-- Учитель, -- сказали они, -- хотим мы жизнь прожить правильно. Что нам нужно для этого делать?
Улыбнулся учитель в ответ, достал из ящика три сухих листочка, положил их перед юношами.
-- Три сухих листика перед вами лежат, -- говорит учитель. -- В трех листиках этих сила великая сокрыта. Первый лист -- знание. Второй лист -- счастье. Третий лист -- вечность. Какой лист каждому из вас достанется, с тем вам и жизнь правильную проживать.
Подозвал учитель к себе первого юношу.
-- Выбирай из трех листьев, -- говорит он.
Выбрал первый юноша лист.
-- Какой хочешь, чтобы тебе достался? -- спрашивает его учитель.
-- Нет, -- повертел в руках сухой листок учитель. -- Знание тебе досталось. В знаниях твой путь.
Вздохнул печально первый юноша, но ничего уже не поделаешь.
Подошел к столу второй юноша.
-- Хочу знание получить, но не дано мне этого уже, -- опечалился он.
Выбрал второй юноша из двух листков один. Учитель вновь повертел лист в руках, говорит:
-- Счастье тебе выпало. Счастливую жизнь ты проживешь.
Подошла очередь третьему юноше к столу подходить, только ведь выбора ему не осталось.
-- Хотел я всегда вечность обрести во всем, -- сказал третий юноша. -- Так что мое желание с судьбой объединились.
Прошло много лет. Вновь пришли к учителю трое уже не юношей, а стариков.
-- Ну, как прожили свою жизнь, расскажите? -- попросил их учитель.
Первый старик сказал:
-- Не так я прожил жизнь, как намеревался. Выпало мне знание, а я счастья хотел.
-- И много ль ты знаний постиг? -- допытывался учитель.
-- Много. Где бы ни был я, что бы ни делал, на что бы ни глядел, чем бы ни занимался -- во всем знание искал и находил его.
-- А, когда знание обретал, счастлив был?
-- Еще как! Счастливей меня человека еще нужно было поискать!
-- Значит, прожил ты такую жизнь, какую хотел, -- подытожил учитель.
Подумал первый старик, действительно, счастье-то с ним бок о бок шло всю его жизнь. Благодарно склонился он перед учителем.
Второй старик сказал:
-- Прожил я жизнь счастливую, а хотел знания постигать.
-- И много счастья ты повидал и перечувствовал? -- допытывался учитель.
-- Много. Столько счастья одному человеку выпадает редко. Все мне было в радость, все красотою, светом сияло, на все глазами счастливыми смотрел я.
-- А счастье знанием тебя одаривало?
-- Конечно! Счастье одаривало меня знанием прекрасного мира: знанием всесильного солнца, всемогущего неба, безграничной свободы. Много я познал, глядя на мир глазами счастливца.
-- Значит и ты прожил жизнь, о какой мечтал, -- подытожил учитель.
Задумался второй старик, а ведь учитель правду говорил. Благодарно склонился он перед учителем.
Третий старик сказал:
-- Выпала мне, по воле случая, вечность, так с ней и прожил я всю свою жизнь, с ней и оставлю этот мир. Потому как смотрел я на все, что окружало меня со знанием того, что останется это со мной навсегда. Даже смерть не в силах отнять у меня все мною увиденное, прочувствованное, познанное, наполненное счастьем или даже горем.
-- Значит, и ты прожил жизнь, о какой мечтал, -- был доволен учитель. -- Пришли вы ко мне втроем с одной целью -- жизнь прожить правильную. У каждого из вас жизнь была своя, а прожили вы ее все одинаково. Вечность всем вам в итоге дана.
Задумались старики и впервые поняли, что жизни их действительно оказались схожи.
Учитель вновь достал из коробки три сухих листочка, на стол их положил и сказал:
-- Знание -- счастье -- вечность -- это и называется правильная жизнь.