Сегодня вечером - любовь
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Александр АСТРАХАНЦЕВ
СЕГОДНЯ ВЕЧЕРОМ - ЛЮБОВЬ
(пьеса в двух действиях)
Действующие лица:
В а д и м, лет сорока
Е л е н а, его жена, лет тридцати
Л и д и я, лет сорока
В а с и л и й, ее муж, тоже лет сорока
М и х а и л
М а р и я, его жена; оба - неопределенного возраста
С т а с, довольно молод, лет 27
Общие замечания к пьесе:
1. Все персонажи перекидываются репликами как правило быстро (за исключением оговоренных в ремарках), т.к. все они по преимуществу люди озабоченные, нетерпеливые и несколько взвинченные; одновременно с этим все действия и переживания их (за исключением оговоренных в ремарках) не совсем серьезны - они как бы играют навязанные им жизнью роли, причем играют слегка насмешливо и чуть-чуть отстраняя себя от них.
2. Все действие пьесы происходит в большой полупустой комнате; видны две стены, образующие угол посередине сцены. В правой стене - двупольная застекленная дверь. Рядом с дверью - диван с диванной подушкой. Дальше за диваном, на краю сцены - шкаф. В левой стене - окно; в окно виден вечерний город: силуэты высоких домов, точки светящихся окон. С левой же стороны, ближе к середине комнаты - два кресла; между креслами - журнальный столик с телефоном, книгой, пепельницей, пачкой сигарет и зажигалкой. В углу, на тумбе - стереосистема с двумя колонками. Поскольку комната эта по ходу действия имеет различное назначение: делового офиса, жилой комнаты, комнаты отдыха в большой квартире, - постановщик может подчеркнуть назначение ее в разных сценах дополнительным реквизитом.
3. Автор придает серьезное значение звуковому фону пьесы, состоящему из музыкальных и звуковых коллажей; благодаря этому фону спектакль должен выглядеть более "звучащим", симфоничным. Возможно дополнительное насыщение этого фона постановщиком.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Сцена 1
Сцена затемнена. Раздаются приглушенные звуки городского уличного движения: рев машин, автомобильные гудки, звонки трамваев; уличный шум постепенно сменяется шумом движущегося стада: топотом и ржанием лошадей, ревом коров, блеянием овец, свиными взвизгами; шум стада перекрывает грубый окрик: "Куда пр-решь?" - и щелканье кнута... Все это стихает; слышен шум подъехавшей машины, хлопанье дверцы и характерные звуки включенной автомобильной охранной сигнализации. Затем возникает веселенький эстрадный мотивчик. Где-то за дверью включили свет, так что он проникает сквозь застекленные створки. В это время начинает звонить телефон, долго и настойчиво. В комнату стремительно входит, насвистывая возникший эстрадный мотив, слегка запыхавшийся С т а с в длиннополом пальто с поясом и шарфом. Он включает свет, расстегивает на ходу пальто. Под пальто - черный костюм с белой сорочкой и ярким галстуком. С т а с снимает трубку и начинает разговор. Эстрадный мотив смолкает. Говорит С т а с с паузами, выслушивая невидимую собеседницу. Во время телефонного разговора он сначала стоит, потом, отдышавшись и не кладя трубки, снимает с себя пальто и бросает в одно из кресел, сам садится в другое, начинает от скуки глядеть на часы, рассматривать свои ногти.
С т а с. Да, солнышко мое... Да нет тут никаких женщин - я только что вошел, вот ей-богу, даже пальто не успел снять!.. Трезвый, как стеклышко - хочешь, дохну в трубку? Шучу. Был на совещании, с серьезными людьми общался... Расстроен; обломился хороший кус... В смысле - не смог купить... Да, одного сукиного сына. Чиновника одного. Вот уж правда: пожалеешь десять тысяч - потеряешь сто... Покупать и покупать их дюжинами!.. Не убьют, девочка моя, не бойся - им невыгодно меня убивать - я, как тот Колобок из сказки - помнишь? - и от дедушки ушел, и от бабушки ушел...
Входит Е л е н а и останавливается в дверях: она в нарядном платье, с пышной праздничной прической.
Е л е н а (полушепотом). Можно?
С т а с, не прерывая телефонного разговора, кивает ей и делает приглашающий жест свободной рукой. Е л е н а жестом же показывает, что его ждут в соседнем помещении. С т а с, по-прежнему не прерывая телефонного разговора, жестом же показывает, чтоб она осталась и села на диван. Е л е н а проходит на цыпочках и скромно садится на краешек дивана.
С т а с (продолжая телефонный разговор). Но, сладкая моя, мне надо еще поработать... Да помню, что праздник, но - дела, понимаешь ты или нет? Люди ждут! Кстати, какой праздник-то? Забыл, пропади оно совсем. А то все - как дураки с красной шапкой: "праздник", "праздник"! Церковный, что ли?.. Мама, говоришь? Подождет мама - ей-то что делать?.. В церковь? Это еще зачем?.. Ну, поставьте там за меня свечку... Всё, всё, милая, целуй за меня малышку. Пока!.. Ну, т-твою мать-то с пирогами, ты чё, русского языка не понимаешь? Дела у меня!.. "Какие-какие"! Да буду сегодня!.. Нет, никаких ночных кабаков, обещаю!.. Трезвый, вот увидишь!.. Ну, хватит, хватит... Ладно, кончай!.. Ну, ты чё, девочка моя? Только давай без этих самых, без слез... Ты же знаешь, я не люблю... Ну, пока - у меня тут люди! (Кладет трубку).
Е л е н а (улыбаясь). Вы извините, что врываюсь, но Светы нет...
С т а с. Домой с обеда отправил - чего ей тут торчать? Сидит да треплется с такими же, как сама - только телефон занимает. (Возмущенно). Сегодня мне сказали: дозвониться сюда не могут, занято и занято!
Е л е н а (иронически). Зато офис собой украшает!
С т а с. Да надоело это украшение - кому бы сбыть.
Е л е н а. Говорят, она беременна?
С т а с (обеспокоенно). Кто говорит?
Е л е н а (мнется). Женщины... Да это так, к слову - вы уж, Стас Николаевич, сами со своей секретаршей разбирайтесь, мне это ни к чему.
С т а с (грозит пальцем). Наговорите мне, сороки!
Е л е н а. А я-то тут причем?.. Между прочим, мы там уже стол накрыли - вас ждем. Меня за вами послали: без начальника, сказали, не возвращаться.
С т а с (озабоченно трет виски). Ой, дайте отдышаться! Скажите: приду чуть позже - мне надо еще кое-кому позвонить.
Е л е н а (встает). Только уж вы, пожалуйста, быстрее - мы будем ждать.
С т а с (плотоядно впиваясь в Е л е н у взглядом). Какая вы красивая сегодня...
Е л е н а (кокетливо). Только сегодня?
С т а с. Н-ну, не только... Стойте! Я ж забыл - велел Светке всем подарки к празднику купить! Кажется, она положила их в тумбочку. Посмотрите, пожалуйста! Не в службу, а в дружбу - устал, как лошадь.
Е л е н а (подходит к тумбе, на которой стоит стереосистема, присаживается на корточки и открывает ее). Ой, да тут полно коробочек!
С т а с. Вот выгребите все и раздайте от моего имени.
Е л е н а (достает коробочки; говорит возбужденно, не оборачиваясь). Ах, какая пре-елесть! Ричи! Сен-Лоран!.. Сколько же это все стоит!
С т а с. Мои сотрудницы - мне дороже. Хорошо поработали - заслужили.
Е л е н а. Армани! Лаудер!.. "Фиджи"! Обалдеть! Это же мои! (Прижимает коробочку к груди).
С т а с (устало машет рукой). Берите! (Пристально всматривается ей в спину).
Возникает шум идущего стада: топот, конское ржание, бычий рев, овечье блеяние; он стихает, как только начинает говорить Е л е н а.
Е л е н а. Ой, Стас Николаевич! Всех женщин сегодня обрадуете - все вас целовать... (Оглядывается на С т а с а с улыбкой, замечает его пристальный взгляд и, испуганная, не закончив фразы, замирает с прижатой к груди коробочкой).
Пауза. Снова возникает шум стада. С т а с встает, подходит к двери, запирает ее, подходит к сидящей на корточках Е л е н е и хватает ее за плечи. Та вскакивает и попадает в его объятия. Он страстно целует ее.
Е л е н а (возмущенно, пытаясь высвободиться). Стас Николаевич, да вы что?
С т а с. Вы мне нравитесь!
Е л е н а. Оставьте меня! Это вы со Светланой проделывайте, а не со мной!
С т а с. Далась вам эта Светлана! Вы меня возвращаете к жизни!
Е л е н а. Я замужем - вы забыли? Меня муж дома ждет!
С т а с (продолжая целовать ее). К черту мужей! Есть один закон, Елена Максимовна - закон желания! Один праздник - праздник тела, жизни!
Е л е н а. Стас Николаевич! Да отцепитесь же, я вас умоляю! Я не шучу - я серьезно!
С т а с. И я - серьезно! Лена, вы так хороши - я просто умираю! Я хочу тебя!
Е л е н а. Да вы что, в конце концов! (Нервно смеется). Там же люди ждут!
С т а с (пытается увлечь ее к дивану). Подождут! Человек свободен, Лена - воспользуемся свободой! Милая моя, мое солнце!
Е л е н а (сопротивляясь). Вы это только что жене по телефону говорили!
С т а с. К черту жен, детей, семьи, оковы, все пустое - мы же свободны, мы никому не принадлежим, только себе!
Е л е н а (полуплача). Отпустите меня, прошу! Отпустите!
С т а с. Я сделаю вас своим земестителем - будете командовать ими всеми!
Е л е н а. Не хочу командовать! Я не умею!
С т а с, не выпуская из рук Е л е н ы, гасит одной рукой свет. Дальше - голоса в темноте, а фразы - отрывистые сквозь взволнованное дыхание.
Е л е н а. Не надо темноты!
С т а с. Надо, Лена, надо! Наши порывы, наши желания - это свято! Вы же тоже хотите - я вижу, я чувствую!
Е л е н а. Я сейчас закричу!
В а д и м (властно). Не надо кричать!
Е л е н а (испуганно). Что вы делаете со мной?
С т а с. Ну, будет, дурочка - зачем столько шума?
Е л е н а (хихикнув). Вы сумасшедший! Вы просто сумасшедший!
С т а с. Да, сумасшедший! Будем сумасшедшими - это же прекрасно! Жизнь - такая штука, Лена! Ах, как вы хороша!
Е л е н а (хнычущим голосом). Ну как так можно - без любви, без чувства?
С т а с. Какая любовь, детка, какие чувства?
Е л е н а. Я не детка - я старше вас!
С т а с. Женщине не полагается возраста!
Е л е н а. Начитанный!
С т а с. Да уж не меньше других! Расслабься, детка - ничего, сейчас, быстренько...
Е л е н а (хныча). Господи, звероферма какая-то... (В отчаянии). Мы же с мужем в гости собрались! Как же теперь? Ждет меня там! Ой!
С т а с. Да пойдете вы в гости! К кому в гости?
Е л е н а (хнычущим голосом). К Мише Меренкову. На новоселье.
С т а с (удивленно). К Михаилу Семеновичу, что ли?
Е л е н а. Да!
С т а с. Стоп! Что ж вы сразу не сказали?
Е л е н а. Откуда мне знать, что тут говорить?
С т а с включает свет. Оба, и он, и Е л е н а, растрепаны; пиджак С т а с а расстегнут, галстук съехал набок; Е л е н а сидит на диване; платье ее задрано; она встает и поправляет его. С т а с быстро приводит себя в порядок и кидается помочь Е л е н е. При этом диалог их не прерывается.
С т а с. Леночка, помоги мне, сведи меня с ними, а?
Е л е н а. Как я помогу?
С т а с. Ну, придумай, сделай что-нибудь - ты же женщина!
Е л е н а (раздраженно). Чего это ради? Насилуют, а потом об услуге просят!
С т а с. Лена, простите! Ну, бывает! С этой чертовой работой так закрутишься - совсем контроль над собой теряешь! Прости, Лена, но так хочется попасть к ним на новоселье: там же вся их компания, весь их круг будет!
Е л е н а (растерянно). Н-ну, не знаю...
С т а с. Мне очень нужно, Лена! Я тебя умоляю, в интересах нашей фирмы!.. Я вам серьезно: будете иметь все что хотите - только помогите!
Е л е н а (с деланным возмущением). Ну, наглый!
С т а с. Елена Максимовна!
Е л е н а (пожимая плечами). Н-не знаю... Н-ну, попробую.
С т а с (целует ее, но уже не страстно, а вежливо). Спасибо, Лена! Мы ведь с вами друзья, правда? Не сердитесь на меня! Позвоните прямо сейчас!
Е л е н а. Стас Николаевич, да не так это все делается! Это же с глазу на глаз надо! Легче всего отказать по телефону - вы это знаете!
С т а с. Ну, хорошо, пойдемте сейчас к коллективу, посидим немого, и - за дело! Я вас быстро отпущу и буду ждать звонка. Пойдемте! (Берет ее под руку и увлекает к двери, затем хлопает себя по лбу). А подарки-то, подарки?
С т а с подходит к тумбочке, достает из нее шесть коробочек, передает часть из них Е л е н е, остальные держит сам.
С т а с. Ну, все, кажется. Пойдемте! (Он гасит свет в комнате, и они уходят).
В темноте нарастает шум идущего стада. Сквозь шум и крики животных слышно щелканье кнута и крики пастухов: "Н-но! Куда пр-решь!", "Ванька, гони их, гони, не давай разбегаться!"... Затем сквозь шум - мужской развязный голос: "Маньк, приходи вечером за баню, чтой-то делать с тобой буду!" - и в ответ - развязный женский голос: "Ва-ань, твой намек поняла, приду!" Следом - дружный мужской и женский хохот... Шум стихает.
Сцена 2
Вспыхивает свет. Та же комната. В а д и м ходит взад-впред. Обеспокоенно взглядывает на наручные часы. Садится в кресло, снимает телефонную трубку, набирает номер, слушает; в трубке - длинные гудки; кладет трубку, встает, подходит к окну, смотрит в него. Открывает форточку; через нее врываются звуки города: шум транспорта, гудки машин, звонкие детские крики... В эти звуки вплетаются обрывки модных песенок, а также звуки гармоники и голоса, поющие скабрезные частушки (к примеру, женский голос: "Наварила, напекла - некому поести. Спать легла, штаны сняла - некому залезти". Ему вторит мужской: "Ты прощай, моя родная, уезжаю в Азию. Может быть, последний раз на тебя залазию!"). Затем в эти звуки, заглушая их, врываются топот копыт, конское ржание, рев быков, блеяние овец, свиной визг. В а д и м захлопывает форточку - звуки делаются тише, но не исчезают. В а д и м берет со столика книжку, проходит к дивану, ложится и начинает читать. Затем отбрасывает книгу, садится и с мучительным стоном закрывает уши ладонями. Встает, идет к тумбе и включает стереосистему в режиме радиоприемника; из эфира доносятся слова песни: "Леди Гамильтон, леди Гамильтон, как она пила виски!.." В а д и м яростно плюет на пол и выключает радио. Достает из тумбочки музыкальную кассету и ставит ее; раздается музыка; это фортепианная соната Л.в.Бетховена N 17 ч.1 (начало). В а д и м садится в кресло и, закинув руки за голову, слушает музыку. Сквозь нее раздается шум подъехавшей машины. В а д и м вскакивает, подходит к окну и с интересом смотрит сквозь него вниз. Слышно, как машина уходит. Он идет к стереосистеме, выключает музыку, опять идет к окну, оборачивается к подоконнику спиной и стоит в ожидании. Порывисто входит Е л е н а, останавливается в двери, опершись спиной о косяк; глаза ее блестят, прическа растрепана, пальто распахнуто, болтается меж полами длинный шарф; сумочку на длинном ремне она держит так, что та волочится по полу.
Е л е н а. Привет! Ждешь?
В а д и м (холодно). Жду. Кто это тебя привез?
Е л е н а. Да-а, поймала машину - я ж торопилась! (Наклоняется, расстегивает молнии на сапогах, затем выпрямляется и небрежно стряхивает сапоги с ног так, что они летят в разные стороны).
В а д и м. А кому ты так приветливо махала рукой?
Е л е н а. Да привязался, сопляк: телефон ему, видите ли, дайте! (Хихикает).
В а д и м. Дала?
Е л е н а. С какой стати? Ты меня совсем уж?.. (Крутит пальцем у виска). Там смотреть не на что, цыпленок - а туда же! (Опять хихикает).
В а д и м. Ты что, пьяна?
Е л е н а (возмущенно). С чего ты взял?.. (С вызовом). Ну, пьяна! А что?
В а д и м. Нам же в гости идти - мы ж договорились! Где ты пила?
Е л е н а. Как где? На работе! Помоги мне раздеться! Как будто не знаешь, что эти предпраздничные междусобойчики никто не отменял!
В а д и м (подходит, помогает ей снять пальто). А я, между прочим, звонил тебе; телефон не отвечал! (Уносит пальто).
Е л е н а (поднимает сапоги, высовывается в дверь и швыряет их туда). Так мы начали у себя, а потом Стас Николаевич зазвал нас к себе! Представляешь: мы торопимся, а он нас держит!
В а д и м (снова появляется в дверях). Кого это - вас?
Е л е н а. Ну, нас, женщин. Такой бабник противный!.. Знаешь что, милый? (Порывисто целует его). Если ты так за меня боишься - заработай денег и посади дома; с удовольствием посижу! Все пуговицы тебе пришью, носки заштопаю. Могу даже еще ребеночка родить. Или - хочешь? - двоих! С удовольствием! (Болтая, она снимает с себя платье, вешает на плечики и убирает в шкаф, оставшись в нижнем белье; затем рассматривает в зеркале, вделанном во внутреннюю сторону дверной створки, свои лицо, шею, плечи).
В а д и м. Ты же знаешь, у нас с тобой нет сейчас такой возможности.
Е л е н а. Ну, а раз нет - чего ворчать?.. А где Оксана?
В а д и м. Уехали они. Всем классом.
Е л е н а. Куда?
В а д и м. К Артему на дачу.
Е л е н а. Зачем?
В а д и м. Ну, у них тоже праздник. Мамам можно - а им нельзя?
Е л е н а. Ладно, кончай подкалывать. Одни, что ли, поехали?
В а д и м. С родителями Артема. В лес, говорит, пойдут, будут костер жечь.
Е л е н а. Вот паршивка, даже не позвонила - молчком!
В а д и м. Звонила. Тебя на месте не было.
Е л е н а. Но я же там - не привязанная! А ты, конечно, позволил?
В а д и м. Она меня просто поставила в известность. Всё - бегом: швырнула портфель, что-то схватила из холодильника и помчалась.
Е л е н а. "Поставила в известность"! Ты что, маленький?
В а д и м. Почему маленький? Она прекрасно знает, что у меня только совещательный голос.
Е л е н а. Ладно, ты у нас бедный и затюканный... Так мы идем в гости? (Достает из шкафа другое, более нарядное, вечернее платье).
В а д и м. Куда в гости - ты пьяна! Не догуляла, что ли?
Е л е н а. Но ведь ты же сам хотел!
В а д и м. Хотел. И расхотел.
Е л е н а. Ты мне назло, да? А я хочу!
Ва д и м. Ну и хоти.
Е л е н а. Ты так, да? Ну, хорошо!.. Я одна пойду, а ты сиди тут и лелей свою злость! Сейчас приму душ, и... (Уходит с платьем, хлопнув дверью).
В а д и м ходит по комнате, заложив за спину руки. Подходит к тумбе, включает стереосистему. Раздается та же фортепианная соната Л.в. Бетховена N 17, только уже ч.3. В а д и м отходит к окну, неподвижно смотрит в него. Входит Е л е н а в платье, застегивая его на ходу.
Е л е н а. Страдаешь, да? Ну, страдай! А я почти готова.
В а д и м. Не пойму - ты мне мстишь за что-то?
Е л е н а (фыркая). Еще чего! Нужен ты мне, страдалец!
Она подходит к шкафу, достает парфюмерные принадлежности, начинает подкрашиваться, глядя на себя в зеркало. В а д и м выключает музыку.
Е л е н а. Чего выключил? Эстетствуй себе, мне она не мешает.
В а д и м. Она тебя раздражает.
Е л е н а (продолжая приводить себя в порядок). Знаешь, что я тебе скажу? Ты спрятался в свои книги, в музыку, а мир - он такой грязный, такой свинячий! Тебе хорошо, а меня-то он достает! После всего, что - т а м (она машет рукой в пространство), я не могу слушать эту музыку - она меня подавляет! Я кажусь себе тварью... Ну вот, все, я, кажется, готова!
В а д и м (грубо). Не дури, никуда ты не пойдешь! (Овладевает собой). Давай сядем, достанем бутылочку, выпьем за наступающий праздник, за друзей, за нас с тобой, поговорим спокойно. Просто побудем вдвоем.
Е л е н а. Нет, это ты сиди и пей, а я пойду!
В а д и м. Что это ты сегодня такая?
Е л е н а. Какая?
В а д и м. Взвинченная! Шлея под хвост?.. Ну и иди. Только перед тем, как уйдешь, мы с тобой поговорим.
Е л е н а. О чем? О том, что я распутная и бесстыжая? Ты мне это уже говорил!
В а д и м. Нет, еще кое о чем.
Е л е н а. Ну, и о чем же?
В а д и м. Знаешь что, супруга моя драгоценная? Ты уже сходишь с тормозов. Меня ты просто игнорируешь. Я понимаю: ты в расцвете, ты хороша собой, мужики от тебя дуреют, ты свою власть над ними чувствуешь.
Е л е н а (с гордостью). Да, чувствую!
В а д и м. Зачем тебе я? Так, придаток? Денег не приношу, чего-то требую, мешаю жить, как хочешь. Кажется, нам пора разбегаться. Живи сама: веселись, срывай розы. Может, ты и в самом деле достойна лучшего?
Е л е н а. Ах, вот как? Интере-есно!.. Вот знала же, что так и будет, этим и кончится! И вся, как говорится, любовь!
В а д и м. А ты думала, ее можно без конца унижать?
Е л е н а. Но любовь, к твоему сведению, это не деньги - ее не зарабатывают!
В а д и м. А почему бы и нет? Во всяком случае, ее стараются беречь пуще денег.
Е л е н а. Ну и береги, а я люблю тратить!
В а д и м. Ищешь оправданий? Не терзайся - моральные издержки возьму на себя!
Е л е н а. И катись - обойдемся с Оксаной: подумаешь, счастье! Что ты мне дал? Пять лет женаты, а ничего у нас нет! Квартира пустая (широко обводит руками), одеться - каждый раз ломаешь себе голову! Да, я женщина, я хочу жить! Ты заставил меня не мелочиться, все оставить мужу, уйти красиво, ты обещал, что у нас все будет - где оно? Мне надоело быть опутанной твоими словами - я хочу нормальной жизни, понимаешь ты это? Не хочу никому завидовать - это противно! Хочу быть хорошо одетой, хочу, чтобы у нас, как у всех нормальных людей, была машина, хочу за границу съездить. Я что, недостойна этого? И разве ты не мужчина, который должен заботиться о своей женщине? Не можешь заработать талантом - иди, вкалывай, как все! Все, кто вкалывает, нынче с деньгами!.. Знаю, что ты скажешь!..
В а д и м. Ничего я не буду больше говорить.
Е л е н а. И прекрасно! Но на этот раз не я уйду - уйдешь ты!
В а д и м. Видишь ли, а я на этот раз не смогу начать с нуля - сейчас я нищ, и квартиру придется разменять: мне нужен угол. И заберу библиотеку - она моя. Больше мне ничего не надо; вещи останутся тебе в утешение!
Е л е н а. Ах, ты уже все обдумал, умненький ты мой? Только почему ты, такой умный, денег заработать не можешь? Вот тогда бы я была у тебя примерная жена: дома бы сидела, кофе тебе подавала: "Извольте, Вадим Сергеич, чтобы лучше творилось!" Чмокала бы в макушку, ходила на цыпочках - была бы твоей домашней Музой за все, как говорится. Хотел бы такую жизнь? Устрой!.. Но ты же - не в состоянии, а потому проваливай, проживу!
В а д и м. Ну вот и живи.
Е л е н а. И проживу! Ничего не изменится: как работала, так и буду, пока ноги не протяну! И не потому работать, что это мне нравится - где уж нам, заурядным! - а только чтоб прокормиться! Так зачем ты мне? Удовлетворять в постели? Господи, да вас ложкой не перехлебать! Подумаешь, счастье!
В а д и м. А что, не было ничего?.. А мне так кажется, когда я приносил приличные бабки, ты по-другому пела!
Е л е н а. Не делай из меня дешевку! Да, я любила тебя, я смотрела тебе в рот! А потом просто молчала. Но теперь-то я могу сказать?
В а д и м. Вот и прекрасно! Говори.
Е л е н а. А ты думал, заплачу? Теперь какой-нибудь другой дуре мозги пудри!
В а д и м. Когда документы оформлять пойдем?
Е л е н а. Торопишься? Может, у тебя уже и девица завелась?
В а д и м. А тебя это беспокоит?
Е л е н а. Ни вот столечко! (Показывает кончик пальца). Но если хочешь разменять квартиру - не дам! Уйди по-джентльменски, заработай новую! Думаю, если прижмет - научишься добывать деньги! Чем на шее у жены сидеть.
В а д и м. У тебя на шее? Это новость! Уж на себя-то я всегда зарабатывал!
Е л е на. Ну и пошел к черту!
В а д и м. И пойду.
Е л е н а. И вали! (Уходит, приносит большой пустой чемодан, в ярости швыряет его на середину комнаты, мечется по комнате, сдирает с себя платье, швыряет в шкаф). А собирать его тебе, как все примерные жены, не буду - сам собирай! Но чтоб сегодня же выметался!
В а д и м. Отчего такая спешка? Любовника привести не терпится?
Е л е н а. Да, не терпится!
В а д и м. Куда ж я пойду? После праздника теперь... Чего ты разделась? Чего ходишь передо мной полуголая?
Е л е н а. Хочу и хожу - моя квартира!
В а д и м. Ну и ходи! (Берет книжку, ложится на диван и читает; отрывается). Но это пока еще и моя квартира!.. Ты ж хотела в гости? (Снова читает).
Е л е н а. Настроение исчезло! Ты же мне и испортил!.. Сейчас успокоюсь и пойду. (Подходит к окну, некоторое время смотрит в него, пытается даже что-то петь про себя, изображая полное равнодушие к мужу. Затем снова мечется по комнате. Останавливается перед диваном, на котором лежит В а д и м, читая книгу). Чего разлегся на весь диван? Подвинься, я сяду - я устала! Я, между прочим, целый день работала! (Садится на край дивана).
В а д и м. Что, места мало? Вон кресла! (Сгибает при этом ноги).
Е л е н а. А я тоже люблю диван!.. Слушай, сними носки - они у тебя пахнут!
В а д и м. Пожалуйста. (Снимает носки, швыряет на пол и продолжает читать).
Е л е н а сидит, отвернувшись от мужа, потом поворачивается и осторожно дотрагивается пальцем до его обнаженной ступни.
В а д и м (не убирая ступни). Не тронь - они же пахнут.
Е л е н а. Да черт с ними, я привыкла. (Говорит виновато, уже гладя его ступню ладонью). Не сердись на меня.
В а д и м (холодно). А я и не сержусь. Разве можно сердиться на дождь, на ветер, на климат? Сердятся дураки. Надо или терпеть, или уезжать.
Е л е н а (продолжая гладить его ступню). Умничка мой. Прости меня!
В а д и м. Видишь ли, если бы это было в первый раз. Это уже начинает быть регулярным - эти возвращения в восемь-девять вечера...
Е л е н а. Но я же работаю! Сейчас надо много работать, чтоб не выгнали!
В а д и м. И пить надо поэтому?
Е л е н а. Я - как все! Я слабая, я не могу отказать. Но я тебе не изменяю.
В а д и м. Правды ты все равно не скажешь. Не знаю, есть ли у меня семья, или нет? Не на что опереться: какая-то пустота, вата... Мне не нужна гулящая жена.
Е л е н а. А мне куда деваться, такой? Зачем женился на разведенной?
В а д и м. Найди хотя бы работу поприличней.
Е л е н а. Вадик, ну где я найду - я ничего больше не умею! Надо же где-то деньги зарабатывать!
В а д и м. Ну, я не знаю...
Е л е н а (резко бросается к нему и, играючи, в шутку душит его). Ага, вот я тебя сейчас задушу - никуда ты от меня не уйдешь!
В а д и м (холодно отстраняя ее). Фу-у! От тебя коньяком несет.
Е л е н а. И не коньяком, а вином!
В а д и м. Брось ты мне - "вино"! Что я, не слышу? Зачем ты пьешь?
Е л е н а. Низачем!.. Что, пожалел?.. (Становится коленями на пол рядом с диваном и порывисто целует В а д и м а). Прости, милый! Я знаю, ты хороший, умный, добрый, а я плохая! Потерпи немножко - это не навсегда! Это пройдет, Вадик, я справлюсь с собой! Прости меня!
В а д и м. Сколько можно?
Е л е н а (продолжая целовать его). Христос сказал: до семижды семи! Помоги мне - я буду стараться! Я боюсь за себя, за дочь - что я буду делать? Мужики - они такие противные: лезут и лезут с сальностями! И бабы подстать - наглые, противные! Как работать с ними и не жить, как они? Я не умею, милый! Ты простишь меня?
В а д и м (холодно). Хорошо, ладно.
Е л е н а. Спасибо, милый! Знаю, какой ты добрый, ласковый, нежный.
В а д и м. Ну что тебя так тянет к другим?
Е л е н а (вздыхает). Не знаю... Дура потому что!.. Ну, мы пойдем, милый, в гости? Ты же так хотел встретиться там с кем-то из деловых людей! Может, тебе повезет: помогут издать книгу?.. Вот бы здорово!
В а д и м. Ладно, идем! (Пытается решительно подняться).
Е л е н а. Нет! Погоди! (Удерживает его, целует, расстегивает его рубашку и гладит ему грудь). Я тебя сейчас изласкаю, исцелую - ты мой, мой!
В а д и м. Стоп, радость моя - это уже надолго; раз идти - идем! Что ж мы заявимся к шапочному разбору? Оставим это на потом.
Е л е н а. Все на потом да на потом - а жизнь проходит.