Шкондини-Дуюновский Аристах Владиленович : другие произведения.

Евреи в Мемеле

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  МЕМЕЛЬ, КЛАЙПЕДА
  
  
  Порт на Балтийском море, где река Данге впадает в залив Куры на западе Литвы.
  
  Город был основан в середине 13-го века тевтонскими рыцарями и был частью Пруссии. С самого начала и до 15-го века на него часто нападали его соседи поляки и литовцы. В первой половине 17-го века город находился под властью Швеции в течение короткого периода. Дважды он был оккупирован русскими в 1757 году во время семилетней войны и в 1813 году во время отступления Наполеона из России.
  
  После Первой мировой войны Мемель был отделен от Германии и в 1919 году передан под мандат Франции от Лиги Наций. Восстание в Литве в 1923 году заставило французов уйти. В 1924 году был утвержден «Статус Мемель», согласно которому город был присоединен к Литве и признан столицей автономного округа.
  
  Евреи были жителями Мемеля еще в 15 веке, а в городских архивах содержатся документы "Еврейские налоги". Община была распущена в 1567 году, когда евреям было приказано покинуть город в течение пяти месяцев. В течение почти ста лет евреям не разрешалось входить в Мемель, кроме как раз в неделю по деловым причинам, и даже тогда им не позволяли там спать. Только в 1643 году евреям, которые приехали в Мемель по делам в пятницу, особенно в короткие зимние дни, было разрешено остаться в городе в субботу.
  
  Спустя 20 лет, в 1664 году, еврей Моше Якобсон де Йонге приехал из Амстердама со своей семьей по приглашению принца Фридриха Вильгельма из Бранденбурга. Де Йонге внес большой вклад в развитие торговли и судоходства и положил начало торговле солью. Он принес с собой кантора, шокета (ритуального бойца) и учителя. Он создал синагогу для себя и своих помощников. За короткий период произошло обновление еврейской общины в городе. Но через 20 лет де Йонге покинул Мемель, и снова там не было евреев.
  
  Каждый год власти издают указ, запрещающий въезд в город еврейским торговцам. Объявления были размещены на стенах ратуши. Только на ежегодной ярмарке евреям разрешалось приходить со своими товарами. Документы из городского архива показывают, что в 1798 году еврейский купец арендовал 14 киосков. Еврейские купцы из Литвы и России привозили сельскохозяйственную продукцию и дорогие меха. Они покупали товары с запада, чтобы продавать их по очереди в своих странах. На ярмарке продавались еврейские книги, как религиозные, так и светские, иногда целые библиотеки ассимилированных евреев из Германии, интерес к еврейской литературе которых ослаб. Эти книги были очень востребованы в Восточной Европе, где иврите прессы было мало. Указ, запрещающий евреям, за исключением нескольких придворных евреев, обосновываться в Мемеле, действовал в течение всего 18-го века. Когда философ Моисей Мендельсон, «отец еврейского просвещения» и друг многих немецких писателей, приехал в Мемель по делам, ему не разрешили провести там ночь.
  
  Ограничения на еврейское поселение в Мемеле были сняты в 1812 году в результате освобождения, предоставленного евреям Пруссии в том же году. Еврейская община была обновлена, и, согласно переписи 1831 года, там было 600 евреев, в дополнение к евреям, которые приехали в Мемель по деловым причинам и остались на короткое время.
  
  В 1823 году еврейское кладбище было освящено. Это было первое еврейское религиозное учреждение в Мемеле. До этого евреи Мемеля были похоронены на кладбищах в Литве. Лицензии на пересечение границ было трудно получить, свидетельствуйте историю о трупе, который был доставлен в повозке с трубкой во рту.
  
  В еврейской общине в Мемеле было две группы, которые установили ее характер; евреи, которые приехали из Германии и польские и литовские евреи. Хотя они сохраняли свою индивидуальность, это не мешало им жить бок о бок в полной мере и без напряжения.
  
  В сороковых годах XIX века первые синагоги и ритуальные бани были построены лесопромышленниками из Польши и России, которые жили в Мемеле осенью. Он назывался польским шулом. Позже, в середине 19 века, литовские евреи основали учебный дом, который также использовал его для молитвенных служб. В середине века немецкие евреи основали собственную синагогу.
  
  В 1847 году сформировавшиеся еврейские общины Германии и Восточной Европы обрели автономию, и каждый еврей был обязан принадлежать к общине и платить налоги. Указ властей, требующих объединения различных конгрегаций, не вызвал сопротивления, и в 1862 году было создано объединенное сообщество. Он был организован с помощью сторонних экспертов, которые создали необходимые коммунальные учреждения. В 1860 году в Мемель приехал раввин Исраэль Салантер. Он основал движение Мусар (этика) в 1843 году, чтобы усилить иудаизм по отношению к
  
  
  5000/5000
  Максимальное количество символов: 5000
  В 1860 году в Мемель приехал раввин Исраэль Салантер. Он основал движение Мусар (этика) в 1843 году, чтобы усилить иудаизм по отношению к различным идеологическим движениям, которые процветали в 19 веке. Его целью было распространить его послание в городах Германии как щит против ассимиляции. Его пребывание в городе оставило свой след в обществе. Его дом был центром еврейской интеллигенции, которая пришла послушать его проповеди. Он также опубликовал 12 номеров еженедельника "Хатвуна", в котором были напечатаны комментарии к великим ученым того времени. Он помог консолидации общественных институтов и в 1862 году вместе с раввином Ицхаком Руэльфом организовал похоронное общество, которое было признано властями. Это событие стало основой организованной еврейской общины. Раввин Салантер организовал несколько групп, в том числе «Шеврат Ломдей Гемара» и «Шеврат Шас» (учебные группы), и приобрел много сторонников и последователей своего движения.
  
  В 1865 году раввин Ицхак Руэльф из Германии был назначен раввином общины и исполнял обязанности на этом посту в течение 33 лет. Раввин, который имел обширное светское образование, работал во многих областях. Он редактировал газету «Memeler Dampfboote», опубликовал пять томов по философии, а также опубликовал работы, касающиеся евреев, таких как «Защита евреев», «Евреи России» и другие. Он был одним из основателей синагоги немецких евреев. Принимал участие практически во всех общественных и культурных мероприятиях города. Его звали «Доктор Хилф» (помощь). В 1867-69 годах в Литве был голод, а в 1868 году - эпидемия холеры. Литовские евреи в Мемеле организовали комитет по оказанию помощи, а д-р Руэльф был выбран в качестве исполнительного секретаря. В 1869 году в комитете функционировали немецкие евреи, а «Альянс» организовал группы для приема многочисленных иммигрантов из Литвы на немецко-российской границе и оказания им помощи. В течение восьмидесятых годов доктор Руэльф был одним из основателей и руководителей "комитета помощи русским евреям", который собирал пожертвования от евреев диаспоры для евреев, ставших жертвами погромов на юге России. В результате погромов многие беженцы прошли через Мемель по пути на запад и за границу.
  
  В 1894 году раввин Руэльф основал общество свободного займа, а в 1897 году - благотворительное общество помощи нуждающимся. С помощью пожертвований немецких евреев и торговцев лесоматериалами в России раввин Руэльф организовал больницу, где бедные литовские евреи могли также получать лечение. Со временем первоначальное здание оказалось слишком маленьким, и с помощью пожертвований на холме с видом на красивую сельскую местность было возведено новое здание, окруженное садами. Здание, посвященное в 1896 году, было построено на участке, купленном банкиром Леопольдом Александром, который завещал свое состояние больнице. Его шурин Леон Ростовски, богатый образованный человек, пожертвовал большую часть своего состояния в больницу и построил большое новое крыло.
  
  В 1880 году была основана начальная школа "Israelitische Religions Schule", где изучали Тору, иврит и немецкий язык. Год спустя в школе было 86 учеников. Молодые люди учились в государственных школах и во второй половине дня посещали еврейские школы. Терпимость, распространенная в обществе, была причиной того, что даже движение Хаскала (просвещения) не встретило резкой оппозиции, столь типичной для многих общин в Литве. Сообщество в Мемеле смогло поглотить новые идеи без чрезмерных трений. В 1896 году был основан «Шеврат Кирьят Сефер», целью которого было познакомить немецких евреев с еврейской историей и литературой.
  
  В 1886 году после указа о депортации российских граждан из Мемеля число евреев в Мемеле уменьшилось. Рабби Руэль следил за тем, чтобы каждая депортированная семья получала определенную компенсацию в зависимости от размера семьи. В городе осталось только 100 еврейских семей. Они зарабатывали на жизнь от торговли с Россией, которая была сосредоточена в их руках. Они находились под строгим контролем властей.
  
  Угроза депортации была реальной во время Первой мировой войны, но не реализовалась против большинства евреев из-за помощи местных групп, которые были готовы свидетельствовать о лояльности евреев.
  
  После Первой мировой войны евреи из разных мест приехали в Мемель из-за легкости, с которой французские власти предоставили евреям гражданство и коммерческие возможности в портовом городе. После присоединения Мемеля к Литве в 1924 году литовцы, которые были заинтересованы в уменьшении доли немцев в этом районе, поощряли перемещение евреев в город, и в период между двумя мировыми войнами число евреев утроилось. Талмуд Тора была добавлена ​​в сеть еврейских школ в 1927 году. В 1936 году была основана первая еврейская начальная школа.
  
  В результате указа 1812 года об освобождении евреев Пруссии многие евреи из Польши и Литвы прибыли в город. Они были ведущими торговцами в торговле пиломатериалами, зерном и линией
  
  5000/5000
  Максимальное количество символов: 5000
  В результате указа 1812 года об освобождении евреев Пруссии многие евреи из Польши и Литвы прибыли в город. Они были ведущими торговцами в торговле древесиной, зерном и постельным бельем. Торговля лесоматериалами была почти полностью в руках евреев. С развитием города экономика стала более разнообразной, а евреи стали клерками и врачами.
  
  С присоединением района к Литве после Первой мировой войны еврейская община выросла, и ее экономическая и социальная структура изменилась. Как и многие литовские евреи, евреи Мемеля вложили свои деньги в недвижимость в городе и сельской местности. Были владельцы еврейских владений и фермеры.
  
  В середине двадцатых годов 20-го века был основан еврейский общинный банк. Были также частные еврейские банки. Местные власти поощряют развитие промышленности. Евреи открывали фабрики и нанимали еврейских рабочих, приехавших из небольших городов Литвы, среди которых были выпускники О.Р.Т. Школы. Их место заняли текстильные эксперты из Чехословакии. Рабочие и ремесленники были 40% еврейских кормильцев.
  
  В начале 30-х годов 25% магазинов в городе и 20% заводов принадлежали евреям. Накануне Второй мировой войны 330 фабрик принадлежали евреям, мукомольным заводам, деревоперерабатывающим предприятиям, текстилю, табаку, шоколаду и другим. 70% немецких рабочих были заняты там.
  
  До 1880 года 80% евреев в Мемеле имели восточноевропейское происхождение и имели тесные связи со своими братьями в Литве и с сионистским движением. Выдающиеся евреи в общине были националистами и имели большое влияние. Д-р Руэльф был первым западным раввином, выступившим против «несогласных раввинов» - выражения, придуманного Герцлем для описания немецких раввинов, которые препятствовали проведению первого сионистского конгресса в Мюнхене. Он также оказал влияние на доктора Вольфсона, который в молодости провел некоторое время в Мемеле и должен был сменить Герцля на посту главы сионистского движения.
  
  Аннексия Мемеля к Литве усилила влияние сионизма. Изменения в структуре еврейского населения усилили национализм и привели к сионистскому большинству в еврейском общинном совете. Раввин Мемеля в период между двумя мировыми войнами раввин Элеазер Иегуда Рабинович прославился своими исследованиями. Он был участником движения Мизрахи в Литве. Многие из его статей были опубликованы в сионистском периодическом издании "Die Yiddische Shtimme", которое появилось в Ковно и способствовало иммиграции в Эрец Исраэль.
  
  Среди еврейских рабочих было много пионеров, которые хотели подготовиться к новой жизни в Эрец Исраэль. Те, кто не мог эмигрировать, остались в Мемеле. Это был портовый город и промышленный центр, в котором были благоприятные условия для групп "Хачшара". В 1919 году, в период французского владычества, прибыл эмиссар из Ковно, который с помощью местных групп организовал отделение "Хешалуц", крупнейшее в Литве. Пионеры жили как община (одна из которых должна была присоединиться к Gdud Ha-Avoda в Эрец-Исраэль) и работали в разных местах, даже в нееврейских фирмах, в сельском хозяйстве, рыболовстве и промышленности. Многие проходили сельскохозяйственное обучение на немецких фермах и успешно конкурировали с немецкими и литовскими рабочими. Они также работали в порту и даже на кораблестроении. «Бет Хехалуц» (дом пионеров) из трех этажей был построен с помощью пожертвований; он стал местом встречи и культурным центром для тысяч пионеров, прошедших через Мемель, и для сионистов в этом районе. Для пионеров была также небольшая больница и дом отдыха. Многим пионерам удалось нелегально покинуть Советскую Россию из-за хороших отношений между еврейскими купцами Мемеля и капитанами грузовых судов, большинство из которых были немцами. Пионеров привезли в Германию, а оттуда они эмигрировали в Эрец Исраэль.
  
  Большинство сионистских партий были активными в Мемеле, а также сионистскими пионерскими молодежными движениями. "HaShomer Hazair", Betar, Hanoar Hazioni и другие. В спортивных группах было 400 участников: Бар-Кохба и Маккаби. Националистический дух проник в такие социальные общества, как «Идише Культур Бунд» (Еврейское культурное общество) или Еврейский историко-литературный клуб. Редактор "Memeler Dampfboote" Арье Шейнхаус организовал ивритоязычный кружок и по их инициативе был организован еврейский детский сад. Была также женская сионистская организация.
  
  В 1938 году в Мемеле насчитывалось 6000 евреев, что составляло 12,5% всего населения.
  
  Период холокоста
  
  Когда нацисты пришли к власти в Германии в 1933 году, антисемитская пропаганда усилилась, и появились требования вернуть Мемеля в Германию. В 1937 году вето правительства Литвы помешало принятию местного парламента закона, запрещающего еврейским ремесленникам работать в Мемеле. Нацисты продолжили свою агитацию, разбили окна синагог. В 1937 году они напали на еврейских летних отдыхающих. иВ 1938 году они потребовали принятия нюрнбергских законов. Летом 1938 года произошло серьезное ухудшение положения евреев Мемеля. Местные власти действовали в соответствии с приказами Берлина. Террор был применен, особенно против еврейских врачей. Многие евреи в Мемеле покинули свои предприятия. После Мюнхенского пакта 1938 года евреи начали покидать город. За этот год осталось около 50%. В конце 1938 года нацисты занимали 26 из 29 мест в местном парламенте, и на практике они управляли городом.
  
  После ультиматума Германия передала Литве в марте 1939 года немецкую армию, оккупировавшую Мемель. Последние евреи в Мемеле отправились в Ковно и другие места в Литве. Сеть ОРТ открыла профессиональные курсы для взрослых, и в ортовскую школу в Ковно вошли молодые студенты-беженцы. Когда в июне 1941 года началась война между Германией и Советским Союзом, вся Литва была оккупирована немцами. Судьба Мемельских беженцев была похожа на судьбу их еврейских братьев в их новых домах.
  
  В январе 1945 года Мемель был освобожден Советской армией и присоединен к Литовской республике Советского Союза.
  
  В 1967 году в Мемеле было 1000 евреев, но там не было еврейской организации.
  '
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"