Баканова Марина Владимировна : другие произведения.

Равно-неравное образование

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    открытия российского гендерно-неравного образования

  Равно-неравное образование.
  ООН еще в начале тысячелетия постановила о приложении всех сил и возможностей для достижения гендерного равноправия в получении образования. Специальные программы для этого разрабатывались для стран Африки и Азии, где гендерный перекос в образовании наиболее велик. Априрори казалось, что для стран Европы (в том числе и России) или Северной Америки эта программа не актуальна, казалось бы здесь равенство полов при получении образования давно уже достигнуто. Как оказалось - только казалось.
  Не далее как сегодня было очередное заседание Верховного Суда РФ. И вроде бы по пустяковой проблеме - суд в Мордовии запретил девочкам посещать занятия в платке. Сами ученицы и их родители пока дошли до суда потеряли здоровье, в том числе и психическое, выслушивая выговоры и привлечения детей к ответственности в школах, ходя по инстанциям всех уровней. Однако - даже Верховный суд остался непреклонен. Из решения суда "в школе приемлема только светская одежда без религиозной атрибутики". Ни заявления мусульманских лидеров, ни православных священнослужителей, ни ссылки на Конституцию (которая к слову разрешает свободное исповедание любой религии на территории России) не помогли.
  Теперь вопрос за малым. Конечно, возможно поможет обращение персонально к президенту РФ и его волевое решение все-таки разрешит девочкам посещать учебное заведение в платках. Но на это надежды почти никакой - еще раньше он категорически высказывался против платков в учебных заведениях. Есть еще вариант, возможно оскорбленные и возмущенные родители дойдут до Страстбурга и суд по правам человека даст положительное решение на этот запрос (как не так давно именно таким путем разрешили фотографироваться на внутренний российский паспорт в головном уборе). Но и это очень длительный процесс, да и отношение к России сейчас со стороны Европы очень неоднозначное.
  Т.о. сегодня России одним росчерком пера поставила себя в один ряд с беднейшими странами Азии и Африки, которые не могут обеспечить равный доступ к образованию для девочек и мальчиков.
  Странная на первый взгляд позиция, как возможно покажется, но вполне обоснованная.
  Запрет Верховного суда напрямую касается только девочек, и не затрагивает интересы мальчиков (они же в школу в платке не ходят). Соответственно, девочка из соблюдающей мусульманской или православной семьи в платке в школу ходить не имеет права (о прямом нарушении закона об образовании я уже молчу). А значит, у нее только два варианта выхода - либо ходить в школу без платка (и получить стойкое нарушение психики, особенно в том случае, если платок она одевает исключительно по личному желанию), либо не ходить в школу (в этом случае наказанными могут оказаться родители, поскольку образование в России - обязательное и на родителях лежит прямая обязанность обеспечить образование ребенка).
  В православии все-таки немного легче. Есть такое понятие, как благословение священника, т.е. исходя из сложившейся в стране ситуации священник может дать разрешение девочке ходить в школу без платка и не считать это грехом лично для нее. Он как бы "принимает решение на себя" и ребенок может быть полностью уверен в том, что он не совершает греха, снимая платок.
  В исламе сложнее. Атеистскому и христианскому обществу невозможно понять элементарную исламскую истину: в исламе нет деления на светское и религиозное. В сравнении с христианством, которое не принесло четких законов и давало только вероучение, но не законы для земной жизни. В итоге в каждой из христианских стран установился свой светский закон, который уже давно находится в противоречии с религиозным. Но их хотя бы можно друг от друга отличить. Ислам пришел с готовой законодательной базой, изначально была прописана полная правовая система с преступлениями и наказаниями за них, с налоговой системой и системой наследственного права, все тем, что европейцы очень долго вырабатывали в качестве светских законов. Именно поэтому в исламе светскость и религиозность неделимы, это одно и то же. Надевая платок, женщина выполняет не только религиозный, но и светский закон. Хиджаб, платок, покрывало... да как бы не назвать (никаб - это все-таки исключение, на его обязательности ислам не настаивает) - это не религиозная атрибутика, это выполнение светского исламского закона о внешнем виде женщины. Да, внешний вид женщины в исламских законах регламентирован, к слову - мужчины тоже, к примеру мужчина обязан закрывать ноги от пояса до колен. И если в школах, равняясь на ранний СССР, введут спортивную форму в виде футболок и шорт выше колен для мальчиков, то следующим делом для Верховного суда РФ может стать обсуждение возможности мусульманским мальчикам посещать уроки физкультуры в удлиненных шортах или штанах.
  Т.о. родителям девочек мусульманок предоставляется выбор - снять платок с девочки или заниматься с ней самообразованием, семейным образование или заочным обучением. Оно может и неплохо, но... Далеко не все мусульманки сидят дома с детьми, многие из них работают. И если работают только по призванию или ради перемены места деятельности, то это еще полбеды, поскольку бросить даже любимую работу ради ребенка можно. А если работают, поскольку муж не может полностью обеспечить семью? Если дополнительный заработок семье необходим? Тогда без вариантов - снимайте платки. Оставаться без образования закон не позволяет. А это - прямое нарушение прав девочек.
  Даже и переход девочки на заочное (и прочие формы обучения без посещения образовательного учреждения) - это уже нарушение прав ребенка на качественное образование. Все же роль учителя, одноклассников довольно важна, они же обеспечивают и необходимую социализацию ребенка. В конце концов после решения суда девочку в платке даже до сдачи контрольных и экзаменов могут недопустить в школу (она же в платке на территорию школы придет!), а снять платок перед экзаменом, когда ребенок и без того волнуется - это добавить лишний стресс и увеличить возможность провала этого самого экзамена. Да и учителя нередко бывают наиболее предвзяты к ученикам-заочникам, поскольку вынуждены принимать контрольные и экзамены в дополнительное неоплачиваемое время.
  Если уж говорить серьезно, то начинать надо было не с платков школьниц, а с основного закона страны. Принимать акт о том, что государство является атеистическим, да и все. И никаких тебе проблем. Ведь сегодняшнее решение - это как камень, брошенный в воду. Он уже на дне, а круги все расходятся. Запрет на платки в школах обязательно потянет за собой аналогичные запреты в колледжах и ВУЗах (по осени в Москве в медицинском вузе уже пытались провести запрет и только опасения оттока иностранных учащихся, а значит и долларовой прибыли - среди которых очень много девушек в платках из Малайзии и Индонезии, в условиях кризиса остановил этот запрет), на работу устраиваться в платках и раньше было сложно, а теперь станет и вовсе невозможно (да, системы прецедента в России нет, но де-факто все работодатели найдут теперь на что равняться и ссылаться). Так что, соблюдать религиозные предписания можно будет в России исключительно на пенсии. Не нужно лукавить, говоря о том, что на территории страны можно исповедывать любую религию, если на каждом шагу к "свободе исповедания" ставить препоны, препятствия и каменное ограждение.
  И опять-таки, больше страдают от применения закона женщины и девочки, мальчикам и мужчинам проще.
  Т.о. если в необразованной Африке и Азии гендерное различие в уровне образования определятся устарелыми традициями, пережитками, низким уровнем доходов и образовани родителей, иногда - физической опасностью. То в "цивилизованной России" роль гендерного разделителя по уровню возможного получения образования взяло на себя государство. Предположить о том, что в России у мальчиков и девочек права на получение качественного образования будут различаться, в 21 веке подумать никто не мог. Куда дальше покатится страна?
  Различное образование по гендерному, религиозному, национальному и прочим признакам - знак слабости центральной власти, которая оказывается не в состоянии обеспечить всем гражданам страны равное образование. Россия равняется на Нигерию, Замбию и Шри-Ланку. Даже ситуация в Индии и Пакистане на фоне российской сегодняшней действительности просто меркнет. Я, конечно, помню высказывания о том, что России следует равняться на Францию в плане запрета на платки в школах, которые гуляли в корридорам власти совсем недавно. Но, у французов свои заботы, мусульмане этой страны - в подавляющем большинстве приезжие из бывших колоний. Правительство элементарно опасается потери французской идентичности. И относительно эмигрантов - не нравятся законы в стране, не приезжай, выбери другую для эмиграции. А мусульмане России живут на территории страны веками(!) и они не приезжие здесь, а абсолютно такие же подноценные граждане. Которые к слову, также платят налоги, содержат правительство и суд, который нарушает их права.
  Конечно в последнее время ситуация в России складывается в конфронтации с международными организациями и даже решение ООН об обеспечении равного образования девочкам и мальчикам становится неактуальным для российского закона. Будут ли изменения - покажет время, но почему-то в это верится все меньше и меньше. Равно-неравное отношение к разным гражданам России только набирает обороты.
  И если у девочек Азии и Африки по-прежнему меньше возможностей для получения качественного образования, то у девочек России имеющиеся ранее возможности только что отняли.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"