Баляев Анатолий Николаевич : другие произведения.

Да здравствует весна!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Короткая веселая статья по интегральной теории

  У Кена Уилбера есть красивая модель, описывающая линию развития мышления в контексте рациональности. Современный человек, получивший образование по западному типу, тяготеет к рациональному мышлению. Т.е. все проявления в природе могут и должны быть научно и рационально обоснованы. Именно благодаря науке, цивилизация делает серьезный шаг вперед и вширь. Но среди рационально мыслящих людей начинают встречаться такие, которые понимают, что ум не в состоянии разложить на полочки все и вся. Есть некоторые личные переживания, искренние и всепоглощающие, которые вопиюще очевидны для души, но совершенно непонятны уму. Да оно и не нужно, понимать любовь, сострадание, доверие, искрящуюся радость, понимать это все умом. Оттого, что меня обвешают датчиками и расскажут об уровнях гормонов, мне не станет менее жаль свою жену, если она заболела. Возможно, это интересно и может дать что-то в плане понимания устройства моего тела, и будет потом полезно при разработке лекарств, но это никак не касается наполняющего меня состояния, не нуждающегося во внешних подтверждениях.
  
  На определенном уровне рациональные люди приходят к пониманию реальности внутреннего опыта. Не нужны доказательства тому, что я сейчас чувствую. Т.е. рациональный ум - это еще не все. И даже больше скажу - с позиций принятия реальности внутреннего опыта, рациональный ум иногда кажется убогим со своими семь плюс пинус два измерительными приборчиками, которыми он так гордится.
  
  Но новый уровень сознания вместе с радостью, приносит свои уникальные проблемы, которых не было раньше, и которые приходится решать.
  
  Проблема номер один. Недоверие.Я прикоснулся к тому, что чувства заслуживают более пристального внимания, но не утвердился еще в этом. Утвердите меня, товарищи ученые. И начинается: "Ученые выяснили, что если вы уважительно относитесь к людям, то уровень вашего счастья повышается на 27%. Уровень же счастья тех, к кому вы уважительно относитесь, повышается лишь на 15%"
  
  Проблема номер два. Нарциссизм.Класс! Мысль реальна! Значит рациональное мышление - полный отстой! Я отказываюсь от рационального мышления! Теперь я смогу сдвинуть горы! Если не получается, значит мало и плохо представляю себе, как гора движется! А еще я представляю себе мешок с баксами у себя дома под кроватью по пять раз на дню, и заглядываю по вечерам в надежде его там обнаржить! Ведь получилось же у меня три раза из пяти удачно припарковаться, когда я представлял себе свободное место на парковке! И еще - я везде вижу ЗНАКИ! Надо только научиться их распознавать! Меня ведут к успеху!
  
  Проблема номер три. Деградация. Я наполнен(а) счастьем от сознания единства с природой. Рациональное мышление - это яд для души. Где-то же ведь я слышал(а) о подобном отношении к миру... Точно! Древние люди не имели никакого представления о рациональном мышлении! Назад в пампасы! Домик в деревне! Амулеты! Бубны! Варганы! Манускрипты! А вы знаете, что древние люди летали в космос и общались там с инопланетянами? Кстати, я лично знаю одну женщину, которая постоянно общается с инопланетянами! Хотите я вас с ней познакомлю?
  
  Уилбер пишет о до-рациональном мышлении, рациональном мышлении и пост-рациональном мышлении (и описано пост-пост-рациональное мышление). Переход с до-рационального мышления к рациональному был также весьма проблематичен. Инквизиция жгла ученых и их книги, всякий, кто умел читать объявлялся чернокнижником. Да и сами ученые довольно долго оставались корнями в до-рациональном мышлении, ярким примером тому - алхимия с поисками бессмертия.
  
  Качественный, успешный переход с одного уровня на другой предполагает включение на новом уровне всех возможностей уровня предыдущего. Если взрослый человек серьезно верит, что силой мысли он может создать у себя на руке стодолларовую бумажку, то стоит отобрать у него диплом о высшем образовании. Потому что сначала спиливают дерево, потом на фабрике делают бумагу, потом наносят на нее рисунок и водяные знаки. Но прежде всего Федеральная Резервная Служба США должна принять решение еще немного подурить мир, выпустив очередную, ничем не обеспеченную долларовую бумажку на валютный рынок. И только тогда, обменяв часть своей жизненной энергии (или просто сыграв на бирже), мы можем получить на руки кусочек этой финансовой пирамиды.
  
  А пыжиться галлюцинациями, уставившись на свою ладонь, можно проложить себе дорогу только в дурдом.
  
  Но о чем говорит желание галлюцинировать счастье? На что влияет, что получается в результате внутренней работы по созданию образа своего позитивного будущего, если взглянуть на это с рациональной стороны? Очевидно это активизация бессознательных ресурсов, установка фильтров внимания, создание успешного образа себя. Большое количество самых разнообразных психологических школ подчеркивают важность такой работы. Но абсолютизация счастливых галлюцинаций и распространиение этого влияния из области внутреннего опыта на внешний мир - есть откат к до-рациональному мышлению.
  
  Это - болезнь роста. И, кстати, именно она ярко свидетельствет о том, что рост имеет место быть. Однако, проблемы даются нам для того, чтобы их решать. Прикоснувшись к реальности своей души, существет шанс остаться самовлюбленным шаманом, обвешанным амулетами, грезящим о денежном достатке вместо осуществления реальных шагов к обеспечению возможности быть материально независимым.
  
  Переход от рационального мышления к пост-рациональному, как я описал выше, связана с преодолением проблем. На трансформирующих мышление межуровневых переходах люди часто впадают в то, что Уилбер называет до-транс-заблуждением. Например, осознав у себя наличие тонко чувствующей души, рациональный человек, вместо того, чтобы расширить свое понимание мира, сужает его, отбрасывая рациональное мышление. Вместо того, чтобы сделать шаг к пост-рациональному мышлению, человек откатывается к до-рациональному.
  
  Открытие реальности внутреннего мира не лишает реальности мир внешний. Каждое движение моей души, возможно, способны зафиксировать и классифицировать приборы, измеряющие уровни гормонов, кровяного давления, ЭКГ, мозговой активности. Каждое изменение в доступном моему восприятию внешнем мире, может отразиться движениями моей души. Внешнее и внутреннее не должны соперничать друг с другом, перетягивая на себя одеяло истинности и реальности. Внутреннее и внешнее - это две части одного и того же, взаимно проникающие через измерение и переживание. Весна, которая, я знаю, скоро придет к нам, снова вскроет мою душу вездесущим рождением и воскрешением жизни. Я жду, когда мой сын, расскажет мне о том, что он видел сегодня маленькие липкие листочки на ветках. Я буду рад. И как бы я ни был влюблен в свою жену, меня будут радовать все меньшее и меньшее количество одежды на девушках, которых я буду встречать на улице. Весна придет со всей своей неизбежной радостью не потому, что я сейчас написал о ней. Она придет потому, что так устроена природа. И радоваться весне я буду И потому, что взыграли гормоны, И потому, что... ну это же весна!
   Весна! Вот когда можно БЫТЬ одновременно и внутренним и внешним, явно наблюдая как можно влиять и влияться! Как только подумаешь о том, как чистый легкий ветер с запахом просыпающейся от зимнего сна планеты, касается лица и шевелит волосы, как тело наполняется радостью и силой. И стоит только пожелать встретить по дороге на работу необычной красоты человеческое существо, как вот, пожалуйста, идет и не подозревает, что она возникла здесь по моей воле. Не бывает никогда такой же весны, как в прошлом году или когда-то еще раньше в жизни. Воскреснем, что ли на этот раз все вместе?!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"