Ананян Армен : другие произведения.

Глава 2. О доброй нравственности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Люди именуются умными, по неправильному употреблению сути этого слова. Ибо не тот умён, кто начитан, или знает труды мудрецов, но только тот, кто умён душою. Умный душой способен отличить добро от зла, злого и гибельного для души избегает, а о добром и полезном для души всячески радеет и делает то с великой к Богу благодарностью. Только такой человек может именоваться действительно умным среди людей.
  ❖❖❖
  Истинно умён тот, кто одну имеет заботу, всей душой повиноваться Богу и творить волю Его. Толькой этой миссии и служит он, этому обучает душу свою и всегда благодарит Господа за Промысел Божий, в какой бы ситуации ни находился. Уместно ли благодарить врача за выздоровление тела, даже тогда, когда они дают нам лекарства горькие и неприятные? Конечно! Так и Бога следует благодарить за лечение души, даже тогда, когда случается с нами события далеко не радостные, понимая, что в том Промысел Божий и это только нам на пользу. В таком ходе мыслей и в такой вере в Бога – спасение и покой души.
  ❖❖❖
  Воздержание, незлобивость, целомудрие, твёрдость, терпение и подобные им великие добродетели – вот те силы ратные, данные нам от Бога, которыми мы противостоим поседневным горестям, встречающимися на нашем пути и боремся с извечным нашим врагом. Если мы будем всегда наготове и будем в обрых делах постоянно упражняться, то ничто случающегося с нами не будет для нас тягостно, или болезненно, гибельно и несносно. Этого, увы, никак не поймут умные мiра сего, так как, они ни поверить не могут, ни осознать, что все, что происходит, бывает на пользу, ибо учит, наставляет и укрепляет. Так, да просияют добродетели наши и увенчаны будем Богом за то!
  ❖❖❖
  Стремление к богатству и потворство плоти - есть кратковременная и призрачная суета. Похоть пуста, как и сердца похотника. Понимание того, что добродетельная и богоугодная жизнь превыше и слаще богатства и похоти, освобождает от уз рабства и идолопоклонства (поклонение деньгам). Тверда стоя в том, и, не забывая сего, не будешь ни воздыхать, ни сетовать, ни роптать на кого-либо, но за всё будешь благодарить Бога. Будешь спокоен и многое поймёшь, когда увидишь, что худшие прославляются в мiре за красноречие, учёность или богатство. Ненасытное желание богатства и удовольствий, любовь к славе и тщеславие при неведении истины - суть самые злые страсти души.
  
  Корнелис Сафтлевен. «Искушение святого Антония» (1629)
  ❖❖❖
  Мудрец, следя за собой, знает, что именно надо делать и что полезно для души, и остерегается чего-либо чуждого душе и пагубного для неё.
  ❖❖❖
  Чем менее требователен бывает человек к материальным нуждам, тем спокойнее живёт, потому что не печётся о многом: о приобретении достатка, скота, слуг или наемных работниках. Когда же душа прилепляемся к этому, то, подвергаясь случающимся из-за того прискорбностям, доходит иногда до того, что ропщет на Бога. Так, наши вещественные желания и постоянные заботы наполняют нас смятением и мы блуждаем во тьме греховной жизни, не зная себя самих. Часто слышим: «невозможно жить по добродетелям». Так судит ум мирской и превратный. Конечно, это нелегко, но не невозможно! С Божией помощью все возможно! Только те приобщаются добродетельной жизни, кто возлюбил Бога всем сердцем и получил от Него благочестие. Ум, поглощённый обыденностью - ум мiрской, превратный и непостоянный, в нем бывают помышления как добрые, так и худые. Мiрской ум живёт излишним. А ум, возлюбивший Бога – палач всего злого и ненужного.
  ❖❖❖
  Люди необразованные и простаки высмеивают науки, и даже не хотят слышать о них, потому что они обличают их невежество. Такие хотят думать, а многие и считают, чтобы все подобны им. Равным образом и невоздержный по жизни и нравам желает, чтоб все были как он или даже хуже него самого, думая снискать себе в том прощение, что много злых, а значит - не он один такой. Растлевается и гибнет душа от зла греховного. А зло многосложно, в нём переплетается блуд, гордость, алчность, гнев, дерзость, неистовство, убийство, ропот, зависть, лихоимство, воровство, нетерпеливость, ложь, сластолюбие, леность, печаль, робость, ненависть, осуждение, лень, заблуждение, невежество, обольщение и, наконец, забвение Бога. Этим и подобным терзается бедная душа, удаляющая себя от Бога.
  ❖❖❖
  Искренность в монашества определяется не по поведению, часто притворному и даже не по напускному виду, а по трудам добродетелей и самой жизнью своей, принесенной в жертву Господу. Так искусный скульптуор или живописец, известен бывает своими трудами, а не видом или словами своими. Показывая и доказывая свою добродетельность и Богоугодную жизнь, будем отвращаться от всяких искушений и сластей – сетей врага рода человеческого.
  ❖❖❖
  Человек богатый или благородного происхождения, но без духовного наставления и воспитания, или добродетельной жизни воистину несчастен и беден в глазах людей здравомыслящих. Напротив, бедный и раб по обстоятельствам – счастлив и богат, если украшен духовностью и добродетелью. Как путники и странники теряются на дорогах и гибнут, так погибают не заботящиеся о добродетелях и милосердии, живя одними радостями тела.
  ❖❖❖
  Творцами человеков называют тех, кто смягчает нравы людей необразованных, также тех, кто наставляет и образовывает их. Равным образом следует признать творцам человеков тех, кто приводит людей невоздержанных к жизни добродетельной и Богоугодной, воистину они воссоздают разрушенное и потерянное. Кротость и воздержание суть счастье и благая надежда для душ человеческих.
  ❖❖❖
  Жизненно необходимо правильным образом устраивать свою жизнь и нравы, тогда, возможно, познается и сам Бог. От всего сердца и всей верой любящий Господа, Божественным Промыслом получает от Него помощь к укрощению гнева и похоти. Похоть же и гнев - суть причина всех зол.
  
  ❖❖❖
  Истинно Человеком следует назвать того, кто умён духом, а также того, кто принялся исправлять себя. Того, кто не хочет исправляться, не должно называть человеком, ибо он сжился со злым духом. Таких следует избегать. Примирившиеся со злом никогда не обретут блаженство, и не постигнут бессмертия.
  ❖❖❖
  Ум духа доказывается делами добрыми. Поступающие так, достойны называться людьми. Не имеющие такого духа, отличаются от твари бессловесной, только способностью говорить. Итак, да познает мудрец, что он блажен бессмертием, и да возненавидит срамную похоть, которая бывает для людей причиной духовной смерти – самой страшной, настоящей смерти!
  ❖❖❖
  Как всякий художник показывает свое искусство тем, как работает с материалом (деревом, камнем или золотом), так и мы, показываем, что мы есть люди не тем, как устроены телесно (напоминая человека только как биологический вид1), но исключительно тем, что истинно разумны в душе. Такие люди2 живут по законам добродетельной и Богоугодной жизни. Истинно умная и любящая Бога душа знает, как поступать в жизни и благодарит Его искренно, к Нему устремляясь всем желанием и всей мыслью.
  ❖❖❖
  Как кормчие осмотрительно направляют корабль, избегая мели и подводных каменей, так и ревнующие о добродетельной жизни пусть тщательно рассматривают, что им должно делать, а чего избегать. Пусть полезным для себя считают только то, что внушает им Божественная любовь, отсекая от души любые лукавые мысли.
  ❖❖❖
  Стремящийся к добродетели, должен быть внимательным, разумным и исправным в каждом деле. Достичь желаемого можно только с верою - так достигается чистота и бессмертие.
  ❖❖❖
  Свободными почитай не тех, кои свободны по обстоятельствам, но тех, кто свободны по жизни и нравам. Не должно, например, называть истинно свободными знатных и богатых, когда они злы и невоздержанны, потому что они рабы своих чувственных страстей. Свободу и блаженство души составляют настоящая чистота и презрение ко всему временному мiра сего.
  ❖❖❖
  Помни, ум доказывается доброй жизнью и поступками! Так, больные находят и признают врачей спасителями и благодетелями, не по словам, а по делам.
  
  
  Жак Калло. «Искушение святого Антония» (1635)
  
  ❖❖❖
  Если душа действительно умна и добродетельна, то это сразу обнаруживается во взоре, поступи, голосе, улыбке, разговорах и обращении. В мудреце всё изменилось и приняло благой вид. Ум мудреца, всецело любит Бога и, как надежный страж, затворяет входы для злых и срамных мыслей.
  ❖❖❖
  Знай, начальники и владыки имеют власть над телом только, а не над душой – помни об этом! Посему, когда они приказывают сделать что-либо омерзительное (например, убить), не должно их слушать, как бы они не мучили тело твое. Бог создал душу свободной и самовластной, и она вольна поступать как хочет – хорошо или худо.
  ❖❖❖
  Мудрец избегает беспутства, надменности, гордыни, обольщения, зависти, хищения и тому подобного, внушаемых демонами и своей злой волей. При заботливом старании и внимательном обдумывании, он с молитвой избегает беды.
  ❖❖❖
  Те, кто проводят жизнь даже в малых подвигах веры, от многих опасностей избавляются, да и не имеют нужды в особенных предосторожностях. Побеждая же пожелания свои, они обретают путь, к Богу ведущий.
  ❖❖❖
  Мудрым следует участвовать только в тех беседах, которые приносят пользу - те, что открывают волю Божию. Отказываясь от пустословия, мы возвращаемся на истинный путь, ведущий к Свету и жизни вечной.
  ❖❖❖
  Кто любит Бога и старается жить добродетельно, должен отбросить всякое самомнение и не искать людской славы - пустой и ложной, и стараться направить сердце и жизнь свою на путь добра. Боголюбивый и постоянный ум есть руководство на пути к Богу.
  ❖❖❖
  Нет никакой пользы в науках, если в душа нет добра и не живёшь для Бога. Причина же всех зол есть заблуждение, дьявольское прельщение, что что-то может быть без Бога.
  ❖❖❖
  Углубленное размышление о доброй жизни и попечение о душе рождает добрых и Боголюбивых людей. Ищущий Бога - обрящет, побеждая всякую похоть непрестанной к Нему молитвой. Молящийся не боится демонов.
  ❖❖❖
  Знающий Евангелие и обольщающийся земными благами, похож на больного, который послушал врача и приобрел необходимые лекарства, но не хочет воспользоваться ни советом врача, ни его лекарствами. Посему в грехах наших и несчастьях не будем винить ни рождения нашего, ни обстоятельств, ни кого-либо, а только себя самих, ибо если душа охотно предается лени и не утруждает себя, то будет бита всегда.
  ❖❖❖
  Тому, кто не умеет различить, что действительно есть добро, а что зло, не пристало судить людей, ибо как сможет он отличить доброго человека от злого. Человек, знающий Бога – добр. Злой не знает Его, но Господь видит его. Единственный путь к познанию Бога лежит через доброту.
  ❖❖❖
  Добрый и Боголюбивый муж обличает худое в лицо человеку. В отсутствии же его, не только себе, но и другим не позволяет укорять его.
  ❖❖❖
  В беседе не должно быть никакой грубости. Мудрых украшает скромность и целомудрие более, чем дев. Боголюбивый ум освещает душу, как солнце - тело.
  ❖❖❖
  При каждой из душевных страстей, восстающих на тебя, помни о Святых. Они мудро установили участь свою на должном и прочном основании, считая для себя благом не приобретение тленного богатства, а истинную славу, что на небесах. Богатство можно растратить или потерять, тогда как добродетель есть приобретение безопасное и вечное, украсть его невозможно. Более того, добродетель и после смерти спасает стяжателей своих. Тот, кто рассуждает так, не увлекается призрачным блеском богатства и других утех.
  ❖❖❖
  Непостоянным в вере и необученным не следует испытывать мудрецов. Умён тот, кто Богу угождает и больше молчит, а если говорит, то говорит немного, и только дельное и Богу угодное.
  ❖❖❖
  Любящий Бога и стремящийся к добродетельной жизни, ревнуют о добродетелях душевных, как о вечном утешении. Временным и тленным же пользуется лишь столько, сколько нужно и как даёт Бог, употребляя его с весельем и всяким благодарением, хотя бы то было и очень умеренно. Ибо богатый стол питает тело вещественное, а познание Бога, воздержание, благость, благотворение, благочестие и кротость обожествляют душу.
  ❖❖❖
  Властители мира сего, могут принуждать нас на дела недостойные христианина, но власти над душами нашими не имеют. Душа создана свободной, значит надо делам таким противиться. Властители мира могут связать наше тело, но не свободную нашу душу, господином которой является только Создатель наш и Спаситель. Свободная душа сильнее любой власти, принуждения или силы3.
  
  
  Сальватор Роза. «Искушение святого Антония» (1645)
  ❖❖❖
  Не хорошо человеку, рожденному свободным, продавать себя ради приобретения богатства, хотя бы очень значительно, ибо сну подобны житейские блага. Богатство имеет блеск призрачный, неверный и недолговременный.
  
  ❖❖❖
  Почитающие несчастьем потерю денег, или детей, или рабов, или другого имущества, да ведают, что, во-первых, должно быть довольными тем, что Бог подаёт, во-вторых, нам ничего не принадлежит, поэтому мы ничего не теряем, а возвращаем, что было нам дано на время. Так, будем отдавать всё с готовностью и благодушием, не муча себя ненужной скорбью4.
  ❖❖❖
  Люди с истинно человеческими достоинствами (по значению вышеизложенному) должны много стараться о богоугодной и добродетельной жизни. Добродетельная жизнь сияет между другими жизнями, подобно тому, как малая порфира, набрасываемая поверх белых одежд, выделяется и украшает все одеяние.
  ❖❖❖
  Как благоразумный военачальник устраивает постоянные смотры своего войска, так и нам необходимо держать в боевой готовности добродетели, чтоб быть всегда готовыми дать отпор недремлющему врагу - нападающим страстям. Этой ратью добродетелей, дарованных нам от Бога, сражаемся против похоти воздержанием, против нужды и бедности - терпением, против досады и гнева - добротой.
  ❖❖❖
  Добрым и мудрым не становятся в одночасье. Это достигается воспитанием, упражнением, опытом, продолжительным подвигом веры и, главное, сильным желанием доброго дела. Добрый и любящий Бога человек, истинно познавший Его, покоя себе не дает, дабы угодить Ему, не взирая ни на кого и ни на что. Но, увы, такие редко встречаются.
  
  
  ❖❖❖
  Да, есть и такие, не имеющие в себе ни малейшего расположения к добру. Таким отнюдь не следует отчаиваться и опускать руки. Постарайтесь, как можете, возлюбить Бога и, попросить , возжелать иметь добродетель, как бы ни была она недоступна и недостижима. Надо стараться! Возможно, не достигните высот добродетели и совершенства, но стараясь и заботясь, по крайней мере, не станете худшими того, что есть – в этом немалая польза для души.
  ❖❖❖
  Ум человека соприкасается с неизречённой Божественной силой, а тело имеет сродство с животными. Немного таких, которые, как настоящие люди обращают свои мысли к Богу и Спасителю нашему. Они стараются иметь с Господом нашим сродство, доказывая это делами и добродетельной жизнью. Большая же часть людей, неосмысленных душой, оставив то Божественное и бессмертное усыновление, склоняются к мёртвому, бедному и тленному сродству с телами, и, как бессловесные твари, судят только о плотском и похотью разжигаясь, отлучают себя от Бога, и душу с неба низводят в пропасть плотских мучений.
  ❖❖❖
  Мудрец ищет общения с Господом, никогда не прилепится ни к чему земному или низкому, но устремляет ум свой к небесному и вечному, зная, что воля Божия, чтоб всяк человек спасся. Господь – единственный и неиссякаемый источник всякого добра и вечных благ для людей.
  ❖❖❖
  Когда встретишь человека, который, любя спорить, вступает с тобою в борьбу против истины и очевидности, то, прекрати спор и отойди от него. Оставь его, бедного, ибо он окаменел умом! Как дрянная вода портит отменные вина, так и ссоры растлевают людей добрых.
  
  ❖❖❖
  Если мы употребляем все старание и все средства, чтобы избежать смерти телесной, то тем более должны стараться избежать смерти душевной. Кто хочет спастись, тому нет к тому никакого препятствия, разве что нерадение и лень.
  ❖❖❖
  Есть люди, которые не интересуются тем, что им действительно полезно и необходимым. О таких, можно сказать, что они больны. О тех же, кто, услышав истину, бесстыдно спорит с ней, умерщвлён разум, нрав их стал скотским. Не знают они Бога, душа их не озарена светом и блуждают во тьме кромешной.
  ❖❖❖
  Всю вселенную создал Господь для человека. Также различных животных произвел Словом Своим для нашей пользы: одних для употребления в пищу, других для служения. А человека создал Бог, чтобы он был старательным наблюдателем и благодарным истолкователем дел Его. Об этом надо помнить, дабы не умереть, не узревши и не уразумевши Бога и дел Его, как скотина неразумная.
  ❖❖❖
  Ведать надлежит человеку, что Бог может всё. Тому же, кто всё может, никто не может противиться. Как из ничего Он Словом Своим создал всё сущее, так и сейчас творит все в наше спасение. Не забывай этого, человек!
  ❖❖❖
  Ангелы Бога бессмертны, по сущей в них доброте, а земные стали смертными, по причине находящегося в них сознательного зла. Зло это у неразумных умножается от лени и неведении Бога.
  ❖❖❖
  Смерть для христианина есть бессмертие, а для неверующего, не понимающего ничего, есть действительно Смерть, конец, точка. Смерти этой не следует бояться, а бояться надобно погибели душевной, которая есть неведение Бога. Вот что ужасно для души, и что есть действительно конец!
  ❖❖❖
  Грех нашёл себе опору в вещественном, и тело стало пристанищем его. Осознав это, мудрец свергает с себя бремя вещественного, а значит тленного, преходящего, и внимательно смотрит за телом, как за врагом, не доверяя ему. Так познаётся Бог. Душа, победившая злые страсти и сбросившая с себя бремя вещественного, венчается от Бога.
  ❖❖❖
  Грех, будучи осознан, ненавидим бывает, как зверь зловонный. Не видят греха и любят его глупцы неразумные, легко порабощаемые им. Бедняга не видит, что для него действительно спасительно и даже не думает о том, полагая даже, что грех красит его, рад ему и хвалится им, несчастный!
  ❖❖❖
  Грязь липнет. Таким же образом люди злые нравом и неисправные поведением, общаясь с простыми и добрыми людьми, своей грязью оскверняют души их.
  
  Давид Тенирс Младший. «Искушение святого Антония» ( XVII в.)
  ❖❖❖
  Чистую душу, освящает и возделывает сам Господь, сея в ней семена доброты и любви. Когда душа осквернится грехом, тогда Бог отвращается от неё. Вернее, сама душа отказывается от Бога, и лукавые демоны, тут как тут, внушают душе непотребное: прелюбодеяние, убийство, воровство и подобные сим демонские злые деяния.
  ❖❖❖
  Ведающие Бога исполнены благими мыслями и, стремясь к Небесному, презирают житейское. Они не многим нравятся, часто бывают ненавидимы и подвергаются осмеянию и поруганию глупцами. Они готовы терпеть крайнюю бедность, зная, что кажущееся для многих злом для них есть добро. Кто помышляет о Небесном, тот доверяет Богу и знает, что все творения созданы по воли Его. Глупцы и невежи никак не могут понять, что мip сотворён Господом нашим исключительно для спасения человека.
  ❖❖❖
  Исполненные греха и упивающиеся невежеством не знают Бога и нет трезвости в их душах. Бог же трезвенным и внимательным умом познаётся. Невежа не видит Бога, потому что Он для него невидим. Господь проявляется в чуде творения и очевиден внимательному взору. Бог явствен в видимом, как душа в теле. Как телу нельзя жить без души, так всё видимое и невидимое не может существовать без Бога5.
  ❖❖❖
  Истинно свободен тот, кто не рабствует чувствам, но господствует над телом трезвым умом и целомудрием, всегда благодаря Бога за всё, даже совсем незначительное. Когда любящие Бога ум и душа войдут в согласие между собой, тогда тело бывает усмирено. Душа, действием ума, гасит всякое плотскую безудержность.
  ❖❖❖
  Не веришь, что каждый твой поступок видим бывает Богом? Тогда сам рассуди! Ты – человек и из праха создан, но в то же время можешь мысленно обозревать все известные тебе места и мыслить и здраво рассуждать о невидимом. Не тем ли паче все видит Создатель всего, дающий жизнь и питающий всё и вся, видимое и невидимое?
  ❖❖❖
  Ты не одинок! Даже, когда затворишь дверь жилища твоего и останешься один, знай, с тобой определенный от Бога каждому человеку Ангел хранитель, которого Эллины называют домашним духом. Он не дремлет, и всегда рядом, все видит, его обмануть нельзя и тьма не скрывает от него. Он помогает тебе везде и всюду постигать Бога. Нет места, или чего-либо, чтобы не было от Бога, и где бы не было Бога, Который больше всех, и всё содержит в руке Своей.
  
  
  Жус Ван Краесбек. «Искушение святого Антония» (1650)
  
  ❖❖❖
  Для чего создан человек? Для того, чтобы, познавая творения Божии, он прозревал и видел в творениях Самого Бога, прославлял Создавшего за всё созданное, ибо всё для человека. Да узрит человек Бога! Любовь к Богу есть высшеё и невидимое слепцам благо, от Бога даруемое достойным за добрую жизнь.
  ❖❖❖
  Не довольствующиеся тем, что есть у них для поддержания жизни и домогающиеся большего – рабы страстей, которые мучают бедную душу и внушают ей мысли, что всё кругом нехорошо, и что, следовательно, надо приобрести всё новое и дорогое. Как длинные одежды мешают в трудном пути, так и желание имущества сверх меры не даёт душе спастись. А бедная душа хочет видеть Бога своего!
  ❖❖❖
  Там, где находишься поневоле и неохотно, там для тебя темница и мучение. Итак, будь доволен тем, что есть у тебя. Если переносишь состояние своё без благодарения (с недовольством, неохотно), становишься тираном для себя самого, не осознавая того. Путь к спокойствию один – презрение житейских благ.
  ❖❖❖
  Как зрение имеем мы от Бога для того, чтоб распознавать видимое, так и разум дарован нам от Бога для того, чтоб различать, что душе полезно, а что вредно. Желание, без разума, порождает пристрастие к чувственным удовольствиям, что не даёт душе спастись и вступить в общение с Богом.
  ❖❖❖
  Не то грех, что делается по закону естества человеческого. Грех – осознанное желание зла и его исполнение. Вкушать пищу не есть грех, но грех вкушать её без благодарения, неблагоговейно и невоздержно. Не грех смотреть, но грех смотреть завистливо, гордо, с вожделением. Не грех слушать, но грех слушать с гневом. Не грех говорить, благодарить и благословлять, но грех клеветать и проклинать. Утруждать руки не грех, когда даешь милостыню, распускать руки – грех, так, недалеко до хищения или убийства. Так каждый член грешит, когда по нашей свободной воле делает зло вместо добра, что мерзостно воле Божией.
  ❖❖❖
  Если воины хранят верность царю ради платы, то во сколько раз больше мы должны стараться благодарить Бога, непрестанно угождать Ему, всё создавшего для спасения человека?
  ❖❖❖
  Благодарность Богу и жизнь в доброте – это те плоды, которые человек приносит Господу в дар. Как плоды земные не в один час созревают, а требуют времени, полива и ухода, так и плоды человеческие требуют подвига веры, рассуждения, времени, воздержания, терпения, пока не явятся во всей красоте своей.
  ❖❖❖
  Если ты покажешься кому-либо мужем благоговейным, не думай, что это действительно так! Пока ты в теле сем, чтобы ты ни делал, не можем себя считать полностью угодным Богу. Не забывай! Трудно человеку до конца сохранить безгрешность.
  ❖❖❖
  Слова человека есть честь его. Слово столь важно, что им чтим и благодарим Господа нашего. Употребляя слова непотребные или бесчестные, обличаем непотребство души своей. Глупец за грехи свои винит своё плебейское происхождение или худые обстоятельства, оправдывая этим сквернословие и недобрые дела.
  
  
  ❖❖❖
  В болезнях тела смущаемся мы перед окружающими, ибо потеря здоровья и способности работать унижает нас и делает зависимыми. Гораздо более необходимо стараться излечить раны душевные, чтоб не оказаться в смущении и осмеянии пред Богом – Высшим Судией. Ибо имея свободную волю, мы можем не делать худых дел даже тогда, когда мечтаем о них. Также, абсолютно в нашей власти жить благоугодно Богу и никто никогда не может нас принудить сделать что-либо худое, если того не хотим. Так поступая, мы будем достойны считаться сынами Божиими, живя, как Ангелы на небе.
  ❖❖❖
  Если хочешь, можешь оставаться рабом похоти, и если хочешь, можешь остаться свободным, не склоняя шею под иго страстей, ибо Бог создал тебя свободным. Побеждающий страсти венчается нетлением. Однако если бы не было страстей, не было бы и добродетелей; не было бы и венца, даруемого Богом людям достойным.
  ❖❖❖
  Не видящие, что для них действительно полезно и не знающие, что есть для них добро - слепцы душою и умом. Не следует завидовать им, дабы не стать подобным им.
  ❖❖❖
  На согрешающих и виновных нельзя гневаться. Заблудших братьев должно обращать на путь истинный и наказывать, если потребуется, но гневаться не следует, потому что гнев действует только по страсти, а не по суду и правде. Не должно одобрять тех, кои сверх должной меры милостивы, но и наказывать злых должно, ради Добра и Правды, а не ради личной гневной страсти.
  ❖❖❖
  Только душевное приобретение безопасно и не может быть украдено или потеряно. Добродетельная и богоугодная жизнь, знание и творение добрых дел – вот истинное и вечное приобретение души. Богатство же есть слепой руководитель и советник неосмысленный. Тот, кто употребляет богатство худо, только в своё удовольствие, губит уставшую душу свою.
  ❖❖❖
  Людям надобно или совсем не приобретать ничего излишнего, или, имея то, быть твёрдо уверенными, что всё житейское, вещественное по естеству тленно, а значит, может быт отнято, потеряно и разрушено. Посему, когда случится подобное, не должно сокрушаться.
  ❖❖❖
  Телесные болезни естественно свойственны телу, как тленному и вещественному. Итак, в случае болезней, мудрецу надо с благодарностью показывать мужество и терпение, и не укорять Бога за то, что перетерпевает тело.
  
  
  Анри Фантен-Латур. «Искушение святого Антония» (XIX век)
  ❖❖❖
  Спортсменам на олимпийских играх вручают венец победителя не тогда, когда сразятся с одним или двумя, но когда одолеют всех. Так и всякому, желающему получить венец от Господа, надобно обучать душу свою целомудрию не только в борьбе с похотью, но и с корыстолюбием, желанием похитить чужое, завистью, сластолюбием, тщеславием, укорами и подобными сему.
  ❖❖❖
  Будем стараться сохранять добродетели и любить Бога не ради похвалы человеческой, а ради спасения души, ибо каждодневно видим смерть перед глазами нашими. Да и всё человеческое ненадежно!
  ❖❖❖
  В нашей власти жить в целомудрии, а сделаться богатым не в нашей власти. Ну и что с того? Не надо ли осуждать душу нашу за желание недолговечного и призрачного блеска богатства, которое стяжать не в нашей власти? О, как неразумно поступаем мы, желая богатства! Выше всех добродетелей есть мудрое смирение, а больше всех страстей есть чревоугодие и ненасытное желание житейских благ.
  ❖❖❖
  Помнить надо людям рассудительным, что имея в жизни даже малую веры, после смерти получим мы за то величайшее утешение и блаженство вечное. Сражающийся со страстями и желающий иметь венец от Бога, если падёт, да не боится и не отчаивается! Пусть восстанет, вновь возьмёт оружие и сражается до последнего вздоха! Телесные труды - суть оружие добродетелей и спасительны для души.
  ❖❖❖
  Лишение комфорта из людей мужественных превращает в борцов, достойных получить венец от Бога. Итак, должно в жизни сей умертвить себя для всего мирского, ибо мёртвый уже не заботиться ни о чем мiрском.
  ❖❖❖
  Сражающемуся мудрецу не следует падать духом и устрашаться, когда случаются беды, чтоб не быть осмеянным за боязливость. Душа, увлекаемая житейским блеском, теряет своё божественное происхождение. Добродетели делают нас достойными вечных благ, а сознательный грех - причина вечных мучений.
  ❖❖❖
  Мудрец сражается со страстями душевными через чувства телесные. Телесных чувств пять: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Чувства наши суть врата страстей душевных, которыми бедная душа берется в плен. Вот эти страсти душевные: тщеславие, любовь к развлечениям, гнев и страх. Когда человек с мудростью и рассуждением, сумеет одолеть эти страсти, тогда обретает мир и спокойствие и получает венец победителя от Бога.
  ❖❖❖
  Жизнь наша – временное пристанище. Бедный и богатый покидают это пристанище с пустыми руками. Ничего мы не можем забрать с собой, ни славы, ни богатства, а только дела и поступки, за которые предстоит нам держать ответ.
  ❖❖❖
  Имея власть и силу, не грози кому-либо смертью, зная, что и ты смертен. Помни, что всякая душа, как последнюю одежду, скидает с себя тело. Разумея это, старайся быть кротким и добрым, благодаря за всё Бога. Кто немилостив, тот далёк от добродетелей.
  ❖❖❖
  Смерти избежать невозможно, да и не зачем. Зная это, истинно умные и любящие Бога, опытом обретшие добродетели, встречают смерть без стенаний, страха и плача, имея в мысли, что она, с одной стороны, неизбежна, а с другой – избавляет нас от многочисленных зол мiра сего.
  
  ❖❖❖
  Незнающие Божией любви и не творящие добра, ох как любят мудрствовать лукаво и отвергать догматы нашей веры! Таких нужно не ненавидеть, а жалеть, как оскудевших рассудком и ослепших не только разумом, но и сердцем, ибо принимая зло за добро, гибнут от неведения. Глупые душой не знают Бога, сами прокляли себя.
  ❖❖❖
  Не со всяким веди беседы о благочестии и доброте. Не по зависти говорю так, но потому, что для неразумного покажешься ты смешным. Подобное понимает подобное и сочувствует ему, а для таких бесед, увы, немного слушателей. Лучше потому не говорить, ибо нельзя спасти человека, который не хочет быть спасённым и не ведает гибели своей.
  ❖❖❖
  Душа с телом, но не тело с душой! Так, когда тело больно, больно и душе, а когда тело крепко и здорово, хорошо и чувствам душевным. Но когда душа раскаивается, не раскаивается вместе с нею тело, а пребывает само по себе, оставаясь как бы позади, в аппатии. Раскаяние есть болезненное, но необходимое и целительное переживание души, спасающеё от многих зол: невежества, гордости, неверия, любостяжания, ненависти, зависти, гнева, малодушия, тщеславия, неблагодарности, вражды, нечувствительности к добру.
  ❖❖❖
  Размышляя о Боге, будь благочестив, независтлив, добр, целомудрен, кроток, щедр, общителен, миролюбив. Угождая так Богу, приобретаешь вечное богатство для души. Не осуждай никого. Ни о ком не говори, что он - де нехорош, согрешил, но лучше честно посмотри на свои собственные худые дела. Рассмотри свою жизнь и спроси: «угодна ли жизнь моя Богу?». Какое нам дело до того, что другой нехорош, и как мы можем кого-то судить, если с собой разобраться не можем?
  ❖❖❖
  Истинный человек старается быть благочестивым. Благочестив тот, кто не желает чуждого ему, чуждо же человеку всё искусственное, не созданное Творцом нашим. Итак, презри всё, так как ты не червь, а образ Божий! Долой злые страсти! Кто любит Бога, тот искусен во всем, что спасительно для души, и во всяком подвиге, требуемом от него. Кто любит Бога никогда никого не укоряет. Да и как укорять, если сам согрешаешь?! Такое размышление - признак души спасающейся.
  ❖❖❖
  Многие с усилием стараются разбогатеть, и, забыв о смерти и погибели души с вожделением предаются злу, а о том, что спасительно для них, не заботятся. Ох, бедные, они и не представляют, что претерпевают душа от своего зла после смерти!
  ❖❖❖
  Как тело без души мертво, так душа без ума бесплодна. Такая душа не общается с Богом и достояния в Нем не имеет.
  
  
  Поль Сезанн. «Искушение святого Антония» (1867-1869)
  ❖❖❖
  Бог не есть виновник зла. Он даровал человеку разум и волю, способность различать добро и зло. Злые же страсти рождаются от лени и беспечности людей. Отнюдь не виновен в них Бог. По свободному выбору воли, демоны сделались злыми, также и большая часть людей.
  ❖❖❖
  Благочестивый не попускает злу войти в душу, а когда в душе нет зла, ничто не властно над ней: ни злобный демон, ни люди, ни случай, ни обстоятельства. Сам Бог избавляет её от зол и живёт она хранимая свыше, как богоподобная. Похвалит ли кто такого, то посмеётся в себе самом над хвалящими его, а обесславит, не защитится перед поносящими его.
  ❖❖❖
  Зло въедается в наше естество, как ржавчина к меди или грязь к телу ребенка. Но как не медник произвел ржавчину и не родители грязь, так и не Бог произвел зло. Он даровал человеку совесть и разум, чтобы избегал зла, зная, что оно вредно для него и мучительно. Будь осмотрителен, видя какого-либо «счастливца» в силе и богатстве! Ни под каким видом не ублажай его, будучи прельщён демонами. Пусть смерть будет у тебя пред глазами, и никогда не возжелаешь ничего худого или тленного!
  ❖❖❖
  Тем, кто на небесах Бог даровал бессмертие, а тем, кто на земле, создал меняющимися, всему живому даровал жизнь и движение, но всё для человека. Итак, да не увлекают тебя житейские прелести! Когда дьявол будет влагать злые мысли в твою душу, вспомни о благах небесных и скажи себе: если захочу, в моей власти победить бунт страсти, а если буду потакать желаниям своим, понесу тяжелое поражение.
  ❖❖❖
  Слово - слуга ума. Что хочет ум, то и говорит словом.
  ❖❖❖
  Жизнь есть соединение и сочетание ума (духа), души и тела, а смерть не есть не гибель этих частей, а временное расторжение их союза. Но ничего не исчезает, всё это Бог хранит до времени.
  ❖❖❖
  Ум не есть душа и не свойство души, но дар Божий, спасающий душу. Богоугодный ум ведёт душу и показывает ей временное, вещественное и тленное. Такой ум возлюбит блага вечные, нетленные и невещественные. Так, человек, живя в теле, умом представлял и созерцал небесное и Божественное. Таким образом, ум, любящий Бога есть благодетель, и спаситель человеческой души.
  ❖❖❖
  Душа, угождая во всём телу, отягчается удовольствиями и гибнет. Любящий Бога ум действует противно сему. Такой ум причиняет скорбь телу и спасает душу, как врач, рассекающий и жгущий тела.
  ❖❖❖
  Те, кто не сдерживают себя и не управляет собой, гибнут, как тварь неразумная. Ум сдерживает и направляет страсти человеческие. Души управляемые различными страстями подобны необузданным лошадям, не знающим возничего.
  ❖❖❖
  Величайшая болезнь души, беда и погибель не знать Бога, всё создавшего для человека и даровавшего ему ум и слово. Умом и словом человек возносится к Богу, общается с ним, созерцает и прославляет Его.
  ❖❖❖
  Душа в теле, в душе – ум, в уме – слово, коим созерцаемый и прославляемый Бог дарует душе бессмертие, нетление и наслаждение вечное. Все сущему Бог даровал бытие по благости Своей несказанной.
  ❖❖❖
  Всеблагой и щедрый и благой Бог сотворил человека свободным. Во власти человека делать благое и угождать Господу. Угодно же Богу то, чтоб в человеке не было зла. Ибо, если люди хвалят хорошие дела и добродетели, а дела срамные и злые осуждают, не тем ли паче Бог, желающий спасти человека?
  ❖❖❖
  Благо получает человек от Бога, как от Всеблагого, а злу подвергает человек сам себя, предаваясь похоти и равнодушию.
  ❖❖❖
  Душа по происхождению своему бессмертна и является хозяйкой тела, в котором пребывает. Только по безрассудству своему она становится рабой тела, не разумея, что услаждение тела – смерть душе. Равнодушная и неразумная душа, беспкоится только об услаждении тела, не видя погибели своей.
  ❖❖❖
  Бог всегда благ, а человек очень часто зол. На небе нет зла, а на земле нет истинного блага. Мудрец избирает лучшее, душой познаёт Бога, благодарит и воспевает Его, а сам он гнушается буйства плоти, зная его пагубность.
  ❖❖❖
  Кто любит богатство земное, тот любит грех, и о правде нерадив. Забывает он о неверности, непостоянстве и кратковременности жизни, и не помнит о неподкупности и неизбежности смерти. Если же и в старости человек предается этому сраму и глупости, то он что дерево гнилое, негож ни на какое дело.
  ❖❖❖
  Воистину испытать можно удовольствие и радость только после того, как испытаешь стеснение и грусть. Действительно, не жадно пьет тот, кто не томился жаждою, несладко ест, кто не голодал, несладко засыпает, кто не утомлён, не сильно радуется, кто прежде не был в скорби. Так и вечными благами не насладимся мы, если не презрим тленное и недолговечное.
  ❖❖❖
  Чистый ум способен видеть всё ясным взором. Если ум не омрачен грехом, то он может видеть то, что неподвластно обычному взору. Не только видеть, но и понимать и объяснять.
  ❖❖❖
  Смертное подчинено бессмертному и служит ему. Так, стихии служат человеку, по человеколюбию и сущей благости Создателя.
  
  
  Фелисьен Ропс. «Искушение святого Антония» (1878)
  ❖❖❖
  По телу человек смертен, а по уму и слову – бессмертен. В молчании ты размышляешь, и беседуешь с собой. Так в молчании слова (но не ума!) рождается слово. Слова благодарения Богу спасают человека.
  ❖❖❖
  Говорящий неосмысленно ума не имеет, ибо говорит, лишь бы сказать, ничего не думая.6 Но рассмотри внимательно, что полезно тебе делать для спасения души.
  ❖❖❖
  Слово разумное, доброе и спасающеё душу, пусть и неглубоко образованного человека - есть царский дар Божий. Ох, люди, стремящиеся определить расстояние между небом и землей, величину солнца или звёзд!7 Всё это - изобретение человека, всуе трудящегося, который по пустому самомнению ищет того, от чего ему нет действительной пользы. Такой подобен желающему решетом зачерпнуть воды.
  ❖❖❖
  Истинных Небес обычный человек не видит, и того, что там, познать никто не может, кроме добродетельного человека, который ведает и прославляет Сотворившего Небеса во спасение и жизнь человеку. Любящий Бога знает и не сомневается, что без Бога нет ничего, но что Он есть везде и во всём, как Бог, ничем неограниченный.
  ❖❖❖
  Как из материнского чрева человек выходит голый, так и душа покидает тело непокрытой. Иные души выходят чистые и светлые, иные запятнанные падениями, а иные чёрные-чёрные от многих прегрешений. Посему умная и любящая Бога душа, не забывая и рассуждая о бедах и мытарствах своих после смерти, живёт благочестиво, чтоб не быть осужденной и не подвергнуться страданиям. А неверующие не чувствуют и грешат, презирая Небеса. Безумцы, о душе своей побеспокойтесь!
  ❖❖❖
  Как, выйдя из чрева, не изменишь того, что было в чреве, так, покинув тело, не изменишь уже того, что делал в теле. Как, выйдя из чрева, стал ты сильнее телом, так, выйдя из тела, чистым и неоскверненным, будешь лучшим и нетленным, пребывая на Небесах.
  ❖❖❖
  Как телу, когда совершенно разовьется в утробе материнской, надо родиться, так и душе, когда она достигнет ведаемого только Богом предела её жизни в теле, надо выйти из тела.
  ❖❖❖
  Как ты будешь относиться к душе, пока она в теле, так и она отнесется к тебе, покинув тело. Бездумно угождая телу во вред душе при жизни, оказываешь себе дурную услугу. Помни Евангельскую притчу о богаче и Лазаре!
  ❖❖❖
  Ребёнок родившись недоношенным, спастись не сможет. Так и и недоношенная душа без доброты и знания Бога, покинув тело, спастись не сможет.
  ❖❖❖
  Тело, соединяясь с душой, выходит на свет из мрака материнской утробы, а душа, соединяясь с телом, заключается во мраке тела. Надобно не жалеть, а обуздывать тело, как извечного врага души. Множество яств и сласти возбуждают злые страсти в людях, воздержанное же усмиряет страсти и спасает душу.
  
  
  ❖❖❖
  Глаз - орган зрения телесного, а ум - душевного. Слепой не видит солнца, освещающего землю и море, не может насладиться светом его. Так и душа, не имеющая благого ума и доброй жизни, слепа. Такая бедная душа не видит и не славит Бога, Творца и Благодетеля всего сущего, не может насладиться вечными благами Его и успокоиться в Нём нетлением.
  ❖❖❖
  Неведение Бога происходит от равнодушия и безумия души. От неведения рождается зло, а от ведения Бога прибывает людям добро, и спасаются души. Итак, если бдителен, трезв и знаешь наставления Его, то стараешься не угождать прихотям тела, а ум твой обращен к добродетели. Если же, опьянев неведением Бога, в удовольствие своё стараешься исполнять злые пожелания свои, то погибнешь подобно тварям бессловесным. Помни о бедах и мучениях поджидающих тебя по смерти!
  ❖❖❖
  Дело Промысла бывает по непреложным Божественным законам. Так, например, солнце восходит и заходит каждодневно и земля в своё время приносит плоды. Помни, всё ради человека сотворено!
  ❖❖❖
  Всеблагой всё, что творит – творит для спасения человека – так возлюбил Он нас! А что человек делает, то делает сам для себя - как доброе, так и злое. Пусть не удивляет и не смущает тебя богатство и благоденствие злых людей. Города содержат палачей, которых все презирают, для того, чтобы ими наказывать достойных осуждения. Так и Господь попускает злым преобладать в мире сем для того, чтоб посредством их наказывать нечестивых. Но зло обязательно наказуемо - здесь или там. И они попадут под суд Его, ибо причиняя зло людям, не Богу служат, а своей собственной злобе.
  ❖❖❖
  Если бы идолопоклонники знали и видели сердцем, чему поклоняются, то ужаснулись бы несчастные и попытались бы найти Путь истинный. Тогда, увидев всю красоту, смысл и Промысел во всём сущем, познали бы Сотворившего всё для спасения человека.
  ❖❖❖
  Человек, будучи зол и неправеден, может убить, Бог же непрестанно дарует жизнь даже недостойным. Будучи щедр и благ по естеству, пожелал Он, чтоб был мiр, и он стал не только нашим местом обитания, но и местом нашего спасения.
  ❖❖❖
  Для человека Бог создал все: и небо, украшенное звездами, и землю с благами ее. Не видящие Промысла Божия – глупцы душою.
  
  
  Макс Эрнст. «Искушение святого Антония» (1945)
  ❖❖❖
  Человеком можно назвать только того, кто понял, что тело тленно и недолговечно. Разумеющий так, должен осознать также, что душа – божественна и бессмертна. Душа – дыхание Бога, даруемая нам для соединения с телом для испытания и восхождения к богоподобию. Мысля так, он живёт правильно и богоугодно, не доверяя и не угождая телу. Ему дано созерцать Бога умом, предвкушая вечные блага, даруемые Господом верной душе.
  ❖❖❖
  Бог, будучи благ и щедр, подарил человеку свободу в выборе добра и зла, одарил его разумом, дабы созерцая, познавал человек Сотворившего всё и вся для человека. Но человек неправедный не разумеет сего, поэтому не верит и мыслит против Истины. Для такого человека свобода - великое несчастие, ибо он выбирает зло8!
  ❖❖❖
  Так Бог определил - по мере взросления, душа наполняется умом. Человек должен сознательно выбрать добро. Душа, не выбирающая добро, глупа беспросветно. Каждый имеет душу, но не всякий умён. Ум, любящий Бога бывает у целомудренных, святых, праведных, чистых и благих, милостивых и благочестивых. Ум помогает человеку в его отношениях с Богом.
  ❖❖❖
  Всё подвластно человеку. Всё, кроме смерти. Даже с Господом может человек общаться, если есть искреннее желание понять, что есть Вера, Надежда и Любовь, а жизнь преисполнена добротой.
  ❖❖❖
  Глаза видят видимое, а ум постигает невидимое. Любящий Бога ум - есть свет души. Кто обладаёт таким умом, тот просвещён сердцем и зрит Бога.
  ❖❖❖
  В доброте нет стыда. Кто не добр, тот зол от плотских желаний. Он раб своей плоти! Исконная добродетель человека есть презрение плоти. Сознательное (по доброй воле), а не вынужденное (по бедности), отрешение от благ временных, тленных и материальных делает нас наследниками благ истинных, вечных и нетленных.
  ❖❖❖
  Умён тот, кто понимает, что смертен, что он есть творение Божие и всё вокруг создано для его спасения. Так разуметь и верить - во власти человека. Постараемся не во что ставить житейские блага, за что будем вознаграждены по смерти вечным утешением и покоем.
  ❖❖❖
  Только человеку Бог внимает, только ему Он является. Где бы ни был человек - там Бог, ибо человеколюбив Господь наш. Только человек достоин поклоняться Богу, только для человека Бог преобразился и вочеловечился.
  ❖❖❖
  Добро невидимо, как невидимо сущее на небе, а зло видимо, как видимо сущее на земле. Добро есть нечто сравнения не имеющее, человек же, имеющий ум, избирает добро. Только человек способен познавать Бога и творения Его.
  ❖❖❖
  В душе действует ум, а в теле - природа. Ум возвеличивает, приближает к Богу душу, а природа разлагает тело. В каждом теле действует природа, но не в каждой душе бывает ум, посему не всякая душа спасается.
  ❖❖❖
  Человек пребывает в мiре, но ум превыше мiра. Понимающий, что всё мирское тленно и желающий спастись, должен помнить всегда, что может сегодня умереть и придётся отвечать за все дела свои. Близок Суд, на коем не стерпишь взора Судии. Помышляя так, душа сохранит себя от ничтожных и низких удовольствий.
  ❖❖❖
  На земле предопределено нам рождение и смерть, а на небе полнота всего и неизменность. Всё же сотворено для человека и его спасения. Всеблагой для человека создал небо, землю и стихии, дабы насладился человек дарами жизни и не потерял спасения.
  ❖❖❖
  Убогий или слабый, не имеющий физических сил или мужества вредить, не становится благочестивым. Но кто может причинить вред и не употребляет силы своей на зло, а щадит слабых и обиженных - тому воздаётся и по смерти.
  ❖❖❖
  По человеколюбию создавшего нас Бога, много неожиданных путей, обращающих души и возводящих их на Небеса. Не забывай человек, за добрые дела - награды, а за зло – всегда наказания!
  ❖❖❖
  Сын в Отце, Дух в Сыне, Отец в Обоих. Верой человек познает всё видимое и невидимое. Вера же есть свободное убеждение души в том, что возвещается от Бога.
  ❖❖❖
  Путник в силе и трезвости переплывет большую и стремительную реку. Будучи же одолеваем вином, тонет в волнах. Также душа, попадая в волны и круговороты жизни, если не осознает, что создана божественной и бессмертной, и соединена на время с материальным телом, маловерным, сладострастным, всего боящимся, то позволит себе увлечься страстями и, пьяная неведением, погибнет. Пьяный - что бревно в стремительной реке, часто прибивается к непотребным берегам.
  
  
  ❖❖❖
  Мудрый, стоя непоколебимо в своём добром намерении, как коня обуздывает гнев и похоть, и за то, что борется с ними, увенчивается пребыванием на Небесах.
  ❖❖❖
  Мудрый, смотря на благополучие злых и процветание недостойных, не возмущается и не завидует, как это бывает с глупцами. Мудрый понимает и непостоянство счастья, и безвестность пребывания здесь, и кратковременность жизни, и нелицеприятность суда, и верует, что Бог не забудет о том, что необходимо для её пропитания.
  ❖❖❖
  Жизнь для плоти, наслаждение богатством и властью смертельны для души. Труд, терпение, скромность, благодарность и власть над телом - жизнь души и путь к вечному утешению.
  
  
  Сальвадор Дали. «Искушение святого Антония» (1946)
  ❖❖❖
  Мудрец презирает стяжание прибыли и буйство плоти, выбирает утешение небесное и жизнь вечную, которую получит от Бога за доброту и скромность.
  ❖❖❖
  Начало греха - похоть, из-за неё гибнет душа. Начало же благодетели – любовь, спасающая душу.
  ❖❖❖
  Как железо, брошенное и оставшаяся без употребления, покрывается ржавчиной, так и душа, в бездействии пребывающая и не заботящаяся о доброй жизни и обращении к Богу, лишает себя покрова Божия, покрывается злом и становится ни к чему негодной.
  ❖❖❖
  Бог благ, не предвзят и не изменен. Если кто, признавая истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, как Он о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, милостив бывает к ним, то скажем следующее. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым. Мы же, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Него. Делая добро, становимся Божьими, а творя зло, отворачиваемся от Него. Он не гневается на нас, но грехи наши не попускают Господу воссиять в нас. Злоба наша соединяет нас с демонами и мучителями. Если раскаянием, молитвами и добротой получаем отпущение грехов, то сие не значит, что Господа мы ублажили и Его переменили, но что обращение наше к Богу, уврачевало нас и изгнало сущее в нас зло, и вновь становимся мы способными вкушать Божии блага. Сказать, что Бог отвращается от злых, есть тоже, что сказать: солнце скрывается от слепых.
  ❖❖❖
  Благочестивая душа знает Бога, сотворившего всё, ибо быть благочестивым есть не что иное, как исполнять волю Божию, а это означает знать Бога. Благочестивый человек не завидует, целомудрен, кроток, щедр по силе, общителен, не любит пререкаться и старается исполнять только то, что угодно Боу.
  ❖❖❖
  Знание Бога и страх Божий – есть врачевание против страсти. Когда душа не знает Бога, тогда неисцеленные страсти терзают душу. Душа растлевается от живущего в ней зла. Не Бог виновен в том, ибо Он даровал нам, людям знание и разум. Не Бог!
  ❖❖❖
  Бог дал человеку знание и разумом, чтобы мы не избирали зло. Господь по Своей Великой милости и благости желает переложить смертное в бессмертное.
  ❖❖❖
  Ум в чистой и любящей душе, истинно зрит Бога – несотворенного, невидимого, несказанного – Единого Чистого для чистых сердец.
  ❖❖❖
  Венец нетления, добродетель и спасение человека есть благодарно переносить несчастье. Обуздание же гнева, языка, чрева и сластолюбия весьма великой бывает помощью для души.
  ❖❖❖
  Мир держится Промыслом и нет ни одного места, которого бы Он не знал. Промысел - есть самовластное Слово Божье, что творит все вещества, слагающие мiр. Слово - Устроитель и Художник всего сущего. Никак не возможно веществу принять совершенное устройство без рассудительной силы Слова. В Слове образ, ум и мудрость Бога.
  ❖❖❖
  Святым называется тот, кто чист от зла и грехов. Величайшее совершенство души – отсутствие зла в человеке.
  ❖❖❖
  Возбуждаемая воспоминанием похоть есть корень страстей, родственных тьме. Находясь в похотливом воспоминании, душа забывает, что она - дуновение Бога и бросается на грех, не помышляя о жутких страданиях, в какой будет находиться по смерти, безумная!
  ❖❖❖
  Самая опасная и неисцелимая болезнь души - забвение Бога и тщеславие. Похотливое желание зла лишает нас блага общения с Богом. Благо же наше состоит в том, чтобы охотно делать всякое добро.
  ❖❖❖
  Только человек способен понимать и принимать Бога. Ибо только с этой живой тварью беседует Бог, ночью через сновидения, а днём через ум, всячески предсказывая и знаменуя достойным будущие блага.
  ❖❖❖
  Для верующего и желающего не трудно познать Бога. Если хочешь зреть Его, смотри на благоустройство мiра и Промысел обо всём, что было и приходит Словом Его. И всё для человека!
  ❖❖❖
  Имя указывает на одного из себе подобных, то есть понятие нарицательное. Неразумно думать, чтобы Бог, Который Един и единствен, имел соименных Себе: ибо слово «Бог» означает Безначального, всё сотворившего для человека.
  ❖❖❖
  Если осознаешь, что творишь зло, отсеки его от себя, в чаянии будущих благ, ибо Бог праведен и человеколюбив.
  ❖❖❖
  Познаёт Бога только тот, кто боится потерять Его и Бог знает его. Он добр во всём и воздерживается от невоздержанности, не по недостатку средств к тому, а по своей свободной воле.
  ❖❖❖
  Благодари обижающего тебя, и Бог будет тебе другом. Никогда не наговаривай – даже на врага своего. Дерзай в любви, в целомудрии, в терпении и в воздержании. Старайся посредством мудрости, скромности и другими добродетелями следовать Господу. Не каждому это дано, а только избранным мудрецам.
  ❖❖❖
  Когда будешь мечтать о каком-либо плотском удовольствии, поберегись, чтоб не быть тотчас увлечённым им, но несколько отстранив его, вспомни о смерти и помысли, сколько лучше сознать себя тогда победившим эту прелесть сластолюбия.
  ❖❖❖
  Против тех, кто дерзают говорить, что растения и травы имеют душу, написал я сию главу к сведению для наивных. Растения имеют жизнь физическую, но души не имеют. Человек называется разумным животным, потому что имеет ум и способен приобретать познания. Прочие же животные – земные и воздушные твари, у которых есть голос, имеют дыхание и душу. Всё растущее и умаляющееся можно назвать живым потому, что живёт и растет, но нельзя сказать, что все имеют душу. Живых существ четыре различных вида: одни из них бессмертны и воодушевлены, каковы Ангелы, другие имеют разум, душу и дыхание, каковы люди; иные имеют дыхание и душу, – каковы животные; а иные имеют только жизнь, – каковы растения. Жизнь в растениях держится и без души, и без дыхания, и без ума и бессмертия, но и прочее все без жизни быть не может. Душа человеческая находится в постоянном движении.
  ❖❖❖
  Бог по милости Своей положил преграду злу в людях тем, что даровал нам сосознание и разум. Понимая, что зло вредит нам, убежим от него. Безумный идёт за злом, и даже гордится тем, не замечает, как сам попадает в его сети, бьётся в них, запутывается намертво, и не имеет сил высвободиться когда-либо, чтоб увидеть и познать Бога, всё создавшего во спасение и обожествление людей.
  ❖❖❖
  Смертные должны быть бдительны, помня о смерти. Блаженное бессмертие бывает уделом преподобной доброй души, а смерть вечная ожидаёт злую душу.
  ❖❖❖
  Когда склоняешься на своё ложе, с благодарностью воспоминай дары и деяния Промысла. Исполненный таким благим помышлением, ты возвеселишься духом и будет для тебя сон тела трезвостью души, закрытие очей твоих – истинным видением Бога, а молчание твоё, будучи преисполнено чувством блага, от всей души и силы воздаст славу Создателю. Ибо когда нет зла в человеке, тогда благодарение его превыше любой жертвы и приятно Богу. Ему же слава во веки веков! Аминь!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"