Аспар : другие произведения.

Житие Иоанна Готского в контексте истории Крыма "хазарского периода". Введение, глава 1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Хотел загрузить текст книги целиком, но почему-то не вошел, пришлось разбить на главы.


Республиканский комитет АРК по охране культурного наследия

Крымский филиал Института археологии НАНУ

Крымский республиканский институт последипломного педагогического образования

Ю. М. Могаричев, А. В. Сазанов, А. К. Шапошников

ЖИТИЕ ИОАННА ГОТСКОГО

в контексте истории Крыма

"хазарского периода"

Симферополь

"АнтиквА"

2007

  
   ББК 63.3(2Укр-4Крм)
   М742
  

Печатается по решению ученого совета

Крымского филиала Института археологии НАН Украины

(Протокол N 2 от 26.02.2007)

  

Рецензенты:

   В. М. Зубарь -- доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии НАН Украины
   А. А. Масленников -- доктор исторических наук, ведущий научный со­трудник Института археологии РАН
   С. Б. Сорочан -- доктор исторических наук, профессор кафедры исто­рии древнего мира и средних веков Харьковского национального универ­ситета им. В. Н. Каразина
  
   Ю. М. Могаричев, А. В. Сазанов, А. К. Шапошников
   М 742 Житие Иоанна Готского в контексте истории Крыма "хазарского пе­риода". -- Симферополь: АнтиквА, 2007. -- 348 с.: ил.
  
   Житие Иоанна Готского -- ценный и наиболее часто цитируемый источник по истории раннесредневекового Крыма. В данной книге он анализируется в контек­сте истории Крымского полуострова так называемого "хазарского периода". Жи­тие рассказывает о событиях и процессах, протекавших на территории Южного Крыма в VIII в. На этом источнике в значительной степени основываются су­ществующие представления о политической и церковной истории Таврики ранне-средневекового времени.
   Для историков, преподавателей истории, студентов исторических факультетов, любителей истории Крыма.
  
   ISВN 966-2930-15-9
   No Могаричев Ю. М., Сазанов А. В., Шапошников А. К., текст. 2007.
   No "АнтиквА", оригинал-макет. 2007.
  
   _______________________________________________________________________
   Сканирование и вычитка - Aspar, 2011г. -6- - конец страницы оригинального издания
  

СОДЕРЖАНИЕ

  
   Введение ............................................................................................................................5
   ГЛАВА I
   Житие Иоанна Готского:
   время создания и этапы формирования источника .......................................................8
   ГЛАВА II
   Крым накануне "хазарского периода" .........................................................................30
   ГЛАВА III
   Хазары и Боспор в конце VII -- начале VIII в.............................................................39
   ГЛАВА IV
   Проблема "хазарских" поселений ..............................................................................103
   ГЛАВА V
   Некоторые проблемы истории Крыма
   иконоборческого периода.............................................................................................167
   ГЛАВА VI
   Иоанна Готский в истории средневекового Крыма ...................................................192
   ГЛАВА VII
   Хазары и Крым в IХ-Х вв.............................................................................................214
   Вместо заключения........................................................................................................237
   Summary .........................................................................................................................245
   ПРИЛОЖЕНИЕ I
   Житие Стефана Сурожского...................................................................255
   ПРИЛОЖЕНИЕ II
   К вопросу об ономастике Таврической Готии .............................................274
   ПРИЛОЖЕНИЕ III
   Готские языковые реликты в позднесредневековом Крыму.................................... 304
   Список литературы........................................................................................................315
   Список сокращений ......................................................................................................342

ВВЕДЕНИЕ

  
   Житие Иоанна Готского, несомненно, самый яркий и часто цитиру­емый источник по истории раннесредневекового Крыма. Однако пер­воначальная версия Жития не сохранилась. Наиболее полная из дошед­ших до нас редакций -- это его сокращенный вариант, состоящий из десяти небольших отрывков (глав)1. Она известна в нескольких рукопи­сях: Ватиканская N 1667 (Соd. Vaticanus 1667) X в., Ватиканская N 655 (Соd. Vaticanus 655) -- поздняя ущербная копия XVI в. с N 1667 и руко­пись афонского монастыря Филофея N 8 (mss 8 du monastere athonite Philotheou) XI в. Разночтения в этих рукописях незначительны и объяс­няются ошибками переписчиков.
   За 26 июня Житие Иоанна Готского по Ватиканским рукописям было издано в "Деяниях Святых"2. Рукопись афонского монастыря Филофея. в которой Житие Иоанна Готского приурочено к 22 июня, опубликована Эрхардом3. Последний раз текст Жития по Ватиканским рукописям был переиздан М.-Ф. Озепи4 в 2006 г.
   На русский язык источник впервые был переведен В. Г. Васильевским в 1878 г.5, а затем А. Никитским6. Недавно он был вновь с обстоятельны­ми комментариями опубликован С. Б. Сорочаном7. Текст Жития, в сопо­ставлении с различными синаксарными версиями, анализировался в рабо­тах Ю. М. Могаричева и А. К. Шапошникова8.
   В историографии известен широкий круг работ, в которых представле­ны различные аспекты рассматриваемого агиографического источника9.
   Житие повествует о событиях и процессах, протекавших на терри­тории Южного Крыма в середине -- второй половине VIII в. Именно на его информации, в значительной степени, основываются существу­ющие в историографии представления о политической и церковной истории Таврики VIII в. В первую очередь, это касается выводов о времени образования Готской епархии, об идеологических приорите­тах местных светских и церковных властей в период иконоборческих споров, о характере и степени византийского влияния в Крыму, о византийско-хазарских отношениях на полуострове. Кроме того, Житие Иоанна Готского содержит важные сведения по истории Византии ико­ноборческого периода.
   В настоящей работе мы попытаемся рассмотреть Житие Иоанна Гот­ского в контексте истории Крымского полуострова так называемого "ха­зарского периода", то есть времени, когда на многие процессы, проте­кавшие здесь, в значительной степени оказывало воздействие одно из наиболее влиятельных государств Восточной Европы раннесредневеко-
   -5-
   вого периода -- Хазарский каганат. Речь идет о хронологическом про­межутке с конца VII -- начала VIII в. до середины X в.
   Введение и глава I подготовлены Ю. М. Могаричевым и А. К. Ша­пошниковым, главы П-IV -- Ю. М. Могаричевым и А. В. Сазановым, главы V-VII и заключение -- Ю. М. Могаричевым. Приложения I-III -- А. К. Шапошниковым (кроме перевода армянского Жития Стефана Сурожского, выполненного старшим научным сотрудником НИЦ Крымоведения Т. Саргсян). Перевод резюме на английский язык сделан Н. И. Хра-пуновым.
   Авторы благодарят ученого секретаря Крымского филиала Института археологии НАНУ В. Ю. Юрочкина за помощь при подборе иллюстра­тивного материала.
  

Примечания

   1 Лопарев X. Византийские Жития святых VIII--IX вв. (продолжение) // ВВ. -- СПб., 1913.-- Т. XVIII. -- Вып. 1-4 (1911). -- С. 15; Sevcenko I. Hagiography of the iconoclast period // Iconoclasm. -- Bir­mingham, 1975. -- Р. 115; Huxley G. On the Vita of John Gotthia // Greek, Roman and Byzantine stu­dies. -- Durham, 1978. -- V. 19. -- N 2.-- Р. 161.
   2 Papebrochio D. De sancto Joanne, Episcopo Gotthiae. Vita e codice Vaticano nunc primum Latine versa. // Acta Sanctorum. -- lunii. -- T. V. -- Antverpiae, MDCCIX (1709). -- Р. 190-194; Acta sanctorum... Bollandi, mensis JuniL Tom. V. sub die 26. volum. V. ed. Veneziana, 1744. -- P 151 sq; Acta sanctorum, collecta... a sociis Bollandansis. lunii, VII, 3. ed. -- Pari­siis 1867. -- Р. 162-172; Halkin F. Analectaa Bollandiana. -- T. LXVI. -- Bruxelles, 1948. -- Р. 82, аnn. 1.
   3 Ehrhard H. Uberlieferung und Bestand der hagiographischen und homi-letischen Literatur der griechischen Kirche von den Anfangen bis zum Ende des 16. -- Leipzig, 1937. -- Т. I. -- Р. 642-647.
   4 Auzepy M.-F. La Vie de Jean de Gothie (BHG 891 // La Crimee entre Byz­ance et le Khaganat Khazar. -- Paris, 2006.
   5 Васильевский В. Г. Житие Иоанна Готского // Журнал Министерства Народного Просвещения. -- 1878. -- Январь. -- Ч. 195. -- Отд. II; Переиздано: Труды. -- СПб.. 1912. -- Т. 2. -- Вып. 2.
   6 Никитский А. Житие преподобного отца нашего Иоанна, епископа Готии / ЗООИД. -- 1885. -- Т. 13.
   7 Сорочaн С. Б. Византийский Херсон. Очерки истории и культуры. -- Харьков. 2005. -- Ч. 2. -- С. 1345-1370.
   8 Могаричев Ю. М., Шапошников А. К. К вопросу о времени создания "Жития Иоанна Готского" // Sacrum et profanum. -- Севастополь, 2005. -- Вып. I; Житие Иоанна Готского: два этапа формирования источника // Хазарский Альманах. -- К.-Харьков, 2005. -- Т. 4.; Могаричев Ю. М. Житие Иоанна Готского: вопросы и проблемы (предварительные замет­ки) // Материалы Международной церковно-исторической конференции "Духовное наследие Крыма" памяти преподобного Иоанна, епископа Готфского. -- Симферополь. 2007.
   9 Васильевский В. Г. Житие Иоанна Готского; Брун Ф. К. Черноморье. -- Одесса. 1880. -- Ч. II. -- С. 51-52; Браун Ф. А. О крымских готах. -- СПб., 1890. -- С. 11-13; КеппенП. И. О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических. -- СПб., 1837. -- С. 65-67; Куликовский Ю. А. К истории Готской епархии в Крыму в VIII в. // Журнал Министерства Народного Просвещения. -- 1898. -- N 2; Кулаковский Ю. А. Прошлое
   -6-
   Тавриды. -- К., 1914; Переиздано: К., 2002. -- С. 147-149; Шестаков С. П. Очерки по истории Херсонеса в VI-Х веках. Памятники Христианского Херсонеса. -- М., 1908. -- Вып. 3. --С. 36; Васильев А. А. Готы в Крыму// ИГАИМК. -- М.-Л., 1927. -- Вып. 5. -- С. 201-210; Vasiliev A. A. The Goths in the Crimea. -- Cambridge-Massachusetts, 1936. -- Р. 89-96: Бабенчиков В. П. Из истории Крымской Готии // Известия института Истории материальной культуры. --М.-Л. 1935. -- Вып. 117; Якоб­сон А. Л. Раннесредневековый Херсонес. -- МИА. -- 1959. -- N 63. -- С. 41-43; Средневековый Крым. -- М.-Л., 1964. -- С. 31-32; Крым в средние века. -- М.. 1973. -- С.33; Артамонов М. И. История хазар. -- СПб., 2001. -- С. -- 349-358; Баранов И. А. О восстании Иоанна Готского // Феодальная Таврика. -- К. -- 1974; Sevcenko I. Hagiography of the iconoclast period... -- Р. 115; Huxley G. On the Vita of John Gotthia; Auzepy M.-F. Gothie et Crimee de 750 a 830 dans les sources ecclesiastiques et monastiques grecques // МАИЭТ. -- Симферополь, 2000. -- Вып. VIII. -- Р. 324; Idem. La Vie de Jean de Gothie (ВНО 891); Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. О возникно­вении Готской епархии в Крыму // МАИЭТ. -- Симферополь, 1991. -- Вып. 2: К воп­росу о церковной истории Таврики в VIII в. /УАДСВ. -- Екатеринбург, 1999. -- Вып. 30; О некоторых вопросах истории Таврики иконоборческого периода в интерпретации Х.-Ф. Байера // МАИЭТ. -- Симферополь. 2002. -- Вып. IX; Айбабин А. И. Этниче­ская история ранневизантийского Крыма. -- Симферополь. 1999. -- С. 208-210; Бай­ер Х.-Ф. История крымских готов как интерпретация Сказания Матфея о городе Феодоро. -- Екатеринбург, 2001. -- С. 47-54; Могаричев Ю. М. Крымская агиография как отражение изменений в политической и церковной структуре Таврики иконобор­ческого периода (к постановке проблемы) // Проблемы истории, филологии, культу­ры. -- М. -- Магнитогорск, 2003.-- Вып. XIII. -- С. 266-27; Могаричев Ю. М. "Пещерные города" в Крыму. --Симферополь, 2005. -- С. 30-32; Могаричев Ю. М., Шапошников А. К. К вопросу о времени создания "Жития Иоанна Готского"; Они же. Житие Иоанна Готского: два этапа формирования источника; Шапошников А. К. Житие преподобного отца нашего Иоанна, епископа Готфии (переводы, толкования и комментарий) // Фадеева Т, М., Шапошников А. К. Княжество Феодоро и его кня­зья. Крымско-готский сборник. -- Симферополь, 2005. -- С. 173-209 (воспроизве­дение издания 1995 г.: Житие преподобного отца нашего Иоанна, епископа Готфии (тексты, переводы, толкования и комментарии). -- Коктебель, 1995); Сорочан С. Б. "Дело" епископа Иоанна Готского в связи с историей византино-хазарских отноше­ний в Таврике // Хазарский альманах. -- К.-Харьков, 2004; Рождение фемы. Херсон и Таврика в системе византийских военно-административных преобразований VIII--IX вв. // Проблемы истории, филологии, культуры. -- М.: Магнитогорск, 2004. -- N 14; Византийский Херсон. Очерки истории и культуры. -- Харьков. 2005. -- Ч. 1. -- С. 504-537; Ч. 2 -- С. 1345-1370; Ноуменко В. Е. Таврика у контекстi вiзантiйсько-хозарських вносин: полiтико-адмiнiстративний аспект. -- Автореф. дис. ... канд. iст. наук. -- К.. 2004. -- С. 12; К вопросу о готском епископе на VII Вселенском соборе в Никее и церковно-политической ситуации в Крымской Готии в конце VIII -- начале IX в. // Sacrum et profanum. -- Севастополь, 2005. -- Вып. 1; Виноградов А. Ю., Комар А. В. Институт тудуна и хазары в Юго-Западном Крыму VIII -- начала IX в. в контексте новых данных эпиграфики // Сугдейский сборник. -- К.-Судак, 2005. -- Вып. II; Zuckerman C. Byzantium's Pontic Policy in the Notitiae // La Crimee entre Byzance et le Khaganat Khazar. -- Paris, 2006. -- Р. 214-218; и др.
  

Глава I

ЖИТИЕ ИОАННА ГОТСКОГО:

ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОЧНИКА

  
   (Страницы 8-11 - текст жития на греческом языке. - Aspar)
   "Сей преподобный отец наш Иоанн был епископом Готфии при царях Константине и Льве, происходя из земли тавро-скифов, что за морем (Понтом), которая подчинена стране Готфов, из торжища, называемого (торжищем) Парфенитов, урожденный сын Льва и Фотины. А отец этого самого Льва происходил из так называемого Вона, который расположен возле Полемония Понтийского, и в военном округе Армениаков был кандофором. Этот преподобный Иоанн, посвященный с детства подобно Иеремии и Самуилу, всецело был предан Богу. Ибо Фотина, мать преподобного, зачала его только после того, как в молитве к Богу ради дарования ей плода, (дала обет) привести его на служение Господу. Родившись же и возросши, он придерживался подвижнического образа жизни почти с пеленок, подвизаясь словом и делом во всяческой добродетели.
   При царе же Константине тогдашний епископ Готфии, призванный к созванному тогда собору против святых икон и спрошенный о его мнении и подписавший (соборные постановления), был поставлен царем в митрополиты Ираклии Фракийской.
   Поэтому православные (люди) Готфии, чтобы не приобщаться к нововведениям беззаконного собора, но, обретаясь без пастыря, предложили этого самого преподобного Иоанна (для выбора) на должность пастыря. Он же, во-первых (прежде этого) отправившись в Святой град
   -11-
   (и) обойдя всякое святое место и все стези Божьи, вернулся обратно по окончании там третьего года. Тогда только жители Готфии послали его в Иверию, к кафолическому престолу. И там, рукоположенный во епископы, он сохранил невредимыми догматы всеобщей церкви и правую веру. По этому поводу он писал через Лонгина, дьякона своего, патриарху Иерусалимскому, чтобы созвать собор и послать ему определение веры. Тот так и сделал: он послал упомянутому преподобному показательные свидетельства о святых иконах, честных мощах и посредничестве святых, подобрав их из Ветхого и Нового Заветов и из всех избранных трудов отцов церкви.
   После кончины царей Константина и Льва, когда царствовали Ирина и ее сын, он (Иоанн) послал этот самый сборник Павлу, тогдашнему святейшему патриарху, и, получив разрешение от августы Ирины, прибыл в царствующий град и, вполне откровенно побеседовав со всеми о почитании святых икон в святой всеобщей церкви, снова возвратился к себе домой.
   Предчувствуя свою кончину, Павел, святейший патриарх, имея целью то же, что и преподобный (Иоанн), сошел с патриаршего престола, сделался монахом в монастыре Святой Богородицы Флора и клятвенно обязал августу отменить заблуждение.
   Тарасий же, протоасикрит, будучи добродетельным и благоговейным, выбранный по кончине блаженного патриарха Павла и им самим одобренный, не пожелал принять на себя бремя и стать патриархом до тех пор, пока цари не пообещали ему созвать собор, о котором (прежде) говорили. И когда (прибыли) священные грамоты от четырех престолов, богобоязненные мужи и священные грамоты от лица патриархов (и когда получены были грамоты от четырех престолов, и прибыли богобоязненные мужи от лица патриархов), тогда сошлись отовсюду епископы. А блаженный Тарасий уже был рукоположен. В первый раз заседали в храме Святых Апостолов. И когда они возглашали догматы православия, толпа схолариев, войдя с кинжалами и дубинками, распустила этот собор, оскорбив этим царское величие. Поэтому (были) изгнаны они вместе с женами и детьми, около шести тысяч, а с ними и некоторые из еретиков-епископов. В ближайшее же время те (остальные) епископы и представители апостолического престола, сойдясь в Никее, изложили (и утвердили) определение православия.
   А преподобный этот епископ Иоанн после этого своим собственным народом1 был выдан архонтам (старшинам) хазар за то, что он вместе с самим владетелем Готфии, его архонтами (старшинами)2 и всем народом участвовал в восстании. Чтобы их страна не была подвластна упомянутым хазарам. Ибо каган, отправив войско, захватил их крепость по имени Дорос, расположив в ней гарнизон, который изгнал (затем) упомянутый преподобный епископ со своим народом и силой овладел клисурами. Затем, видя, что архиерей выдан одним местечком (селением), они (его народ, старшины и владетель) перебежали к кагану, который пощадил
   -12-
   владетеля Готфии, семнадцать же рабов каган замучил3 невиновными. Преподобный же, заключенный под стражу, сбежав, сумел переправиться в Амастриду -- христолюбивый город. И обретаясь там, на четвертом году, услышав о кончине кагана, рек: "И я, братия, через сорок дней отхожу судиться с моим преследователем пред ликом Судии и Бога!"
   И действительно, на сороковой день, уча слову Божию и внушая всем (служащее) к спасению (души), он предал дух свой в руки Бога, и тут же случился (в гавани) корабль его по его предсказанию. Положив его в гроб. Георгий, святейший епископ Амастриды, и весь его город сопровождали его (Иоанна) до судна со свечами и фимиамом4. И так он был переправлен в свой монастырь, названный в честь Святых Апостолов, в Парфенитах, и там был погребен. Произошло и некое чудо в (особенной) скорости его переправы. Ибо упокоился он двадцать шестого (числа) июня месяца, и. отплыв двадцать седьмого, двадцать девятого поспел к всенощной в монастырь Святых Апостолов. Этот монастырь преподобный снабдил всякого рода благоустроенными зданиями, священной утварью и разнообразными книгами, и населил его множеством преподобных монахов.
   Чудеса. Сей преподобный муж, украшенный за веру и дела многими благодатями, вещая, приоткрывал отдаленное и будущее (по вдохновению) от Бога. Ибо Лонгин, ученик его, возвращаясь из Святого града Иерусалима, схваченный и распятый на кресте (вознесенный на крест) сарацинами, призвал (на помощь) молитву преподобного. Святой отец явился ему зрительно, и сразу же протонотарий эмира, дав пятьсот милиарисиев. низвел его (с креста) и отпустил. Затем (Лонгин), схваченный снова другими, обратившись к святому и попросив об избавлении (достиг того), что железа (оковы) пали с ног его, и через это он спасся.
   И когда его ученики были в заточении, в котором и он был охраняем хазарами, после того как он (сам) бежал в Романию, были схвачены и предстали перед каганом; подлежали казни по его (кагана) суждению, но по молитве преподобного были отпущены на свободу целыми и невредимыми. Так как каган сказал, что они не имеют вины. Тем временем, в этот самый час, когда они стояли перед каганом, преподобный в Амастриде, закончив утренний канон и вне церкви воздев руки, был в молении до третьего часа. Таким образом, что казалось, будто он на один локоть висит (над землей). И когда его спросил один из находящихся поблизости, чего ради он так затягивает молитву, он ответил, что в тот самый час, дитя (мое), наши братья стояли перед каганом, но благой и милостивый Бог исторг их от смерти.
   Некий монах, по имени Василий, ученик преподобного, охвачен был желанием покинуть (святого) и удалился. Но он не осмеливался объявить свое намерение, чтобы быть отпущенным. В торжище Курасаитов преподобный почивал в церкви, внутри которой было много надгробий. И, вставая по ночам и молясь, он разговаривал в ними (мертвыми) как с живыми. Так что один из учеников преподобного слышал, как мертвые
   -13-
   отвечали голосом и собеседовали с праведником. Затем, помолясь следующей ночью, преподобный сказал лежащим мертвецам: "до каких пор, братья, будете лежать и не говорить? Вот, Василий, ученик мой, мертв, а говорит!". Тогда, бодрствующий Василий, услышав это, понял, что его намерение открыто богоносному отцу, и пав к его ногам, поведал обо всем, что было у него на сердце, и испросил этим прощение.
   Когда преподобный сидел в темнице Фулл, владетель этих самых Фулл, придя, бросил к его ногам свое дитя, покрытое от головы до ног ранами, так что казалось, не было на нем человеческого облика. Когда же (Иоанн), осенив его крестным знамением и окрестив, принял в свои объятья, то дитя тотчас очистилось от ран.
   Некто другой, несправедливо порицавший преподобного, как если бы тот являлся причиной того, что крепость Готфии была передана кагану и некоторые погибли несправедливо, среди упреков занес свою ногу (в стремя), чтобы сесть верхом на коня, (внезапно) упал ничком и испустил дух.
   Два каких-то (человека), враждовавших друг с другом из-за вина, бывшего в пифосе, и не примирившихся даже при посредничестве святого, обнаружили оспариваемое вино застывшим в пифосе; вернувшись домой и разрубив его подобно сыру, вывалили (из пифоса).
   И многие другие чудеса содеял преподобный. И жители той страны, повествуя о них всем во всеуслышание, приводят внимающих к сокрушению сердца (раскаянию) и обращению к Богу. Посему, отче святый и боговдохновенный, прославленный глашатай православной веры и страж божественных и священных догматов, помяни и нас, недостойных и грешников! И хоть мы далеко отстали от твоего благочестия в божественной и пламенной ревности (рвении), но ты подкрепи нас своим заступничеством, чтобы избавились мы от вредного общения с разрушителями святыни и нечистыми еретиками5 и сподобились с тобою вечной жизни! Ибо благословенно и прославляется всесвятое имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков, аминь!"
   Древнейшие синаксарные версии Жития относятся к Х-Х1 вв.6. В них четко прослеживаются две традиции.
   Одна из них зафиксирована в так называемом Синаксаре Константи­нопольской церкви (о другой традиции см. ниже). Текст был опубликован И. Делейе по синаксарной рукописи ее de Sirmond (условное обозначение 8) и Парижскому кодексу 1587 г. (условное обозначение В), которые во многом сходны (за 26 июня, N 2). Оба этих синаксарных сокращения, несомненно, сделаны на основе приведенной выше, дошедшей до нас редакции Жития7.
   (На с.14-15 - Текст из Синаксария на греческом языке. - Aspar)
   "Месяца того же (июня), 26 (числа)
   В этот самый день -- поминание преподобного отца нашего Иоанна, бывшего епископом Готфии. Он был (жил) при Константине и Льве Исавре, происходя из страны Тавро-скифов, подчинявшейся власти (державе) Готфов, приходясь сыном Льву и Фотине. Он был посвящен еще с детства, подобно Иеремии и Самуилу Великому, рожденному по молитве, (поэтому после рождения) тотчас был посвящен Богу. Когда же он достиг в меру духовного и телесного взрослого состояния, решили возвести его на архиерейский престол. Своим собственным народом он был отправлен к кафолическому престолу Иверии и там был рукоположен. Ибо ересь иконоборцев господствовала в римских областях. После же кончины Константина и Льва он прибыл в Царственный град и много собеседовал с царицей Ириной о православной вере, и вернулся обратно в собственную страну. И там он подвергся многим опасностям (и мучениям) из-за того, что был предан собственным народом начальникам хазар. Сбежав и оказавшись в Амастриде, что в Понте, окончил жизнь и к Господу переселился. Почитаемые останки (его) были перевезены на корабле и помещены в его монастырь Святых Апостолов, и в нем установлены".
   Как убедительно показал В. Г. Васильевский, автор дошедшей до нас редакции не был жителем Таврики. Для него полуостров -- "та сторона Понта", "Заморье", а местное население -- "жители той страны".
   По мнению X. Лопарева8, И. Шевченко9 и недавно присоединившегося к ним С. Б. Сорочана10, агиограф был связан, а скорее всего, проживал в Амастриде.
   -15-
   Несомненно, он прекрасно осведомлен о перипетиях процесса восстановления иконопочитания, биографиях, упомянутых в источнике императоров, патриархов Павла и Тарасия. Составитель анализируемой версии Жития также в курсе основных этапов жизни Иоанна, особенно последних лет, подробно описывает смерть святого и его похоронную процессию. Знание же автором таврических реалий производит не­однозначное впечатление.
   Здесь можно выделить три уровня понимания информации. Часто сведения о Таврическом полуострове, содержащиеся в источнике, очень приблизительны (первый уровень). Это, в первую очередь, касается административной номенклатуры полуострова (другое дело эпизод об антихазарском восстании, но об этом отдельно) и его истории -- "земля Тавроскифов. подчиненная готам" (гл. 1), безымянная "крепость Готии" (гл. 9) (хотя ранее ее название упоминается).
   В дошедших до нас сочинениях византийских авторов Юго-Западная и Южная Таврика воспринимались как территории, в той или иной степени принадлежавшие империи, а название данной местности и ее жителей воспроизводится в трех вариантах. 1. Согласно официальной византийской административной терминологии, -- это архонства. или Климаты. 2. Церковной -- Готия -- от одноименной епархии11, названной так, очевидно, по имени самого многочисленного местного народа, следуя еще традиции Прокопия, отраженной в трактате "О постройках"12. 3. Местность, прилегающая к Херсону -- "крепости соседних племен".
   Например, Феофан Исповедник в "Хронографии" эту область и ее жителей называет (в истории с Юстинианом II) "херсониты, босфориане и остальные климаты", "жители в тех крепостях", "жители крепостей", "херсониты и жители других крепостей", в сюжете о заговоре брата Льва V, Никифора -- "Херсон и Климаты"13. По "Бревиарию" патриарха Никифора, это -- "Дорос, лежащий в готской земле", "Херсон, Босфор и другие архонства", "другие города"14. Из схолии о Житии Еврепия и Феодора мы узнаем, что они, сосланные в Херсон при императоре Ираклии, "были часто разлучаемы насильно и отправлены в укрепления соседних племен"15. В Житии Феодора Студита упоминается "топарх Готии", в его письме, датированном 808 г., ---"Готия и ее климаты", в Житии патриарха Никифора (845 г.) фигурирует правитель "Таврических климатов"16.
   То есть представления автора Жития (или, скорее всего, редактора) об исторической географии Крыма -- более чем приблизительные знания образованного человека, знакомого с византийскими историческими и географическими произведениями, знающего, что когда-то там жили тавры и скифы (тавроскифы)17, а затем эту землю захватили готы. Так, например. у Прокопия Кесарийского, в восьмой книге "Войны с готами" (V раздел), можно прочитать: "За ними (гуннами. -- Авт.) всю страну занимают скифы и тавры, часть которой еще и ныне называется Таврикой"18.
   Иначе выглядит эпизод об антихазарском выступлении (второй уровень). Здесь информация о местных названиях, истории восстания и
   -16-
   количестве пострадавших от хазарских репрессий настолько конкретная и точная, что не вызывает сомнений -- ею мог владеть только житель полуострова, прекрасно осведомленный о местной географической номенклатуре и если не лично принимавший участие в событиях, то однозначно общавшийся с их участниками.
   Третий уровень -- упоминание тюрьмы в Фуллах, церкви в торжище Курасаитов, монастыря Святых Апостолов в торжище Партенитов. С одной стороны, мы видим конкретные географические названия, а с другой -- отсутствие подробностей. Например, в описании монастыря Святых Апостолов нет никакой особой точности, и слова "снабдил всяким благолепием зданий и святых сосудов и различных книг..." и т. д. можно применить к любой обители. Чудесное исцеление сына правителя Фулл -- традиционный сюжет для агиографических сочинений. В сообщении о церкви в торжище Курасаитов ничего не говорится о ее названии.
   Таким образом, можно с определенной долей уверенности пред­полагать, что большая часть сохранившейся редакции Жития, не­сомненно, принадлежит автору, хорошо знакомому с политической и церковной историей империи второй половины VIII в., но при этом имеющему смутные представления об истории и географической номенклатуре Таврики. И если выделенный нами третий уровень еще можно трактовать как переработанную информацию, полученную от людей, близко знавших Иоанна (что, правда, маловероятно), или из других источников, то сюжет о восстании, скорее всего, не есть плод творческих усилий данного агиографа.
   Откуда он мог появиться? Составитель Жития мог заимствовать его из какой-то местной исторической хроники (хотя о наличии таковой ничего не известно) или у непосредственного участника событий. Последнее теоретически возможно. Даже если данный вариант текста появился не ранее 40-х гг. IX в. (напомним, события относятся к 80-м гг. VIII в.), то 20-летнему свидетелю восстания на момент составления Жития было 75-80 лет.
   Но учитывая, что уровень "таврической" информации рассматриваемого эпизода резко отличается от остальной части произведения, можно предположить, что он происходит (полностью заимствован) из более древнего варианта Жития (а о том, что опубликованный В. Г. Васильевским список не является первоначальным, говорили все исследователи текста).
   Данный вывод находит подтверждение и дополнительные аргументы в анализе другой синаксарной версии источника. Она представлена по крайней мере тремя рукописными вариантами: синаксарями из Труа (Trecensi 1204), Парижа (Coislin 223) и Оксфорда (рукопись N 2). Лучше всего сохранился текст из так называемого греческого синаксаря Оксфордской церкви Христа (в дальнейшем СОЦХ).
   Этот синаксарь был описан еще в 1867 г. Г. Китчином19, затем в 1902 г. И. Делейе20. 23 текста из него опубликованы Ф. Алкеном21. Последний отмечал, что данный текст древнее и. зачастую, более достоверный, чем в других рукописях.
   -17-
   Г. Китчин и И. Делейе датировали синаксарь XIII веком. М. Лефор, не колеблясь, относил его к XII в.22. Ф. Алкен датировал текст, согласно палеографическим критериям, второй половиной XII в. По его мнению, это самый старый из синаксарей класса М*, которые дошли до нас. Он отличается чистотой текста и лучше всего доносит содержание и структурный принцип прототипа. К каждой дате календаря Мd сохранил, где и положено, героический стих, который должен характеризовать первый праздник каждого дня.
   Ниже приводится сводный текст синаксарного сокращения по трем рукописям, изданный Ф. Алкеном на основе Мd и сопоставленный с двумя другими упоминавшимися текстами (Мt=Trecensi 1204, Мс=Coislin 223)23.
   (На с.18-19 - Текст из Синаксария на греческом языке. - Aspar)
   "(31 мая)
   В этот день -- поминание преподобного отца нашего Иоанна епископа Готфии. В дни царя Константина Старшего (Взрослого) был в полном цвете преподобный отец наш Иоанн (между святыми) в стране готфов. Сын, рожденный по молитве, как в древности Самуил и воспитанный в подвижничестве от нежного возраста, превратился в пристанище Христа. Придя же в Иерусалим и обойдя все почитаемые места в три года, вернулся домой. Когда же тамошний епископ был переведен Константином Старшим во фракийскую Ираклию он (Иоанн) возглавил кафедру по многочисленным просьбам тамошних христолюбцев, для чего они отослали его в Иверию, (откуда) он вернулся на родину после утверждения его епископом. Когда же случилось в его стране восстание против хаганов и многие невиновные и не из-за Христа были преданы мечу (и многие невинные были преданы мечу и не из-за Христа враждовавшие друг с другом), ему удалось бежать, и, переправившись в Амастриду, (где) он и провел четыре года. Услышав же о кончине кагана, он рек бывшим с ним: "И я через сорок дней отойду судиться с ним пред ликом Христа". Так и случилось -- через сорок дней, когда он поучал народ о спасении души, отлетел дух его к Господу. И в скором времени прибыл его корабль туда (и это было предсказано святым). Тогда Георгий, святейший епископ Амастриды, вложив его в гроб, с восковыми свечами и фимиамом, в сопровождении всего города отнес его на корабль. И переправив его в его собственный монастырь Парфенона, положили его в священную раку. И многие чудеса случились после его кончины, случаются они и поныне и восхваляются живущими там. Но и живым он совершил их немало. Одних только записанных мы обнаруживаем десять (отдельных чудес), оставляя которые из-за их объема, мы кладем конец повествованию".
   Как видим, в значительной степени рассматриваемое повествование сходно с упоминавшимися выше редакциями. Это касается истории рождения Иоанна (проводится аналогия с теми, кто, согласно Библии, благодаря молитве, был выпрошен у Бога и освящен еще в утробе. Правда, в СОЦХ только с Самуилом [1 Цар., 1], а в других вариантах и с Иеремией [Иерем., 1,5]), его рукоположения в Грузии, путешествия в Иерусалим (хотя здесь есть один существенный нюанс, о котором см. гл. VI), участия в антихазарском выступлении, бегства в Амастриду. кончины в этом городе через сорок дней после смерти кагана, присутствия Георгия Амастридского на погребальной процессии, перевоза останков святого в монастырь Святых Апостолов в Партените.
   -19-
   Однако здесь присутствуют и особенности, которые позволяют предположить, что в данном синаксаре есть следы более раннего извода Жития (скорее всего прототипа), а именно:
   1. В СОЦХ день памяти Иоанна Готского помещен под датой 31 мая. тогда как в других версиях -- 22 (26) июня.
   2. СОЦХ сообщает о десяти чудесах. В наиболее полном из сохранившихся вариантов источника повествуется лишь о семи. Учитывая, что синаксари составлялись на основе пространных редакций, и то, что в СОЦХ указана точная цифра чудес с пояснением -- "только записанные", -- можно с достаточной уверенностью предполагать: автор текста в СОЦХ был знаком с редакцией Жития Иоанна Готского, в которой эти десять чудес были описаны.
   3. В СОЦХ практически не раскрывается иконопочитательская деятельность Иоанна. Завуалированный намек содержится лишь в строчках: "возглавил кафедру по многочисленным просьбам тамошних христолюбцев". Более того, в тексте отсутствует какое-либо упоминание об иконоборческих спорах. Даже в пассаже о переводе предшественника Иоанна в Гераклею. И это при том, что другие редакции однозначно дают понять, что готский епископ был канонизирован по двум причинам -- иконопочитательским взглядам и борьбе против хазар.
   4. В СОЦХ отсутствует одна из самых главных сюжетных линий Жития -- приезд Иоанна в Константинополь и его общение с Ириной. Этого автор синаксаря, если бы составлял его на основе известной нам редакции, просто не мог не упомянуть. Отметим, ничто не дает оснований полагать, что посещение епископом столицы и его общение с императрицей--всего лишь фантазии агиографа или вставка переписчиков. Слишком точно, подробно и достоверно описаны детали сего периода в жизни Иоанна.
   5. Константин V в СОЦХ назван Константином Старшим (Взрослым), что представляется важным. В других вариантах источника император называется просто Константином или Константином Исавром.
   СОЦХ (именно данный синаксарь, а не архетип, на основе которого он был создан) скорее всего был составлен человеком, имевшим смутные представления об исторической географии и истории Таврики. В пользу этого говорят определение монастыря в Партенитах как "монастырь Парфенона" (составитель, конечно же, слышал о Парфеноне в Афинах, но понятия не имел о местности с похожим названием в Таврике) и не ясно обозначенные причины антихазарского выступления, которые наверняка были определены в архетипе, но неудачно сформулированы в СОЦХ24.
   Учитывая изложенное, можно предположить, что в византийской агиографии сосуществовали две независимые традиции изложения Жития Иоанна Готского, причем приуроченные к разным датам. Одна из них, поминавшая Иоанна Готского 26 или 22 июня, известна больше. Этот извод представлен текстом Жития с 7 Чудесами св. Иоанна и сокращенным вариантом в Синаксаре Константинопольской церкви (см. выше). Вторая традиция, определявшая день
   -20-
   памяти готского епископа 31 мая, известна нам только по СОЦХ, восходящего к недошедшему до нас варианту Жития с 10-ю чудесами.
   Атрибуция в СОЦХ императора как Константина Старшего (тоО (1еуа\оъ), по отношению к своему внуку Константину VI (младшему), указывает, несомненно, на то, что первоначальный вариант Жития восходит или ко времени жизни Константина VI, или ко времени правления его ближайших преемников -- то есть к периоду, когда была еще отчетлива память о Константине VI, как о младшем по отношению к Копрониму, и было актуально разделять двух императоров с одним именем. Все это, вместе с умышленным отсутствием упоминания имени Ирины (а другое объяснение сложно представить), позволяет относительно точно установить время составления прототипа.
   В данном случае ошибка более поздних компиляторов в атрибуции правителя исключается. В Житии Феодора Студита (Vita В) (ум. в 826 г.), составленном в 868-878 гг.25 и, как считается наиболее близкому к прототипу, в главе 16, повествующей о репрессиях Константина VI по отношению к Феодору и его последователям (796 г.), император назван "младшим Константином"26.
   В истории Византии есть два хронологических отрезка, наиболее соответствующих перечисленным выше условиям.
   Первый -- декабрь 790 -- август 797 г., когда Константин VI отстранил свою мать от власти и единолично правил вплоть до того, как был свергнут провозглашенной императрицей Ириной. Однако он вызывает сомнения. Во-первых, Ирина осталась при дворце и продолжала пользоваться определенным влиянием27. Более того, вскоре Константин приказал "вновь провозглашать рядом со своим -- имя своей матери"28, что позволило ей впоследствии вернуться к власти. Во-вторых, Константинопольским патриархом продолжал оставаться Тарасий, поставленный усилиями Ирины и попавший в опалу только после второго ее воцарения29. Однако и о нем, в отличие от других версий, также нет никаких упоминаний. В-третьих, Иоанн Готский умер не ранее 791-792 гг., когда епископом Амастриды был Георгий, рукоположенный не ранее конца 790 г.30. Вряд ли Иоанн мог быть канонизирован так быстро после смерти (а житие, как известно, составляется в период, близкий к канонизации). В-четвертых, учитывая несколько пренебрежительное отношение агиографа к Константину VI. подразумеваемому как Константин Младший, можно с определенной долей вероятности предполагать, что ко времени написания источника гот уже не был императором.
   Поэтому мы полагаем, что древнейшая версия Жития Иоанна Готского была составлена в период правления Никифора I Геника (802-811), даже скорее уже в период патриаршества Никифора I (806-815), то есть в 806-811 гг.
   С момента низложения Константина VI прошло не более 13 лет, и, естественно, память об этом правителе была еще свежа. Напомним,
   -21 -
   31 октября 802 г. в результате дворцового переворота Ирина была смещена и императором провозглашен Никифор. Бывшая императрица была отправлена в ссылку сначала на остров Принкипо, а затем на Лесбос31. Естественно, что любые положительные упоминания об Ирине при императоре Никифоре не очень приветствовались. Не был расположен к опальной императрице и новый патриарх Никифор I, который, будучи сторонником Константина VI, после возвращения к власти Ирины в 797 г., был вынужден оставить должность императорского секретаря и основать монастырь в пустынном месте недалеко от Босфора. И только после низложения императрицы он вернулся ко двору, а после смерти Тарасия (784-806) стал патриархом32. В это время практически прекратились иконоборческие споры, перестали преследовать павликиан и иных еретиков. Идеологические диспуты в основном велись между официальной церковью и частью монашества во главе с Феодором Студитом. Студит обвинял патриарха в мягкотелости по отношению к светской власти. В итоге Феодор был объявлен возмутителем церкви и осужден на соборе 809 г.33.
   Хронологическим репером может служить и пассаж Жития о смерти Иоанна. Георгий Амастридский (как нам представляется) там подразумевается как уже умерший. Согласно его Житию, он скончался в начальный период правления императора Никифора34, то есть, надо думать, не позднее 803-804 гг.
   Можно сделать вывод, что, скорее всего, древнейшая редакция Жития Иоанна Готского появилась в начале IX в., вероятно в 806-811 гг., и отражала сложившуюся тогда политическую и религиозную ситуацию.
   Все указывает на то, что основной заслугой Иоанна тогда считалось не его иконопочитательское рвение, о чем источник молчит, а участие в антихазарском движении. Оно вспыхнуло в ответ на хазарскую экспансию в период между концом 784 и 786 г.35.
   Восстание, вероятно, не было масштабным. И после его подавления хазарам на некоторое время удалось установить контроль над значительной частью византийских владений в Т'аврике. В связи с изменением политической ситуации на полуострове были проведены изменения и в церковной структуре. Собственно византийские владения в Юго-Западной Таврике теперь совпадали с Херсонской епархией, а для христианского населения на подвластной хазарам территории была выделена самостоятельная Готская епархия36.
   Естественно, только что созданной (вероятно, 90-е гг. VIII -- нач. IX в.) епархии нужны были и свои святые покровители, а Иоанн как нельзя лучше соответствовал этому времени. Сторонник иконопочитания, которое уже официально господствовало в империи37, непримиримый борец с врагами, контроль которых над Готией все менее ощущался, идеологический основатель новой церковно-административной единицы--все это факторы, позволявшие местным церковным и, вероятно, светским властям "раскручивать" фигуру Иоанна38 сначала как месточтимого, а затем и общевизантийского святого.
   -22-
   Подводя итог, можно предположить, что прототип Жития Иоанна Готского, скорее всего, был составлен в период между 806--811 гг. человеком (или со слов человека), хорошо знавшим ситуацию в Гаврике и прекрасно осведомленным о перипетиях биографии Иоанна Готского. В связи с этим позволим высказать осторожное предположение: а не являлся ли его автором ученик святого -- Лонгин (или. что более вероятно, текст писался в Амастриде39 со слов Лонгина). В сохранившихся списках Лонгин -- единственный из окружения Иоанна, который упоминается неоднократно и исключительно с положительной стороны. Сначала именно он выступает как доверенное лицо, доставившее послание Иоанна Иерусалимскому патриарху. Затем сие имя фигурирует в двух из семи дошедших до нас чудес. Естественно, учитывая ситуацию, описанную в чудесах, данная информация могла быть получена только от самого Лонгина. Все вышеизложенное позволяет исключить элемент случайности и констатировать особую роль Лонгина при подготовке первоначальной версии агиографического сочинения.
   Судя по всему, через некоторое время данное агиографическое произведение было переработано в Амастриде (не исключено, что и в столице) в новой, уже известной нам редакции. В ней Иоанн -- прежде всего, идейный и последовательный иконопочитатель, а сам текст пропитан ненавистью к иконоборцам.
   Что побудило подготовить новый вариант Жития и когда это произошло?
   Как уже упоминалось. В. Г. Васильевский датировал составление источника временем второго периода иконоборчества, с чем согласились все последующие исследователи. Но на наш взгляд, в тексте присутствуют несколько моментов, позволяющих скорректировать дату.
   Первый из них -- резкая антииконоборческая направленность Жития. Естественно, в таком виде до 843 г. оно не могло быть принято официальной церковью и, соответственно, предназначаться для канонизации Иоанна или быть включено в официальные списки. Проанализировав агиографию иконоборческого периода, И. Шевченко пришел к следующим выводам: подавляющее большинство собственно "иконопочитательских" житий были составлены уже после 843 г. Те же. которые можно датировать в промежутке между 726-843 гг.. были созданы или в период 787-815 гг. (то есть когда у власти находились иконопочитатели), или происходили из областей за пределами Византии, или иконопочитательскую позицию выражали в замаскированной форме, а иногда вообще не упоминали об иконоборческих спорах40.
   С этим сложно не согласиться. Например, антииконоборческое Житие Стефана Нового было написано между 807 и 809 гг., то есть в период восстановления иконопочитания41. Житие Георгия Амастридского (о котором упоминается в Житии Иоанна Готского), составленное до 842 г.. вообще не упоминает иконоборческих споров, хотя сам Георгий, скорее всего, был иконопочитателем42. Ряд произведений,
   -23-
   первоначально иконоборческих или нейтральных, после 843 г. были переработаны в духе новых политических реалий. Показательно в этом плане Житие другого "крымского" святого -- Стефана Сурожского45. Второй аспект. Агиограф просит избавления от общения (очевидно, церковного общения) с иконоборцами, а не избавления от их господства (koinonias -- товарищества, сообщества, соучастия, связи). Аналогия, которая может быть прослежена с произведением Епифания "О жизни, деяниях и кончине святого и всепохвального первозванного апостола Андрея", составленного в период правления Льва Армянина44, здесь вряд ли уместна. Имеется в виду фраза "бегая общения с иконоборцами, мы прошли страны и города до Воспора и при этом с великою любовью расспрашивали о местных святых"45. С. Б. Сорочан переводит данные слова как "бежал общин иконоборцев"46. Здесь все же смысл несколько иной. Автор не скрывается, наоборот, резко выступает против икономахов, причем нет и намека на какую-то боязнь преследований. Тем более что у Епифания иконоборцы названы "eikonomachon", а не "tоn hagiokaustron" и "akatharton hairetikon", как в Житии Иоанна Готского.
   У нас нет оснований утверждать, что опубликованный В. Г. Васильевским список мог быть скорректирован через много лет после восстановления иконопочитания. Фраза "но твоим заступлением подкрепи нас, чтобы мы избавились от губительного сообщества свято-сжигателей и нечистых еретиков"47 (подкрепи нас своим заступничеством, дабы избавиться от вредного общения с разрушителями святыни и нечистыми еретиками48, "подкрепи нас своим заступничеством, чтооы избавились мы от вредного общения49 с разрушителями святыни и нечистыми еретиками" (перевод А. К. Шапошникова), несомненно, указывает на период, когда с иконоборчеством еще не было окончательно покончено.
   Учитывая вышесказанное, можно предположить, что данная редакция Жития появилась в период, когда господство иконоборцев практически не ощущалось. Например, во время правления Михаила II Травла (820-829), который под воздействием восстания Фомы Славянина (820-825) "стремился не разжигать религиозные споры и предоставлял каждому относиться к иконам так, как кто хочет", а дискуссии об иконах были вообще запрещены50. Или в хронологический промежуток между смертью Феофила (20 января 842 г.) и официальным восстановлением иконопочитания (11 марта 843 г.).
   Однако, принимая во внимания вышесказанное, и то, что, несмотря на полную победу над иконоборцами полемика против них еще долго не прекращалась51, и желая устранить выявленные несоответствия, мы пришли к выводу: новая редакция Жития Иоанна Готского появилась, скорее всего, в период патриаршества Мефодия I (843-847).
   Как известно, этот патриарх вел непримиримую борьбу с остатками иконоборчества. Он провел, по выражению Д. Е. Афиногенова, "великую чистку" среди клира, в результате которой, по некоторым данным, пострадали до двадцати тысяч служителей церкви иконоборческого
   -24-
   периода: началось "слепое и методичное низложение епископов, свя­щенников и даже диаконов"52. Естественно, это вызвало неоднозначную реакцию,--еще жив был в памяти прецедент, когда решением II Никейского собора все покаявшиеся священники-иконоборцы сохранили свой сан. Большинство деятелей церкви поддержали политику патриарха, но существовало определенное противодействие и непонимание. Мефодий был вынужден периодически публично и в различных произведениях, в том числе и письмах, защищать свою позицию53.
   Если рассматривать Житие Иоанна Готского с этой точки зрения, то становится понятным, почему агиограф, построив свое произведение в агрессивном антииконопочитательском стиле (не боясь репрессий и того, что произведение не будет принято официальной церковью), просит избавить его от общения с иконоборцами. Здесь прослеживается явный намек на поддержку политики патриарха, действительно направленной на искоренение иконоборчества.
   Возможно, стоит отметить еще один аспект. Автором Жития амастридского святого -- Георгия Амастридского (составленного до 842 г. и молчавшего об иконоборческих спорах) был Игнатий Диакон. Он до 843 г. являлся митрополитом Никейским, а после восстановления иконопочитания был отправлен в монастырь (позднее покаявшись и признав, что был "развращен общением с иконоборцами", Игнатий напишет еще ряд агиографических сочинений, в том числе Жития патриархов Тарасия и Никифора)54. Вероятно, поэтому агиограф, в силу новых веяний и опасений за судьбу святого Георгия Амастридского (в его житии не было реверансов победившей идеологической доктрине, а автор подвергся опале), работая над Житием Иоанна, показал особую роль Георгия в покровительстве "выдающемуся иконопочитателю". По крайней мере, составитель труда об Иоанне Готском, несомненно, старался особо отметить деятельность Георгия Амастридского.
   Возникает вопрос, для чего понадобилось перерабатывать Житие Иоанна, придавая его личности общевизантийское значение. Очевидно, что в первую очередь здесь присутствует политический аспект.
   В середине IX в. Византийское правительство создает в Крыму новую военно-административную единицу -- фему. Создание фемы однозначно свидетельствует не только о переходе Готии к началу 40-х гг. под полный контроль Византии, но и юридическом оформлении ее вхождения в границы империи. Однако ситуация в Крыму продолжала оставаться напряженной (см. гл. VII). Возвращению Готии в состав империи необходимо было придать и идеологическое обоснование. Вероятно, здесь могли присутствовать и определенные прохазарские настроения (по крайней мере, Иоанн был выдан хазарам именно местным населением), хазарские военные отряды фиксируются в округе Херсона еще в начале 60-х гг. IX в. (Житие Константина Философа)55. Поэтому фигура Иоанна Готского снова оказалась востребованной.
   Скорее всего, к моменту создания фемы он уже был, по крайней мере, месточтимым святым, пострадавшим именно от хазар. Житие Готского
   -25-
   епископа обосновывало законность византийских притязаний на Готию, борьба за которую имела более чем пятидесятилетнюю историю (имеется в виду период с момента восстания до образования фемы) и своего мученика, возможно "идеологического создателя" местной епархии, который к тому же принадлежал к иконопочитательской партии, что на тот момент было немаловажным.
   Таким образом, мы пришли к выводу, что несохранившийся прототип Жития Иоанна Готского был создан в 806-811 гг. и, скорее всего, писался со слов выходца с полуострова. Он не был составлен в откровенно антииконоборческом духе и показывал Готского епископа, в первую очередь, как мученика, пострадавшего от завоевателей36, В 843-847 гг. текст Жития был переработан и обрел выраженную иконопочитательскую направленность. Хотя пространная последняя редакция не сохранилось. ее сокращенный вариант дошел до нас в различных списках. Параллельно продолжал существовать и первоначальный вариант, на основании которого и было составлено сокращение в СОЦХ.
   Прежде чем переходить непосредственно к теме нашего исследования и попытаться оценить роль Иоанна Готского в истории Крыма "хазарского времени", представляется необходимым хотя бы в краткой форме проанализировать события, имевшие место на Крымском полуострове непосредственно перед указанным периодом.
  

Примечания

   1 Именно "своим собственным народом", а не "вместе со своим народом", как переводил В. Г. Васильевский, -- здесь явная порча текста переписчиком: предлог ?e?? повторен дважды, вместо правильного ???. Это же отмечает и французская исследовательница М.-Ф Озепи (Auzepy M.-F. Gothie et Crimee de 750 a 830 dans les sources ecclesiastiques et monastiques grecques. -- Р. 328).
   2 В недавно вышедшей статье А. Ю. Виноградов и А. В. Комар ("Институт тудуна и хазары в Юго-Западном Крыму VIII -- начала IX в. в контексте новых данных эпиграфики") переводят данный отрывок как: "А этот преподобный епископ Иоанн... заключил союз с господином Готии и тремя его архонтами и всем народом..." (С. 48). Однако здесь отчетливо читается выражение ???? ??????? ??? ??????? ??????? = traditus est praefectus Chazarorum, которое нет никаких причин исправлять на ?????? ? ?????? ??? ??????? ???????.
   3 А. Ю. Виноградов и А. В. Комар предлагают следующий вариант перевода данного места: "Поэтому, увидев, что архиерей предан одним местечком, они (т. е. готы) прибегли к хагану, и правителя Готии тот пощадил, а 17 невинных человек хаган забрил в рабы". В оригинале фраза выглядит так: ???????? ???? ??????? ? ??????? ????????? ?? ?????? = servos vero septemdecim peremit innoxios. ????????? (рукопись ????????) -- форма аориста (= прошедшего времени совершенного вида = реrfectum historicum) сред.-греч. глагола ??????? "изнурять, утомлять", ср. производные ???????? -- ???" 'изнурение'. ?????????? 'изнуренный". Латинский глагол, которым перевели в Акта Санкторум (Антверпен 1709) perimo, peremi, peremrtum, perere 'изнурять, истощать, доводить до смерти, уничтожать, лишать жизни' -- очень точный, буквальный перевод. А. Ю. Виноградов и А. В. Комар эту форму глагола ошибочно отождествили с существительным ж. р. ????? 'стрижка, острижение (волос)', соотносительным с глаголом ????? 'стричь (волосы)", перен. 'вырубать (лес)", 'истреблять (живность)", формы аориста
   - 26 -
   которого: ??????, эпич. ?????? -- очень далеки от той, что в тексте (подправлять нет возможности!). В этом, как и предыдущем "исправлениях" текста Жития, вероятно, прослеживается отсутствие филологической дисциплины у переводчиков.
   4 В Амастриде покойного провожали как святого и мученика (Сорочин С. Б. Византийский Херсон. Очерки истории и культуры. -- Ч. 2. -- С. 1362. -- Прим. 593).
   5 Данный пассаж позволил В. Г. Васильевскому определить время составления Жития вторым периодом иконоборчества (Васильевский В. Г. Житие Иоанна Готского. --С. 426-427), с чем согласились и все последующие авторы (Васильев А. А. Готы в Крыму. -- С. 201; Артамонов М. И. История хазар. -- СПб., 2001. -- С. 350; Sevcenko I. Hagiography of the iconoclast period. -- Р. 115; Huxley G. On the Vita of John Gotthia. -- Р. 161; Auzepy M.-F. Gothie et Crimee de 750 a 830 dans les sources ecclesiastiques et monastiques grecques. -- Р. 324). В недавней работе М.-Ф. Озепи датировала источник ближе к 815 п, нежели к 842 (Auzepy M.-F. La Vie de Jean de Gothie (BHG 891). -- Р. 69).
   6 Huxley G. On the Vita of John Gotthia. -- Р. 161.
   7 Delehaye H. Propylaeum ad Acta sanctorum. Novembris. Synaxarium eccl. Constantinopolitanae e Codice Sirmondiano. -- Brussel, 1902. -- Со1. 771-774.
   8 Лопарев Х. Византийские Жития святых УП1-1Х вв. (продолжение). -- С. 15.
   9 Sevcenko I. Hagiography of the iconoclast period. -- Р. 115.
   10 Сорочан С. Б. Византийский Херсон. Очерки истории и культуры. -- 4.2. -- С. 346.
   11 Готия -- название более распространенное в церковной литературной традиции. Климаты же -- термин, используемый в официальных источниках VIII-1Х вв. Впервые эту мысль высказал В. Юргевич (Две печати, найденные в византийском Херсонесе в 1884 г. // ЗООИД. -- 1886. -- Т. XIV. -- С. 5-10; См. также: Якобсон А. Л. Средневековый Херсонес. -- МИА.-- 1950.--N 17. -- С. 18) и позднее развил В. Е. Науменко (К вопросу о названии и дате учреждения византийской фемы в Таврике // МАИЭТ. -- Симферополь. 1998. -- Вып. 6. -- С. 693-696).
   12 Прокопий Кесарийский. О постройках. --- ВДИ. -- 1939. -- N 4. -- С. 349-350.
   13 Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения. -- М., 1980. -- С. 62-65, 69.
   14 Там же. -- С. 163-165.
   15 Васильев А. А. Готы в Крыму. -- С. 188.
   16 Там же. -- С. 217-218; Байер Х.-Ф. Указ. соч. -- С. 70-72.
   17 Тавроскифы, или скифотавры, -- термин, который появился во II в. н.э. и иногда применялся для обозначения населения позднескифского царства. Он продолжал использоваться и в средние века как для обозначения населения Крыма, так и иных народов. См: Храпунов И. Н. Древняя история Крыма. -- Симферополь, 2005. --С. 263; Сорочан С. Б. Византийский Херсон. Очерки истории и культуры. -- Ч. 2. -- С. 1346. -Прим. 505.
   18 Прокопий Кесарийский. Война с Готами. -- М. 1996. -- С. 24.
   19 Kitchin G. W. Catalogus codicum mss. qui in bibliotheca Aedis Christi apud Oxonienses adservantur. -- 1867. -- Р. 1-7: ms.nо 2.
   20 Delehaye H. Propylaeum ad Acta sanctorum. Novembris. Synaxarium eccl. Constantinopolitanae e Codice Sirmondiano. -- Соl. ХLI-ХLII. Под обозначением Мd.
   21 Наlkin Р. Lе Synaxaire grec de Crist Church a Oxford // Analectaa Bollandiana. -- Bruxelles, 1948. -- Т. 66. -- Р. 59-83.
   22 Lefort M. Album palaeographicum codicum graecorum. -- Louvain, 1932.
   23 Наlkin Р. Lе Synaxaire grec de Crist Church a Oxford. -- Р. 80-81.
   24 Текстологический анализ показывает, что СОЦХ был написан человеком относительно малограмотным, малосведущим; язык текста местами невнятен, изобилует неудачными оборотами, скороговорками, не доведенными до конца периодами. Возможно, автор данного текста -- провинциал с узким кругозором обывателя. Конечно, данный вывод относителен, так как мы не имеем для наблюдения полного текста жития с 10-ю чудесами. При появлении такового оценка может быть существенно скорректирована.
   -27-
   Редактор, именно редактор, текстов второй традиции (Жития и его сокращения в составе Синаксаря Константинопольской церкви) более грамотен, яснее выражает свои мысли, весьма сведущ (для своего времени), лучше образован (вот откуда всплыли тавроскифы!). информирован об обстоятельствах событий VIII в. не только в Константинополе, но и в отдаленной Таврике. Но местами и этот, более искушенный в словесности человек, допускает ошибочные написания (типа: "из Воноста" вместо "из Бона", Имирия вместо Ивирия, Елисоурас, Хлисоурас вместо Клеисоурас; "вместе с собственным народом" вместо "своим собственным народом" (твор. падеж); екатеристэ вместо акатайристэ, анатандон вместо анафандон! Наивно удивляется скорости переправы мощей святого из Амастриды в торжище Парфенитов и проч. Вероятно, в этих огрехах и недосмотрах виноват редактор, не нормализовавший тот текст, который он редактировал. А последний был, скорее всего, составлен также каким-то не слишком образованным провинциалом.
   25 Лопарев X. Византийские Жития святых УШ-1Х вв. (начало) // ВВ. -- СПб.. 1911. -- Т. XVII. -- Вып. 1-4(1910). -- С. 166; Рудаков А. П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. -- СПб.. 1997. -- С. 246; Sevcenko I. Hagiography of the iconoclast period. -- Р. 116.
   26 Творения святого отца нашего преподобного Феодора Студита, переведенные с греческого языка. -- СПб., 1867. -- Ч. 1.-- С. 23; Сорочан С. Б. Византийский Херсон. Очерки истории и культуры. -- Ч. 2 -- С. 1378.
   27 Сюзюмов М. Я. Первый период иконоборчества // История Византии. -- М., 1967.-- Т. 2. -- С. 62-63.
   28 Успенский Ф. И. История Византийской империи. -- М., 1996. -- Т. 1. -- С. 655.
   29 Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847). -- М., 1997. -- С. 14, 36.
   30 Васильевский В Г. Введение в Житие св. Георгия Амастридского II Русско-византийские исследования. -- СПб, 1893. -- Вып. 2. -- С. LХШ; Лопарев X. Византийские Жития святых VIII-IX вв. (продолжение). -- С. 19. М.-Ф. Озепи датирует смерть Иоанна между 792 и 805 гг. (La Vie de Jean de Gothie (ВНС 891). -- Р. 75.
   31 Дашков С. Б. Императоры Византии. -- М., 1996. -- С. 140-141.
   32 Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847)... -- С. 40.
   33 Сюзюмов М. Я. Первый период иконоборчества. -- С. 66-67; Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784 847). --С. 42-54.
   34 Auzepy M.-F. La Vie de Jean de Gothie (BHG 891). -- Р. 75.
   35 Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. К вопросу о церковной истории Таврики в VIII в. -- С. 115. Подробнее о дате восстания см. в гл. VI.
   36 Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. К вопросу о церковной истории Таврики в VIII в. --С. 115.
   37 При этом мы не склонны преувеличивать роль Иоанна в восстановлении иконо-почитания, как об этом сообщает Житие. Отмеченная источником инициатива готского епископа в созыве антииконоборческого собора в Иерусалиме, иконопочитательская агитация в Константинополе не более чем литературный прием агиографа (скорее всего не составителя первоначальной редакции, а редактора середины IX в., см. далее). "обосновывавшего" причины канонизации Иоанна Готского.
   38 Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. О возникновении Готской епархии в Крыму. -- С. 121: К вопросу о церковной истории Таврики в VIII в. -- С. 114-115.
   19 Вероятно, прототип Жития все же составлялся в Амастриде. В пользу этого свидетельствует упоминание заслуг амастридского епископа Георгия в обеих традициях изложения источника. Если бы в Амастриде данный агиографический источник был только отредактирован, то "особая роль" Георгия присутствовала бы лишь в одной версии.
   40 Sevcenko I. Hagiography of the iconoclast period.
   42 Auzepy M.-F. Gothie et Crimee de 750 a 830 dans les sources ecclesiastiques et monastiques grecques. -- Р. 324.
   -28-
   43 Sevcenko I. Hagiography of the iconoclast period. -- Р. 121-123.
   44 Иванов С. А. Житие Стефана Сурожского и хазары // Хазары. Второй Международный коллоквиум. -- М., 2000; Древнеармянское Житие Стефана Сурожского и хазары //Хазары. -- Евреи и славяне. -- Иерусалим. -- М., 2005. -- Т. 16.
   45 Виноградов А. Ю. Апостол Андрей и Черное море: Проблема источниковедения // Древнейшие государства Восточной Европы 1996--1997. -- М.. 1999. -- С. 358.
   46 Васильевский В. Г. Хождение Апостола Андрея в страну мирмидоян // Труды. -- СПб.. 1909, -- Т. 2. -- Вып. 1. -- С. 266.
   47 Сорочан С. Б. Византийский Херсон. Очерки истории и культуры. -- Ч. 2. -- С. 1370.--Прим. 644.
   48 Васильевский В. Г. Житие Иоанна Готского. -- С. 400.
   49 Никитский А. Указ. соч. -- С. 33.
   50 Безусловно, имеется в виду церковное общение.
   51 Сюзюмов М. Я. Второй период иконоборчества // История Византии. -- М.. 1967.-- Т. 2. --С. 73.
   52 Там же. -- С. 78-79.
   53 Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847). -- С. 99.
   54 Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784--847). -- С. 85--115; Афиногенов Д. Е. Патриаршество св. Мефодия I (843-847): борьба за преемственность в Византийской церкви // ВВ. -- 1997. -- N 57 (82); Лебедев А. П. Очерки внутренней истории Византийско-восточной церкви. -- СПб, 1998.-- С. 71-74.
   55 Sevcenko I. Hagiography of the iconoclast period. -- Р. 122.
   56 Сказания о начале славянской письменности. -- М., 1981. -- С. 78; Подробнее см.: Могаричев Ю. М. К вопросу о политической ситуации в Таврике в середине IX в. // Сборник Русского исторического общества. -- М., 2002. -- N 4 (152); О степени достоверности одного сюжета Жития Константина Философа // Археолога. -- 2004. -- N 3.
   57 К похожему выводу, а именно -- отраженное в житии иконоборчество Иоанна, скорее всего, есть идеологическое прикрытие его личности как воина--недавно пришла и М.-Ф. Озепи (La Vie de Jean de Gothie (BHG 891). -- Р. 73.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"