Бадаев Сергей Анатольевич : другие произведения.

Капитализм и свобода по Фридману

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор первых двух глав книги Милтона Фридмана "Капитализм и свобода".


   Как сочетается капитализм и свобода?
(Обзор глав 1 и 2 книги Милтона Фридмана "Капитализм и свобода")
  
   Милтон Фридман является известным американским экономистом, представителем Чикагской школы экономики и лауреатом Нобелевской премии по экономики. Его книга "Капитализм и свобода" вышла в свет в 1962 году, была переведена на множество языков и предназначена для широкой публики. Под капитализмом Фридман подразумевает общество частного предпринимательства и рыночной экономики. В своей книге он показывает, что такое общество имеет огромный потенциал развития при наличии в таком обществе свободы. Под свободой в данном случае имеется в виду не вседозволенность, не отсутствие правил и законов, а наоборот такие правила и законы, которые дают максимальную свободу для инициативы, творчества и предпринимательства.
  
   Фридман анализирует также роль государства в таком обществе. Он показывает, что сохранение свободы в таком обществе и его развитие напрямую связаны с ограничением роли государства набором строго определенных функций. В первых двух главах книги Фридман максимально сжато и простым языком описывает свои представления о том, как должно быть устроено такое общество и как в нем должно быть ограничено государство.
  
   Полный текст книги в русском переводе можно найти здесь:
   https://gtmarket.ru/files/book/milton-friedman-capitalism-and-freedom.pdf
  
   Милтон Фридман
  
   Капитализм и свобода
(Краткое содержание гл. 1 и 2)
  
   Введение
  
   Фридман начинает с разбора известной цитаты президента Джона Кеннеди "Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя - спроси лучше, что ты можешь сделать для своей страны". Фридман считает, что эта цитата не отражает устремления свободного человека. Свободный человек относится к государству как к инструменту, с помощью которого он и другие члены общества могут успешно достигать своих частных целей, не теряя при этом свою свободу.
  
   "Свобода - это редкое и чувствительное растение. Наше сознание говорит нам, и история это подтверждает, что величайшая опасность для свободы - это концентрация власти. Правительство нужно для того, чтобы охранять нашу свободу, это инструмент, с помощью которого мы можем реализовать свою свободу. Однако концентрация власти в политических руках является угрозой для свободы." (стр. 2)
  
   Два важных принципа, записанных в американской Конституции, направлены на сохранение свободы.
   (1) Государство должно быть максимально ограниченным. Его главной функцией должна быть защита индивидуальной свободы его граждан как от внешних врагов, так и от других граждан: следить за соблюдением закона и порядка, следить за соблюдением частных договоров и стимулировать конкурентные рынки.
   (2) Государство должно быть максимально рассредоточено, то есть децентрализовано. Концентрация и усиление власти государства всегда оправдывалось благими намерениями, но всегда оканчивалось плачевными последствиями.
  
   Наличие свободы в обществе открывает возможность для развития через творчество и свободу. Государство всегда требует единообразия и при своем расширении ведет к стагнации.
  
   Важной темой введения является разбор термина "либерализм". Фридман считает, что совокупность его взглядов лучше всего описывается термином "либерализм" в его изначальном историческом значении. Либерализм означает политическую идеологию, поддерживающую максимально возможную свободу для человека и ограниченное государство. Однако, начиная с 1930-х годов либерализм в США, особенно в экономической области, стал обозначать нечто другое - упор на обеспечение благосостояния и равенства, а не на свободу. Либерализм 19-го века выступал за уменьшение роди государства и политическую децентрализацию, а "либерализм" 20-го века выступал за усиление роли государства. Фридман призывает вернуться к изначальному значению термина "либерализм".
  
   Гл.1. Связь между экономической свободой и политической свободой.
  
   Хотя многие считают, что эти два вида свобод разные и по преимуществу между собой не связанные, Фридман считает, что экономическая свобода является необходимым, но недостаточным условием для политической свободы. Социалистическая экономическая система не может обеспечить индивидуальной свободы.
  
   Фридман подчеркивает двойную роль экономики в свободном обществе. Во-первых, свобода в экономической деятельности является частью свободы в более широком понимании. Во-вторых, экономическая свобода является незаменимым средством для достижения политической свободы. "Очевидно, что экономическая свобода является крайне важной частью общей свободы". (стр. 9)
  
   Исторические примеры свидетельствуют о связи экономики свободного рынка и политической свободы. Нет таких стран, которые демонстрировали бы высокий уровень политической свободы и при этом не опирались на свободную рыночную экономику. Капитализм является необходимым условием политической свободы. Однако, это недостаточное условие. Легко найти примеры стран с капиталистическим укладом в экономике, которые при этом не могут считаться политически свободными.
  
   В чем заключается логическая связь между экономической и политической свободой? Главная проблема социальной организации общества - это координация экономической деятельности большого количества людей. Задача - организовать общество так, чтобы сохранить максимальную степень индивидуальной свободы при неизбежной взаимозависимости людей друг от друга.
  
   "По большому счету существует только два способа, как можно скоординировать экономическую деятельность миллионов людей. Один способ - это центральное руководство, использующее силу принуждения - то, что мы наблюдаем в армии или в тоталитарных государствах. Второй способ - это добровольное сотрудничество индивидуумов - то, что мы наблюдаем на рынке." (стр. 13)
  
   Возможность такого сотрудничества опирается на два важных условия: (1) оно двусторонне добровольное и (2) оно информированное, то есть оно, подразумевает честный обмен информацией и не включает в себя обман или мошенничество. Экономика, построенная на таком сотрудничестве, может называться "свободной экономикой частного предпринимательства", или "конкурентным капитализмом".
  
   Сотрудничество, о котором идет речь, максимально проявляет себя в обществе, где присутствует разделение труда и специализация, что в свою очередь приводит к необходимости обмена продуктами труда. В результате такого добровольного обмена выигрывают все стороны.
  
   У такой модели есть свои ограничения. Например, наличие монополии, когда у человека нет альтернативы на рынке для получения нужного ему товара или услуги. Другой пример - "эффект соседства", когда результаты деятельности одного человека вызывают определенные эффекты для тех, кто находится по соседству.
  
   Суть свободного рынка заключается в том, что никакое третье лицо не вмешивается в добровольный обмен двух лиц между собой товарами или услугами. Наличие свободного рынка, однако, не устраняет необходимость в государстве. Роль государства в этом случае напоминает роль судьи в спортивных соревнованиях. Оно следит за соблюдением правил, а это подразумевает механизмы изменения и корректировки правил, контроля и силового принуждения к их соблюдению, а также арбитража в случае конфликтов.
  
   Власть, способная к принуждению, является величайшей угрозой для свободы, неважно, является ли эта власть властью монарха, властью диктатора, властью олигархов или властью большинства. Поэтому необходима так называемая система сдержек и противовесов - необходимо рассредоточить власть между максимально возможным количеством субъектов, наделив их независимостью и возможностью контролировать друг друга. В том числе, нельзя допускать объединение экономической и политической власти в одних руках.
  
   Гл. 2. Роль государства в свободном обществе.
  
   Для либерала в классическом смысле слова идеалом для решения вопросов, затрагивающих интересы многих членов общества, является свободное обсуждение и добровольное сотрудничество. Далеко не по всем вопросам можно прийти к согласию, не все вопросы имеют простое решение. К тому же на практике у нас часто нет такого количества времени и сил, чтобы по всем вопросам приходить к единодушному согласию. Здесь на помощь приходит принцип большинства.
  
   Однако есть правила и принципы общественной жизни настолько основополагающие, что они принимаются консенсусом, то есть практически единодушно. Такие правила записываются в виде Конституции, и их изменение также требует консенсуса.
  
   Те вопросы, которые не могут быть решены рыночными методами, то есть свободным обсуждением и добровольным сотрудничеством, требуют, как в спорте, арбитра или судью. Эту роль выполняет государство.
  
   Государство как законодатель и судья.
  
   Также как в спорте существуют правила и существует судья, который следит за их исполнением, так и в обществе для этих целей существует государство. Таким образом, базовые роли государства в свободном обществе следующие: (1) обеспечивать средства и процедуры для модификации и уточнения правил, (2) в случае различного понимания смысла правил разными людьми предоставлять интерпретацию и прояснять смысл правил, (3) обеспечивать выполнение правил теми, кто не желает "играть по правилам".
  
   Абсолютная свобода в обществе невозможна. В этом смысле анархия как принцип устройства общества нежизнеспособна. Свобода возможна лишь в пределах принятых правил. Важно, чтобы были такие правила, которые позволяют максимум свободы.
  
   Кроме собственно экономической деятельности важной сферой правил общественной жизни являются права собственности. Что может являться собственностью? Кроме личного имущества существуют еще патенты, ценные бумаги, права на издание и др. Четкие правила облегчают экономическую деятельность, даже если иногда они кажутся не совсем удачными. Другая важная область - это монетарная политика, контроль над выпуском и обращением денег.
  
   Действие государства в случае технических монополий и "эффекта соседства".
  
   Хотя добровольный обмен является идеалом свободного рыночного общества, не во всех случаях он возможен. Например, он невозможен при отсутствии эквивалентынх альтернатив. Это случай монополий, когда товар или услуга предлагается на рынке только одним поставщиком. Это называется "техническая монополия" в том смысле, что она возникает по "техническим причинам", а не в результате чьего-либо злого умысла. Для борьбы с монополиями государства обычно принимают антимонопольные законы. В случае технической монополии, которая возникает естественным путем в условиях конкурентного рынка, существует три возможных альтернативы: (1) частная монополия, (2) государственная монополия, (3) частная монополия с госудаственным регулированием. Сам Милтон Фридман считает, что частная монополия будет наименьшим из зол в этом случае. В динамичном рынке условия меняются так быстро, что частная монополия не может долго контролировать рынок. Важно создать условия для возможного выхода на рынок других игроков. Даже в тех случаях, когда государственная монополия кажется оправданной, невозможно оправдать ситуацию, когда государство само препятствует другим игрокам начать бизнес в этой же области, или даже объявляет это незаконным.
  
   "Эффект соседства" рассматривает такие случае, когда деятельность одного человека или корпорации вызывают положительные или отрицательные эффекты для тех, кто находится по соседству. Например, организация парка в городе автоматически увеличивает стоимость недвижимости по соседству. Строительство дороги улучшает экономическую ситуацию для всех тех, кто будет пользоваться этой дорогой. Но практически бывает очень сложно получить справедливую оплату с тех, кто пользуется этой дорогой. Обычно этот вопрос решает через налоги, например, налог на автомобильное топливо.
  
   Невозможно для всех случаев наперед предсказать, как лучше решать ту или иную проблему - методами свободного рынка, или с помощью государственного вмешательства. В каждом конкретном случае требуется взвешенный анализ всех альтернатив.
  
   Патерналистские функции государства
  
   Свобода - это подходящее условие жизни для ответственных граждан. Однако она не подходит для сумасшедших или детей. Под патерналистской функцией государства понимается забота государства о тех людях, которые по каким-то причинам не могут о себе позаботиться сами. Например, для психически больных людей государство может организовать специальный медицинский уход.
  
   В отношении детей считается, что именно родители - это те, кто способен лучше всего позаботиться о детях, об их защите и их развитии. При этом дети не могут быть полностью лишены каких-либо прав, так как они являются потенциальными гражданами свободного общества. Кто может защищать эти права, если родители их нарушают?
  
   Заключение.
  
   Ограничивать государство определенными пределами - это непростая задача. Во многих западных странах, которые называют себя государствами благосостояния (welfare state) наблюдается постоянное усиление роли государства.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"