В.Б. : другие произведения.

Нереальная новелла - 2019, 1 тур, 4 группа. Разбор полётов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Не хотел на своей странице частное мнение по рассказам конкурса размещать. Но на странице конкурса такая возможность не предоставлена. Как конкурс завершится, так закрою, наверное. Пока пусть стоит.

  Четвёртую группу вроде никто ещё не трогал. Ну что, попробую навлечь на себя гнев авторов, рискну не по-детски. Там, где можно обойтись, отмолчаться, разборы по ходу чтения конкурсов не выкладываю на обозрение, из соображения экономии своих сил.
  Предупреждаю: спойлеры! Обычно для себя фиксирую краткое содержание прочитанного. Потому что на некоторых конкурсах больше миллиона знаков и под 50 произведений за двухнедельный тур приходится читать, оперативная память в себе столько не удерживает.
  
  В меру умения. Поехали.
  
  Рассказы 4 группы:
  1. Сеновский В. Кристаллики. 36кб
  2. Зайпольд Г. Интерробанг. 14кб
  3. Францен О.А. Пусть будет красивой. 16кб
  4. Олейник М.И. Оглянись!.. 30кб
  5. Зотова С. Роман всей его жизни. 11кб
  6. Саруханян В.А. Путеводная звезда. 19кб
  7. Клевер К. Сияй мне. 17кб
  8. Вербовая О.Л. Месть Ариадны. 16кб
  9. Kopa. Потом суп с котом. 17кб
  10. Иванова Т.В. Незнакомец. 33кб
  
  Разбор рассказов:
  
  1. Сеновский В. Кристаллики. 36кб
  И вот последний по списку рассказ оказался первым по рейтингу.
  Закон не подвёл: самый большой рассказ и самый сильный одновременно.
  Как бы ни было противно читать его, а он в несомненных лидерах. Получает при трезвом взгляде много баллов. А противно читать, потому что автор уж очень сильно гнёт читателя под себя: я сказал, что она робот, значит робот, без вариантов; сказал - бабы противные, значит, будут доставать, не щадя; сказал - андроид, значит, всё, расписывайтесь за 4 месяца зарплаты, вот ведомость. Сказано - хозяева жизни, значит, не рыпайся. От произведения искусства всё-таки ожидается катарсис, а не сердечный приступ.
  Содержание таково. Довольно капризные женщины-жёны, оказывается - нерусские, оказывается - ещё и роботы (ну, немного человечнее, чем хозяева жизни). Робкая мысль найти новую совершенную модель или вирт со звёздами разбивается о жалость к своей роботу-китаянке и раскаяние. На работе героя тоже подсиживает андроид: таков вектор развития цивилизации в данный момент. И закономерно к герою омега-самцу прилагается альфа-самец, из тех, кто присвоил женщин и плодит свои гены. Казавшееся альфа-самцом оказывается имитацией, герой берёт над ним верх. Но это не меняет базовой диспозиции: он вымирает с роботессами и виртуальными стеклянными бусами, альфы генетически захватывают мир.
  Написано уверенной рукой. Размещено на самиздате в октябре, и пока без гугления можно думать, что свежее - к конкурсу - произведение, что ценнее.
  Кажется, есть проблема со сверхновой.
  
  
  
  
  2. Зайпольд Г. Интерробанг. 14кб
  Какая-то игра в слова, без души рассказ.
  После перечитывания накинул ещё полбалла, всё-таки не нагромождённая каша. Просто мешаются два пласта событий, мелко нарезанные вперемежку в тексте.
  Интерробанг - это знак препинания, являющийся одновременно и вопросительным, и восклицательным. Отражающий постановку вопроса и нахождение ответа. Это интересно. Но дальше помутнее.
  Макс и Тильда, как бы парень и девушка, которые одновременно и понятия-функции, наблюдают (конкретно - Макс) эволюцию дрозофил и в свою очередь наблюдаются некими высшими силами (которыми, возможно, жизнь на Земле и создана), представленными филологически-философскими понятиями. Может, имеется в виду, что это есть воплощённые силы природы, как у греков, но чётко не обозначено. Человечество им не очень нравится: вот и ракету изобрели, вот и в космос вышли, а всё в творца не верят, а всё гадят на планете. В общем, эксперимент решили кончать, лишь той паре предоставили квест - возможность жить в гармонии с дикой природой, да и то чуть не угробили, ибо перемещение героев шло через суицид.
  В общем, рай для двоих в очень претенциозном бесформенном рассказе со странноватыми философией и юмором и предельно упрощённым сюжетом-идеей (если не считать идеей умствования вокруг терминов).
  
  
  
  3. Францен О.А. Пусть будет красивой. 16кб
  В третий раз перечитывать не буду. Не брат Стругацкий, чай! И второй бы не читал, но осталось чувство обманутости, просмотрел повторно, чтобы не пропустить чего-то кардинально меняющего взгляд на рассказ. Чуть прояснилось.
  В первый раз не нравились явно нарочитые назывные предложения, не складывался смысл. Смешались в кучу мушкетёры, наркотики, реактивные жигули, кастрюли, вата... Это 16 тысяч знаков потребовали больше усилий, чем следующие 30. Не очень честный приём усложнять вот так текст. Ну, автор посчитал, что так надо. Отзывов не оказалось, мнение номинаторов тоже не особо чего добавило. Постапокалипсиса не увидел. Пришлось всё же разбираться самому.
  Странный, исковерканный мир, действительно пришоренный нарко и манией (скачка идей, невозможность совладать с мыслями и выдать ясный текст, ну, бог с ним).
  Конечно, пропущу во второй тур, не с первого места.
  Две ошибки: "Галатей" и "По-отдельности".
  Процентов на 40 разобрался. В детстве парни были "мушкетёрами", теперь стали кто кем. В бывшем Арамисе ООН заподозрила стандарт сценариста (довольно чокнутого, ещё и со свервозможностями). С того всё и пошло. Жизель от него ушла, потом вроде вернулась, против него интригуют. В общем, решили они помочь другу, как встарь. В замусоренном мире ничего хорошего как бы и нет для них: что власть, что бандюки, что кастрюлеголовое ватное быдло. Чего уж поделать, дошли до того, что переделали поудобнее, под себя не Жизель, а саму Жизь.
  Возможно, автор пока очень молодой, с дежурного шестого этажа, всё ему не так, старого мира не жалко, можно разрушать до основания, а затем... Но, наверное, не настолько молод, потому что текст конструирует не как начинающий, посложнее.
  Есть симпатичные моменты. С двумя проездами, за которыми робот, красящий в розовое, и автолабиринт. Что-то есть в надземных переползах с колясочниками. Но мир (то, что называют "сеттинг", видимо) катастрофически задымлен стилем. Наверное, на любителя вещь, может - на друзей. Балл немного выше среднего. Пусть будет красивой, кто же возражает...
  
  
  
  4. Олейник М.И. Оглянись!.. 30кб
  Для 30 тысяч знаков довольно закрученный магический детектив. И язык достаточно уже зрелый. Старое произведение. Сверхновой нет, подчёркнутой русской темы тоже (место действия - Россия, нет, даже Украина, Киев). Читается легко. Дары и личности в памяти путаются.
  Некое сообщество из 5 человек, обладающих тем или иным даром: слышать чужой разговор, читать мысли, разгонять тьму, видеть правду и т. д.
  Отравили одного из них, и сделал это кто-то второй. Подозрения на Андрея, чья дочь погибла от наркотиков, которыми торговал погибший.
  Настя - героиня - вызывается снять с подозреваемого вину. Говорит со своими, потом с работниками бара, где подлили умершему метиловый спирт. По всему убийца получается Андрей. Но Настя называет убийцей девушку, которая безответно влюблена в Андрея и имела связи с погибшим.
  Выясняется, что Настя влюбилась с первого взгляда в Андрея и прикрыла его. Их разговор перехватили на расстоянии. А наказание за ложь - лишение дара и следующие за этим страдания от его потери. Но поскольку любовь - смягчающее обстоятельство, им ещё и память о любви и даре стёрли. Но они встретились вновь и вновь влюбились друг в друга.
  Грамотно, с владением сюжетными линиями написано, единственное, всё-таки служители бара необоснованно долго с героиней откровенничают, не впадая в подозрения на её счёт. Не выше, потому что читалось, как упражнение для ума, и не захватило воображение, как это случается с реально выдающимися произведениями. Откровения не ощутилось.
  
  
  
  5. Зотова С. Роман всей его жизни. 11кб
  Опустившийся герой-любовник Славик и бомж Витёк. Пьют, к пьяному Славику в грёзах даже женщина является. А в реальности лежат пьяные в тамбуре "Магнита", их довольно жестоко изгоняют. Потом приходит к герою зелёный чертик, забирает его к себе с обещанием моря водки. Дельфин Славик плывёт в море водки, а чёртик его душой, горящей синим спиртовым пламенем во флакончике, освещает дорогу в ад, и радуется, что много новых душ заманит.
  Как бы юмор. В начале рассказа виделась средняя оценка, но к концу она сползла ниже.
  Звезда условно. Русская душа - довольно негативно-гротескная. По исполнению, тексту немного ниже среднего, какая-то бравада с не очень уместными просторечными лексическими включениями, вызывающими умеренное "не верю" Станиславского. И полбалла ещё съела тема-идея, которые не пришлись мне по вкусу.
  
  
  
  
  6. Саруханян В.А. Путеводная звезда. 19кб
  Балл чуть выше среднего. В сухом остатке из рассказа не так уж много. Прочитал до сна и уже не помню. История из жизни ведьмы, которая не совсем ведьма. Проблемы с дефисами и пара грамматических ошибок. Пересмотрю-найду. Рассказ как таковой есть, фантазия средняя, сверхзадача не видна. Русская тема как бы есть. Опять отдельные съезжания на русские архаизмы, которые не добавляют колорита, а убавляют доверия к мастерству автора. Фантастика есть. Вот насчёт сверхновой не помню, кажется, просто врубленная ради темы фраза о ней где-то была. Название о звезде, по крайней мере.
  Пунктуация (ну, на всякий случай, раз уж вычитывается): что - то, кое как, "есть, о чём подумать" - нужна ли запятая (не полезу сейчас в справочники)? "Словно испугался" - выделить запятыми. "Существо -скелет". "По странному стечению обстоятельств" - не нужно ли выделить запятыми? "Огромные, чёрного цвета" - выделить тире с двух сторон. "Всё больше и больше глядя" - скорее всего запятая перед "глядя". "Продолжила цыганка," - точка. "Однако, наши предки" - запятая не нужна. "О, фейерверк смотрят," - запятая после кавычек. "Соседка, -на улице". "Свето-представление" - всё-таки "светопреставление", наверное. "По радио-даче" - "Радиодача" - имя собственное?
  Насыщение деепричастными оборотами. Это довольно надёжный маркер недостатка мастерства. В течение короткого отрезка текста: выложив, подходя, сделав, не жуя; дальше: маневрируя, не заметив, взвизгнув, загребая, очутившись, встав, проваливаясь, закрыв, приняв, не успев, почуяв, опустив. Хватит автору для анализа.
  По образности: съехала торпедой вниз - как это (и вообще торпеда - техническое слово из другого стилистического ряда)? Почему существо-скелет ещё и лярва? "Узоры космического ветра"?, ладно. "Пульсаром бьётся сердце дочери" - обычно не рекомендуют сравнивать живое с неживым, это игра на понижение, уместнее в уничижительном контексте. "Заиндевевшие глаза" - может, всё-таки "веки"?
  В рассказе имеют место быть признаки феминизма: по сути, все герои женщины, единственный мужчина - картонка, да и он "небесной красоты". Героиня дерётся с животными неопределённого пола, а опознав самку, по-матерински сочувствует ей. На корм чупакабре отправляет исключительно самцов кроликов.
  Теперь не к месту выскакивающая и работающая в таком виде против рассказа стилизация: деревеньки, глаза да волосы, поведать, ну и "увал" сюда же, потому что других "местечковых" слов в рассказе нет (да, ещё "куржак" нашёлся); грешат-то, "сокровища подземные да чудеса", "рассказывать не стала, да нарисовала".
  Стилистика: "не остановила от идеи", "обсосанный сосок" - тавтология, "прям над правым" - разговорное, почему не "прямо"; "обратная дорога домой" - "домой" лишнее, "надышалась холодного воздуха" - или "наглоталась" или "холодным воздухом", "я и так еле как поднялась", "на каждой станции постепенно набилось народу", "чудеса" - "чудесная" - "чудо" повтор, "вместе ещё с тремя". "Ну и ладно, - подумала она" - подумала Марта, а не цыганка. "Неожиданно вдруг" - тавтология. "Магии в тебе как таковой" - "как таковой" относится к "магии", а не к "тебе". "Ведь мы же" - не очень удачно. "Скептически веря" - как это (и ещё запятая перед оборотом)? "В глобальных размерах" - почему не масштабах, чтобы соригинальничать? "Марта выдернула" - "женщина ушла" - "бурчала Марта" - множение сущностей (женщина и Марта - одно и то же лицо?) вносит путаницу. "Среди /тёмного фиолетового/ неба"? "Они стояли, сметая всё на своём пути" - не они сметали.
  Грамматика: чупОкабра, поддернуто, "на утро", "все не могли разжать руки" - "ё" то появляется, то исчезает в тексте.
  Логика: как раненная в голову зверюшка ходит?
  Некая Марта из сибирской деревни то и дело переживает видения, видит сны. Но оказывается, что она не ведьма, как предполагали, а "Ключ", способный открывать двери в другие миры. Она теряется: зачем это надо? Но потом спасает души существ из иного мира, сгоревших при взрыве звезды /вот и тема сверхновой/ (через 9 месяцев они рождаются младенцами, приведя к демографическому взрыву в Сибири).
  А до того с героиней происходит. 1. Сон, где она, полуживотным, грызётся с волкобыками. 2. На кладбище у родителей встречает кормящую самку чупакабры и подкармливает её. 3. Видит во сне светлячков со связями, которые на самом деле - люди, а голубые светлячки - Ключи. 4. Отрывает голову скелета, врастающего в спящую дочь. 5. Слушает в поезде гадание цыганки о себе: ты не ведьма, ты - ключ, умеешь вибрировать, трогаешь магию, но не управляешь ей; раньше люди были богоподобны, но злодей заблокировал мозги, однако предки закопали в местах силы кристаллы, и там рождаются Ключи, способные открывать двери в другие миры. Когда наш мир погибнет, они могут спасти человечество. 6. Во сне спасает цивилизацию взорвавшейся звезды. 7. Случился звездопад, родились дети в Сибири, а героиня читает на планшете стихи о звездопаде.
  Русская тема довольно условно: в России спасают людей Ключи. Зачем написано, неясно. Автор не производит впечатления одержимой сверхценными идеями.
  
  
  7. Клевер К. Сияй мне. 17кб
  Здесь я поставил балл выше среднего. Читал вчера, так что ещё менее помню, чем рассказ ?6 (в конкурсе они расположены с конца к началу, так и читаются). О наследовании каких-то мистических способностей. Немного путано, усложняет чтение. По тексту неплохо.
  Перечитал. Теперь всё понятно и очень неплохо.
  Некое Бюро Чудес нанимает несостоявшихся писателей с фантазией, они придумывают, их придумки потихоньку проникают в мир. Герой не очень удачлив в работе. Да ещё и с семьёй ужас: жена погибла, дочь парализована (авария?). Он пытается придумать врача, метод, лекарство, что вылечат дочь, но пока неудачно. Дочь рисует грибы. А тут авария: куча народу осталась без интернета, потому что интернет теперь раздаётся грибницей. Догадался, что дочь тоже имеет способности, да, может, и посильнее, чем он. Рисует, и это воплощается. Поговорил с дочкой. Она отцу посоветовала придумать себе работу, а себя она вылечит когда-нибудь сама. Грибы интересно, даже красиво, но как-то без явного обоснования здесь. Мать была микологом. (О планах девочки на мать не сказано, видимо, с того света даже выдающаяся фантазия вернуть не может). И ещё некто всё требует, чтобы солнце выглянуло из-за туч, долго, безуспешно. А потом вдруг получилось. Все люди, наверное, обладают способностями совершать чудеса. Вот и соседку, которую герой боялся заметить, заметил. На жену его похожа, приятная. Заметил, потому что у той было желание сильное: заметь.
  Ладный рассказ. Хотя и выпирают странные фамилии, немножко всё-таки что-то не так с изложением. И обязательность именно такой конструкции в целом вызывает сомнения. Не Колупаев. Но в пределах законов, принятых автором, задача выполнена. Даже не без блеска.
  Сверхновая и русская тема - плюс-минус, есть и нет одновременно. Новелла? - пусть будет так. Фантастика - без сомнения.
  
  
  
  8. Вербовая О.Л. Месть Ариадны. 16кб
  Искусственно схематизированный рассказ о том, как девушка познакомилась с приличным с виду парнем, росгвардейцем ("опричником"), а он оказался злодеем. Изнасиловал её так, что она потеряла сознание. Он, как выходит, с перепугу отвёз её в лес и выбросил. А подобрал её и доставил в больницу благородный сторонник оппозиции власти, ни за что арестовывавшийся по "болотному делу". А героиня ещё в бреду, полупризрачная, заскочила в машину насильника, когда он, пьяный, ехал на мальчика (который тоже, может, станет опричником) и врезала своего обидчика в столб, да так, что случился перелом позвоночника и вечная импотенция с потерей жены и всего на свете.
  Психологическая мотивация не понравилась: я ласково изнасилую (искалечу), в бессознательном состоянии, чтобы не нести ответственность за сделанное. Это призрак Ариадны за меня гадости делает и рассказ об этом пишет, я тут совершенно ни при чём.
  Не кормишь росгвардию - кормишь ИГИЛ, ЦРУ и "Правый сектор", как говорится. Известная истина. Каждому по труду его.
  Будет видно, кто автор и почему это написано. Мотивация, конечно, значительно сложнее и запутаннее схемы, приведённой сейчас, но в процессе чтения раздражало.
  Рассказ ниже среднего по баллу. Звезда - Навальный? Русская тема - современная политика в стране. Фантастика, новелла - условно. По написанию на пару ступеней выше, чем "Суп с котом". Но фантазия скудная.
  
  
  
  
  9. Kopa. Потом суп с котом. 17кб
  Пласмаска. Пластмасска, скорее всего. "А послезавтра явиться как миленькая" - явится; и, вероятно, запятая перед "как".
  Рассказ слабый. Концовка не неожиданная. Язык вялый. Отдельные удачные, немного остроумные моменты. Сам рассказ всё-таки, может быть, благодаря продолжительности, оказался не настолько скучен, как ожидалось поначалу. Но автор явно начинающий.
  Молодой человек получил на сдачу в магазине авторучку. Этой ручкой неожиданно бегло написал шедевр. Его опубликовали, экранизировали. Другими ручками не получилось подобного, а остатка пасты в этой хватило на полрассказа. Были определённые перипетии с авторским правом и гонорарами, с поиском способа восстановить ручку. В общем, остался он автором одного шедевра. А в конце уже редактор (как кажется) получил на сдачу ручку.
  Такой вот нехитрый сюжет. В деталях, как я уже написал, есть чуть более живые места.
  Халявой и ссылкой на классиков русской литературы из школьной программы русскую тему вряд ли можно было раскрыть. Сверхновой звездой является, видимо, сам герой: вспыхнул - погас. Это правилами не запрещается, но примитивно. Фантастика простейшая. Новелла - так себе.
  Балл невысокий.
  
  
  
  
  10. Иванова Т.В. Незнакомец
  Один рассказ прочитал. Неплохо. Заслуживает хорошего балла.
  Учёная анонимно приехала в азиатский город с небоскрёбами. Работать над проблемой перемещения живых существ в пространстве.
  Толчок ей дало выступление некоего Сергея 8 лет назад. У последнего лабораторный "крыс" сожрал массу разных веществ и получил умение перемещаться. Его сажали в клетку, в соседнюю клали колбасу, так стимулировали.
  Сергей поцеловал героиню, а потом не позвонил.
  И вот здесь, в Азии, она его встретила, вначале он делал вид, что не знаком с героиней, потом признался. Только что освободился из тюрьмы(погибли люди из-за недоработанности придуманного им аппарата для бесконтактных операций на сердце), из тюрьмы с довольно жестокими порядками. Героиня его подкормила, достала благотворительной одежды из церкви. Он ей дал формулы всех веществ, имевшихся тогда в лаборатории, и нацелил на анализ плазмы и лимфы.
  Потом местный оперативник заявил ей, что Сергей преступник, охранник тюрьмы, присвоивший открытие другого учёного.
  Сергей тоже признался, что убил в тюрьме человека, но нечаянно. Героиня же интуитивно чувствовала, что Сергей не охранник и не преступник.
  Так и оказалось. Она выявила искомое вещество, Сергея тем временем, похоже, арестовали. Она вернулась в Россию. И тут из подвала храма вышел Сергей, который оказался тем самым учёным. В тюрьме он убил охранника, присвоил по счастливому стечению обстоятельств его личность и документы на освобождение и выбрался. Труп охранника съел обжористый крыс-уникум и сдох от переедания. А учёный с помощью найденного вещества переместился туда, куда должна была приехать героиня, Аня, и не ошибся. Хеппи энд, с издержками в виде трупа и трупика.
  Рассказ по дате написан в декабре, как бы на конкурс. В интернете более ранних версий его я пока не искал, посчитаем рассказ свежим.
  При этом тема пришита: Сергей с его открытием - как вспышка сверхновой с ещё парой неумелых, неудачных параллелей. Русская тема - душа тоже условно: она любит зэка, подкармливает его, как бы из русской "достоевской" души?
  Есть неловкости в тексте, точнее, маркеры неумелости, в основном в начале рассказа, в виде повторяющихся деепричастий, упрощённых переходов. В одном месте сомнительное "нн" в отглагольном прилагательном. С грамотностью очень чисто, без ошибок.
  Пока столько. Рассказ есть. Интрига есть. Новелла, наверное, есть. Сюжетный поворот есть. Вполне средний фантастический рассказ. Без конкурса я бы его не читал, но в конкурсе вполне нормально почиталось, за исключением начала, где приходилось пробираться сквозь тяжеловесные фразы.
  Об авторе. Скорее всего, к биохимии-медицине имеет отношение, потому что эти моменты в рассказе выглядят более профессиональными.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"