Багрянский Федор Михайлович : другие произведения.

Рассуждения о первой декаде Урфина Джюса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассуждения о мире книг Александра Волкова, а также о роли одного из важнейших трикстеров цикла - Урфина Джюса (в процессе написания)


РАССУЖДЕНИЯ О ПЕРВОЙ ДЕКАДЕ УРФИНА ДЖЮСА

   В детстве, после прочтения цикла произведений Александра Волкова про Волшебную страну, меня невероятно сильно привлёк образ Урфина Джюса - причем не как злодея, не как антагониста, а скорее как персонажа, у которого был ПЛАН. Он был целеустремленный, волевой и твёрдый в плане своего характера жевун из захудалой деревушки, которому в руки попала такая вундевафля, о которой я, будучи злобным мелким аутистом с комплексом бога и неполноценности одновременно, даже и мечтать не мог. Вот как девятилетний мальчишка, обожающий военную историю и литературу, мог устоять перед образом столяра, отправившегося захватывать мир?
   Но я повзрослел и забыл про этот цикл - как мне казалось, навсегда. И вот теперь у меня есть работа, семья, ответственность, обязанности, зарплата, постоянно ломающаяся гардина и красивый серый кот с короткими ушами - но я всё равно не могу выкинуть из головы Урфина Джюса.
   Это ведь не более чем подростковая сказка про волшебство и говорящих животных, не так ли?
  

I. Кто вы, мистер Джюс?

   Первый вопрос, который в детстве возник у меня после прочтения Урфина Джюса и его деревянных солдат (далее для краткости буду писать просто - УД) - почему Урфин Джюс так сильно не похож на жевунов? Почему он настолько сильно от них отличается?
   Для контекста - вот как описывает жевунов Волков:
   "Юго-запад Волшебной страны населяли жевуны - робкие и милые человечки, у которых взрослый мужчина ростом не превышал восьмилетнего мальчика из тех краев, где люди не знают чудес".
   "Жевуны жили в круглых домиках голубого цвета с остроконечными крышами и с хрустальными шариками наверху".
   "Жевуны носили голубые кафтаны и голубые ботфорты...".
   "У жевунов шляпы были остроконечными, с широкими полями, а под полями болтались серебряные бубенчики".
   "Элли заметила, что челюсти маленьких мужчин беспрестанно двигались, как будто что-то пережёвывая".
   "Когда все немного успокоились, самый смелый из жевунов, их старшина, обратился к Элли...".
   "Мягкосердечные жевуны плакали при всяком случае".
   "Жевуны ужасно боялись змей, пауков и пиявок".
   "...жевуны после смерти Гингемы выбрали в правители уважаемого старика Према Кокуса. Под управлением доброго Кокуса жевунам жилось легко и свободно".
   Какова каноническая биография Джюса?
   Урфин - сирота с ранних лет, которого взял в ученики столяр из деревеньки Когида. Именно там наш "герой" приобрёл своё ремесло и необходимые инструменты по итогу учёбы. Урфин стал искусным столяром, хоть и впоследствии забросил это занятие - и стал жить своим огородом.
   Он поселился в отдалении от остальных жевунов, и свой дом отстроил совершенно иначе, нежели остальные обитатели деревни: "Урфин Джюс построил себе четырехугольный дом, выкрасил его в коричневый цвет, а на крышу дома посадил чучело орла". Одевается он также совершенно иначе: "...кафтан и ботфорты Урфина были зеленого цвета", "Урфин Джюс терпеть не мог бубенчиков и ходил в шляпе без полей".
   Чем занимается Джюс после того, как он забрасывает столярное ремесло? Он идёт на службу к злой волшебнице Гингеме и передаёт её приказы остальным жевунам, в основном это касается сбора дани - змей, мышей, лягушек, пиявок и пауков. Причём Джюс работает вообще на всей территории Голубой страны, а не только в близлежащей деревне Когиде: "В тот день, когда домик Элли раздавил Гингему, Урфина не было возле колдуньи: он ушел по ее делам в отдаленную часть Голубой страны".
   События до смерти Гингемы можно рассматривать именно как предысторию персонажа - довольно запутанную и нелогичную. На этих самых нелогичностях мы остановимся поподробнее.
   ***
   Существуют несколько фанатских теорий того, почему Джюс стал злодеем и кто он такой на самом деле:
   1. "Злой озлобленный злодей" - околоканоническая версия, развивающая идею того, что Джюс есть бракованный продукт достаточно специфического жевунского сообщества, и что его характер окончательно испортился после работы на злую волшебницу. Наиболее логичная и одновременно скучная версия. Изначальная озлобленность Джюса здесь смягчается, а вот работа на Гингему ставится во главу угла - мол, именно это и есть основная причина его злых мотивов. По этой версии Джюс как злодей развивается постепенно, без каких-либо неожиданных поворотов, прекрасно укладываясь в литературную норму.
   2. "Истинный Жевун" - развитие предыдущей версии. Урфин Джюс на самом деле есть наиболее законный наследник предыдущего правителя Голубой страны - Гингемы, и первоначальные успехи Джюса связаны именно с этим. В этой версии история про злую волшебницу Гингему переворачивается перпендикулярно канону - она предстаёт хорошей правительницей, которая защищает жевунов (и всю Волшебную страну в целом), расставляя заградительную цепь из черных камней, чтобы никто не мог их захватить из Внешнего мира, поддерживает статус-кво с остальными волшебницами. Урфин Джюс в этой конфигурации - это её правая рука, сборщик налогов и представитель лояльной Гингеме части племени жевунов, которая поддерживает её правление. После смерти волшебницы они объединились вокруг её ближайшего окружения (Джюса, филина Гуамоко) и отбили Голубую страну у сторонников плантатора Према Кокуса: "- Тебя не спрашивают, - рявкнул Урфин и продолжал: - Прем Кокус гораздо богаче меня, это правда: у него большие поля, где работает много людей". Поэтому и предыстория Урфина Джюса здесь - это история всё того же жевуна, пусть и отшельника, но всё же сына своего народа, инаковость которого объясняется статусом и положением при дворе Гингемы. В этой версии, также как и в предыдущей, вся суть персонажа, его мотивы выводятся из службы на волшебницу, только уже со знаком плюс, а не минус.
   3. "Наследник Изумрудной страны" - эта версия проистекает из смутного происхождения нашего "героя", а также из его предрасположенности к зеленому цвету и отсутствию в его описании врожденной особенности всех жевунов - неконтролируемой подвижной челюсти. А что, если Джюс - это истинный наследник правителей народа, потомки которого основали Изумрудный город? Тогда его отличия от жевунов проистекают не из его скверного характера и озлобленности на окружающих, а наоборот - его происхождение как раз и привело к злобному характеру и озлобленности на окружающих. Он с самого детства был другим, отличался - отчего и стал изгоем в сообществе жевунов. Как представитель нацменьшинства, он противопоставил себя большинству, и с удовольствием стал служить Гингеме. В таком случае, его маниакальное стремление захватить именно Изумрудный город может проистекать не столько из его желания разграбить самое богатое поселение Волшебной страны, сколько из желания взять то, что ему причитается по праву - трон зеленого народа, трон его предков.
   И ведь действительно - ну откуда такой норов у простого жевуна? Ну просто не может быть - на это указывают не только его врожденные особенности (точнее, их отсутствие), но и образ жизни. У него были ручные звери (медведь, возможно попугай и орёл), он научен непростому ремеслу, он упрям, хитёр, обладает врожденными представлениями о естественной иерархии окружающих, превознося себя на её вершину. Также он увлекается таксидермией (чучело орла, попугая, шкура медведя), охотой (расставляет силки в близлежащем лесу, оленьи рога как трофей на стене). Он не просто строит свой дом иначе, нежели остальные жевуны, но также отмечает его знаком власти - орлом. И при Гингеме он служит не каким-нибудь курьером или тем же столяром - он именно что собирает дань (или налоги?), следовательно ведёт её учёт, подсчитывает баланс и решает вопросы с представителями местных общин в спорных ситуациях. Возможно, это не единственные его обязанности - Джюс прекрасно осведомлен о том, какие магические предметы есть у Гингемы, об их свойствах и их силе, он также в курсе богатств волшебницы. То, что Гингема так обрадовалась Джюсу, когда он попросился к ней на службу, объясняется в таком случае её пониманием происхождения и способностей Урфина, и желанием приблизить к себе одного из претендентов на престол Зеленой страны - как возможный рычаг влияния на влиятельных соседей. Как по мне, эта версия самая интересная из всех, ввиду того, что иначе преподносит мотивы Урфина, не как абстрактное желание власти, не как обычную злость, а скорее как стремление к высшей справедливости.
   4. "Пигмалион столярной мастерской" - странная версия, которая возникает вследствие необходимости оценить персонажа Джюса как представителя определенной профессии. И действительно, профессия Джюса всплывает в повествовании множество раз, играет важнейшую роль в ходе его приключений и борьбы за власть над Волшебной страной. Именно ремесло столяра порождает главный инструмент его завоеваний - деревянных солдат. Причём он не просто столяр - он творец, именно отсюда его увлечение таксидермией - творец, талант которого гниёт на задворках сообщества жевунов и никак не может проявиться без помощи деус экс махины в виде оживляющего порошка. Именно желание создать что-то новое движет Урфином, он умело порождает на захваченных территориях как новые социальные институты (централизованное государство, наместничество, армия, полиция, бюрократия), так и просто конструкции (мосты, дома, дворец). Это особенно ярко проявляется в части "Огненный бог марранов" (дальше для краткости - ОБМ), где Джюс действительно проявляет себя творцом, богом, источником цивилизации, прогресса. Урфин Джюс - воплощение неизбежного будущего Волшебной страны, которая должна объединиться в единое государство и перейти на индустриальный этап развития, любой ценой. Отринув все различия, должна обзавестись единой армией, полицией, почтовой службой, едиными законами, за которыми будут следить наместники в четырёх разноцветных провинциях вокруг Изумрудной столицы. Прогресс в лице Джюса пытается сломать сложившийся статус-кво, и только внешние силы могут остановить его, заварить обратно этот кипящий котел межклассовых, межнациональных противоречий. В этой интерпретации Урфин не жевун или потомок зеленого племени, не человек или живое существо - он идея, он именно что предвестник нового мира, и зачатки этого в нём видны с самого детства, задолго до смерти Гингемы.
   ***
   Так кто же такой Урфин Джюс? Лично для меня это человек из ниоткуда, и его происхождение открыто для интерпретаций. У трикстера, подобного Джюсу, не может быть четкого и понятного прошлого, которое отражалось бы в конкретных персонажах - даже его приближенная свита - Топотун, Гуамоко и тот мелкий злобный клоун - знакомятся с Урфином (или создаются им) на страницах книги, буквально на наших глазах. Всё остальное прошлое для него закончилось, и единственная ниточка оттуда - волшебница Гингема - погибает, окончательно оставляя Джюса наедине с собой и читателем. Именно в таком состоянии и находит его основной сюжет второй книги цикла - а точнее, главный двигательный элемент оного - оживляющий порошок.
   Однако сначала, для понимания того пути, который прошёл Урфин во второй и в четвёртой книгах цикла, необходимо поместить их повествование в определенный геополитический контекст, описать ту международную ситуацию, которая сложилась на начало нашей истории.
  

II. Окончательное решение жевунского вопроса.

   Взглянем на цикл Волкова не как на сказку, а как на изложенную в мифологической форме историю про разрушение статуса-кво в Волшебной стране после смерти одного из основных политических акторов - Гингемы. Лично для меня это очень важный водораздел того, что можно назвать "Мифологией" с одной стороны, и "Историей" с другой стороны. Всё происходящее после смерти Гингемы и прибытия в Волшебную страну Элли последовательно описывается на страницах книги, и сюжет развивается вместе с основными персонажами, это и есть суть всего происходящего. Всё, что было до этого - всего лишь премис, завязка для основной истории. Конечно, доверять полноценно мы не можем ни тому, ни другому - но всё же информации об условном периоде "до" у нас гораздо меньше, к тому же излагается она как правило с чьих-нибудь слов. Откуда мы знаем историю возникновения Изумрудного города? Со слов Гудвина. Откуда мы узнаём про четырёх волшебниц? От Виллины. Откуда мы узнаём про то, что Гингема была злой волшебницей и угнетала жевунов, заставляла их работать на неё и всячески их притесняла? От той же Виллины, а также от группы жевунов под предводительством безымянного старшины. Откуда мы узнаём историю Железного Дровосека? От него самого.
   И это логично - а как ещё должна преподноситься предыстория персонажей и окружающего мира, как не в диалоговой форме? Это нормально, что протагонист интересуется событиями, произошедшими с ближайшими соратниками, это существенная часть приключений - открытие чего-либо нового и неизведанного. Желание докопаться до истины - важный мотив для Элли. Но для нас это открывает достаточно широкое окошечко для интерпретаций и переиначиваний предыстории рассматриваемого мира.
   ***
   Жевуны - это, наверное, одно из самых значимых для событий цикла племён Волшебного мира, национальное большинство Голубой страны. По большей части живут сельским хозяйством, слабоурбанизированы, их относительно крупные поселения - это деревни, про города нам ничего неизвестно (в отличие от тех же мигунов с их Фиолетовым городом).
   Про предшествующие Голубой стране государственные образования в этой части Волшебной страны (дальше для краткости - ВС) известно мало - тысячу лет назад в западной части ВС существовало королевство, где правителем был некий Наранья. Естественно, мы не знаем ни названия данного королевства, ни его национальный состав - как и вообще мы не в курсе, существовали ли в ту эпоху жевуны как отдельный народ. Мы лишь знаем, что маленькие человечки заняли место людей, которые обитали в королевстве Нараньи и окружающих его государствах. Также вполне может быть, что традиционное разделение на четыре страны волшебницами как раз и послужило основанием для нацбилдинга племён, обитающих в ВС, а не наоборот.
   В нашей с вами обычной истории тоже есть два взгляда на взаимоотношение государства и нации - классическая дилемма "яйцо-курица". Часть историков полагает, что именно нация как общность формирует социальные институты и в итоге образовывает государство, что нация первична. Другая часть полагает, что скорее наоборот - именно государство образовывает нацию на основании того этнического, языкового и бытового субстрата, который оказался у него под рукой.
   Если поместить жевунов в парадигму, где именно государство формирует нацию, то многое встаёт на свои места - это именно после образования Голубой страны жевуны стали "жевунами" - волшебницы культивировали культурные и бытовые различия между племенами ВС, а также дали цвета для лучшей идентификации подвластного населения. В этом смысле и их название - "жевуны" - это навязанный государственной политикой унификации политоним. Это лучше всего видно на примере прыгунов, которые не подверглись столь серьезному нацбилдингу (как это было с жевунами, мигунами и прочими), а сумели сохранить как минимум самоназвание ввиду периферийного расположения, закрытости своего общества, а также во многом благодаря выжившей элите данного племени, осознающей себя именно как марранов, а не иначе. У остальных народов национальная элита якобы была уничтожена в ходе революции, которая прокатилась одновременно по всей ВС, что довольно странно (подозрительно) само по себе.
   В таком случае вырисовывается образ жевунов именно как нации, которая объединила в себе многочисленные разрозненные племена, жившие на территории Голубой страны до прихода Гингемы. У этих племён не было элит, которые могли бы сопротивляться унификации (о причинах мы ещё поговорим), и они в определенном смысле слились в единую массу жевунов, утратив самоназвания и усвоив бытовые и культурные особенности новой общности.
   В пользу "искусственной" теории указывает симметричность в процессе формирования наций, аналогичность их символики (разделение на цвета, схожесть названий), относительный паритет по площади территории и геометрически правильные границы стран. Настолько продуманное переформатирование ВС возможно сделать лишь насадив сверху, как это было в случае с разделением по цветам в Подземном царстве уже в рамках единого государства. Я могу поверить в то, что можно силой насадить в разных народах новый быт и традиции - но сделать это децентрализовано, при этом параллельно по времени, в рамках схожего шаблона - нереально. Только искусственно, силой государства (или нескольких государств), в соответствии с заранее принятыми договоренностями. Согласно ПЛАНУ. Плану продуманному, принятому в рамках выработанного компромисса между политическими субъектами - волшебницами.
   В пользу теории "естественной" говорит фактическое отсутствие на страницах книг цикла самого государства как такового. Волшебницы не выстраивают полноценного в современном представлении бюрократического аппарата, а страны, которыми они управляют - это именно что "страны", понятия в первую очередь географические, а не политические. И как такие "страны" могут проводить какую-либо продуманную и, самое главное, полномасштабную национальную политику - вопрос открытый (даже риторический, я бы сказал). Тем более, в условиях традиционного аграрного общества.
   Как ни странно, но в таком случае отношение жевунов к политике Гингемы становится невероятно прозаичным и понятным - в их нелюбви к сбору всевозможных пауков, змей и прочих гадов скрывается метафора отношения свободных и относительно независимых друг от друга фермерских общин к централизованному государству и наиважнейшему институту, на котором оно строится - к институту налогообложения. Проще говоря, их бесят налоги. С другой стороны - а кого они не бесят?
   В пользу безгосударственности жевунов также говорит отсутствие столичного города (и городов в принципе). В качестве определенной точки сборки может выступать пещера Гингемы, но это не сравнить с Фиолетовым городом у тех же мигунов, и тем более с Изумрудным городом. У жевунов нет армии и нет никаких полноценных укреплений, но при этом есть понимание богатства и какого-никакого, но всё же расслоения общества. Скорее всего, в Голубой стране существует институт долгового рабства и наёмного труда, есть и крупные плантаторы, вроде Према Кокуса. Но также у жевунов есть и старшины.
   Кто такие эти старшины? Вообще, это довольно специфическая должность (звание? статус?), отсылающая нас к армейской или полицейской структуре, но ведь это совсем не укладывается в стереотип о жевунах как о мирных и плаксивых коротышках. Да и поведение старшины, с которым встречается Элли после гибели Гингемы, намекает нам на то, что жевуны не столь просты, как кажутся:
   "Когда все немного успокоились, самый смелый из жевунов, их старшина, обратился к Элли..."
   "- Мы этому не верим, - упрямо возразил старшина жевунов. - Мы слышали твой разговор с доброй волшебницей, ботало, мотало, но мы думаем, что и ты могущественная фея".
   Более того, старшина вступает в переговоры с Элли и предлагает ей самой занять освободившееся место Гингемы:
   "- Могущественная госпожа Элли! - заговорил старшина. - Хочешь стать нашей повелительницей вместо Гингемы? Мы уверены, что ты очень добра и не слишком часто нас будешь наказывать!".
   А после её отказа, старшина не скрывает своего разочарования в её выборе:
   "- Это очень хорошо, что ты надела башмачки злой Гингемы, - перебил ее старший жевун. - Кажется, в них заключена волшебная сила, потому что Гингема надевала их только в самых важных случаях. Но какая это сила, мы не знаем... И ты все-таки уходишь от нас, милостивая госпожа Элли? - со вздохом спросил старшина. - Тогда мы принесем тебе пищи на дорогу...".
   Я не случайно привожу здесь столько цитат, потому что хочу показать, как в завуалированной форме старшина пытается поначалу склонить Элли к принятию власти над жевунами, а после неудачной попытки старается всячески поддержать в глазах соплеменников статус Элли именно как могущественной феи и волшебницы, в надежде на то, что всё-таки удастся уговорить её занять пустующее место Гингемы. Однако Элли в итоге отказывается, и старшина уже не пытается скрыть своего разочарования.
   О чём это нам говорит? Это говорит о том, что старшинам удобно иметь в качестве правителя волшебницу, которая минимально вмешивается в дела жевунов, что их власть находилась в симбиозе с властью Гингемы и им выгодно сакрализировать могущество феи - и теперь им нужна такая же преемница. Однако этого не происходит, и о старшинах жевунов мы больше ничего никогда не услышим - в Голубой стране происходит смена власти, которая теперь будет сосредоточена в руках Према Кокуса, старейшины и богатого плантатора, а также политического симпатизанта Изумрудного города.
   В реальном мире также можно проследить географическую сепарацию отдельных групп элит внутри государства - гугеноты во Франции, южане-дикси в США, карабахский клан в Армении, анатолийские элиты в Турции и т.д. В случае с Голубой страной, ввиду её децентрализации и отсутствия мощного единого центра в виде столичного города, разумно предположить, что рудиментарная элита жевунов распределена географически относительно равномерно и представляет из себя социальный слой крупных собственников-плантаторов, часть которых из-за географической близости к Изумрудному городу была ориентирована на внешнюю торговлю, а другая не смогла развиться до плантационного сельского хозяйства и представляла из себя прослойку старшин-общинников, не обладавших цивилизационными ноу-хау конкурентов - богатством в денежном эквиваленте и выстроенной на его основе системе кабального рабства и наёмного труда. Если первая часть элит - это элита торговая, относительно развитая, заинтересованная в мирных сношениях с основными партнерами по бизнесу - в первую очередь с Гудвином, то вторая была ориентирована на изоляционизм и развитие внутреннего потребления, и была заинтересована в сложившемся социальном договоре с Гингемой. Это конфликт старейшин и старшин, торговли и ремесёл. Неудивительно, что Джюс был обучен ремеслу именно в деревне, которая находилась столь близко от пещеры Гингемы - ведь именно в этой части Голубой страны сложилась региональная элита старшин жевунов. Это относительно бедный, религиозный, консервативный, гораздо менее развитый и обжитый регион, в котором царят старшины-общинники и вся торговля ограничена лишь взаимообменом с подземными рудокопами - т.е. строго централизована, легко контролируема и в представляет из себя бартер в своей основе.
   Смерть Гингемы должна была неизбежно разжечь конфликт между элитами Голубой страны, однако о военных действиях и гражданской войне мы ничего не знаем. Или всё-таки знаем?
   Почему Урфин Джюс так легко захватывает Когиду? Почему Урфин Джюс так быстро стал властителем Голубой страны? Не потому ли, что он действовал на самом деле далеко не в одиночку, а при поддержке той самой элиты старшин, которые, не желая терпеть власть Према Кокуса, поддержали остатки администрации Гингемы и помогли Джюсу в его борьбе за престол? Я склоняюсь к мысли, что и Прем Кокус пошёл на определенного рода соглашение с Джюсом, сохранив за собой жизнь и богатства, что позволит ему в дальнейшем вернуть себе Голубую страну.
   "- Слушайте меня, жители Когиды! - громко провозгласил Урфин Джюс. - Я объявляю себя правителем Голубой страны! Сотни лет жевуны служили волшебнице Гингеме. Гингема погибла, но не исчезло ее волшебное искусство, оно перешло ко мне. Вы видите этих деревянных людей: я сделал и оживил их. Достаточно мне сказать слово и моя неуязвимая деревянная армия перебьет вас всех и разрушит ваши дома. Признаете ли вы меня своим повелителем?".
   Резюмируя, опишу ситуацию, сложившуюся в Голубой стране после смерти Гингемы как шаткую, неустойчивую. Вакуум власти породил смуту и возвышение по-настоящему авторитарного и жесткого правителя, после чего установившийся режим стал экспортировать внутриполитические противоречия и конфликты в формате экспансии в сопредельные страны - в первую очередь, в Изумрудный город. Кстати, о нём...
  

III. Зеленые начинают... и проигрывают.

   Как бы это странно не звучало, но наиболее развитый, продвинутый и богатый город Волшебной страны так и не смог выстроить эффективное государство хотя бы относительно среднего размера, оставшись карликом на перекрёстке основных держав ВС. Историческая роль Изумрудного города - это роль буфера, которую он начинает играть с момента раздела ВС между четырьмя волшебницами.
   Сама по себе возможность существования подобного политического образования стала возможной исключительно благодаря желанию выстроить нейтральную зону между территориями цветных стран, поэтому здесь мы не можем говорить о схожих социально-политических процессах, которые протекали по соседству.
   Первое: нам известен генезис города и его создатель. Хотя сама история, которую сообщает Гудвин, как минимум спорная и поднимает ещё больше вопросов, тем не менее мы можем спекулировать хотя бы на чём-то. Как можно было так быстро создать настолько большой и богатый город, причём не просто построить, но и развить достаточно для того, чтобы начать военную кампанию против одной из волшебниц - против Бастинды? Откуда - даже не деньги или драгоценности - откуда столько горожан?
   "Я летел целые сутки, пронёсся над пустыней и огромными горами и опустился в Волшебной стране, которую теперь называют страной Гудвина. Отовсюду сбежался народ и видя, что я спускаюсь с неба, принял меня за великого волшебника. Я не разубеждал этих легковерных людей. Наоборот, я вспомнил роли царей и героев и сыграл роль волшебника довольно хорошо для первого раза (впрочем, там не было критиков!). Я объявил себя правителем страны и жители подчинились мне с удовольствием. Они ожидали моей защиты от злых волшебниц, посещавших страну. Первым делом я построил Изумрудный город".
   "- Постройка Изумрудного города продолжалась несколько лет. Когда она окончилась, мы имели защиту от злых волшебниц".
   Что подразумевается под постройкой города? Создание укрепленных стен? Это бы объяснило такой упор на защитную функцию города, о которой упоминает сам Гудвин. Был ли построен Изумрудный город на месте уже существующего города или поселения (-ний)? Или это было именно что строительство с нуля, под ключ? Скорее первое, нежели второе, если мы будем критично подходить к словам Гудвина. Скорее всего, он именно что построил укрепленные стены, после чего статус существовавшего поселения изменился, стал именно что "городом". На это указывают также и последующие события - когда Страшила будет проводить работы по устройству водного рва вокруг города (также защитного сооружения, на минуточку!), название "Изумрудный город" будет изменено на "Изумрудный остров". Так что преемственность процедуры налицо, если так можно выразиться.
   Что же в таком случае было на месте Изумрудного города? Скорее всего поселение, либо несколько поселений, которые были населены местными аборигенами, а также всевозможными мигрантами из окружающих стран, которым не нашлось места в новой политической реальности. Словно Рим, который возник как город отщепенцев на стыке эллинистической и этрусской цивилизации.
   Второе: факт "раскрытия" легенды Гудвина даёт определенные намёки на механизм процесса легендирования собственной власти правителями других стран (проще говоря, феями). Что у них наблюдается общего?
   И Гудвин, и феи прибыли из внешнего мира, они не принадлежат к местным племенам. Это довольно существенная часть их личной истории, скорее всего они выступили в качестве арбитров между противоборствующими племенами, не желавших объединяться в единую страну под властью представителя другого племени.
   И Гудвин, и феи выстраивают свой культ на контролируемых территориях. Разница лишь во времени - Гудвин делает это впопыхах и по историческим меркам ВС не так давно. Однако он умело встраивается в установившийся баланс между феями, и даже его военное фиаско после попытки этот баланс нарушить не уничтожает его окончательно - видимо, упорядоченная власть на буферной территории более выгодна волшебницам, нежели неуправляемый хаос и анархия. Поэтому его культ волшебника феями не оспаривается, как для того, чтобы избежать развала его власти в крупном городе, так и для предотвращения всех сомнений в легитимности уже их власти в подвластных им странах.
   Третье: если Урфин Джюс и последующие антагонисты, которые вторгались в пределы ВС, так сильно были сфокусированы на Изумрудном городе, то почему в таком случае мы не видим попыток его захватить со стороны фей? Почему волшебницы не захватили город? Мы ведь не знаем даже о намерениях захватить город со стороны хотя бы тех же "злых" волшебниц, и уж тем более нам ничего не известно про реальные попытки его штурма или осады. Даже со стороны Бастинды, которая разбила армию Изумрудного города, не было сделано достаточно серьезных шагов к захвату города, о которых бы на страницах цикла Волкова сообщалось читателю. Ничем не объясняемая по ходу повествования неприкосновенность Изумрудного города до развала статус-кво - одна из интереснейших загадок, и к ней мы ещё вернёмся.
   В реальной истории крупные города-государства преодолели непростой путь от демократических республик до просвещенных абсолютистских княжеств, и что-то подобное происходит и с Изумрудным городом. На примере той же ренессансной Флоренции мы наблюдаем трансформацию семьи патрициев во главе крупного торгового города в клан нобилей во главе герцогства. Подобного рода развитие естественно в условиях стабильной конкуренции окружающих государств, когда отсутствует потенциальный гегемон без противовеса, претендующий на включение города в свою сферу интересов (или даже в состав своей территории). В случае с ИГ данный переход наблюдается сразу после развала статус-кво, что ставит городские элиты в позицию главных интересантов развала гегемонии фей хотя бы в каких-нибудь странах ВС. Дальше - больше.
   Почему армия Изумрудного города атаковала именно Бастинду? Согласно официальной мифологии, это было связано с тем, что злая волшебница держала племя мигунов в рабстве, поэтому Гудвин хотел спасти их и освободить от подобной участи. Это не самое удачное объяснение ввиду того, что те же самые жевуны подходят под эту роль ничуть не хуже, что дезавуирует легенду. Какими могут быть реальные причины?
   Наиболее правдоподобная версия - что коренная масса населения и прослойка элиты ИГ сами являются мигунами (или прото-мигунами, если сами мигуны были в ходе нацбилдинга образованы после разделения ВС на четыре части феями), которые сумели избежать порабощения со стороны Бастинды. Это как раз логично, учитывая тот факт, что мы ничего не узнаём о сопротивлении феям другими племенами, за исключением мигунов - Бастинде пришлось буквально завоёвывать Фиолетовую страну, используя в качестве наёмников армию летающих обезьян, в отличие от остальных волшебниц. После войны наиболее последовательные противники Бастинды из числа мигунов спаслись на клочке нейтральной территории в центре ВС, сохранив при этом какую-никакую память о произошедшем, и впоследствии лоббировали вторжение в Фиолетовую страну, когда Гудвин стал во главе города.
   Но всю вышеописанную теорию легко можно перевернуть с ног на голову, если исходить из того, что вторжение армии ИГ было вовсе не стремлением освободить мигунов, а наоборот - это была именно что агрессия, экспансия, с целью отторжения части территории, либо в целом захвата страны, и что мотивы Гудвина были абсолютно далеки от декларируемых. То, что нам преподносится в качестве причины войны есть лишь артефакт пропагандистской кампании Изумрудного города, оправдывающей вторжение в соседнюю страну. В таком случае происхождение элиты города становится для нас непринципиально, и её генезис вполне можно уложить в теорию об изначально автохтонном населении данной территории, равноценной остальным племенам ВС, к которым в качестве "прогрессора" прилетел Гудвин и "всё порешал".
   В любом случае, единственно известные взаимоотношения между государствами в ВС до развала статуса-кво - это именно что конфликт между ИГ и Фиолетовой страной, а также специфическая и ничем не поясняемая неприязнь между Бастиндой и Гингемой. И, будучи нелицензионным конспирологом со стажем, мне очень сложно удержаться от желания увязать два этих факта между собой, учитывая тот факт, что Гудвина не посмели тронуть после его военного поражения. Весьма сомнительно, что Гудвин действовал исключительно на свой страх и риск, без хотя бы минимальной поддержки со стороны окружающих его соседей.
   Изумрудный город - это несорванный плод Волшебной Страны, который вызревал под зонтиком соглашения волшебниц долгие годы, прежде чем появившийся из ниоткуда Гудвин воспользовался ситуацией и стал использовать ресурсы города на полную мощность. Но на полпути человека ПОПРАВИЛИ, причем поправили так, что ни о каких более попытках реванша не было и речи. Сохранил свою власть Гудвин, на мой взгляд, потому что смог объединить конкурирующие группы элит, консолидированные вокруг своего происхождения и направления торговых и дипломатических отношений - наиболее вероятно, что основной конфликт здесь был между группой патрициев-мигунов, реваншистски настроенных по отношению к Бастинде и вообще к сложившемуся статус-кво, и группой патрициев, которые были выходцами из всех остальных стран, ввиду их относительной малочисленности. Наверняка "мигунов" было больше, чем всех остальных, ибо их миграция была вынужденной и более массовой, в отличие от выходцев из остальных стран, откуда бежали по политическим и экономическим причинам. Если принять основную мифологию цикла за пропаганду Изумрудного города, то тогда становятся видны и основные направления, откуда элиты города в своё время бежали - это страны т.н. злых волшебниц - поэтому волшебницы в них злые, а не добрые. Вероятнее всего, именно диаспоры "протомигунов" и "протожевунов" были самыми большими и все остальные неизбежно втягивались в их орбиты (хотя, как я написал ранее, "протомигунов" было гораздо больше, так что ради противостояния им, оставшиеся кучковались вокруг "протожевунов" - это наиболее вероятно). Давайте поразмышляем над тем, что из себя могли бы представлять подобные "партии" патрициев.
   "Протомигуны" -- это не столько партия, сколько именно что диаспора, связанная общей целью реванша, сохранившая военную структуру и общее руководство после поражения от Бастинды. С учетом достаточно большого количества времени, прошедшего с момента их бегства (организованного отступления?) из Фиолетовой страны, они уже достаточно прочно связывают свою судьбу с Изумрудным городом и поэтому достаточно верно служат Гудвину - именно они организовывают армию Изумрудного города, именно под их руководством ведутся боевые действия против Бастинды. После военной катастрофы теряют лидирующие позиции в городе как по причине смены политического вектора в городе на изоляционизм, так и по причине чисто физического уничтожения большого количества диаспорального актива в ходе кампании. По своей социальной роли по большей части т.н. "воины" и "бюрократы".
   "Протожевуны" - в отличие от "протомигунов" они не смогли сохранить свою структуру и руководство после миграции из владений Гингемы -- это именно что "партия", а не диаспора, объединённая общими торговыми и политическими интересами. Почему в таком случае я называю их "протожевунами"? Это связано с направлением их торговых сношений - с приграничной частью Голубой страны, поэтому их общее с жевунами происхождение служит весомым бонусом. Однако, "протожевуны" всё же не были простыми трудовыми мигрантами, это были именно что оппозиционные и недовольные Бастиндой элементы из племён, которые были объединены в дальнейшем под названием "жевуны", поэтому их отношения с Голубой страной двояки - с одной стороны это торговля, с другой это также попытка сформировать мягкую оппозицию Бастинде из оставшихся на родине элит. Имеют место и общие браки, и наверняка общий бизнес - таким образом и части элит жевунов имеют влияние на ИГ, в отличие от тех же мигунов, абсолютно оторванных от города и никак на него не влияющих (даже несмотря на диаспору внутри). В политическом плане это именно что военные, но не дипломатические или торговые изоляционисты, сторонники мягких сношений с окружающими их странами и племенами. Налицо их усиление после военного поражения от Бастинды, именно они находятся при власти в городе на момент развала статус-кво в ВС. Это типичный для нашей с вами европейской истории прослойка "торговцев".
   "Зеленые" - группа патрициев, представляющая из себя этническую солянку, которая стала результатом т.н. "изумрудного" нацбилдинга в городе после прихода к власти Гудвина. Сторонники буквального изоляционизма, упрочат своё влияние после событий первой книги и пролоббируют преобразование города в остров. Основной их костяк - выходцы из оставшихся двух стран, а также местное автохтонное население, которые не бежали по политическим или военным причинам, а стали трудовыми мигрантами. По большей части поддерживают "протожевунов" в пику экспансионистам-"протомигунам", но при этом всё же представляют из себя достаточно самостоятельную силу, с которой вынуждены считаться все остальные партии. Сторонники Гудвина, наиболее вероятно, что социально представляют из себя класс т.н. "жрецов" - религиозно-политический актив, отвечающий за тот самый нацбилдинг и выстраивание мифа "Великого и Ужасного Гудвина".
   Во всём этом котле противоречий, который мы наблюдаем на момент развала статус-кво в Изумрудном городе, собственно и будут вариться основные участники последующих событий.
  

IV. Размышления о причинах величия и падения Бастинды.

   Согласно информации, которую мы получаем от автора, мигуны - единственные, кто сопротивлялись установлению власти фей в Волшебной стране. Конечно, преподносится это как сопротивление власти собственно самой Бастинде, но учитывая позицию остальных волшебниц по данному вопросу, мне ситуация кажется в корне иной.
   Мы не обладаем информацией по поводу того, что происходит между волшебницами в период установления статус-кво в ВС. Всё, что мы знаем, так это только про их договор о невмешательстве, а также о том, что страны были распределены согласно жребию. И то, и другое мы узнаем от самих волшебниц, и доверять этому в полной мере не стоит. Единственный пример действительно какого-либо взаимодействия между феями - это дипломатический конфликт (ссора) между "злыми" волшебницами, которые не нарушали основных правил - мы наблюдаем их взаимное невмешательство в дела друг друга и отсутствие горячей фазы в конфликте. О таких же конфликтах Бастинды с "добрыми" феями мы ничего не знаем, и всё противопоставление добрых фей злым есть лишь попытка остатков фей оправдаться в глазах победителя, сохранить собственную власть хотя бы на части территории Волшебной страны после развала статус-кво.
   Если исходить из того, что феи не просто так по жребию определили границы собственной власти, но продумали и сконструировали новую политическую реальность в соответствии со своими возможностями и ресурсами, то тогда становится понятна и роль Бастинды во всей этой истории, и всё оборачивается наизнанку. Это не протомигуны сопротивлялись Бастинде из-за её авторитарных замашек и опоры на силовые методы решения проблем, это наоборот сама Бастинда с её крутым нравом была поставлена над протомигунами из-за их воинственности и строптивости. Я бы даже сказал, что часть силовых ресурсов (в первую очередь, это армия летающих обезьян) была наверняка ей передана для завоевания Фиолетовой страны на определенных условиях - невмешательство в дела остальных фей силовым путём. Поэтому летающие обезьяны никогда бы не тронули обладательницу серебряных башмачков - потому что изначально обладали встроенным "предохранителем" для подобного рода случаев.
   Это также позволяет нам увидеть ещё один уровень мотивации Гудвина (под Гудвином я подразумеваю элиты ИГ в целом) для военного столкновения с Бастиндой - это стратегическая необходимость уничтожить одного из основных гарантов статус-кво, наиболее опасного с точки зрения военной силы. Уничтожив Фиолетовую страну, заполучив её ресурсы (а это как людские ресурсы, так и возможные волшебные трофеи Бастинды), ИГ занял бы доминирующее положение в ВС и смог бы навязать свои условия оставшимся феям для пересмотра статус-кво. Но всё произошло совершенно иначе - Бастинда выстояла, разбила армию ИГ, практически захватила самого Гудвина в плен - однако почему-то этого не случилось. Произошёл, на первый взгляд, откат к предыдущей политической ситуации - однако это не совсем так. Что реально изменилось?
   Первое - и наиболее очевидное - Бастинда упрочила своё положение среди остальных фей. Хотя её и поправили, но наверняка на условии определенных уступок. Наиболее реалистичный вариант - это уничтожение вооруженных сил (и вообще силовиков) в Изумрудном городе, и как следствие снижение влияния на политику города диаспоры "протомигунов". Это объясняет ситуацию на момент первой книги с тем, что в городе отсутствует регулярная армия и хоть какие-нибудь силовые структуры - только декоративные. Бастинда таким образом получила относительные гарантии своей безопасности на случай реваншистских настроений в Изумрудном городе.
   Второе - как ни странно, но ослабло положение Гингемы в ВС. Да-да, пусть вас это не удивляет, наверняка именно Гингема выступала крышей для Гудвина в случае военной неудачи, ввиду их холодного конфликта с Бастиндой. По сути, ИГ являлся довольно удобным буфером между Голубой и Фиолетовой странами, и в случае полномасштабной войны Бастинде пришлось бы в любом случае наступать через владения Гудвина. И Гудвин наверняка этим положением пользовался, однако после военной катастрофы ИГ теряет значение серьезной военной силы и щита для Гингемы.
   Третье - поражение Гудвина обостряет социальный конфликт внутри Изумрудного города и формирует более серьезные реваншистские настроения в его элите, что довольно существенно повлияет на дальнейшие события, которые мы будем рассматривать.
   Бастинда оказалась в выигрыше, упрочила свою власть. Однако стоило одному гаранту статус-кво погибнуть - как вся конструкция начала разваливаться. Обратим более пристальное внимание на то, как и кем была побеждена Бастинда.
   Итак, на западе происходят странные события - погибает Гингема, её правление тут же разрушается. Смерть феи никак не объясняется, известно лишь, что её убийца принимается жевунами за такую же волшебницу, однако вместо простой замены одного правителя на другого происходит неожиданное - Элли (а именно так зовут убийцу Гингемы) начинает свой путь в Изумрудный город. Её сопровождают мутные персонажи, но в ИГ их принимает сам Гудвин. Мотивы этой группы неизвестны. После приёма у Гудвина они резко направляются в Фиолетовый город. И тут, что называется, следите за руками: Бастинда теряет своё хладнокровие, закрывается у себя во дворце и бросает все имеющиеся силы против неизвестных пришельцев с запада. По итогу происходит примерно следующее - силы, брошенные против Элли, терпят фиаско, а вызванная на помощь армия летающих обезьян доставляет эту самую Элли к Бастинде прямо во дворец, после чего Бастинда также погибает от рук Элли, как и ранее Гингема. Естественно, всё это тщательно залегендировано под сказку про девочку-бедняжку, которая попала в рабство к злой фее, почему-то была допущена к наиболее опасному веществу для злой волшебницы - воде - (!), и после этого ей удалось эту самую Бастинду уничтожить с помощью этой самой воды (!!), причем по чистой случайности (!!!). Очень странная история, ОЧЕНЬ странная и чертовски неправдоподобная.
   Более реалистичным мне кажется иной вариант развития событий - это предательство Бастинды со стороны армии летающих обезьян. Тогда становится понятной вся эта санта-барбара с тремя желаниями, которая преподносится читателям на голубом глазу - желая сохранить репутацию Элли и наёмников, была пущена в тираж первая попавшаяся под руки легенда. Причем легенда не простая, а подогнанная специально под мигунов, которые легко могли бы проникнуться проблематикой рабства и прислуживания тирану.
   Авторитарных правителей проще всего сковырнуть с их насиженного места методом военного переворота. Именно такой переворот и должен был произойти с Бастиндой, потому что надеяться на восстание мигунов не приходилось, а иностранное вторжение не сработало ранее. Режим Бастинды выстоял и даже усилился, поэтому только внутренняя смута и только дворцовый переворот. Но как?
   И тут мы возвращаемся к статусу, которым обладали летающие обезьяны при Бастинде - была ли армия летающих обезьян наёмной, или это было что-то наподобие янычар при турецком султане? Насколько сильно они зависели от хозяина шапки? Как уже говорилось выше, мне представляется ситуация таким образом - изначально это была условно общая вундервафля, которая была передана Бастинде для того, чтобы она могла завоевать наиболее сильно сопротивлявшихся протомигунов и держать их в узде, но на условиях невмешательства летающих обезьян в дела остальных стран. И всё же, как мне кажется, такое мощное оружие не могло быть просто отдано одной из фей, пусть даже и на условиях невмешательства в дела остальных. Я думаю, что это была палка о двух концах - которая в нужный момент могла быть использована против своего обладателя (при условии консенсуса оставшихся в живых фей, разумеется).
   Резюмируя, скажу так: Фиолетовая страна - это авторитарное государство, построенное Бастиндой по договоренности с другими феями с помощью армии летающих обезьян. Завоевание было кровавым и жестоким, и породило уход наиболее нелояльного населения (а также возможно части старых элит) на буферную территорию, недоступную для Бастинды, где они основали свою диаспору и стали наиболее влиятельной частью образовавшегося после прибытия Гудвина Изумрудного города. Бастинда такими же жестокими методами стала выстраивать нацию мигунов, по примеру других стран, для лучшего контроля территории и подвластного городского населения. Укрепив свою власть, у Бастинды тлел в дальнейшем конфликт с Гингемой, однако за рамки договоренностей он так и не вышел - но породил ситуацию агрессивного буфера у границы, обладающего поддержкой со стороны Гингемы и реваншистской диаспорой протомигунов у руля. Но тут Бастинду спасло наёмное войско летающих обезьян, позволило усилить свои позиции в ИГ и обезопасить границу. Однако после того, как статус-кво стал рушиться по независящим от Бастинды причинам, её быстро "смахнули в ящик" благодаря встроенной в армию летающих обезьян возможности при договоренности всех остальных живых фей использовать наёмников в своих интересах.
  

V. Бойтесь волшебниц, дары приносящих.

   Вся эта насквозь конспирологическая теория возникла у меня в голове после повторного прочтения предфинальной части первой книги цикла, когда Элли и её друзья прибывают во дворец Стеллы. Это очень сильно напомнило мне Трипарадис, когда диадохи делили империю Александра и оставшийся мир между собой, выстраивали новую систему сдержек и противовесов. Что же происходит в Волшебной стране после ухода Гудвина?
   Новым правителем Изумрудного города становится Страшила. Он сохраняет культ Великого и Ужасного Гудвина и позиционирует себя как его полноценного преемника. При этом ситуация с демилитаризацией ИГ остаётся такой же - город не обладает достаточными силами для ведения агрессивной внешней политики.
   Новым правителем Фиолетовой страны становится Железный дровосек. Будучи выходцем из диаспоры протомигунов, он опирается на них в своём правлении - причём правит как типичный авторитарный правитель-популист, чем-то напоминающий латиноамериканских диктаторов - отменяет налоги и позиционирует себя как руководителя "от сохи", занимается инфраструктурой и сам работает на благо народа. Диаспора протомигунов возвращается в Фиолетовую страну и становиться её новой элитой, при этом теряя прежние позиции в Изумрудном городе.
   Новая элита ИГ - это протожевуны, зеленые в оппозиции. Этот конфликт породит определенные проблемы для Страшилы в дальнейшем, когда представители зеленых станут коллаборационистами на службе у Урфина, но это будет уже позднее. Усиление протожевунов в ИГ также позволило им поддержать установление власти в Голубой стране симпатизанта Изумрудного города Према Кокуса, что приведет в дальнейшем к гражданской войне и возвышению реваншистских сил под предводительством Урфина Джюса.
   В обмен на признание новых властей, Стелла получает в свои руки армию летающих обезьян. Режим невмешательства в дела фей со стороны оставшихся стран сохраняется, их власть над странами остаётся прежней, их культ остаётся нетронутым.
   Элли покидает ВС также неожиданно и без разумных объяснений. На территории жевунов, мигунов и ИГ создаётся её культ, сообразный культу волшебниц, её авторитет также используется для укрепления власти новых правителей.
   Если мы исходим из предпосылки, что Джюс был использован для разрушения сложившейся по итогу первой книги цикла системы международных отношений, то было бы неплохо понять, кому из достаточно крупных и сохранившихся сил ВС этот самый статус был наиболее невыгоден. И, как ни странно, эта сила отыскивается достаточно быстро.
   ЗА ВОЗВЫШЕНИЕМ УРФИНА ДЖЮСА СТОЯЛА ВИЛЛИНА.
   ***
   Что такое религия?
   И что такое религиозный культ?
   Естественно, нужно всегда делать скидку на эпоху и общество, в которой эта самая религия представлена. В разных цивилизациях религия может отличаться не только своей мифологией и сакральным нарративом, но и материальным способом существования, а также проистекающим из него социальным устройством. И это подчас не менее интересно, чем собственно само вероучение, особенно если речь идёт о культе с долгой и "продуктивной" историей.
   Идея соотнести реальные исторические примеры обожествления правителей с тем, как в Волшебной Стране относились к феям, а позднее и к Элли, неизбежно приводит нас к не менее важному вопросу, который буквально витает в воздухе: обладали ли волшебницы волшебными силами?
   Возвращаясь к идее того, что всё происходящее в книге является ничем иным, как излагаемой в формате эпоса реальной историей, то можно и волшебство фей трактовать как попытку переложить в жанр сказки какие-то ранее неизвестные либо социально-политические, либо материально-технологические ноу-хау, которые становились частью религиозного культа фей. Древнегреческие полисы практиковали обожествление своих основателей, хотя и не приписывали им сверхъестественные способности - их сакрализация была на редкость "светской" в этом отношении. Но вот уже эллинистические царства эпигонов имели примеры не просто обожествления правителей, но и поклонения им как покровителям отдельных ремёсел и природных сил.
   Государства волшебниц и в самом деле чем-то напоминают царства эллинистических династий, особенно если предположить, что феи на самом деле представляли из себя не конкретных персонажей, а скорее поколения правительниц, объединяемых в одну династию под одним именем (Виллиниды, Стеллиды). Как это было в случае Птолемеев (Лагиды - от имени прародителя рода - мифического Лага), где каждый наследник мужского пола имел одинаковое имя с отцом, а менялась лишь нумерация. Это если мы стоим на позиции условного реализма происходящих событий и пытаемся их трактовать, опираясь на отдаленные примеры реальной истории - в данном случае, античной. Такая трактовка, конечно же, не закладывалась автором, однако мы здесь рассматриваем произведения Волкова иначе, мы выстраиваем свою модель Волшебной страны, в которой более реалистичный и историчный подход к трактовке имеющегося материала соседствует с "додумыванием" и "высасыванием из пальца" множества теорий.
   В таком случае, конечно, всё вышенаписанное изменяется в корне. Смерть Гингемы - это уже не просто смерть конкретной волшебницы, а гибель целой династии, которая сопровождается при этом распадом государства и анархией, гражданской войной.
   ***
   Я не случайно считаю Джюса несамостоятельным политическим игроком, а всего лишь движимым предметом на туалетном столике волшебниц - это можно проследить по его пути в сюжете второй книги. Если с присущим современным исследователям цинизмом очистить от шелухи и необязательных подробностей повествование, то вырисовывается следующая картина в порядке хронологии:
   - после смерти Гингемы и событий первой книги цикла (о них я писал выше) условные "лоялисты" (бывшие сторонники Гингемы, объединившиеся вокруг её приближенных) получают в свои руки мощную армию деревянных солдат, происхождение которой объясняется наличием волшебных сил у лидера лоялистов, унаследованных от Гингемы - т.е. декларируется преемственность прошлому режиму;
   - начинается гражданская война, исход которой намекает нам на договорняк между лоялистами и сторонниками Према Кокуса, т.к. после бескровной победы лоялисты оставляют оного в живых (видимо, под домашним арестом). Т.е. либо он используется в качестве ценного пленника, смерть которого спровоцирует продолжение гражданской войны и будет непринято большинством жевунского общества, либо же он используется не просто как заключенный, но и как посредник между Джюсом и одной из фей (как я считаю, Виллиной). История Према намекает нам на его многочисленные связи за рубежом, его власть практически всегда позиционируется как "правильная" для остальных жевунов и полностью устраивает внешних игроков;
   - после захвата Голубой страны, Джюс не останавливается на достигнутом, а ведет свою армию "дуболомов" на ИГ и берёт его в осаду. Сопротивление Джюсу возглавляют Фарамант и Дин Гиор - представители партии "протожевунов", которые буквально только что потеряли серьезное влияние в Голубой стране ввиду пленения Према Кокуса и поражения его сторонников в гражданской войне, и оттого были настроены весьма антиурфиновски (если так можно выразиться);
   - захватить ИГ с наскока Джюсу не удалось, однако с помощью своих агентов он выходит на связь с оппозиционно настроенными элитами ИГ - т.н. "зеленой" партией в лице Руфа Билана - и захватывает город, взяв Страшилу и его сторонников в плен. Билан становится главным государственным распорядителем и, видимо, не ограничивается в своих полномочиях одним лишь ИГ (первый контур, которым мы можем очертить сделку Урфина и "зеленых" в обмен на сдачу города);
   - выдвинувшийся на подмогу ИГ Железный Дровосек также оказывается в заложниках у Джюса, более того - он изначально не в курсе реальной угрозы со стороны дуболомов и, согласно сюжету книги, выступает на помощь Страшиле в одиночку. Видимо, протомигуны решили, что раз мавр сделал своё дело, то мавр может уходить;
   - взятых пленников Джюс всячески пытается привлечь на свою сторону, однако договориться не получается, пленники не идут на сделку. Именно после этого он направляет в Голубую и Фиолетовую страны своих наместников из числа представителей "зелёной" партии ИГ;
   - Урфин Джюс объявляет себя королём Изумрудного Города и всей Волшебной Страны, дальше - больше:
   "Через три дня после пира придворный летописец представил обширный доклад, где с неопровержимой ясностью выводил род Урфина от древних королей, когда-то правивших всей Волшебной страной.
   Из этого летописец сделал два важных вывода. Во-первых, Урфин вступил на престол по законному праву, как наследник древних владык. Во-вторых, волшебницы Стелла и Виллина без всякого на то права и основания присвоили земли Урфина и на этих наглых захватчиц надо пойти войной и лишить их незаконных владений".
   Джюс всячески пытается легитимизировать право на престол окружающих его стран - и при этом продолжает выстраивать собственный культ волшебника, вступая в резкую конфронтацию с волшебницами. Но лишь на словах.
   На деле Джюс никак не пытается побороть собственно волшебниц, ограничиваясь лишь захватом Голубой и Фиолетовой стран. Он укрепляет новообразованное государство, создаёт институты полиции, наместничества, продолжает наращивать военные силы - но в открытую войну не вступает. Чего же он ждёт? (И на что он надеется?)
   Я вижу это следующим образом: именно Виллина передала Урфину (читай, сторонникам Гингемы) волшебный порошок, именно Виллина выступила гарантом для бескровной передачи власти над Голубой Страной Урфину в обмен на сохранение жизни (и, вероятно, имущества) Према Кокуса и его сторонников, а также при условии последующей экспансии Джюса в сторону ИГ и Фиолетовой Страны. Урфин, по всей видимости, выполняет свою часть сделки, однако дальше начинаются проблемы - в Голубой стране появляется Фея убивающего домика.
   Какие цели ставила перед собой Виллина?
   Очевидно, не допустить того, чтобы Стелла осталась последней и единственной феей в ВС. Сделать это было тем труднее, что именно у Стеллы оказалось в руках воинство летающих обезьян, а также ключи к влиянию на правителей в Голубой и Фиолетовой странах, а также на Страшилу как правителя ИГ (получила она их по договорённости с Элли, в обмен на признание и невмешательство в дела культа Феи Убивающего Домика). Тот факт, что переговоры проходили именно во владениях Стеллы, наглядно показывает её роль в новом постгудвиновском мире.
   Но даже сама Стелла прекрасно понимала, что реальную опасность представляет уже новый игрок, который негласно подмял под себя большую часть ойкумены, основал настолько же мощный культ волшебницы и внезапно для всех исчез - Элли. Она довольно умело расставила своих людей по буферным для оставшихся в ВС волшебниц странам, отчего не дала ни одной из них решающего преимущества.
   Аналогию ситуации, в которой оказался Урфин Джюс, с поджогом Вороньей слободки можете провести самостоятельно.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"