Бачерикова Вера Васильевна : другие произведения.

Отпуск в Сардинии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   ОТПУСК В САРДИНИИ
  
  Сардиния на карте.  [Бачерикова В.В.]
  
   Август 2015 года.
   Ещё зимой мы с мужем Бьяджо получили приглашение от моей подруги Надежды приехать к ним на Сардинию погостить. Муж Надежды - Джулио на острове владеет дачей, супруги приезжают туда летом на три-четыре недели, бывает вырываются и зимой в Рождественский отпуск. Остальные тёплые месяцы года делят меж собой, с согласия хозяина, его близкие родственники и пара друзей, устанавливая меж собой график заездов.
   Мы решили воспользоваться приглашением и посетить остров. Каков он? Площадь 24 тыс. км2, сопоставимо с площадью Крыма - 26 тыс. км2. Западный берег низменный, восточный и юго-восточный - гористый; климат субтропический, сухой. Примерно, как в Крыму. По плану поездки мы увидим западный берег. До богатых отелей скалистого севера - Косты Смеральды (Изумрудный Берег) не доберёмся. Чтобы осмотреть весь остров нужно ехать в путешествие на пару недель с остановкой в крупных городах.
   Подошли августовские отпуска, когда почти вся Италия трогается в дорогу за новыми впечатлениями, о которых потом будет рассказывать целый год вплоть до нового отпуска.
   В путешествие мы отправились на неделю, решив за семь дней посетить не только друзей, но и столицу Италии Рим. Ехать, так ехать!
   С северных окраин Апеннинского полуострова на жаркий юг Сардинии вылетели из Бергамо. В самолёте места попались над крылом. Я весь час пути, вывернув шею, смотрела на проплывающие внизу горы, города, побережья, голубую рябь моря. Вскоре появился остров, раскинувшийся под яркими лучами солнца. Недолго тянулся перелёт и самолет, сделав круг над водой и столицей Сардинии - Кальяри, пошёл на снижение. Внизу штормило, казалось, что нас посадят прямо на гребни волн. Но нет, скоро замелькали опознавательные знаки посадочной полосы, алюминиевая птица коснулась бетонной поверхности, мы затряслись на стыках бетонных блоков, пассажиры захлопали: "Живы! Дай Бог не в последний раз!"
   Вышли из салона на трап и как будто шагнули из прохладного рая в пышущий жаром ад. Мы в Сардинии, а это почти Африка.
  - Нам в гостиницу нужно прибыть к двум часам, - убежденно сказала я, думая, что смогла определиться в переписке заказа войти в номер пораньше. Условия гостиницы предписывали появиться там на регистрацию с половины пятого до восьми вечера.
   Из аэропорта прохладным поездом добираемся до центра города, городским комфортным автобусом на нужную нам улицу, от остановки на своих двоих по жуткой жаре доставляем наши страдающие под солнцем тела до нужного номера дома и не видим гостиницы, обозначенной в договоре. А у нас уже сняли деньги за неё! Мысль, что нас накололи, тревожит. По указанному адресу мигает зелеными контурами медицинский крест аптеки, а её соседи - бар и туристическое агентство не приглашают к отдыху. Гостиницы, с трудновыговариваемым англо-сардинским названием, не видно даже через дорогу.
  - Наверное мы улицей ошиблись, - предполагает муж и мы, под палящим солнцем, бредём обратно в поиске названия улицы. Прохожих на узком тротуаре нет, спросить не у кого, а включить навигатор на мобильнике в расплавленные мозги идея не приходит. Доходим до площади, откуда берёт своё начало улица, убеждаемся, что автобус нас довёз правильно, но тогда, где гостиница? Звоним по указанному в распечатке телефону. Центральный пост островных гостиниц выясняет номер нашего заказа и, позабавив нас немного музычкой, успокаивает:
  - Сейчас вас найдут.
  Смотрим вглубь улицы, из двери турагентства выглядывает молодой человек, машет нам рукой и спешно возвращается в прохладное логово.
  Под жарким солнцем Сардинии, мечтая о тучке на небе или каком-нибудь тенистом дереве, возвращаемся к агентству.
  - Если вы хотите войти сейчас, то должны будете заплатить 15 евро, - идут навстречу уставшим путникам работники турагентства.
   15 евро отдать жаба задавила. Мы-то хотели оставить рюкзаки и опять вернуться в город, ведь на часах полдень. Уходим с рюкзаками. Мысль потерять деньги за зря взбодрила, даже солнце на улице не казалось таким жгучим, как пять минут назад. На остановке автобуса решаем: едем на набережную и там поищем экскурсию. Смело садимся в городской автобус - у нас на руках билеты действительные до 24 часов ночи. Можем ездить остаток дня туда-сюда сколько захотим.
  
   ЭКСКУРСИЯ ПО КАЛЬЯРИ
   Набережная моря - центр города, рядом железнодорожный вокзал, сюда мы приехали поездом из аэропорта. От вокзала в город отправляются все городские маршруты. В гавани у причала пришвартованы катера большие, похожие на теплоходы, и обычные частные. Здесь же качаются парусные лодки с высокими мачтами.
   В центре находим место отправки экскурсионных открытых двухэтажных автобусов и вливаемся в ряды желающих посмотреть местные достопримечательности.
   Город Кальяри (значение названия города - скалистое место) расположился у залива Кальяри. Залив, в отличие от города, имеет два названия: официальное, которое указывают на картах и ещё одно, местное, более романтическое - залив Ангелов. По легенде Бог после долгих поисков присмотрел для своих трудолюбивых ангелов обещанную им землю. (Сколько их, Обетованных Земель, существует в мире?) Голубой залив оказался очень подходящим местом, и Бог поселил своих ангелов на теплом берегу, защищённом от северных ветров зелёными горами. Но дьявол Люцифер позавидовал божьему выбору чёрной завистью и случилась меж ними битва. В ходе битвы Люцифер был выбит из седла, а само седло упало на мыс и окаменело. Так мыс, выступающий в залив, получил название Седло Дьявола, залив же, принявший ангелов, стал зваться Заливом Ангелов. Всё как в жизни - добро со злом существует рядом.
   Крутым серпантином по горным улицам нас вывезли наверх и предложили выйти на смотровой площадке. Оттуда открывается вид на город у берега моря, на горные хребты и заливы.
   Отдельно рассказали о природном заповеднике - морском озере Молентарджус (молентарджус - так называли погонщиков ослов, вывозящих соль). На озере и сейчас под жаркими лучами солнца выпаривают соль, только вывозят её наверняка грузовиками. Природный заповедник Молентарджус облюбовали для проживания розовые фламинго. Питаются длинноногие птицы красными рачками, которые прекрасно чувствуют себя в сильносолёной воде. Белок рачков придаёт сальной железе птицы (расположена на хвосте) красный цвет. Фламинго своим клювом покрывают красным жиром собственные перья и приобретают экзотическую бело-розовую окраску. Солёную воду птицы не пьют, они находят пресную воду у впадения в залив малых речек и ручьёв. Так и живёт огромная колония: поели рачков у морской дамбы там, где вода вливается в залив (перепад уровней моря и озера более метра), вспорхнули, перелетели попить воды и помыть ноги от соли и собственных фекалий к пресным берегам водоёма.
   Экскурсия продлилась час, но у организаторов этого познавательного турне не хватило исторического материала, чтобы заполнить рассказом все время поездки: скудная информация о городе, записанная на диске, перемежалась с длинными паузами молчания.
   На обратной дороге увидели бесконечно длинный городской пляж Поэтто, по слухам до восьми километров, значит и нам хватит места. Запомнили номера маршрутов, идущих к морю.
  -Завтра с утра едем купаться? - намечаю приятное развлечение.
  -Видно будет, - буркнул муж, - сначала нужно поселиться в гостиницу, умыться и отдохнуть.
  
   ГОСТИНИЦА
   Пришли в оговоренное время. Нас оформили, проводили в гостиницу. Она расположилась на другой стороне улицы, в одной из квартир первого этажа жилого дома. Показали номер. Четырёхкомнатную квартиру владелец переоборудовал под три маленьких гостиничных номера. Бывший зал стал общей гостиной и кухней. Газовая печь (естественно без газа) осталась с прежних времён; автомат по продаже напитков и бутербродов (естественно без продуктов) - требование гостиничных норм, не мешал никому; в ящике кухонного стола ложки, вилки и ножи присутствовали. На обеденном столике расстелена красивая скатерть - для гостей не жалко. На отдельном столике включённый WI-FI с паролем на стене. Плавай! Сеть есть, но только около модема. Нам показали всё, чем мы могли воспользоваться дали ключи и попрощались. Наконец-то мы остались одни.
   Первым делом в номере включили кондиционер, потом в душ и в прохладу постели, растянуться, закрыть глаза.
   - А неплохо получилось с экскурсией? - порадовалась я. - Если бы не это ограничение с въездом, то вряд ли мы поехали. Так бы и провалялись в номере до вечера.
   - Да, неплохо, - отозвался, засыпая муж. - Деньги потратили с большей пользой.
   К ужину выбрались в город. Походили по ночным освещённым улицам и присмотрели небольшую пиццерию с местной кухней.
  
   В ГОСТЯХ
   Утром, толкаясь в тесном номере, умылись, оделись. Сложили рюкзаки. Зашли в бар рядом с гостиницей, позавтракали и поехали на вокзал.
   Переполненный поезд вёз нас по Сардинии. Открывающиеся картины порой не впечатляли: высокий камыш, невысокие деревья, выгоревшая трава. Всё это я видела в степном Крыму. Но вот что поразило меня, так это заборы из кактусов. Они росли на границах земельных участков по всему пути нашего следования. Усыпанные плодами и колючками, широкие, прилепленные в высоту друг к другу толстые лепёхи теплолюбивого растения, надёжно перекрывали вход любителям поживиться за чужой счет.
  - С плодами кактусов будь осторожна, - предупредил меня муж - урождённый южанин. - Их можно есть, но чистить надо в перчатках, потому что они покрыты мелкими иголками. Во время созревания при малейшем ветерке они лопаются, разбрасывая семена и иголки. Близко к ним лучше не подходить.
  - Понятно! - выслушала я предупреждение мужа и по-другому глянула на опасные блинчатые создания.
   В городке Ористано вышли из поезда, в зале ожидания нас встретил Джулио. Поплутав по городу, (почти везде дороги с односторонним движением) водитель наконец-то вышел на нужную трассу.
   Приехали в посёлок с узкими дорогами и маленькими тротуарами. Высадились около дачи. Джулио поздоровался с соседкой, которая во дворе своего дома что-то делала.
   Дом Джулио одноэтажный приземистый, входная дверь и два окна спален выходят на улицу, всё остальное - ещё две комнаты и большая столовая пристроились хозяином на площади внутреннего двора.
   С жаркой улицы вошли в прохладу чистого домика с белыми мраморными полами. Надежда хлопотала на кухне. Обед - спагетти под томатным соусом и отбивная, съели в момент.
   За обедом зашёл спор о политике, кризисе и коммунизме, при котором, как считал Джулио, мы жили. Почему-то мужу Надежды нравилось спорить со мной на политические темы, а мне всегда было за державу обидно, и я не уступала.
  - Мы не жили при коммунизме, - в который раз в Италии мне приходилось объясняться на эту тему. - Мы жили при социализме. У этих двух систем разные принципы. Социализм провозглашает: от каждого по способностям, каждому по труду. У коммунизма, по-моему, принцип утопический: от каждого по способностям, каждому по потребностям.
  - Но у вас же были коммунисты? - выставлял главный аргумент хозяин дома.
  - Были. И сейчас есть. У нас действует коммунистическая партия. И коммунизм это их конечная цель.
  - Поэтому вы живёте плохо потому, что у вас у власти стоят коммунисты! - бросил хозяин несокрушимый, по его мнению, аргумент.
  - А вы после войны тоже жили не богато, но смогли разбогатеть только при помощи американского плана Маршалла.
  - Какого плана? - не понял Джулиано.
  - План экономической помощи с конкретными условиями, среди которых было и такое: поставить вне закона ваших коммунистов. Вот такая свобода мысли!
   Мы бы ещё долго словесно сражались, но тут с улицы прибежал миротворец - Бьяджо, и прервал наш яростный спор:
  - На улице торжественная процессия! Пошлите, посмотрим!
   Разгоряченные, мы глянули на него и не сразу поняли о чём речь. Но посланник мира был настойчив:
  - Пойдёмте посмотрим, там так интересно!
   Мы замолкли. Вышли из дома, и я вдруг замерла в недоумении: на дороге напротив дома Джулио вытянутым овалом лежали цветы - белые, розовые, синие в изящном обрамлении зелёных веточек. Процессия, ведомая священником, удалялась. Над толпой возвышалась статуя Мадонны на изящных носилках - в августе празднуется день вознесения матери Иисуса на небеса. Местные празднования на севере Италии мне приходилось видеть, но цветы на дороге не видела ни разу.
   Моим недоумённым вопросам не было конца. Как они смогли уложить цветы так ровно и красиво проходя с процессией по улице? С каким интервалом они раскладывают цветы по пути движения? Я растерянно смотрела то на удаляющуюся процессию, то на цветы и не находила ответа.
   На противоположной стороне узкой улицы стояла та соседка, которую мы видели с утра.
  - Как они смогли это сделать? - с удивлением спросила у неё. - И почему именно около дома Джулиано?
  - Это выложила я, - объяснила она. - Выложила напротив моего дома, с утра, в тени.
  - Правда? - я вспомнила её действия. Да, тогда в её руках были несколько белых цветков. Значит, она обрезала цветущий куст у себя во дворе именно для выкладывания этого религиозного символа. Непонятная картина стала понятной и объяснимой. Соседка задумала праздничное украшение перед своим домом, а получилось и перед домом соседа с его гостями.
   Что-то подобное мне вспомнилось из детства, когда моя бабушка на Троицу украшала комнаты цветами, ветками деревьев, а пол дома устилала свежескошенной травой с чабрецом. Именно с запахом чабреца у меня ассоциируется праздник Троицы.
  
   КАРНАВАЛ САРТИЛЬЯ
   После обеда и отдыха направились в соседний город Ористано, где на набережной организовывался карнавал Сартилья.
   В город приехали заранее. Прошлись по улицам, посмотрели. Подошли к лавке, торгующей сувенирами. Я купила себе декоративную тарелку с достопримечательностями Сардинии. У меня в Крыму собирается приличная коллекция настенных тарелок из городов Италии, посещённых мною.
   Среди сувениров заметила любопытный флажок: на белом фоне, разделённом красным крестом, нарисованы четыре кучерявые головы с завязанными глазами. Спросила у продавца о флажке, он ответил, что это государственный флаг Сардинии. На последовавший вопрос о значении голов и креста он ничего не знал.
   Продавец не знает, а Гугл знает всё. Время у нас было, мы сели на лавочку, я включила поиск и попыталась синтезировать знания Википедии. Сведения о флаге с крестом святого Георгия уходили своими корнями в далёкий 1281 год, когда впервые такой флаг был изображён на материале. Википедия же предупреждала, что события, отражённые на полотне, произошли ещё раньше и рассказывают о временах Реконкисты - кровопролитных религиозных войнах между христианами и мусульманами, крестоносцами и сарацинами на территории современной Испании. Четыре головы символизировали четыре важные победы Испании, в чьё влияние входила Сардиния. На знамени изображены отрубленные в боях головы мавров, повёрнутые лицами в сторону мира иного (на знамени в противоположную от древка). Причём в разные времена мавры изображались по-разному: с повязкой на голове, а не на глазах; коронованными (победителю приятнее побеждать королей или принцев). В 1950 году для Автономной области Сардиния утверждается флаг с изображением отрубленных голов мавров с завязанными глазами. После 1999 года меняют изображение: на отрубленных головах передвигают повязку на лоб, а головы мертвых обращают в противоположную первому флагу строну. Таков символ Сардинии на сегодня. Впрочем, продавцы многочисленным туристам продают и ту, и другую версию флагов.
   Но мы приехали посмотреть карнавал Сартилья. В названии карнавала есть латинская основа sors, fortuna - удача. Сартилья - это конное соревнование воинов, которые на всём скаку должны попасть копьём в отверстие на звезде. Металлическая звезда подвешивается на зелёной ленте на трассе соревнований. Сартилью так же можно назвать рыцарской каруселью на подобие тех, что происходили в Европе и России.
   Начинается карнавал Сартилья под звуки труб и барабанов с процессии участников спектакля по улицам города. Затем на сцене перед зрителями продолжается торжественная церемония одевания главного кавалериста скачек - Компонидори. Одевание сопровождается иной мелодией барабана и трубы. Девочки лет десяти в национальных одеждах, участвуют в передаче элементов одежды из рук в руки главной одевальщице героя. Компонидори - он главный кавалерист, священник, полубог, Господин праздника. На Компонидори одевают традиционные одежды скачек и маску. Маска не несёт на себе никаких признаков пола, она изображает не мужчину и не женщину. Под нею может быть и тот, и другая.
   О начале соревнований извещает труба, играя первые шесть нот гимна Италии. Барабан напряжённой дробью предупреждает: "Будьте осторожны! Освободите дорогу наездникам!"
   В соревнованиях участвуют подростки обеих полов, из трёх, сохранивших из прошлого свои традиции, групп: земледельцы, столяры и каменщики (принципы каменщиков у нас в России дали начало тайному обществу масонов). Каждая группа имеет свою мелодию выезда на поле соревнований. Для того, чтобы зрители могли отличать группы, сбруя коней наездников украшается разными цветами. Земледельцы закрепляют на узде бело-розовые цветы, столяры - бело-синие, каменщики - желто-зелёные. Каждый забег претендента за удачей сопровождается бурными аплодисментами зрителей. Смог он подцепить звезду или не смог, не важно. Претендент уже молодец оттого, что участвует в спектакле, поддерживая традицию предков.
   Как только закончились соревнования кавалеристов за нашей спиной раздались гудки. Все сидевшие на трибунах повернулись в сторону моря, откуда доносились призывные звуки. Это требовали себе внимание мореходы - все, кто решил участвовать в парусной регате вдогонку к прошедшему празднику Вознесения святой Марии на небеса. Они прошли на своих плавсредствах вдоль всей набережной города Ористано. Возвращаясь обратно на стоянку, все моряки опять сигналили зрителям, радуясь аплодисментам и дружеским взмахам рук.
  
   ЦЕРКОВЬ
   Немногочисленные дни нашего гостевания проходили в купаниях на море и походах по окрестностям.
   Как-то, гуляя по улочкам городка Ористано набрели мы на памятник королеве Элеоноре. Я спросила у Джулио о коронованной особе и о том, чем она заслужила благодарную память потомков. Джулио не знал и досадливо отреагировал на мой вопрос. Я села за мобильник, набрав в поисковике имя царицы, узнала всё, что мне было интересно. Королева Элеонора, урождённая испанка, родилась на стыке 14 и 15 веков. Выдана замуж за знатного генуэзца. Её заслуга в том, что она оформила свод законов, которым пользовался весь остров в течение пяти веков. Умерла от чумы. Эта болезнь выкосила добрую часть населения Европы. Чумой я уже интересовалась, читая книгу Боккаччо "Декамерон". Писатель жил в те годы и описывал жуткие сцены болезни и смерти от инфекции, которую, приносили в Европу караваны и корабли Великого Шелкового пути из пустынь Китая.
   На обратной дороге нам попалась местная церковь, куда Джулио настоятельно предложил войти:
   -Там есть на что посмотреть!
   Мне не очень нравятся такие экскурсии. В Италии все церкви красивы, по-разному богаты. Заходить и восхищаться их убранством мне не хотелось, но я зашла вслед за всеми, рассчитывая глянуть и быстренько выйти. У входа на лавочке сидел и задумчиво смотрел на высокие узкие окна-щели церкви мужчина в спортивных трико и в темной рубашке в тонкую белую полоску. В таких, обычно, ходят итальянские священники. Если бы его рубашка была застёгнута и впереди под воротником виднелась бы белая полоска, то сомнения не было бы, что это священник.
   Надежда спросила разрешение посмотреть церковь, сидящий встрепенулся и с готовностью поднялся навстречу нам. Поинтересовался кто мы и принялся рассказывать. Он действительно был священником этого храма и много знал о нем.
   Церковь построили в 11 веке. Для строительства использовались материалы и готовые детали старого храма соседнего города, затопленного морем. Священник обратил наше внимание на разные по стилю капители, стволы и базы колонн. Я увидела эту разницу. Подумала, если бы он об этом не рассказал, я бы, как вошла, так и ушла бы из церкви, ничего не узнав о её истории и не обратив внимания на эти особенности.
  - Если случалось, что в шторм к берегу острова прибивало корабль, идущий в Рим, тогда всё добро доставалось островитянам. Порой, корабли везли в Рим строительные материалы и готовые элементы для церквей. Так, рядом с полированной мраморной колонной одного стиля в храме устанавливали опору совсем на неё не похожую.
   "Знаем! У нас тоже существовал такой метод развития населённого пункта: что с воза упало, то пропало", - согласилась я мысленно со священником.
   В церкви есть комната святого Антонио Падуанского и его небольшая статуя. Антонио - покровитель Лиссабона и Падуи, испанец по происхождению он проповедовал в городах Италии остаток лет своей жизни. Годы жизни учёного, богослова, пламенного оратора и проповедника христианства пришлись на начало 13 века.
   Настоятель церкви рассказал о методе покрытия одежды статуи сусальным золотом и, вспомнив, что у него уже были посетители из России, повторил их слова о том, что и у нас иконы покрывают сусальным золотом. Но смысл этих слов до меня дошёл на следующий день, а тогда я ответила, что не сильна в этом аргументе и постаралась закрыть тему разговора.
   Из церкви я вышла довольная экскурсией, которую провёл энтузиаст-священник неравнодушный к своему приходу. Мне подумалось, что если бы я жила там и была бы религиозной, то исповедоваться приходила бы к нему в соседний город, а не по месту жительства.
  
   ПУЛЕМЁТНЫЕ ГНЁЗДА
   Пляж и купание в море городка Ористано меня не особо восхитили. С открытого морского пространства постоянно дул ветер: с утра с востока, после обеда с запада. Купаться конечно можно было, но в заливе Ангелов водные процедуры теперь оценивались приятнее.
   На пляже Ористано меня больше поразили монолитные бетонные немецкие пулемётные гнёзда. Пошло почти восемь десятков лет, а бетон военных сооружений не разрушился под влиянием ветра, солнца и дождя. Хороший состав бетона подобрали военные немецкие инженеры.
  
   ОТЪЕЗД
   Дни гостевания подошли к концу, мы собрали рюкзаки и Джулио отвёз нас на вокзал к поезду, поезд примчал в аэропорт, самолёт переместил в Рим. Но это уже другая история.
  
  Март 2021 года.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"