Шкондини-Дуюновский Аристах Владиленович : другие произведения.

Дохристианская религия Армении

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
   В последнее время в сети все больше и больше встречаются так называемые неоязычники. Но прежде чем забегать вперед, я хочу сделать несколько оговорок:
  
   Меня самого довольно трудно называть верующим христианином, я скорее попадаю под категорию “маловерные”. Но меня коробит, когда так много людей буквально обманом заманиваются в неоязычество, а еще больше коробит от ахинеи и какого-то психоза “исконности”.
   В этом посте я не претендую на глубокий научный анализ дохристианской религии армян и даже не претендую на критический пост про неоязычество, а скорее на короткий ликбез и поток мыслей. Целью этого поста я вижу в том, чтобы те, кто не знает, имели хотя бы приблизительное представление, что на самом деле представляла из себя язычество. На большее у меня просто нет времени, да и в конце концов не мое это дело – я не историк и не этнограф.
   Говорю сразу, никаких ссылок от меня не будет.
  
   Кому будет интересно, остальное под катом:
   Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong
  
   Активизация неоязычников заметно как на армянских форумах, так и в социальной сети вконтакте. При этом, по моим наблюдениям, в последнем идет планомерная пропаганда темы, в том числе с помощью многочисленных клонов одного и того человека. А главные тезисы: “исконность” и “Христианство причина всех наших бед”.
  
   Проблема более остро стоит в диаспоре, в частности в постсоветском пространстве, где из-за слабости или отсутствия национальных институтов, армяне вынуждены сами искать себе идеологическую и культурную опору (и тут конечно мое большое фи туристическим агентствам “Посольство Армении”, “Консульство Армении”, но разбор полетов этих контор заслуживает отдельного разговора). Такой самостоятельный поиск в свою очередь открывает путь всевозможным псевдонациональным идеям и течениям, которые уводят за собой пожалуй наиболее здоровую и патриотичную часть армянской молодежи, манипулируя их национальными чувствами. Если говорить о России, то, безусловно, не малую роль в распространении неоязычества среди армян играет так же собственно российское неоязыческое движение.
  
   Насколько я могу судить, чаще всего, неоязычники аппелируют к книгам Нжде и Слака Какосяна. То, что Нжде и его учение с неоязычеством никак не связаны, было сказано много раз. Что касается книги Слака, то его преподносят чуть ли ни как чудом дошедшая до нас “языческая библия”. На самом деле, кроме нескольких отрывков (например про Айка и Бела) все остальное в его книге, это результат его фантазии. Я не против, если его “Араратская мифология” (“Արարատյան դիացաբանություն”) будет преподнесена, как сборник сказок или басен (правда только после серьезной стилистической обработки, ибо в своем нынешнем виде это книга всего лишь плагиат книги Николая Куна “Мифы и легенды Древней Греции”), в таком качестве они могут быть весьма интересными и даже поучительными, но когда его преподносят именно как армянские мифы, чудом дошедшие до нас, то это уже очевидная фальсификация и ложь. И на эту ложь попадаются многие. Другая книга Слака под названием “Ухтагирк” представляет из себя сборник замысловатых лингвистических упражнений аля Задорнов.
  
   Если суммировать, то среди причин распространения неоязычества можно назвать две главные:
  
   слабые национальные институты,
   отсутствие знаний.
  
   Повторюсь, что оба пункта особенно критичны в Диаспоре, потому что в Армении, человек как никак, хотя бы армянскую школу ходил, историю изучал армянскими учебниками, которые не смотря на все свои недостатки, хотя бы содержат достоверную информацию, а это сильно унижает шансы быть обманутым. Но это не означает, что неоязычников в Армении нет. Есть, конечно. В основном это:
  
   те, кто всем этим дирижирует (предводители и идеологи),
   любители всевозможных теорий заговоров и мировых закулис,
   почитатели историков-любителей и этнографов-любителей (тех же Слак Какосян и Александр Варпетян – к примеру),
   просто антисемиты, кто не может ночами спать от мысли, что Иисус “был евреем”,
   помешанные на националистической почве люди.
  
   Эти последние тоже отдельная тема для разговора: это как правило бородатые (аля фидаины) люди, которые при знакомстве с вами будут тщательно оценивать на глаз параметры вашего скелета и скелетов ваших родственников и особенно – параметры черепа, а после прохождения фейс-контроля будут с пеной во рту рассказывать, что в наших жилах течет “наша исконная и чистая кровь” (что означает “исконная кровь” понимать не обязательно, главное, что она течет) и которые получат инфаркт, одновременно с инсультом, только от мысли, что какая-то нация могла зародится вне пределах Армянского Нагорья (ну разве что евреи, но евреи ни в счет, потому что они вообще не богочеловеки, а просто человеки – понимать что это означает, тоже не обязательно). Вот примерно этими категориями представлено современное армянское неоязычество в Армении.
  
   Теперь про знаний. Так уж получилось, что о язычестве вообще и об армянском язычестве в частности наша широкая общественность имеет очень упрощенные представления. Более того, мы сегодня смотрим на мир христианскими глазами (это касается даже самых ярых неоязычников) и наши представления о язычестве тоже питаемся подогнать под христианское мировоззрение. Лучшее этому доказательство тема: “в армянском язычестве был Бог-создатель Ара и дицы”. Но мы не учитываем главное – 1700 лет назад, у людей было совершенно иное мировоззрение, продиктованные особенностями языческой религии и то, что сегодня нам кажется абсолютно логичным и правдоподобным, в те времена просто не мог иметь место.
  
   Так: большинству людей язычество представляется в виде этакого небесного правительства, где есть отдельные министерства во главе с богами и председатель этого правительства в лице верховного бога. Как уже сказал, некоторые армянские неоязычники идут еще дальше, объявляя, что у армян вообще-то было один единственный бог – Арамазд, а все остальные это как ангелы и архангелы в христианстве и поэтому и назывались дицамы. Вы уж извините, но во-первых диц это тот же бог, а во-вторых это предположение просто взято из воздуха, более того, она противоречит всем имеющимся данным о нашей дохристианской религии. На самом деле никакого небесного правительства не было, а язычество отличалось своей неоднородностью и по сути представлял из себя совокупность всевозможных культов и верований – кстати не всегда армянского происхождения. Но об этих нюансах предводители неоязычников умалчивают, приведя в заблуждение многих людей.
  
   Повторяю еще раз язычество отличалось отсутствием четкой и единой идеологии. В разных уголках одной и той же страны могли поклонятся совершенно разным богам, но даже, когда поклонялись одному и тому же богу, то не всегда этот бог имел те же обязанности. Например: бог Арамазд, которого считают верховным богом армянского пантеона далеко не везде почитался в качестве такового и до нас дошли сведения как минимум о 4-х арамаздах. Бывало так же, что боги со временем меняли свое “место работы” – например Ваагн, кто изначально был богом огня, в последствии стал так же богом войны.
  
   И по другому быть не могло. Такая ситуация объясняется историей формирования языческих пантеонов. Изначально были всевозможные племена, родственные или не очень. У каждого из этих племен были свои тотемы, свои предводители, которые потом обожествлялись, свои символы и т.д. и т.п.. Потом близко расположенные племена входили в племенные союзы, объединялись и сливались и вместе с ними сливались так же их культы и почитаемые предки. К всему этому иногда присоединялись и верования соседних племенных союзов – в зависимости от развитости отношений (торговых, союзных, вражеских и т.д.). На основе всего этого материала и формировались протатипы языческих пантеонов племенных союзов и их религии. Когда понимаем как именно формировались языческие пантеоны, понимаем так же, что о каком либо единстве говорить просто бессмысленно. Это как взять несколько кубиков разноцветных пластилин и лепить из них один кубик.
  
   Таким образом то, что мы сегодня знаем в качестве армянского пантеона, это просто тот пантеон, который был принят … ну скажем так “в официальных кругах”, причем в идеализированном вариант.
  
   Но это еще не все прелести о которых предводители неоязычества умалчивают. Они так же умалчивают о том, что сам этот “официальный пантеон” был не единственным. За предшествующие 301-му году 1100 лет поменялись по крайней мере 3 таких “официальных пантеонов”. Далее в тексте, если другое не сказано под “армянским пантеоном” буду подразумевать именно этот “официальный пантеон”.
  
   Начнем по порядку.
  
   Урарту:
  
   Первый из известных пантеонов богов, это урартисйкий, во главе которого был бог Халди. Об урартском пантеоне нам известно больше всего, благодаря сохранившимся клинописным сведениям (Ишпуни). В частности известно, что там было 79 богов и божеств. Такое изобилие объясняется тем, что во времена Урарту были не только общие боги, но так же боги некоторых озер, рек, лесов и городов.
  
   Как уже сказал, верховным богом в этом пантеоне был Халди. Богом войны был Тейшеба, богом солнца Шивини. Это были три главных богов пантеона Урарту. У всех троих были жены: Арубани, Хуба и Тушпуеа соответственно. Были и другие боги, Арни – бог гор, Шеларди – бог луны и т.д. и т.п..
  
   Пантеон Айка:
  
   Об этом пантеоне мало что известно. Более того, ради справедливости надо отметить, что есть только косвенные данные о его существовании. Среди данных говорящих в пользу этой гипотезы можно привести например то, что армянский пантеон во главе с Арамаздом был сформулирован уже под воздействием сначала персидской религии, а потом эллинизма. Или же то, что армянский царь Паруйр считался прямым потомком Айка, а в те времена у царей была привычка отнести свое происхождение именно к богам или даже на прямую объявит себе богом.
  
   В любом случае, гипотеза о том, что в период после распада Урарту и до периода Ахеменидов, а потом и эллинизма в Армении был пантеон во главе с Айком считается общепринятым, а лично мне это гипотеза кажется более чем обоснованным. Мне тут хорошие люди подсказали так же несколько книг по этой теме и когда прочту, то возможно выложу более подробную информацию о пантеоне Айка.
  
   Что могло стать причиной того, что пантеон Урарту был заменен пантеоном Айка? Все очень просто. Пантеон Урарту, был пантеоном правящей династии этого государства и своими корнями исходил к племенному союзу Уруатру. Когда же в стране к власти пришли Паруйр и Ервандиты, то вместе с ними к власти пришли и их боги.
  
   Пантеон Арамазда:
  
   Ну и наконец третий армянский пантеон. Это пантеон был сформирован под воздействием сначала Ахеменидской Персии, а потом эллинизма. Хотя имена большинства богов были заимствованы у персов, функционально божества более близки были именно к греческим богам. Скорее всего в самом начале этот пантеон был все таки ближе к персидскому, а потом видоизменился под воздействием эллинизма, но каких-либо доказательств этому предположению лично я не встречал и по этому будем исходить только из влияния эллинизма. Таким образом зафиксируем, что со временем, Арамазд вытеснил Айка с его пантеоном и занял его место. Так как именно этот пантеон сегодня преподносится, как “исконно армянские боги”, то хочу немного остановится на нем.
  
   Арамазд – появился в армянском пантеоне под воздействием греческого Зевса, а имя унаследовал от иранского Ахуры-Мазда. Был верховным божеством, отцом богов, источник мироздания. Возможно в Армении были распространены и культ иранской Ахура-Мазды, и культ греческого Зевса и смешавшись они и породили культ Арамазда и его ипостасей.
  
   Анаит – судья по всему еще в пантеоне Айка богини Анаит и Астхик были объединены в одном божестве, а позже разделились. В любом случае свое имя она унаследовала от иранской богини Адвисура-Анаида. Была супругой и/или дочкой Арамазда. Богиня материнства.
  
   Астхик – богиня любви и красоты, возможно так же же богиня воды, дождя, жена/невеста/любовница бога Ваагн. Отождествлялась с греческой Афродитой.
  
   Ваагн – изначально был только богом огня (возможно еще в пантеоне Айка), в пантеоне Арамазда стал так же богом войны и охоты, отняв эти функции у самого Айка, а так же богом грозы и молнии. Впрочем в случае гроз и молнии, тут опять таки не все однозначно, ибо по дошедшим до нас сведениям, эти функции, по аналогии греческого Зевса выполнял так же Арамазд. Вообще, вот с этой 4-кой богов Арамазд, Ваагн, Анаит, Астхик разобраться довольно трудно. В попытках четко понять кто из них какие функции выполнял, кто чьим супругом и/или сыном был довольно трудная задача. Я вот начал писать анализ, но потом сам запутался и эту часть убрал из поста – без соответствующей квалификации и подготовки этот вопрос лучше не трогать.
  
   Кстати, интересно, что сам Ваагн отождествлялся с Гераклом, а не с Аресом, то есть с героем, а не с богом. Это говорит о том, что в 301-ом году этот пантеон продолжал изменятся под воздействием греческого и римского.
  
   Гисанэ – отождествлялась с Динонисом.
  
   Мигр/Михр – считался богом солнца. Свое корни берет от иранского Митра, был так же богом справедливости, считался сыном Арамазда. Его культ в последствии был распространен так же в Греции и Риме.
  
   Нанэ – богиня войны, дочь Арамазда. Функции этой богини не редко дублировали функции Анаита, культ же корнями уходит еще в Аккад. В период эллинизма стала отождествляться с Афиной. Культ корнями из Сирии.
  
   Тир – бог письменности, наук, знаний, искусств, сновидений а так же выполнял функции проводника душ умерших и писаря Арамазда. Отождествлялся с греческими богами Аполлон и Гермес.
  
   Пожалуй все. Вот таким образом был сформулирован наиболее известный сегодня армянский пантеон. Как видим, вопрос об “исконности” этого пантеона весьма сомнительный. Если уж и говорить об исконности, то уж точно не в случае пантеона Арамазда. То есть один из основных тезисов пропаганды неоязычников: “возвращение к корням, к нашим исконным богам, к нашим истокам” есть обычная ложь.
  
   Может создастся впечатление, что таким неустойчивым был только армянский пантеон, но это не так. Возьмите хотя бы римский пантеон, который со временем сильно изменился под воздействием греческого. Или же культ Мигра, который из Армении распространился и дошел до Рима. Такая неустойчивость свойственна всем языческим религиям, но о причинах этого ниже.
  
   Теперь о двух очень важных различиях между языческими религиями и современными религиями (например Христианством).
  
   Отсутствие какой-либо единой идеологии и догматики в языческих религиях,
   Допускание существование многих других богов.
  
   То, что язычество не имело четкой идеологии и структуры – это следствие особенностей формирования этой религии о которых я уже говорил выше.
  
   На счет других богов, то в отличии от Христианства, где говорится – “не создавай себе идолов и не поклоняйся им” и Ислама с его – “нет бога кроме Аллаха”, язычество ничего подобного не говорила. Боги других народов воспринимались язычниками такими же бессмертными богами, как свои боги. Другими словами в языческие времена боги тоже имели национальность. И люди совершенно не брезгали поклонятся чужим богам. Например: Тигран 2-й из захваченных городов приводил статуи богов и ставил их рядом со статуями армянских богов и им так же люди поклонялись.
  
   Эти два обстоятельства были главными уязвимыми местами язычества и именно из за них язычество не выдержала ни конкуренцию Христианства, ни конкуренцию Ислама. Отсутствие идеологии и догматики позволяло, чтобы сама религия очень легко и быстро менялось. А “либеральное” отношение к чужим богам позволяло их культам внедрится в страну и даже сместить своих богов. Кстати, именно этими двумя пунктами объясняться то, что за каких-то 1100 лет в Армении поменялись по крайней мере 3 пантеона.
  
   Таким образом, если просуммировать все написанное, то получается следующее:
  
   Современное армянское неоязычество связан с дохристианской религией армян исключительно именами богов из последнего армянского пантеона. Другими словами это не наша дохристианская религия, а совершенно новая религия, которая была основана преподобным Слаком. С дохристианской религией армян его ассоциируют специально, чтобы сделать более привлекательным – это наживка такая.
   Сам по себе вопрос об исконности этого пантеона выглядит смешно как по той причине, что он был сформирован под сильным воздействием других религий, в частности под воздействием греческого пантеона, так и по той причине, что до него были по крайней мере еще два пантеона и те два исконнее.
   Говорить о возвращении к дохристианской религии тем более бессмысленно, так как та религия, как было отмечено, не имела четкой идеологии и структуры и представляла из себя весьма неоднородную и не редко противоречивую смесь многочисленных культов, мифов и верований.
  
   П.С.
   Читайте так же о политических причинах принятия Христианства в Армении тут или тут.
   П.П.С
   Пост получился немного несвязным и без структурным, но я предупреждал, что будет поток мыслей.
   Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong
   Tags: История, Христианство, армяне, неоязычество, пропаганда, фальсификации
  
  ( 36 comments — Leave a comment )
  
   1
  
  ex_infernoa
  2009-12-25 09:48 am (UTC)
  Track This
  хорошо описал, согласен.
  (Reply) (Thread)
  arm_wanderer
  2009-12-25 10:19 am (UTC)
  Track This
  Хороший пост, как "маловерный" вы очень хорошо описали ситуацию некоим образом извне. Если говорить "изнутри" с точки зрения верующего, то тоже описанное вами я могу описать как глубочайший кризис (идейный, кадровый, социальный, духовный и пр) который переживает армянская церковь, причем как в Армении так и в диаспоре. При этом этот кризис преодолеть не получиться ибо первый шаг в этом, - признать наличие проблемы, - руководство церкви сделать категорически отказывается.
  
  Проблему пытаются решить стройками, а это приводит к тому, к чему приводит. Тут и не только неоязычники, тут и секты ПЫШНЫМ букетом, и протестанты, и католицизм и русское православие (особенно в диаспоре) и ислам и буддизм и все все все.
  
  Так что Господа, проблема не столько в неоязычниках, сколько в церкви
  (Reply) (Thread)
  koreolan
  2009-12-25 10:41 am (UTC)
  Track This
  А разве тот кризис, который Вы описываете в ААЦ только там наблюдается? Если осмотреться, то можно заметить, что то же самое наблюдается чуть ли ни во всех сферах жизнедеятельности нашего народа. Литература, искусство, кинематограф, экономика, образование и т.д. и т.п. - везде одно и тоже. И во всех этих сферах бурно процветают свои секты.
  
  ААЦ точно так же подвергся влиянию всех тех отрицательных явлений, которому подвергся и продолжает подвергаться армянский народ в целом. То есть проблема не в церкви, а в нас самих.
  
  А вот как решить эту нашу проблему - я вот не знаю, я недостаточно умен для этого.
  (Reply) (Parent) (Thread)
  arm_wanderer
  2009-12-26 10:20 am (UTC)
  Track This
  Да, вы абсолютно правы, это системный кризис, наступивший после ярчайшего ренессанса, я бы даже назвал золотого века, наступившего во всех сферах жизни в 50-80 годы XX века.
  Однако, Церковь, если мы признаем ее духовную, мистическую, эзотерическую, и т.д. роли, если мы рассматриваем ее как церковь Христову, а не ЗАО "Армянская церковь", то она должна бороться с этим кризисом, ища сил в том великом и бессмертном зерне, которое лежит в ее основе.
  Однако вместо этого, вместо внутреннего обновления, которое перейдет в возрождение самой Церкви и общества, мы видим убогие попытки церкви решить проблему в виде строительства никому не нужных храмов и бойкой торговли опуиму для народа, не имеющих ничего общего с Евангелизацией.
  
  Извините за некоторую бессвязность.
  (Reply) (Parent) (Thread)
  немного спеллнацизма, удли коммент после правки
  xelgen
  2009-12-25 10:36 am (UTC)
  Track This
  ложь пишется с мягким знаком на конце :)
  (Reply) (Thread)
  Re: немного спеллнацизма, удли коммент после правки
  koreolan
  2009-12-25 10:43 am (UTC)
  Track This
  ОК, спасибо. А каммент может и остаться :)
  (Reply) (Parent) (Thread)
  Re: немного спеллнацизма, удли коммент после правки
  khlurd
  2009-12-25 11:55 am (UTC)
  Track This
  տեսնում ես ինչ է նշանակում գրագետ գրել. ոչ մեկի մտքով օրինակ չի անցնի իմ սխալները ուղղել :ՃՃՃ
  ...գիտես, մի անգամ մի... լավ, մի անգամ տեր Կյուրեղին ասացին` ինչու չեք պայքարում աղանդների դեմ, ասաց` եկեք եկեղեցի...
  (Reply) (Parent) (Thread)
  (Deleted comment)
  koreolan
  2009-12-25 11:35 am (UTC)
  Track This
  Нет, назвать этих богов персами ни в коем случае нельзя. Это были армянские боги, просто пантеон сформировался под влиянием персидской, а потом и греческой религии и в этих условиях апеллировать на исконность бессмысленно. Кстати, точно так же армянский пантеон влиял на соседские религии, но в гораздо меньшей степени - это уже зависело от политического могущества страны.
  (Reply) (Parent) (Thread)
  (Deleted comment)
  koreolan
  2009-12-25 11:48 am (UTC)
  Track This
  Хотя бы потому что функционально они сильно отличались от персидских и были более близки к греческим.
  
  К тому же, в случае языческих богов, никакого рождения от смертного не было. Ведь в случае Иисуса именно этот факт используют для манипуляции про его национальность.
  
  Из известных влияний армянской религии, можно указать распространение культа Митры в Риме именно из Армении. Можно с уверенностью так же сказать, что в пограничных районах соседних государств так же имели большое распространение армянские верования.
  (Reply) (Parent) (Thread)
  artsat
  2009-12-25 11:28 am (UTC)
  Track This
  Есть теория, причем частично доказанная, что культ Айка существовал до принятия христианства.
  Причем существовал паралельно с другими.
  Например есть надписи последнего "урартского" царя, где говориться, что он стал царем в тот год, когда Ска орди, отправился куда-то.
  Т.е. "урартский" царь ставит на первое место не свое воцарение на трон, а прогулку Ска орди.
  Так называемый Урарту был союзом армянских государств, во главе которого была династия из Арарата (Кордука, Корчайка...этот Арарат с высотой 2,5км сейчас находиться на границе Турции и Ирака), со своим пантеоном(смесь армянских, хетитских, аккадских и хуритских богов).
  А главой союза стали именно они потому, что именно они были соседями Ассирии, против кого и был создан союз стран Наири, или Араратское царство.
  Но Араратская династия имела больше политического и военного веса, а Гайказуны имели больше религиозное и патриархальное значение.
  Все это теория, но подкреплена конкретными лингвистическими и археологическими фактами.
  (Reply) (Thread)
  koreolan
  2009-12-25 11:38 am (UTC)
  Track This
  Вполне возможно, что культ Айка просуществовал до 301-го года. Для язычества это вполне нормальное явление. Более того, в отдельных уголках страны, пантеон Арамазда вообще мог и не добраться.
  (Reply) (Parent) (Thread)
  artsat
  2009-12-25 11:44 am (UTC)
  Track This
  Лично я за изучение наших древних богов, особенно Гайказунов.
  Согласитесь, что мы практически нечего не знаем об Армении, до христианства.
  Что-то есть у Хоренаци, что-то у сказачников греков и римлян, что-то осталось от наших древних соседей (хетиты, ассирийцы, аккадцы, персы).
  Но все эо очень мало. И то мы и это не знаем.
  (Reply) (Thread)
  koreolan
  2009-12-25 11:51 am (UTC)
  Track This
  А я против? Мне самому эта тема очень интересует. Но я против выдумок и манипуляций. Так же я против, чтобы нам искусственно создавали историю - уж кто, кто, но мы в этом не нуждаемся.
  (Reply) (Parent) (Thread)
  Безумно интересно но грустно
  madhab
  2009-12-25 12:00 pm (UTC)
  Track This
  Грустно грустно товарищи. Может мой коммент не будет блистать единной схемой, или же корректной орфографией но все таки скажу.
  То что боги имели националность, и армянский царь Тигран славил и других ногов, это скорее плюс нежели минус. Покранее мере у язывников не было варварских обычий крестаносцев убивать всех(еиноверцев также), или же ревностный католиков сжигающих котов и женщин. Язычество, по своей сути есть религия толлерантная-так как описали вы, за что огромное вам спасибо. То что в армянском пантеон есть элементы других культур это не новосьт, только это культура арийская. В христанстве же есть элементы культур как и семитов(обсолютно для нас чужого), так и греческих филисофов, так что христинаство наша армянская не очень уже в плюсе в этом направлении. Христианство ничем не лучше других религии, будь то ислам, язычество или что то другое-все это было есть и остается опиумом для народа. Только в одном случае опиум толкает людей люнить ближнего своего, в другом случае воевать, отвоевывать у ближнего то что ему(ближнему) не принадлежит. Вы ведь слышали о Հեթանոս Գագո... ну что коленки дрожат? или сердце бьется чаше?
  Человек(армянин) в первую очередь армянин, а уж потом христианин, мусульманин, или язычник-главное ведь в том за кого он? За церков?за бога? или за страну и родину?
  А статья ваша так себе, вообщем нормальная статья, хотья для того чтобы прочесть до конца. - "нет времени, да и в конце концов не мое это дело – я не историк и не этнограф"
  (Reply) (Thread)
  Re: Безумно интересно но грустно
  koreolan
  2009-12-25 12:30 pm (UTC)
  Track This
  ///То что боги имели националность, и армянский царь Тигран славил и других ногов, это скорее плюс нежели минус.///
  
  Это чудовищный минус, так как это давал возможность усилению чужого, в том числе вражеского влияния в стране. И это уязвимость язычества.
  
  ///Покранее мере у язывников не было варварских обычий крестаносцев убивать всех(еиноверцев также), или же ревностный католиков сжигающих котов и женщин.///
  
  Язычники убывали с не меньшим рвением и святилища тоже друг у друга грабили и уничтожали. Убывать, калечить и уничтожать в языческие времена было в таком же почете, как и во времена крестоносцев. Это человеческая природа и с религией мало связан.
  
  ///Язычество, по своей сути есть религия толлерантная-так как описали вы, за что огромное вам спасибо. ///
  
  Уважаемый, Вы уже начали искажать мои слова. Толерантностью в язычестве и не пахнет - повторяюсь тогда убывали и уничтожали чужое с не меньшим рвением, просто существование иностранных богов - НЕ ИСКЛЮЧАЛСЯ. И слово либеральное не случайно был взят в кавычки.
  
  ///То что в армянском пантеон есть элементы других культур это не новосьт, только это культура арийская.///
  
  Ну вот, еще одна мантра - арийство. Что означает "арийская культура" вообще? Можете дать определение?
  
  ///. Вы ведь слышали о Հեթանոս Գագո... ну что коленки дрожат? или сердце бьется чаше?///
  
  Интересно, с какого перепуга у меня коленки должны дрожать? Да и сердце нормально бьется.
  
  ///Армянин в первую очередь армянин.///
  
  Извините, но это "определение" классическая тавтология: http://ru.wikipedia.org/wiki/Тавтология_(логика) .
  (Reply) (Parent) (Thread)
  Re: Безумно интересно но грустно
  arm_wanderer
  2009-12-26 10:28 am (UTC)
  Track This
  Спасибо, за грамотный и не эмоциональный ответ. Мне бы нервов не хватило. Давайте дружить.
  (Reply) (Parent) (Thread)
  Re: Безумно интересно но грустно
  koreolan
  2009-12-26 11:28 am (UTC)
  Track This
  Добавил.
  (Reply) (Parent) (Thread)
  noni_no
  2009-12-25 12:03 pm (UTC)
  Track This
  երբ որ առաջին անգամ Վրեժ_Հայկազյանի մոտ կարդացի «գիտական» փաստարկներ, ինձ թվաց, թե հետ եմ մնացել ու ահագին նոր հայտնաբերված տեղեկատվություն եմ բաց թողել։ Հետո, երբ հարցրի՝ որտեղից ինֆոն, պատասխանն եղավ՝ իմ ուսումնասիրություններից։
  մի խոսքով, ամեն մեկը իր պարտքն է համարում ինչ-որ նոր տեղեկություն պատկերացնել, հավատալ դրան ու ներկայացնել որպես քրիստոնեության կրակից հրաշքով պրծած փաստ։
  Հայկի մասին արյդո՞ք Հին Կտակարանում չկա։ Պետք էր ճշտել
  (Reply) (Thread)
  (Deleted comment)
  noni_no
  2009-12-25 04:58 pm (UTC)
  Track This
  ինֆորմացիոն վակուումը լրացնում են ինֆորմացիայով, ոչ թե երևակայությամբ, պատկերացումներով և ինքնախաբեությամբ։
  ասել եմ ու էլի եմ ասում՝ իրենց մոտ հավատք չի, իրենց մոտ ինադ է։
  (Reply) (Parent) (Thread)
  koreolan
  2009-12-25 05:08 pm (UTC)
  Track This
  Իսկ դու փորձիր հավաստի ինֆորմացիա գտնես հեթանոսության վերաբերյալ: Ինտերնետում գրեթե անհնար է, գրքերից էլ ոչ բոլորն են լուրջ աշխատանքներ: Սփյուռքում գտնվողների համար շատ ավելի բարդ է:
  (Reply) (Parent) (Thread)
  noni_no
  2009-12-25 05:26 pm (UTC)
  Track This
  լավ եթե չկա, ուրեմն պետք է հորինե՞ն։ թող նստեն գեղարվեստական գործեր գրեն ոչ թե ֆիկցիայի վրա հիմնված «գիտական» հետազոտություններ։ այսինքն, հիմա կրկնում եմ քեզ էն, ինչ ինքդ էիր գրել։
  իսկ իմ ասածը նա է, որ իրենց ուզածը հոգևոր սնունդը չի, այլ ինադը։ ինադը երբեք չի կարող կրոն լինել, կամ էլ բերել հոգևոր խաղաղություն, հանգստություն
  (Reply) (Parent) (Thread)
  koreolan
  2009-12-25 05:47 pm (UTC)
  Track This
  Իհարկե չպիտի հորինեն, բայց կոնկրետ arevxach-ը դժվար թե իրենից ինչ-որ բան հորինած լինի: Ավելի շուտ կարդացել է ուրիշի հորինածները և ընդունել որպես լուրջ բան: Հետո էլ տեղադրել է իր բլոգում:
  
  ///իսկ իմ ասածը նա է, որ իրենց ուզածը հոգևոր սնունդը չի, այլ ինադը։ ինադը երբեք չի կարող կրոն լինել, կամ էլ բերել հոգևոր խաղաղություն, հանգստություն///
  
  Կան նաև ինադ անողներ: Հենա մեկը մի քիչ առաջ ստեղ էր:
  (Reply) (Parent) (Thread)
  noni_no
  2009-12-25 05:49 pm (UTC)
  Track This
  տեսա։ մեղք ըլնի…
  Արևխաչը դեմք է։))
  Էդ մի մատյանը ջնջել է ուղղակի, թե չէ կգտնեի։ նույնիսկ եթե հորինած չէր, ապա ոչ էլ ինչ-որ կոնկրետ աղբյուրներից էր։
  (Reply) (Parent) (Thread)
  koreolan
  2009-12-25 12:38 pm (UTC)
  Track This
  Ես իրեն շատ լավ հասկանում եմ, ընդամենը փորձել է լրացնել ինֆորմացիոն վակուումը, բայց, քանի որ կեղծ գիտական աշխատությունները ու տեղեկությունները ավելի հեշտ են գտնվում /այդ թվում` համացանցում/, ստացվել է այն, ինչ ստացվել է: Ինքը, ցավոք, ոչ առաջինն է, ոչ էլ վերջինը:
  (Reply) (Parent) (Thread)
  areyon
  2009-12-25 02:08 pm (UTC)
  Track This
  Может лучше бы занялись опровержением турко-азербайджанской пропаганды, чем родной армянской веры?
  
  Вы что, серьезно пытаетесь убедить самого себя и людей, не владеющих темой в том, что скажем, армянский Мгер, место рождения которого - Ванская сказал в самом сердце Армении - это менее армянский бог, чем какой-то иудейский раввин Иешуа га-Наццери из еврейской "святой земли", проповедовавший космополитическую и откровенно антинациональную ахинею сектатнского иудаизма...? Это же чушь редкостная.
  
  Ввязываться в диспут с людьми, имеющими весьма слабенькое и поверхностное представление об армянской вере я не собираюсь. Могу лишь посоветовать всем почитать серьезной литературы: Гоар Вардумян, Саргиса Арутюняна, хотябы того же христианского попа Гевонда Алишана. Они, конечно же, пишут предвзято, но все же лучше, чем оголтелое отрицание способности армян иметь родную веру.
  
  А так, самобичевание явление нездоровое. Займитесь чем-нибуд пополезнее, поконструктивнее.
  (Reply) (Thread)
  koreolan
  2009-12-25 02:37 pm (UTC)
  Track This
  areyon, для начала свои рекомендации о том что мне делать, держите при себе.
  
  По всему сабжу - во-первых к диспуту я Вам и не приглашал, во-вторых как раз незнанием элементарных вещей блестите тут Вы и в-третьих постарайтесь не вывешивать ярлыки (во всяком случае в моем журнале).
  
  На счет самобичевания - чья бы корова мычала, называется. Пересмотрите собственные некоторые посты. Возможно найдете там нездоровые вещи.
  (Reply) (Parent) (Thread)
  areyon
  2009-12-25 03:04 pm (UTC)
  Track This
  Хамство просто прет...
  
  Я так понимаю, что добавлять Вас во френды было ошибкой. Переоценил, бывает :-) Сейчас же исправлюсь.
  (Reply) (Parent) (Thread)
  koreolan
  2009-12-25 03:15 pm (UTC)
  Track This
  Вот и славненько.
  (Reply) (Parent) (Thread)
  hackstuff
  2010-01-24 03:35 am (UTC)
  Track This
  Хороший анализ.
  
  Про Гисане (волосатое божество) я встречал только у Овнана Мамиконяна, а тот, в свою очередь позаимствовал у ассирийца Зеноба Глака. Этот культ пришел из Индии и он «наименее армянский» из всех перечисленных. По преданию братья Деметр и Гисане прибыли из Индии и обосновались в армянской области Тарон. Жрецы Тарона и их дети отращивали длинные волосы (гисы), подражая своим богам.
  
  Надо отметить таже бога гостеприимства - Ванатура и богиню нового года - Аманор. Гевонд Алишан пишет, что Ванатур и Аманор были супругами, более того - до Арамазда Ванатур считался главным богом армянского пантеона.
  
  Богиня моря и дождя - Нар (Цовинар). Она гораздо древнее культа Арамазда. Богиня воды Астхик считается ее дочерью.
  
  Бог подземного царства - Спандарамет (или Сандарамет). Прямой аналог греческого Аида (или кельтских орков). По легенде его сын, полубог Торк Ангех, обладающий титанической силой, топил вражеские корабли швыряя в них огромные глыбы.
  
  Какое-то время почитался также культ Ара Прекрасного - умирающего и воскресающего бога. Его прототип в греческом пантеоне - Адонис.
  (Reply) (Thread)
  koreolan
  2010-01-24 07:06 am (UTC)
  Track This
  ///Надо отметить таже бога гостеприимства - Ванатура и богиню нового года - Аманор. Гевонд Алишан пишет, что Ванатур и Аманор были супругами, более того - до Арамазда Ванатур считался главным богом армянского пантеона.///
  
  Ого, это очень интересно. Большое спасибо за дополнения.
  (Reply) (Parent) (Thread)
  Дохристианская религия Армении
  (Anonymous)
  2010-06-20 10:18 pm (UTC)
  Track This
  Пишет hайорди
  
  Уважаемый Кореолан, для начала надо бы определиться верующий вы или нет.
  Утверждая что - либо без ссылок, довольно таки смелое решение, если вы не признанный классик или гений.
  Что касается С. Какосяна с его «Араратскими легендами» то его нужно уважать уже за то, что он не желает быть созданным из глины, а предпочитает быть зачатым Богом и рождённым Богиней по их подобию.
  Какая божественная мысль………….
  Греки, воспитанные в своих легендах, в своё время были центром, откуда вся Европа черпала свою культуру, несмотря на то, что это были всего лишь легенды. И судя по вашей статье, вы их воспринимаете как данность.
  Что касается слабых национальных институтов и отсутствия знаний . Я думаю вы имеете ввиду Российскую Диаспору.
  Институт был один - Марксизм, знания - библейские легенды и мифы. И то и другое, начисто стёрли из памяти многих народов и их легенды, и их историю и самосознание. Что касается армян сюда надо добавить ещё и иноверных завоевателей. Если бы время пожалело армянские источники, сегодня и мир бы был иной.
  Евреи изгнанные из Палестины превратили Библию в свою переносную Родину и с ней кочевали 2000л. по всему миру. С Библией - которая возводила их в ранг богоизбранного народа. Примитивно, но сработало.
  В этом году отмечали 65-летие окончания войны, но евреи уже навязали новую легенду и возвели её в новую религию под названием «Холокост», начисто отрицая Геноцид, совершённый в отношении нас, так что уважаемый - легенды продолжают создавать. И созданная на осколках шумерских , вавилонских, хеттских и армянских легенд–высосанная из пальца библейская легенда о богоизбранности одного, даже не народа,(по определениям современной этнологи), а этноконфессионального образования, о которой достопочтенная Е. Блаватская отзывается как о младенческом возрасте народа создавшем её, привела их к такому положению которое они занимают сегодня в мире, заставляя других верить их легендам. Попробуйте с ней поспорить.
  На нашей памяти - бесноватый фюрер убедил один из развитых народов 20в. имеющий незначительное право именовать себя арийцами, в том, что только они истинные арийцы, а потому и должны вводить НОВЫЙ ПОРЯДОК, (несмотря на то, что сама суть арийства, это отрицает).
  В отношении критичности в диаспоре. Да проблема есть, потому что наше родное правительство, даже создав, видимо для видимости, Министерство по делам Диаспоры, практически ни на какие связи с её структурами России не выходит и все проблемы взваливает на плечи руководителей оных структур. Не блещет в этом отношении и САР. Но, тем не менее, во многих субъектах РФ армяне посильно создают Воскресные национальные школы, без какой либо стематизации, без специальной литературы, и без помощи от государства. Но, как вы знаете на протяжении всего правления комм. режима, армяне были начисто лишены каких-либо связей с Диаспорой. Волна миграции начала 90г.г. 20 в. должна была куда-то пристать и выжить. Их дети вспомнят и свою историю, и кто они.
  Об идеологах неоязычества:
  Какие могут быть идеологи того учения, в котором по вашему утверждению начисто отсутствует идеология.
  Чтобы не было иллюзий по поводу т.н. закулисья, рекомендую прочитать недавно переведённую на русский и изданную книгу «4 года под полумесяцем», автор, которой не армянин и далёк от антисемитизма.
  (Reply) (Thread)
  Re: Дохристианская религия Армении
  koreolan
  2010-06-21 07:05 am (UTC)
  Track This
  hайорди, на счет верующего и ссылок я в самом начале сделал оговорки и считаю, что этого достаточно.
  
  На счет Слака: он может сколько угодно желать быть рожденным от Бога, но это не дает ему право на фальсификации. Кстати, что интересно, самолюбие самого Слака и продукт этого самолюбия, Вы почему-то называете "божественной мыслью". Ну-ну.
  
  На счет национальных институтов - это армянские организации, которые знакомят наших соотечественников с нашей настоящей историей и культурой, а не той, которая была придумана разными варпетянами и какосянами.
  
  На счет всего остального, извините, но я комментировать остальное не буду, потому что Ваши представления об армянской истории, о Христианстве, о Библии и его корнях, о процессах возникновения мифов и легенд и т.д. и т.п. основаны исключительно на антинаучных работах, таких лжеученых как тоже же Сурен Айвазян, ну или прости Господи Елена Блаватская (хорошо хоть Рериха не вспомнили).
  
  Вести дискуссию в таких условиях, как показывает опыт (а Вы у меня далеко не первый с такими представлениями), абсолютно непродуктивна и всего лишь бесполезная трата времени. Вам сейчас кажется, что Вы открыли для себя истинную историю Армении, а на самом деле Вы не знаете из этой истории ровным счетом ничего. Вашей вины в этом, конечно, нету - это следствие слабости тех же национальных институтов в Диаспоре (а я не сомневаюсь, что Вы живете в Диаспоре). Единственное, что могу Вам рекомендовать (правда без надежды, что Вы эти рекомендации примите), забудьте абсолютно все, что Вы прочитали у всяких суренайвазянов и начните изучать армянскую историю с нуля, буквально со школьного учебника. То же самое касается и Христианства: Ваши представления об этой религии сплошь и рядом состоят из стереотипов.
  
  П.С.
  В любом случае, спасибо, что заглянули и успехов Вам.
  (Reply) (Parent) (Thread)
  Re: Дохристианская религия Армении
  (Anonymous)
  2010-06-24 09:43 pm (UTC)
  Track This
  О Вашей вере я сказал в конце моего комментария, но Вы предпочли это не заметить. Ну что же, это Ваше право.
  Что касается Слака - Вы отказываете ему в праве мифотворчества, называя его фальсификатором и призываете меня верить в мифы библейских мифотворцев-фальсификаторов. Согласитесь не толерантно.
  По поводу национальных институтов. Вам я думаю, льстят некоторые фолианты истории Армении, где полуграмотные лидеры некоторых структурных нац. Объединений РФ - которые в основном бывшие цеховики, или хопанисты, стали списывать и издавать на местах, из советских учебников, Нашу Историю, выдавая их за свои труды, чтобы блеснуть в глазах местных администраций своими скудными знаниями. Но это скоро пройдет. Их поправят их же дети, которые являясь носителями генов, в общем, то людей деловых, получающих сегодня хорошее образование, поняв ошибки отцов.
  По поводу Вашего (Вести дискуссию в таких условиях)- помилуйте, я Вам никаких условий не навязывал потому, что заранее знал, что на дискуссию Вы не пойдете потому, что Вам крыть нечем, хотя Вы оставляете за собой право считать себя классиком и гением. Позиция я бы сказал довольно таки избитая и старая – облили человека и пусть он сам отмывается.
  Вернемся к какосянам, варпетянам, суренайвазянам, а куда дели М.М Зурикьяна, Маковского видимо их Вы еще не читали, повторяю труд его называется «Тайны диалекта», правда читаются трудно без специальной подготовки, очень советую прочитать, приложите упорство , Вам это даст очень много. Так же немало даст познаний о новой религии « Холокост», рассуждения Гилада Ацмона в его книге «Единственная и неповторимая» 2006 г.
  Рериха я помню, но сделал ссылку на Блаватскую потому , что это высказывание принадлежит ей.
  Хотя, что вы имеете против нее? Я считаю, что она гораздо мудрее в своем мифотворчестве, чем библейские мифотворцы. Ни она, ни ее просвещенные никаких ссылок в своем учении о расах, так же как Вы, не делают. Если авторы Библии и ссылаются на что-то, что можно было, когда то проверить. А если бы и проверили, тогда уже некого было бы упрекнуть. Так, поди, когда либо, проверь утверждения Блаватской, когда она загнала свои источники за миллионы лет до рождества Христова.
  Что касается моих стереотипов о Христианстве, здесь вы абсолютно правы.
  Все Христианское учение состоит из шумерских, вавилонских, хеттских, хаттских, в том числе и армянских стереотипов.
  Вот один пример удачной ссылки Ленинградского академика Дъяконова, когда он пытается обосновать свое утверждение в том, что шумерский язык не схож ни с какими известными мертвыми и живыми языками, тем более с армянским. Точно на таком же уровне он утверждает и весьма авторитетно, что армянский язык не имеет ничего общего с хурритским.
  Витеоватый шумерский алфавит, представляет собой ребус, пишет он. Где обозначение ноги означает ге, а гири на, вместе « гена», что переводится как « ИДИ». Представляю, как смеются армяне, прочитав это. Да и не только армяне - английское « гоу» рассмешило бы и англичан. Так вот этот горе – академик, в другой работе призывал всех думать о нас, как Вы советуете думать и мне о себе.
  Ссылки упрямая вещь, и зря вы ими так неосторожно пренебрегаете.
  Очень хотелось бы увидеть здесь отзывы Ваших прежних комментаторов. Жду!
  (Reply) (Parent) (Thread)
  Re: Дохристианская религия Армении
  koreolan
  2010-06-25 07:11 am (UTC)
  Track This
  ///О Вашей вере я сказал в конце моего комментария, но Вы предпочли это не заметить. Ну что же, это Ваше право.///
  
  Разумеется, я не собираюсь комментировать Ваши выводы относительно того, во что я верю. Вы не знаете и не можете знать во что я верю. В дальнейшем, можете просто считать, что я атеист.
  
  На счет Слака. Те, кто верят в Библию, верят, что это не мифы и что все, что там написано, абсолютно верно. Те кто верят в книгу Слака, совершенно точно знают, что все это Слак сам придумал, то есть они занимаются банальным самообманом.
  
  Далее: Вы намеренно или нет, но смешивайте два разных понятия: мифы и фальсификации. Библию можно назвать мифом, если хотите, эпосом, но не фальсификацией. Книга Слака же является фальсификацией, фальсификацией армянской мифологии и армянской истории. И самое трагичное, что эту фальсификацию армянской мифологии и истории, очень многие молодые и патриотичные армяне яростно защищают - думая, что защищают свое, армянское.
  
  На счет толерантности - с этим Вы не по адресу :)
  
  ///По поводу Вашего (Вести дискуссию в таких условиях)- помилуйте, я Вам никаких условий не навязывал потому, что заранее знал, что на дискуссию Вы не пойдете потому, что Вам крыть нечем, хотя Вы оставляете за собой право считать себя классиком и гением. Позиция я бы сказал довольно таки избитая и старая – облили человека и пусть он сам отмывается.///
  
  Вы не поняли. Условия Вы конечно не навязали, да и не можете, в моем блоге условия навязываю только я :) Речь идет о других условиях, которые ни от меня, ни от Вас не зависели, а именно: Вы во всем исходите от антинаучных трудов дилетантов и шарлатанов. Дискуссия в таком случае просто бессмысленна, во всяком случае мой опыт подобных дискуссий подсказывает именно это.
  
  Считаете, что мне нечего сказать, по-этому не говорю? Ради Бога, считайте сколько хотите.
  
  ///Витеоватый шумерский алфавит, представляет собой ребус, пишет он. Где обозначение ноги означает ге, а гири на, вместе « гена», что переводится как « ИДИ». Представляю, как смеются армяне, прочитав это. Да и не только армяне - английское « гоу» рассмешило бы и англичан.///
  
  Ну вот, все идет по графику, уже дошли до любительской лингвистики. Тут настоятельно рекомендую Вам прочитать вот эту статью о разнице между профессиональной и любительской лингвистикой: http://elementy.ru/lib/430720 . Возможно, что после прочтения Вы поймете, что смеятся армянам и даже англичанам, в принципе, ненадчем.
  
  ///Ссылки упрямая вещь, и зря вы ими так неосторожно пренебрегаете.///
  
  Ссылка ссылке рознь :). Ссылки на дилетантов и шарлатанов я, разумеется, буду игнорировать. Ссылки на серьезную научную дискуссию - это пожалуйста.
  (Reply) (Parent) (Thread)
  Дохристианская религия Армении
  (Anonymous)
  2010-06-20 10:20 pm (UTC)
  Track This
  hайорди
  
  Кстати об антисемитизме:
  Язык египтян, ассирийцев, арабов и евреев относится к семитской семье языков, потому их и называют семитами. И евреи с этим не спорят, но когда речь идёт об антисемитизме, почему - то, по мнению евреев, это относится только к ним. Логики нет, но над этим очередным мифом, я думаю, вряд ли кт-то, в том числе и вы, когда либо задумывались.
  Что касается зарождения других наций вне Армянского Нагорья – есть научное понятие «Благодатного Полумесяца», о котором людям, интересующимся возникновением народов, неплохо было бы знать. А современные ученые Израиля стали объяснять своё происхождение от хеттов, язык которых индоевропейский, и держава которых рухнула неизвестно куда в1300г. д.н.э.
  Родство хеттского и армянского языков убедительно доказал в своей работе «Тайны диалекта» другой любитель - лингвист М.М. Зурикьян. А не любители-антропологи мира причислили почему-то евреев к арменоидной расе большой европеоидной расы, а прочих семитов к средиземноморской расе большой европеоидной расы
  Когда археологи при раскопках нашли шумерские, а затем и вавилонские таблички, и прочли тексты о потопах, Европа только ахнула в растерянности, но быстро забыла об их существовании. Да и зачем ломать голову над тем, как люди осмелились в рассчитанной на людей с младенческим воображением легенде, выдавать за своё всё то, что было создано другими за 3 тысячи лет до них. Зачем ломать голову, когда есть библейский миф. Никем не было замечено и то, что шумерский, вавилонский и библейский ковчеги почему-то причаливали не к горе Сион и прочим коих много в палестине, а только к горам араратским, а не к горе Арарат как думают многие. В той же Библии, Армения названа страной АРАРАТСКОЙ- отсюда семитское Арарату, Урурату и более благозвучное на индоевропейских языках Урарту.
  Государство и якобы язык Урарту, существовали только в воспаленных мозгах некоторых советских учёных, в том числе и армянских. Для сомневающихся рекомендую прочитать «История России армянский след» С.Айвазяна.
  Относительно того, что многим не даёт спать мысль о том, что Христос не был армянином, скажу следующее – тот пласт культуры, который несёт в себе армянство – хватило бы раздать очень и очень многим цивилизованным народам и у армян осталось бы право, после раздачи с лихвой, считать себя ничуть не отстающим от любой развитой современной цивилизации.
  Вспоминаю Илью Эренбурга, который, побывав в Индии во время каких то религиозных праздников писал, что культура понятие растяжимое, когда увидел культуру миллионных скоплений полуголодных индусов отправляющих религиозное действо.
  Да у нас были и Айк и Арамазд и Митр и Халди. Ну так пусть у других будет Христос, зачем из-за этого терять сон.
  На территории Исторической Армении уже раскопаны развитые города, возраст которых 9,11, 12 тысяч лет, а кто-то берётся утверждать, что армяне присваивали иранских, греческих и пр. богов, когда своих было некуда девать. Кто-нибудь из комментирующих вашу статью когда-нибудь задумывался над тем как мог в иудейской среде родиться Христос, которого сами иудеи казнили, оставив себе веру в Ягве, а учение Христа подарили другим народам. Ведь в определённой социальной среде появляются боги, отвечающие чаяниям народа их породившего, а не для того чтобы быть отторгнутым своими, и подаренным другим народам.Да и зачем им думать они ведь созданы из глины.Апологеты Иудаизма и сегодня считают, что Христос и его учение причина всех их бед. Тогда получается, что они сами породили на свою голову Христа, не задумываясь о последствиях. Ну, разве такое боготворчество было у какого-либо другого народа мира за всю историю религий и верований?
  В отличие от вас я вынужден приводить ссылки.
  О Ваагне вы говорите, что он был богом огня, а в последствии стал также богом войны. Вы может знаете про какие-то войны без огня. Для понимания рекомендую книгу М.М. Маковского «Сравнительный анализ мифологической символики в индоевропейских языках. Образы мира и миры образов.» Москва 1996г. Кстати тот же М.Маковский признаёт что М. Зурикьяну удалось убедительно доказать, что в армянском языке есть консонанты всех без исключения языков Индоевропейской языковой семьи.
  (Reply) (Thread)
  Дохристианская религия Армении
  (Anonymous)
  2010-06-20 10:21 pm (UTC)
  Track This
  hайорди
  
  Для тех, кто не знает – консонантный ряд, это ряд согласных букв в словах того или иного языка, по которому лингвисты определяют к какому языку относятся те или иные консонанты. Консонанта это скелет любого слова. И прав Зурикьян в своём утверждении, что если все консонанты германских, славянских, романских, иранских и других и.е. языков есть в армянском, то все эти языки могут быть названы и армянским. И он, трижды прав утверждая, что все перечисленные языки являются не чем иным, как диалектами армянского языка. И после этого, несмотря ни на что, в Армении и Диаспоре есть немало людей утверждающих, что схожие с иранскими армянские слова заимствованы нами, а не ими у нас.
  Арамазд по вашему в армянском пантеоне появился под воздействием греческого Зевса. Помилуйте! Цивилизация ушла на Балканы из Анатолии,а не наоборот. Известно ли вам, что почти все греческие боги родились в Малой Азии и во время их родов греки жили на тех же Балканах. Так что не с Балкан боги кочевали к нам, а от нас к ним. Прометей, подаривший грекам огонь был почему-то прикован к горам Кавказским, а не к подножию Олимпа, а их придурковатый орёл аж из Греции прилетал на Кавказ клевать его печень. Или вы полагаете , что греки на своих хоть и гористых но холодных Балканах раньше овладели огнём, чем армяне сплошь живущие на вулканах.
  В любом случае, утверждаете вы, армянская Анаит унаследовала своё имя у иранской Адвисура - Анаида. Ну, какие же злопамятные армяне! Ведь этому имени более 3000 лет и до сих пор почти десятая часть армянок носят его. А в Иране не думаю, чтобы имя Анаида было боле сотни и то в основном убеждён, его носят армянки, коих там много. Можно правда парировать ,что там Ислам, но тогда куда девать от нас христианство. Согласен с вами, что без соответствующей квалификации лучше эту тему не трогать. Но заметьте в библии и у установивших монополию быть семитами , что ни утверждения повсюду миф.
  Тому пример заблуждения и по поводу армяно-иранских царских родов. 99из100 скажут сегодня, что армянские аршакиды и арташесиды, потомки иранских. Также сегодня многие армяне даже не слышали об армяно- македонской династии византийских императоров коих были десятки и почему их именно так называют.
  Вновь налицо армянская злопамятность. В ваших рассуждениях упоминаются три религии Христианство, Ислам и Иудейская. Последнюю евреи причисляют к 3 Великим религиям Мира, хотя последователей её едва ли наберётся более 5 миллионов. Куда пропали Буддизм, Индуизм, Синтоимзм, Кофуцианство и пр. Последователей коих сотни миллионов, так и осталось неосвещённым.
  Любителя-этнографа А. Варпетяна, причисленного к «Великим мыслителям 21 века» Американским биографическим институтом (ABI), в том числе и аналогичному Британскому, даже с большой но не квалифицированной подготовкой лучше не трогать для вашего же блага, не потому, что он плохо пишет, потому ,что его плохо пока понимают такие как вы и ваши комментаторы. Если его книгу «Кто же такие, наконец арийцы ?» и на армянском, и на русском многие начинают читать, то доходят только до 10й страницы. Надо много знать, чтобы его понять, а уж критиковать без ссылок – гиблое дело. Если вы его читали и поняли, и после этого вы отзываетесь о нём как о любителе, то вы верующий. Вы верите в библейские байки и мифы, вы верите в ахинею закулисья, которое не выдумка Варпетяна, а, к сожалению реально существующая мощная мифотворческая сила. Варпетян не спит по ночам, не из за того ,что Христос не армянин, их за того, что армяне в основном забыли то, кем они были.
  Немного армян знают о армяно-македонской династии византийских императоров и почему историки их так называют.
  А неоязычники имеют полное право быть!
  Кому - то нравится поп, а кому то попадья и зачем в этом им отказывать.
  thar sw
  (Reply) (Thread)
  ( 36 comments — Leave a comment )
  
   1
  
   May
   2017
   S
  
   M
  
   T
  
   W
  
   T
  
   F
  
   S
   1 2 3 4 5 6
   7 8
   9
   10 11 12 13
   14 15 16 17 18 19 20
   21 22 23 24 25 26 27
   28 29 30 31
  
  Tags
   39-րդ շահմատային օլիմպիադա Азербайджан Армения Арцах Левон Аронян Личное Оружие Чемпионат Европы по шахматам Шахматы Юмор армяне армяно-азербайджанский конфликт армяно-турецкое противостояние бараны видео маразм пазитифф соседи спасти Родину без массовых расстрелов чушки Ադրբեջան Արցախ Բլոգ Հայաստան Հայոց լեզու Ղրիմ տեղ Ուկրաինա Ուկրաինա տեղ Ռուսաստան Ֆուտբոլ ադրբեջանական բանակ անկապ անձնական բա սա երկիրա՞ զորահանդես կրթություն հայ-ադրբեջանական հակամարտություն հայ-թուրքական հակամարտություն հայեր հայկական բանակ հայկական երաժշտություն հայկական զենք հայկական նեգատիվ հումոր նորություններ շախմատ պատմություն սովորեք հետս գյոռս չեմ տանելու սպորտ վիդեո …
  
  Powered by LiveJournal.com
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"