Баянова Нина Анатольевна : другие произведения.

Ценности и Ценностные ориентации

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ПРИЯТНОГО ПРОЧТЕНИЯ!


   0x08 graphic

федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Санкт-Петербургский государственный университет

кино и телевидения"

  

Реферат

  

по дисциплине "Социальная психология"

   Тема: "Ценности и ценностные ориентации как детерминанты поведения".
  
  
  
  
  
  
   Выполнила: Баянова Нина Анатольевна
  
  
   Факультет Экранных Искусств
   Кафедра кинотележурналистики
   Группа:857 Б
  
   Преподаватель:
   И.И.Скрипюк
   Санкт-Петербург 2010 г.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Оглавление:
  
  
   Введение 3
   1. Ценности в жизни человека и общества 4
   1.1. Понятие ценности и ее характеристика. Ценности и оценки 4
   2. Классификация ценностей 7
   2.1. Ценностные ориентации и их социальная обусловленность 8
   3. Ценностные ориентации личности 10
   4. Выводы..................... 12
   Заключение 13
   Список литературы 14
  
   Приложение.........................................................................................15
  
   Введение
  
   Во многих веществах атомы объединяются в группы, называемые молекулами. Объединяются они по подобию и сходству физических и химических свойств. Такая же система прослеживается и в социуме. Люди, на вид все одинаковые, различаются своими свойствами. А что становится ориентиром для их свойств?
   В процессе социализации личность впитывает, словно губка в себя, различные ориентиры, ценности. Детский сад, школа, университет - все эти организации помогают человеку стать личностью. Личностью со своими принципами, правилами, социальными установками. Именно это предопределяет их будущую модель поведения, увлечения, друзей и, в сущности, жизнь.
   "Развитые ценностные ориентации - признак зрелой личности, показатель меры ее социальности... Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности..."[1].
   Я считаю, что идея "ценностей и ценностных ориентаций" важна не только как теоретическая составляющая дисциплины "Социальная психология", но и как практическая основа межчеловеческого общения. Так как обладая знанием о ценностных ориентациях личности, возможно вычислить поведение индивида в той или иной ситуации. Этим следует руководствоваться в выборе партнера в дружеских отношениях, на работе, в браке. Как известно "слаженность" и "срабатываемость" понятия разные. Это наглядный пример влияния ценностных ориентиров в нашей жизни.
  
  
  
  
  
  
  
   [1] Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 732
   1. Ценности в жизни человека и общества
  
   1.1. Понятие ценности и ее общая характеристика. Ценности и оценки
  
   Легко можно представить понятие "ценность" с позиции обыденного сознания. Для каждого человека это, наверняка, то, что особо ценно в его жизни. Но полное содержание данного понятия, а особенно его природа, не так уж и проста. Я постараюсь рассмотреть данный аспект шире. Дать определение с различных точек зрения: философии, психологии, практики.
   В чем же философский смысл понятия "ценность"?
      -- Ценность социальна по своей сути и имеет объектно-субъектный характер.
   Человек - существо социальное, соответственно и существование ценностей связано с социумом. Более того, ценности вне социума существовать не могут. Вещи, события без их сопряжением с социумом существовать не могут, так как не будет существовать критерия оценки. Это относится не только к вещам, созданным человеком. Многие не зависящие от индивида объекты, такие как природные, были задолго до появления человека на земле. Но о ценности и значимости природы для общества мы имеем право говорить, лишь в отношении человека и природы. Так как переосмысливание ценности природных факторов в человеческом понятие и есть создание ценности в данном аспекте.
   2. Ценность возникает в ходе практической деятельности человека.
   Человек - существо разумное. Следовательно, любое его действие направленно на получение результата, и не просто результата, а желаемого для индивида. На протяжении всего действия перед человеком стоит цель. Цель и представляет собой ценность. Достижение результата, рассматривает как значимый, ценностный для него.
   Конечно, не все результаты и не всякой человеческой деятельности становятся ценностями, а только те, которые являются социально значимыми, отвечающими общественным потребностям и интересам людей
   3. Понятие "ценность" необходимо отличать от понятия "значимость".
   Часто понятие "значимость" употребляют, как синоним слову "ценность". Мера желания человеческой ценности, можно охарактеризовать как "значимость". У каждого разные потребности, следовательно что-то мы будем хотеть более, что-то менее. Но есть и такие случаи, когда значимость представляет себя в негативном случае, так сказать вреда. Зло, социальная несправедливость, войны, преступления и болезни имеют большую значимость для общества и личности, но эти явления не принято называть ценностями.
   Делаем вывод что ценность -- это положительная значимость. Соответственно значимость может быть и положительной и отрицательной. Понятие значимости шире, нежели понятие ценности.
   4. Всякая ценность характеризуется двумя свойствами: функциональным значением и личностным смыслом.
   Дадим им определение. Функциональное значение ценности -- это все значимые для социума свойства, функции предмета или идей, которые определяют их ценностью для какой-либо группы. Так, например, для любого действия или идеи предопределено определенное значение для определенной личности.
   Личностный смысл ценности -- это ее отношение к потребностям человека. Можно сказать, что с данный смысл зависит от 2-х факторов - от самого объекта, выполняющего функции ценности, и от самого человека. Постигая смысл вещи, человек определяет свою нужду в ней не только из природных потребностей, но и из потребностей, взращенными на воспитании обществом. Индивид смотрит на событие или вещь сквозь призму общества, традиционное отношение людей. Человек как ищет в вещах их родовую сущность, идею вещи, которая и является для него смыслом.
   Интересный момент, ведь смысл ценностей для каждого человека может быть разным. Ведь у каждого свои ценностные ориентиры. Например, у каждого человека хоть раз было домашнее животное. Для одних питомец - часть семьи, отдушина, лучший друг. Для других это сторож их имущества, защитник. Для третьих это способ заработка, при их размножении. Во всех этих случаях один и тот же предмет связан с различными потребностями.
   5. Ценности по природе своей объективны.
   Здесь могут возникнуть разногласия, так как ранее я говорила о том, что ценность возникает из отношения к ней индивида. Соответственно можно сделать вывод, что ценность субъективна. Она зависит от человека, эмоций, его чувств, желаний. И влечение к этой ценности может пропасть в любую минуту, так как просто может перестать удовлетворять человека, его нуждам. Делаем вывод, без человека ценность не существует.
   И, тем не менее, субъективизация ценности, превращение ее в нечто односторонне, зависимое от сознания человека - неоправданны. Если рассмотреть этот вопрос со стороны предметно-практической деятельности субъекта, то мы убедимся, что ценность объективна. Формирование у людей ценностных отношений к окружающему миру происходит в процессе такой деятельности. Иначе говоря, предметно-практическая деятельность - основа того, что вещи или предметы окружающего мира, непосредственно обретают для общества или человека определенное объективное значение - ценность.
   2. Классификация ценностей
  
   2.1 Ценностные ориентации и их социальная обусловленность
  
   У людей такой диапазон интересов. Все, что происходит на земле и за ее пределами, интересно человеку. Он пытается все познать, поглотить. Но это мы говорим о человечестве в общем. Это как открытка на праздник, если ее капнуть глубже, то можно слегка разочароваться. Разбирая отдельного человека можно обнаружить, что круг его интересов очень узок. Что его не интересует, казалось бы самое основное, касающееся всей жизни в целом. Что сфера его жизненных ценностей ограниченна лишь на его эго.
   Многообразие ценностей, существующих в обществе, вызывает необходимость в их определенной классификации.
   Единого критерия оценки ценностей не существует. Поэтому сфокусируемся на важных для жизни аспектов и выделим следующие основания: по сферам общественной жизни; по субъектам, или носителям ценностей; по роли ценностей в жизни общества.
  
   Классификация ценностей
   "Витальные: жизнь, здоровье, качество жизни, природная среда и др.
   Социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, терпимость, равенство полов и др.
   Политические: свобода слова, гражданская свобода, законность, гражданский мир и др.
   Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, порядочность и др.
   Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение и др.
   Эстетические: красота, идеал, стиль, гармония.
   По степени распространенности духовные ценности могут быть общечеловеческие, национальные, сословно-классовыми, локально-групповыми, семейными, индивидуально-личностными.
   Общечеловеческие ценности -- характеризуются тем, что признаются наибольшим количеством людей как во времени, так и в пространстве. К ним относятся все важнейшие житейские истины, все шедевры мирового искусства, устойчивые нормы нравственности (любовь и уважение к ближнему, честность, милосердие, мудрость, стремление к красоте и др.) Многие нравственные заповеди совпадают в мировых религиях, своеобразно отражаясь в основных правах человека.
   Национальные ценности -- занимают важнейшее место в жизни любого народа и отдельно взятой личности. Но здесь необходимо помнить о словах Л.Н.Толстого: "Глупо, когда один человек считает себя лучше других людей; но еще глупее, когда целый народ считает себя лучше других народов" (Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993. С. 157).
   В отличие от общечеловеческих, национальные ценности более конкретны и более материализованы, для русского народа это Кремль, Пушкин, Толстой, труды Ломоносова, первый спутник и т.п.; для нас -- белорусской нации -- Софийский собор в Полоцке, крест Ефросинии Полоцкой, деятельность Ф.Скорины (Библия) и др., для французов -- Лувр, Эйфелева башня и др.
   Значит, национальные духовные ценности -- это все то, из чего складывается специфика культуры того или иного народа.
   Сословно-классовые ценности связаны с интересами и мироощущением отдельных классов и социальных групп. В послереволюционные годы они ярко воплотились в деятельности и идеологии Пролет-культа (1917--1932 гг). Его главная идея -- ненависть к "эксплуатирующим" классам, возвеличивание физического труда в противовес духовному, отрицание предшествующего культурного наследия. Сословно-классовые ценности предшествующего культурного наследия.
   Локально-групповые ценности -- объединяют сравнительно небольшие группы людей как по месту их проживания, так и по возрасту.
   Они отражают некоторые социально-типичные предпочтения в сфере культуры и, к сожалению, нередко в сфере антикультуры. Это различные "братства", секты, касты или объединения типа "рокеров", "панков", "люберов" и др. Здесь можно говорить преимущественно о специфических молодежных, возрастных ценностях.
   Семейные ценности. Семья, по выражению В.Гюго, является "кристаллом" общества, его основой. Это -- общество в миниатюре, от физического и нравственного здоровья которого зависит процветание всего человечества. Отсюда огромная роль в становлении культуры передающихся из поколения в поколение семейных ценностей. К ним относятся все положительные фамильные традиции (нравственные, профессиональные, художественные или даже чисто бытовые).
   Индивидуально-личностные ценности включают в себя идеи и предметы, особенно близкие отдельно взятому человеку. Они могут быть позаимствованы в окружающей социально-культурной среде или созданы в результате индивидуального творчества." [2]
  
   [2] https://belportal.info/stroenie-morfologiya-kultury/
   Ценности в жизни человека занимают разные позиции. Одна оказывается гланее, другая жизненно необходимой, а третья и вовсе носит желательный характер.
   1. "Ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества. Это те ценности, без которых нормальное функционирование общества и человека не нарушается.
   2. Ценности повседневного спроса и повседневного обихода. К этой группе относится большинство как материальных, так и духовных ценностей. Это все то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться.
   3. Высшие ценности -- это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. Без высших ценностей не только не может состояться личность, но и невозможна нормальная жизнь общества в целом. Существование высших ценностей всегда связано с выходом за рамки частной жизни индивида, они приобщают к тому, что выше его самого, чем определяется его собственная жизнь, с чем неразрывно связана его судьба. Вот почему высшие ценности, как правило, носят общечеловеческий характер."[3]
   Стоит заметить, что нет гарантий, что классификация ценностей останется такой, какой мы представили ее сейчас. Ценности могут менять свою значимость, могут появляться новые ценности (так как жизнь меняется слишком быстро).
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   [3] http://revolution.allbest.ru/psychology/00202365_0.html
  
   3. Ценностные ориентации личности
  
   "Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности.
  
   Ценностные ориентации - это внутренний компонент самосознания личности, который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности." [4]
  
   По развитию ценностных ориентаций можно судить о воспитанности, культуре, зрелости личности.
   Если человек обладает теми или иными качествами характера, можно сделать выводы об устойчивости и непротиворечивости ценностных ориентаций, развившихся у него. Ценность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели - все это составляющие успешного усвоения ценностных ориентиров.
   Наоборот, отклонение в норме поведения вызваны противоречивостью в ценностных ориентациях.
   Правильное усвоение индивидом ценностной структуры способствует процессу социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.
   Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида.
   Ядов В.А. разработал диспозиционную концепцию регуляции социального поведения индивида. [5]
  
   [4] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5927/Itemid,0
   [5] Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994.
   Идея заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, организованных иерархически, которые регулируют его поведение и деятельность. Каждый уровень этой системы состоит из трех компонентов: потребность, ситуацию, диспозиционное образование. Замечено, что данная система ценностных ориентаций формируется не всегда. Лишь когда развитие человека достигает своего пика. Она контролирует поведение и деятельность личности. Опять таки при условиях: значимость ситуации.
   Данный факт был замечен и исследован не только Ядовым. Многие исследователи придавали большое значение сформированности у индивида системы его ценностных ориентаций. Якобсон П.М., выделяя психологические аспекты созревания личности и исследуя критерии ее социальной зрелости, отмечал важную роль динамических сдвигов в ядре личности, связанных с открытием и усвоением ценностей, норм, требований и правил общества.[6]
   Можно сделать вывод, что изучение ценностных ориентаций очень важно для общества, поэтому многие исследователи занимаются этим вопросом. Предположу, что изучение данного материала и применение его на практике очень полезно в подростковом периоде, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   [6] Якобсон И.С. Психология человека. М.,2005
   4. Выводы
  
   Поведение человека зависит от его ценностных ориентиров. От того, что заложено в его воспитание, что в его понимание Добро и Зло, что является нормой, а что отклонением. Именно поэтому люди интересны друг другу. Ведь по сути все одинаковы, лишь ценности, тоесть воспитание разное.
   И в зависимости от того как скоро меняются наши ценностные ориентиры, меняются и увлечения, друзья и все то, что когда-то казалось нормальным.
   Главная ошибка - восприятие других ценностей враждебно. Проявление эгоизма. Другие ценности нужно уважать, так как найдутся люди, которые поддержат эти ориентировки.
   Если человек хочет изменить окружение, свою жизнь нужно начинать с изменения своих ценностей.
   Можно сделать вывод, что ценностные ориентации являются ориентиром нашего поведения. Если рассматривать человечество в целом, то многих глобальных проблем, возможно было бы избежать, если бы в свое время, а тоесть в подростковом возрасте, людям внушали бы ценностные ориентации морального плана, такие как: любовь, жизнь, добро и зло. Отклонения в социуме в целом связано напрямую с отклонением в усвоении ценностных ориентациях одного индивида. Просто он в какой-то период своей жизни нашел себе сотоварища, человека с такими же отклонениями.
   Отклонения в усвоении ценностного ориентирования ведут за собой отклонения в поведение человека.
   Поведение человека - эта его определенная ожидаемая социальная роль. Соответственно социум является основной площадкой, на которой разворачивается поведение индивида.
   Я предлагаю отложить в сторону все дела и заняться усвоением нормативных ценностных установок - тогда и мир сохраним, и жизнь лучше сделаем.
  
   Заключение
  
   В жизни человека так много всего происходит, так много всего меняется ежедневно. Но ценности по праву занимают главное место. Ведь по принципу усвоения ценностных норм и протекает наша жизнь, совместная или в частности.
   Человек, совершая какое-либо действие, всегда преследует цель. Это по сути и является ценностью. Критерии этой теории являются: благо, достоинство, значение, оценка, польза, победа, смысл жизни, счастье, уважение и т. д.
   Все многообразие ценностей можно классифицировать по трем основаниям: по сферам общественной жизни, по субъектам, по роли в жизни общества. Классификации ценностных ориентации как токовой не существует, ее можно назвать лишь условно, руководствуясь основными критериями жизни человека. По субъектам различают ценности: индивидуальные, групповые и общечеловеческие.
   Ценностные ориентации являются ориентиром нашего поведения. Правильное усвоение норм ведет к активной и правильной жизненной позиции, задержка в усвоении норм ведет к отклонению от нормы поведения человека.
   Если мы хотим что-либо изменить в социуме, следует прививать каждому члену общества правильные ценностные ориентировки.
  
   Список литературы
  
      -- Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 732;
      -- Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М. Наука, 1994;
      -- Якобсон И.С. Психология человека. М., Изд-во Мысль, 2005;
      -- http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5927/Itemid,0
      -- https://belportal.info/stroenie-morfologiya-kultury/
      -- http://revolution.allbest.ru/psychology/00202365_0.html
  
   Приложение
  
   Данная тема показалась мне актуальной и интересной. После проведенной Вами лекцией я под впечатлением написала статью в школьную газету ко Дню Учителя. Им и является предложенный ниже текст.
  
  
   Урок: система ценностей
   Мы уже давно привыкли к тому, что все мы разные. Внешне. Проблема нацизма и расизма понемногу сбавляет обороты. Но вот к тому, что каждый из нас различен по воспитанию и восприятию мира, мы осознать еще не можем. Деление общества на классы, такие как: интеллигенция и рабочий класс, еще не так пугает. А вот деление на "быдло", буржуи, элиту и бедноту будет, пожалуй, страшнее любого расизма. Ежедневно люди из разных слоев общества сталкиваются друг с другом в различных ситуациях, начиная с одной очереди за хлебом, заканчивая ЗАГСом.
   Непонимание, с которым люди сталкиваются в общении, происходит в связи разного заложенного воспитания. Например, для одного украсть чужую вещь - дело само собой разумеющееся, ведь так делали всегда в его семье. Для другого, говорить на повышенных тонах для достижения желаемого - норма. Для третьего, помогать пожилым людям - дело чести, ведь его воспитывала бабушка.
   В каждом из нас уже существует определенная система ценностей. И именно ими мы руководствуемся по жизни. Но кто помимо семьи закладывает в нас эти ценности?
   Изначально ребенок - это белый лист бумаги, из которого можно сделать все, что угодно. Но если родителей не выбирают, то для воспитателей и учителей можно устраивать кастинги. Критерием отбора станут: образование, стаж работы, политические взгляды, семейное положение, социальный статус, личные интересы и увлечения. Ведь родители после 2-3 лет выхаживания своего чада, половину своих обязанностей возлагают на социальных педагогов. И именно им предстоит завершить базовую основу ценностей ребенка.
   Учитель не только источник знаний и опыта. Настоящий учитель - это эталон успешного человека для ребенка, особенно в начальных классах, когда нет разделения по ведению предметов. Тогда один человек учит одновременно математике и русскому, уважению и толерантности.
   Я даже не помню, о чем нам рассказывали тогда больше, о правописании или о правильном отношении к людям. Часто случалось, что на уроке кто-то из ребят успевал поссориться, и учитель, прерывая урок, начинал разбираться в ситуации. И обычно с этого занятия мы больше уносили с собой не багаж знаний, а багаж личного опыта, мудрости (если так можно выразиться).
   Было и специальное время, отведенное для получения каких-то жизненных советов. Тогда весь класс садился напротив учителя, и мы слушали различные истории. А потом дружно обсуждали поведения героев, осуждая или поощряя их. Это теперь я понимаю, что именно в те моменты формировалась наша система ценностей. И чаще всего "знакомиться с жизнью" приходилось не во внеклассное время, а во время самих уроков, когда кто-то опаздывал, а кто-то приходил в одних колготках, забывая надеть юбку или сменку. Мы смотрели друг на друга и смеялись, а часто и высмеивали, но именно благодаря учителю научились быть снисходительными, понимая, что такая ситуация может произойти с каждым.
   Нас часто критиковали за то, с кем мы дружим, а мы во имя протеста дружить не переставали. Тогда казалось, что это было ущемление прав общения. Но, наверное, учителям видно даже лучше, чем родителям, насколько пагубно влияет дурное общество на ребенка. Ведь это тоже формирование определенной ценности - выбирать правильных друзей. Ведь следующим значимым звеном в жизни каждого человека после родителей, педагогов идут друзья. И в зависимости от того, в чью дружбу вы "попадете" будут зависеть ваши будущие ценности, интересы, увлечения.
   Недавно в систему образования поступило предложение о том, как можно сделать образованнее качественнее. Можно заменить педагогов на специалистов своего профиля. Например, физику будет преподавать физик-атомщик, русский язык- журналист, литературу - писатель, биологию - биолог, черчение - архитектор.
   Но тогда действительно, всех учителей можно заменить на специалистов своего профиля. Только с каких это пор, общество начало забывать истинную обязанность Учителя? Воспитать развитого и гуманного человека. Ведь в умение быть учителем входит не только донесение информации, должна быть уверенность в том, что эту информацию усвоили. Учитель должен иметь потрясающую харизму, не позволяющую потерять внимание и заинтересованность учеников.
   Учитель - это не профессия, учитель - это образ жизни. И пока в наших школах не перевелись учителя, живущие своей профессии, мы можем быть спокойны за своих детей и за наше общество.

Нинель Баянова

05.10.10 год

  
  
  
  
  
  
  
  

2

  
  

Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"