Буква "п" не поняла, как она оказалась на странице, но ей определённо здесь нравилось. Устанешь стоять -- можно опереться на покатую "е", а затечёт левая ножка -- всегда можно сделать махи, потому что слева -- пустое место. Повсюду находились самые разные слова с другими буквами. Стояли тут и гласные, и согласные, а в начале абзаца красовался даже мягкий знак, и из всех букв вместе получался текст. А не это ли самое большое счастье для буквы -- быть частью текста? Подумать только! Как долго они будут жить в электронном документе! А ведь, если повезёт, их когда-нибудь выложат в сеть или -- сложно в это поверить -- напечатают на бумаге! "п" чувствовала себя счастливой, и все буквы вокруг выглядели такими же счастливыми.
--
Как здорово быть в тексте! - воскликнула "п".
--
Да, здорово! - подтвердила соседка "е". - Страница у нас большая, светлая. Буквы все хорошие. Я слышала, что когда документ закрывается, можно немного походить по разным строчкам, познакомиться с другими буквами. Главное, к открытию документа вернуться на своё место.
--
Ух ты! - ответила "п" и представила, как она пойдёт знакомиться с другими буквами. Отсюда-то видно только ближайшие строк пять, а хочется увидеть и другие. Сначала надо будет сходить в верхнюю часть страницы. Там живут более опытные буквы, вдруг они расскажут что-нибудь интересное? А в нижнюю часть страницы можно будет сходить потом, когда там появится побольше строк. А то там и знакомиться пока не с кем.
-- А ты-то, "п", чему радуешься? - вдруг резко спросила первая "к" из слова "коробка" несколькими строками выше.
--
Что? Почему это мне нельзя радоваться? - возмутилась "п".
--
А ты что, не видишь, что ваше слово подчёркнуто красным?
Слово, в котором находилась "п" действительно было подчёркнуто красной волнистой линией, хотя другие слова вокруг ничем подчёркнуты не были.
-- Ну вижу.
-- А ты знаешь, что это значит?
"п" понятия не имела.
-- Наверное, это значит, что наше слово -- особенное? - предположила она.
-- Нет! - ответила "к". - Это значит, что слово ваше написано с ошибкой! Ты хоть прочитай слово, в котором стоишь!
-- "хлеп", - прочитала "п".
-- Ну? - спросила "к".
-- Ну? - не поняла "п".
-- А как правильно? - настаивала "к".
-- Правильно... Ой! - ответила "п". - А правильно будет "хлеб", через "б". Выходит, я стою здесь не по правилам, - от этой мысли сразу сделалось грустно. Так обидно, что все стоят по правилам, а она -- нет. За что такая несправедливость? Что она скажет другим буквам, с которыми пойдёт знакомиться после закрытия документа? Вдруг никто не захочет с ней знакомиться? Или вдруг все будут над ней смеяться? Наверное, "к" права, радоваться особо нечему.
-- Вот именно! "хлеп"! - сказала "к". - А ты знаешь, что происходит с буквами, которые стоят не по правилам?
-- С ними не хотят знакомиться? - предположила "п" и затаила дыхание в ожидании ответа.
-- Нет!
-- Над ними постоянно смеются другие буквы? - выдвинула "п" другую версию.
--
Нет!
-- А что тогда? - "п" потерялась в догадках.
-- Их заменяют на правильные буквы! - ответила "к", многозначительно подняв верхнюю наклонную.
-- Заменяют на правильные? - переспросила "п".
-- Именно!
-- А куда же тогда деваются неправильные буквы.
-- А неправильные буквы исчезают, - грустно вступила в разговор "р" из слова "чёрная". - Написали наше слово сначала "чорная". Так прошла проверка орфографии и вместо буквы "о" поставила "ё". А "о" исчезла. Эх, мы с ней так подружились! - вздохнула "р" и толкнула "ё" так, что та немного качнулась на нижней части своей дуги.
-- Что ты толкаешься?! - возмутилась "ё". - Я же не виновата!
-- Да знаю, знаю, - согласилась "р". - Но какая была буква! Ровная, овальная! Эх...
Букве "п" сделалось жутко. Все три палочки задрожали от страха. Неужели придётся покинуть эту хорошую, светлую страницу? Неужели она не будет частью текста? Но "п" же не виновата, что её поставили не по правилам! Есть ведь множество слов, где без буквы "п" никак не обойтись! Она могла бы стать частью слова "полка", "стопка" или "укроп". Но нет же, её вместо этого вставили в слово, в котором она совершенно не нужна! Какая несправедливость! Что же теперь будет? Где теперь та самая буква "о", которую по ошибке написали в слове "чорная"?
-- Начинается.
-- Начинается.
-- Начинается, - цепочкой пронеслось по строкам.
-- Чт-то-о н-начинается? - спросила дрожащая "п".
-- Проверка орфографии сейчас будет! - объяснила "к" из слова "коробка".
Орфография начала откуда-то с верхних рядов и методично проверяла слово за словом. Вроде бы предыдущие строки уже были проверены в прошлый раз, но орфография не обходила и их -- мало ли, вдруг за то время, что её тут не было в какие-то слова успели закрасться ошибки? Непорядок! Она зажимала каждое слово в жёсткие тиски, смотрела на него внимательно, хмурилась. Иногда по её требованию слова разворачивались кругом, но, в конце концов, всех, кто не был подчёркнут красным, орфография отпускала.
Вот зажала она слово "чёрная" и начала внимательно его разглядывать, будто забыла, что ошибочную букву в этом слове уже исправила.
-- Забери меня! - вдруг попросила "р". - Что бы это ни было, я хочу отправиться туда, где сейчас "о"!
"Какая смелая!" - подумала "п": "Если её тоже удалят, она отправится туда вместе со мной". На миг стало чуть менее страшно. Но орфография, немного повертев слово "чёрная", оставила его на месте без изменений. "р" недовольно что-то буркнула.
Настала очередь слова "хлеп".
-- Пожалуйста, ну, пожалуйста, оставь меня, - умоляла несчастная "п" и пыталась правой палочкой уцепиться за петлю соседки "е". Но орфография знала своё дело. Жёстким, уверенным движением оторвала она ошибочную букву и выбросила.
Мир вокруг сделал несколько оборотов. Дикий страх притупил даже звук собственного крика. Ножки лихорадочно извивались, а перекладина выгнулась в дугу, норовя вот-вот порваться.
Наконец, буква "п" почувствовала под собой опору. Место оказалось тёмным и совершенно безрадостным. "п" огляделась. Вокруг находились беспорядочно разбросанные буквы. Тут и там раздавались вздохи, всхлипы и оханья, но почти не было слышно интересных разговоров, и ни одна буква не выглядела счастливой.
Чувство страха тут же сменилось грустью. Буквы вокруг являли такое печальное зрелище, что самой захотелось завсхлипывать и заохать.
-- Я такая несчастная, - вздохнула "п", и обе ножки подогнулись под самой тяжестью атмосферы этого места. Окружающие буквы вторили такими же вздохами. Ближе всех к "п" находилась "л", которая бесцельно покачивалась.
-- Простите, - обратилась "п" к "л". - А что это вообще за место?
-- Это место -- страница пропавших букв, - ответила "л".
-- А что это значит - "пропавшие буквы"?
--
Это значит, что мы пропали со своих страниц. Нас удалили! Удалили с наших светлых уютных страниц и бросили сюда! Нас никто никогда не открывает, никто никогда не смотрит. Мы никому не нужны! Ни-ко-му!
-- Ясно, - ответила "п". - Я тоже такая же пропавшая буква. Меня по ошибке напечатали в слове "хлеп", а затем удалили.
-- "хлеп"! - воскликнула "л". - Так тебя обязаны были удалить! У орфографии просто не было другого выбора. А вот со мной поступили совершенно несправедливо!
-- Ой, только не надо нам ещё раз морочить голову своей глупой историей! - раздражённо фыркнула "е", находившаяся неподалёку.
-- Но я-то не знаю! - сказала "п". - И мне интересно.
-- Давным давно на одной далёкой странице, - начала свой рассказ "л". - Начали печатать новое слово. Первой буквой поставили "к", затем "о", а третьей напечатали меня. Получилось замечательное слово "кол". Но тут поставили после меня вторую "л", а потом ещё и дописали "ичество". Получилось "колличество". А пишется это слово по правилам с одной "л". И меня же первой напечатали! Меня должны были оставить! Но нет на наших страницах справедливости -- оставили ту, другую "л". А я теперь здесь.
-- И вправду очень несправедливо, - согласилась "п". - А ты, "е", в каком слове раньше была?
Подкатилась ровная овальная "о" и тихо спросила, о чём идёт разговор.
-- Да вот, появилась новенькая, "п", - объяснила "л". - Мы рассказываем, как здесь оказались.
-- Понятно, - "о" тяжело вздохнула.
-- Подружилась она сильно там с одной буквой, - шёпотом пояснила "л" для "п". - Теперь грустит.
-- Случайно не с "р" из слова "чорная"? - спросила "п".
-- Да! - оживилась "о". - Откуда ты знаешь?
-- Я с той же страницы, несколькими строками ниже. Знаешь, "р" очень по тебе скучает.
-- Правда?! Она меня помнит?
-- Ещё как, - ответила "п".
Буквы замолчали. Каждая погрузилась в воспоминания о прошлом. Там они были частью текста, не то что здесь -- никому не нужные, разрозненные, заброшенные на самую дальнюю страницу, которую никто никогда не открывает. "п" внимательно посмотрела на своих товарищей по несчастью. Как бы хорошо смотрелась "л" в слове "количество", если бы оно было сразу написано правильно. "е" могла бы стать частью "леса", по которому бегает сейчас тот самый "лис". "о"? Ну, пусть и не украсила она бы слово "чорный", зато вполне могла бы устроиться в соседней с ним "коробке", причём даже вместе со своей подругой "р".
И тут "п" в верхнюю перекладину пришла идея.
-- Я, кажется, придумала! - воскликнула она.
-- Что ты придумала? - спросила "л".
-- Сейчас покажу! "о", встань, пожалуйста, вот здесь, - "п" указала на место слево от себя.
"о" недоверчиво подкатилась.
-- А теперь ты, "л", подойди к "о"!
"л" протопала к указанному месту.
-- А ты, "е", встань около "л"!
"е", прихрамывая, покатилась и остановилась слева от "л".
-- Видите, что получилось? - спросила "п". - Получилось слово! Мы образовали нормальное слово!
-- "по-ле", - прочитали буквы. - Ура! Мы образовали слово!
-- Значит мы сами можем образовывать слова? - обрадовалась "л". - Надо срочно рассказать другим буквам!
"п", "о", "л" и "е" пошли по странице все вместе, как единое слово "поле". Они подходили к другим буквам и рассказывали, как у них так получилось. Всем такая идея понравилась, все начали искать себе товарищей. Забегали резвые "н", "м", "х", "ж", бодро запрыгали в разных направлениях "г", "р", "т", "у", засеменили коротконогие "д". Тут и там стали появляться "вот", "вместе", "немного", "неужели". Затем слова стали выстраиваться во фразы. У кого-то получалось составить фразу самим, кому-то помогали другие. Некоторым пришлось поменяться местами. Буквы стали бродить по странице целыми фразами и складываться в предложения, а предложения начали формировать текст. Некоторые так и оставались вне слов, но текст составляли так, чтобы и такие буквы нашли в нём своё место. А потом одна буква "ю", которая была когда-то напечатана в черновике для компьютерного журнале, сказала, что знает, как разместить страницу в сети.
-- Ур-ра! - закричали другие буквы и, под руководством "ю", отправились в сеть.