ДЖЕЙМС ПАТТЕРСОН - один из самых известных и продаваемых писателей всех времен. Он автор нескольких самых популярных сериалов последнего десятилетия — романов "Алекс Кросс", "Женский клуб убийств" и детектив Майкла Беннетта — и он написал множество других бестселлеров номер один, включая любовные романы и отдельные триллеры. Он живет во Флориде со своей женой и сыном.
Джеймс страстно стремится приобщить детей к чтению. Вдохновленный своим собственным сыном, который читал неохотно, он также пишет ряд книг специально для юных читателей. Джеймс является партнером-основателем Фонда детского чтения Booktrust в Великобритании. В 2010 году он был признан автором года на премии Children's Choice Book Awards в Нью-Йорке.
Пролог
Это было ночью перед Пасхой, я бесцельно брел по темным, пустым улицам Вашингтона, преследуемый воспоминаниями о том, как мой сын Али говорил мне, что единственный способ убить зомби - это уничтожить его мозг.
Было 3 часа ночи, штормы накрыли город.
К тому времени я шел так уже несколько часов, но не чувствовал ни голода, ни жажды, ни какой-либо усталости. Когда молнии разорвали небо и прямо над моей головой прогремел гром, я едва вздрогнул. Даже проливной дождь не мог замедлить меня или унять агонию, которая жгла каждый дюйм моего тела из-за того, что сделали с моей семьей. С каждым шагом я продолжал мысленно видеть Эли, Бри, Деймона, Дженни и маму бабушку. С каждым шагом ужас от того, что с ними случилось, разгорался во мне снова, и одиночество, и горе, и гнев.
Этого ли хотел Тьерри Мульч? Я продолжал спрашивать себя.
Тьерри Мульч разрушил все, что я любил, все, во что я верил. Он выпотрошил меня и оставил мертвого, бездушного человека, обреченного на бесконечное, бессмысленное движение.
Пока я шел, я продолжал надеяться, что появится Мульч или какой-нибудь анонимный уличный хищник и снесет мне голову из дробовика или размозжит ее топором.
Ничего я не хотел больше, чем этого.
Часть первая
ШЕСТНАДЦАТЬЮ ДНЯМИ РАНЕЕ …
ГЛАВА 1
Прекрасным апрельским утром, сидя в припаркованном рабочем фургоне на Пятой улице, Маркус Санди наблюдал в бинокль Leica высокой четкости за домом Алекса Кросса и испытывал неподдельный трепет, думая о том, что великий детектив обязательно появится где-нибудь в ближайшие полчаса или около того.
В конце концов, был четверг и семь тридцать утра. Кроссу нужно было работать. Его жене тоже. А его детям нужно было ходить в школу.
Не успела Санди подумать об этом, как Регина Кросс Хоуп, девяностоднолетняя бабушка Кросса, подошла к тротуару со стороны католической церкви Святого Антония. Старая птица была крепкой и двигалась на удивление быстро, несмотря на трость. Она прошла прямо мимо его фургона, едва взглянув на него.
С другой стороны, зачем ей это?
Санди прикрепил к фургону магнитные таблички с рекламой компании по производству пылесосов over the moon. А за тонированным стеклом на нем была форма упомянутой компании, настоящая находка для Армии спасения. Сидела идеально.
Использованные пылесосы в кузове фургона были куплены в магазине подержанных вещей в Потомаке по шестьдесят долларов за штуку. Фальшивые магнитные таблички были заказаны онлайн через офис FedEx. Как и фальшивый значок на его левом кармане рубашки. На нем было написано: "ТЬЕРРИ МУЛЬЧ".
Гибкий, подтянутый мужчина под тридцать, с коротко подстриженными волосами цвета соли с перцем и грифельно-серыми глазами, Санди посмотрел на часы, когда бабушка Кросса исчезла в доме. Затем он взял черную папку, лежавшую между водительским сиденьем и центральной консолью.
Открыв его, он заметил вкладки на первых пяти разделителях, каждая из которых была помечена именем: Бри Стоун, Эли Кросс, Дженни Кросс, Деймон Кросс и Реджина Кросс Хоуп, иначе известная как Нана Мама.
Санди сразу же отправилась в раздел "Реджина Кросс Хоуп" / "Нана Мама" и сообщила точное время, когда пожилая женщина вошла в дом и с какой стороны. Затем, ожидая новых наблюдений, он пролистал до конца папки и нашел четырехстраничную копию поэтажного плана дома, который был подан в городской совет по планированию в прошлом месяце как часть заявки Кросса на получение разрешений на переделку его кухни и ванных комнат.
Попеременно изучая план и сам дом, Санди делала пометки на схемах относительно входов и выходов, расположения окон, ландшафтного дизайна и тому подобного. Когда жена Кросса, Бри Стоун, также детектив полиции округа Колумбия, вышла на крыльцо, чтобы наполнить кормушку для птиц в 7:40, он также записал это действие, а также тот факт, что ее зад выглядел великолепно в обтягивающих джинсах.
В 7:52 перед домом Кросса остановился грузовик с логотипом "дорогой старый дом", за которым компания по утилизации отходов тащила строительный мусорный контейнер. Великий детектив вышел на крыльцо, чтобы поприветствовать подрядчиков и понаблюдать за разгрузкой мусорного контейнера. То же самое сделали его бабушка, его жена и двое из трех его детей: пятнадцатилетняя Дженни и семилетний Эли.
Милая счастливая семья, подумала Санди, по очереди изучая их в бинокль. Будущее для них кажется светлым. Выглядит многообещающим. Не так ли?
Санди позволил себе улыбнуться, подумав, что большая часть удовольствия в любом приключении заключается в планировании, подготовке и предвкушении. Может быть, больше половины, решил он, наслаждаясь тем, как его вечно плодовитый мозг придумывает различные темные способы разрушить сценарий мечты, разворачивающийся перед его глазами.
Затем доктор Алекс ушел со своими детьми. Они втроем прошли мимо Санди по другой стороне Пятой улицы, но детектив едва взглянул на рабочий фургон.
С другой стороны, зачем ему это?
Санди чувствовал себя подавленным после исчезновения Кросса и его детей. Просто было не так приятно осматривать дом в отсутствие детектива, почти как смотреть на лабиринт, отчаянно нуждающийся в грызуне.
Санди посмотрел на часы, закрыл папку и убрал ее, чувствуя, что он свободный, подлинный человек с целеустремленностью, которая не поколеблется независимо от последствий. Он завел фургон, думая, что колебание в любом случае было почти оскорблением для противника. Ты должен был хотеть уничтожить своего врага так же сильно, как он хотел уничтожить тебя.
Когда Санди уезжал, он верил, что справился со своей задачей. Он также верил, что семья Кросса заслужила грядущее зло.
Каждый из них.
Особенно доктором Алексом.
ГЛАВА 2
В обычный год уровень убийств в Вашингтоне, округ Колумбия, ожидает пика в душные летние дни. В июле и августе, когда воздух вдоль Потомака по консистенции и температуре напоминает пасть бешеной собаки, люди, кажется, просто огрызаются направо и налево. При моей работе этого можно ожидать.
Но, начиная с террористической атаки на Юнион Стейшн в день Нового года, всю зиму и всю весну происходила непрерывная череда убийств. Еще только начался апрель, но этот год уже становился одним из худших за три десятилетия для отдела убийств в округе Колумбия.
Это оказало огромное политическое давление на мэра и городской совет, что означало, что начальник полиции метрополитена тоже находился под огромным давлением. Но особенно теснота была вокруг отдела по расследованию убийств и особо важных дел. Поскольку теперь я был разъезжающим следователем в обеих командах, непрерывные убийства означали, что наибольшее давление было оказано на меня и на моего партнера и ближайшего друга Джона Сэмпсона.
У нас почти два месяца не было ни одного выходного, и наша нагрузка, казалось, росла с каждым днем. Что еще хуже, я принимала звонки от подрядчика, который собирался переделать кухню и пристроить наш дом. Итак, последним человеком, которого я хотел видеть около половины десятого утра в четверг, был капитан Рулоф Антониус Квинтус, который руководил отделом по расследованию убийств.
Капитан Квинтус постучал в дверь моего кабинета, где я доедал буррито на завтрак и вторую чашку кофе, просматривая каталог мебельного оборудования, который моя жена сунула мне в руку, когда я уходил из дома. Сэмпсон, настоящий локомотив, сидел на диване, доедая остатки своей утренней трапезы.
Сэмпсон увидел Квинтуса и застонал. “Не еще один?”
Квинтус покачал головой. “Мне просто нужно сообщить новости шефу. Мэр не в своем уме и преследует его без остановки”.
“На этой неделе мы очистили три, но вы отдали нам четыре”, - ответил я. “Итак, вывод таков: мы добиваемся прогресса, но отстаем”.
“Звучит примерно так”, - сказал Сэмпсон. “Как тот король из мифологии, который продолжает толкать валун вверх по склону, только он продолжает падать”.
“Сизиф”, - сказал я.
“Как он”, - сказал Сэмпсон, указывая на меня.
“Давай, Кросс”, - сказал Квинтус. “Мы рассчитываем на то, что вы доведете до конца некоторые из громких дел, таких как Роулинс и Киммел, и избавите нас от "Post". Ты видел ту чертову передовицу?”
У меня было. Как раз в то утро они опубликовали статью, в которой описывалось влияние убийств на туризм, содержался призыв к отставке начальника полиции и выдвигалось предложение передать управление департаментом ФБР до тех пор, пока не удастся снизить уровень убийств.
“Вот что я вам скажу, капитан”, - сказал я. “Скажите людям, чтобы они перестали убивать друг друга, и у нас будет больше времени для работы над такими делами, как Роулинс и Киммел”.
“Забавно”.
“Я не шутил”.
“Нет, правда, тебе стоит попробовать выступить на вечере открытых микрофонов, Кросс”, - сказал Квинтус, поворачиваясь, чтобы уйти. “Я думаю, ты, возможно, упустил свое призвание”.
ГЛАВА 3
Одетый в черную кожаную куртку, черные джинсы, черную рубашку поло и черные ботинки Harness, Маркус Санди поспешил к Новому северному зданию в центре кампуса Джорджтаунского университета. Пробираясь сквозь толпу студентов, он добрался до аудитории Макнейра на 120 мест и вошел внутрь, миновав табличку снаружи с надписью "ИДЕАЛЬНЫЙ ПРЕСТУПНИК". СЕГОДНЯШНЯЯ ЛЕКЦИЯ. 11 УТРА.
Место гудело от предвкушения. И когда Санди двинулся по проходу к первым рядам, он увидел, что кроме пустого режиссерского кресла на сцене не было ни одного свободного места, только стоячее.
Когда Санди добрался до первого ряда, он увидел студентов, сидящих на полу перед сценой. Он улыбнулся, прошел сквозь них и взбежал по лестнице на сцену, где обменялся рукопожатием с седобородым парнем в твидовом костюме, ожидавшим его.
“Извините, я опаздываю, доктор Волк”, - сказал Санди.
“Я сам только что с занятий”, - сказал мужчина. “Мне вас представить?”
“Пожалуйста”, - ответил Санди и почтительно склонил голову.
Доктор Волк включил микрофон и дважды постучал по нему, прежде чем сказать: “Доброе утро. Я Дэвид Волк, председатель философского факультета Джорджтауна, и я хотел бы еще раз поприветствовать вас на весенней серии лекций различных ученых ”.
Он улыбнулся и продолжил: “Говорят, изучение философии не имеет отношения к реальному миру, но, как показывает эта толпа, это неправда. Творческое, изобретательное применение философских методов к современным проблемам может быть проницательным — даже новаторским. Сегодняшний гость, получивший степень доктора философии в Гарварде, делает именно такую поразительную, инновационную и противоречивую работу.
“Его первой книгой, опубликованной ранее в этом году, была "Идеальный преступник" - увлекательный взгляд на два нераскрытых дела о массовых убийствах, рассказанный глазами действительно оригинального мыслителя, сосредоточенного на глубинах преступной души.
“Пожалуйста, поприветствуй Маркуса Санди”.
Санди ухмыльнулся, встал и взял микрофон у доктора Волка.
Повернувшись лицом к аплодирующей публике, писатель оглядел толпу, его взгляд лишь на мгновение задержался на чрезвычайно сексуальной женщине во втором ряду. У нее был ошеломленный вид. Вьющиеся грязно-светлые волосы спадали ей на плечи, она была одета в просторную белую майку. Ее левую руку покрывала красочная татуировка на рукаве, изображающая черную пантеру, лежащую на цветущей ветке в джунглях. Хвост пантеры прошелся по предплечью женщины и скрестился с запястьем. У кошки были чарующие зеленые глаза цвета свежего влажного клевера. У нее тоже.
“Пять лет назад я решил найти идеального преступника”, - начал Санди, заставляя себя отвести от нее взгляд. “Насколько мне известно, его никогда не изучали, никогда не опознавали. Это имело смысл, потому что, если бы он был идеальным, его бы никогда не поймали. Верно?”
В комнате раздался нервный смех и кивки согласия.
“Так как же вы находите идеальных преступников?” Спросил Санди, оглядывая комнату и не видя уверенных лиц. Он сосредоточился на той молодой женщине с алыми губами и поразительными глазами цвета клевера.
Она пожала плечами и сказала с легким каджунским акцентом: “Посмотри на нераскрытые преступления?”
“Отлично”, - сказал Санди, склонив голову к левому плечу. “Это именно то, что я сделал”.
Далее писатель описал два нераскрытых массовых убийства, которые стали сердцем его книги. Семью годами ранее пятеро членов семьи Дейли из пригорода Омахи были найдены убитыми у себя дома за две ночи до Рождества. За исключением жены, все они были найдены в своих постелях. Всем им перерезали горло скальпелем или бритвой. Жена умерла аналогично, но в ванной и голой. Двери дома либо были не заперты, либо у убийцы был ключ. Ночью шел снег, и все следы были занесены. Полиция не нашла никаких ценных улик.
Четырнадцать месяцев спустя семья Монахан из пригорода Форт-Уэрт была обнаружена в похожем состоянии после сильного шторма: отец и четверо детей в возрасте до тринадцати лет были найдены с перерезанным горлом в своих кроватях. Жена лежала голая, мертвая на полу в ванной. Двери либо были не заперты, либо у убийцы был ключ. Опять же, из-за дождя и сильного ветра, а также из-за скрупулезных методов убийцы полиция не нашла никаких полезных улик, будь то ДНК или что-то еще.
“Я заинтересовался этим из-за отсутствия доказательств, из-за этой пустоты”, - сообщил Санди своей восхищенной аудитории. “После нескольких поездок в Небраску и Техас, посещения мест происшествия, чтения файлов и опроса каждого следователя, который работал над делами — ФБР, полиции штата Небраска, техасских рейнджеров, — я уехал, понимая, что, кроме кровавой бойни, оставленной убийцей, дела были черными дырами”.
Санди сказал, что недостаток улик заставил его пойти на попятную и выдвинуть теорию о философском мировоззрении идеального убийцы.
“Я пришел к выводу, что он, должно быть, был экзистенциалистом какого-то извращенного толка”, - сказал писатель. “Тот, кто не верит в Бога или какие-либо моральные или этические основы жизни, тот, кто думает, что в мире нельзя найти никакого смысла, кроме того, что он один придает ему”.
Санди замедлился, увидев, что потерял нескольких человек из своей аудитории, и сменил тактику.
“Я хочу сказать, что русский писатель Федор Достоевский почти все понял правильно”, - продолжал он. “В своем шедевральном произведении " Преступление и наказание" центральный персонаж, Раскольников, почти совершает идеальное преступление. Раскольников решает, что жизнь бессмысленна, и убивает человека, о котором никому нет дела, из-за денег.
“Поначалу его это устраивает”, - продолжил Санди и постучал себя по голове. “Но в конце концов разум Раскольникова, особенно его воображение, доконает его. Из-за того, что Раскольников может представить моральную вселенную, где жизнь имеет реальный смысл, он ломается. Не так, наш идеальный преступник ”.
Писатель сделал паузу, видя, что снова завладел аудиторией, прежде чем продолжить.
“Я верю, что идеальный убийца ясно понимает, что жизнь бессмысленна, абсурдна, не имеет абсолютной ценности. Пока преступник действует с этой точки зрения, его собственный разум не может сбить его с толку, и он не может быть пойман ”.
Санди некоторое время продолжал в том же духе, объясняя, как улики, окружающие места убийств, подтверждают его теории и приводят к другим.
В конце он оставил время для вопросов. После того, как несколько придирок зациклились на незначительных примечаниях в книге, сексуальная женщина во втором ряду захлопала глазами цвета клевера и подняла свою татуировку в виде пантеры, как будто она томно подзывала официанта.
Писатель кивнул ей.
“Отзывы, которые вы получили, были довольно убедительными”, - сказала она своим глубоким южным голосом. “За исключением того, который детектив Алекс Кросс написал в Пост. Я думаю, вы согласитесь, что он все испортил, не согласился почти со всем, что вы сказали. Утверждал, что вы изменили его слова после того, как взяли у него интервью, чтобы они соответствовали вашей диссертации ”.
Санди на мгновение стиснул зубы, прежде чем ответить: “Мисс, как скажет вам любой журналист, источники, утверждающие, что они чего-то не договаривали, - обычное дело. У нас с детективом Кроссом сильно расходятся во мнениях. Ничего больше ”.
После долгого момента неловкости доктор Волк прочистил горло и сказал: “У меня есть вопрос, доктор Санди. Как я уже говорил, я нашел вашу книгу захватывающей, но у меня тоже есть замечания по поводу одного из ваших выводов ”.
Санди заставил себя улыбнуться. “Который это, доктор?”
“В одном месте книги вы описываете противоположность идеальному преступнику”, - ответил доктор Волк. “Детектив, который верит в моральную вселенную и является ее символом, а значит, и в осмысленную жизнь”.
Санди кивнула.
“Но я был удивлен твоим предположением, что кого-то вроде твоего идеального детектива можно заставить увидеть, что жизнь бессмысленна и бесценна, и ...”
“При этом сам становишься совершенным преступником?” Спросила Санди. “Да. Я это написала. Я верю, что это логически вытекает, доктор. Не так ли?”
ГЛАВА 4
Санди добрался до своей квартиры в районе Калорама в Вашингтоне почти до пяти. После его лекции нужно было оставить автограф на нескольких книгах, за которыми последовал неизбежный ланч с доктором Волком, который слишком много пил и часто превращал философские споры в наглядные уроки, достойные дорогой Эбби.
Что еще хуже, доктор Волк неоднократно давил на Санди по поводу того, какого рода исследованиями или написанием он занимался, находясь в творческом отпуске. Санди наконец-то сказал председателю философского факультета Джорджтауна неприкрашенную, но совершенно расплывчатую правду: “Я провожу эксперимент, который проверяет размеры экзистенциального мира и роль человеческой природы в этом мире”.
Доктор Волк казался искренне заинтригованным, хотел большего, но Санди мягко и твердо отказался, сказав своему коллеге, что когда-нибудь сможет прочитать все об этом, когда его исследование будет завершено. На самом деле, он обещал, что Волк получит первое прочтение.
Услышав музыку zydeco в квартире и почувствовав запах где-то жарящегося чеснока, Санди открыл дверь своим ключом и вошел в комнату с белыми стенами, белым потолком и бледно-серым ковром. Несколько предметов мебели из хрома и черной кожи стояли напротив телевизора с плоским экраном, настроенного на музыкальный канал; именно он послужил источником zydeco.
В комнате была женщина, танцующая под музыку. Она стояла к нему спиной, покачивая бедрами. Ее буйные грязно-светлые волосы были собраны в узел на голове. Она была босиком, в свободных ниспадающих оливково-зеленых брюках и облегающей белой майке, которая подчеркивала влажную кожу и мускулы ее плеч, когда она вытягивала руки высоко над головой, открывая красочную татуировку в виде развалившейся пантеры, покрывавшую большую часть ее левой руки.
Санди улыбнулся и громко захлопнул дверь. Женщина перестала танцевать и посмотрела на него через плечо своими клеверно-зелеными глазами. Она ухмыльнулась, захлопала в ладоши и повернулась. Она подбежала к нему, жадно поцеловала в губы и сказала с легким каджунским акцентом: “Думала, ты никогда сюда не доберешься, Маркус”.
“Ничего не поделаешь”, - сказала Санди. “Приходилось соблюдать приличия”.
Она прыгнула в его объятия, обхватила его талию своими мощными бедрами и снова поцеловала. “Но я хотела тебе кое-что показать, сладенький”.
“Снова начиталась Пятидесяти оттенков серого, Акадия?” - спросил он, забавляясь, глядя в ее невозможные радужки.
“Так лучше”, - сказала Акадия, высвободила ноги и выскользнула из его объятий. “Следуй за мной, сладкая?”
Писатель шел за ней по коридору, наблюдая, как покачивается ее зад, представляя себе какое-нибудь плотское наслаждение. Но вместо того, чтобы направиться в хозяйскую спальню, она повернула направо в комнату, которую они использовали под склад.
Четыре семидесятидвухдюймовых плоских экрана были прикреплены к дальней стене, создавая один экран от пола до потолка, который прерывался только устройством Xbox 360 Kinect, направленным наружу. Экраны светились тускло-голубым.
Неряшливый молодой парень в джинсовой куртке сидел к ним спиной, лицом к экранам, в наушниках Bose с шумоподавлением, из которых доносился тяжелый рок. На столе лежало что-то вроде шлема. Рядом со столом стояли сервер размером с большой чемодан и Xbox 360. Кабели соединяли все это с несколькими ноутбуками.
“Та-да”, - сказала Акадия. “Что ты думаешь?”
В ярости Санди схватил ее за татуировку в виде пантеры и потащил обратно в коридор и в спальню. Он яростно прошептал: “Я этого не одобрял, и кто этот парень?”
В ответ на это разъяренная Акадия прошипела: “Престон Эллиот. Компьютерный гений. Вам нужно самое современное понимание, вам нужны самые современные умы и оборудование. Ты сам так сказал!”
Прежде чем Санди смогла ответить, она смягчилась и сказала: “Кроме того, милая, Престон купил большую часть этого в Costco. Правила возврата всей электроники без вопросов”.
Санди оставался настроен скептически. “А как насчет него? Какой у него гонорар?”
Ее ноздри раздулись, и она посмотрела на него, как на кусок мяса. “Нетерпеливый молодой человек ожидает двухчасового ультра-извращенного секса со мной. Он воспользуется презервативом. Разве это не то, что, как ты сказал, тебе нужно прямо сейчас?”
Санди склонил голову набок, оценивая ее заново. “Правда? Я не заметил, он —?”
“Да, примерно твоего роста и веса”.
Теперь, заинтригованный, автор увидел все возможности. “Это значит?”
“Ты так не думаешь?” Спросила Акадия. Ее дыхание было замедленным. “Прошло много времени с тех пор, как мы баловались, сладкая”.
Санди посмотрел в ее темные глаза и почувствовал, как по его телу пробежал трепет первобытного предвкушения. “Когда?” он спросил.
Она пожала плечами. “Все, что ему сейчас нужно сделать, это отладить программное обеспечение. Говорит, что закончит завтра примерно в это же время”.