Kabul, Afghanistan. Тридцать пять градусов по Цельсию в тени. Жужжание мух и едкий запах в воздухе. Что-то горит. Что-то плохое.
Это будет грузовик, думает она, горящий. Кровавые останки людей в ней, плохие. Мужчины, женщины, дети, козы и цыплята. Пассажиры и товары на пути к рынку. Болтали, смеялись, блеяли и кудахтали, пока грузовик не проехал мимо придорожной бомбы. Самодельное взрывное устройство. Самодельное взрывное устройство. Но в этом не было ничего импровизированного. Нападение было тщательно спланировано, бомба тщательно подготовлена. И слово "импровизированный" оказывает медвежью услугу тем, кто погиб. Как будто убийство может быть спонтанным решением, как будто оно не имеет последствий и не оставляет следов. Она знает по личному опыту, что это неправда. Убийство - это просчитанный бизнес. В ее профессии нет ничего импровизированного.
По правде говоря, она не должна быть здесь, в Афганистане. Никто из них не должен. Кампания закончилась много лет назад. Возвращение домой без фанфар и празднования, потому что в наши дни войны не заканчиваются парадами, рекламной лентой и блестящими медалями, приколотыми к гордым героям. На самом деле они вообще не заканчиваются. И именно поэтому она вернулась ко второму исполнению обязанностей. Предположительно, она военный советник, тренер, кто-то, предоставляющий вспомогательные услуги, но это дерьмо, притворство, созданное для политической целесообразности. Реальность такова, что без иностранных войск тонкий слой нормальности слетел бы , и вся страна снова погрузилась бы в анархию.
Прямо сейчас она лежит ничком на крыше пятью этажами выше. Позади нее простаивает ржавый кондиционер. Устройство отбрасывает тень, которая защищает ее от послеполуденного солнца. Солнце здесь - враг. Жара высасывает энергию и опустошает бутылки с водой, но ее беспокоит свет. Один отблеск пряжки или вспышка от ушка на ботинке - и ты готов. И как только вы добьетесь успеха, вам лучше поторопиться, если вы хотите жить, потому что повстанцы обладают способностью подниматься из руин города подобно миазмам. Так же быстро, как они появляются, они могут рассеяться таким же образом, прокрадываясь обратно в дверные проемы, превращаясь в невинных гражданских лиц, возвращаясь в свои укрытия, пока не наступит ночь. Но ее не будет за пределами базы после наступления темноты. Это было бы не чем иным, как идиотизмом.
Рядом с ней ее наблюдатель Ричард Смит. Известный по-разному как Рикки, или Смити, или Зудящий. Чешется, потому что он не может перестать двигаться. Он всегда суетится, и в этот конкретный момент она хочет, чтобы он оставался неподвижным, потому что она не может сосредоточиться, пока он постоянно в движении.
"Собирайся, Зудящий", - говорит она. Ее слова дружелюбны, наполовину в шутку. Зудящий был как старший брат с тех пор, как они стали парой. Всегда рядом с ней, никаких особых проблем. ‘Расскажи мне, что там’.
У Зуда есть бинокль и оптическая труба. Хорошие глаза. Врожденное чутье выявлять мельчайшие аномалии в сцене, которая большинству людей показалась бы нормальной. Зуду тридцать три, он более опытный, чем она, покрытый боевыми шрамами, знающий мир. Это его третье турне, и это видно по горстке седых прядей, пробивающихся сквозь его темные волосы. Мозг старика в теле молодого человека. Он видел слишком много вещей, которые невозможно забыть, хотя он никогда не хвастается. Вы всегда можете отличить настоящих ветеранов по количеству историй, которые они рассказывают: чем меньше историй, тем больше они видели. В конце концов они вообще перестают что-либо говорить.
Зудящий переводит взгляд со своего прицела на бинокль и делает панорамирование слева направо. Как и она, он лежит под камуфляжной сеткой коричнево-серого цвета. Он на стреме, там, чтобы она могла опустить голову и не отрывать глаз от оптического прицела на своей винтовке. В команде снайперов корректировщик является самым важным компонентом. Любой может нажать на спусковой крючок и произвести выстрел, хотя не многие обладают точностью, которой может достичь она.
‘Ничего", - говорит Зудящий после того, как он завершил свою проверку. "У нас все хорошо’.
‘Продолжай искать’. Она слегка меняет свое положение и моргает, перефокусируя изображение в правом глазу. В восьмистах метрах от нас патруль направляется к перекрестку. Какой-то неудачливый педераст на острие, остальные следуют за ним. В ее наушнике потрескивает радиопереговор патрульной. Осторожно. Нервничаю. Хотя она не может винить их за то, что они нервничают. Не с высокими зданиями, нависающими над заваленными щебнем улицами. Это место - лабиринт с дюжиной неправильных поворотов. Дюжина способов умереть.
Если бы она и Зуд были врагами, половина патруля уже была бы мертва. К счастью, они на одной стороне. Самое близкое, что есть у пехотинцев, к паре ангелов-хранителей. Из этого ветхого здания они могут видеть значительную часть местности. Они могут поражать цель с расстояния в тысячу метров, и первое, что противник узнает об этом, - это когда пуля попадет в него.
‘Смит?’ - произносит голос у нее в ухе, когда патруль проверяет. ‘Сидячий представитель’.
‘Ничего не движется", - говорит Зудящий в ответ. ‘Впереди все чисто’.
"Берем пять", - говорит голос. ‘Передышка’.
Патруль возвращается к стене. Разыгрывающий сидит на корточках в дверном проеме в двадцати метрах от него. Через свой оптический прицел она видит, как по кругу передаются бутылки с водой, ремни на шлемах ослаблены. Она тянется за своей бутылкой и делает глоток, не отрывая правого глаза от прицела. Своим левым глазом она видит мир вблизи. Пустые улицы. Бродячая собака с тремя лапами, скребущаяся в грязи пятью этажами ниже. Размытый силуэт вертолета, рассекающего воздух на горизонте.
Она переводит взгляд на поперечную улицу рядом с патрулем, и что-то привлекает ее внимание. Низкое жилище со стиркой на веревке. Она не понимала, что в этой части города все еще кто-то жил. Но ее внимание привлекла не одежда, развевающаяся на веревке. Что-то просто проскользнуло под бельевую веревку. Кто-то.
Он маленький. Не участник боевых действий. Мальчик, возможно, тринадцати или четырнадцати лет. Его одежда - не более чем лохмотья, но на лице у него улыбка, когда он покидает небольшую огороженную территорию и выходит на улицу, направляясь к перекрестку.
‘Чешется?" - спрашивает она, но он уже этим занимается.
"Чарли", - говорит он, включая радио. ‘К твоим трем часам пришел ребенок. Просто ребенок, без драмы, понял?’
Ничего, кроме помех в ее наушнике.
Она меняет свое положение, чтобы снова видеть патруль. Они все еще в тени здания. Вопреки правилам, шлемы были сняты. Трое из патруля сидят на земле. Она видит, как один мужчина смеется. Кто-то ест из продуктового набора. Они не слышали Itchy. Она примеряет свою собственную гарнитуру на случай, если у Зуда не работает радио.
‘Чарли, ты слышишь, прием?’
По-прежнему ничего.
‘Дерьмо", - говорит Итчи. "У него что-то есть’.
Она оглядывается на ребенка. Зудящий прав. Мальчик держит в руках какой-то предмет. Металлический ящик для боеприпасов. И, если подумать, возможно, его улыбка больше похожа на гримасу, чем на выражение счастья.
‘Черт возьми, я вижу прослушку. Это самодельное взрывное устройство. ’Зудящий" сейчас движется. Выходит из-под маскировочной сетки и стоит так, как будто может помахать или крикнуть, хотя патруль находится почти в полумиле от нас.
"Пригнись, идиот", - говорит она.
Зудящий мог бы позвонить в управление и попытаться направить сообщение через них, но на это нет времени. Малыш доберется до перекрестка за десять секунд. Когда он повернет налево, он будет в паре метров от мужчин. Если в коробке бомба, значит, патрульные мертвы. То, что от них останется, придется соскрести с улицы и отправить домой в ванне.
‘Чарли, ты слышишь, прием?’
Пять секунд.
‘Чарли, заходи, прием’.
Трое.
Двое.
"Возьми его", - говорит Зудящий.
Один.
"Что случилось?" - приходит ответ, радиосеть снова работает. Но реакция слишком запоздала. Сейчас или никогда.
Ее палец касается спускового крючка. Раздается выстрел из ее винтовки, и время замирает. Пуле потребуется почти секунда, чтобы достичь цели, и она упадет, описав дугу в полете. Ветер дует слева направо. Ей пришлось компенсировать высоту здания, на котором она находится, падение и парусность, но все это дается ей легко. Она один из лучших снайперов в британской армии и в этом туре уже совершила более полудюжины убийств. Промахнуться мимо цели маловероятно.
В оставшемся фрагменте его жизни мальчик полуоборачивается. Он ничего не знает о пуле, приближающейся к нему со скоростью более девятисот метров в секунду, что объясняет, почему он все еще улыбается. Он ничего не знает, пока пуля не попадает в него чуть ниже правого уха, проходя через нижнюю половину черепа и разрушая ствол мозга. Он падает на землю.
Звук раздается на перекрестке через целых две секунды после выстрела, и патрульные вскакивают в ответ.
"Враждебные устранены", - говорит она, когда мужчины укрываются. ‘Твои три часа. Пять метров.’
Вокруг царит хаотичный ажиотаж. Пойнт находится не на той стороне улицы, но он понимает, что произошло. Он выбегает из дверного проема и расширяет угол, чтобы видеть дальше по перекрестку. Он ныряет за стену и подает сигнал рукой. Один член патруля огибает дорогу, по которой они пришли, и наблюдает за тылом, в то время как другой прикрывает переднюю позицию. Остальные стоят неподвижно, пока командир патруля приближается к мальчику.
"Выстрел", - говорит Зудящий. Он похлопывает ее по спине. Это то, что он всегда делает, когда она попадает в цель, будь то на тренировочном полигоне или в полевых условиях. Попала ли пуля в яблочко или в человека.
‘Там коробка с боеприпасами", - слышит она, как командир патруля говорит по радио. ‘Я вижу проволоку наверху’.
Осторожно, думает она. На устройстве может быть задержка или, возможно, может быть скрытый оператор, готовый нажать кнопку дистанционного управления, когда кто-то подойдет достаточно близко.
Лидер патруля теперь в паре метров. Он опускается на землю, чтобы свести к минимуму возможный эффект взрыва, и ползет вперед.
"О боже", - говорит он. ‘О черт, черт, черт’.
Она хочет закричать на него, чтобы он убирался оттуда, но она позволяет кому-то другому говорить.
‘Что это?’ Суть такова.
"Сладости", - приходит ответ. ‘Коробка полна сладостей. Проволока была стяжкой, удерживающей крышку закрытой.’
Она смотрит в прицел. Командир патруля закрывает контейнер с боеприпасами, но затем он встает, и она видит, что он прав. Содержимое коробки рассыпалось по земле. Сладости, шоколад и пирожные. Что-то привлекает ее внимание, и она взмахивает винтовкой, чтобы прикрыть движение. Стирка раздувается, когда женщина проталкивается под линию. Ее руки прижаты ко рту, а затем она стоит на коленях в грязи, крича, плача, умоляя. Один из других солдат выходит вперед. Он говорит с ней и переводит.
"Она мать мальчика", - слышит она в эфире. ‘Он приносил нам подарок, чтобы сказать “спасибо” за то, что вы здесь’.
"И мы застрелили его", - говорит кто-то другой. ‘Мы выстрелили ему в гребаную голову’.
Глава первая
Два года спустя
В ее снах иногда живет мальчик. Не часто, но достаточно, чтобы предположить, что может существовать альтернативная реальность. Место, где ее жизнь складывается по-другому. Место, где история мальчика не заканчивается заголовком и размытым изображением улыбающегося лица. Каждую ночь она просыпается в холодном поту, смотрит в темноту и сжимает кулаки так, что ногти впиваются в ладони. Она молится тому Богу, которого слышит, какой бы демонической силе ни захотелось заключить с ней договор. Прямой обмен. Ее жизнь за его. Она прислушивается к ответу, но слышны только звуки проезжающей снаружи машины, где-то вдалеке воет сирена, дождь барабанит в окно. В какой-то момент она снова впадает в прерывистый сон, ворочаясь до тех пор, пока не запищит будильник и ее рука не протянется, чтобы заставить замолчать непрошеное вторжение.
Она с трудом встает с постели, моется, одевается, ест. Она отправляется на работу, но утреннее солнце не согревает ее. Вместо этого она вспоминает холод горного перевала, покрытого толстым слоем снега. Звуки стрельбы. Глухой звук тяжелой реторты, когда взрыв разрывает переполненный рынок. Зловоние обугленной плоти и улицы, эхом отдающиеся от криков мужчин, женщин и детей. Нескончаемый грохот вертолетов. Жуткая тишина, которая опускается на закате, и сон, который нелегко приходит после того, как ты стал свидетелем стольких смертей. Она помнит насмешки , шалости и чтение книг в мягкой обложке с загнутыми углами, лежа на койке в дневную жару. Скука. Страх. И снова крики. Всегда крики.
В ее снах иногда живет мальчик. Но в основном он умирает.
Длина главной торговой улицы Плимута составляла пятьсот метров, плюс-минус пара шагов. Улица плавно поднималась вверх и тянулась с запада на восток прямо, как стрела. Если бы у вас был глаз на такие вещи, вы могли бы найти несколько хороших мест для укрытия, но самое выдающееся находилось на вершине многоэтажной автостоянки в западной части. Вы могли бы лежать там, просунув оружие сквозь металлическое ограждение, или, в качестве альтернативы, забраться в автомобиль, открыть окно переднего пассажира и сесть на заднее сиденье. Небольшой пакетик с гелем на подоконнике у окна обеспечит идеальный отдых. Траектория полета пули на расстоянии пятисот метров означала, что нужно учитывать падение, но здания возвышались, как пропасть, по обе стороны улицы, поэтому боковой ветер был минимальным. Если бы цель шла на запад, в сторону автостоянки, у вас было бы достаточно времени, чтобы произвести выстрел. Если бы они зашли в магазин, вы могли бы просто подождать, пока они выйдут. Без сомнения, автостоянка была выдающимся местом.
Ребекка да Сильва уставилась на многоэтажку. Ей больше не нужно было думать о таких вещах, но она прослужила в армии восемь лет, и ситуационная осведомленность была у нее в крови. В буквальном смысле, поскольку ее отец тоже служил в армии. Еще в девяностых он был со спецназом во время войны в Персидском заливе. ‘Вы думали, Афганистан был жестким?’ он усмехался, как будто патрулирование улиц Кабула было сродни прогулке по английской сельской местности. ‘Вам следовало попробовать поиск "Скадов" на юге Ирака. Это было тяжело. Она кивала и делала вид, что слушает, все время задаваясь вопросом, были ли это гены или воспитание, которые привели к тому, что она пошла по его стопам. Возможно, это была прозорливость или божественное вмешательство. Возможно, это было просто невезение.
Сильве было двадцать восемь лет. Ее отец был британцем до мозга костей, но ее мать родилась в семье португальских иммигрантов. Ее родители развелись, когда ей было десять, и в какой-то момент подросткового возраста она взяла девичью фамилию своей матери. Отчасти это был акт солидарности с ее матерью, отчасти отказ от ее отца. Ее португальская сторона была очевидна в ее светло-кофейном цвете кожи и темно-каштановых волосах. Ее глаза были смесью глаз ее отца и матери, серо-зеленого цвета, который был оттенком моря после жестокого шторма. Она была маленькой, но гибкой, сильной и проворной. На начальной подготовке ее инструкторы были удивлены, что она вошла в десятку лучших в загруженном марше. Она знала, что в ее сердце сохранилась добрая доля спокойного отношения ее матери из Южной Европы в сочетании с примесью вспыльчивого характера, который, несомненно, ускорил расставание ее родителей. То, что было у нее в голове, пришло от ее отца: спокойная, упрямая упорядоченность, которой она сопротивлялась и теперь использовала в своих интересах. В армии обе стороны ее характера были бесценны.
В настоящее время это было все, что она могла сделать, чтобы напомнить себе, что военная часть ее жизни закончилась, когда судья-адвокат приговорил ее к двенадцати месяцам тюремного заключения и увольнению со службы. Обвинение касалось халатности, и, как стремился объяснить ее адвокат, ее ситуация могла быть намного хуже, поскольку изначально шли разговоры о непредумышленном убийстве или даже смертельном исходе.
Она моргнула, когда что-то шевельнулось на фоне яркого неба. Кто-то. Там, на парковке, был ребенок, которого отец держал так, чтобы он мог смотреть вниз, на улицу. Мальчик был ненамного старше малыша, он указал на Сильву и помахал рукой. На секунду она задумалась, знает ли она этого парня, но потом поняла, что его интересовала униформа. Сильва заставила себя слегка улыбнуться и помахала в ответ. Когда мальчик засмеялся от восторга, эмоции захлестнули ее живот. Грусть, сожаление, отвращение к себе.
Стивен Холм обычно не спал в четыре часа дня, но тогда он не часто работал в круглосуточную смену. Когда он, спотыкаясь, вернулся в свою квартиру в семь утра, он попытался не заснуть, подкрепив себя чашкой очень крепкого кофе, но, несмотря на дозу кофеина, веки у него отяжелели. Долгие часы в ситуационной комнате без окон в штаб-квартире MI5 в Темз-Хаусе привели к чему-то похожему на смену часовых поясов, и в конце концов он сдался и лег спать. Несколько минут он лежал в темноте и пытался успокоить свой разум, а затем отключился, как электрическая лампочка. Несколько часов спустя он мгновенно проснулся, когда зазвонил его телефон. Он схватил телефон и нажал на кнопку, чтобы ответить.
"Где?" - спросил он, садясь, чувствуя, что его кожа липкая, когда одеяло соскользнуло с верхней части его тела.
‘Тунис", - сказал голос в его ухе, добавив сочувственным тоном: ‘Прости, Стивен’.
Голос принадлежал Мартину ‘Гарри’ Палмеру, другу Холма в SIS, Секретной разведывательной службе, более известному общественности и журналистам как MI6. Палмер работал в отделе Северной Африки и был связным Холма в SIS и его иногда собутыльником. Они знали друг друга много лет, еще задолго до того, как кто-либо из них работал в службах безопасности, и Палмер был опытным специалистом, которому Холм мог выразить свое частое недовольство работой и жизнью в целом. Если он и не был другом, то был так же близок к нему, как Холм, и Холм всегда ценил то, как Палмеру удавалось казаться спокойным, даже когда он по уши в дерьме, его тон был похож на тон синоптика, сообщающего о возможности короткого ливня: возьмите зонтик или легкий макинтош. Не волнуйся, к вечеру станет светлее.
‘Тунис?’ Холм сбросил остатки пухового одеяла, поднялся с кровати и, пошатываясь, вышел из спальни. Он направился по коридору своей маленькой квартиры в гостиную. Местоположение, указанное Палмером, на мгновение сбило его с толку, и он попытался проработать углы и придумать что-то, что имело смысл. Ничего не произошло, поэтому он взял пульт от телевизора и включил его. ‘Насколько все плохо?"
Последовала кратковременная пауза, прежде чем последовал ответ. "На данный момент по меньшей мере четверо граждан Великобритании. Еще трое погибших, дюжина критически или серьезно раненых. Общее число погибших вполне может вырасти до двузначных цифр.’
‘Правильно’. Холм смотрел на экран телевизора, просматривая кадры новостей в то же время, когда его разум начал подсчитывать цифры. Число жертв было плохим, но управляемым. Место действия – Тунис – стало неприятным сюрпризом.
Холм вернулся в холл и направился в ванную, задаваясь вопросом, будет ли время для душа, думая, что нет, придется обойтись капелькой дезодоранта. ‘Случайная или целенаправленная?’
‘Нацелены. Похоже, нападавшие охотились за главой женской благотворительной организации, находящейся в ведении Великобритании. Она была убита вместе с журналистом, который в то время брал у нее интервью. Другие погибшие - туристы: британцы, американцы, французы и немцы.’
‘Черт’. Холм обработал факты. Американки. Французский. Немецкий. Смерть не из Великобритании усложнила дело. На мгновение он отругал себя за то, что забыл, что это люди, независимо от их национальности. "Мы уже получили что-нибудь от янки?’
‘Нет, но BND была на связи. Они очень расстроены дезинформацией, которую вы отправили вчера. ’
‘Дезинформация?’ BND. The Bundesnachrichtendienst. Немецкое разведывательное управление. Холм мог представить, как режиссер кипит от злости из-за убийства одного из своих граждан, разгневанный тем, что предупреждение, сделанное британцами, было настолько ошибочным. ‘Это несправедливо’.
Справедливо это или нет, но большая часть Европы была приведена в состояние повышенной готовности из-за вас, и все же ничего не произошло. Затем вы отменили оповещение, и когда происходит атака, это где-то совершенно вне поля зрения.’ Последовала пауза, прежде чем Палмер продолжил. ‘Возможно, тебе захочется начать придумывать какое-нибудь замысловатое оправдание для Паука о том, почему ты облажался с этим, хорошо?’
Холм вздрогнул, когда Палмер закончил разговор. Паук. Настоящее имя Фиона Хакстейбл, непосредственная начальница Холма и заместитель директора MI5. Паук жил на пятом этаже в доме на Темзе и плел липкую паутину, которая могла заманить в ловушку неосторожного. Как и многим самкам паукообразных, ей нравилось есть самца этого вида живьем, хотя в случае Хакстейбла это не предполагало секса заранее.
Он бросил телефон на диван. В ванной он плеснул водой на лицо и нащупал в шкафу баночку дезодоранта. Аэрозоль зашипел, когда он распылял его, и его поразила мысль, что никакое количество дезодоранта не предотвратит вонь, которую Хакстейбл собирался поднять из-за этого.
Сильва отвернулся от автостоянки и вернулся к своей работе. Она завернула за угол, туда, где над уставшими магазинами стояли унылые квартиры. Она открыла свою почтовую сумку и достала пачку писем. Квартира 2. Она сунула письма в щель, услышала, как они упали на коврик, позволила клапану с лязгом закрыться, отвернулась.
Униформа. Красное и синее, и она действительно надеялась, что мальчик на автостоянке стремился стать чем-то большим, чем почтовый работник.
Следующее обращение. Еще письма. Рычание собаки за дверью. Она покачала головой, услышав, как собака врывается в почту. Не ее проблема. Она пошла дальше. В соседней квартире плакал ребенок, и из-за расстройства ребенка пара поссорилась. Непристойности летели туда-сюда. Какая любовь когда-либо была истощена бедностью и обстоятельствами. Сильве было все равно. Она пошла по улице, и день прошел вместе с ней. Как и каждый день. Отработайте раунд, доставьте почту, завершите смену. По вечерам она уединялась на маленькой лодке, которую называла домом. Она сидела на причале в конце понтона в захудалой пристани, где ее никто не беспокоил. Она могла бы приготовить себе еду и попытаться уснуть. Проснись на следующее утро. Сделай это снова. День за днем. Неделя за неделей. Месяц за месяцем. Она брала все сверхурочные, какие только могла, и наслаждалась тем фактом, что работа включала в себя хождение повсюду. Она наслаждалась постоянным движением, наконец-то поняв беду Зуда: если ты продолжал двигаться, тебе не нужно было думать. Ты жил ради каждого шага, каждого взмаха руки, каждого подергивания головы. Семнадцать шагов к входной двери. Откиньте клапан, вставьте буквы, уходите. Двадцать пять шагов до следующего дома. Откинь клапан, засунь буквы, уходи. Иди, толкайся, пихайся. Каждый пакет с почтой представлял собой десять тысяч шагов. Десять тысяч маленьких отрезков времени, когда она не была спокойной, не думала.
С понедельника по субботу она работала, но в воскресенье ее вынудили уйти, поэтому в тот день она сбежала. Ветер или дождь, она убежала. Часто она проезжала по тем же улицам, по которым ходила накануне, но иногда она выезжала на своем мотоцикле на пустошь и бежала туда. С выгодной точки скалистого холма она могла видеть раскинувшийся внизу город Плимут и океан за ним. Военные корабли стоят на якоре в защищенных водах пролива Саунд или пришвартованы рядом в доках. Это была крупнейшая военно-морская база в Западной Европе. Атомные подводные лодки приходили сюда для ремонта и дозаправки, а на дальнем берегу реки находился огромный склад вооружения. Военные были неразрывно связаны с этим местом на протяжении веков, и конфликт сформировал город. Она забрела сюда после тюрьмы в поисках дешевого места, где можно было бы пришвартовать свою лодку на несколько ночей, пока она навещала Зуда, и в итоге осталась. Здесь, на дальнем западе, она была такой же безымянной и нелюбимой, как и город, но, как и город, глубоко внутри она носила шрамы войны.
Афганский мальчик, да, но и другие тоже.
Она помнила свое первое убийство так, как будто это было вчера. Он был фигурой, поднимающейся из-за стены с пистолетом в руке. Четыреста метров между дулом ее винтовки и человеком в прицеле сжимались до тех пор, пока он больше не был отдаленным вражеским солдатом. Оптический прицел увеличил его черты, и она могла видеть, что он был чьим-то сыном, чьим-то отцом, чьим-то мужем. Она убрала палец со спускового крючка и подняла голову. Ее взгляд изменился с ограниченного взгляда на мужчину на перспективу, которая охватывала обсаженную деревьями дорогу, ведущую к небольшому форту. Бронированный автомобиль двигался по дороге, за ним маршировал отряд мужчин. Если бы она не выстрелила, человек за стеной выстрелил бы в патрульных. Жизни были в ее руках. Во время тренировки ее инструктор предупредил ее, чтобы она не переусердствовала, не зацикливалась на морали поступка. Тем не менее, она осознавала, что на этот единственный момент она была Богом.
Она еще раз опустила взгляд на прицел, нажала на спусковой крючок, и мужчина упал. Фигура, корчащаяся в дымке, мираж, размывающий воздух, когда он умер. Это был его дух, покидающий его тело, или просто спираль пыли, поднятая при его падении? Она не знала, но позже, лежа на своей койке на базе, пытаясь заснуть, она вспомнила момент смерти этого человека и заплакала. Затем на следующий день она старалась больше не думать об этом. Она положила воспоминание в маленькую коробочку и задвинула ее в дальние уголки своего разума. Это то, что сделали солдаты.
Сильва могла пересчитать количество местных друзей, которые у нее были, по пальцам одной руки: Итчи, также уволенный из армии за участие в смерти афганского мальчика; женщина-врач, с которой она познакомилась на пробежке; девушка из Королевской почты, служившая на флоте. Жизнь в армии обеспечила тебе готовую семью, но как только ты ушел, ты оказался сам по себе, внезапно лишившись общей нити, которая поддерживала дружеские отношения в самых ужасных обстоятельствах. Гражданская улица казалась обыденной после улиц Кабула, повседневных забот тривиальной или даже оскорбительной, если учесть ситуацию в других частях мира. Когда ты нажал на курок и оборвал невинную молодую жизнь.
Вдали от Плимута у нее было несколько знакомых, разбросанных по всей стране, но они были не намного больше, чем номера и лица в ее телефоне. Они не были людьми, которым она могла позвонить и поговорить. Кроме ее матери, на самом деле был только один человек, с которым она когда-либо могла это сделать, и она понятия не имела, где он был. Она даже не знала, в какой стране он был. Кроме того, она сожгла мосты с ним. Положила этому конец. Ее решение, о котором она не жалеет. Нет. По крайней мере, это то, что она говорила себе каждый раз, когда он проскальзывал в ее мысли.
Больше писем в почтовые ящики. Счета, судебные повестки и плохие новости. Случайная открытка на день рождения или открытка из-за границы. Где-нибудь в жарком и солнечном месте, где тебе не нужно было прятаться за укрытием или обделываться, когда ты шел по улице, потому что твой оппонент нашел выдающуюся позицию.
Она обогнула многоквартирный дом, и над ней снова нависла автостоянка. Мальчик ушел, и теперь там, наверху, никого не было. Ничего, кроме массы бетона и рядов машин, а над всем этим - мрачное серое небо цвета оружейного металла.
Холм еще немного постоял у раковины. Он рассматривал себя в зеркале, пытаясь заглянуть за пределы своего отраженного образа, чтобы каким-то образом увидеть будущее. Не было ничего, кроме нахмуренного лба и лица с дюжиной неровных линий, линий, которые, как он знал, углубились за последние несколько лет. Была ли это жизнь и старение или отметины свидетельствовали о более серьезном недуге? Он не был уверен, но в любом случае работа не помогала, и нынешнее фиаско ознаменовало новую низкую точку в карьере, которая в последнее время не достигала максимумов. Возможно, ему следует просто смириться с тем фактом, что он прошел через это. Его разум просто работал не так, как когда-то. Его творческие способности были высосаны постоянным стрессом из-за попыток оставаться в курсе последней угрозы. Если вы допустили ошибку, погибли люди. И, как сказал Палмер, он облажался с этим.
Большое время.
Он встретился со своим взглядом в зеркале и задался вопросом, как, черт возьми, до этого дошло.
Стивен Холм был старшим аналитиком в Объединенном центре анализа терроризма. Входя в состав MI5, ее роль заключалась в том, чтобы анализировать разведданные и оценивать уровень угрозы, исходящей от различных групп и отдельных лиц. Путь Холма в JTAC был окольным. Он начал свою карьеру в качестве битника в Метрополитен до перехода в CID, где его прикрепили к специальному отделению. Он присоединился к Специальному отделению задолго до 11 сентября, когда слово "террорист" неизменно относилось к ситуации в Северной Ирландии. Это была грязная война, но враг был знаком. У них был одинаковый цвет кожи, они поклонялись одному Богу и говорили на одном языке. Они понимали, что существуют определенные правила, которые должны соблюдать обе стороны. Если 9/11 навсегда изменили этот уютный вид, то британский эквивалент – 7/7 – принес его на улицы Лондона с буквальным треском. JTAC была сформирована после событий 11 сентября, когда службы безопасности поняли, что они сильно отстали, и примерно в то время Холм перешел из полиции в Пятую, заняв должность в международной контртеррористической службе. Его назначение в JTAC произошло в пятьдесят лет, и за прошедшие годы у JTAC было много успехов и несколько неудач, но никто не обманывал себя, что война была даже близка к победе.
Нет, подумал про себя Холм, даже близко.
Ранее на этой неделе ходили слухи о возможном нападении. Несколько туманных перехватов из GCHQ. Заинтересованное лицо, совершающее незапланированное путешествие. Слово от Палмера о том, что он получил самородок от глубоко законспирированного контакта в Бельгии. Все эти события предполагали, что что-то может произойти, но ни одно не указывало на точную цель или дату. Тем не менее, у Холма было внутреннее предчувствие надвигающейся катастрофы, но, как он часто говорил младшим коллегам, вы не могли пойти к Пауку и предложить ей просто догадку. Тебе нужен был сочный кусочек, если ты хотел, чтобы она откусила.
Он всю неделю мотался вокруг да около, пытаясь извлечь информацию из различных источников, даже подключив информатора, которого он обычно приберегал для случаев, когда считалось, что нападение неизбежно. Информатор, подкупленный чашкой сладкого черного кофе и пожертвованием в размере пятидесяти фунтов в местную благотворительную организацию для бездомных, упомянул мечеть, которую он посещал в западном Лондоне. Там был приезжий священнослужитель из Палестины. Встреча молодежной группы, на которой были распространены фотографии зверств, совершенных британскими, американскими и израильскими силами. Поговорим потом.
"Горячие головы и идиоты", - сказал информатор, умеренный человек, который не имел отношения к экстремизму, когда наклонился, чтобы отхлебнуть кофе. ‘Ты хочешь знать их имена?’
Холм кивнул, но знал, что это не то. Это были просто парни, которые были парнями. При всем религиозном рвении, которое лидер мог вызвать среди молодых, впечатлительных умов, он сомневался, что бравада чем-то отличалась от той, что встречается у молодых людей, которые следуют другим вероучениям или даже вообще не исповедуют никаких вероучений. Дебилы были в любой стране, любой культуры, любого цвета кожи. Он все равно взял имена, сопоставил их и вычеркнул пробел.
Когда вечер четверга перешел в утро пятницы, болтовня сошла на нет. Младшие аналитики с затуманенными глазами продолжали бросать на него взгляды, и вскоре после четырех утра Холм назвал это безопасным и отправил всех по домам. Он оставался в ситуационной комнате еще пару часов, а затем выписался сам.
В безопасности.
Тупой идиот.
Холм налил себе еще одну порцию дезодоранта для пущей убедительности и вернулся в спальню, чтобы одеться.
Глава вторая
Сильве оставалось доставить всего несколько писем, когда начался сильный дождь. Вдалеке послышался раскат грома, когда она проходила мимо магазина с телевизорами в витрине. Вода стекала по стеклу, размывая телевизионные изображения. Она натянула на себя непромокаемую одежду, застегнула капюшон и убедилась, что клапан почтового пакета закрыт. В нескольких шагах впереди мальчик, которого она видела ранее на автостоянке, улыбнулся ей, когда отец тащил его с мокрой улицы в магазин. Пара остановилась у входа и уставилась на огромный экран. Красная полоса проходила по нижней части изображения, слово Breaking вспыхивало и гасло. Отец покачал головой, наклонился и что-то сказал мальчику, а затем они ушли, вглубь магазина.
Сильва тоже посмотрела на экран и обнаружила, что движется вперед. Волна тепла от воздушной завесы приветствовала ее, когда она вошла в магазин. Теперь на экран смотрели другие. Пожилой мужчина. Молодая пара. Женщина в деловом костюме.
‘Не верится, не так ли?" - сказал старик, ни к кому конкретно не обращаясь. ‘Нам нужно стереть их с поверхности земли’.
На экране вспыхнул хаос. Мигают синие огни, бегут солдаты, машины скорой помощи выстраиваются вдоль улицы. Камера сделала панорамирование и показала остатки кафе. Весь фасад был разрушен градом пуль, улица была завалена столами, стульями и обломками. Лужа красного запятнала тротуар рядом с кучей чего-то розового и необработанного, и камера быстро переместилась. Сильва почувствовала, как капля холодного дождя соскользнула с капюшона ее водонепроницаемой куртки и упала ей на шею. Она протолкнулась и встала впереди.
"Где это?" - спросила она.
"Тунис", - сказала деловая женщина. ‘Слава Богу’.
Кафе на экране возникло из недавнего воспоминания. Чашка с блюдцем и палочки корицы к кофе. Необычные маленькие бисквиты. Вечер, проведенный в спадающей дневной жаре не более трех месяцев назад. На следующее утро объятия и поцелуи и обещание, что они скоро наверстают упущенное. Полет обратно в Великобританию, Сильва смотрит в иллюминатор самолета, как Европа скользит внизу, задаваясь вопросом, на что было бы похоже, если бы ее родители вели нормальную жизнь. Передалась ли им страсть к путешествиям? Было ли это причиной, по которой она никогда не чувствовала себя успокоенной?
Камера переместилась вправо. Три мешка для трупов лежали перед офисным зданием, где окно из зеркального стекла превратилось в паутину. Рядом с окном стояли несколько полицейских с автоматами в руках. Новостная лента в нижней части экрана прокрутилась влево. Глава британской благотворительной организации women's aid была убита в результате нападения на кафе в Тунисе. Другие эмигранты и туристы также подверглись нападению. Семнадцать человек получили ранения, по меньшей мере семь со смертельным исходом. Капля дождя сбежала с шеи Сильвы вниз к ее груди, и она вздрогнула. Она была в кафе, она была уверена в этом. Затем зазвонил ее телефон, и она отошла от толпы, выйдя на улицу под дождь. Она вытащила телефон из сумки и увидела звонившего. Он так и не позвонил ей, по крайней мере, на работу. На самом деле он вообще ей не звонил. Она поняла, что ее рука дрожит, когда она поднесла телефон к уху.
"Папа?" - спросила она.
‘Это твоя мать’. Голос колебался, спотыкался о слова, пробормотал серию обрывочных фраз. Несмотря на то, что она хороша в отдаче приказов, умение справляться с эмоциями никогда не было сильной стороной ее отца. ‘Она… что ж, она мертва.’
"Я знаю", - сказал Сильва.
Она закончила разговор и бросила телефон обратно в почтовую сумку. Она оставила клапан открытым, и дождь забарабанил по буквам, когда она начала ходить. Через несколько шагов по ней пробежал непроизвольный спазм, и она перешла на бег трусцой. Она убежала из главного торгового района и направилась к набережной, ее ноги двигались быстрее. Рысью, бегом, спринтом. В какой-то момент она резко остановилась и посмотрела на сумку. Все внутри было промокшим. Она бросила сумку на тротуар и сняла непромокаемое пальто. Красное и синее. Униформа. Она аккуратно сложил пальто, положил его на тротуар и побежал к зарослям травы, с которых открывался вид на Плимут-Саунд. В открытом море потоки дождя пронеслись по воде, обрушиваясь на одинокий серый военный корабль, пришвартованный в центре залива. На секунду над морем промелькнул яркий луч, но затем он исчез, когда с запада надвинулись темные тучи. Сильва подбежал к ближайшей скамейке и, задыхаясь, рухнул на мокрую поверхность. Она подтянула колени к груди и раскачивалась взад-вперед, пока продолжал лить дождь, не желая прекращать двигаться, не желая думать.
Холм нашел чистую рубашку, но его костюм лежал скомканным там, где он бросил его, когда вернулся с работы. Он натянул брюки и куртку и взял пару шоколадных бисквитов из шкафа на кухне. Глоток молока прямо из пакета в холодильнике и его завтрак – в четыре пятнадцать пополудни – был готов.
Полчаса спустя он вышел из недр станции метро Виктория и направился к реке. Он направился к Миллбанку, уворачиваясь от людей, идущих в другую сторону. Сейчас был час пик, и большинство людей расходились по домам. Толпы рабочих. Переполненные автобусы. Движение "Нос к хвосту". Когда Холм приближался к дому на Темзе, он посмотрел на пару молодых мам с младенцами, привязанными к их передам. Неподалеку три городских типа обменивались офисными шутками, а учитель водил группу иностранных школьников на экскурсию. Это было мягкое подбрюшье страны, наводненное легкими целями. Много раз он обсуждал с коллегами, как им повезло, что большинство террористов были довольно глупы. Как еще объяснить относительно небольшое количество атак? Конечно, службы безопасности добились большого успеха в пресечении ряда заговоров, но это не объясняло, почему их не было больше.
В Доме на Темзе он прошел через всю канитель прохождения службы безопасности и направился в ситуационную комнату. Когда он уходил рано утром, там были пустые стулья и пустые мониторы, но теперь каждый экран горел, и почти каждый стул был занят. Люди разговаривали по телефонам, пальцы стучали по клавиатурам, и воздух наполнял гул полудюжины разных языков.
В одном углу комнаты младший оперативник, Фарах Джавед, склонился над ноутбуком, уставившись на какие-то черно-белые изображения. Джавед был аналитиком в отделе Холма, который непостижимым образом привязался к Холму как к своего рода гуру разведки. У Джаведа была пышная копна черных волос и обаятельная улыбка. Он был очень ярким и очень веселым – факт, которым, как он сказал Холму, были недовольны его пакистанские родители во втором поколении. Холм втайне сочувствовал им. "Живи и давай жить другим" было девизом, которого он пытался придерживаться, но ему пришлось признать, что ему было немного неудобно из-за откровенной сексуальности Джаведа. Он списал это на свой возраст, свалив Джаведа в кучу вещей, которые ему показались трудными, включая смартфоны, кассы супермаркетов для самостоятельного сканирования и потоковую передачу музыки.
‘Это хорошо", - сказал Джавед, не поднимая глаз, каким-то образом чувствуя, что это Холм у него за плечом. Запись с камер видеонаблюдения из здания рядом с местом происшествия. У нас уже есть совпадение по одному из нападавших.’
‘Неужели?’ Холм начал чувствовать проблеск надежды. Он взглянул на экран, где Джавед увеличил изображение. Молодой человек стоял с автоматической винтовкой в руках. На голове у него была клетчатая шема, но часть покрывала соскользнула, обнажив его лицо. У мужчины была борода, и черты его лица были нечеткими, но Холм знал, что для того, чтобы программное обеспечение для распознавания лиц подобрало совпадение, требовалось всего несколько точек данных. ‘Кто он?’
‘Мохид Латиф’. Джавед полуобернулся к Холму. ‘И он британец’.