Понтий Пилат, прокуратор Иудеи в 26-36 годах н. э., большую часть времени проводил в своей резиденции в Кесарии. Иерусалим он посещал по праздникам либо по мере необходимости. Где он останавливался? Еще совсем недавно почти безоговорочно называлась крепость Антония, примыкавшая на севере к Храмовой горе. Оттуда было удобно наблюдать за происходящим в Храме и быстро подавлять беспорядки. Однако последние открытия показывают, что размеры крепости были невелики. Возможно даже, она представляла собой обычную воинскую казарму. Для властителя Иудеи останавливаться здесь с внушительной охраной было непрестижно и неудобно. Тем более, как известно из Евангелия, Пилат приезжал в Иерусалим с женой:
"Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него" (Матфея 27:19).
В период правления императора Августа римским сановникам разрешили брать своих жен в поездки по провинциям. Останавливались они, как правило, в самых роскошных хоромах. Поэтому дворец Ирода, находившийся возле Яффских ворот, сегодня представляется наиболее вероятным местом суда над Христом. Аргумент, будто его удаленность от Храма не позволяла следить за происходящими там событиями, я считаю несостоятельным. Для этой цели у Пилата было достаточное число помощников. Иногда предлагают такой вариант: наместник мог проводить время во дворце Ирода, а судить в крепости Антония. Но обычно именно рядом с царским дворцом или перед ним устраивали площадь для престольных судов, чтобы власть имущие могли вершить их, не удаляясь от своих пенатов.
В 1961 году в Кесарии нашли надпись, где Пилат назван префектом, что по рангу выше прокуратора. Сейчас трудно сказать, продвинулся ли он по службе, или надпись принадлежит руке человека, решившего в корыстных целях "повысить" начальника. Подхалимаж существует во все времена.
Отношения Пилата с иудеями не заладились с самого начала. Читаем у Александра Меня:
"На другое же утро после вступления войск наместника в Иерусалим люди, проснувшись, увидели портреты Тиберия, укрепленные на стенах. Прежде ни один прокуратор не решался столь явно бросать вызов общественному мнению. Огромная толпа иерусалимлян немедленно хлынула в Кесарию с просьбой убрать изображения. Пилат, надеясь сломить упорство народа, в течение целой недели отказывался уступить. Но даже когда демонстрантов оцепили солдаты, они продолжали кричать, что лучше погибнут, чем допустят нарушение Закона в стенах святого города. Раздосадованному прокуратору пришлось, наконец, сдаться, но с тех пор он ожесточенно мстил непокорному народу. За десять лет его правления не раз происходили кровавые стычки, спровоцированные Пилатом" (А. Мень. История религии, том 6, гл. 33).
Первый суд римского наместника над Христом был коротким:
"Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь. Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке. Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места. Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме" (Луки 23:3-7).
Иисус подтвердил, что Он является Мессией, царем Израиля, а Пилат воспользовался удачными для себя обстоятельствами: в Галилее хозяйничал тетрарх Ирод Антипа, приехавший на Пасху в Иерусалим, следовательно, ему и судить Христа.
Суд пятый. Ирод Антипа
В мусульманский квартал Старого города можно войти через Цветочные ворота. Другое их название - ворота Ирода. Только посвящены они не великому царю, а его сыну Ироду Антипе. По древнему преданию недалеко от ворот стоял дворец, где любил останавливаться четвертовластник Галилеи во время еврейских праздников. Сейчас многие оспаривают это предание, но я не думаю, что римский наместник позволил бы Антипе пользоваться шикарным дворцом отца, а сам бы "ютился" в неудобной крепости Антония. Скорее всего, у Антипы возле Цветочных ворот или в другом месте был в Иерусалиме свой малый дворец, а царскими хоромами владел Пилат.
Ирод Антипа оставил в истории мрачный след, отрубив голову Иоанну Крестителю. Христа он ждал с радостным предвкушением, надеясь стать свидетелем какого-нибудь чуда. Тетрарх имел полное право защитить Иисуса. Он мог сказать обвинителям, что забирает пленника с собой в Галилею и там, на месте, уже решит, что с Ним делать. Однако у Ирода были далеко идущие неудовлетворенные амбиции. Он мечтал управлять не только четвертью страны, а всем Израилем, как его отец. Поэтому в его планы не входило ссориться с первосвященниками.
Не дождавшись ни чуда, ни ответов на вопросы, Антипа обратил неудовлетворенную радость в злорадство. Он позволил себе поиздеваться над Господом, внеся свое имя в список участников расправы:
"Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом" (Луки 23:11-12).
Галилейский четвертовластник облачил Христа буквально в "пышную одежду". Вероятно, это подобие царского одеяния, которое надевали во время маскарада. В него так же облачали шутов. Вот так повеселился сын царя Иудеи.
Из истории мы знаем его печальную судьбу. Жена Антипы Иродиада, которую он незаконно отобрал у брата, уговорила мужа поехать в Рим и выпросить себе царский титул. Однако на Ирода донесли, будто бы он участвовал в заговорах, и император Калигула отправил неудавшегося просителя вместе с женой в пожизненную ссылку.