Бабка-Угадка : другие произведения.

С почти критическо-аналитическим прищуром

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Просмотрев работы, безоговорочно вышедшие в финал СТ-2011


С почти аналитическим прищуром

   Рассматривая итоги финала, которые уже выложены (в первом приближении), вредная старушенция не станет сомневаться в умственной полноценности своей. Она как раз эти бы работы и отметила, как достойные, причём семь - лично признала достойными, о чем и гавкнула раньше: Это Яценко, Шауров, Ветнемилк, Чваков, Виноградов, Полонская и Буденкова.
  
   Я тут посмела рассортировать рассказы по направленности - фантастика или нечто, на нее не похожее. Получилось две неравных кучки:
  
   8.13*15: Яценко В. Оплата за проезд   Фантастика
   8.12*16: Шауров Э.В. Самая веселая гайка   Фантастика
   7.87*15: Ветнемилк К.Е. По следу упыря   Фантастика
   7.69*16: Шлифовальщик Кинокоррекция   Фантастика, Юмор
   7.50*16: Чваков Д. Узник Пазевалька   Фантастика
   7.60*15: Кривошеина Е. Переступая границы   Фантастика
   7.19*16: Ермакова М.А. Встреча   Фэнтези, Постмодернизм
   6.75*16: Чувакин О.А. В начале было слово   Проза
  
   Чувакину - первое предупреждение. Нехорошо это, обманывать читателя. Тут проза, разве что с реверансом Мольеру, кажись, где герой не стихами всю жизнь выражается - в таком аспекте, да? На самом деле автор замаскировал неполную постапокалиптику в тексте рассказа, довольно изящно уйдя от расписывания свойственных подобной теме ужасов, типа размозжённых трупов и иже с ними. Печатное слово сделать эквивалентом (в товарно-таки-денежных отношениях!) , а не презренный металл - новое слово в монетаристике. Неплохая идея. За это - прощу автора, сниму предупреждение.
  
   Шлифовальщик - позабавил и предостерёг, спасибо. Несмотря на некоторую гротескность - такая смесь ностальгии с политической сатирой, пронизанная настоящей болью и обидой за наше общее, очень качественное местами, советское кино - впечатлила. Неплохо, спасибо.
  
  Кривошеина сделала объектом своего рассказа автора, которому досталась искра божия в виде громадного запасника идей, откуда тот тягал их, да тягал, пока не истаскался. Снадобья врачебные, очень похожие на наркоту (за предостережение "бойтесь химиостимуляторов творчества" - отдельное спасибо) подстёгивали гения, пока не исчерпался тот весь. И тут - хлобысь! - явилась к нему невинная дева, фанатка, почитательница - и чудо совершилось! С одной стороны -скончался автор, создав сотый шедевр, шедеврюжнее которого ничто быть не может. С другой стороны - как бы и жив он, даже счастлив с почитательницей. О, как бывает! Пользуясь расплывчатой терминологией С. Карлика - типичнейший образчик "женской прозы". Я должна бы растечься от такого рассказа (мороженым на жаре или пластиковым стаканом в костре), слезами облиться, а вот не получилось. Чего-то мне в нём не хватило. Может, общественного звучания? Да, наверное . Слишком личным рассказ оказался для меня. Но все равно - славно.
  
  Ермакова, спрашиваете? Да тут больше мистики, чем фантастики. Рассказ мне очень понравился, не скрою, но лишь настроем. Очень женский, чувственный. Слог образный, впечатлил. Но идея и сюжет - как пришли, так и ушли. Такой рассказ надо читать во время осеннего дождя, когда щемит душу и жужжание умирающей осенней мухи вливает в тебя дополнительное ощущение временности твой неповторимой жизни... Помните, Алла Йоффе и Стахан Рахимов пели: - И часто плачешь ты невольно, когда дожди стучат в окно. Не потому, что сердцу больно, а потому, что есть оно..." Спасибо за настроение, Мария.
  
   8.80*15: Лановенко В. Соучастник    Проза
   8.27*15: Виноградов П. Родное сердце   Проза
   8.00*17: Полонская Е. Оранжевая сумка   Проза
   7.82*17: Буденкова Т.П. Ложка   Проза
   7.20*15: Злобин В. Бабкины семечки   Проза
   7.00*16: Васильева Т.Н. Девочка моя     Проза
  
  Что касается чистой прозы, которую я по привычке обзываю реалистической, то она в меньшинстве. Скажем, Лановенко замаскировал свой рассказ обрывками прошлого, словно воспоминаниями, чтобы в финале как выпрыгнуть, да выскочить - вот и пошли от нервов и ожиданий читателя клочки по закоулочкам. И надежду дать - не всё, мол, потеряно, старики и старушки, если можем признаться в некогда допущенной подлости. Тут и нежданно обретенный единокровный брат в награду достанется. Неплохо.
  
   Виноградова я подробно отлаяла в предыдущих своих выступлениях, так что повторяться не стану. Как и относительно Полонской, Буденковой.
  
  Что касается Злобина, тут мне примстился несколько ироничный, почти памфлетный проскок по реалиям нашей жизни. Затаённый в финале рассказы обух в виде урины, которой бабулька сдабривает семечки - он переводит текст в разряд фантастики тоже, так что я его особо серьёзно не приняла. Шутка, она и есть шутка, даже когда талантливо написана.
  
  Васильева жесточе поступила. Никакого предостережения - о чём вы? - просто кусок человечьей жизни вырезала и показала. Больно показала. Нормальная девчонка стала матерью, да вот пока занималась собой и пыталась строить личную жизнь, упустила дочку. И потеряла совсем, поскольку не заложила в нее прочности и примера личного не подала вовремя... Вот такие дела. Это похлеще сказки о том, что мы в ответе за тех, кого приручили. При всем при том, что неомальтузианские интонации порой проскальзывают в некоторых фантпроизведениях, где авторы трактуют пристрастие к наркотикам, всякие болезни, навроде СПИДа - в плане панацеи от перенаселения Земли - мне лично по нраву такие рассказы таких авторов, как Васильева. Душу нашу периодически встряхивать надо, чтобы не застаивалась, чтобы совесть не залегала на дне, как ил, не слеживалась.
  
   (Это рассказ тоже прошел в финал, что стало мне известно чуть позже)
   Антонов В.А. Кошмарихинский кошмар   История
  
   Тут не столько рассказ, как попытка художественно осмыслить наше прошлое, что еще не стало окончательно прошлым, пока жива память о погибших. И мне есть, кого поминать в молитвах, кроме родителей. Где твоя могила, дядя мой, Иосиф Григорьевич, пропавший без вести? Разорвало тебя прямым попаданием снаряда, раздавило гусеницами нашего же танка, или ты попал в плен и сгинул в печах крематория?
   Тема рассказа могла оставить равнодушным только Ивана, родства не помнящего. Согласна, однако - здесь конкурс литературных произведений, а с этой точки зрения текст очень слаб. Пусть автор обижается на меня, но кто-то же должен сказать ему горькую правду?
   На такие темы надо писать очень качественные рассказы, или называть тексты иначе - эссэ, литературная композиция, как-нибудь иначе...
   Что светит тексту? Низ таблицы, ну - середина, от силы.
  В финале есть произведения, которые отличаются особо острой и прочной гражданской позицией. Я про них частично сказала. Надеюсь, один из таких и победит. Но все авторы, которые прошли в финал - уже победили. Их стоило прочесть, за что низко кланяюсь всем.
   Спасибо!
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"