Композиция построена на контрасте динамики и статики (неподвижности, оцепенелости,.. )
Фигура хама динамична и построена на принципе контрапоста - художественного приема применяемого в совершенстве гением эпохи возрождения Микеланджело Буонаротти. В данном принципе каждому элементу композиционного построения противопоставляется противоположный элемент.
Обратите внимание на правую ногу хама, выброшенную вперед в мощном порыве. Ноге противопоставлена правая рука хама с мощным кулаком, отведенным назад и готовым для зубодробительного удара. В то же время левая рука хама взлетела и плотно вцепилась в галстук интеллигента, а левая нога при этом плотно стоит на земле. Да, здесь в полной мере применен принцип контрапоста - принципа противоположностей.
В отличие от динамичного хама фигура интеллигента статична. Она оцепенела и обреченно застыла. Глаза вскинуты к небу, как бы вопрошая: "За что?"
Действительно, за что?
В этой композиции загадка.
За что?
Может быть хам развлекается?
Может быть он доказывает свою правду?
А может быть хаму не понравилось, какое-нибудь умное слово интеллигента, он его не понял и принял его за ругательство в свой адрес?
Трудно сказать.
Трудно сказать, что было и что будет. Здесь есть только здесь и сейчас.