друга в его глупости. И когда ваш народ приветствовал нас и оказал нам помощь, иначе тогда вы говорили: в земле Амана мы должны были жить вечно, как братья, чьи дома стоят рядом*(30). Но что касается наших белых кораблей: тех, которые вы нам не дали. Этому ремеслу мы научились не у нолдор, а у Владык Моря; и белые бревна мы обработали своими руками, и белые паруса были сплетены нашими прекрасными женами и девушками*(31). Поэтому мы не будем ни отдавать их, ни продавать ни за какие союзы или дружбу*(32). Ибо я говорю тебе, Фэанаро, они для нас, как драгоценности нолдор: дело наших сердец, подобных которым мы больше не сделаем*(33) (XXVII).
  
  Свои белые корабли с белыми парусами тэлэри ни отдавали, ни продавали, потому что ценили их очень дорого и не надеялись когда-нибудь снова сделать другие такими же прекрасными и быстрыми*(34) (XLII).
  
  Но другие говорят, что 'свои белые корабли с белыми парусами тэлэри не отдали, так как они очень дорожили ими и, кроме того, боялись гнева Валар (XXV). Так же известно, что после того. как солосимпи отказались дать корабли, но еще до начала битвы, прозвучали 'мудрые слова Этлона (Димлинта) (LIV) из нолдор*(35), но мы не знаем о чем были эти слова.
  
  После ответа Ольвэ, Фэанаро оставил его и сидел за стенами, мрачно размышляя, пока не собралось его войско*(36) (XLII). И вот, совет Фэанаро был в том, что никоим образом это войско не может надеяться на быструю победу на побережье, кроме как с помощью кораблей (37).
  
  - И корабли, - сказал Фэанаро, - если береговые эльфы не дадут их, мы должны взять (XLV).
  
  Путь на север был очень суровый и злой, а с нолдоли было почти столько же девушек и женщин, сколько мужчин и мальчиков (хотя много, особенно младших детей, осталось в Коре и Сирнумэне и там было пролито много слез*(38); поэтому нолдор теперь были в растерянности*(39), и в этой крайности, обезумевшие от скорбей и будучи, как потерянные в тумане, они сотворили те дела, в которых впоследствии раскаивались горше всего, - ибо из-за них на какое-то время недовольство Валар тяжко пало на весь их народ, и сердца даже эльдали были обращены против них*(40) (XLV).
  
  Когда Фэанаро счел, что его сил достаточно, он отправился в Гавань Лебедей (XLII), спустившись в гавань, нолдор попытались взойти на корабли, которые там лежали, но солосимпи сказали им "нет", однако великому войску народа нолдор они еще не сопротивлялись; но новый гнев пробудился там между эльдар и эльдар (XLV).
  
  И вот нолдоли посадили всех своих женщин и детей, а также большое войско на эти корабли, "стоявшие там на якоре (XLII) и, спустив корабли на просторы, нолдор гребли множеством весел по направлению к морю "и силой уводили суда (XLII). Тогда сильная ярость вспыхнула в сердцах береговых флейтистов, видевших кражу тех судов, которые их искусностью и долгим трудом были созданы, а также некоторые из них были созданы Валар в древности на Тол Эрэссэа, чудесные и волшебные лодки, первые из когда-либо существовавших*(41) (XLV).
  
  И вдруг среди тэлэри раздался голос:
  
  - Никогда эти воры не покинут Гавань на наших кораблях! (XLV)
  
  Возможно, мы знаем имя того, кто начал бой в Альквалондэ. 'Некто Гильфанон*(42) увидел, как его могучая лебединокрылая лодка с лебедиными перьями и веслами уплывает, и его сыновья побежали к арке и угрожали нолдор (LIV).
  
  И все солосимпи, находившиеся там, быстро побежали на вершину скальной стены туда, где находился арочный проход, через который должен был пройти этот флот, и, стоя там, они кричали нолдор, чтобы те вернулись; но нолдор не обращали внимания и продолжали держаться своего курса, а солосимпи угрожали им камнями и натягивали свои эльфийские луки*(43) (XLV).
  
  Видя это и полагая, что война уже разгорелась, пришли те из нолдор, которые не могли попасть на борт кораблей, но чья роль заключалась в марше вдоль берегов*(44), и они помчались за солосимпи, пока внезапно не наткнулись на них у ворот Гавани (у арки). жестоко убивая их или бросал в море; и так впервые погибли эльдар от оружия своих сородичей, и это было ужасное деяние*(45), "и в результате этого началась битва 'на арке (LIV) (первая между расами Земли) (ХLIX), 'и Гильфанон проклял нолдор, прежде чем его сбросили в волны*(46) (LIV) Число павших солосимпи было очень велико, и нолдор немало, ибо им пришлось изо всех сил сражаться, чтобы отвоевать путь назад с этих узких тропинок на вершинах скал, и многие прибрежные жители, слышавшие о драке, собрались у них в тылу (XLV), преграждая путь с арки*(47).
  
  Таким образом, тэлэри и Второй Дом начали бой, к которому присоединился Первый Дом. И битва началась не возле причалов, но на арке*(48).
  
  В конце концов, однако, все было закончено, и все те корабли ушли в широкое море*(49), и нолдоли уплыли далеко, но маленькие фонари были разбиты, и в Гавани было темно и очень тихо, если не считать слабого звука слез. Подобного рода были все дела Моринготто в этом мире*(50) (XLV).
  
  3
  
  Но другие говорят, что когда нолдор еще только грузились в корабли, "тэлэри решительно противостояли Фэанаро и сбросили многих нолдор в море*(51). Тогда были обнажены мечи, и завязался ожесточенный бой на кораблях, вокруг освещенных фонарями причалов и пирсов Гавани и даже у большой арки ее ворот, "как печально повествуется в песне об Исходе нолдор*(52) (XLII). Трижды народ Фэанаро был отброшен назад, и многие были убиты с обеих сторон; но авангард нолдор получил помощь от Финдэкано и передовых воинов Нолофинвэ. Эти подошедшие, обнаружив, что битва началась, и их собственные сородичи пали, бросились вперед, прежде чем правильно поняли причину ссоры: некоторые действительно считали, что тэлэри пытались задержать марш нолдор по приказу Валар (ХХVII).
  
  Так, наконец, тэлэри были побеждены, и большая часть их моряков (а некоторые говорили, "большинство жителей (XLII)), обитавших в Альквалондэ, была жестоко убита*(53). Ибо нолдор стали свирепыми и отчаянными (но некоторые утверждают, что такими были только 'сердца народа Фэанаро (XXV)), а тэлэри были менее сильными и были вооружены в основном только легкими луками*(54). И с помощью не только многих нолдор Фэанаро, но даже с помощью нолдор Туна (т.е. нолдор Второго Дома) они увлекли корабли тэлэри (XXV), свои белые корабли*(55), и управляясь с веслами так хорошо, как могли, поплыли на север вдоль побережья. И Ольвэ призвал Оссэ*(56), "и тэлэри воззвали к Оссэ (XLII), но он не пришел; ибо он был призван в Валмар на бдение и совет Валар; 'и не было постановлено судьбой (XLII), и Валар не разрешили препятствовать Исходу нолдор силой*(57). Но Уинэн оплакивал моряков тэлэри; и море восстало в ярости на убийц*(58), так что многие корабли потерпели крушение, а находившиеся на них потонули*(59). Об убийстве Родичей в Альквалондэ больше рассказывается в плаче под названием Нолдолантэ "Падение нолдор", которое Макалаурэ сложил перед своей гибелью (XXVII).
  
  4
  
  Так же легенда вскользь говорит, что в Гавани были 'угрозы Фэанаро идти походом на Ку нан Эйльх*(60) (XLXIV), но судя по всему Фэанаро туда не пошел, даже если действительно грозил этим.
  
  5
  
  Третий Дом шел медленнее всех, так как постоянно огладывался и уносил с собою множество сокровищ. 'Арафинвэ и его сыновей*(61) не было в Лебединой Гавани. Они покинули Тун неохотно*(62) и больше других уносили с собой воспоминания о доме и даже множество прекрасных вещей, сделанных там их руками*(63) (ХLIX). Таким образом, народ Арафинвэ не принимал участия в ужасном деле, которое тогда было совершено*(64) 'и не все из народа Нолофинвэ участвовали в битве (XXV); однако все нолдор, ушедшие из Валинорэ, попали под тень последовавшего за ним проклятия*(65) (XLII).
  
  Финдарато и Налтариэль (чей муж был из тэлэри) сражались против Фэанаро, защищая Альквалондэ*(66). В восстании Фэанаро, последовавшем за Затмением Валинорэ, Налтариэль не принимала участия: действительно, она вместе с Тэльпорно (Кэлэборном) героически сражалась, защищая Альквалондэ от нападения нолдор*(67) (XXVII).
  
  6
  
  Придя в Копас, где была очень тихая гавань, любимая солосимпи, нолдор захватили все корабли этого народа*(68), и погрузили на них своих женщин и детей, а также некоторых немногих других, вместе с которыми были те из солосимпи, которые присоединились к нолдор; они взошли на корабли, ибо имели навык навигации*(69) (XLV).
  
  Таким образом, нолдор шли бесконечным походом по береговой полосе, которая становилась все более дикой и злобной по мере их продвижения на север*(70), в то время как флот шел рядом с ними, не выходя далеко в море (XLV).
  
  7
  
  И века спустя, даже 'среди атани раздавались песни о Разорении Края Валар; о нужде нолдор на Узком Перекрестке; о битве при Фангросе*(71) и нерушимой клятве сыновей Фэанаро*(72) (LIV).
  
  
  
  Примечания.
  
  *(1) Данное описание неверно в корне. Это может быть взгляд на события Третьего Дома, но он не отражает действительность: нолдор вышли в долгожданный Исход и первые из них шли бодро и с нетерпением, а последние (Третий Дом) тащились в хвосте, не желая уходить - брели несчастно.
  
  *(2) Неизвестно, о каком совете здесь идет речь, так как ни в одном тексте этот совет не упоминается.
  
  *(3) Довольно странно, что разум Фэанаро остыл только через 10 лет подготовки к Исходу
  
  *(4) Здесь Фэанаро выставляется однозначным злодеем, словно в общем-то ему и корабли тэлэри не особо были не нужны, главным было еще больше уменьшить богатство Валинорэ. Опять же, за 10 лет подготовки к Исходу Фэанаро ни разу не подумал о тэлэри, даже как о тех, кого можно увести, чтобы насолить Валар, а здесь Тэриндиона вдруг осенило. Но даже если так, каким образом тэлэри могли создавать славу Валинорэ? Прекрасный город им построили нолдор, корабли научил делать Улмо, а сами тэлэри не прославились изобретениями или свершениями, но звались народом береговых флейтистов. Они были прекрасны как эльфы, и самоценны сами по себе, но их стремления были обращены к морю, и вряд ли тэлэри могли создать славу Валинорэ.
  
  *(5) Это тоже сомнительный аргумент, поскольку за 10 лет подготовки к Исходу наверняка было создано много хорошей брони и оружия (нолдор пришли в Эндорэ целыми армиями, одетыми в броню). Так же наверняка Фэанаро тренировал нолдор как индивидуальных бойцов, так и в больших сражениях, устраивая маневры (нолдор Первого Дома, едва ступив в Эндорэ, разбили огромную армию Моринготто, которая к тому моменту почти захватила все Валариандэ - нолдор не смогли бы сделать такого без подготовки). И вот теперь Фэанаро приходит к тэлэри, которые не умеют сражаться и не имеют брони, а их оружие - охотничьи луки, и внутренний автор уверяет, что такими "воинами" Фэанаро хотел пополнить свою армию. Очень вряд ли это так. Но Фэанаро мог последний раз призвать тэлэри оставить Аман, где им уготована роль питомцев, и идти вместе с нолдор домой, в Эндорэ.
  
  *(6) Было бы очень странно, если бы среди многих тысяч нолдор, во многом перемешавшихся с тэлэри не оказалось тех, кто знал бы, как строить корабли - то есть такие конечно же были.
  
  *(7) Нолдор готовились к Исходу 10 лет - не может быть, чтобы за это время никто из них не подумал, что им понадобятся корабли, и что никто не строил корабли для Исхода. Скорее всего корабли были готовы и стояли в Альквалондэ, и у нолдор не было основания полагать, что это может плохо закончиться.
  
  *(8) А что случилось с древесиной в Амане, что ее вдруг перестало хватать для постройки кораблей, и что даже за 10 лет не удалось подготовить достаточно дерева?
  
  *(9) Это мнение позднего автора, не знавшего, что к Исходу готовились 10 лет. Вообще все рассказы, что нолдор отобрали не принадлежавшие им корабли, построены на том, что внутренний автор не знал или умалчивал, что Исход готовился 10 лет. Потому что когда эта цифра озвучена, то все предстает в ином свете. И все же, в текстах есть упоминания, косвенно говорящие о том, что нолдор заранее подготовили себе корабли. И далее эти моменты будут озвучены.
  
  *(10) Речь идет о том, что Фэанаро боялся переходить Хэлкараксэ. Стоит помнить, что в данном случае переходить через Льды означало не пройти самому, а перевести через Хэлкараксэ многочисленный народ, включая детей.
  
  *(11) Так как Фэанаро знал не просто о проливе на севере, а о том, каков этот пролив и о его опасностях, то, видимо, он сам доходил до Хэлкараксэ и даже преодолел его - потому что знал, что Хэлкараксэ почти соединяется с берегами Эндорэ. И мы знаем, что "Фэанаро и его сыновья редко задерживались надолго на одном месте. Они путешествовали вдаль и вширь в пределах Валинорэ, доходя даже до границ Тьмы и холодных берегов Внешнего Моря в поисках неизвестного". Возможно, еще ранее Фэанаро проходил по Хэлкараксэ и обратно вместе со своими сыновьями (XLII).
  
  *(12) Из этого фрагмента мы узнаем довольно много:
  
  1. Даже 10 лет спустя Валар ловили кого-то - вряд ли Моринготто, но возможно кого-то из его слуг, которых он тайно обрел в Амане.
  
  2. Большая часть народа тэлэри не было в в своих поселениях и Гаванях во время боя; так что нолдор не могли убить "большую часть тэлэри". Максимум - большую часть от многих оставшихся, бывших именно в Альквалондэ - но их все равно было меньшинство от народа, а не как пытаются показать летописцы - что большинство, или почти всех.
  
  3. Большая часть народа тэлэри ушла с Валар преследовать зло. Оставшиеся вряд ли были лучшими представителями народа: не самые отважные, не самые доблестные и не те, кто был готов противостоять Тьме.
  
  4. Те тэлэри, что были в Альквалондэ на момент прихода нолдор, были в состоянии тревоги, страха (dismay) из-за возможной опасности от Тьмы, хотя чего, казалось бы, им было бояться в Амане, который Валар уверяли, что безопасен? В любом случае стоит отметить, что действовали тэлэри в состоянии страха, когда свойственно запрещать, не давать и видеть везде подвох и агрессию.
  
  *(13) В этом фрагменте мы узнаем важные географические подробности: тэлэри не жили в своих гаванях. 1. "Многие собрались на береговой полосе перед своими жилищами", 2 "но все же немало тэлэри было занято чем-то возле стоянок своих кораблей". То есть жилища на береговой полосе и гавани с кораблями - это разные места. Согласно описанию Альквалондэ, мы тоже видим, что это гавань, а не город: ни слова не сказано про красоту домов и архитектуры, описаны только прекрасные пирсы. Таким образом, Альквалондэ, это главная гавань, но не главный город и вообще не город. И нолдор сражались не с мирным населением среди домов и улиц, а с мореходами, находившимися в главной гавани. Собственно и из приведенного описания боя видно, что бой шел именно что в гавани - у пристани и у выхода из порта, а не в городе. Это не является оправданием чему-либо, но это очень сильно меняет масштаб и взгляд на происходящее.
  
  Однако в Поздней Квэнта Сильмариллион сказано - 'Альквалондэ, Гавань Лебедей, была их главным городом и гаванью их кораблей (L). Но это чуть ли не единственное место, где Альквалондэ названа городом.
  
  
  
  Второе упоминание Альквалондэ как города присутствует в "Поздних анналпх Валинора". Однако у этого упоминания есть несколько нюансов: "и там они создали городок и гавань Альквалондэ, то есть Лебединую Гавань, названную так потому, что они пришвартовали там своих лебедей и свои лебединые лодки" (XXXV). Во-первых в тексте говорится, что тэлэри создали Альквалондэ. Не известно, что подразумевается под "создали", быть может, основали, потому как во многих местах упоминается, как нолдор возводили Альквалондэ для тэлэри. То есть в тексте есть неточность. Во-вторых, в этом фрагменте говорится, что Альквалондэ городок и гавань, и для городка использовано слово town, т.е. именно городок, не город, не главный город. Таким образом, я бы сказал, что Альквалондэ была главной гаванью тэлэри, но не главным городом. Хотя, некоторое поселение, городок, при главной гавани был.
  
  *(14) Таким образом мы узнаем, что Альквалондэ не единственная гавань тэлэри, но самая большая.
  
  *(15) Что бы это ни значило - living stone. То есть речь идет не о натуральном камне, а именно о живом камне.
  
  *(16) После слов "приблизиться к" у Профессора написано староанглийское слово lelfethyp: 'первый элемент означает "лебедь" (ielfetu), а второй (позже "hithe") означает "приют, место приземления" (XLV).
  
  *(17) Золотые лампы и разноцветные фонари для тэлэри по всей видимости сделали нолдор - позднее это будет озвучено в тексте главы.
  
  *(18) Таким образом мы знаем, что деление по домам было не только у нолдор и ванйар, но и у тэлэри.
  
  *(19) И эту прекрасную гавань для тэлэри возвели нолдор дома Финвэ и Фэанаро.
  
  *(20) В разных текстах говорится, что когда нолдор пришли в Альквалондэ, суда лежали на берегу, готовые к отплытию, или стояли на якоре. И то и другое возможно, если корабли тэлэри были наподобие ладей, то есть имели плоское дно и их можно было вытаскивать на песок и сталкивать обратно в воду.
  
  *(21) Как можно видеть, Фэанаро произносил в Альквалондэ примерно такие же речи, как и в Тирионе - то есть призывал тэлэри, как и нолдор, к свободе от Валар, к возвращению в те земли, где и должны были жить квэнди и к войне против Моринготто. Но если Фэанаро их к этому призывал, то с этой целью и стремился убедить присоединиться к нолдор в Исходе. Он так же желал свободной жизни для тэлэри, как и для нолдор, и так же ожидал, что они захотят биться против Моринготто, а не бездействовать - нет упоминаний, что Фэанаро рассматривал тэлэри как средство для успеха Исхода и победы нолдор (как может показаться из сказанного выше летописцами), или хотел увести тэлэри для посрамления Валар.
  
  *(22) Это было бы довольно странно со стороны тэлэри начать отговаривать тех, кто готовился к Исходу 10 лет и вот, наконец, двинулся в путь.
  
  *(23) Странно, но в нескольких текстах Ольвэ назван принцем. То есть это не случайная описка. Почему так? Быть может, Ольвэ, помня, что он младший из братьев, продолжал считать над собою королем Эльвэ? Так же стоит отметить, что тэлэри "не желали другого Лорда, кроме Ольвэ", из чего можно сделать выводы, что сам Ольвэ не хотел покидать Аман, и у его народа был выбор или остаться, или уйти, но за другим Лордом.
  
  *(24) Это было невозможно, и сами Валар знали это, и все же Ольвэ верил, или скорее хотел считать, что "все будет хорошо".
  
  *(25) Внутренний автор данного фрагмента писал историю века спустя, когда жизнь без солнца уже не представлялась, и поэтому написал о рассвете, хотя, конечно, Ольвэ не мог его ждать, но мог ждать появления нового света.
  
  *(26) Даже если летописец в очередной раз не умаляет достижения Фэанаро и количество следовавших за ним, то все равно мы знаем, что около десятка тэлэри захотели в тот момент присоединится к нолдор - таким образом, опять же какое-то количество кораблей Фэанаро получил сходу.
  
  *(27) Внутренний автор данного текста не знал о длительной подготовке нолдор и считал, что Исход произошел стремительно, на эмоциях, что нолдор из Тириона сразу вышли в Поход, даже ночь не переспав в кровати - потому что иначе они бы остыли.
  
  *(28) Фэанаро пришел в Альквалондэ и встретил там Ольвэ. Из этого многие делают вывод, что Фэанаро специально шел к Ольвэ, при этом к Ольвэ во дворец, и что этот дворец находился в Копас Альквалунтэ. Однако это не так. Фэанаро незачем было идти к Ольвэ - у нолдор уже были готовые корабли, и нолдор пришли в Альквалондэ именно к своим кораблям; но там, в Гавани (не в городе) оказался Ольвэ - либо специально пришедший туда и ожидавший Фэанаро, либо оказавшийся в Гаванях случайно.
  
  *(29) Слова Фэанаро горьки, но по сути справедливы. Тэлэри можно было назвать малодушными, потому что они никак не могли решиться уйти в Аман, а когда ушли вдруг передумали, просили остановиться посреди моря, а потом вновь решили идти вперед. Так же Фэанаро был прав, говоря о том, что тэлэри пришли, почти ничего не имея: за сотни лет они ничего не сотворили и пришли в Аман с пустыми руками. Интересы тэлэри были в том, чтобы созерцать и играть музыку, но тэлэри не отказались от домов и даров, которые им преподносили нолдор, сами продолжая при этом жить той жизнью, к которой привыкли (и это так же к вопросу о том, что Фэанаро хотел увести тэлэри из Амана, чтобы уменьшить его великолепие).
  
  *(30) Это очень похоже на демагогию. "Вы говорили, что наши дома будут стоять рядом, а теперь вы уходите, и поэтому мы не должны вам помогать, но можем просто назвать ваши поступки глупостью".
  
  *(31) Это звучит примерно так: "Мы будем жить в городе, чьи белые камни, вытесанные руками нолдор, уложены и подогнаны руками нолдор; мы будем жить среди светильников, созданных нолдор, установленных нолдор, и наполненных волшебным огнем Фэанаро. Это справедливо, что мы живем в том, что создано вашим трудом и пользуемся предметами, созданными вашими руками (а кто научил тэлэри прясть, как не нолдор? Кто приносил тэлэри, не возделывавшим полей, пряжу, из которой потом они ткали паруса?). Но несправедливо что вы, никогда не просившие от нас ничего взамен, теперь вдруг хотите, чтобы мы дали вам что-то созданное нашими руками.".
  
  *(32) Здесь Ольвэ прямым текстом говорит, что для него его корабли дороже, чем дружба или союз. И становится видно, что он и правда брат Эльвэ.
  
  *(33) Можно понять нежелание отдать навсегда сокровище, даже в уплату долга, но нельзя тем же оправдывать нежелание ненадолго одолжить сокровище, ведь тэлэри могли бы перевезти нолдор в Эндорэ и вернуться обратно, сохранив свои расчудесные корабли.
  
  *(34) Данное утверждение не является истиной, но лишь мнением внутреннего автора, скорее всего из людей, так как внутренний автор говорит о "продаже" кораблей, но как уже говорилось в предыдущих главах, у эльфов Амана не было торговли. То есть такое мог написать только человек поздних Эпох. Но нет никаких оснований говорить, что тэлэри сделали уникальные корабли, подобным которых более не будет, как не будет подобных Сильмариллам.
  
  *(35) Оба эти имени - Этлон и Димлинт - имена на древнем нолдорине. Логично предположить, что этим именем был назван кто-то из нолдор; однако это мог быть эльф и другого народа, а может быть, и маиа.
  
  *(36) Бесполезно говорить с тем, кто отвечает софистикой и у кого нет понятий о порядочности или совести. Поэтому Фэанаро оставил разговор и сел мрачно размышлять. Но немного странно выглядят слова о том, что его войско постепенно собиралось вокруг. Создается впечатление, что Фэанаро, выйдя из Тириона и начав марш, вдруг покинув войско, на рысцах поскакал в Альквалондэ, там произнес пламенную речь, успел попрепираться с Ольвэ, сел у стены размышлять - и только потом, много времени, спустя наконец подошло войско. Так как внутренний автор данного фрагмента писал о событиях, о которых знал лишь понаслышке, вполне может быть, что он ошибся касательно прихода войск. С другой стороны, береговая линия могла быть узкой и растянутой, и Фэанаро ждал, пока не просто передовой отряд его войска, а все тысячи эльдар его народа, включая женщин и детей, соберутся в Альквалондэ.
  
  *(37) Мы можем только догадываться о какой "победе на побережье с помощью кораблей" идет речь. Единственное возможное объяснение, которое мы видим - нолдор могли предполагать, что бежавший от Валар Моринготто выставил стражу на побережье, и первая схватка будет на берегу. Высадиться в выбранном месте и атаковать не то же самое, что выбираться, где удастся, и вступать в бой, когда нолдор измотаны долгим и тяжелым переходом. Разумеется, это не могло быть основной причиной (как это выглядит в данном фрагменте), почему нолдор были нужны корабли, однако это вполне могла быть причина, о которой думал Фэанаро. И тогда получается, что если Фэанаро ожидал схватки на побережье и планировал, как лучше к ней подготовиться, то в Битве-под-Звездами нолдор не были застигнуты врасплох: они давно ждали этого боя.
  
  *(38) После гибели Финвэ Первый Дом и Дом Финвэ так и не пожелали вернуться в Тирион, и потому народ нолдор жил разделенным на Тирион и Формэнос. А Валар впоследствии разделили семьи нолдоли, не дав объединиться детям и родителям, фактически заперев детей в Амане, даже против их воли.
  
  *(39) Данное утверждение более чем возможно, но стоит отдельно обговорить обстоятельства, которые оно описывает. Нолдор были в растерянности не от того, что им впервые пришло в голову, что они не смогут переправиться в Эндорэ без кораблей, а от того, что они поняли. что не смогут воспользоваться кораблями, на которые рассчитывали, и которые были подготовлены для Исхода, потому что тэлэри не отдают этих кораблей.
  
  *(40) Как уже было сказано в другой главе: у тех нолдор, что обладали сердцем, в первую очередь тяжелое раскаяние было связано со скорбью о братоубийстве и недопустимости содеянного, но, быть может, у остатков Младших Домов, писавших летописи, раскаяние было связано только с тяжестью последствий за содеянное.
  
  *(41) И все же, нет никакой уверенности, что нолдор занимали все суда, что были в Гавани, а не только те, что были обещаны им давно.
  
  *(42) Мы знаем о нем немного. Только то, что в Поздние Эпохи он жил в поселении Тавробел (поздний нолдорин - язык Младших Домов, сплав и квэнйа и тиндарина) на Тол Эрэссэа.
  
  *(43) Тэлэри не успели напасть первыми на корабли, увозящие не столько воинов, сколько женщин и детей, но несомненно собирались сделать это и сделали бы, если бы им не помешали. То есть тэлэри были готовы первыми пролить кровь родичей, но не отдать корабли. Быть может, об этих кораблях была договоренность, и тогда у тэлэри вовсе нет никаких оправданий, но быть можетz договоренности не было; однако и тогда тэлэри ставили всего лишь вещи выше жизни родичей, готовые обстреливать женщин и детей.
  
  *(44) Этот момент подтверждает, что у нолдор заранее был план о кораблях: нолдор знали на сколько кораблей они могут рассчитывать, и, исходя из этого, соответственно знали сколько эльфов поплывет на кораблях, а сколько пойдут по земле. У нолдор был план, были распределенные роли, и они шли в Гавани в соответствии с этим планом. И взяли не все корабли, чтобы все могли плыть, а те, о которых договорились заранее.
  
  *(45) В этом тексте говорится, что в бой с тэлэри вступило не войско Фэанаро, а подошедшие воины Второго Дома. И таким образом получается, что Первый Дом поддержал Второй в битве с тэлэри, а не наоборот. Как было сказано ранее, Фэанаро ждал, пока подойдет все его войско (это возможно, если береговая полоса была узкой, и войско растянулось); но подошедшие уже после того, как нолдор повели корабли не могли быть эльфами Первого Дома. Благодаря Кристоферу Толкиену все говорят о резне, устроенной Фэанаро, хотя во-первых никакой резни не было, а во вторых... Фэанаро ее не устраивал ни по какому из тестов.
  
  *(46) Судя по всему, Гильфанон не погиб в волнах, а благополучно выбрался на берег, из чего мы узнаем, что не все тэлэри которых сбрасывали с арки, погибали - скорее, это был способ вывести противника из боя, не навредив ему.
  
  *(47) Стоит отметить, что нолдор были вооружены оружием ближнего боя, в то время как у тэлэри в основном были луки, позволявшие им расстреливать нолдор с расстояния. И нолдор Второго Дома, собравшиеся цепью на узких тропинках, были прекрасной мишенью для лучников. Не удивительно, если после такого безжалостного расстрела нолдор постарались убить всех лучников - чтобы обезопасить себя впредь как минимум.
  
  *(48) И то, что битва началась не возле причалов, снова косвенно подтверждает, что нолдор заходили не на все корабли подряд, но на те, что были им обещаны, и таким образом, тэлэри не сразу решили, как им на это реагировать, не пытаясь поначалу останавливать нолдор или преграждать им путь.
  
  *(49) Важно отметить, что не все корабли тэлэри, а "все те" корабли. И более того, на протяжении всего повествования говорится именно о "тех, кораблях, которые взяли нолдор", а не о "всех кораблях тэлэри, которых забрали нолдор".
  
  *(50) В действительности это попытка переложить ответственность за свои поступки и свою вину (страх, гордыню, черствость, жадность, гнев) на Моринготто. Черный Враг мира виновен во многом, но много зла мы творим и сами, без его вмешательства.
  
  *(51) Здесь не говорится, как именно тэлэри сбросили нолдор в море, не упоминая, что тэлэри для этого применили оружие, но без него тэлэри не смогли бы обойтись: тэлэри физически уступали нолдор и не смогли бы в рукопашной сбросить в море тренированных воинов.
  
  *(52) Мы не знаем ни этой песни, ни кто ее сложил, ни насколько она достоверна. Однако мы знаем, что было названо злом и порочным делом прославлять эту битву в песне (evilly renowned in song (XXXV)).
  
  *(53) Из сказанного ранее, мы знаем, что это чудовищное преувеличение. Большая часть тэлэри ушли с Валар на охоту, а Алквалунтэ была гаванью, но не городом. Это было не место обитания тэлэри - это место, где стояли корабли. Далее, большая часть жителей - это мужчины, женщины и дети. Если кто-то из женщин тэлэри и сражался против нолдор и был убит, то точно не большинство, и уж тем более не сражались и, следовательно, не были убиты дети. Как видно из описания битвы, нолдор не рыскали по городу в поисках, кого бы еще убить, а защищали своих близких от лучников-тэлэри в гавани Альквалунтэ - у причалов и на арке.
  
  *(54) И такие воины, по словам летописца, должны были усилить войска нолдор? Внутренний автор явно приписывал Фэанаро не его мотивы действий.
  
  *(55) В тексте Профессора так и сказано - свои белые корабли (Noldor drew away their white ships). Корабли тэлэри, принадлежащие нолдор.
  
  *(56) Каким образом могла быть убита большая часть населения Гаваней (видимо, согласно летописцу, и женщин, и детей), но при этом не пострадал их правитель? В таком нет логики: убивать детей, но не убить главу неприятеля, при том, что территория полностью захвачена и никто не бежал. Или же летописец клевещет на нолдор и они убивали лишь тех, кто представлял для них угрозу, тех, кто сражался с ними с оружием в руках.
  
  *(57) Ибо Валар отдельно было запрещено мешать Исходу самим Единым.
  
  *(58) Немаловажно отметить, что нолдор называют убийцами, но нигде не ворами или не похитителями (хотя их так называл Гильфанон и тэлэри, когда призывали остановить нолдор) - так, словно право нолдор на корабли признается. Более того, Валар было запрещено мешать Исходу, но Валар должны были по-прежнему не допускать беззакония в своих землях. И если бы нолдор забрали не принадлежащее им по праву, Валар должны были бы что-то с этим сделать.
  
  *(59) Вот та причина, по которой народ Фэанаро (народ Первого Дома и Дома Финвэ) стал меньше. чем народ под рукой Нолофинвэ. Изначально при Исходе за Фэанаро шли Первый Дом, Дом Финвэ и Третий Дом, но многие нолдор Фэанаро погибли в буре, устроенной Уинэн, а после возвращения Арафинвэ в Аман, Третий Дом, под главенством Финдарато, перешел под руку Нолофинвэ. Так сместился баланс сил. Так же стоит отметить, что от действий Уинэн погибли в основном не воины Первого Дома, а женщины и дети (когда среди тэлэри погибли мужчины, сами вступившие в бой). Думаю, понятно, что это не прибавило любви нолдор к Валар.
  
  *(60) Cu nan Eilch - мы не знаем, что это за место, оно переводится как Залив долины Святилища - сu - залив, бухта (PE13:141); nan - долина (WJI/Nan Tathren); еilch - святилище (PE13:109).
  
  *(61) Видимо, за исключением старшего, Финдарато.
  
  *(62) В действительности только Арафинвэ и Артарэсто покидали Тун неохотно, в то время как Финдарато и Налтариэль стремились в Эндорэ за собственными владениями, а Аиканаро и Ангарато шли вместе со своими друзьями - либо Финдэкано, либо средними сыновьями Фэанаро, либо и тем и другими.
  
  *(63) В другом тексте, позднее, будет сказано, что Финдарато унес больше всех других Лордов нолдор разных сокровищ из Амана.
  
  *(64) Непонятно, как Налтариэль и Тэльпорно, шедшие с Третьим Домом, который опоздал к битве в Альквалондэ, вдруг выступили в этой битве на стороне тэлэри. Видимо, Налтариэль была так нетерпелива, что последовала со Вторым Домом.
  
  *(65) О мифах вокруг этого якобы проклятья мы поговорим, когда дойдем до него.
  
  *(66) У Налтариэль и мама была из тэлэри (дочь Ольвэ), но это словно бы не достаточный аргумент, чтобы защищать тэлэри - куда важнее аргумент, что муж Налтариэль тэлэро. Но тогда поступки Нэрданэль, которая оставила Фэанаро ради своего Лорда Аулэ и Анаирэ, которая оставила Нолофинвэ ради своей подруги Эарвэн, выглядят еще более предосудительно. Либо, то, что муж Налтариэль был из тэлэри сказано как попытка оправдать Налтариэль, которая причисляла себя к нолдор, но в ситуации необходимости выбора, как свой народ избрала тэлэри, и сражалась на их стороне против нолдор, которые добывали корабли для того, чтобы сама Налтариэль потом могла править в Эндорэ по своему усмотрению.
  
  *(67) Профессор впервые написал о том, что Налтариэль и Тэльпорно сражались за тэлэри как в тексте "Неоконченных Сказаний", а потом подтвердил эту мысль в поздних записях 1973-го года. Так что сообщение о том, на чьей стороне сражались Налтариэль и Тэльпорно достоверны. Однако вызывает сомнение утверждение, что Налтариэль не участвовала в подготовке к Исходу. С одной стороны главным мотивом ее действий в Амаен было "лишь бы наперекор Фэанаро", и она действительно могла не участвовать в программе подготовки Фэанаро, но при этом она жаждала власти и владений в Эндорэ, да и в Альквалондэ явилась готовой к битве - так что все же она готовилась к Исходу, пусть быть может и не со всеми. Так же примечательно сообщение о том, что Финдарато, Лорд нолдор, в ситуации выбора так же причислил себя к тэлэри и выступил против нолдор. Поскольку у Финдарато не было мужа-тэлеро, наверное дело все же в его маме Эарвэн.
  
  *(68) Здесь впервые говорится, что нолдор забрали все корабли тэлэри, причем, не мелочась, говорится, что нолдор захватили все корабли народа тэлэри - однако максимум нолдор могли захватить все корабли, стоявшие в гавани Альквалунтэ, так как у тэлэри были и другие гавани, куда нолдор не заходили.
  
  *(69) Здесь прямо говориться, что среди нолдор были тэлэри, которые остались с нолдор и помогали им вести суда, даже после битвы в Альквалондэ. Таким образом, подтверждается утверждение, что за 10 лет подготовки к Исходу нолдор могли подготовить корабли для исхода (были тэлэри, которые могли их построить) и более того - скорее всего, такие суда были готовы, но Ольвэ не позволил взять эти корабли.
  
  *(70) Сравните - grew wilder and more evil. То есть эти земли становились именно что злыми, возможно, там обитали злые, то есть Темные твари. И тогда понятно, почему именно там нолдор встретила фигура умаиа, выдававшего себя за Намо.
  
  *(71) Мы точно не знаем что такое Узкий Перекресток, вполне возможно, речь идет об Альквалондэ, и атани помнили эту битву не как резню, учиненную Фэанаро, а как нужду нолдор. Фангросом же назван Аралотион (Лосгар) - The Gnomes reach Fangros repent - burn the boats (LIV).
  
   *(72) Создается впечатление, что атани пели о Клятве сыновей Фэанаро и об их деяниях, как о чем-то достойном. В повести о детях Хурина так же упоминается уважительное отношение атани к Первому Дому - о чем будет подробно сказано позднее. Но из всего этого видно, что история, записанная Младшими Домами о Первом Доме и о произошедшем в Альквалондэ не просто искажена, но и отличается от того, как к Первому Дому относились другие, знавшие его и знавшие о произошедшем в Альквалондэ от участвовавших в тех печальных событиях.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"