Этот человек был мастером своего дела: из-под его умелых рук выходили поделки удивительной красоты. Люди приходили, чтобы просто полюбоваться прекраснейшими творениями.
-- Продай, -- просили мастера люди, -- продай нам ну хоть одну самую мелкую вещицу.
Но мастер каждый раз отказывал.
-- Почему? -- недоумевал его друг. -- У тебя их так много. В конце концов, зачем тебе столько -- продай ты людям свои творения: и тебе дополнительная прибыль, и людям радость. Что в этом такого?
-- Нет, -- отмахивался мастер, -- нет и еще раз нет. В каждой поделке часть моей души, моей памяти, моей жизни, наконец! Что ж я, по-твоему, должен взять и раздать часть своей жизни и души чужим людям? Нет, не могу я этого сделать!
Так проходило время. Мастер по-прежнему создавал свои маленькие шедевры, любуясь каждым из них.
"Нет, -- размышлял он, рассматривая свое очередное творение, -- все же это лучше предыдущего, а ведь еще вчера я был уверен, что достиг идеала. Что ж тогда говорить о самых первых моих работах? О первых работах!" -- спохватился мастер.
Он спустился в подвал и обвел глазами все свои прежние творения. "Какие они неприглядные, -- поморщился он. -- Как я вообще мог такое сделать? Сейчас бы я справился куда лучше. Странно, а ведь я на них не смотрел уже лет десять. Они и пылью покрылись, и паутиной обросли. Может и правда пора выставить их на продажу?".
Утром к мастеру заглянул друг и удивился: мастер сидел у стола, опустив голову и ничего не делал. Такое было впервые.
-- Ты что заболел? -- всполошился друг.
-- Нет, -- отрешенно покачал головой мастер.
-- А что случилось? Вдохновение ушло?
-- Нет. Просто вчера я спустился в подвал и увидел свои ранние поделки -- они такие неправильные, неприглядные. Даже то, что я сделал позавчера в сравнении со вчерашней работой -- это как небо и земля.
Друг усмехнулся и, помолчав с минуту, сказал:
-- Удивительно, правда, насколько прошлое всегда кажется неправильным с позиции настоящего. Вот я смотрю на все свои прежние поступки и думаю, насколько бы сейчас я сделал все по-другому, правильно, идеально. И мучает меня это, и не дает спокойно жить.
-- Так что же делать? -- нервно сжал кулаки мастер.
-- Не знаю... Может перестать смотреть на вчерашний день глазами человека дня сегодняшнего?
Прошла ночь. Всю ночь мастер, не смыкая глаз, размышлял над словами друга. А утром вновь спустился в подвал. Мастер обвел взглядом свои пыльные поделки, невольно вспоминая, как работал он над каждой из них. И вдруг его осенило: оказывается в те, прошлые отрезки его жизни это было лучшее из того, на что он был способен -- лучшее для своего времени, для своих умений и мастерства. Это настолько поразило мастера, что он еще несколько минут стоял, улыбаясь своему невероятному открытию.
"Зачем я их коплю? -- недоумевал мастер. -- Ведь я не смотрю на свои прежние работы бОльшую часть времени. Нужно поскорей их раздать, а самому продолжить создавать новые и лучшие произведения искусства".
Многие поделки мастер продал, какие-то просто раздал, и каждый раз, приступая к новому творению, никогда не сравнивал его с предыдущим, потому что точно знал: предыдущее было сделано максимально хорошо на тот момент, когда создавалось.