Мефистофель сетует Богу на плохую жизнь людей, на что Господь отвечает :
"Ты знаешь Фауста?
Он мой раб.
Пока еще умом во мраке он блуждает,
Но истины лучом он будет озарен;"
Тем не менее, черт не отступает от своего и просит Господа-Бога проверить Фауста, на что получает утвердительный ответ. Фауст - доктор, с необычайной, даже ненормальной жаждой познания, с постоянным стремлением к истине, который посчитал себя равным божеству, но после встречи с Духом Земли он понимает свою ошибку, понимает свою ничтожность... Мефистофель - известный плут и хитрец, попадает в комнату доктора под видом пуделя и оставшись на едине с главным героем трагедии, предстает перед ним в своем настоящем обличии. Фауст и черт заключают договор, по условиям которого Мефистофель становится рабом ученого на время его жизни... Черт "выводит" его сначала в "Малый", а затем и в "Большой свет". Фауст становится мужем Елены Прекрасной, оказывается очевидцем величия древних империй.Смерть настигает Фауста в тот момент, когда он вынашивает грандиозный план изменения природы. Тем не менее, ослепнув, состарившись, герой прозрел внутренне. Мефистофелю не удалось доказать его ничтожности, он проиграл.
Отзыв
Герой-бунтарь трагедии, доктор и юрист Фауст, персонаж самого знаменитого произведения Гёте. Иоганн Фауст был исторической личностью, о невероятных чудесах которого создавались легенды, рассказы же о нем передавались из поколения в поколение. И Гёте был далеко не первым, кто решил написать о данной личности, но что отличает его шедевр от других, так это совершенно другой подход к личности Фауста, о чем свидетельствует "нестандартный", по сравнению с другими произведениями, конец трагедии. Фауст не был растерзан чертями, как "Фаусты" других произведений, а забран ангелами на небеса. Как мне кажется, это символизирует все усиливающиеся позиции человека, дает человеку поверить в себя.
Комната доктора описана, как хмурое помещение с темными готическими сводами, что является олицетворением мира Средневековой эпохи со стереотипом аскетичного человека. Фауст всячески пытается вырватся на волю из своего мира, комнаты, поскольку он не знает предела совершенствования себя, его пытливый ум ставит перед ним новые, все более сложные задачи.
Фауст - чрезвычайно активный человек с неиссякаемой энергией, противоположностью которого является его помощник, Вагнер. Для Вагнера знания - это не познание мира и самого себя, а "понятие чисто количественное, выражающееся в числе прочитанных книг"(С. Митюрев)
Разочаровавшись в премудростях средневековой науки, доказательство этому можно найти в третьей сцене, где он воспринимает хвалы народа с усмешкой, Фауст прибегает к магии. Доктор едва не погубил себя ради эксперимента, когда он хотел слиться со Вселенной, познать ее тайны, но звон колоколов и хоровое пение дали ему опомнится, осознать богохульство свершаемого, хотя сам Фауст в церкви бывал чрезвычайно редко.
Это произведение писалось Гёте без малого 60 лет(!) и поэтому как мне кажется заключает в себе опыт жизни и глубочайший, скрытый смысл. Весьма любопытно, что Гёте, как и герой его произведения был ученым, а также юристом. А ведь реальный Фауст, был только ученым... Это наталкивает на мысль, что взгляд на мир Фауста, отражение понятия мира его автором. Тогда становится вполне понятным, почему Фауст не был растерзан чертями, поскольку автор наверняка был убежден в своей правоте.
Обычно, трагедиям сопутствует плохой конец, но без внимательного изучения, его как такого в произведении Гёте нет. Всем трагедиям свойственны коллизии выбора. Как мне кажется, проблема выбора, заключается в выборе продолжении дальнейшего познания мира, у него есть только два пути, кажый из них тупиковвый, с катастрофическим концом. Фауст заключает чудовищную сделку с чертом, он знает, что хочет от него Мефистофель, чего потребует, но это не в силах его остановить, так как он не смыслит жизни без познания. Трагична также судьба Маргариты Гретхен, невинной девушки, которая полюбила доктора. Она была заключена в темницу и приговорена к смерти. А ведь она была так молода:
"Я хороша, за то и погибаю!
Был близок друг, теперь далек,
Цветы увяли, сорван мой венок..."
Таким образом, в произведении Гёте, как мне кажется, две трагедии. Фауст осознавал, что он натворил, он презирал Мефистофеля, а черт в свою очередь называл его "мелкой тварью". Но у него не было другого выбора, кроме как находится рядом с Мефистофелем, который, словно тень, преследовал его и не оставлял его одного ни на минуту.
Нельзя обойти стороной и пролог на земле, который на первый взгляд вовсе не относится к трагедии. Из пролога становится ясно, что поэт, не желает выполнять приказания директора, поскольку действует от души, он - художник. Он - творец, и только ему позволено решать о чем писать и как писать. Фауст тоже не намерен жить по правилам средневекового общества, он сам творец своей судьбы.
Данте Алигьери
Поэма "Божественная комедия"
В поэме описано путешествие Данте по трем сферам загробного мира, коими явлются "Aд", "Чистилище"и"Рай". Во время его путешествия его сопровожают три спутника: любимый поэт Данте Вергилий, Беатричче, любовь его молодости, Бернард Клервосский, богослов и мистик. По мере продвижение по девяти кругам Ада, путешествие Данте замедляется, а степень вины грешников повышается. После прохождения кругов Ада, Данте продолжает свой путь и проходит через Чистилище, где грешники замаливают свои грехи. Данте, продолжая свой путь по загробному миру, доходит да десятой, самой высшей и благодатной сферы неба Рая.
Отзыв
Мне это произведение не столь понравилось, как заинтересовало. Ну, во-первых, "Рай", "Чистилище", "Ад" - число "3", символ тиединства - единства Отца, Сына, Святого Духа. В каждой из трех частей поэмы 33 песни, не считая вступительной песни в "Аду". Следовательно, в о бщей сложности в поэме 33х3+1=100 песен. Число "СТО", квадрат числа десять, числа символизирующего совершенство. Таким образом поэма совершенна. Сюжетом же произведения является движение к духовному совершенству. Без веры и надежды путь к совершенству закрыт также, как закрыт путь в Рай. В первом круге Ада, на воротах есть надпись, гласящая: "Оставь надежду всяк сюда входящий", но Данте добирается до десятого неба Рая, причиной тому, его вера, помощник - любовь, которую олицетворяет Беатричче.
Я не зря поместил поизведение Данте за произведением Гёте, эти два произведения затрагивают проблему нравственности, в них отображается проблема мировоззрения человека, авторы доказывают, что главное - чувства. Авторы не против церкви, но они и не согласны с аскетичным образом жизни. Не случайно Данте описывает в Аду муки священников и даже папы(!), наместников божих на Земле, а ведь они должны были быть примером для других. Он поднимает проблему гуманизма, поскольку Данте не согласен с жестокими нравами Средневековья. За время своего путешествия ое видит немало мучеников, и некоторых ему искренне жаль, хотя он и не забывает тяжесть их грехов. Он рассматривает мученников с позиции людей, ведь кем бы они не были, убийцами, предателями, они прежде всего люди.
Я был удивлен встрече с героями мифов Древней Греции. А также заметил некоторое сходство с древне-греческой мифологией. У Данте в Аду протекает река Ахерон, через которую перевозят души умерших, в мифах же эта река именовалась Стиксом.
Наибольшее впечатление на меня произвели второй и девятый круги Ада. Во втором меня поразило чудовище с длинным хвостом, которым оно захлестывало все новые жертвы, чтобы установить степень ее "греховности". На меня это произвело большое впечатление, потому что я понял бесправность человека, попавшего в Ад. В девятом кругу на меня произвел большое впечатление Люцифер. Данте изообразил его в "нестандартном" виде, терзающим тела Иуды, предавшего "небесное величие" - Исуса Христа, Брута и Кассия, предателей "земного величия" - Юлия Цезаря. Что еще показалось мне необычным, так это то, что Сатана словно впился в Божью землю, что, впрочем, наверное означает неизбежность кары за свершенные деяния, поскольку пока есть Земля, есть Люцифер, главный "каратель" загробного мира.
Данте также затрагивает проблему патриотизма, напоминая, что предательство - самый страшный грех.
И напоследок, многие зададутся вопросом, почему в названии произведения употреблено слово "комедия", а комичного в нем ничего нет. Дело в том, что в данном контексте, комедия означает драматическое произведение с хорошим концом.
В. Г. Белинский писал, что драматическое произведение - есть венец поэзии и литературы в целом, на примере шедевра Данте, мы можем в этом убедится.
Н. В. Гоголь
Повесть "Мертвые души"*
*В ХIX веке "Мертвые души" считались поэмой
Главный герой повести - Чичиков прибывает в губернский город NN, якобы для "спокойного проведения остатка жизни", на самом же деле он затевает крупную денежную аферу. Для ее осуществления он ездит от помещика к помещику, скупая "мертвые души", то есть неревизованных мертвых крестьян. Во время его деловых поездок с ним происходят разного рода неприятности, к примеру у него переворачивается бричка, а у Ноздрева он едва избежал побоев. Чичиков производит сильное впечатление на горожан и те даже хотят выдать его замуж, что мешает осуществлению его плана Но мечтам Чичикова не суждено было сбыться, он был разоблачен и заточен в камеру без суда, без следствия. Он был настолько подавлен, что что лучше автора это будет сложно обьяснить: "... и плотоядный червь грусти страшной, безнадежно обвился окло его сердца. ... Еще день такой, день такой грусти, и не быо бы Чичикова вовсе на свете..."
Отзыв
О такой повести нельзя не начать отзыв с хороших слов. Замечательная повесть с глубочайшим смыслом, повествующая не только о похождениях Павла Ивановича, но и о жизни в России в целом. Читатель может сам в этом убедится и будет вполне справедливо, если он скажет: "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!"(В. Г. Белинский) Русский дух ощущается в иронии повести, в ее юморе, и "в размашистой силе чувств"(В. Г. Белинский). К примеру, сам Чичиков, хоть и плутоват, но он тоже русский, он любит быструю езду, "пыль от дороги поднялась и скрыла его; не видать кто скачет, - видна одна несущаяся тройка" (Аксаков К.С) Таким образом так же как Гомеровская "Иллиада" раскрывает греческий национальный характер, так "Мертвые души" русский.
Как мне кажется, каждый из помещиков, к которым наведывался Чичиков являют собой стереотип, характер человек , причем в максимальном его проявлении. Вряд ли кто-то может быть скупее Плюшкина, вряд ли кто-то может быть более мягкотелым чем Манилов. Но это не значит что персонажи "зацикленны" на одном проявлении какой-то стороны характера. К примеру Ноздрев не только безбожный врун и шулер, но он еще чем то похож на уличного торговца: "Но купи эту лошадь, я ее за 10000 целковых купил, а тебе отдам за 5000!". Тем не менее все персонажи повести "живые", имнно поэтому нам не надоедает читать эту повесть, а наоборот нам хочется читать ее дальше. Аксаков К.С. по этому поводу писал так: "Общий характер лиц Гоголя тот, что ни одно из них не имеет ни тени односторонности, ни тени отвлеченности, и какой бы характер в нем ни высказывался, это всегда полное, живое лицо, а не отвлеченное качество (как бывает у других, так что над одним напиши: скупость, над другим: вероломство...)"
Отдельное место в поэме занимает юмор, ирония, но ни в коем случае не сатира. Лично я не мог удержать смешинки, когда читал о побывке Чичикова у Ноздрева и их встрече в трактире. Или же скупость Плюшкина тоже вызвала улыбку. "Ведь Гоголь большой остряк и шутник, и что за веселый человек, Боже мой! Сам беспрестанно хохочет и других смешит!"(В. Г. Белинский) Но воспринимать это произведение, как нечто шутовское было бы глупо, оно содержит глубокий смысл и требует подробнейшего изучения. "Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те, кому доступна мысль и художественное выполнение создания, кому важно содержание, а не "сюжет";... "Мертвые души" не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих: читая их во второй, точно читаешьновое, никогда не виданное произведение"(В. Г. Белинский) Трудно не согласится с такими авторитетными людьми, посвятившими свою жизнь изучению литературы.
Разумеется, что "Мертвые души" прочтутся всеми, но понравятся, не всем. Лично мне это повесть очень понравилась.
А. С. Грибоедов
Комедия "Горе от ума"
Главный герой - Чацкий прибывает в Москву после долгих странствий ради того, чтобы повидать свою возлюбленную, которая, впрочем взаимностью ему не отвечает, но по злому року судьбы оказывается в Фамусовском обществе, которое по взглядам на жизнь диаметрально противоположно Чацкому. Герой становится жертвой своего острого ума, поскольку его смелое суждение о различных вещах позволяет не только дать ему определение "карбонари", но и счесть его сумасшедшим.
Отзыв
Ну что можно ждать от гениального, человека, коим являлся А.С. Грибоедов, ну конечно, же столь же гениального произведения.
Основной сюжет произведения, как мне кажется, идеологический, в основе которго лежит столкновение Чацкого с фамусовским обществом. "В моей комедии, 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко выше других."(А.С. Грибоедов)
С другой стороны, в комедии можно заметить линию Софья - Чацкий - Молчалин... Чацкий ослеплен любовью, его рассудок помрачен, он даже не в состоянии понять иронические-издевательские реплик Софьи, которые направлены в его адрес. Он не замечает, что Софья отдает предпочтение Молчалину, лишь в конце комедии он, оскорбленный понял, потрясенный, Чацкий покидает фамусовский дом.
Отчасти Чацкий, сам виноват, он открыто дерзил Фамусову, а его высказывания чрезвычайно резки. Возможно Софья даже вполне справедливо подметила: "Вы желчь на всех излить готовы".
Ну что можно сказать еще по поводу этого произведения. Оно, так же как и "Мертвые души" требует глубочайшего изучения, понять с первого раза его ну просто невозможно, или надо быть гением, как сам Грибоедов. Он, единственный, написал такое произведение, в котором огромное количество лиц, друг на друга абсолютно не похожих, всем прдыдующим и последующим комедиям было свойственно весьма ограниченное количество действующих лиц. Ему удалось написать такое произведение, которое остается актуальным спустя два века, скажу больше, оно бессмертно. Если мы приглядимся, то увидем вокруг нас молчалиных, скалозубовых, фамусовых. Скрытый подтекст комедии, как мне кажется можно выразить в следующей фразе: "на бочку дегтя приходится ложка меда"
А.С Пушкин
"Евгений Онегин"
Евгений Онегин - главный герой романа, любящий повеселится, проводящий большую часть своего времени на балах вынужден сидеть с больным дядей, который присмерти, что не доставляет ему особой радости, а наоборот, его сильно раздражает:
"Какое низкое коварство
Послуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт воьмет тебя!"
И черт "взял" дядюшку Онегина, после чего, Евгений отправляется в деревню, поскольку городские будни наскучили ему. Там он знакомится с поэтом - Ленским, над которым ехидно посмеивается, считая его наивным ребенком, но не перебивает, пускай, мол выговорится. В деревне он встречается также с Татьяной Лариной, которая, впрочем как и Онегин, и Ленский резко отличается от других. Она становится яблоком раздора и Ленский стреляется с Онегиным. В результате дуэли он погибает, хотя его смерть можно считать напрасной, поскольку Ларина вышла замуж за генерала . Онегин же остался таким же тщеславным типом, уважающим только свое мнение.
Отзыв
Мне произведение чрезвычайно понравилось, оно полно страстей, читаеться, что называется на ура. Даже слова из иностранных языков, вышедшие из употребления русские слова не могут внести неястность при чтении этого шедевра, настолько понятлив и красив язык произведения.
Это произведение по-своему уникально, в частности ярко выражена линия героев. Эта линия - Ленский-Онегин-Ларина. Ленский - чрезвычайно чувственная личность, которая воспринимает мир через романтику. Онегин - душа компании на балах, это его стихия, он тщеславен, предпочитающий не отдаваться чувствам. Трудно сказать что он был влюблен в Ларину, он просто играл с ней в жестокую игру, даже не задумываясь о ране, которую он он причинить как Ленскому, так и Татьяне. Татьяна - противоположность своей сестры Ольги, по своей натуре тихая, невзрачная. Все эти три персонажа не похожи на "рядовых" людей, это придает роману особую красочность. Как мне кажется, Пушкин намерено выделил этих героев, чтобы читатель сконцентрировал все свое внимание именно на них. Ведь описываются и другие персонажи, в частности мать Татьяны, отец. Но читатель как правило не обращает на них особенного внимания.
Вряд ли можно почитать такого человека, который желал бы смерти своим родственникам, играл в опасную игру с чужими чувствами, прекрасно догадываясь об исходе подобной игры. Тем не менее, автор обращается к Онегину "мой Онегин", "дражайший Онегин", "друг мой", и это пожалуй единственное, чего я не понимаю, неужели Онегин достоин такого обращения!? Для него пожалуй даже не было известно определения дружбы, он был замкнут сам в себе, и. Повторюсь считал свое мнение неоспаримым.
Этот роман невольно напоминает мне смерть А.С. Пушкина. Поэт сошелся со своим недругом в дуэли и был смертельно ранен. Конечно глуповато проводить паралели между жизнью поэта и его романом, но выходит, что отчасти жизнь Пушкина копирует судьбу Ленского, поэта, романтика.