Балынский Андрий : другие произведения.

Сериал "Адмиралъ". 4 года спустя

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Довелось ознакомиться с расширенной версией фильма 2008 года "Адмиралъ". Некоторые мысли по этому вопросу.

   4 года назад я являлся страстным поклонником Белого Движения, и, конечно, не мог пройти мимо самого масштабного по тем временам фильма про "рыцаря Белого дела" контр-адмирала Колчака. Даже написал невероятно комплиментарную рецензию, которой "Адмиралъ", скажем по совести, не заслуживал.
  
  Много воды с тех пор утекло. Мое отношение к эпохе Гражданской войны эволюционировало. Белые в моем миропонимании уже не "хорошие", а скорее "плохие". Большевики же не "плохие", а "вообще не люди". Сам Александр Васильевич Колчак утвердился в моем восприятии как личность весьма мутная и скользкая, но при этом неглубокая. Вспоминается отрывок из мемуаров, кажется, Плеханова, где тот рассказывал, что еще в 1917 году Колчак путал эсэров с эсдеками. Вполне вероятно, что так и было.
  
   Роль Колчака в Белогвардейщине скорее фатальная, но и это я не ставлю ему в вину по двум обстоятельствам:
  а) кто не совершил ошибок в то время (да в любое время)?
  б) искупление ошибок кровью возвращает человеку и честь и уважение общества.
  
   Но к сути:
  
  Художественный взгляд и исторический.
  
  С точки зрения антуража сериал понравился. Видно, что в реконструкцию вложили много труда, впечатление шикарное. Видно, что ляпов заметно меньше, чем в других российских исторических проектах. Хотя были ошибки, заметные даже мне, неспециалисту, но в целом, это прорыв. Даже на западном уровне такой масштаб реконструкции смотрится очень неплохо. О спецэффектах особо сказать ничего не могу - они выполняли служебную задачу, и, в общем-то, с нею справились. Нарисованные броненосцы глаз не режут, пушки стреляют себе - главное, что всего этого в меру. Теперь, о промахах. В качестве основных локаций в фильме присутствуют Гельсингфорс, Кронштадт, Петербург, Севастополь, Харбин, Владивосток, Омск и Иркутск. Я сильно подозреваю, что все они снимались в Питере или под Питером - видать, на путешествия денег уже не хватило. Выглядит это довольно дешево и досадно, особенно в случае Харбина, когда одну из питерских улочек тупо обвешали китайскими фонарями и лентами с иероглифами, да включили дождь, чтобы дальше 10 метров ничего не видно было.
   Но антураж, повторюсь, в целом симпатичен.
  
  Если говорить о сюжете, то в фильме 2008 года он был невероятно скомканным. В своей рецензии я об этом писал и тогда. Здесь ситуация получше, но тоже не блещет. Самые спорные эпизоды жизнедеятельности Колчака (февраль-март 1917, сентябрь 1917-июнь 1918, октябрь-ноябрь 1918) мастерски опущены. Т.е. вот так скачкообразно он перемещается по миру и истории, всегда представая в самом выгодном свете. Временное правительство признал, потому что победу в войне считал более важной, чем вопрос о форме власти. В Америку уехал и на английскую службу поступил, потому что хотел воевать с немцами, а Россия уже перестала воевать. Переворот в Омске - ну, как-то сам собой получился... Сюжет нанизали на сюжетообразующую сцену допросов Колчака чекистами, т.е. своеобразных "воспоминаний" и это показалось более подходящим ходом.
  Любовная линия меня раздражала с самого начала. Как раз в этом меру соблюсти не смогли. Это было не так концентрированно, как в фильме, но зато по объему - во много раз больше - не меньше 40% метража. А мне вот кажется, что, во-первых, в историческом фильме все подобные интрижки должны нести вспомогательное значение, а во-вторых, обстоятельства подобной интрижки, как вы знаете, были отнюдь не настолько сусально-медовыми. О ней не стоило бы говорить так беззастенчиво - лично мне кажется, что реальный Колчак, Тимирева и окружающие их люди этой связи скорее стеснялись. Так что, когда за кадром включалась "романтическая" музыка и на экране начинались соответствующие телодвижения, я просто выключался.
  
  Это я, как бы, писал объективно. А теперь о том, что конкретно не понравилось.
  Фильм явно перенасытили обилием разнообразных исторических и неисторических персонажей. Создается впечатление, что сделали это "ни для чего", только с целью похвастаться собственной эрудицией - вот мы сколько исторических деятелей знаем!
   Адмирал Эссен благоволил Колчаку. А потом взял и умер. Приехал Колчак в Петроград в 1917, перебросился десятком реплик с Корниловым, потом еще десятком с Керенским. А потом они исчезают навсегда из сериала и его жизни. Ну, и т.п. Что-то подобное я видел в советском сериале "Хождение по мукам". Но там, вроде, это было оправдано обстоятельствами, когда главные герои, мелкие людишки лишь изредка попадали в поле зрения исторических персонажей и быстро из него выпадали. Тут все же несколько иначе.
   Еще вызвал недоумение очень странный подход к выбору исторических лиц в окружении Колчака. Создается такое впечатление, что общался он только с Пепеляевым, Каппелем, Смирновым и немного с Войцеховским. Появляется на экране и Семенов, но в качестве персонифицированного зла, с которым только и связаны перегибы и жестокости белого движения. Никого из известных чехов типа Гайды или Сырового на экране не покажут - и зритель будет в уверенности, что всеми чехословаками руководил какой-то майор Кровак. Из союзников на полминуты показали генерала Нокса, в основном же светится Жаннен. Вот тут одна из основных претензий к фильму - сколько времени занято размазыванием соплей с сахаром, по гамбургскому счету АБСОЛЮТНО ненужных, неинтересных и неталантливо снятых. Не верю, что человек в своем уме способен получать удовольствие от лицезрения десятков минут томных переглядываний и перешептываний Хабенского и Боярской. А если бы резко уменьшить количество этой ерунды и посвятить высвободившееся место интригам между союзниками - англичанами, американцами, французами, японцами, вскрыть реальную роль чехов в Сибири - получился бы неплохой и совершенно оригинальный детектив. Но даже подступы к реализации подобной задумки похоронены под завалами двухкопеечного квасного патриотизма: Адмиралъ решительно противостоит попыткам подлых империалистов захватить контроль над Россией и, когда надо, произносит какую-нибудь историческую фразу типа "Пока я Верховный правитель, я Россией торговать не позволю!"
   Хотя порадовала и одна из немногих реальных цитат Колчака, сказанная ближе к концу: "Я лучше отдам золотой запас большевикам, чем вам (союзникам)".
  
  С чем еще перегнули палку - так это с религиозностью. Все положительные герои беспрестанно молятся, крестятся, бросают многозначительные взгляды на разнообразные иконы, являются завсегдатаями храмов и молебнов и т.п. Еще один пример, когда совершенно служебная тема раздувается едва ли не до сюжетообразующего уровня. Противно и то, что на экране это выливается в какую-то дебильную мистику, типа: перекрестясь из пушки выстрелили - и по врагу попали, помолились коллективно - и на минное поле его заманили. Правда, создатели фильма затруднились объяснить, почему эти, доказавшие свою эффективность, приемы совершенно не действуют на большевиков.
  
   В целом, несмотря ни на что - хорошо. Кино нужное, и "Адмирал" - неплохое анатомическое пособие для тех, кто в будущем станет снимать фильм на подобную тему.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"