Бесспорным королем шаблонных персонажей, то есть архетипических персонажей популярной культуры, которым широко подражают, является Шерлок Холмс. Имитации Холмса, копии, подъемы, подделки и дань уважения исчисляются сотнями. Но что не получило широкого признания, так это то, что до 1939 года у него был близкий конкурент: Ник Картер.
Ник Картер впервые появился в 1886 году (за год до Холмса) в « Ученике старого сыщика; или «Таинственное преступление на Мэдисон-сквер » ( New York Weekly , 18 сентября 1886 г.). По словам его создателя, Джона Рассела Кориелла, Картер — молодой частный детектив из Нью-Йорка. Его отец, знаменитый частный детектив Олд Сим Картер, воспитывал его так, чтобы он был как можно более выдающимся человеком и раскрывателем преступлений. С этой целью Сим начал тренировать Ника, когда он был мальчиком, подвергая его ряду физических и умственных испытаний, чтобы Ник не только был способен «легко поднять лошадь… пока в седле сидел тяжелый человек, ”, но также хорошо разбирается во всех областях, которые могут иметь отношение к борьбе с преступностью, от естественных наук до различных языков, от искусства до физиологии. Рост Картера всего 5 футов 4 дюйма / 1,625 м, но он мускулистый, сероглазый и красивый.
Став взрослым, Картер признан величайшим частным детективом в Соединенных Штатах. Он пользуется уважением полиции, которая регулярно консультируется с ним, и вызывает восхищение у публики. Его дела часто требуют от него поездок по Соединенным Штатам и миру, но он поддерживает здоровые отношения со своей семьей и помощниками. В своем первом появлении он женится на Этель Далтон, и она остается полурегулярным персонажем в сериале, пока ее не убивают в 1904 году.
Вскоре у Картера появляется помощница Пэтси Мерфи, чистильщик сапог, которая становится полноценным детективом. Мерфи женится на красивой южноамериканке Аделине де Мендоса, и она становится одним из самых ценных агентов Картера. В конце концов Мерфи уступил место второму и постоянному помощнику Картера, Чикерингу «Цыпочке» Валентайн, подростку-работнику ранчо в Неваде, который является физическим двойником Картера. Картер усыновляет Валентина, который берет имя Картера, а Чик начинает помогать своему приемному отцу раскрывать преступления, одновременно работая детективом.
Состав второстепенных персонажей Картера меняется и развивается с течением времени и включает в себя блестящую школьницу Иду Джонс, японского детектива «Гейшу Талику», «А Тун», королевского детектива императора Китая, и «Тен-Ичи, сын Микадо».
Враги Картера - одни из самых ярких и разнообразных в популярной культуре. Он борется с обычными похитителями, шантажистами, убийцами и головорезами Черной Руки/Мафии, но у него также есть Галерея Разбойников с необычными противниками, включая социопата-вивисектора доктора Уилсона. Кварц (Ганнибал Лектер в авангарде ), прекрасная русская принцесса и невменяемый криминальный вдохновитель Дазар, Архизлодей Праксатель Железной руки (первый киборг детективного жанра) и принцесса Ольга, предводительница тигров русских нигилистов. Истории Картера не всегда являются загадками. В одной истории Картер обнаруживает в Андах затерянную расу смешанных аборигенов и викингов. В другом он находит скрытый город в тибетских Гималаях, жители которого являются мастерами «вибрационной науки» и могут направлять вибрации, чтобы убивать других. А в третьей сказке Картер встречает расу сверхчеловеческих боливийских амазонок, намеревающихся завоевать мир.
В саге о Нике Картере постепенно признавалось течение времени. Персонажи повзрослели, женились и завели детей. Дети врагов, побежденных Картером, стали взрослыми, чтобы сразиться с Картером. И сам Картер постепенно старел, с 18 лет во время своего дебюта до середины тридцати пяти к концу сериала. События из предыдущих историй были отмечены в более поздних рассказах, включая ссылки на двух жен Картера (обе мертвы) и на предыдущие встречи с отдельными злодеями.
Характер Картера эволюционировал, чтобы соответствовать меняющейся литературной среде. Когда Картер дебютировал, он был стандартным детективом из романа, которого описывали как блестящего, но чьи выводы были сделаны с помощью автора и сюжета, и чье раскрытие преступлений зависело не только от мозга, но и от мускулов. Но не прошло и десяти лет после дебюта Картера, как Шерлок Холмс стал популярен в Соединенных Штатах, а Картер изменился и стал, как Холмс, блестящим детективом-консультантом, который раскрывал дела с помощью вдохновенных выводов. В 1920-х и 1930-х годах Картер стал типичным частным детективом, потеряв большую часть своего вспомогательного состава, свое богатство и свою личную историю и полагаясь в раскрытии преступлений больше на свои кулаки, чем на свой мозг.
Картер работает частным детективом и взимает плату за свои услуги, но в первую очередь им движет желание увидеть, как справедливость восторжествовала; его заявленная цель - «стремиться к правде и исправлять ошибки». Он решительно честен и нравственн и никогда не поддается искушению; его единственные пороки - пиво и случайная сигара. Но хотя симпатии Картера всегда на стороне жертвы, он не заинтересован в социальной реструктуризации, и его рассказы не содержат постоянной критики власти. Члены истеблишмента иногда изображаются преступниками, включая коррумпированных банкиров и политиков, но обычно развязка истории приводит к восстановлению социального статус-кво , а преступные члены истеблишмента изображаются как отклонение от нормы, а не как неизбежный побочный продукт власти. . В рассказах Ника Картера преступление — это индивидуальная ошибка и изолированное событие, а не указание на социальную проблему. В этом отношении Картер, хотя и борец с преступностью, является защитником истеблишмента, а не личности.
Долголетие и популярность Ника Картера оказали влияние на других детективных персонажей. Его происхождение похоже на происхождение Дока Сэвиджа, и несколько элементов подхода Картера к обнаружению, от его многочисленных маскировок до его методов связи с его бандой агентов, были использованы Тенью. Картер использовал ряд гаджетов, в том числе подпружиненные револьверы и мощные взрывчатые вещества, которые были приняты на вооружение многочисленными персонажами бумажных книг и комиксов.
Популярность Картера проявилась и в другом: через глобальное подражание. Первым целлюлозным журналом был Argosy , который начал печататься на дешевой целлюлозной бумаге (от которой происходит термин «целлюлоза») в 1891 году . публикация одножанровых буклетов и, в подражание десятицентовым романам, буклетов с одним персонажем. В 1905 году компания Street and Smith, которая с 1869 года публиковала рассказы о Буффало Билле в различных десятицентовых романах, продала лицензию на эти рассказы нескольким европейским издателям, и они начали продавать их переводы. Французские и немецкие читатели были знакомы с сериализованными приключенческими произведениями — колпортеры и фельетоны предшествовали американским новеллам и десятицентовым романам, — но рассказы Буффало Билла были написаны на более базовом литературном уровне, без каких-либо попыток литературной ценности, с акцентом на мелодрамы и боевика, так и в жанре пограничной фантастики, которая была самым популярным жанром популярной литературы того времени. Что немаловажно, каждый выпуск стоил относительно недорого.
Рассказы Буффало Билла сразу же стали популярными. В следующем году одно немецкое издательство начало продавать копии романов -героев («героические романы» или немецкий эквивалент пульпы) о Сидящем Быке, и они пользовались таким же успехом. Дешёвые и доступные журналы об обоих мужчинах появились по всей Европе и везде хорошо продавались. Подражания обоим персонажам появились в европейских странах и в России в течение следующего десятилетия. В годы, предшествовавшие началу Первой мировой войны, другие персонажи из американских журналов и британских газет стали достаточно популярными, чтобы породить европейских подражателей или несанкционированные сиквелы, с Шерлоком Холмсом, Секстоном Блейком и Фу Манчу во главе. 1
Но, за исключением Шерлока Холмса, ни один из этих персонажей не был так успешен или популярен, как Ник Картер. Картер, конечно же, добился огромного успеха в Соединенных Штатах, появившись в более чем 4000 статей в 20 журналах (в том числе девять, носящих его имя и посвященных главным образом его приключениям) между 1886 и 1939 годами. Стрит и Смит продали Нику Картеру лицензию на Европейские издатели в 1906 году, а переиздания этих сказок и бесчисленное количество несанкционированных сиквелов появились в Европе, России, Азии, Центральной и Южной Америке, на Ближнем Востоке и в Северной Африке до 1939 года.
Но равным показателем популярности Картера была скорость, с которой он превратился в шаблонного персонажа, и количество стран, которые использовали его таким образом. В популярной художественной литературе есть несколько шаблонных персонажей: Шерлок Холмс (Великий сыщик, блестящий детектив-консультант), Арсен Люпен (джентльмен-вор с жизнерадостностью ), Филип Марлоу (циничный, сваренный вкрутую частный детектив), Тень (костюмированный мститель) и некоторые другие. Шаблон Ника Картера является вариацией шаблона Холмса. Как и Холмс, Ник Картер — великий детектив. Но в историях Ника Картера столько же действий и приключений, сколько в них дедукции и раскрытия преступлений, так что шаблон Картера — это персонаж, в равной степени грозный как с его мозгами, так и с его кулаками. Холмс мог держать себя в руках в драке, но он не участвовал в потасовках регулярно, как Картер.
Кроме того, Шерлок Холмс настолько отождествляется с Англией и Лондоном, что большинство подражаний Холмсу были английскими персонажами, чьи приключения происходили в Лондоне. В отличие от него, Ник Картер регулярно путешествует по миру, так что, хотя он и американец, он куда более мобилен, чем Холмс. Из-за этого шаблон Картера легко переносился на персонажей из других стран и культур. Именно этот аспект отличает Картера не только от Холмса, но и от Секстона Блейка. У Блейка было большое количество подражаний, но, как и у Холмса, большинство из них были английскими и находились в Англии. Физическая сторона Блейка происходит от Картера, поэтому в некотором смысле Блейка можно рассматривать как имитацию Ника Картера. Так же как и Нат Пинкертон, который был чрезвычайно популярным персонажем в Европе, Скандинавии, России и на Ближнем Востоке с 1907 по 1933 год и вдохновил его собственный набор подражаний. Пинкертон назван в честь Аллана Пинкертона, главы агентства Пинкертона, и руководит детективным агентством, подобным Пинкертону, но во всех важных отношениях Нат Пинкертон основан на шаблоне Ника Картера.
Краткий обзор некоторых международных персонажей, созданных по образцу Ника Картера:
В Чехословакии были Леон Клифтон Ярослава Пульды, который появился в Z Pam ě tí Amerického Detektiva Léona Cliftona # 1-275 (1906-1910), и Гарри Уорд, который появился в Z Pam tí Amerického Detektiva Harry Warda # 1-6? (1925).
В Дании был Фасмер, созданный Робертом Стормом Петерсеном и Акселем Брейдалем и появившийся в Кобенхавн против Нац # 1-10 (1913) и Кобенхавн против Нац # 1-6 (1941), и Дик Дональд, который появился в Дике Дональде. , Мастера детективов № 1–8 (1942–1943).
Во Франции был Ник Винтер Пола Гарбаньи, который снялся в девяти фильмах между 1911 и 1921 годами, а также в фильмах Испании (1912) и Турции (1918), и Дик Карттер Жана-Шарля Лагайярда, появившийся в Дике Картере, Ле Руа. Детективы № 1-21 (1924).
В Германии были: Пэт Коннер Роберта Хеймана, который появился в серии « Пэт Коннер, der Meister-Detektiv » № 1-30 (1908), которая переиздавалась в Европе, Скандинавии и России с 1908 по 1915 год; Джон Уилсон, появившийся в John Wilson, Aus dem Geheimbuch des berühmten iaanse Detektivs #1-56 (1908-1910), а также в австрийском издании в 1909 году и в русском издании в 1910 году; Джек Франклин, который появился в Jack Franklin, der Meisterdetektiv # 1-41 (1911) и в датской газете в 1918 году; Стюарт Уэббс, созданный Джо Мэем и Эрнстом Райхером и снявшийся в 50 фильмах в период с 1914 по 1930 год; Уилл Мортон Джо Морриса, появившийся в Kleine Detektiv-Romane # 1-370 (1919-1927) и в датской газете в 1923 году; Ник Пратт Вальтера Кейбела , появившийся в Ник Пратт, американский мейстер-детектив # 1–33 (1922–1923); и Ник Кнаттертон Манфреда Шмидта, который появлялся в одноименном комиксе в Grünen Post с 1935 года по настоящее время.
В Венгрии был Том Пик Галантаи Дьюлы, который появился в Tom Pick a Detektiv Király Kalandjai # 1-36 (1910-1912); Доктор Кубб, созданный псевдонимом «Ник Картер Киадо» и появившийся в «Докторе Куббе в Вилагьяро Эрдекфесзитё Каланджай» № 1–46 (1922–1925); и венгерский детектив Урании Квны Ник Картер, который появился в мадьярском Нике Картере № 1-4 (1926).
В Италии был Джо Петрозино, который появился в Джузеппе Петрозино № 1-100 (1909-1910) и подобных сериях в Германии, Италии и Франции, и Гарри Сандер, который появился в Гарри Сандере. Il Poliziotto Mondiale № 1-20 (1930).
В Нидерландах были Масисте, который появился в Maciste de Schrik der Bandieten # 1-28 (1919), и Джек Джексон, созданный Дж. Дэвидсом и появившийся в четырех романах между 1922 и 1925 годами.
В Норвегии был Кнут Грибб Свена Эльвестада, который появился в более чем тысяче рассказов и десятках романов с 1908 года по настоящее время. (Гриб начинал как выбеленный клон Ника Картера, но постепенно стал его собственным персонажем).
В Польше был Стефан Венке, который появился в Stefan Wenke, Słynny Warszawski Agent Ś ledczy #1-20 (1908), и Джо Дибс, созданный Джо Мэем и появившийся в 28 фильмах в Германии между 1915 и 1920 годами. Польская целлюлоза Джо Дибс, Najsilniejszy Czowiek i Najlepszy Detektyw na wiecie # 1-5 (1924).
В Португалии были Джим-Джойс, созданный Рейнальдо Феррейрой и появившийся как минимум в 60 рассказах между 1926 и 1928 годами, и Ральф Уильямсон, также созданный Рейнальдо Феррейрой и появившийся в «Новых приключениях Ральфа Уильямсона» ( Журнал Бертран , 1927-1928 гг.). 1928).
В Испании был Джек Форд, который появился в Джеке Форде. Эль-Террор-де-лос-Мальхехорес № 1–16 (1912 г.); Рос-Кофф, появившийся в детективных приключениях Рос-Кофф № 1–5 (1913 г.); Джон Сэнфорд, который появился в Episodios Policiacos. Джон Сэнфорд № 1-32 (1916); Робертсон, который появился в Робертсон. Детективы Эль-Ас-де-лос № 1–42 (1930–1931); и Стальной Кулак, появившийся в Puño de Acero # 1-10 (1932).
В Швеции были Гарри Стронг, который появился в Kapten Ströms Berömda Bragder Och Reseävntyr # 1-2 (1908), и Морис Валлион Юлиуса Петтерссона, который появился в ряде рассказов, 12 романах и сборниках рассказов с 1916 по 1924 год.
В Турции был Авни Эбюссюрейя Сами, который появился в ряде рассказов и десяти выпусках одноименного десятицентового романа с 1910 по 1920 год; Йилмаз Искендера Фахреттина Сертелли, появившийся в серии десятицентовых романов и трех романах с 1925 по 1928 год; и Джемаль Нерми, который появился в Y ı ld ı r ı m Cemal'in Büyük Muvaffakiyetleri # 1-4 (1928).
В 1940-х и позже Картер стал незаурядным частным детективом, а в 1960-х и позже он стал копией Джеймса Бонда. Сегодня Ник Картер в основном забыт, а привязанность к Шерлоку Холмсу не ослабевает. Но, на протяжении нескольких десятилетий Картер был главным соперником Холмса, и об этом не следует забывать.
Джесс Невинс
Ник Картер vs. Фантомас
персонажи
Ник Картер
Мелвиль (он же Фантомас)
в порядке появления:
Судить
Окружной прокурор
Бобби Пэддок
г-н. Дэвис
г-н. Морган
судебный пристав
Хелен Додлер
Маргарет Додлер, ее тетя
Сержант по оружию
Джим
Сэм
Аризона Джек
Пэтси Мерфи
Чик Картер
Екатерина
посыльный
Кармен
Дебора
Первый обойщик
Второй обойщик
Джордж Клэнси
Миссис. Моррис
г-н. Моррис
г-н. из Бурга
Жених отеля
Гарри Пелхэм
Мелткрафт
Фрэнсис
Освальд
Уильямс
Педро
помидор
палантин
Отто
Джейкоби
вампир
сладости
Действие пьесы происходит в Нью-Йорке в январе 1910 года.
ДЕЙСТВИЕ I
Сцена I. Суд
Зал суда под углом. Слева от сцены судейская скамья. Перед ним два стола: один для окружного прокурора и его помощника, другой для обвиняемого и его адвоката. За ними еще один стол для представителей прессы. Справа от судейской скамьи трибуна свидетелей и дверь, ведущая в судейские покои. Слева от судейской скамьи, напротив спины, ложа присяжных и еще одна дверь для присяжных и обвиняемых. Справа два ряда стульев, разделенных центральной аллеей, для публики, которая входит с крайнего правого угла, и большим окном.
Мелвил и Бобби Паддок сидят за столом обвиняемых со своими адвокатами, гг. Дэвис и Морган. Мелвиль мрачно красив и элегантно одет; У Бобби, одетого более небрежно, веселое и яркое лицо. Аризона Джек, одетый как ковбой, сидит в первом ряду с Хелен и Маргарет Додлер. Джим и Сэм сидят подальше от публики. Они носят точно такую же одежду, как Мелвил и Бобби, с которыми они должны иметь максимально возможное сходство. Они держат свои пальто сложенными на коленях. Трое полицейских стоят на страже, наблюдая за Мелвилем и Бобби. Журналисты делают записи за своими столами. Суд только начался.
РАЙОННЫЙ ПРОКУРОР ( вставая, продолжая свою речь ). Таков, господа присяжные, человек, который предстанет перед вами сегодня. Всегда ищет обманщика или жертву. Благодаря своим странным способностям обольщения он завоевывает дружбу одних и доверие других. Он использовал все виды маскировки; изменил свое имя и внешность так же легко, как и место жительства. Он с невероятной легкостью перемещается из самых роскошных отелей в самые грязные забегаловки, где собираются мошенники и мошенники. Достаточно одного слова, чтобы полностью уяснить вам его характер: этот так называемый г. Мелвил, этот грозный злоумышленник, столь же умен, сколь и дерзок.
МЭЛВИЛ: ( надменно и иронично ) Ты подавляешь меня…
Д.А.: – Он заслуживает того, чтобы его называли по прозвищу: Король преступного мира – Фантомас!
( Судья закашливается .)
БОББИ: (тихо к Моргану ) Судья простудился.
Д.А.: Это уже третий раз, когда этот человек попал в руки Закона. Арестованный восемь лет назад за кражу со взломом, он сбежал из тюрьмы, подкупив двух своих охранников. В следующем году он ограбил и убил банкира Уилсона и снова был пойман. Однако, когда полицейский фургон прибыл к месту назначения, убийцы уже не было внутри, но тело полицейского, которому было поручено следить за ним, было! Наконец, только в прошлом месяце Мелвил и его сообщник Бобби Пэддок ( Бобби слегка кланяется ) ночью взобрались на стену дома мисс Хелен Додлер, проникли в ее комнату и унесли ее. Но их арестовал самый знаменитый из детективов, Ник Картер…
БОББИ: ( тихо ) Ах, как жестоко!
Д.А.: – Который потом их связал и сдал в полицию. На этот раз все меры предосторожности соблюдены. Бандитам не удалось сбежать, и мы надеемся, что вы окажете им хорошую помощь и скорейшее правосудие. ( Судье ) Не будете ли вы любезны, ваша честь, вызвать первого свидетеля?
СУДЬЯ: Пристав! ( Новый приступ кашля )
БОББИ: У меня сердце разрывается, когда я слышу, как он так кашляет.
СУДЬЯ: ( после того, как он перестанет кашлять ) Судебный пристав-вызовите первого свидетеля обвинения.