Бачерикова Вера : другие произведения.

Христо и Жанна-Клод

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Летом 2016 года в Италии на живописном озере Изео, человек искусства, американец болгарского происхождения Христо Владимиров Явашев открыл для посетителей свой грандиозный авангардный проект "Плавающие Пирсы".

  Христо Явашев Владимиров (1935-2020) - американский скульптор и художник болгарского происхождения, прославившийся вместе со своей женой Жанной-Клод де Гийебон, работами по "упаковке" объектов в бумагу, плёнку, ткань. Поначалу Христо, придавая фантастические и артистические формы, "упаковывал" маленькие предметы: бутылки, пишущая машинка, бочки. Потом преобразил внешний вид автомобиля, "упаковав" его в бумагу. Обретя энергичную поддержку со стороны Жанны-Клод, они вдвоём перешли к более масштабным проектам: здание Рейхстага в Берлине, мост в Париже, берега островов на Майями. Последняя работа Христо в 2016 году, "упаковывание" плавающих пирсов с островами в Италии, осуществилась при поддержке друзей.
  Христо Явашев родился 13 июня 1935 года в городе Габрово. В минуты рождения он ещё не мог знать и осознавать, что в Касабланке в тот же день появилась на свет его будущая жена Жанна-Клод.
  В 1952-1956 годах учился в Софийской Академии художеств.
  В 1956 году бежал из Болгарии. Он нелегально пересек австрийскую границу и остановился в Париже.
  В 1958 году Христо получает заказ на написание портрета Пресильды де Гийебон. Такого рода заработком молодой художник-авангардист тяготился и называл его проституцией. В отличие от Пресильды, проявлявший благосклонность к Христо, на дочь Пресильды - Жанну-Клод, он поначалу не произвёл особого впечатления. Однако вслед за портретом Пресильды ему поручились и другие заказы. Молодые люди стали часто видеться. Христо начал обучать Жанну истории искусств, а она - совершенствовать его плохой французский язык. В это время молодой художник уже занимался своим искусством "укутывания" объектов.
  В 1959 году Христо всё более и более занимается своей техникой "укутывания", однако постоянно меняет этот стиль, он оставляет в работе только ткани, отказавшись от использования глины и песка. В 1960 году Христо также отказывается от любых видов раскрашивания своих работ. В то время, как большинство его современников художников старались отобразить в своих произведениях идею бессмертия, Христо - им в противоположность - указывал на смертность всего сущего своими "исчезающими" под покрывалами объектами. Работы его начинают вызывать всё больший интерес,
  Отношения между Христо и Жанной-Клод оставались тайными вплоть до рождения 11 мая 1960 года их сына Кирилла. Когда её родители узнали об этой любовной связи, то они очень разозлились, особенно их покоробило "низкое" происхождение болгарского художника. Они отказали дочери в финансовой поддержке. Молодая семья жила в нужде, впрочем, для Христо это было обычным явлением.
  В 1962 году Христо и Жанна-Клод выполняют первый монументальный проект. В Париже, на одной из боковых, выходящих к Сене, улочек они возводят стену из старых ёмкостей для нефтепродуктов и укутывают её, показывая таким художественным образом возведение Берлинской стены. Собранная "Стена", мешающая движению, вызвала возмущение местных жителей и водителей транспорта. В результате Жанна-Клод вынуждена была сдерживать натиск полицейских, уговаривая их дать постоять их произведению хотя бы пару часов.
  28 ноября 1962 Христо и Жанна-Клод поженились. Они оставались по-прежнему очень бедны, однако откладывали все деньги на поездку в Нью-Йорк, который считали столицей современного искусства.
  В 1964 году семья переехала в Нью-Йорк.
  В конце 1969 года Жанна-Клод и Христо, при помощи 130 помощников, затративших на работу 17.000 часов, "упаковали" часть побережья Австралии. На это у них ушло 93.000 м² полотна и 56 км канатов. В целом реакция общественности и властей Австралии на этот проект была положительной. Христо и Жанна-Клод представляли великолепный творческий тандем, взаимно дополняя друг друга, он - своим художественным видением, она - организаторскими способностями.
  В конце 1970г Христо и Жанна-Клод начинают свой новый проект, "Valley Curtain" "Долина Занавеса". Это должен быть гигантский занавес, укутывавший долину в Скалистых горах, в Колорадо. Нейлоновая "простыня" оранжевого цвета, площадью в 13.000 м² и высотой в 111 метров, должна была быть подвешена при помощи стальных канатов и закреплена бетонным фундаментом, на который пошли 200 тонн бетона, вручную перетасканных в горы. Стоимость работ составляла 400.000 долларов, которые получить удалось за счёт продажи произведений искусства. Первая попытка навесить "занавес" не имела успеха, ткань была сорвана ветром и разорвана при падении на скалы. 10 августа 1972 была предпринята вторая попытка, на этот раз ткань провисела в горах около 28 часов, пока не была сорвана бурей.
  В 1978 году художники осуществили новый проект и "завернули" дорожки в материал. В Канзас-Сити, штат Миссури, в спокойном, небольшом парке, через который тысячи людей ежедневно ходят на работу, на его тропинках была закреплена шафрановая ткань.
   - В обыденную жизнь горожан внеслась необычность: нужно было смотреть под ноги, иначе они рисковали сломать себе шею, потому что, привычная им дорога, была услана тканью со множеством складок. В самом обычном процессе ходьбы люди, вдруг, были вынуждены приспосабливаться, чтобы продумывать каждый свой шаг, пересекая парк. Возможно, глядя под ноги, они вспомнили первые шаги своих детей или по-новому почувствовали свои ноги, - говорила Жанна-Клод.
  - Ещё мне вспомнился случай, - эмоционально продолжил рассказ жены Христо. - Поступила заявка от группы особых людей и наш помощник Том Голден пошел встретить и помочь им. Эти люди были слепые. Они вышли из автобуса, разулись и прошли босиком по ткани. Они ходили около 10-15 минут, а потом сказали Тому: "Мы видели ваш проект".
  В 1984 после 9-летних переговоров с парижским мэром Жаком Шираком, художники получают разрешение "укутать" старейший Новый мост в Париже. На эти работы было затрачено 40.000 м² полиамидной ткани и продолжались они с 25 августа по 22 сентября 1985 года. В последующие 2 недели мост посетили около 3 миллионов зрителей.
  - Когда мы занялись проектом (Pont-Neuf) Новый мост, мы понимали, что это реальный исторический объект. Этот мост на протяжении 400 лет был связан в сознании парижан со многими событиями, произошедшими в государстве. И конечно, берясь за этот проект, мы уже выигрывали от этих невероятных эмоциональных ресурсов граждан Франции, - говорил Христо.
  В декабре 1990 года художники начинают свой новый проект "Зонтики", в результате которого в сентябре 1991 года были установлены на прочных бетонных постаментах 1.340 синих зонтов в Ибарики (Япония). Аналогичный проект был осуществлён в Калифорнии (США), где установили 1.7760 жёлтых зонтов. Работы проводились при помощи 1.880 работников, стоимость проекта составила 26 миллионов долларов. Зонтики высотой шесть метров и 9 метров в диаметре укрыли на километры и километры долины Японии и Калифорнии.
  И в Японии, и в Калифорнии люди приезжали посмотреть проект, походить босиком по траве и посидеть с друзьями, устроив пикник в тени огромного зонта.
  Отдельно стоит остановиться на истории проекта "укутывания" Рейхстага в Берлине (ГДР). В 1971 году, когда художники работали над проектом закрепления занавеса в долине Колорадо, американский друг в Берлине Майкл Каллен, прислала им открытку с видом Рейхстага. Христо никогда не был в Берлине, но увидев изображение здания государственного собрания загорелся идеей обернуть его. Художник родился в стране Восточной Европы. У него было особенный интерес к отношениям Восток-Запад и к установившейся между этими системами Холодной войне. Она была причиной его пребывания на Западе, и он очень хотел отразить этот период в культуре 20-го века. Берлин и Рейхстаг - это единственное место в мире, где Восток и Запад встретились при драматических обстоятельствах, это единственная структура, которая управлялась Америкой, СССР, Англией и Францией. Присланная открытка послужила отправным пунктом проекта Рейхстага. Первые чертежи и эскизы были сделаны в 1971-73. Художники начали активно вести переговоры с правительством ГДР. Но проект Рейхстага был отклонен три раза, в 1977 году, в 1981 году и в 1987 году.
  Отвечая на вопросы журналиста Нью-Йоркского издания "Современное искусство" Джанфранко Мантення, Христо Явашев говорил:
  - Самое удивительное в этих проектах является то, что они несут свою собственную энергию и собственное отношение большого количества людей к ним. Они предполагают сообщества - политиков и людей, которые помогают нам реализовать эти проекты. Вот почему это не я или Жанна-Клод, кричали: "Мы хотим обернуть Рейхстаг". Наоборот, у нас было много немецких друзей, поддерживающих нас. Например, один из наиболее последовательных сторонников этого проекта, который умер прежде, чем мы получили разрешение, был Вилли Брандт (Немецкий социал-демократический политик). Как-то в начале 80-х годов он появился у нас в доме в тот период, когда мы были в отчаянии и почти забросил проект. Брандт постарался поддержать нас, он говорил, что этот проект очень важен и что мы не должны сдаваться.
   - Если бы проект был реализован до 1989 года, до конца холодной войны, - говорил Христо, это можно было бы связать с провокацией на Коммунистический мир, мол, "мы можем сделать это и это. Вы не понимаете современного искусства, и Вы не способны понять его".
  В те дни весь народ в прямом эфире следил по телевидению за полуторачасовой дискуссией в парламенте по поводу упаковки Рейхстага. Это было время объединения немецкой нации. Судьба Рейхстага, как музея, уходила в прошлое, а в будущем, с переносом столицы из Бонна в Берлин, он снова становился парламентом новой единой Германии.
  В феврале 1994 года Христо и Жанна-Клод получили разрешение от германского бундестага на проведение работ по "укутыванию" здания Рейхстага. Для воплощения уникальной идеи художники выбрали плотную, похожую на тяжёлый шелк, ткань, придавая угловатыми складками упакованному сооружению, средневековый, готический вид.
  "Упаковка" здания началась 17 июня 1995 года, и завершилась 24 июня. Были использованы более 100.000 м² или 60 тонн материала, толщиной 2.5 миллиметра, перетянутого алюминиевой полосой и закреплённого 15.600 метрами канатов. В период открытия готового проекта Рейхстаг посетило 5 миллионов зрителей. 7 июля 1995 года началось "снятие покрова", а затем последовали реставрационные работы здания будущего парламента. Уникальный переходный момент, для осуществления задуманного 23 года назад проекта, не был упущен художниками.
  
  В 2005 году Христо и Жанна-Клод осуществили в Нью-Йорке свой проект Ворота (The Gates). С 12 по 28 февраля на дорожках центрального парка были установлены 7.503 ворот, с которых свисали ярко-жёлтые полотна. Ворота высотой в 5 метров растянулись на расстоянии в 37 километров. Стоимость работ составила 21 миллион долларов, полностью оплаченных самими художниками. Отказавшись от помощи спонсоров и казны города Нью-Йорка, они также распорядились передать все средства, вырученные от продажи сувениров, открыток, футболок с изображением "ворот" и т. п. - организации по охране природы "Nurture New York"s Nature Inc.". Чтобы избежать вандализма, по окончании этой выставки 600 работников раздали всем любителям сувениров 1.000.000 специально обработанных кусков от этих "ворот".
  Журналист Джанфранко спросил:
   - Почему художники годы и годы занимаются временными проектами?
  Жанна-Клод ответила:
   - Для нас это нормально. На свете существуют увлечения, которые я и Христо тоже не в состоянии понять, например, как человек может целый день стоять у плиты, чтобы приготовить ужин. Мы не понимаем его терпения, потому что это не наша страсть.
  
  18 ноября 2009 года Жанна-Клод умерла в возрасте 74 лет, от осложнений, связанных с аневризмой мозга.
  
  Поздней весной 2014 года небольшая группа мужчин исколесила не одно из многочисленных озер севера Италии. Христо с его единомышленниками и ближайшими помощниками искали лучший антураж для будущего проекта. Было выбрано скромное по размерам в сравнении с озером Гарда (di Garda) или Маджёре (Maggiore) озеро Изео (Lado d"Iseo) в ста километрах к востоку от Милана. Оно, как нельзя лучше, соответствовало задумке художника: идеальная площадка для создания нового грандиозного проекта "The Floating Piers""Плавающие Пирсы".
  Отвечая на вопросы журналиста Джанфранко Мантення Христо объяснил видение своих проектов в арт-искусстве и их цели:
  - Я должен сказать, что наши проекты являются не произведениями живописи или скульптуры, они - элементы урбанизма и архитектуры. Кроме того, временный характер проекта - это эстетическое и эмоциональное восприятие. Я и Жанна-Клод хотели бы, чтобы наши проекты бросали вызов вопросу понятия народного искусства. Временной характер проекта? Проблемы бессмертия искусства? Искусство бессмертно? Искусство вечно? Искусство должно создаваться из золота, серебра, камней, чтобы запомниться навсегда? Это своего рода наивность и высокомерие, чтобы думать, что эта вещь останется навсегда, на вечность. Наверное, нужно больше мужества чтобы уйти, чем остаться. У всех этих проектов есть сильный аспект - они уйдут, как и наше детство из нашей жизни. Наши работы вызывают сильные эмоции, актуальность и сочувствие, потому что они уйдут, они исчезнут.
  Мы никогда не будем снова строить зонтики, оборачивать острова, натягивать бегущий забор, упаковывать мост. Каждый проект - это уникальная задумка, эти произведения дают нам чудесный опыт создания нового, не повторяющегося.
  Осенью 2020 года, получив все необходимые разрешения, Христо планировал упаковать Триумфальную арку в Париже, но этому не суждено было сбыться. Художник умер 31 мая 2020 года.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"