- На этом заседание кафедры объявляю закрытым. Все свободны. Зайди ко мне.
- Сейчас?
- Да.
У меня были планы на сегодняшний вечер, но с заведующим кафедрой и собственным руководителем спорить не стоит. Особенно, если у тебя не все так радужно, как требует план работы аспиранта.
- Заходи, садись.
Я выбрал стул попрочнее, чтобы не скрипел подо мной, если мне придется ерзать по нему. А ведь придется - руководитель настроен более чем серьезно.
- Начнем, пожалуй. Заканчивается третий год аспирантуры. Сколько статей ты подготовил?
- Статьи в работе.
- Я это слышу с твоего последнего курса. Потом ты зачем-то ушел в армию, хотя у тебя была отсрочка. Зачем?
- Со стороны армия выглядела как жесткая эффективная организация, почему-то существующая с древних времен до нашего времени. Я хотел понять.
- Понял?
- Да. Действительно, жестко, и действительно, существует. И действует эффективно.
- То есть, ты потратил два года, чтобы на выходе получить тот же результат, что и на входе?
- Ну, была гипотеза, полностью подтвержденная экспериментом. В высшей степени научно, разве нет?
- Не сверкай эрудицией. Я эту книгу тоже читал. Лучше скажи мне, зачем ты полез на физпрактикум для второго курса?
- Там есть такая простая установка для выявления силовых линий в воде. Опускаешь в кювету два электрода...
- Это понятно. Ты что там делал?
- Вытащил электроды, силовые линии остались. Преп сказал, что это ненаучно.
- То есть, ты поставил эксперимент по намагничиванию воды?
- Ничего я не ставил. Установка там сто лет стоит.
- Понятно. А зачем ты пошел на лекцию для первого курса по общей физике?
- Я в темноте оторвал ленту лейкопластыря от рулона. Место отрыва светится. Ну, я написал записку лектору.
- Зачем?
- Я пытался попасть к нему на прием, но он - светило, занят. Вот я и пошел на лекцию. Там 500 человек в аудитории, подумаешь, повысил им посещаемость.
- Дальше что?
- Лектор сказал, чтобы дурак, который написал эту записку, спустился к нему.
- И ты спустился? Под всеобщий хохот?
- Ага! Морду кирпичом, пусть думают, что я перестарок с рабфака.
- Продолжай.
- Лектор сказал, что большего бреда он в жизни не слышал. А я протянул ему лейкопластырь и предложил проверить в темной комнате.
- Ну и?
- Он отмотал метра три. Подумал, и сказал, то это давно известный эффект. Обещал вернуться к этой теме на лекции.
- Вернулся?
- Нет, забыл, наверное.
- А ты?
- Через год случайно нашел ссылку на работу из другого НИИ. Там ролик катали по липкому диску с большой скоростью. Из линии отлипания сыпался рентген. И даже гамма. Пара кандидатских и одна докторская.
- Это не по твоей специальности. Но ты же мог сделать тоже самое?
- Мог, наверное...
- Конечно, мог. При твоей-то пронырливости. Скажи мне, что ты делал на кафедре радиофизики?
- Это вообще случайность. Я не ожидал.
- Рассказывай!
- Было задание спаять мультивибратор. Дали паяльник, детали, шасси, схему. Ну, я собрал. Стал проверять работу, а он тристабилен.
- То есть?
- Вместо поочередного открытия каждого ключа, мой уродец некоторое время оставался в нулевом состоянии, когда оба ключа закрыты.
- Ты разобрался, почему?
- Нет, я показал одному из препов, он подозвал заведующего кафедрой. Тот долго ругался по поводу качества пайки.
- И?
- И ничего. Уродца отобрали, меня выгнали.
- Понятно. То-то они сейчас на ушах стоят. Зачем ты туда вообще пошел?
- Хотел проверить, могу ли я мысленно влиять на длительность импульса.
- Проверил?
- Не знаю...
- Зато я знаю. Ты везде лезешь, куда не надо. Отовсюду на тебя характеристики, одна хлеще другой. Тут даже откопали твою студенческую характеристику с военной кафедры. Весь физфак рассказывает бородатый анекдот про эту характеристику, а я только сейчас узнаю, что это - мой аспирант! Напомнить?
- Я помню...
- Тогда освежи мне мою старческую память, порадуй старика анекдотом!
- Командных навыков не имеет, технически безграмотен, авторитетом среди товарищей не пользуется.
- И единственное положительное качество?
- Вынослив...
- Как осел!
- Зато вывод - достоин присвоения звания "лейтенант Советской армии"!
- Действительно, достоин! Налей мне воды! Спасибо!
- Я могу идти?
- Сиди! Что ты наговорил на семинаре по космической геофизике?
- Я заметил, что в самую гадкую погоду, когда на улицу идти неохота, наилучшая связь. Как-то я даже поймал радио Йоханнесбург.
- На обычный радиоприемник?
- Да. Я и спросил на семинаре, почему? А мне сказали, что государство меня зря учило, что я утверждаю антинаучные вещи.
- Ты же говорил фактически об эксперименте без выводов и интерпретаций?
- А они все выводы сделали сами. И очень быстро. Оказывается, я утверждал, что Солнце влияет на ионосферу, на прохождение радиоволн и на погоду, а погода влияет на самочувствие, а вот это - антинаучно!
- И ты спорил?
- Нет, меня просто выгнали, как недоучку и мракобеса.
- Забавно. Сейчас они сотрудничают с радиолюбителями. Те говорят, что в наилучшие для связи дни они делают наибольшее количество необъяснимых ошибок. Но что сделал ты?
- Обнаружил эффект. Разве нет?
- Этого мало! Где статьи? Вместо этого ты пишешь дипломную работу на философском факультете за какого-то двоечника. Из интереса! У тебя же бездна времени!
- А это откуда стало известно?
- Напомни-ка мне тему работы?
- "Мотивация полностью удовлетворенного человека"
- Ты что думаешь, кроме тебя никто "Понедельник..." не читал? Когда записной двоечник пришел к руководителю с готовой темой, все удивились. А потом вспомнили твое выступление на экономическом факультете по поводу пирамиды Маслоу.
- Да, неловко получилось...
- И скажи на милость, где ты нашел время написать программу для биофака для ... напомни-ка?
- Выявление периодичности в системе метаболизма человека.
- Что я еще о тебе не знаю? Может, ты собираешься получить лицензию пилота F-1?
- Ну, я сегодня как раз должен был сдавать на права...
- Что?
- Всего лишь категория Б.
- Ты непозволительно разбрасываешься. Ты хочешь стать полиматом?
- Полимагом?
- Полиматом, энциклопедистом, универсалом, Леонардо да Винчи?
- Нет, даже не пытался!
- Тебе за 30, у тебя семья, ты все еще аспирант!
- Я немного подрабатываю.
- Кем, грузчиком?
- Нет. Я веду практические занятия в обществе "Знание".
- Какие еще занятия?
- Влияние воли и разума на судьбу через изменение случайных событий.
- И ЭТО в обществе "Знание"?
- Не хуже НЛО.
- Действительно. И что, "воля и труд человека дивные дива творят"?
- Так и есть.
- А платят за что?
- Я сделал несколько устройств - демонстратор нормального распределения, фонтанчик и тому подобное.
- Как это связано с судьбой?
- Пока тренируемся отклонять шарик или капельку воды.
- Всё! Не могу больше! Уйди, недоучка и мракобес!
- И осёл?
- Нет! Осел знает пределы своих возможностей!
Аспирант и инструктор по вождению
- Добрый день!
- Добрый! Чего не пришел на экзамен?
- Дела.
- Следующий экзамен через неделю. Возьмешь еще пару уроков?
- Почем?
- Недорого. Договоримся.
- Когда?
- Да хоть сейчас.
- Ты, вроде, в ремонт хотел?
- Пока скрипит, но едет. И вообще, тормоза придумали трусы.
- Ну, вот, теперь можно ехать. Не хочешь к нам в сервис?
- Почетно! С чего такая щедрость?
- Не пьешь и руки растут откуда надо. Кстати, я ведь был на твоих занятиях!
- Деньги назад просишь?
- Да нет, у меня вроде горка шариков сдвигается, только влево.
- А вправо?
- Не получается. Купил у вас доску с гвоздиками и шариками. Жене показал, она посмотрела-посмотрела, а потом выбросила.
- Не смогла?
- Не-а. Зато потом поймал ее, когда она взглядом пыталась струйку воды сместить.
- Пыталась?
- Да вроде получилось чуть-чуть. Теперь хочет доску с гвоздиками обратно.
- Зря. Похоже, кто-то может с шариками, кто-то с водой, кто с огоньком свечи, а кто с растениями.
- А ты что можешь?
- Как-то раз растопил кубик льда, в воде вырастил водоросли, испарил воду, сжег водоросли.
- Взглядом?
- Да.
- Свистишь!
- Ага! На самом деле, силой воли и разума!
- Всё, понял, больше не буду. Ты вот лучше скажи, что там ваши умники говорят, куда мы идем?
- Теперь я не понял.
- Ну, раньше мы шли широким шагом в коммунизм, потом оказались в развитом социализме, потом вот капитализм строим.
- Ну, да, типа того.
- Мы что, назад идем?
- А что было до капитализма?
- В школе говорили, феодализм.
- Ну, ты сам ответил на свой вопрос.
- И чо?
- Да здравствует феодализм - светлое будущее всего человечества!
- За дурака меня держишь?
- Нет. Сам подумай, что нового появилось после середины 20 века?
- Электромобили!
- Электромобили появились раньше ДВС. То же самое в авиации, в морском транспорте...
- А мобильники?
- Начало 20 века!
- А цифровое фото?
- Как раз середина 20 века.
- То есть, прогресса нет?
- Похоже, он не нужен тем, кто принимает решения. Им и так комфортно.
- Погоди, значит, не нужны спецы?
- Не нужны. Нужны грамотные потребители. А значит, наука, образование - побоку. И средний класс туда же. Остается элита и масса.
- Быдло?
- Фу, как грубо! Потребители! Заметь, квалифицированные.
- Это как бароны и квалифицированные крестьяне?
- А теперь добавь к этому исчерпание энергоресурсов. На выходе - мир меча и магии.
- А, понял, у меня на компе такая игруха стоит. Прикольно!
- Ты там кто?
- Паладин!
- Круто! А по жизни потянешь роль?
- Что-то мы заболтались. Тут направо, потом прямо и налево. Так, здесь подтормаживай, впереди крутой спуск и узкий мостик, двум машинам не разойтись. Потом крутой подъем.
- Лады.
- Что-то в сон тянет. Хорошо вчера посидели.
- И у меня какие-то вспышки в глазах.
- Ты не спи.
- Уснешь тут. По нам прожектор что ли бьет?
- Нет тут никаких прожекторов. Давай, останавливайся от греха.
- Да, что-то странное.
- Что за звук?
- Педаль тормоза пустая, грохает о корпус.
- Тормозуха вытекла. И ручник не держит. Тормози двигателем! Сколько на спидометре?
- Уже за сотню. Разогнались на спуске.
- На встречке грузовик! Видишь?
- Плохо! Вспышки слепят!
- Не дури! Нет никаких вспышек! Держи руль!
- Уйти на обочину?
- Убьёмся! Разойдемся до моста! Главное, чтобы грузовик не тормозил!
- Ни черта не вижу! Ты заснул?
Инструктор заснул мгновенно, как отключился. Вместо дороги я видел ослепляющие вспышки, как будто яркий луч сначала широко сканировал пространство, а потом его колебания становились все короче, сосредотачиваясь на мне.
Встреча с грузовиком казалось неизбежной. Все происходило как не со мной, страха не было. Мы находились с одной стороны моста, грузовик с другой. Очередная вспышка. Машина каким-то образом оказывается на той стороне моста и проскакивает в сантиметре от бампера грузовика.
Потоки света накрывают меня с головой. Тупо держусь за руль. Машина катится вверх по дороге, теряет скорость и останавливается. В голове пусто. Как в пересохшем колодце. Каа.
Через некоторое время зрение восстанавливается. Инструктор уже возвращается из кустов.
- Что-то я съел не то.
- Шутишь? Мы только что чуть под грузовик не попали!
- Какой грузовик? А машину, да, в ремонт без вопросов!
Король и Королевский совет
- Его Величество Король!
- Оставьте церемонии. Не до них. Садитесь, господа. Архимаг, приступайте.
- Сегодня были зарегистрированы три магических всплеска. Два - в зале призыва, третий - во дворце. В зал призыва спустились ученики Двенадцати, и обнаружили, что все двенадцать их руководителей мертвы. Высушены до состояний мумий. Кто из учеников расскажет?