Леданика : другие произведения.

Учиться никогда не поздно. Вторая жертва. Первая буква

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Краткий ИМХО-конспект литературных источников

  
  
  Теория литературы, Стилистика, Лингвистика текста... Когда-то читала, даже экзамены сдавала... Но это было давно и... почти неправда. Потому что читалось 'для галочки' и забывалось в минуту выхода из экзаменационной аудитории...
  
  Не знаю, как кому, но лично мне эти знания сейчас нужны. А если мне что-нибудь нужно... В общем, начинаю программу самообразования. А здесь буду записывать то из прочитанного, что показалось интересным, спорным или важным.
  
  
  
СОДЕРЖАНИЕ
  
  
   Первая жертва: 'Стилистика текста', Г.Я. Солганик, 2006
   Вторая жертва: 'Русская литература сегодня', С. Чупринин, 2007
  
  
  
  
  
   Первой жертвой моей тяги к знаниям пала 'Стилистика текста' - учебное пособие Г.Я Солганика, 2006 год, Москва.
  
  Общее впечатление: слишком много сугубо теоретических аспектов, обширных примеров из классики.
  
  Порадовало определение Одна из особенностей художественной литературы - художественно-образная речевая конкретизация. Надеюсь, автор, по крайней мере, сам понял, что именно хотел сказать.
  
  Основной акцент: прозаическая строфа (в структуре текста находится над предложением и под фрагментом и главой) и ее детальный до утомительности разбор во всех ракурсах и смыслах. Скушно.
  
  Что было интересным: понятие несобственно-прямая речь. Приводится пример: Он вышел на улицу, посмотрел на небо. Какие яркие звезды! Вероятно, мороз станет еще сильней!
  Лично я такую штуку затруднилась бы классифицировать. Зато вспомнила, где последний раз встречала похожий пример: в рассказе П.Белянского 'Абонент Недоступен', в котором изложение от третьего лица периодически сменяется именно такой вот 'несобственно-прямой речью'. Ссылки делать пока не умею, потому не делаю.
  
  К дискуссии по поводу диалогов, которая не так давно имела место быть на СИ. В данном пособии автор в разделе Диалог сначала дает общие рассуждения, а затем предлагает два вида диалога, правда, относит их при этом почему-то только к публицистике. Во избежание спорных вопросов, насколько я понимаю.
  Первый вид диалога - информационный - диалогическое развитие линейно, реплики либо прямо доплняют друг друга содержательно, либо образую замкнутое вопросно-ответное единство. И дальше - Содержание его легко можно было бы передать без помощи диалога. Т.е., по сути, то, чем грешат некоторые диалоги на СИ.
  Второй - сюжетный, в основе которого лежит некоторое противоречие в отношениях реплик (или реплик и теста).
  
  При этом в разделе Разговорная речь, автор спрятал более конкретные положения по поводу диалога.
  В художественном произведении диалог конструируется, сочиняется (уважаемый господин Иржи, если Вы вдруг случайно это читаете, то обратите внимание) в соответствии с творческим замыслом писателя и в расчете на читателя.
  Конструируется так,
   - чтобы он был понятен читателю,
  - чтобы двигал действие, развивал сюжет,
  - характеризовал персонажи.
  И далее еще раз подчеркивается Будучи правдоподобным, диалог в художественном произведении все же искусственен, сочинен. Это не подлинная разговорная речь, а преображенная, преобразованная писателем.
  
  По поводу моей любимой ритмики нашла только понятие смысловой ритм , при этом автор сам признается, что понятие еще не изученное. Причем привязывается данное понятие... к членению текста на абзацы...
  
  И, на закуску, схема анализа текста. Но схема приводится очень грустная.... Разделение текста на абзацы... В какой форме передана чужая речь... Тип речи... Функциональный стиль... Тропы...
  
  В общем, спасибо уважаемому автору за ответ на вопрос о диалогах! *подозрительно* А может, автор где-то среди нас?
  
  А на великое множество остальных вопросов ответы... будем искать!
  
  
  
  Итак, пришло время ВТОРОЙ ЖЕРТВЫ!
  
  Должна сказать, что жертва попалась очень даже серьезная - С. Чупринин, Русская литература сегодня, издания 2007 года. Книга - своего рода терминологический словарь. Очень насыщенные и дискутабельные статьи, потому идти буду по буквам.
  
  Абсолютно очаровала цитата из вступительной статьи, не могу не поделиться:
   совет нынешнему читателю: столкнувшись с книгой, которая вам лично не по нутру, не спешите вычеркивать ее из литературы, называть скверной или вредной. Ибо она, может быть, просто не для вас написана, и вам нужно еще потрудиться, чтобы найти свои книги и своих писателей, свой тип литературы. .
  
  Итак,
  Вторая жертва, буква 'А'!
  
  На букву 'А' уважаемый автор представил такие понятия: Авангард, Авантюрная литература, Автор, Автор фантомный, Авторская песня, Актуальная литература, Акционизм художественный, Аллоним, Альтернативная литература, Альтернативно-историческая проза, Амплуа литературное, Ангажированность в литературе, Андеграунд, Антиамериканизм в литературе, Антиисламизм в литературе, Антиутопия, Атрибуция, Аутизм и коммуникативность в литературе.
  
  Остановлюсь на том, что заинтересовало меня, но если у кого-то из читателей будут вопросы по перечисленным терминам, к ним всегда можно вернуться!
  
  Авангард в литературе
  
  Автор различает классический авангард, как совокупность разнородных и разнозначимых художественных движений, направлений и школ, родившихся в лоне классического же модернизма и манифестировавших свою бунтарскую противопоставленность как современной им модернистской норме, так и, в особенности. Традиционному представлению об искусстве, его задачах и формах.
  Постмодернизм привел к серьезной трансформации авангардизма, и авангардисты ныне либо прячутся от публики в свои лаборатории, открытые лишь узкому кругу посвященных, либо, в случае публичного манифествирования, больше напоминают деятелей шоу-бизнеса .
  Какие же черты авангардизма как явления в целом выделяет автор?
  
  - безусловное предпочтение выразительности по сравнению с изобразительностью, а творческого процесса - творческим же результатом
  - энергичным неприятием всего, что маркируется как 'академическое' и 'музейное' и, напротив, острым интересом к фольклору
  - сознательная, а подчас и шокирующая установка на 'непонятность', как на способ преодолеть (или разрушить) автоматизм эстетического восприятия
  - стремление к стиранию граней между разными жанрами и, более того, отдельными видами искусств
  - поиски собственного, 'паспортизованного' жанра, техники или приема, которые в сознании публики в памяти культуры будут отнымне жестко связаны именно с этим и ни с каким другим именем .
  
  Авантюрная литература, Приключенческая литература
  
  Внутривидовые подразделения: фантастика, детективы, историко-приключенческая и этнографическая проза, триллеры, шпионские романы, хорроры.
  Опознавательные признаки: насыщенность сюжета стремительно сменяющими друг друга событиями, выстраивание композиции по нормативам 'школьного' литературоведения, то есть с непременными завязкой, кульминацией и развязкой, приоритет действия (action) по отношению к психологическому анализу, четкая поляризация сил добра и зла, увиденных в их открытом противостоянии, предложение читателю в качестве бонуса эксклюзивных сведений о какой-либо неизвестной ему сфере действительности .
  
  Автор фантомный
  
  Автор подает трактовку термина как нечто среднее между тривиальным использованием литературной маски и\или псевдонима и переадресацией своих произведений лицу либо стопроцентно вымышленному либо действительно существующему, но имеющему лишь косвенное отношение к созданию этих произведений .
  И еще цитата А. Марининой: 'Честно говоря, я отношусь к этому совершенно нормально. Издатель выпускает продукт, у которого есть свой потребитель. Если книги нравятся людям, то какая разница, существует ли в реальности человек, чья фотография на обложке?'
  
  Аутизм и коммуникативность в литературе
  
  Аутизм - замкнутость и общественная пассивность, погруженность в свой внутренний мир и отстраненность от окружающей действительности.
  Коммуникативность - активность и любознательность, инициативность и общительность, стремление поделиться с людьми своими мыслями, своим настроением, жизненным опытом.
  Сталкиваясь с сочинениями аутистов, мы, как правило, говорим о их глубине, но и о сложности, обычно даже о переусложненности и темности, требующей от читателя встречного труда души, готовности и подготовленности к дешифровке авторского мессиджа.
  Книги, отмеченные высоким уровнем коммуникативности, общедоступны, их авторы ценят художественную ясность и понятность, стремятся завладеть нашим вниманием, ибо говорят они не сами с собою, а с читателями, и говорят о том, что нам, читателям, близко и интересно.
   В наши дни резкий сдвиг авторов качественной поэзии и прозы в сторону аутизма оттолкнул читателей к литературной и внелитературной 'попсе'.
  
  
  Анонсом даю понятия на следующую букву - Баррикадное мышление в литературе, Беллетристика, Бестселлер, Богема литературная, Большой стиль в литературе, Brain-fiction, Бренд в литературе, Бронзовый век, Буржуазность и антибуржуазность в литературе.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"