Баглий Павел Николаевич : другие произведения.

Краткое сравнение ритмов социальной (государственной) активности римского и европейского "империализмов"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    статья продолжает тему о ритмах миграции социальной (государственной) активности, начатой в работе [14]


  
  
   Баглий П. Н. Краткое сравнение ритмов социальной (государственной) активности римского и европейского "империализмов".
  
   Поскольку существуют империи, то существуют и "империализмы". Было бы странно, если бы Европа, наследующая границы Римской империи, не наследовала бы какие то социальные особенности Римской империи. Мы попытаемся провести внутриимперские аналогии между Римом и Европой, не рассматривая "империализм - как чистую цивилизацию" по Шпенглеру [15], с главным девизом: "Расширение - это все" Наполеон (ссылка из [там же]). Т. е. нас будет интересовать не процессы захвата колоний империями, а социальные процессы, проходящие внутри империй. И в таком случае, нужны аналогии между "Римской Империей", начавшейся с правления Цезаря (исключая республиканскую, существенно колониальную римскую историю) и Европейской историей, т.к. только, начиная с Цезаря и его приемника Августа римское государство начало интенсивное внутреннее объединение, как единое целостное имперское государство, с "упростительным смешиванием" нагревающегося бытия (провинций и центральной, сенаторской властей). При этом, это "упростительное смешивание" нагревающегося имперского бытия происходит сначала с доминированием, усилением провинций все более к западу (с все большим усилением западных испанских и галльских провинций в управлении Римской империей). Особенно заметно это связано с правлением Веспасиана и его последователя Флавия Тита, когда знать из Испании и Галлии была переселена в Рим, и некоторые города Галлии и Испании получили право латинского и римского гражданства. Пик этого интенсивного западного усиления Римской империи начинает заканчиваться, по видимому, после правления Андриана (который первым заявил о своих миролюбивых, чисто охранительных намерениях Римской империи, и отказался от продолжения некоторых войн) и следующих за ним правителей -Антония Пия и Марка Аврелия. И это пока еще слабое начало конца "упростительно смешивающегося" нагревающегося имперского бытия, с охлаждающимся (в "нормальном" "расслоении" с бытием [1 - 14]) имперским культурным сознанием, т.е. слабое начало конца "Цивилизации" по Шпенглеру [15], с переходом к "Культуре" [там же],
  
   ((Хотя сам Шпенглер, кажется, такого обратного перехода от "Цивилизации" к "Культуре" не предусматривает: в его более общих социально-культурных штампах переход все время идет от "Культуры" (например, Греции) к "Цивилизации" (например, Римской империи), или от "Культуры" Европы, к "Падению ("Цивилизации") Европы" ("Нового Средневековья" в моих работах [1, 4, 10, 11, 12])).
  
   когда имперское бытие начинает охлаждаться, дифференцироваться, усиливаясь уже не на запад, а на восток, с нагревающимся (в "нормальном" "расслоении" с бытием [1-14]) имперским культурным сознанием ("великой душей" по Шпенглеру [15]), и империя озадачивается культурой: строительством храмов, библиотек, развитием искусств, в чем весьма преуспели все трое вышеупомянутых правителей, в особенности, Антоний Пий и Марк Аврелий (высоко образованные, любители искусств, наук, Марк Аврелий, например. философ). Следующий достаточно резкий "поворот" к "Культуре", с еще большим нагреванием, религиозностью имперского культурного сознания, после "диктатуры" Сентимия Севера, при котором произошло резкое усиление (влияние на власть) африканских (египетских) провинций Римской империи, - во времена правления Каркаллы (с его повышенной религиозностью египетского типа, в виде культа "Изиды"), и далее - Элагабалы (с "восточно-теократической" религиозностью, доходившей до фанатизма). Затем, этот процесс "Культуры" Римской империи идет все более необратимо: через реформы Диоклетиана, с "римско-византийским единодержавием", "прикреплением всех (т.е. бытия) к месту", далее завершается императором Константином, с все большим ослаблением Западной и усилением Восточной Римской империи (с новым Римом - Константинополем), и с все большим усилением, нагреванием имперского культурного сознания, с включением в него и византийского (православного) христианства, как "придворного" служителя империи. Попробуем перевести времена "Цивилизаций" и "Культур" (Шпенглера) в Римской империи на более естественный научный язык, например, ""в терминах эмоционально управляемых уровней поведения, в виде шкалы эмоций от "депрессии" (остывающего сознания - мой ком.) до "эйфории" (нагревающегося сознания - мой ком.), или в терминах поведения, от "катазоны" до "гиперактивности" [17 стр.233 и ссылка из 14]: времена "Цивилизации" - это миграция социальной активности (бытия) Римской империи в сторону "гиперактивности", на запад (в Галлию и Испанию) - это империализм "цивилизационный", открытый, экспансивный, расширяющий границы империи. Времена "Культуры" - это миграция социальной имперской активности (бытия) в сторону "катазоны", на восток, к Греции (Константинополю) - это империализм "культурный", замкнутый, оборонительный, сужающий границы слабеющей Римской империи. Как наложены на эти два римских империализма, империализмы Европы, наследующей пространство Римской империи? С теми же самыми имперскими ритмами, продолжающими имперские ритмы Римской империи: сначала в средневековой Европе империализм "цивилизационный", открытый, экспансивный, с социальной активностью нагревающегося имперского бытия, двигающейся к "гиперактивности" на запад, в Испанию ((чуть более подробно: сначала усиливается Германия, потом уситливается отделившаяся от Германии будущая Франция, потом, после 100 - летней войны с Англией, снова усиливается Франция, потом (или почти одновременно) Португалия, и, наконец - Испания - см. то же в [14])). Затем, после начавшегося упадка "традиционной", в широком, двойственном, периодическом смысле [11, 12, 3, 1, 6] Испании в середине 16 века (и начавшегося в это же время упадка "Османской Империи"),
  
   (надо отметить, что "упадок Испании" здесь употреблен в смысле "упадка" государства и противоположен по смыслу "Падению" Европы, как "Падению" "Культуры" и началом "Цивилизации" по Шпенглеру, или "Нового Средневековья" [1, 4, 10, 11, 12])
  
   усиливается "антитрадиционная", в широком, двойственном, периодическом смысле [11, 12, 3, 1, 6] Англия, и начинается европейский империализм "культурный", замкнутый, оборонительный, сужающий границы империи, с миграцией социальной активности имперского бытия в сторону Восточной Европы и Греции, с все большим ослаблением "Османской Империи", т.е. начинается "Новое Время" ""когда создавались великие империи", каждая из которых претендовала на универсальный охват, становясь как бы "космосом в самой себе"" (Тойнби [18]), когда Европа была "как монолит культуры... как замкнутой провинции земного шара, претендующей быть вселенной" (Бердяев [19]). Но вот по Шпенглеру произошло "Падение Европы" "Нового Времени", с приходом "Цивилизации", с приходом "Нового Средневековья" по Бердяеву, по Тойнби (когда в ""Новейшее время".. начался обратный процесс, индустриализация начала наращивать свою активность и приобрела глобальный характер"" [18] и та же цитата есть в моих работах), и др., и по моим работам [1, 4, 10, 11, 12] - "Нового Средневековья" с 1860 года, с новым "цивилизационным" империализмом, открытым, экспансионистским, с двигающейся глобальной! активностью имперского бытия к тоталитарной! "гиперактивности". (включая, конечно и США и Канаду). Возможно, если бы предыдущий европейский империализм "Нового Времени" не был бы прерван "Новым Средневековьем" в 1860 году, и "дошел бы до конца" как в Римской Империи, то не исключено бы было "Падение" Европейской империи, со слабой аналогией с "Падением" Римской империи (в противоположном по отношению к Шпенглеру смысле), т.е. разрушение Европы "варварами". Кстати,. абстрактные призывы наших российских интеллектуальных "шахматистов" от истории перенести столицу России на Дальний Восток,. вполне соответствуют нынешней реальной российской имперской истории, с миграцией социальной активности России к "катазоне", если эта история закончится также как Римская империя (после "переноса" Рима на восток в Константинополь императором Константином) Историю такого масштаба, естествен, невозможно измерять по координатам солнечной активности (потому, что никто в те времена солнечную активность не мерял). Однако есть, как мне кажется, один любопытный нюанс, возможно, подтверждающий предположение о том, что европейское "Новое Время" "не дошло до конца" (см. текст выше), а было прервано "Новым Средневековьем": окончательное падение Порты произошло не в окрестности 1860 года - начала "Нового Средневековья" по моим работам, а в минимуме солнечной активности 1905-1914 года, который локально продолжает тенденцию "Нового Времени" [11]. И в заключении - о религии. Религия принадлежит к традиционному в узком смысле, культурному "полушарию" [11, 12, 3, 1, 6], и период конвергенции этого традиционного, в узком смысле. культурного "полушария" с антитрадиционным, в узком смысле, светским, государственным культурным "полушарием" [2, 10, 11, 12, 13], когда религия становится "придворной", массовой, духовно деградирующей, "стяжательской" - это периоды упадка, разрушения государственности (остывающего государственного бытия), часто, до полного "Падения" империй, например, "Падения" Римской империи, "Падения" Византии, Падения СССР и нынешняя стагнация российского бытия [7] Так что, расцвет "придворной" религии - это показатель опасности для существования (в бытии) имперских государств.
  
  
  
   Л И Т Е Р А Т У Р А.
  
       1. Баглий П. Н. История культур Запада: от готики до неоготики 21 века, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2009 г.
       2. Баглий П. Н. Двойственность религиозного и светского (государственного) бытий и сознаний России в координатах солнечной активности, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2009 г.
       3. Баглий П. Н. Особенности "архетипа" сознания и бытия "невменяемой" и "убогой" России в координатах солнечной активности, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2009 г.
       4. Баглий П. Н. "Новое Средневековье" и локальная готика 17-21 венка, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2009 г.
       5. Баглий П. Н. Земля как личность, sanlib.ru: Журнал "Самиздат", 2010 г.
       6. Баглий П. Н. Куда движется математика в координатах солнечной активности, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2009 г.
       7. Баглий П. Н. Сюрпризы и возможные пути российской и американской истории первой трети 21 века в связи с солнечной активностью и ценами на нефть, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2010 г.
       8. Баглий П. Н. Краткая история "выпадения...из своей истории", "мутаций", "ухабов истории" советской истории в координатах солнечной активности, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2009 г.
       9. Баглий П. Н. Кража, постмодерн и "строжайшее соблюдение мер безопасности" в российской истории в координатах солнечной активности, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2010 г.
   10.Баглий Н.Н Постиндустриальная" история России в координатах солнечной активности, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2010 г.
   11.Баглий П. Н. Когда интеллектуалы грабят мир, samlib.ru:Журнал "Самиздат", 2010 г.
   12. Баглий П. Н. Три культуры, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2010 г.
   13.Баглий П. Н. Душа и математика, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2010 г
   14.Баглий П. Н. "Евразийский соблазн", samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2010 г.
   15.Освальд Шпенглер Закат Европы, В. О., Наука, Новосибирск, 1993 г.
   16.История Римской Империи, Интернет. 17.Дж. Николис Динамика иерархических систем. Эволюционные представления, М, . Мир, 1989 г. 18. Тойнби А Дж. Постижение истории, М, 12991 г 19. Николай Бердяев Судьба России, М, 1990 г. (воспроизведено по из-ву 1918 года)


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"