Аспар : другие произведения.

Житие Иоанна Готского в контексте истории Крыма "хазарского периода". Глава 7

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Глава VII

ХАЗАРЫ И КРЫМ В IХ-Х вв.

  
   Как мы попытались показать в предыдущей главе, однозначного отве­та, насколько сильно было хазарское присутствие в Крыму в начале IX в., не существует.
   Э. Арвейлер, на основании анализа Жития Иоанна Психаита, сделала вывод об угрозе византийским владениям в Крыму со стороны хазар около 820 г.1. И. А. Баранов развил указанное положение: "Около 820 г. хазары вновь наводят порядок на этой территории и угрожают Херсону"2. Об осаде Херсона в 820 г. писала А. И. Романчук3. На рассматриваемый ис­точник, говоря о попытках хазар восстановить свою власть в Готии, ссы­лается В. Е. Науменко4. На хазар, периодически появлявшихся в округе Херсона, со ссылкой на Житие указывает и С. Б. Сорочан5.
   К. Цукерман, полемизируя с вышеназванными исследователями, от­мечал, что "в указанном Житии не упоминается ни угроза со стороны хазар, ни хазары вообще"6. Последний вывод поддержал А. И. Айбабин7.
   Действительно, в Житии Иоанна Психаита не упоминаются хазары или хазарская угроза. Однако там все же присутствует сюжет, заслуживаю­щий, на наш взгляд, внимания в данном контексте.
   Согласно источнику, сосланный при Льве Армянине в Херсон Иоанн Психаит занимался подвижничеством: "стекались (к Иоанну) народы, жив­шие около Боспора и расположенные вне святого"8. Однажды он пригла­сил к себе ученика, Парфения, и посоветовал тому поехать в Византию. Но "тот сказал, что это невозможно ввиду массы (врагов), что трудно как выбраться из Херсона, так и вернуться в него; на это Иоанн предло­жил ехать вместе"9.
   X. Лопарев считал, что Иоанн вернулся в Константинополь после ам­нистии, объявленной Михаилом II (820-829), но до 823 г.10. Близкой даты придерживаются и Э. Арвейлер, и С. Б. Сорочан.
   Несомненно, что источник, хоть и в косвенной форме, отмечает угро­зу Херсону со стороны неназванных врагов. Однако, если принять ука­занную датировку события, то выявляется противоречие с данными дру­гих источников и со сложившимися представлениями о характере византийско-хазарских отношений (а угрожать Херсону в 20-х гг. IX в. могли только хазары).
   Для аргументации этого положения рассмотрим сообщение монаха Епифания, который в период подготовки своего труда "О житии, деяни­ях и кончине святого и всепохвального первозванного апостола Анд­рея" путешествовал по местам, традиционно связываемым с апостоль-
   -214-
   ской деятельностью святого. Учитывая, что указанный автор акценти­ровал внимание читателя "бегая общения с иконоборцами, мы прошли страны и города до Воспора и при этом с великою любовью расспра­шивали о местных святых"11, В. Г. Васильевский, а за ним и другие ис­следователи сделали вывод, что путешествие Епифания могло состо­яться только после 815г. (когда при императоре Льве V Армянине было восстановлено иконоборчество)12. Вероятнее всего, это случилось в промежутке между 815 (официальное восстановление иконоборчества) и 820 (смерть Льва Армянина) гг.13 Известно, что во второй период ико­ноборчества жесткие преследования монахов и иконопочитателей были только при Льве V. Во время правления Михаила II они практически пре­кратились, а при Феофиле не выходили за пределы Константинополя и ближайших окрестностей14.
   Приведем отрывок из Епифаниева сочинения относительно Крыма: ".. .апостол пришел в Боспор, находившийся по ту сторону Понта город, до которого и мы достигали. Жители его, увидев чудеса, которые творил Андрей, скоро оказали послушание, как они сами нам рассказывали. Они показали нам ковчег, имеющий надпись Симона апостола, закопанный в основании храма св. апостолов (это очень большой храм) и содержащий в себе частицы мощей... Из Боспора Андрей прибыл в Февдесию (Фео­досию), город многолюдный и образованный, в котором царем был Савромат. Уверовали здесь немногие. Оставив их, апостол отправился в Херсон, как (жители Херсона) нам рассказали. А Февдесия ныне не име­ет даже следа человеческого. Херсаки (херсонцы) же народ коварный, и до нынешнего дня туги на веру, лгуны и поддаются влечению всякого ветра. Апостол пробыл у них довольно дней, воротился в Боспор и, на-шедши корабль херсонский, переплыл в Синоп"15.
   Практически аналогичная информация содержится и в других редак­циях. Отличия крайне незначительны. В версии, приписываемой Симеону Метафрасту. добавлено, что Херсон -- город знаменитый и многолюд­ный16, в русской редакции приводятся имена боспорского епископа Колипидия и наместника (кандидата в епископы -- по А. Ю. Виноградову17) Георгия18; в грузинской -- Босфор расположен близ земли Таврогуннов, а Херсон являлся городом готов19.
   Таким образом, по сообщению автора, он совершенно свободно со­вершил путешествие из Боспора через развалины Феодосии в Херсон, общался с местными жителями и не знает ни о каких врагах, угрожавших этим городам или византийским владениям вообще.
   Епифаний лично посетил все упомянутые пункты, расспрашивал об их истории (очевидно, в устной или письменной форме ему удалось озна­комиться с херсонскими Patria, обретшими письменную форму не ранее VI в. и впоследствии включенными в 53-ю главу трактата Константина Багрянородного "Об управлении империей"20; вероятно, только этим знакомством можно объяснить упоминание царя Савромата, одного из основных персонажей указанной главы21), достопримечательностях (ков-
   -215-
   чег с надписью апостола Симона), выяснял политические и религиозные пристрастия (замечание в отношении херсонитов, скорее всего, указыва­ет на их приверженность иконоборчеству22).
   Поэтому, если бы факт угрозы присутствовал, это, несомненно, на­шло отражение в источнике. Подобное, как правило, не упускалось авторами такого рода литературы. В нашем же случае отмечена толь­ко опасность со стороны иконоборцев. Следовательно, свидетельства Епифания (815-820) не подтверждают сведений Жития Иоанна Пси-хаита (ок. 820 г). К сожалению, другие письменные источники к нам не дошли.
   Как косвенные доказательства, можно привести письма Феодора Сту-дита, неоднократно упоминавшего о ссыльных в Херсоне. Широко из­вестны два его послания: к епископам, сосланным в Херсон (821 г.), и к архимандриту Готскому (821-826)23. Учитывая, что сосланные еписко­пы имели возможность переписываться с Феодором и получать от него деньги24, а готский архимандрит обсуждать подробности церковной и монастырской жизни в Готии, вряд ли здесь наблюдалась ситуация, опи­санная в Житии Иоанна Психаита.
   Следовательно, можно сделать вывод: источники не позволяют гово­рить об угрозе Херсону со стороны "врагов" до начала 20-х гг. IX в.
   Ранее один из авторов настоящей работы предположил, что ин­формация о врагах, окружающих Херсон, Жития Иоанна Психаита схожа с одним из сюжетов Жития Константина Философа и, особен­но, письма Анастасия Библиотекаря (подробнее об этих источниках см. ниже)25.
   По нашему мнению, сопоставление этих отрывков позволяет говорить если не о заимствовании, то об общем источнике информации.
   На первый взгляд здесь присутствует противоречие -- события Жития Иоанна Психаита относятся приблизительно к 820 г., а Кон­стантина -- к 860 г. Анастасий Библиотекарь встречался с Констан­тином Философом не ранее 867 г.26, с Митрофаном Смирнским в 869-870 г., на Восьмом Вселенском соборе в Константинополе27, текст Жития Константина появился между 869 и 882 гг. Для устранения не­соответствия рассмотрим вопрос о времени написания Жития Иоанна Психаита.
   По мнению X. Лопарева, оно было составлено одним из монахов психаитского монастыря спустя значительное время после кончины святого, когда память о нем стала уже стираться. При этом автор не был лично знаком с Иоанном. Наиболее ранние из списков Жития от­носятся к концу IХ-Х в.28. Аналогичной позиции придерживается и И. Шевченко -- текст появился после 843 г, и написан человеком, ни­когда на встречавшимся со святым29. С этим согласна и М.-Ф. Озепи30. Заметим, что Психаитская обитель находилась в Константинополе, и, следовательно, агиограф вполне мог располагать информацией о пу­тешествии Константина Философа.
   -216-
   Позволим сделать следующее предположение. Иоанн Психаит умер вскоре после 820 г. Автор Жития сочинял свой труд спустя много лет после смерти святого, в столичном монастыре. По крайней мере, он уже был смутно осведомлен о нападении болгарского хана Крума на Констан­тинополь в 813 г.31. Поэтому для описания херсонского периода в жизни Иоанна Психаита вполне могли быть использованы современные или не столь отдаленные по времени от составления труда сведения (напомним, древнейшие списки относятся к концу IХ-Х вв.). Наиболее достоверную и авторитетную информацию можно было получить из сообщений лич­ного посланника императора к хазарам -- Константина Философа, людей, писавших с его слов, или очевидцев его деяний (например, Анастасий Библиотекарь или Митрофан Смирнский). Конечно, у нас нет оснований утверждать, что автор Жития лично общался с Константином, однако ему вполне мог быть доступен текст Константина, записи Анастасия или рассказы Митрофана. Отметим, Анастасий Библиотекарь общался с митрополитом Смирн в Константинополе около 870г., где помимо участия в заседаниях собора, собирал сведения о деятельности св. Кирилла, в миру Константина Философа.
   Таким образом, информация Жития Иоанна Психаита об окружении Херсона врагами, скорее всего, может относиться к началу 60-х гг. IX в. и, вероятно, заимствована из письменных или устных сообщений, связан­ных с пребыванием в Крыму Константина Философа32.
   В середине IX в. византийское правительство создает здесь новую тер­риториально-административную единицу -- фему33.
   По мнению ряда исследователей, фема Климатов (таким было ее пер­воначальное название) была создана летом 841 г. в ответ на появление в припонтийских степях венгров34, которые в середине 830-х гг. полнос­тью перекрыли хазарам доступ к Крыму с севера35, и тем более не могли удерживать подвластные им территории. Создание фемы однозначно сви­детельствует о переходе Готии (мы не знаем границы фемы Климатов, входил ли в нее Восточный Крым и Боспор36, однако Юго-Западный Крым и, скорее всего, Южный -- несомненно) к началу 40-х гг. под полный контроль Византии.
   По мнению К. Цукермана, в 50-х гг. IX в. территория, принадлежащая империи, ограничилась только Херсоном и его ближайшей округой. В ре­зультате фема Климатов была переименована в фему Херсон37. Данный вывод основан не столько на анализе археологического материала или общеполитической ситуации, сколько на изучении моливдовулов, зафик­сировавших с 50-х гг. появление стратигов Херсона38.
   Вероятно, смена названия фемы означала не столько потерю импер­ского контроля над Климатами или ослабление там власти, сколько кор­рекцию византийской политики на полуострове. Очевидно, поняв нераци­ональность выбора в качестве политического центра создаваемой фемы горного Юго-Западного Крыма, а возможно, и потерпев фиаско в попыт­ке христианизации Хазарии, вернулись к привычному и более удачному
   -217-
   херсонскому варианту. Соответственно, по имени нового центра меняет­ся и название фемы39. К этому же выводу, анализируя данные сфрагисти­ки, пришел и Н. А. Алексеенко40.
   Создав фему, имперские власти развернули здесь фортификационное строительство. Кроме Херсона41, происходит укрепление северного фор­поста Готии-Баклы42 и, вероятно, Чуфут-Кале43, возводится Сюреньская крепость44. Археологический комплекс Мангупа свидетельствует о пе­ременах в хозяйственной жизни поселения и усилении роли производства экспортной продукции45.
   Наблюдения за стратиграфией Тепсеня позволяют отчетливо выделить два хронологических периода в его жизни: вторая половина VIII -- пер­вая половина IX в. и вторая половина IX в. (см. подробно гл. IV). К перво­му периоду относится незначительная часть раскопанных памятников, отличающихся "относительной бедностью археологического материала и практически полным отсутствием закрытых комплексов". Ко второму принадлежит не только большинство исследованных построек, но и "раз­нообразных археологических находок". Отметим, что между двумя сло­ями отсутствуют следы пожаров или каких-либо других катаклизмов. Важной характеристикой второго этапа является не только увеличение интенсивности жизни, но и определенное изменение качества археологи­ческого материала. В частности, увеличение доли и разнообразия импорт­ной керамики46. Эти материалы отражают те изменения в материальной культуре, которые не могли не произойти после включения приморского поселения в орбиту Византии47.
   Археологические материалы свидетельствуют и об изменении в сере­дине IX в. исторической топографии Сугдеи48.
   Основным источником по истории Крыма 60-х гг. IX в. является Жи­тие Константина Философа (ЖК). В задачу настоящей работы не входит анализ всех сведений о деятельности будущего славянского просветите­ля на территории полуострова. Мы остановимся лишь на одном из эпизо­дов данного агиографического произведения.
   В период пребывания Константина в Херсоне ".. .пришел же с войском хазарский полководец, окружил христианский город и осадил его. Узнав же об этом, Философ пошел к нему без колебаний, и, беседуя с ним и поучая, укротил его. и обещавшись ему креститься, отошел, не причинив никакого вреда этим людям.
   Вернулся же и Философ на свой путь и, когда в первом часу он молил­ся, напали на него венгры, воя как волки, желая убить его. Он же не испу­гался, не прервал своей молитвы, лишь взывая "Господи помилуй", ибо кончал уже службу. Они же, увидев (это), по божьему повелению стали кроткими, и начали кланяться ему, и, выслушав из уст его слова поучения, отпустили его со всеми сопровождающими"49.
   В Херсоне Константин провел зиму 860/861 г.50. Житие было со­ставлено между 869 и 880 гг.51. а информация о "хазарской миссии", вероятно, заимствована из собственноручного доклада Константина52.
   -218-
   Таким образом, можно предполагать, что исторические сведения, со­держащиеся в данном агиографическом сочинении, в основном близ­ки к действительности.
   Большинство исследователей, обращавшихся к данному отрывку, толь­ко констатировали факты, принимая их за достоверные, а дискуссия сво­дилась чаще всего к локализации "осажденного города" и места нападе­ния на Константина венгров53. Некоторые объединяли оба эпизода, счи­тая венгров частью хазарского войска54, К. Цукерман выдвинул гипотезу, согласно которой снятию осады с "христианского города" способство­вали венгры, спугнувшие хазар55.
   В. П. Шушарин, согласившись, что "данные об "укрощении" варва­ров -- стереотип, характерный для агиографии", все же склоняется к "до­стоверности свидетельства о контакте византийского миссионера с ма­дьярами"56. Близкую точку зрения в одной из последних работ высказал С. Б. Сорочан57.
   Один из авторов настоящей работы попытался обосновать, что "сю­жет о снятии Константином осады с "христианского" города и избавле­нии от венгров является традиционным для житийной литературы и, веро­ятно, в действительности не имел места"58.
   Рассматриваемый отрывок, равно как и история пребывания Констан­тина в Крыму, содержится в VIII главе Жития54.
   Благодаря тому, что, находясь в Херсоне в период подготовки путе­шествия в Хазарию, Константин организовал поиск и перенесение в го­род мощей папы Климента, "крымский эпизод" его жизни, кроме Жития, получил освещение и в других источниках.
   Основные из них60:
  
   Итальянская легенда (ИЛ), или "Слово о перенесении мощей св. Климента" -- латинская версия рассказа о Константине, поиске им мощей папы Климента и о перенесении впоследствии их из Херсонеса в Рим. Источником для Итальянской легенды, составленной епи­скопом г. Веллетри Гаудерихом (ок. 882 г.) и переработанной в начале XII в. Львом Остийским, было Житие Константина Философа, однако более ранняя его редакция, чем дошедшая до нас61.
   Письмо Анастасия Библиотекаря, главы папской канцелярии, вышеупомянутому епископу Гаудериху (875-879). В письме Анас­тасий излагает сжатый латинский перевод сочинений Константина о находке мощей Климента, похвальное слово Клименту, а также пе­редает рассказ Митрофана, митрополита Смирнского, который был очевидцем пребывания Константина в Крыму (Митрофан находился здесь в ссылке)62.
   Сопоставим информацию VIII главы Жития Константина с соответству­ющими эпизодами Итальянской легенды и Письма Анастасия Библиоте­каря. Для этого разобьем события на отдельные эпизоды, в соответствии с последовательностью упоминания их в источнике63 (табл. 19).
   -219-

Таблица 19

Эпизод

Житие Константина64

Итальянская легенда65

Письмо Анастасия66

1

2

3

4

   1. Прибытие в Константинополь хазарского посольства
  
  
   "Пришли же к цесарю послы от хазар" с просьбой о присылке им ученого для разъяснения положений христианства".
   "В то время к упомянутому императору (Михаилу. -- Авт. ) прибыли послы от хазар, прося и моля прислать к ним ученого мужа, который научил бы их несложно кафолической вере".
   Прямо не сообщается
  
   2. Направление императором Михаилом III Константина в Хазарию
  
  
   "Тогда стал искать кесарь Философа, и когда нашел его, рассказал ему о хазарском деле, говоря: "Иди, Философ, к людям тем..."
   "Тогда император, посоветовавшись с патриархом, призвал пред себя упомянутого философа и с величайшей честью отправил его туда с хазарскими и своими послами".
   "Он (Митрофан Смирнский. -- Авт. ) передал нам, что Константин Философ, направленный императором Михаилом в Хазарию проповедовать слово Божие..."
   3. Приезд Константина в Херсон и изучение иностранных языков
  
  
   "Тогда же пустился в путь и когда дошел до Херсона, научился здесь еврейской речи и письму, переведя восемь частей грамматики... некий самаритянин... принес самаритянские книги, и показал ему. ...Философ затворился в доме и отдался молитве, и принял знание от Бога, начал читать (эти) книги без ошибок. ...Нашел же евангелие и псалтырь, написанные русскими письменами, и человека нашел, говорящего на том языке, и беседовал с ним, и понял смысл этой речи..."
   "Итак, немедленно, приготовя все нужное, он (Константин. -- Авт.) пустился в путь и прибыл в Херсон, весьма близкий и смежный с землею хазар, тут остановился на несколько времени, желая обучиться языку этого народа".
   Не сообщается
  
   -220-

Окончание таблицы 19

1

2

3

4

   4. Поиск и перенос в Херсон мощей святого Климента
  
   Сообщается о том, что Константин узнал о мощах св. Климента, убедил "архиепископа и весь клир, и благочестивых мужей" отправиться на поиски и раскопки мощей, которые нашли и внесли в город.
   Константин начал расспрашивать о могиле св. Климента. "Все объявили, что как пришельцы из разных народов, а не местные уроженцы ничего не знают, о чем он спрашивает". Константин убедил местного церковного главу отправиться на поиски, после чего тело Климента было найдено и перенесено в Херсон.
   Константин расспрашивал о гробнице Клименмента, "но все жители того места, будучи не туземцы, а пришельцы из разных варварских народов, даже лютые разбойники, уверяли, что ничего не знают о том, что он говорит". Константин убеждает местного епископа предпринять поиски: "Он глубоко одушевил всех в раскопку тех берегов и на разыскание столь драгоценных мощей. . . в порядке, описанном самим Философом в его историческом рассказе".
   5. Снятие Константином осады с "христианского" города и нападение на него венгров
   См. отрывок выше
  
   Не сообщается
  
   Не сообщается
  
  
   Рассмотрим указанные сюжеты.
   1. Факт прибытия хазарского посольства в Константинополь, отмечен­ный Житием, подтверждается Итальянской легендой. Причем в обоих источниках эти эпизоды переданы близко друг к другу. В письме Анаста­сия сюжет отсутствует. Однако фраза Митрофана Смирнского, что Кон­стантин был направлен в Хазарию "проповедовать слово Божие", пере­кликается с изложением сюжета в ЖК и ИЛ. Не вдаваясь в выходящие за рамки настоящей работы дискуссии о причинах и характере хазарско-византийских контактов в это время, присоединимся к мнению тех иссле­дователей, которые обоснованно считают, что приезд посольства хазар в Константинополь -- вполне реальное историческое событие.
   2. Факт отправки императором Константина во главе посольства под­тверждается всеми рассматриваемыми источниками, а также Житием Мефодия67. ИЛ дополняет, что император Михаил дополнительно посо­ветовался с патриархом. Таким образом, вряд ли стоит сомневаться в "хазарской миссии" Константина68.
   3. Приезд Константина в Херсон и изучение здесь иностранных языков засвидетельствованы ЖК и ИЛ. Разница заключается в том. что, согласно Житию, Константин изучает еврейский язык, а также знакомится с "сама-
   -221-
   ритянским" и "русским". В ИЛ он изучает только язык хазар. Мы не ста­вим перед собой задачу поставить точку в многолетней дискуссии -- ка­кие языки осваивал в Херсоне будущий создатель славянской азбуки69. Однако это, скорее всего, действительно реальное историческое событие.
   Его миссия проходила непосредственно перед принятием хазарами в ка­честве государственной религии иудаизма. Конечно, по вопросу о времени данного события существуют различные точки зрения. Так как источники, повествующие об этом, фрагментарны и противоречивы, в зависимости от степени доверия конкретного автора тому или иному информатору и вычис­лялась дата иудаизации хазар: 620-621 гг. (основание -- письмо царя Иоси­фа); первая половина VIII в. (Иегуда Гелеви); конец VIII --начало IX в. (Аль-Масуди); начало 860-х гг. (Житие Константина Философа). Кроме того, не­которые ученые, на основании письма хазарского царя Иосифа70, говорили о двухстадийной иудаизации хазар, а О. Прицак -- о трехстадийной71.
   В настоящее время наиболее аргументированной представляется точ­ка зрения, высказанная Д. Марквартом, Г. Вернадским72 и в наиболее за­вершенной форме сформулированная К. Цукерманом, о принятии хазара­ми иудаизма в качестве государственной религии около 860 г., по К. Цу-керману -- около 861 г.73.
   Очевидно, древнееврейский язык уже получил распространение среди хазарской элиты, с которой и общался Константин. Судя по источнику, ему предстояло вести дискуссии, в первую очередь, именно с иудейски­ми священниками. Вероятно, в Херсоне Константин действительно изу­чал еврейский язык. Известно, что он его знал74 равно как греческий, ла­тинский, сирийский7-.
   Не претендуя на решение проблемы "самаритянских книг" и "русских письмен"76, отметим, что о них ничего не сообщает ИЛ. В ЖК же, когда речь идет о "еврейской речи и письме", Философ делает это непосред­ственно сам. в пассаже же с самаритянским и русским языками он это совершает с помощью молитвы и "знания от Бога".
   4. Открытие Константином мощей св. Климента подтверждают все ис­точники, и, вероятно, эти сведения являются достоверными77.
   5. Сюжет4 о снятии Константином осады с "христианского" города и напа­дении на него венгров содержится только в ЖК. В письме Анастасия есть упоминание, что Философ, "находясь часто в Херсоне, то приезжая туда, то уезжая обратно, потому, что этот город пограничен с Хазарской землею"78, но при этом ни на какие эксцессы с ним во время подобных поездок нет даже намека. Важным представляется то, что о таких случаях не сообщает ИЛ, основанная, как уже отмечалось, на более ранней редакции Жития. А ведь этот эпизод, являясь реальным историческим событием, вряд ли бы был обой­ден вниманием автора ИЛ. Нет даже косвенных сведений о каких-то непри­ятностях с императорским послом и у очевидца событий, Митрофана Смирн-ского. Таким образом, из всех сюжетов VIII главы ЖК только рассматриваемый не находит подтверждения в других источниках. Можно предполагать, что он является вставкой, появившейся в более поздних версиях ЖК.
   -222-
   Проанализировав византийскую агиографическую литературу VIII-IХ вв., мы пришли к выводу: подобные сюжеты являются традиционными для житийной литературы IX в.
   Например, в Житии Георгия Амастридского есть такой эпизод: "Было нашествие неприятеля и притом более тяжкое каких-либо когда-либо упо­минаемых нашествий". Далее говорится о жестокости завоевателей-ара­бов: "...Но вот чудо: среди всех этих сцен святой (Георгий) не растерял­ся душой от страха, не думал о том, как бы избежать собственного пле­на, не помыслил и не сделал ничего низкого, но высоко подняв свою главу, взял в руки победное знамя креста и держа щит веры, пробегает сосед­ние села; как добрый пастырь при нашествии волков, так он при наше­ствии врагов собирает всех пасомых, и утвердив их внутри града, как бы внутри ограды, сам обходит кругом вне безоружный подвергаясь опас­ности за отечество... спасает теперь обходом одного иерея город мно­голюдный и обращает вспять народ, исполненный бешенства, стремящий­ся стереть (с лица земли) все наследие Христа, поражая его и побеждая молитвами, как стрелами и заставляя унести домой свой стыд"79.
   По мнению В. Г. Васильевского, Жития Константина Философа и Ге­оргия Амастридского имеют сходные черты80. Он датирует последний источник временем второго иконоборческого периода81. X. Лопарев же определяет дату написания Жития около 865 г.82. С мнением В. Г. Василь­евского соглашается и И. Шевченко83.
   Из Жития Антония Нового можно узнать: св. Антоний, до пострижения Иоанн, уговаривает арабов, осадивших город Атталию, не захватывать его84. Данное сочинение, вероятно, было составлено в 870-х гг. IX в.85.
   Согласно Житию Иллариона Грузина (написано между 867 и 886 гг.), во время путешествия в Палестину на него напали арабы и хотели убить. Но волею божьей арабы окаменели, святой исцелил их и продолжил свое путешествие86.
   Григорий Декаполит, плавая по Эгейскому морю, попал в руки "сла­вянских" морских разбойников, но был ими отпущен без вреда87.
   В Житии Иоанна Готского, напомним, среди чудес сообщается: "Лонгин, ученик его. возвращаясь из Святого града Иерусалима, схваченный и распя­тый на кресте (вознесенный на крест) сарацинами, призвал (на помощь) мо­литву преподобного. Святой отец явился ему зрительно, и сразу же протонотарий эмира, дав пятьсот милиарисиев, низвел его (с креста) и отпустил. За­тем (Лонгин), схваченный снова другими, обратившись к святому и попросив об избавлении, (достиг того), что железа (оковы) пали с ног его, и через это он спасся. И когда его ученики были в заточении, в котором и он был охраня­ем хазарами, после того, как он (сам) бежал в Романию, были схвачены и предстали перед каганом; подлежали казни по его (кагана) суждению, но по молитве преподобного были отпущены на свободу целыми и невредимыми. Так как каган сказал, что они не имеют вины. Тем временем, в этот самый час, когда они стояли перед каганом, преподобный в Амастриде, закончив утренний канон и вне церкви воздев руки, был в молении до третьего часа".
   -223-
   Почему рассматриваемый эпизод попал в текст ЖК? Вероятнее все­го, он мог быть в какой-то мере заимствован из сочинений самого Кон­стантина. Анастасий, излагая их, сообщает, что "место (могила Климен­та. -- Авт.) лежит на окраине царства, и различные варварские толпы весьма часто наезжают туда... толпы язычников со всех стран стали увеличиваться... место опустело и сделалось необитаемым, храм раз­рушился, и вся часть Херсонской страны пришла в упадок, так, что вид­но было, что епископ Херсона с очень немногочисленным народонасе­лением оставался внутри того города, да и те казалось, были скорее жители тюрьмы, чем города"88. По ИЛ: "Ибо уже от долгого времени из-за вины и халатности жителей чудо морского отлива... перестало по­казываться... Из-за множества варварских нападений это место опус­тело и храм был забыт и разрушен и большая часть той околицы стала почти безлюдной и незаселенной"89.
   В связи с этим акцентируем внимание еще на двух моментах -- степе­ни варварской угрозы Херсону и толковании слов Митрофана Смирнско-го о нахождении Херсона на границе с хазарской территорией. Обычно исследователи, цитируя замечание Митрофана: "Город пограничен с ха­зарской землею", делают вывод о прохождении границы хазарских вла­дений в непосредственной близости от Херсона или византийских терри­торий в его округе90. Но если рассматривать эти слова, переданные Анастасием, в контексте произведений Константина, напрашиваются иные выводы. (Вряд ли стоит сомневаться, что и Митрофан в своем изложении ориентировался в первую очередь на версию Константина, отсюда и та­кая близость его информации к ИЛ. Глава папской канцелярии особо от­мечает, что Митрофан "передал нам" свой рассказ "в порядке, описан­ном самим Философом в его историческом рассказе"91. Кроме того, ско­рее всего именно через Митрофана Анастасий приобрел три сочинения Константина, о которых он упоминает в своем письме92. То есть и ИЛ, и письмо Анастасия имеют один первоисточник.)
   Приведем отрывок полностью: "Он (Митрофан. --Авт.) передал нам (Анастасию. -- Авт.), что Константин Философ, направленный импера­тором Михаилом в Хазарию проповедовать слово Божие, находясь час­то в Херсоне, то приезжая гуда, то уезжая обратно, потому, что этот го­род пограничен с Хазарской землею, стал внимательно разведывать, где храм, где гробница, где те знаки блаженного Климента"93. Рассказ Мит­рофана перекликается с Житием Славянского Просветителя, согласно которому Константин, во время своей "хазарской миссии", останавливался в Херсоне как по пути в Хазарию, так и по возвращении оттуда94. По ИЛ, Философ "прибыл в Херсон, весьма близкий и смежный с землею ха­зар". Во время пребывания в городе Константин, что отмечают все ис­точники, на время покидал его для поисков могилы Климента, выяснения обстановки в округе. То есть для него Херсон был тем же, что и для Петроны Каматира за двадцать лет до этого95 -- ближайшим к хазарам византийским городом, перевалочной базой, где перед поездкой непо-
   -224-
   средственно в Хазарию можно было запастись всем необходимым и узнать обстановку на границах византийских владений: "Итак, сей Пет-рона, достигнув Херсона, оставил хеландии в Херсоне; посадив людей на транспортные корабли, он отправился к месту на реке Танаис, в котором должен был строить крепость"96. Поэтому слова Митрофана ни в коем случае не следует понимать буквально. Херсон, по источнику, не погра­ничный (буквально), но ближайший к хазарам византийский город, откуда Константин начинал свое путешествие, занимался миссионерской деятель­ностью и куда вернулся на обратном пути.
   Нам также представляется несколько преувеличенной угроза Херсону со стороны врагов, о которой обычно говорят. Действительно, с одной стороны, Анастасий, излагая сочинения Константина, пишет о жителях Херсона, как о заключенных в тюрьме. Но с другой, Митрофан проживал не в самом городе, а "недалеко" от него97. Константин, светское и цер­ковное руководство Херсона организовали торжественную церемонию перенесения мощей Климента в город, при этом мощи на ночь оставили в одном из загородных храмов98. После возвращения из Хазарии Констан­тин, без всяких эксцессов, совершил путешествие к "фулльскому наро­ду" (где бы ни находились Фуллы, в Юго-Западном или Восточном Кры­му, это было относительно далеко от Херсона) и наставил его на путь истинный99. Все это не соответствует утверждениям о постоянном на­хождении врагов в ближайших окрестностях.
   Ясно, что в письме Анастасия и в ИЛ подразумевается не конкретное (непосредственно в данный момент), а "историческое" запустение мест­ности (со временем, в течение долгого периода). Сам характер источни­ков направлен на то, чтобы показать заслугу Константина в поиске мощей св. Климента, забытых и заброшенных местными жителями, "из-за вины и халатности" которых даже "чудо морского прибоя перестало показывать­ся", а не отразить реальную историческую ситуацию100.
   Конечно, мы не утверждаем, что политическая ситуация в Крыму в это время была полностью стабильной. Но, вероятнее всего, эпизод из Жития Константина Философа об "укрощении" хазарского полководца и "избавлении" от венгров вряд ли имел место в действительности и был вставлен в текст в качестве одного из традиционных сюжетов агиогра­фии того времени. Указанное выше не отрицает возможность пребыва­ния в округе (ближней или дальней) Херсона хазарских и венгерских во­енных отрядов, которые в какой-то мере могли угрожать и самому горо­ду. Это, вероятно, отмечали Константин и Митрофан, данный факт был известен и агиографу, обработавшему его в традициях житийных произ­ведений того времени.
   В связи с вышесказанным актуальной проблемой остается вопрос о времени окончания хазарского господства. В историографии по этому поводу мнения разнятся -- от конца VIII в. до середины X в.101.
   Еще А. Л. Якобсон писал о фактической утрате хазарами власти в Кры­му к середине IX в. По его мнению, тогда хазарские дружины могли оста-
   -225-
   ваться разве что на Боспоре102. И. В. Ачкинази пришел к выводу, что к концу IX в. хазары были изгнаны из Боспора, но их власть еще распро­странялась на области между Судаком и Феодосией103, В. В. Майко ак­тивно отстаивает точку зрения, что в Юго-Восточном Крыму до 965 г. находился хазарский наместник104.
   К. Цукерман показал, что ко времени путешествия Константина Фи­лософа (начало 60-х гг. IX в.), у хазар, вытесненных венграми, на полу­острове уже не оставалось опорных пунктов105. В попытке вернуть крым­ские владения или получить дань они могли совершать походы на полу­остров только из-за его пределов106. А. И. Айбабин считает, что хазар изгнали из Крыма "спустя некоторое время" после 861 г., а именно бли­же к 873 г. Основанием для такой хронологии послужил как анализ ар­хеологического материала, так и письмо константинопольского патри­арха Фотия архиепископу Боспора с поддержкой желания последнего крестить проживавших там иудеев107: "Если же ты, пленив тамошних евреев на послушание Христу, обратишь от тени буквы к благодати, как написал, то получаю и с избытком получаю прекрасные плоды добрых надежд, которые постоянно к тебе питал"108. Возможность неоднознач­ного толкования письма Фотия не исключает факта прекращения ха­зарского господства в Крыму к началу 70-х гг. IX в.111. (Это письмо сле­дует рассматривать в контексте византийской истории того времени. Из­вестно, что в период правления Македонской династии при Василии I (867-886), после ряда попыток убедить византийских евреев принять христианство, был издан декрет об обязательном и насильственном их крещении109. Мы не знаем, были ли крещены местные евреи и что про­изошло с непокорными. Но вероятнее всего, желание Антония крес­тить иудеев можно рассматривать в большей степени как "рапорт с мест" о поддержке политики императора110.) В. Е. Науменко сначала датиро­вал окончательный выход Таврики из сферы влияния Хазарии временем "к 70-80-м гг. IX в."112, а затем ограничил 80-ми гг. IX в.113. Напомним, проведенный нами в главе IV анализ поселений показывает, что практи­чески все так называемые "хазарские" памятники заканчивают свое су­ществование в пределах второй половины IX в.
   Еще в первой половине X в. империя продолжает осуществлять кон­такты с хазарами посредством таврических светских и церковных чинов­ников. Показательна в этом отношении миссионерская деятельность хер­сонских церковных иерархов. Через Херсонского епископа Византия пы­талась осуществить христианизацию в Хазарии. Сведения об этом содержатся в письмах константинопольского патриарха Николая Мисти­ка (901-907, 912-925 )114.
   В письме, датированном мартом 919 г., написанном стратегу Херсо­на, читаем следующее: "В отношении епископа Херсона твоя благая мудрость помнит, о чем мы говорили с тобою лично и теперь уведом­ляем письменно; что ввиду прибытия сюда (посланников) из Хазарии с просьбой дать им епископа, чтобы он рукополагал священников среди
   -226-
   них и принял бы на себя служение о правой христианской вере, мы от­правили архиепископа, назначенного в Херсон, чтобы с Божией помо­щью он направился в Хазарию, дабы справить там все необходимые требы, и вернулся к кафедре в Херсон. И ты, как сын церкви, я уверен, проявишь свое усердие, чтобы содействовать ему и в предстоящем деянии в Хазарии, и в утверждении и водворении архиепископа на его кафедре..."
   Через год, в послании к Херсонскому епископу, Николай Мистик пишет: "Относительно этого, кто будет архиереем у них мы поруча­ем Вам заботу, чтобы ты все тщательно обдумав, нашел достойного для этого дела и отправил его к нам, чтобы он Пресвятым Духом был возведен в сан епископа и был назначен пастырем пока еще ли­шенной наставника паствы. Достаточно Вашей Мудрости для того, ибо Вы и сами об этом заботились, как это следует из Ваших пре­жних стараний"115.
   Наиболее полные и достоверные сведения о политической ситуации в Крыму в первой половине -- середине X в. содержатся в произведении Константина Багрянородного (945-959) "Об управлении империей", со­ставленном в 948-952 гг.116.
   Херсон и Климаты, согласно источнику, несомненно, подчинялись Византии (никаких хазарских наместников здесь не было), но власть им­перии не была очень прочной, ибо Крым находился под постоянной угро­зой вторжения неприятеля.
   С одной стороны, это недавние владетели большей части полуост­рова -- хазары, которые хотя уже и покинули Крым, но, вероятно, не оставляли надежды его вернуть и всячески угрожали набегами. Чтобы сдерживать хазар, византийские власти всячески обхаживали их сосе­дей -- алан, которые, также будучи грозной военной силой, могли пре­пятствовать тем, угрожая ударить с тыла. По словам Константина, не­обходимо дружить с эксусиократором Алании, потому что "он может сильно вредить им (хазарам. --Авт.), и подстерегая на путях, и нападая на идущих без охраны при переходах к Саркелу, к Климатам и к Херсо­ну. Если этот эксусиократор постарается препятствовать хазарам, то длительным и глубоким миром пользуются и Херсон, и Климаты, так как хазары, страшась нападения аланов, находят небезопасным поход с войском на Херсон и Климаты"117.
   С другой стороны, занявшие причерноморские степи печенеги. С ними у империи также были сложные отношения. Несмотря на тесные торго­вые связи, печенеги в любой момент могли напасть на византийские вла­дения в Крыму: "Поскольку этот народ пачинакитов соседствует с обла­стью Херсона, то они, не будучи дружески расположены к нам, могут выступать против Херсона, совершать на него набеги и разорять и самый Херсон, и так называемые Климаты"118.
   Описанную Константином Багрянородным политическую ситуацию подтверждает и дополняет так называемый Кембриджский документ (или
   -227-
   "Анонимное письмо" из каирской генизы), написанный хазарским евреем на древнееврейском языке в Константинополе зимой 949/950 г.119. Как видим, оба документа составлены в одном городе и в одно время, но представителями разных государств.
   В нем повествуется, что преследования императором Романом Лакапином (919-945) евреев вызвали напряженность в отношениях между христианской Византией и иудейской Хазарией (напомним, что хазары в 861 г. в качестве официальной религии приняли иудаизм120). Император Роман заручился поддержкой русского князя Олега121, послав тому бога­тые подарки. Олег захватил и разгромил город С-м-к-рай (Тмутаракань)122, воспользовавшись отсутствием в нем хазарского военачальника Песаха. Песах в свою очередь начал войну с византийцами. Он завоевал три горо­да и много селений. Затем он напал на Херсон и разгромил византийцев в сражении, убив 90 человек, многих взял в плен, а остальных рассеял. Данные события произошли в период между 920-940 гг.123. Отметим, согласно источнику, который передает представления элиты хазарского общества, поселения на территории полуострова являлись "городами Романа"124, то есть византийскими, а Песах пришел туда явно из-за пре­делов Крымского полуострова.
   Как представляется, данный эпизод в сопоставлении с армянским Жи­тием Стефана Сурожского (см. Приложение I. III) в некоторой степени позволяет приблизиться к решению старой историографической загад­ки -- походу в Крым князя Бравлина. Сопоставим документы.
  

Кембриджский Аноним

Армянское Житие Стефана Сурожского

   "И стало это (нападение Олега на С-м-к-рай. -- Авт.) известно Булшици, то есть до­сточтимому Песаху, и пошел он в гневе на города Романа и избил (губил по Н. Голбу и О. Прицаку) и мужчин и женщин. И он взял три города, не считая большого мно­жества пригородов (деревень по Н. Голбу и О. Прицаку). И оттуда он пошел на (го­род) Шуршун и воевал против него. [...) и они вышли из земли наподобие червей [...] Израиля, и умерло из них 90 человек. [... ] и он заставил их платить дань125 ([он не окон­чательно разгромил их в битве], но он обя­зал их служить ему -- по Н. Голбу и О. Прицаку126)"
   "Спустя времена некий Пролис, из злого и неверного народа, пришедши с войском, и разрушил Керчь и страну его, и отправил­ся оттуда в Шрсон [Херсонес] и разрушил тот, и взял в плен мужчин и женщин и де­тей, и других мечу придал. Оттуда пришел с войском в Сухта и как поступал в других гаварах, так поступил и в этом гаваре. ибо кровью безвинных месил землю".
  
  
   Как видим, между этими двумя текстами много общего: аналогич­но количество захваченных городов, только в Житии называются имена всех городов, а в Кембриджском документе только Херсон; и там и
   -228-
   там упоминается о множестве покоренных селений; сходны описания репрессий по отношению к местному населению. Принимая во вни­мание разницу между армянским и древнееврейским языками, а так­же то, что в армянское Житие данный эпизод попал не напрямую, а через какой-то не дошедший до нас греческий текст127, Песах мог превратиться в Пролиса128. Таким образом, учитывая, что рассматрива­емые источники отражают позиции противоположных сторон, версия о том, что в них отражено одно и то же событие, кажется имеющей право на существование. Конечно, могут возникнуть возражения, что поход Песаха был совершен приблизительно через двести лет после смерти Стефана Сурожского. Однако в армянском Житии сюжет по­дан как посмертное чудо, о котором сказано "спустя времена", то есть без всяких хронологических привязок. Кроме того, следом за этим сюжетом с пояснением "в то время" следует чудо исцеления "благо­честивой царицы по имени Анна". Несомненно, под последней следу­ет понимать сестру византийского императора и жену киевского князя Владимира, прибывшую из Константинополя в Херсонес после его захвата русскими войсками. Соответственно, последний сюжет мог попасть в Житие не раннее конца X в.. что в совокупности с вышеска­занным, является косвенным подтверждением наших выводов. Таким образом, эпизод о захвате Пролисом (Песахом?) Сухты мог появить­ся в Житии не ранее середины -- конца X в., и данный сюжет не есть плод фантазий русских агиографов129.
   Необходимо отметить, что один документ все же сообщает о вхождении части Крыма в состав Хазарии в середине X в. Это так называемая Пространная редакция письма хазарского царя Иосифа, согласно которой в состав каганата в начале 50-х гг. X в.130 входил весь полуостров, за исключением Херсона и его ближайшей округи. Однако это противоречит данным как Константина Багрянородного, гак и Кембриджского документа (при этом все источники составле­ны практически в одно время). Как уже отмечалось, данные Про­странной редакции в отношении крымских владений хазар сильно преувеличены131.
   Таким образом, несмотря на отдельные военные успехи первой поло­вины X в.. закрепиться в Крыму хазары не смогли, а к середине 40-х. гг. X в. угроза крымским владениям Византии с их стороны, вероятно, пере­стала быть ощутимой.
   Подтверждением является договор, заключенный между империей и Киевской Русью в 944 или 945 г. после похода Игоря на Византию. Со­гласно ему, русские обязуются не нападать на подвластные Константино­полю области в Крыму (ст. 8) и защищать их от походов черных болгар (ст. 11 )132. В договоре нет ни слова о хазарской опасности. Надо думать, если бы таковая имелась, византийцы не преминули бы вменить в обязан­ность русским защиту "Корсунской страны" и от хазар, тем более что Хазария и Черная Булгария были соседями133.
   -229-
  

Примечания

   1 Ahrweiler H. Les relations entre les Russes au IX siecle // Bulletin d" information et de Coordination de T Association Internationale des Etudes Byzantines. --Athens -- Paris, 1971. -- 5.-- Р. 66.
   2 Баранов И. А. Таврика в эпоху раннего средневековья. -- С. 152.
   1 Романчук А. И. Средневековый Херсон (отражение в источниках основных фун­кций города) // Византия и средневековый Крым. -- АДСВ. -- Вып. 26. -- Барнаул, 1992.-- С. 210.
   4 Науменко В. Е. Учреждение и развитие византийской фемы в Таврике // Древно­сти. -- 1996. -- Харьков. 1997. -- С. 25.
   5 Сорочан С. Б. О торгово-экономической политике Византии в Таврике VII-IХ вв. // Проблемы археологии древнего и средневекового Крыма. -- Симферополь, 1995.--С. 118; Византийский Херсон. -- Ч. 1. -- С. 542-544.
   6 Цукерман К. К вопросу о ранней истории фемы Херсона. -- С. 320; Zuckerman C. Short notes. Two notes on the early history of the thema of Cherson // Byzantine and modern Greek studies. -- 1997 -- 21. -- Р. 221.
   7 Айбаоин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. -- С. 214
   8 Лопарев Х. Византийские Жития святых VIII-IX вв. (продолжение). -- С. 12-13.
   9 Там же. -- С. 13. Х.-Ф. Байер переводит этот отрывок следующим образом: "Так как таким образом стекались приближенные к Боспору племена и садились у двери святого, он считал вредом их собрание и оценивал их похвалы уменьшением своей добродетели. Призвав кого-то из своих учеников, Парфения по имени, посоветовался с ним о содействии при возвращении в Византию. Когда тот возразил, что невозмож­но, чтобы толпа допустила нам осуществить это, мудрейший муж сказал: пусть пообе­щает им возвращение, и это да станет исполнением нашего плана. Таким образом, утешив людей, он вышел из города, совершая путешествие в Византию" (История крымских готов. -- С. 352). На основании этого автор делает вывод, что речь идет не о ссылке Иоанна, а о добровольном приезде; толпа, окружившая город, -- поклонни­ки святого, а сам отъезд состоялся не из Херсона, а из Боспора (Там же). С. Б. Соро­чан аргументированно показал ошибочность выводов Байера (Византийский Херсон. -- Ч. 1. -- С. 544). Поэтому нам нет смысла возвращаться к данному вопросу.
   10 Лопарев Х. Византийские Жития святых VIII-IХ вв. (продолжение). -- С. 12-13,
   11 Васильевский В. Г. Хождение Апостола Андрея в страну мирмидоян. -- С. 266; Dvornik F. The idea of apostolity in Byzantium and the legend of apostle Andrew. -- Cambridge-Mass, 1958. -- Р. 255.
   12 Виноградов А. Ю. Апостол Андрей и Черное море: Проблема источниковеде­ния. -- С. 25; Чичуров И. С. Литература У1П-Х вв. // Культура Византии. Вторая поло­вина УИ-ХП в. -- М, 1989. -- С. 142; Auzepy M.-F. Gothie et Crimee de 750 a 830 dans les sources ecclesiastiques et monastiques grecques. -- Р. 325-326.
   13 Виноградов А. Ю. Апостол Андрей и Черное море: Проблема источниковеде­ния. -- С. 358.
   14 Васильев А. А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов. -- СПб., 1998. -- С. 381-383; Сюзюмов М. Я. Второй период иконоборчества. Существу­ет мнение, что путешествие Епифания могло состояться в период правления "ограни­чено веротерпимых" Никифора I, Михаила I или даже Михаила II (Байер Х.-Ф. Исто­рия крымских готов... -- С. 345; Сорочан С. Б. Византийский Херсон. -- Ч. 2. -- С. 1380). Однако контекст источника не позволяет согласиться с такой точки зрения.
   15 Васильевский В. Г. Хождение Апостола Андрея в страну мирмидоян. -- С. 268-269; Недавно полное епифаниево Житие вновь было переиздано А. Ю. Виноградовым (Греческие предания о св. Апостоле Андрее. -- С. 280-318. Крымский отрывок. -- С. 311-313). Хотя последнее издание, несомненно, представляет огромный интерес, в интересующем нас ракурсе оно не противоречит чтению В. Г. Васильевского.
   -230-
   16 Там же. -- С. 270.
   17 Греческие предания о св. Апостоле Андрее. -- С. 312.
   18 Васильевский В. Г. Хождение Апостола Андрея в страну мирмидоян. -- С. 275.
   19 Там же. -- С. 282.
   20 Дагрон Ж. Двуликий Крым // МАИЭТ. -- Симферополь, 2000. -- Вып. VII. -- С, 295-297.
   21 Константин Багрянородный. Об управлении империей. -- С. 247-259.
   22 См. Могаричев Ю. М. Пещерные сооружения средневековых городищ Юго-За­падного Крыма (вопросы классификации, хронологии, интерпретации). -- С. 93; Гер­цен А. Г., Могаричев Ю. М. Иконоборческая Таврика. -- С. 188.
   23 Творения преподобного Феодора Студита в русском переводе. -- Т. 2. -- С. 454-455. 553-555; Сорочаи С. Б. Византийский Херсон. -- Ч. 2. -- С. 1385-1395.
   24 Творения преподобного Феодора Студита в русском переводе. -- Т. 2. -- С. 455.
   25 Могаричев Ю. М. К вопросу о политической ситуации в Таврике в середине IX в.
   26 Сорочин С. Б.. Зубарь В, М.. Марченко Л. В. Жизнь и гибель Херсонеса. -- С. 261.
   27 Ягич И. В. Вновь найденное свидетельство о деятельности Константина Филосо­фа первоучителя славян св. Кирилла // Приложение к 72-му тому Записок император­ской академии наук. -- 1893. -- N 6. -- С. 1-2.
   28 Лопарев Х. Византийские Жития святых VIII-IХ вв. (продолжение). -- С. 8.
   29 Sevcenko I. Hagiography of the iconoclast period. -- Р. 117.
   30 Auzepy M.-F. Gothie et Crimee de 750 a 830 dans les sources ecclesiastiques et monastiques grecques. -- Р. 325-326.
   31 Sevcenko I. Hagiography of the iconoclast period. -- Р. 117.
   32 С. Б. Сорочан сомневается в возможности заимствования данной информации и считает, что противоречие между сообщениями Епифания и Жития Иоанна Психаита объясняется тем, что ситуация постоянно менялась. Следовательно, Херсон и Готия периодически подвергались нападению неприятеля (естественно, хазар). Однако ни археологические материалы Херсона, ни поселений Юго-Западного Крыма этого пред­положения не подтверждают. Поэтому мы считаем возможным не отказываться от на­шей точки зрения. В качестве доказательства своих выводов автором приводилась надпись в так называемом "Храме с Крещальней" в Инкермане: "Упокоились рабы Божий Авраамий сын (?) Афка комит месяца первого (?) 19(?), дня... и Косма Афка комит месяца марта 6329 (?) (Латышев В. В. Сборник греческих надписей христиан­ских времен из Южной России... -- 40-42). Несмотря на то что В. В. Латышев не был склонен датировать надпись 821 г. (Там же. -- С. 41), С. Б. Сорочан, вслед за В. Ф. Фи­липпенко (К истории Инкерманского пещерного монастыря // История и археология юго-западного Крыма. -- Симферополь, 1993. -- С. 114-115; Сорочан С. Б. Византийский Херсон. -- Ч. 1. -- С. 546-547), относит ее именно к этому времени. Анализ архитек­турных особенностей данной церкви показывает, что она сооружена в ХIVV вв. (Мо­гаричев Ю. М. Пещерные церкви Таврики. -- С. 13). Более того, недавно А. Ю. Вино­градов еще раз проанализировал указанную надпись и доказательно датировал ее эпо­хой Феодоро ("Разряд" и "Часть". Как нам обустроить Феодоро? // Сугдейский сборник. -- 2005. -- Вып. 2. -- С. 432-433).
   33 В последнее время было опубликовано несколько работ, подробно характери­зующих историю создания фемы (Цукерман К. К вопросу о ранней истории фемы Херсона. -- С. 312-316; Zuckerman C. Short notes. Two notes on the early history of the thema of Cherson // Byzantine and modern Greek studies. -- 1997. -- 21; Соро­чан С. Б. Рождение Фемы. Херсон и Таврика в системе византийских военно-административных преобразований VIII-1Х вв. -- С. 548-581; Науменко В. Е. К вопросу о характере византийско-хазарских отношений в конце VIII --середине IX в.; Византийско-хазарские отношения в середине IX века // Хазары. -- Евреи и славяне. -- Иерусалим. -- М., 2005. -- Т. 16). Поэтому мы не будем подробно останавливаться на данном вопросе.
   -231-
   34 Цукерман К. К вопросу о ранней истории фемы Херсона. -- С. 320; Zuckerman C. Short notes. Two notes on the early history of the thema of Cherson // Byzantine and modern Greek studies. -- 1997. -- 21; Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. -- С. 215-216; Дагрон Ж. Двуликий Крым. -- С. 297-298.
   35 Справедливости ради отметим, что не все исследователи считают "венгерскую угрозу" причиной создания фемы. Подробнее см.: Петрухин В. Я. Хазария, венгры и Русь у Константина Багрянородного: тезисы к новому комментарию // Хазары: Тез. докл. -- М., 2002; Сорочан С. Б. Рождение фемы. Херсон и Таврика в системе визан­тийских военно-административных преобразований УШ-1Х вв. -- С. 358; Византийс­кий Херсон. -- Ч. 1. -- С. 565.
   36 Так, например, считает В. Е. Науменко (К вопросу о характере византийско-ха-зарских отношений в конце VIII -- середине IX вв. -- С. 550), но не поддерживает К. Цукерман (К вопросу о ранней истории фемы Херсона. -- С. 319).
   37 Цукерман К. К вопросу о ранней истории фемы Херсона. -- С. 320; Венгры в стране Леведии: новая держава на границах Византии и Хазарии ок. 836-889 гг. -- С. 678.
   38 Цукерман К. К вопросу о ранней истории фемы Херсона. -- С. 316-321.
   39 Могаричев Ю. М. К вопросу о политической ситуации в Таврике в середине IX в. -- С. 50.
   40 Алексеенко Н. А. Архонтия Херсона VIII-IХ вв. поданным сфрагистики// МАИ-ЭТ. -- Вып. IX. -- Симферополь, 2002. -- С. 486.
   41 Антонова И. А. Рост территории Херсонеса. -- С. 22-23; Юго-восточный учас­ток оборонительных стен Херсонеса. -- С. 114.
   42 Сазанов А. В. К хронологии цитадели Баклинского городища IХ-ХI вв. // Про­блемы истории и археологии Крыма. -- Симферополь, 1994. -- С. 42-57.
   43 Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. Еще раз о дате появления крепости на плато Чуфут-Кале. -- С, 190.
   44 Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. -- С. 218.
   45 Герцен А. Г Дорос -- Феодоро (Мангуп)... -- С. 104.
   46 Там же. -- С. 177-250.
   47 Могаричев Ю. М. Рец.: Майко В. В. Средневековое городище на плато Тепсень в Юго-Восточном Крыму // Археолопя. -- 2006. -- N 2.
   48 Майко В. В. Городской некрополь Судак-И на посаде средневековой Сугдеи // МАИЭТ. -- 2006. -- Вып. XII. -- Ч. 2. -- С. 517.
   49 Сказания о начале славянской письменности. -- М.. 1981. -- С. 78.
   50 Цукерман К. Венгры в стране Леведии: новая держава на границах Византии и Хазарии ок. 836-889 гг. -- С. 675.
   51 Сказания о начале славянской письменности. -- С. 10. Некоторые исследовате­ли определяют более узкие хронологические границы составления Жития. См., на­пример: Цукерман К. Венгры в стране Леведии: новая держава на границах Византии и Хазарии... -- С. 677; О происхождении двоевластия у хазар и обстоятельствах их обращения в иудаизм. -- С. 525-526; Байер Х.-Ф, История крымских готов как интерпретация Сказания Матфея о городе Феодоро. -- С. 75.
   52 Zuckerman C. On the date of the khazars' conversion to Judaism and the chronology of the kings of the Rus Oleg and Igor. -- Р. 243.
   53 См., например: Васильевский В. Г. Введение в Житие св. Георгия Амастридско-го. -- С. ССХСШ; Шестаков С. П. Очерки по истории Херсонеса в VI-Х веках. -- С. 49-54; Франко I. Святий Климент у Корсунi // Записки наукового товаривства iменi Шевченка. -- Львiв, 1904. -- Т. LХ. -- Кн. IV. -- С. 220; Успенский Ф, И. История Византийской империи. -- М., 1997. -- Т. 2. -- С. 32-36; Васильев А. А. Готы в Крыму. -- С. 223, 227-230; Вернадский Г. В. Древняя Русь. -- М.-Тверь, 2000. -- С. 352; Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес. -- С. 46-47, 52-53; Артамонов М. И. История хазар. -- 1962. -- С. 330-332, 354; Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель Херсонеса. -- С. 260-261; Айбабин А. И.
   -232-
   Этническая история ранневизантийского Крыма. -- С. 221; Байер Х.-Ф. История крым­ских готов. -- С. 116-117, 357,
   54 См. подр. Цукерман К. Венгры в стране Леведии... -- С. 677.
   55 Цукерман К. Венгры в стране Леведии... -- С. 676-677.
   56 Шушарин В. П. Христианизация венгров // Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. -- М., 1988. -- С. 160.
   57 Сорочан С. Б. "Сагсеш НаЬИаЮгез"? Положение Херсона во второй половине IX в. -- С. 79-80.
   38 Могаричев Ю. М. К вопросу о политической ситуации в Таврике в середине IX в. -- С. 52-53; О степени достоверности одного сюжета Жития Константина Философа.
   59 Правда, еще один пассаж, сообщающий о пребывании Константина на полуост­рове, (на обратном пути из Хазарии) помещен в XII главе. Однако эта тема отдельного исследования,
   60 Как Итальянская легенда, так и письмо Анастасия -- хорошо известные источни­ки. Однако для аргументации наших выводов кратко напомним их характеристику и хронологию.
   61 Сказания о начале славянской письменности. -- С. 10-11.
   62 Ягич И. В. Вновь найденное свидетельство о деятельности Константина Философа первоучителя славян св. Кирилла. -- С. 1-2; Франко I. Святий Климент у Корсунi // Записки наукового товаривства iменi Шевченка. -- Львiв, 1904. -- Т. LIХ. -- Кн. III. -- С. 204-208; Петров А. Письмо Анастасия Библиотекаря // Журнал Министерства На­родного Просвещения. -- 1893. -- Январь.
   63 Так как в данном случае речь идет не об анализе текстологических нюансов, а о наличии в источниках тех или иных сюжетов, мы в основном пересказываем сюжеты, цитируя текст только в тех местах, которые считаем важными.
   64 Цит. по: Сказания о начале славянской письменности. -- С. 77-78.
   65 Цит по: Сорочан С. Б. Византийский Херсон. -- Ч. 2. --С. 1442-1456.
   66 Цит. по: Ягич И. В. Вновь найденное свидетельство о деятельности Константина Философа. -- С. 9-10.
   67 Сказания о начале славянской письменности. -- С. 96.
   68 Сорочан С. Б. "Carceris habitatores"? Положение Херсона во второй половине IX в. -- С. 75-76. Хотя существует мнение о не "историчности описанной в Житии хазарской миссии" и, соответственно, изучения Константином языков в Херсоне (Штихель Р. Почему св. Кирилл выучил еврейский язык в Крыму? // Хазары. Вто­рой международный симпозиум. -- М., 2002. -- С. 108,
   69 Сорочан С. Б. "Carceris habitatores"?.. --С. 115-117.
   70 Коковцов П К. Еврейско-хазарская переписка в X в. -- С, 8-10.
   71 Подробнее см. Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в исто­рии Восточной Европы и Кавказа. -- С. 144-171; Zuckerman C. On the date of the khazars' conversion to Judaism and the chronology of the kings of the Rus Oleg and Igor. -- Р. 237-259.
   72 Vernadsky G. Byzantium and Southern Russia // Byzantion. -- 1940-1941. -- N 15. -- Р. 76-86.
   73 Zuckerman C. On the date of the khazars' conversion to Judaism and the chronology of the kings of the Rus Oleg and Igor. -- Р. 237-259; Цукерман К. О происхождении двоевластия у хазар и обстоятельствах их обращения в иудаизм.
   74 Топоров В. Н. По окраинам Греческого мира // К 70-летию академика Г. Г. Литаврина. -- М., 1999. -- С. 211-212; Бернштейн С Б. Константин Философ и Мефодий. -- М., 1984. -- С. 66.
   75 Бернштейн С. Б. Константин Философ и Мефодий. -- С. 66.
   76 Там же. -- С. 52-67.
   77 Подробнее об этом см: Уханова Е. В. Обретение мощей св. Климента, папы Римского, в контексте внешней и внутренней политики Византии середины IX в.
   -233-
   78 Ягич И. В. Вновь найденное свидетельство о деятельности Константина Философа. -- С. 10.
   79 Васильевский В. Г. Житие св. Георгия Амастридского. -- С. 40-41.
   80 Васильевский В. Г. Введение в Житие св. Георгия Амастридского. -- С. ССХСИ.
   81 Васильевский В. Г. Введение в Житие св. Георгия Амастридского -- С.
   82 ЛопаревХ. Византийские Жития святых VIII-IХ вв. (продолжение).
   83 Sevcenko I. Hagiography of the iconoclast period. -- Р. 121-125.
   84 Лопарев Х. Византийские Жития святых УШ-1Х вв. (продолжение).
   85 Там же.-- С. 123.
   86 Лопарев Х. Византийские Жития святых УП1-1Х вв. (начало). -- С. 56-57.
   87 Васильевский В. Г. Введение в Житие св. Георгия Амастридского. -- С. СП.; Ягич И. В. Вновь найденное свидетельство о деятельности Константина Филосо­фа. -- С, 9.
   89 Франко I Святий Климент у Корсунi. -- Т. LХ. -- С. 213.
   90 Подр. См: Могаричев Ю М. К вопросу о политической ситуации... -- С. 53.
   91 Ягич И. В. Вновь найденное свидетельство о деятельности Константина Философа. -- С. П.
   92 Там же. -- С. 2.
   93 Ягич И. В. Вновь найденное свидетельство о деятельности Константина Философа. -- С. 10.
   94 Сказания о начале славянской письменности. -- С. 77-78.
   95 Цукерман К. К вопросу о ранней истории фемы Херсона. -- С. 312316; Zuckerman C. Short notes. Two notes on the early history of the thema of Cherson.
   96 Константин Багрянородный. Об управлении империей. -- С. 171-173.
   97 Ягич И. В. Вновь найденное свидетельство о деятельности Константина Филосо­фа. -- С. 10.
   98 Лавров К. Жития херсонских святых в греко-славянской письменности II Памятники христианского Херсонеса.-- СПб., 1911. -- Вып. 2. -- С. 130, 144.
   99 Сказания о начале славянской письменности. -- С. 85-86. С. Б. Сорочан справедливо заметил, что в источнике идет речь не о крещении фулльского народа (он уже был крещен), а как раз о наставлении на путь истинный (Константин боролся с пережитками язычества) (Византийский Херсон. -- Ч. 1. -- С. 527-529).
   100 Согласившись, что Житие Константина является "полноценным историческим источником" (Цукерман К. О происхождении двоевластия у хазар.. -- С. 531), на­помним справедливое замечание А.П. Новосельцева, что ставить агиографические со­чинения о миссии Константина Философа в Хазарию в один ряд с историческими трудами оснований нет (Хазарское государство... -- С. 33).
   101 Подробнее см.: Цукерман К. Венгры в стране Леведии: новая держава на грани­цах Византии и Хазарии ок. 836-889 г. -- С. 676.
   102 Якобсон А. Л. Средневековый Крым. -- С. 55.
   103 Ачкинази И. В. Об иудейских памятниках конца IX -- начала X в. из Крыма // Тезисы докладов международной конференции "Византия и народы Причерноморья и Средиземноморья в раннее средневековье". -- Симферополь, 1994.
   104 Майко В. В. Хозари у Криму в другiй половинi X ст. // Археологiя. -- N 2. -- 1999; Проблемы салтовской культуры Крыма и Кембриджский аноним. -- С. 102. Основной его аргумент состоит в том, что "салтово-маяцкие комплексы... существу­ют без видимых изменений всю вторую половину IX и первую X в." (Средневековое городище на плато Тепсень... -- С. 29). Однако, как мы попытались показать в главе IV, массового археологического материала, который можно было бы датировать пер­вой половиной X в., на "хазарских" поселениях нет.
   105 Цукерман К. Венгры в стране Леведии: новая держава на границах Византии и Хазарии ок. 836-889 гг. -- С. 677; О происхождении двоевластия у хазар и обстоятельствах их обращения в иудаизм. -- С. 527-530.
   -234-
   106 Цукерман К. Венгры в стране Леведии: новая держава на границах Византии и Хазарии ок. 836-889 гг. -- С. 678-679.
   107 Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. -- С. 222.
   108 Байер Х.-Ф. История крымских готов как интерпретация Сказания Матфея о городе Феодоро. -- С. 118-119.
   109 Васильев А. А, История Византийской империи. Время до Крестовых походов. -- С. 437; Казанов А. Евреи в раннесредневековой Византии // Вестник Еврейского уни­верситета в Москве. -- М.: Иерусалим, 1994. -- N 1 (5). -- С. 25.
   110 Могаричев Ю. М. К вопросу о "хазарском наследстве" (хазарские иудеи и проблема происхождения караимов и крымчаков). -- С. 273.
   111 С этим согласен и С. Б. Сорочан. Он так же считает, что к 873 г. хазар на Боспоре уже не было, но при этом отмечает, что они могли оставаться в других местах Крыма ("Carceris habitatores"? Положение Херсона во второй половине IX в. --С. 112-113).
   112 Науменко В Е. Место Боспора в системе византийско-хазарских отношений // Бахчисарайский историко-археологический сборник. -- С. 353.
   113 Науменко В. Е. Таврика у контекстi Вiзантсько-хозарських вносин: полггико-адмiнiстративний аспект. --С. 17.
   114 Богданова Н, М, Церковь Херсона в Х-ХV вв. -- С. 34-36.
   115 Там же. -- С. 36.
   116 Константин Багрянородный. Об управлении империей. -- С. 5.
   117 Там же. -- С. 53.
   118 Там же. -- С 37.
   119 Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X в. -- С. 138-142; Цукер­ман К. О происхождении двоевластия у хазар и обстоятельствах их обращения в иудаизм. -- С. 526; Хотя этот источник является проблемным, большинство совре­менных исследователей склонны верить как в подлинность самого документа, так и в правдивость описанных в нем событий (Новосельцев А. П. Хазарское государ­ство... -- С. 7-8). Подробнее обзор историографии см.: Майко В. В. Средневековое поселение на плато Тепсень. --С. 33-39; Семенов И. Г. К интерпретации сообщения "Кембриджского Анонима" о походе Хельгу, "царя Руси" // Хазары. -- Евреи и славяне. -- 2005, -- Т. 16.
   120 Zuckerman C. On the date of the khazars' conversion to Judaism and the chronology of the kings of the Rus Oleg and Igor. -- Р. 237-259; Цукерман К. О про­исхождении двоевластия у хазар и обстоятельствах их обращения в иудаизм. -- С. 530-532.
   121 По мнению А. К. Шапошникова, в источнике речь идет об Игоре. Русский князь именуется везде Олеговичем или (сыном) Олеговым. по евр. х-у-л-г-у (Холегов).
   122 Несомненно, нет никаких оснований отождествлять С-м-к-рай, или Самкерц (по другим чтениям), и Керчь. См.: Тортика А. А. Боспор Киммерийский в хазарское время по данным арабо-персидских и хазаро-еврейских авторов // Боспорские иссле­дования. -- Симферополь, 2004. -- Вып. V. -- С. 384.
   123 Zuckerman C. On the date of the khazars' conversion to Judaism and the chronology of the kings of the Rus Oleg and Igor. -- Р. 237-239.
   124 Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X века. -- С. 141.
   125 Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка. -- С. 113-123.
   126 Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X века. -- С. 141.
   127 По аргументированному мнению С. А. Иванова, греческая редакция, на основа­нии которой создавались армянская и славянская версии, была составлена в конце X в. (Ivanov S. The Slavonic Life of Stefan of Surozh. -- Р. 111).
   128 Заметим, Сугдайа греческой редакции в армянской превратилась в Сухту, Копроним в Коприн, хазары в лазары, Херсон в Шрсон.
   129 Конечно, это только предварительные выводы, требующие дополнительной аргу­ментации. Более подробно см.: Могаричев Ю. М. Об одном из сюжетов Жития Стефа-
   -235-
   на Сурожского (Бравлин из Новгорода или Песах из С-м-к-рая?) // Хазарский альма­нах. -- N 5 (в печати).
   130 Цукерман К. О происхождении двоевластия у хазар и обстоятельствах их обращения в иудаизм. -- С. 526. Хотя есть и другие точки зрения по поводу датировки источника, все они укладываются в промежуток 50-60 гг. X в.
   131 Герцен А. Г. Византийско-хазарское пограничье в Таврике. -- С. 63.
   132 Полное собрание Русских Летописей. -- Л., 1926. -- Т. 1. -- С. 51; Левченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений. -- М., 1956. -- С. 162.
   133 О локализации Черной Булгарии см.: Константин Багрянородный. Об управлении империей. -- С. 355. При этом нет никаких оснований отождествлять хазар с черными булгарами, византийцы их четко разделяли (Там же. -- С. 53).
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"