Право Стивена Лезера быть идентифицированным как автор Произведения было заявлено им в соответствии с Законом об авторском праве, дизайнах и патентах 1988 года.
1
Все права защищены. Никакая часть этой публикации не может быть воспроизведена, сохранена в поисковой системе или передана в любой форме или любыми средствами без предварительного письменного разрешения издателя, а также иным образом распространена в любом виде переплета или обложки, отличных от той, в которой она опубликована, и без наложения аналогичных условий на последующего покупателя.
Все персонажи в этой публикации вымышлены, и любое сходство с реальными людьми, живыми или умершими, является чистой случайностью.
Запись CIP-каталога для этого названия доступна в Британской библиотеке
Epub ISBN 978 1 84456 853 6
Книга ISBN 978 0 340 92169 2
Hodder & Stoughton Ltd
Подразделение Hodder Headline
338 Euston Road
Лондон NW1 3BH
www.hodder.co.uk
OceanofPDF.com
Для Кэти
OceanofPDF.com
БЛАГОДАРНОСТИ
Я в долгу перед Джеймсом (Джесси) Кибби-младшим за его понимание жизни в Багдаде и за то, что он предоставил мне доступ к своему дневнику, который он вел, работая в Ираке. Линда Парк и Джон Дейкин не пожалели времени, показывая мне Дубай. Алистер Камминг и Дэвид Саузерн помогали мне в вопросах полиции и в механизмах электронного слежения. Любые фактические ошибки - мои, а не их.
Денис О'Донохью, Барбара Шмелинг, Эндрю Йейтс, Алекс Бонэм и Хейзел Орм помогли мне привести рукопись в форму, а Кэролин Мэйс, как всегда, была лучшим редактором, какого только может пожелать писатель.
OceanofPDF.com
Джонни Лейк подтянул ноги к груди и медленно ударился затылком о стену. Это был четырнадцатый день, и на четырнадцатый день они сказали, что он умрет. Его держали в заложниках шестеро мужчин, но он знал по имени только одного из них. Камиль. Камиль был лидером группы. Его имя означало ‘совершенный’. Это он говорил в видеокамеру по-английски с акцентом. Это Камиль размахивал автоматом Калашникова и сказал, что американцы должны покинуть Ирак и что, если они этого не сделают, Джонни будет убит. Когда Камиль выступал перед камерой, на нем были перчатки из черной кожи и лыжная маска из черной шерсти с отверстиями для глаз и рта. Его спутники тоже были в масках или обвязали лица шарфами. Они ничего не говорили всякий раз, когда камера была включена, кроме скандирования ‘Allahu Akbar. ’Бог велик.
Его похитители не знали, что он знал, что они планировали с ним сделать. Джонни не подал виду, что говорит по-арабски. Он изучал язык в течение двух лет в Чикаго и провел год в Дубае, затем шесть месяцев в Кувейте, прежде чем переехать в Багдад. Он свободно говорил и мог читать и писать на этом языке, но с того момента, как его под дулом пистолета затолкали в кузов фургона, он не произнес ни слова по-арабски. Сначала он полагал, что возможность подслушивать их разговоры даст ему преимущество, но все, что это дало, это наполнило его отчаянием. Четырнадцать дней были крайним сроком, который они установили. Две недели. Триста тридцать шесть часов.
Джонни знал, что не было никаких шансов на то, что требования Камиля будут выполнены. Силы коалиции останутся в Ираке до тех пор, пока иракцы не будут способны управлять собой, а до этого дня было еще далеко. Камиль не был глуп, и он бы тоже это знал. Позерство перед камерой было для эффекта, не более. Это было частью процесса – процесса, который привел бы только к одному: смерти Джонни.
Джонни задрожал. Он хотел постучать в дверь и умолять Камиля сохранить ему жизнь, но он умолял первые два дня и знал, что не сможет сказать ничего такого, что изменило бы то, что должно было произойти. Джонни умолял Камила. Он сказал ему, что статьи, которые он публиковал, всегда были полны сочувствия к народу Ирака и что последние две, которые он написал до своего похищения, были о местных политиках, призывавших к скорейшему выводу американских войск и замене их миротворцами Организации Объединенных Наций.
Камиль сочувственно улыбнулся и заверил Джонни, что с ним ничего не случится и что в свое время его освободят. Именно это он сказал, когда впервые встретил Джонни. Прошло пять дней после похищения, и Джонни каждую ночь держали в разных местах, всегда в капюшоне и всегда связанного, как цыпленка. Камиль был первым, кто заговорил с ним, первым, кто отнесся к нему как к человеческому существу, а не как к куску мяса. Но все, что Камиль сказал ему, было ложью.
Джонни слышал, как Камил разговаривал со своими коллегами, и он понял каждое слово, которое Камил сказал в видеокамеру. Четырнадцать дней. Если коалиционные силы не начнут вывод войск из Ирака к четырнадцатому дню, на то была воля Аллаха, чтобы Джонни был убит. Четырнадцать дней. И сегодня был четырнадцатый день.
Джонни попросил радио и газеты, но Камиль сказал, что это невозможно. Джонни знал почему. Средства массовой информации сообщили бы о его поимке и требованиях похитителей. Однако Камиль снабдил его книгой в мягкой обложке. "Код Да Винчи". Джонни всегда хотел прочитать это, но у него никогда не было времени. Теперь ему больше нечего было делать в подвале, но, как он ни старался, он не мог сосредоточиться на этом. Камил принес дорожные шахматы, и они сыграли несколько партий. Джонни был разумным игроком, но каждый раз проигрывал. Все, о чем он мог думать, это о крайнем сроке, крайнем сроке, который закончится с его смертью. Было невозможно сосредоточиться на чем-то другом.
Джонни знал, что требования Камиля не будут выполнены, но был другой вариант: деньги. Холодные, звонкие деньги. У отца Джонни были деньги. Много денег. Джей Джей Лейк был застройщиком в Чикаго, и Джонни был уверен, что его отец заплатит любой выкуп, необходимый для его освобождения. Джонни знал, что все дело в деньгах. То, что произошло в Ираке, было связано исключительно с деньгами и практически не имело ничего общего с религией. Если бы его похитителям предложили достаточно денег, они бы его отпустили. Джей Джей Лейк знал людей. Он встречался с Опрой Уинфри, Дональдом Трампом и политиками по всей стране. Он взывал к милостям слева, справа и в центре и дергал за любые ниточки, за которые нужно было дергать. Это была надежда, за которую цеплялся Джонни. Если кто-то и мог спасти его, то это был его отец.
Газеты, на которые он работал, тоже внесли бы свою лепту. Как и остальные средства массовой информации. Джонни был журналистом, а журналисты заботились о своих. Они оказали бы давление на правительство, чтобы оно действовало. Были бы написаны редакционные статьи, были бы заданы вопросы, все, что власти делали или не делали, было бы тщательно изучено. Они поговорили бы с сочувствующими мусульманами и убедили бы их оказать давление на фундаменталистов. Камил не был глуп. Он бы понял, что, убив Джонни, ничего не добьется. Но если он освободит его, они покажут миру, что могут быть милосердны.
Раздались три громких удара в дверь. На ней не было ни ручки, ни замка, только глазок, через который его похитители могли наблюдать за ним. ‘Джонни, пожалуйста, встань у стены", - крикнул Камил.
Джонни поднялся на ноги и сделал, как ему сказали. Каждый раз, когда открывалась дверь, ему приходилось стоять у дальней стены с вытянутыми руками. Джонни знал, что это было сделано для того, чтобы он не смог застать их врасплох, но он не знал, почему они беспокоились. У его похитителей было оружие, а Джонни не был бойцом. Они знали это. Он был журналистом и не дрался с тех пор, как окончил начальную школу.
Визит был неожиданным. Было начало дня, и его покормили двумя часами ранее. Камиль принес ему бумажную тарелку, наполненную куббат бургул - рыхлыми лепешками из булгарской пшеницы, обернутыми в слегка приправленный специями мясной фарш с луком. Он разделил трапезу с Джонни, и они поговорили о бейсболе. Камиль никогда не обсуждал политику или то, что происходило в Ираке. Спорт, фильмы и музыка были практически всем, о чем он говорил. Светская беседа. Пустая болтовня, чтобы скоротать время, пока они его не убьют.
Дверь открылась. На пороге стоял Камил в оранжевом комбинезоне. ‘Нам нужно еще одно видео’, - сказал Камил, подходя к нему. "Нам нужно показать, что ты все еще жив’. Он протянул комбинезон.
‘ Ладно, ’ нерешительно сказал Джонни. Он опустил руки, но не сделал попытки взять комбинезон.
‘Не волнуйся, Джонни", - сказал Камиль. ‘Это видео, не более того’.
‘ Мой отец уже выходил на связь? ’ спросил Джонни.
Камиль пожал плечами. ‘Я бы не знал, если бы он это сделал", - сказал он. ‘Мы ни с кем не разговариваем’.
‘Но если он пытается заплатить выкуп, как они тебе скажут?’
‘Нам скажут", - сказал Камиль. Он указал на комбинезон. ‘Надень его, пожалуйста’.
‘Я не понимаю, почему я должна это носить’.
‘Это показывает, что мы настроены серьезно", - терпеливо сказал Камил. ‘Это театр, Джонни. Если они увидят, как ты играешь в шахматы и улыбаешься в камеру, никто не подумает, что ты действительно в опасности ’. Он мягко прижал комбинезон к груди Джонни.
‘Правда ли?" - тихо спросил Джонни. ‘Я в опасности?’ Он взял комбинезон. Это был третий раз, когда ему дали его надеть. Это было для эффекта, сказал Камиль. Ему нужно было надеть это только тогда, когда они снимали видео. В остальное время он был волен носить свою одежду, хотя у него забрали пояс и обувь.
Камиль улыбнулся. Широкой, непринужденной улыбкой. ‘Ты журналист. В убийстве журналиста нет смысла’.
‘Камиль, пожалуйста, не убивай меня’.
‘Джонни, мы не собираемся тебя убивать. Я клянусь. Теперь надевай комбинезон’.
Джонни знал, что Камил лжет. Он брал интервью у достаточного количества политиков и журналистов, чтобы знать, когда ему лгали. И Камил лгал.
‘Пожалуйста, Камил", - сказал Джонни. ‘Ты не обязан этого делать’.
‘Это видео", - сказал Камил, избегая взгляда Джонни. ‘Просто видео’. Он отвернулся и обратился к двум своим спутникам. Они кивнули и натянули на лица лыжные маски, так что были открыты только их глаза.
Джонни почувствовал, как все силы покинули его конечности. Он посмотрел на дверь. Единственный выход. Но их было трое, и только в кино один человек мог одолеть троих. Он почувствовал, как слезы защипали ему глаза, и сморгнул их. Он глубоко дышал, пытаясь подавить панику, которая угрожала захлестнуть его. Ему хотелось плакать, вопить, умолять, сделать все возможное, чтобы спасти свою жизнь, но он знал, что ничего не сможет сделать.
Он взялся за плечи комбинезона и вставил правую ногу, затем левую. Он выпрямился и натянул комбинезон до пояса. Он не хотел умирать в подвале. Прошло несколько дней с тех пор, как он вдыхал свежий воздух, или видел небо, или слышал пение птиц. Он хотел увидеть своих родителей, своего брата, своих друзей.
Он почувствовал, что вот-вот потеряет сознание, и сел на деревянный стул. Перед ним появился Камиль с пластиковой бутылкой воды в руках. ‘Вот", - сказал он.
‘Спасибо", - сказал Джонни. Он отвинтил синюю пластиковую крышку и поднес бутылку к губам. Он пил медленно, желая продлить это мгновение до бесконечности. Пока он пил, он был жив. Он проглотил и продолжал пить.
Камил протянул руку за бутылкой. Джонни отдал ее ему, затем вытер рот тыльной стороной ладони. Он просунул руки в комбинезон и застегнул молнию.
‘Хорошо", - сказал Камиль. Он похлопал Джонни по плечу. ‘Встаньте, пожалуйста, и пройдите перед баннером’.
Джонни сделал, как ему сказали. Он знал значение комбинезона. Он был идентичен тем, которые американцы заставляли носить заключенных в заливе Гуантанамо. Это было заявление. Что заложники в Ираке были возмездием за то, что происходило на Кубе. Он стоял перед плакатом. Двое мужчин в лыжных масках заняли позицию по обе стороны от него, скрестив руки на груди.
‘Руки за спину, пожалуйста, Джонни", - сказал Камил.
Джонни сделал, как ему сказали. Они связали ему руки за спиной в прошлый раз, когда снимали его на видео, но он знал, что на этот раз все было по-другому. Он сглотнул и чуть не подавился. У него снова пересохло во рту.
Камиль использовал пластиковый галстук, чтобы связать свои запястья. Он врезался в его плоть, но Джонни не протестовал.
Камиль помог Джонни опуститься на колени, затем снова похлопал его по плечу. Он подошел к видеокамере и проверил крепление, которым она крепилась к штативу. Затем он наклонился и заглянул в видоискатель. Дверь открылась, и вошли четверо мужчин в комбинезонах цвета хаки и лыжных масках. У двоих были автоматы АК-47. Последний, кто вошел в комнату, закрыл дверь и встал к ней спиной.
Камил выпрямился. Он улыбнулся и кивнул Джонни. Джонни попытался улыбнуться в ответ, но знал, что выглядит испуганным. У него болели колени, а пластиковый галстук впивался в запястья.
Камиль обошел треногу, вытаскивая лыжную маску из кармана.
Джонни закрыл глаза и глубоко вздохнул. Он начал мысленно читать молитву Господню, не желая оскорблять мужчин в комнате, произнося ее вслух: Отче наш, сущий на небесах. . .
Джонни открыл глаза. Камиль натянул лыжную маску. Он жестом приказал мужчинам собраться перед баннером.
Да святится имя твое ... Джонни прикусил нижнюю губу. Может быть, они действительно просто снимали еще одно видео, в котором излагали свои требования. Может быть, были бы просто угрозы и жесты, а потом они выключили бы камеру, он снял бы комбинезон и вернулся к чтению "Кода Да Винчи" и игре в шахматы с Камилем. Часть его отчаянно хотела в это поверить, но это был четырнадцатый день, и на четырнадцатый день они сказали, что он умрет.
Да приидет Царствие Твое, да будет воля твоя...
Камиль начал говорить в камеру по-арабски, размахивая рукой. Все то время, что они провели в подвале, он говорил тихо и вежливо, но с лыжной маской и включенной камерой стал другим человеком. В его голосе звучали жесткие нотки, и время от времени с его губ срывалась слюна. Он указал на знамя и на людей позади него, а затем указал на Джонни. Он кричал по-арабски, что это Буш виноват в том, что Джонни умрет, его голос был полон яда и ненависти.
Молитва Господня продолжала крутиться в голове Джонни, все быстрее и быстрее. Прости нам наши прегрешения, как и мы прощаем тех, кто прегрешает перед нами. . . Он сосредоточился на словах, ища убежища в повторении, пытаясь стереть из памяти, где он был и что происходило.
Камиль повернулся лицом к камере и продолжил разглагольствовать. Мужчины, стоявшие перед баннером, скандировали: "Аллах Акбар’. Бог велик.
Джонни начал дышать быстрее. Он сосредоточился на молитве Господней, используя слова, чтобы вытеснить все остальное из головы. Не введи нас в искушение. . .
Мужчины двинулись к Джонни. ‘Allahu Akbar, Allahu Akbar, Allahu Akbar.’ Они двигались как зомби, с широко раскрытыми невидящими глазами, руки по швам.
Джонни попытался подняться на ноги, но икры свело судорогой, и он упал на бок. Он закашлялся, вдохнув пыль с пола. Сандалии мужчин, идущих к нему, издавали шуршащий звук, когда они приближались. Он знал, что все кончено. Слезы навернулись ему на глаза от несправедливости всего этого. Он никогда не причинял им вреда – он никогда никому не причинял вреда. Он был просто журналистом, приехавшим в Ирак, чтобы сообщить о том, что там происходит. Почти все без исключения статьи, которые он писал, были направлены против возглавляемой американцами оккупации страны. Отче наш, Сущий на небесах. . . Его убийство не положило бы конец войне на день раньше. Ничего бы не изменилось, в этом вообще не было смысла. Да святится имя твое. . .
Его глаза затуманились. Он попытался подняться с земли, но силы покинули его конечности. Он перекатился на спину, хватая ртом воздух. Пять пар равнодушных глаз уставились на него сверху вниз. ‘Allahu Akbar, Allahu Akbar, Allahu Akbar.’
Появилась шестая лыжная маска. Это был Камиль. В его глазах не было узнавания: на него смотрели пустым взглядом остальные пятеро мужчин. Он тоже бормотал: "Аллах Акбар’. Бог велик. В руке Камиля что-то было. Что-то, что блестело под флуоресцентными лампами. Нож.
Джонни попытался перевернуться, но чьи-то руки схватили его. Один из мужчин сел ему на ноги. Другой прижал его левую руку к земле. Чья-то рука схватила его за волосы и дернула голову назад. Все, что он мог слышать, было пение людей, которые собирались убить его. Он пытался заглушить их голоса. Он не хотел умирать, слыша их голоса. Слышать, как они восхваляют своего Бога. Молитва Господня все быстрее и быстрее крутилась в его голове. Да приидет Царствие Твое, да будет воля твоя. . .
Нож перерезал Джонни горло. Боли было на удивление мало, только ощущение жжения. Затем он почувствовал, как кровь хлынула по его шее, и услышал торжествующий рев Камила. Он понял, что не чувствует своего тела. Все онемело. Нож сверкнул у него перед глазами, и он почувствовал, как лезвие перерезает трахею, а затем все потемнело.
"Ягуар" остановился перед складом. В машине было двое мужчин. Водителем был Ян Корбен, лет тридцати пяти, одетый в куртку из овчины. Он выключил двигатель, сделал глубокий вдох, затем медленно выдохнул. ‘В логово льва", - пробормотал он.
Его спутник был на несколько лет старше и на несколько килограммов тяжелее. Конор О'Салливан уехал из Ирландии подростком и почти утратил свой голуэйский акцент, но у него были черные волосы, голубые глаза и легкое обаяние молодого Пирса Броснана. Черты лица кинозвезды портил только неровный шрам под подбородком. ‘Расслабься’, - сказал он.
‘ Мы их не знаем. Они могут...
‘Они пришли за Микки Берджессом", - сказал О'Салливан. ‘Все будет в порядке. Открой багажник’. Он вылез из "Ягуара" и поправил манжеты своего кашемирового пальто. Багажник со щелчком открылся, и он достал сумку "Манчестер Юнайтед". Двое мужчин стояли, глядя на обшитый металлом склад с одинаковыми зданиями и табличками ‘Сдается’ над входами с обеих сторон.
‘Если это ловушка, нам крышка", - сказал Корбен.
О'Салливан непринужденно улыбнулся. ‘Это деловая сделка’, - сказал он. ‘Чистая и незамысловатая’.
‘Да, но мы входим с сумкой, полной наличных, и без подкрепления’.
‘Они настаивали. Двое из нас и двое из них’.
‘Да, ну, мы должны быть теми, кто устанавливает правила’.
О'Салливан сунул сумку Корбену. ‘Вот, понеси это. Предполагается, что ты - мускул’.
‘Заместитель командира - вот как я помню описание работы’.
‘Не припомню, чтобы я рекламировал свою должность", - сказал О'Салливан. Он взглянул на часы. ‘Пошли, мы опаздываем’.
Они подошли к металлическим дверям погрузочного отсека склада. О'Салливан тихо присвистнул. Он не хотел никого напугать внутри. Он протиснулся в щель между дверями. Корбен последовал за ним.
Их ждали двое мужчин в бомберах и джинсах. Тот, что постарше, мужчина плотного телосложения лет пятидесяти, был одет в ярко-желтые ботинки Timberland; на мужчине помоложе, чуть повыше, были потрепанные тренировочные ботинки, а в левой руке он держал черный предмет в форме лопатки. О'Салливан знал их имена – Грэм Мэй и Пол Ломас, – но он не знал, кто есть кто. Он огляделся по сторонам. Очевидных мест, где можно было бы спрятаться, не было. Склад был пуст, за исключением трех металлических столов у одной стены. Он немного расслабился.
Корбен стоял позади него, размахивая сумкой. О'Салливан одарил своего спутника быстрой улыбкой.
‘Кто из вас О'Салливан?’ - спросил мужчина в "Тимберлендс". У него был резкий шотландский акцент.
О'Салливан поднял руку. ‘Это, должно быть, я. Конор для моих друзей’.
‘Я Пол", - представился мужчина. Он кивнул своему младшему товарищу. ‘Он Грэм’.
‘Как у тебя дела?’ - спросил Мэй, хотя по его тону было ясно, что ему все равно. Он указал на сумку. ‘Это наличные?’
‘Нет, это танк "Шерман", - усмехнулся Корбен.
‘Йен, будь милым", - предупредил О'Салливан.
Корбен поднял сумку. ‘Это наличные’, - сказал он. ‘Где оружие?’
‘Вон там", - сказала Мэй, указывая на столы, на которых в ряд стояли пять металлических чемоданов.
О'Салливан направился к ним.
‘Эй, парень", - сказал Ломас. ‘Сначала о главном’. Он кивнул Корбену. ‘Брось сумку, ладно?’
‘ Что? ’ спросил Корбен, нахмурившись.
‘Ты слышал его", - сказала Мэй. ‘Сначала нам нужно сделать несколько проверок’. Он указал на весло, которое держал в руке. ‘Мы хотим убедиться, что у тебя нет оружия’.
О'Салливан понял, что это был металлоискатель, вроде тех, что используются для досмотра пассажиров в аэропортах. Ломас стоял, скрестив руки на груди, и каменно смотрел на Корбена.
Мэй шагнула вперед и провела металлоискателем по пальто О'Салливана. Раздался звуковой сигнал. Мэй подняла бровь, и О'Салливан сунул руку в карман.
‘Медленно", - предупредила Мэй.
Рука О'Салливана снова появилась со связкой ключей от машины. ‘Что ты ищешь?’ - спросил он.
‘Что ты об этом думаешь?’ - прорычал Ломас.
О'Салливан ухмыльнулся и сунул ключи обратно в карман пальто. ‘Я думаю, вы ищете пистолет", - сказал он. ‘Но, учитывая, что я здесь, чтобы купить оружие, это не имело бы никакого смысла, не так ли?’
‘Это не первый раз, когда кто-то пытается меня ограбить", - сказала Мэй. Он провел детектором по спине пальто О'Салливана.
‘Да, но ограбить тебя за что?’ - спросил О'Салливан. ‘У меня есть наличные. У тебя есть оружие. Но если бы у меня уже был пистолет, зачем бы мне красть его у тебя? Ты понимаешь, о чем я говорю?’
‘Я понимаю, о чем ты говоришь", - сказала Мэй.
‘Если кому-то и грозит ограбление, так это мне’.
‘У меня получилось с первого раза. Но именно так это и будет сделано, так что просто заткнись нахуй’.
"К тому же, эта штуковина улавливает провода", - сказал Ломас.
О'Салливан ткнул пальцем в Ломаса. ‘Ты начинаешь называть меня травкой, и я ухожу отсюда", - сказал он. ‘Я пришел заниматься бизнесом, а не быть обделенным’.
‘Может, вы двое прекратите препираться?’ - сказала Мэй. Он отступил назад. ‘Вы чисты’.
‘Я знаю, что я чист", - сказал О'Салливан. ‘Мне не нужно было, чтобы ты говорил мне’.
Мэй подошла к Корбену, глаза которого посуровели. ‘Это свобода", - сказал он.
‘Позволь им играть в свои маленькие игры, Йен", - сказал О'Салливан.
‘Это гребаная свобода", - сказал Корбен. ‘Мы пришли сюда вести бизнес, не так ли? Все так, как ты сказал, у них гребаное оружие, а у нас деньги. Это мы здесь рискуем.’
Мэй опустила металлоискатель. ‘У меня появляется плохое предчувствие по этому поводу", - сказал он.
‘Да", - сказал Корбен, прищурив глаза. ‘Ты и я оба’. Он посмотрел на О'Салливана. ‘Давай поразмыслим над этим’.
‘Йен ...’
‘Я серьезно. Это все дерьмо’.
‘ Тебе есть что скрывать, не так ли? ’ спросил Ломас.
‘Почему бы нам сначала не запустить эту штуку в вас двоих?’ - сказал Корбен. ‘Посмотрим, что вам нужно скрывать’.