Шкондини-Дуюновский Аристах Владиленович : другие произведения.

Первые советские легкие танки Бт-2 и Т-26

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  Первые советские легкие танки БТ-2 и Т-26
  
  Один из первых советских легких танков БТ-2 был создан на базе американского танка "Кристи". В марте 1930 года Советская делегация прибыла в США для заключения контракта на закупку танка. Увидев на полигоне танк М -1930, советская делегация решила провести переговоры с конструктором танка М - 1930 Джоном Уолкером Кристи. В апреле 1930 года конструктор танка Кристи добился разрешения на продажу советской внешнеторговой компании "Амторг" два шасси М - 1930. В итоге был подписан договор. К середине декабря 1930 года два танка М -1930 без башен и вооружения были полностью готовы. В начале 1931 года танки М - 1930 прибыли в СССР и были всесторонне изучены и испытаны. 13 февраля 1931 года танк был принят на вооружение с войсковым обозначением БТ-2. Основной особенностью танка БТ-2 был колесно-гусеничный ход. Танк мог двигаться на гусеницах, и на колесах, предварительно сняв гусеницы.
  
  Скорость первых танков не превышала 10 км/час и считалась достаточной для сопровождения пехоты и прорыва оборонительной полосы противника. Переброска танков на другие участки фронта была весьма проблематичной - помимо низкой скорости, танки отличались крайне ненадежными гусеницами с весьма малым ресурсом. Решение нашел американский конструктор Джон Уолтер Кристи - увеличить диаметр опорных катков до размера автомобильных колес, установить привод на задние катки, а два передних катка сделать управляемыми. Танк со снятыми гусеницами превращался в нормальную колесную машину с формулой 2×8, экипаж просто снимал гусеницы и закреплял их на надгусеничных полках.
  
  Башню танка нужно было создать. Для доводки и организации серийного производства танка было создано специальное КБ. 25 мая 1931 года танковое КБ Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) приступило к работе над чертежами и спецификациями для танка БТ-2. В начале 1932 года на ХПЗ был начат выпуск первых легких колесно-гусеничных танков БТ-2.
  Легкий танк БТ-2.
  Легкий танк БТ-2.
  
  С запуском танка БТ-2 в серийное производство проявились дефекты моторной установки, трансмиссии и ходовой части. Изначально родной двигатель "Либерти" трудно запускался, перегревался, при запуске мог загораться. Пришлось дорабатывать воздухоочистители, которые неудовлетворительно очищали от пыли воздух, поступающий в двигатель. ХПЗ не смог сразу освоить производство штампованных дисков опорных катков и на танки первоначально устанавливались литые катковые центры, утяжеляющие машину на 800 кг. Первые диски были отштампованы только в конце 1932 года. Постепенно производственные проблемы были решены. В 1932 году было изготовлено 396 танков, в 1933 году 224 танка. Проблемы возникли и с вооружением. Первоначально планировалось установить на танк новую 37 мм пушку, но наладить ее серийное производство не удалось. Положение спасла пушка Б-3, созданная наложением ствола и казенника немецкой противотанковой пушки 1К на ложе с противооткатными устройствами отечественной пушки ПС-2. Однако установить пушки на все танки не удалось из-за невозможности доработки башни. В результате только около 200 танков БТ-2 были вооружены пушками, а остальные более 400 танков первых серий были вооружены спаренными пулеметами ДА (Дегтярева - авиационный калибра 7,62 мм).
  Быстроходный танк БТ-2 первой серии со спаренной пулеметной установкой в башне.
  Быстроходный танк БТ-2 первой серии со спаренной пулеметной установкой в башне.
  
  Часть танков была вооружена спаренными пулеметами ДТ (Дегтярева - танковый калибра 7,62 мм). БТ-2 представляет собой однобашенный легкий колесно-гусеничный танк классической компоновки с пушечно-пулеметным вооружением и противопульным бронированием. Корпус танка не имел углов наклона, за исключением передней части, которая имела вид усеченной пирамиды для обеспечения поворота передних ведущих колес и уменьшения мертвого пространства при стрельбе. В верхнем лобовом листе размещался люк для посадки механика-водителя. Башня танка цилиндрическая, клепаная, со скосом спереди сверху. Численность экипажа танка составляла 2 человека. Вооружение танка включало 37-мм танковую пушку Б-3 и один 7,62-мм пулемет ДТ в шаровой установке справа от пушки.
  Легкий танк БТ-2. Вид спереди с повернутой башней. Видны надгусеничные полки для перевозки гусениц при движении на колесном ходу.
  Легкий танк БТ-2. Вид спереди с повернутой башней. Видны надгусеничные полки для перевозки гусениц при движении на колесном ходу.
  
  Броневая защита танка изготавливалась из листов катаной гомогенной брони, собираемой на болтах и заклепках. Броня защищала только от пуль стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого и среднего калибра. Броня танка имела следующую толщину - лоб корпуса верх 13 мм, лоб корпуса низ 13 мм, борт корпуса 13 мм, корма корпуса верх 10 мм, корма корпуса низ 10 мм, днище 6 мм, крыша корпуса 10 мм, лоб башни 13 мм, маска орудия 13 мм, борт башни 13 мм, корма башни 13 мм. Танк был снабжен авиационным четырехтактным 12-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения "Либерти" или его советским аналогом М5-400 мощностью 400 л. с. Трансмиссия механическая, состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, пятиступенчатой КПП , двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами, двух бортовых редукторов и двух редукторов привода к задним опорным каткам - ведущих при колесном ходе. Танк имел комбинированный колесно-гусеничный движитель, состоящий из 2 ведущих колес диаметром 640 мм, 2 направляющих колес диаметром 550 мм, 8 опорных катков диаметром 815 мм с резиновыми бандажами и 2 стальных гусеничных цепей с шириной трака 263 мм. При переходе на колесный ход гусеничные цепи снимались, разбирались и укладывались на надгусеничные полки. Привод от КПП в этом случае осуществлялся на заднюю пару опорных катков, управлялся танк поворотом передних катков. Переход с гусеничного хода на колесный занимал 30 - 40 минут. На колесном ходу танк мог передвигаться по шоссе с твердым покрытием, при этом скорость движения была выше. Максимальная скорость на гусеницах 52 км/час, на колесах 72 км/час. Запас хода по шоссе 160 км на гусеницах и 200 км на колесах. Преодолеваемый подъем 32 градуса.
  Легкий танк БТ-2 на колесном ходу со снятыми гусеницами.
  Легкий танк БТ-2 на колесном ходу со снятыми гусеницами.
  
  Танки БТ-2 в войсках в основном использовались как учебные. Процесс освоения личным составом шел тяжело. Невысокое качество сборки машин и низкая квалификация обслуживающего персонала давали поломки. Ремонт осложнялся дефицитом запчастей. В Советско-финской войне применялось около 80 танков БТ-2. Основными потерями так же оставались технические поломки. Кроме того, танки очень часто застревали в снегу и грязи из-за невысокой проходимости. К началу Великой Отечественной войны танки БТ-2 значительно устарели. Однако из-за нехватки боевых машин они использовались до 1944 года. К началу войны в войсках числилось 587 танков БТ-2. Основные потери БТ-2 понесли в июне-августе 1941 года. Всего было выпущено 620 танков БТ-2. На момент производства легкий быстроходный танк БТ-2 был одним из лучших танков мира, имея выдающуюся для тех времен скорость и мощное вооружение. Большинство недостатков были связаны с недоработанностью проекта и проблемами в организации серийного производства. В значительной мере они были устранены на следующих более поздних модификациях - БТ-5 и БТ-7.
  
  Один из первых советских легких танков Т-26, ставший самым многочисленным легким танком Красной Армии, был создан на основе английского танка "Виккерс 6 тонн", закупленного в 1930 году. Танк Т-26 имел компоновку с размещением трансмиссионного отделения в лобовой части корпуса, совмещенного отделения управления с боевым отделением в средней части танка и моторного в корме. Образцы 1931-1932 годов имели двухбашенную компоновку, а с 1933 года однобашенную. Принят на вооружение в СССР в 1931 году. Также был самым многочисленным танком в Республиканской армии во время Гражданской войны в Испании. Т-26 первых выпусков 1931 года имел две независимо вращающиеся пулеметные башни с пулеметами ДТ (Дегтярева-танковый). Легкий пулеметный танк Т-26 имел экипаж 3 человека. Вес двухбашенного пулеметного танка составлял 8,2 тонны, толщина брони от 6 до 15 мм, максимальная скорость 30 км/час. Двигатель танка имел мощность 85 л.с., что было недостаточно. Позднее удалось усовершенствовать двигатель, установить новый карбюратор и повысить мощность двигателя до 95 л.с. Запас хода по шоссе 225 км, по проселку 170 км.
  Легкий танк Т-26 пулеметный двухбашенный первого выпуска.
  Легкий танк Т-26 пулеметный двухбашенный первого выпуска.
  
  В танках Т-26 начиная с 1932 года в правой башне начали устанавливать 37 мм орудие.
  Легкий танк Т-26 двухбашенный 1932 года выпуска с пушечно-пулеметным вооружением. Правая башня была оснащена 37 мм пушкой, пулемет был установлен в левой башне.
  Легкий танк Т-26 двухбашенный 1932 года выпуска с пушечно-пулеметным вооружением. Правая башня была оснащена 37 мм пушкой, пулемет был установлен в левой башне.
  
  Испытания показали, что огневая мощь танка с установкой пушки вместо пулемета повысилась, но при ведении огня обе башни мешали друг другу. Поэтому от двухбашенного варианта танка отказались, и все танки Т-26 с 1933 года выпускались с одной башней, вооруженной пушкой калибра 45 мм и спаренным пулеметом ДТ.
  Легкий танк Т-26 однобашенный с пушкой калибра 45 мм и спаренным пулеметом ДТ в цилиндрической башне. На командирских танках первоначально устанавливалась поручневая антенна, впоследствии замененная на штыревую. Поручневая антенна была издалека заметна, и противник в первую очередь вел огонь по этим танкам.
  Легкий танк Т-26 однобашенный с пушкой калибра 45 мм и спаренным пулеметом ДТ в цилиндрической башне. На командирских танках первоначально устанавливалась поручневая антенна, впоследствии замененная на штыревую. Поручневая антенна была издалека заметна, и противник в первую очередь вел огонь по этим танкам.
  
  В 1936 году на танк Т-26 начали монтировать пулемет ДТ в кормовой нише башни и зенитный пулемет на крыше башни.
  Легкий танк Т-26 с пулеметов в кормовой нише башни и зенитным пулеметом.
  Легкий танк Т-26 с пулеметов в кормовой нише башни и зенитным пулеметом.
  
  С конца 1937 года танк Т-26 оснастили новой конической башней.
  Легкий танк Т-26 с конической башней образца 1938 года.
  Легкий танк Т-26 с конической башней образца 1938 года.
  
  На легкие танки Т-26 1938 и последующих годов выпуска вместе с конической башней устанавливались наклонные броневые листы на подбашенную коробку танка. Мощность двигателя тоже увеличивалась, но увеличивался и вес, поэтому скорость танка не возросла.
  Легкий танк Т-26 1940 года с зенитным пулеметом на башне.
  Легкий танк Т-26 1940 года с зенитным пулеметом на башне.
  
  Выпуск легких танков Т-26 был прекращен в первой половине 1941 года, всего было выпущено около 11000 танков Т-26 различных модификаций, включая саперные и огнеметные танки. Небольшими партиями выпускался легкий танк артиллерийской поддержки Т-26А с более просторной башней и короткоствольной 76-мм танковой пушкой.
  Легкий танк артиллерийской поддержки Т-26А с 76 мм танковой пушкой.
  Легкий танк артиллерийской поддержки Т-26А с 76 мм танковой пушкой.
  
  Всего во время Гражданской войны в Испанию был отправлен 281 танк Т-26. Во время боев в Испании танки Т-26 показали себя хорошо, но там у них просто не было достойных соперников - немецкие и итальянские танки по всем параметрам проигрывали советским Т-26. В Испании стало понятно, что у этого танка слабая броня и с появлением на поле боя противотанковой артиллерии все преимущества советского танка заканчиваются.
  
  Бои на озере Хасан, на реке Халхин-Гол и в Финляндии подтвердили необходимость иметь в строю танки с противоснарядной броней. Легкие танки нельзя было применять для прорыва подготовленной обороны противника, для этого нужны средние и тяжелые танки. Выучка и героизм танковых экипажей не спасали от бронебойных снарядов. Применение легких танков было успешным тогда, когда им ставились свойственные им посильные и выполнимые задачи. К началу Великой Отечественной войны на вооружении в Красной Армии было более 8 500 легких танков Т-26. Конечно, по состоянию на 22 июня 1941 года эти машины устарели и не соответствовали требованиям начавшейся войны. Танки Т-26 достаточно успешно воевали с легкими танками Вермахта, но время их прошло. Ни с противотанковой артиллерией, ни со средними танками они воевать уже не могли. Большинство танков Т-26 было потеряно в первые полгода войны.
   Танки Т-26 и БТ-2 в середине тридцатых годов были одними из лучших легких танков в мире. В конце 20-х годов в мире нашла широкое распространение военная доктрина использования крейсерских быстроходных танков для совершения глубоких прорывов обороны противника и действия в оперативном тылу на большом расстоянии. Легкие быстроходные танки серии БТ были представителями типа крейсерских танков, обладающих большой скоростью, колесным ходом, достаточным запасом хода и вооружением для глубоких прорывов обороны противника. Танки Т-26 относились к типу пехотных танков, предназначались для поддержки пехоты в наступлении, прорыва вражеских укрепленных линий и борьбы с огневыми точками противника. И на базе обоих этих танков в СССР была создана танковая промышленность и своя конструкторская танковая школа.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"