Асмолов Константин Валерианович : другие произведения.

Доклад на специальной конференции - 2007

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Асмолов К. В.
  Образ Кореи и корейцев в массовом сознании россиян
  
  Представляется, что значительная часть проблем межкультурной коммуникации связана с тем или иным устоявшимся стереотипом "национального образа", который настолько укоренился в массовом сознании, что определяет "цвет" очков, через которые общество видит и на этом основании оценивает действия отдельного представителя данного народа. Такой стереотип очень часто лежит в глубине сознания и не всегда может быть "фиксирован" с точки зрения понимания того, насколько он оказал влияние на выбор.
  Такой же образ есть не только у народа, но и у страны. При этом данные образы могут не совпадать. Однако они, безусловно, формируют так называемую "ментальную карту", отражающую представление человека об окружающем мире.
  Именно поэтому, рассматривая вопросы улучшения отношения России с корейскими государствами, мы должны не только анализировать трудности в экономической или политической сфере, но и представлять себе то, какими видят Корею или корейцев отдельный россиянин, не имеющий востоковедного образования и не занимающийся специально этой темой.
  Понятно, что если народ или страна имеют в массовом сознании однозначно отрицательную репутацию (безотносительно того, насколько это соответствует действительности), то именно она будет во многом влиять на принятие решения относительно данного объекта.
  В СМИ Корея представлена относительно слабо. Точнее, если в отношении иных стран у нас очень часто ведется постоянное освещение всех аспектов ее жизни, то когда речь заходит о Корее, то освещение ее жизни идет всплесками и касается событий, которые можно назвать чрезвычайными. В первую очередь сегодня - это ракетно-ядерная теме, в меньшей степени - моменты, связанные со стихийными бедствиями или деятельностью первых лиц государства, которые нельзя не освещать.
  Большую часть информации о Южной Корее россиянин получает из "южнокорейского источника", будь то корейское кино, знакомство с корейской техникой или культурные мероприятия, проводимые в России корейской стороной в рамках развернутой программы, направленной на знакомство внешнего мира с Республикой Корея и выстраивание там ее "правильного имиджа".
  Северная Корея же остается для массового сознания "терра инкогнита", и представление о ней во многом складывается по публикациям "из вторых рук" - описаниям страны российскими или зарубежными авторами. При этом представления, основные на прямом контакте (иначе говоря, впечатления тех, кто бывал в стране сам), занимают среди них очень малое место.
  Но даже эти "записки очевидцев" можно разделить на несколько групп по принципу политической ангажированности. Изначально сконструировав в своей голове тот или иной образ КНДР, они неосознанно, а чаще - осознанно, видят только то, что укладывается в созданную ими картину. Иными словами, вместо того, чтобы смотреть в окно, они смотрят в зеркало и часто едут на Север, желая увидеть Советский Союз пятидесятых-шестидесятых годов. В результате одни, упиваясь своим демократизмом и принадлежностью к Европе, фиксируют внимание на бедности и культе личности, окончательно формируя у масс картину ужасной страны-изгоя, существование которой неприемлемо для "белого человека". Другие, представители идейных левых, ностальгируют по старому миру и видят в КНДР некий идеальный островок социализма и заповедник духовности. Третьи, как правило, сохраняют объективность, хотя "игра в разведчика" тоже накладывает отпечаток на их реакции. Тем не менее, тон большинства таких "политически неангажированных" репортажей скорее нейтрально-дружественный. Проблемы страны описываются с пониманием и некоторым сочувствием, а эндемика, связанная с культом личности, рассматривается как деталь местной традиции. При этом можно отметить, что наблюдения тех российских граждан, которые не были жителями мегаполисов, зачастую обладали гораздо меньшей долей снобизма.
  Важно, что иногда очень хорошие фотографии, которые нередко можно использовать в качестве источника информации, снабжены такими комментариями, которые отражают полное непонимание того, что именно увидел автор.
   Закрытость КНДР с точки зрения информации порождает неприятный феномен, когда любые данные об этой стране, особенно данные враждебной пропаганды или сообщения перебежчиков, не воспринимаются с каким бы то ни было уровнем критики или попытками это проанализировать. В результате автору не раз приходилось опровергать совершенно дикие слухи о КНДР, значительная часть которых была построена на мифологизированных представлениях о сталинском времени в нашей стране. Так, Ким Ир Сену и Ким Чен Иру приписывались поступки и мотивы поведения, калькирующие наши "легенды" о Сталине и Берии.
  Кроме этого, к сожалению, в корееведении пока еще нет книги, которая открывала бы Корею для массового читателя и при этом вышла бы достаточно большим тиражом, заняв в массовом сознании такое место, какое занимали в нем книги Вс. Овчинникова о Японии. Из того, что вышло на русском языке на сегодняшний день, к этому формату наиболее близки книги А. Н. Ланькова, но и они пока еще не заняли эту нишу.
  Учитывая все это, автор данного исследования задался целью выяснить, "что мы знаем о Корее", и провел опрос среди пользователей такого интернет-ресурса, как "Живой журнал". Выбор этой площадки для исследования был связан отчасти с тем, что автор сам ведет Интернет-дневник, в рамках которого по мере сил и возможностей пытается заниматься "корееведческим просвещением" своих читателей, отчасти - тем, что средний пользователь данного ресурса весьма репрезентативен. Это, как правило, человек в возрасте 25-40 лет, имеющий или получающий высшее образование, а также - имеющий возможность в течение достаточно длительного времени ежедневно проводить несколько часов в Интернете, используя его и как средство общения, и как один из основных источников новостей. Последнее предполагает определенную планку интеллектуального уровня.
  В опросе, достаточно широко разрекламированном в Интернет-пространстве (с тем, чтобы избежать ситуации, при которой на вопросы отвечают преимущественно мои знакомые), его участникам предлагалось "поиграть в ассоциации": потратив минимум времени на вспоминание, назвать пять слов, понятий или образов, которые всплыли у них в голове в ответ на слова "Корея" и "корейцы".
  В опросе приняло участие около 300 человек, что делает выборку относительно репрезентативной, ибо опрос, в котором принимает участие менее сотни человек, не валиден. И хотя пять ассоциаций возникло лишь больше, чем у половины участников опроса (что само по себе говорит о том, что Корея не занимает особенного места в массовом сознании, и ассоциации, с ней связанные, всплывают с трудом), массив собранного материала позволяет сделать ряд интересных обобщений.
  Основная часть нашего исследования будет представлять собой анализ того, сколько раз было упомянуто то или иное понятие. Ответы разделены на условные группы ("личности", "черты характера", "события" и т. п.).
  "Корея"
  Персоналии/личности: Ким Ир Сен был упомянут 49 раз, Ким Чен Ир - 30 раз, кинорежиссер Ким Ки Док - 10 раз, герой литературного произведения Хон Гиль Дон - 7 раз, а полководец времен Имджинской войны Ли Сун Син и Пак Чжон Хи - по 2 раза. Необычно высокая популярность Хон Гиль Дона связана не столько с популярностью самого литературного произведения о нем, сколько с северокорейским фильмом 1986 г., который был у нас в прокате и оказался одним из первых фильмов Дальнего Востока с боевыми искусствами, которые увидели отечественные зрители. Среди некорейцев один раз был упомянут А. Н. Ланьков и 13 раз - автор этого исследования. Последнее я воспринимаю не столько как собственную популярность, сколько как свидетельство того печального факта, что единственное, что они знают о Корее - это нечто, чем занимается Константин Асмолов.
  Основной блок ассоциаций со словом "Корея" эксплуатирует тему раздела страны и связанного с этим напряжения. Слово "война" было упомянуто 49 раз. При этом в 20 случаях уточнялось, что речь идет о Корейской войне 1950-1953 гг. (сюда же относятся фразы типа "война со Штатами") и только 2 раза речь шла о русско-японской и японо-китайской войне.
  Пара "Север-Юг" была упомянута 33 раза; слова "разделение" или "раскол" - 18 раз; "38 параллель" - 14 раз; "ДМЗ" - 1 раз.
  Сама по себе Северная Корея была упомянута 22 раза, Южная Корея - 14 раз, но обычно респондент или упоминал в одном ответе пару "Север-Юг" или факт раскола страны, или давал два ответа, называя отдельно Север и отдельно - Юг. Впрочем, весьма интересно то, что Северную Корею упоминали чаще, но когда речь шла об отдельных проявлениях культуры, то образов, связанных с Югом, возникало, безусловно, больше.
  Среди символов, связанных с Югом, резко доминируют названия корейских компаний, хотя иногда респонденты называли не только компанию, но и конкретный продукт ее производства. Например, автомобиль "Дэу" или монитор "Самсунг".
  Собственно, именно "Самсунг" оказалась абсолютным лидером по числу упоминаний (66 раз), - автор связывает это с тем, что эта фирма производит мониторы, так что ее логотип поневоле присутствует перед глазами пользователя и потому ее название автоматически всплывает. Другие чеболи упоминались со значительным отрывом: Хёндэ/Хюндай - 18 раз, Дэу - 17, , LG - 8, КИА - 3, Gold Star и Лотте - по 2 раза, само слово "чеболь" - 13 раз. При этом отдельно отмечались южнокорейские автомобили (26 раз), электроника "вообще" 9 раз) и бытовая техника (7 раз).
  Из других ассоциаций, связанных с Югом, надо отметить тхэквондо, упомянутое 22 раза, но в десяти вариантах написания по-русски или латиницей; корейское кино (8 раз), флаг Южной Кореи с его специфическим дизайном (3 раза), а также две компьютерные игры, из которых одна была разработана в Корее (Lineage 2), а другая (Starcraft) чрезвычайно там популярна. Обе игры были упомянуты 3 раза. 11 раз было упомянуто слово "олимпиада" (видимо, олимпиада 1988 г. в Сеуле) и 3 раза - чемпионат мира по футболу, который проходил в Японии и в Корее в 2002 г.
  Среди ассоциаций, связанных с Севером, на первом месте "чучхэ" (43 раза). Кроме этого среди слов, которые скорее ассоциируются с КНДР, упоминались ядерное оружие (11 раз), голод (7 раз), нищета (2 раза), бедность (1 раз) и коммунизм (6 раз).
  Интересный результат дал и анализ географических названий и понятий, так или иначе связанных с историей. Слово "полуостров" было упомянуто 22 раз, включая всплывающий в сознании образ карты Корейского полуострова. 17 раз была упомянута "Страна утренней свежести", 5 раз - Корея как "азиатский тигр". У 9 респондентов на слово "Корея" возникла ассоциация "Восток", у 8 - "Азия", у 5 - "Япония", у 2 - "японская оккупация". Последнюю связь можно толковать скорее как связь-антитезу (по аналогии с тем, как ассоциацией на слово "война" часто является слово "мир") или указание на участие Японии в корейской истории. Что касается рельефа, то 13 человек упомянули горы, 3 упомянули море или туман и было достаточно много упоминаний о красоте корейской природы или отдельных особенностях ее флоры.
  Из городов 23 раза упомянут Сеул, 8 раз Пхеньян, 3 раза - красивый аэропорт Инчхона и 1 раз просто Инчхон, 3 раза - Чемульпо (старое название Инчхона), поскольку основная ассоциация ведет к событиям русско-японской войны и подвигу крейсера "Варяг", 3 раза Пусан, 4 раза остров Токто, территориальные споры вокруг которого у многих на слуху, 2 раза - Кванчжу (автор усматривает в этом указание на восстание 1980 г.) и 2 раза Мангендэ, - место рождения Ким Ир Сена.
  Из слов, имеющих отношение к корейской истории, 4 раза упоминалось слово "Чосон" - название страны в эпоху династии Ли, 3 раза - корабли-черепахи кобуксоны, 5 раз - "оккупация", 2 раза - "диктатура", 3 раза - "буддизм", 3 раза - ООН, причем в одном варианте с указанием на корейское происхождение его нынешнего генсека.
  Что касается культурных особенностей, то здесь на первом месте по числу упоминаний - различные вариации на тему "корейской морковки" (33 раза). Это достаточно забавно, поскольку означенная морковка является не столько собственно корейским блюдом, сколько продуктом "российско-корейской кухни". Тема собакоедения в разных вариантах упомянута 30 раз - от слова "собака" до упоминания блюда "посинтхан", кимчхи - 17, рис - 11, корейские салаты - 5, соджу (включая слова/замены типа "рисовая водка") - 6, "Доширак" - 4 и лапша вообще - 4, лук - 3, огурцы - 2 и "острая еда" - 3.
  Теперь посмотрим, какие ассоциации были связаны не столько со словом "Корея", сколько со словом "корейцы". Я специально провел это разделение, поскольку для большинства респондентов "корейцы" - в первую очередь, не граждане стран Корейского полуострова, а "свои" корейцы, - отечественные или проживающие в странах СНГ.
  И действительно. Первое место среди персоналий занял Виктор Цой 27 раз (имя указывалось не всегда). Ким Ир Сен в этой связи был упомянут 18 раз, Ким Чен Ир - 11, просто фамилия Ким - 11, Юлий Ким - 9, Ким Ки Дук - 3, Пак - 4 (просто Пак, что может указывать как на М. Н. Пака, так и на ряд его однофамильцев, в том числе - на героя старого советского фильма "Поговорим, брат", где колоритный кореец Пак оказался впоследствии японским шпионом); 2 раза - Пак Чжон Хи - 2, Чон Ду Хван - 2, священник Мун - 2 (скорее всего, - преподобный Мун Сон Мён, но я не исключаю и вариант Мун Ик Хвана - южнокорейского священника, неоднократно подвергавшегося репрессиям за левые взгляды и посещение Севера). Кроме этого, 16 раз упоминались разнообразные личные знакомые респондентов корейской национальности.
  Из "кулинарного" блока четко ясно, что наиболее яркая ассоциация российского массового сознания на слово "кореец" - собакоед. В различных вариантах тема собакоедения была затронута 65 раз! Корейская кухня в целом была упомянута 5 раз, рис - 12 раз, морковка - 19 раз, кимчхи - 10 раз, капуста - 4 раза, салаты - 6 раз.
  Достаточно большой блок ассоциаций связан с внешностью корейцев. Узкие глаза в разных вариантах отмечены 24 раза, маленький рост - 38 раз. Последнее достаточно забавно, поскольку, в отличие от китайцев, вьетнамцев или японцев, корейцы отличаются существенно более высоким ростом, и это говорит о том, что массовое сознание не так уж выразительно отделяет корейцев от других жителей дальнего Востока. Тем более что 9 раз ассоциацией на слово "корейцы" было "азиаты", а 8 - китайцы или японцы.
  Среди других характеристик, относящихся к внешности: "черные волосы" - 4 раза, кривоногие - 3 раза, толстые - 3 раза, худые - 2 раза, красивые - 4 раза, некрасивые - 3 раза. Как видим, эстетические оценки разделились примерно поровну.
  Среди характеристик, относящихся к образу жизни и чертам характера, с большим отрывом (54 раза) лидирует "трудолюбие", хотя к этому блоку отнесены и высказывания типа "трудоголики", и указания на дисциплину, и то, что они "кичатся" своим трудолюбием. Из остальных личностных характеристик - хитрость (8 раз), упорство/упрямство (12 раз), коллективизм в разных формах (10 раз), наивность и инфантильность (7 раз), нелюбовь к японцам (6 раз), вежливость (5 раз), дисциплинированность (5 раз), закрытость (5 раз), образованность (2 раза), бедность (7 раз). 5 раз упоминалось, что корейцы - любители алкоголя и даже могут перепить русских, 2 - о трудностях переговоров с корейцами, об их неуступчивости. Кроме того, в разных вариантах 6 раз отмечались патриотизм, верность долгу и высокая боевая подготовка. В последний блок входят как фразы типа "круто дерутся", так и упоминания о северокорейском спецназе, видео с боевой подготовкой которого гуляет по Интернету.
  Некоторые характеристики указывали на идеологию. 9 раз упоминались "коммунизм" или "коммунисты", 4 раза - христианство вообще и 2 раза - протестантство, 2 раза - буддизм.
  То, что корейцы бывают "северные" и "южные", было упомянуто 12 раз. Отдельно 4 раза были упомянуты "северные корейцы" (именно как всплывающий определенный образ людей со значками или людей, идущих строем) и 4 раза - "студенты" (подразумеваются южнокорейские студенты здесь).
  "Самсунг" на сей раз упомянули 6 раз, другие компании не упоминались. Автомобили - 6 раз, тхэквондо - 7, различные компьютерные игры (как сами по себе слова "компьютерные игры", так и их конкретные названия) - 8 раз. 7 раз упоминалась лодка "Кореец" и 3 раза - палочки для еды.
  В обоих опросах отмечалось развитие в РК Интернета.
  Из обработки результатов опроса были исключены как слова, связанные с Кореей более чем условно (например, "корейка" или "Корейко"), а также - странные образы, связь которых с Кореей не всегда понятна, и которые, видимо, навеяны какими-то личными особенностями того или иного респондента.
  
  Попытка провести еще один "срез" восприятия Кореи и корейцев в массовом сознании через анекдоты о них, по сути, успехом не увенчалась. Значительная часть анекдотов, в которых фигурировали корейцы, была скорее анекдотами на злобу дня, причем обыгрывались не столько какие-то внешне- или внутриполитические события, сколько моменты, когда что-то задевало простого российского обывателя. Например, то, как вели себя корейская сборная и руководство РК во время чемпионата по футболу в 2002 г., когда корейская сборная получила четвертое место не только благодаря своему высокому уровню, но и из-за активного использования Сеулом административного ресурса и связанного с этим относительно пристрастного судейства. Анекдоты же, которые касались корейцев вообще и должны были бы высвечивать наиболее заметные массовому сознанию черты национального характера (вне зависимости от того, вызывают они позитивный или негативный отклик), все были связаны с поеданием собак . Однако эта особенность корейцев не имела в анекдотах ярко выраженной негативной коннотации и воспринималась также нейтрально-добродушно, как, скажем, отмечаемая в анекдотах про украинцев их любовь к салу.
  С корейцами иногда связывают анекдоты в стиле "Сбил тебя наш летчик Ли Си Цын", однако хотя большая часть таких анекдотов про советскую помощь Корее или советских военных советников, сражающихся с американцами, могла появиться впервые во время Корейской войны, но затем использовалась и в отношении, как минимум, Вьетнама, превращаясь в "бродячий" сюжет.
  
  Подводя итоги, можно отметить следующее.
   В целом в России о Корее знают гораздо меньше, чем о Китае или Японии, несмотря на весьма активную со стороны РК пропаганду у нас знаний о своей стране. Отсутствие информации, особенно - в отношении Севера, нередко компенсируется слухами разной степени "дикости".
   Цельной информации о Корее нет. И Север, и Юг опознаются по набору легко узнаваемых брендов, которые на Юге в основном связаны с промышленным процветанием страны, а на Севере - с его эндемикой культа личности. Тем не менее, нет того уровня связности, который дает понимание внутренней ситуации и внутренних процессов, облегчая процесс принятия решения.
   Север и Юг упоминаются примерно поровну, а чаще - вместе. Поэтому тема раздела Кореи и Корейской войны является областью, в которой средний российский "читатель" относительно информирован, несмотря на то, что внимание уделяется в основном международным аспектам конфликта.
   Ярко выраженной негативной коннотации по отношению к Северной Корее нет, - она воспринимается как маленькая бедная страна со своими большими проблемами. В остальном отношение к Северной Корее окрашено отношением к советскому прошлому, и в КНДР видят в основном "старые добрые времена", не обращая внимание на конфуцианскую основу и подменяя корейские реалии конструктами, имеющими отношение к Советскому Союзу.
   Корейцы, с одной стороны, не выделяются ярко среди азиатов вообще, однако, с другой стороны, при упоминании о корейце речь нередко идет не столько о корейце корейском, сколько о корейце отечественном. Многие элементы быта или кухни, которые массовое сознание связывает с Кореей и корейцами, имеют отношение именно к корейцам России и СНГ.
   В целом отношение к корейцам в России доброжелательное, и даже те элементы национальной культуры, которые могли бы вызывать негодование, воспринимаются нейтрально. Эти данные подтверждаются и опросом, проведенным не так давно газетой "Комсомольская правда": "Восприятие друг друга совпадает у русских только с корейцами - очень доброжелательное".
   Таким образом, с одной стороны, Корея и корейцы не вызывают неприязни и отторжения, с другой - представления о Корее во многом являются мифологическими, и это относится не только к Северу, но и к Югу. В результате выработка решений, основанных на реальном знании ситуации, по-прежнему затруднена, и потому одной из важных задач российских корееведов является "прозелитическая работа", направленная на популяризацию правильного понимания страны и распространение знаний о ней.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"