Бар : другие произведения.

Один урок

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    почти фантастика

   Всего один урок
   Рассказ
   1
  
  - мальчик, хочешь, снимется в кино?- женщина непонятного возроса в громадных очках -велосипедах остановила праздно гуляющего мальчишку лет четырнадцати одетого в школьную форму по всей вероятности прогулявшего школу , так как время было именно учебное.
  - а что за кино? - заинтересовался пацан. - Боевик?
  - нет, о школе, нам нужен мальчик. В массовке, который будет седеть в классе, и отвечать урок, согласен?
  -А, надолго?
  - На час, полтора - объяснила женщина
  Мальчишка, с полминуты размышлял, а потом задал совсем неожиданный вопрос
  - урок то, по какому предмету?
  Женщина смутилась, она думала, что если человека приглашают, снимется в кино, то - это уже удача, остальное уже не имеет значении. Текст написан, консультант даст шпаргалку и всё...
  - в общем математике объяснила помощница режиссера, уже опечалившись, что мальчишке станет не интересно, вот физика, или химия тут можно хоть опыты какие то поставить, но, у мальчишке загорелись глаза и тот сказал;
  - математика мой любимый предмет, я согласен, куда идти?
  - да тут неподалёку. Мы на день сняли класс в соседней школе....
  
  Съёмочная лошадка представляла собой обычный класс, только один ряд парт был сдвинут, и на их месте стояло съёмочное оборудование, несколько прожекторов, пара камер и высокий стул с табличкой режиссер.
  - я вот привела Игнатий Иванович - и женина впихнула мальчишку, тот с высоты своего стула посмотрел на нового актёра и вздохнул
  - ладно, пойдёт,
  Потом как то быстро спрыгнул, подбежал к мальчишке покрутил его за плечи, взъерошил ему волосы и начал объяснять сюжет сцены.
  В общем, фильм о школьном учителе, который бьётся с такими вот, оболтусами, как ты, например, и пытается привить интерес к своему предмету, но даже директору не интересно, знают ученики математику или нет, ведь уже есть компьютеры, и зачем им всем знать эти формулы и уравнения. В эпизоде всё просто, учитель вызывает ученика, тот решает задачу у доски, и получает отлично. Не бойся. Мы тут подготовились, консультант напишет решение на доске, а мы потом скомбинируем, понятно?
  - мальчик задумался, взглянул на задачу, который ему подготовили для решения, а потом отрицательно покачал головой
  - это задание для первоклашек, я, что в школе для умственно отсталых, да любой поймёт почему не надо любить математику, потому что это не интересно
  - а что ты хочешь? - взвился режиссер
  - да нечего особенного, я буду решать свою задачу, а учитель пусть просто подыграет
  - ну, свою так свою, согласился режиссер но эпизод должен быть не более десяти минут
  - хорошо, что дальше
  - садись на место вон туда, учитель тебя вызовет, дальше как обычно на уроке, кстати, как твоё имя?
  - Вадим, Воробьёв, - произнес мальчик, садясь рядом со светловолосой девочкой с косичками, та фыркнула и отвернулась, она, слышала, конечно, весь разговор и претензии актёра массовки ей были не понятны, у неё в фильме были аж три эпизода и та чувствовала сея уже звездой мировой величины уровнем не меньше Ольги Орловой или Бриджит Бардо.
   Вошёл учитель, и в классе всё стихло, режиссер сказал мотор, и камера застрекотала. Учитель был пожилой с немного седыми волосами, мальчике он, напомнил, какого то известного актера, но имени его он ни как не мог вспомнить. Тот прошёл к столу и произнес
   - здравствуйте дети, кто сегодня готов отвечать? - И тут камера задвигалась по лицам учеников которые безразлично смотрели куда то по сторонам и остановилась на тянущем руку ученике, учитель взглянул на шпаргалку где режиссер написал имя ученика и произнес
  - ну, Воробьев может, ты порадуешь старого учителя, иди к доске...
  Мальчишка выел, взял мел и начел писать уравнение,
  Он писал символы и одновременно объяснял, что делает,писал и говорил он без запинке , одна камера следила за ним а дргая продолжала снимать лица учеников, которые постепенно менялись от скучающего безразличия у интересу и удивлению, вскоре доска была заполнена и вот Вадим в завершении заявил ;
  - и так, если левая часть уравнения- ровна правой, то это означает, что теорема доказана и утверждение в задаче верно, у меня всё.
  учитель несколько секунд молчал, а потом солгано сценария встал оглядел решение, кивнул потом сел и произнес
  -молодец, садись, отлично - и сделал вид, что заполняет журнал, а потом орощаясь к классу добавил- как бы мне хотелось, что бы все вы так же увлекались математикой....
  Режиссер в полном восторгу закричал
  - стоп! Снято, все свободны,- он уже понимал, что не вырежет из этого эпизода ни кадра потому-то знал, что детей невозможно переиграть
  К мальчишке подбежала та же женщина в очках - велосипедах и говорит, -подожди тут надо записать твои данные, может ещё пригласим,
  Но мальчишка замотал головой
  - нет. Меня и так уже потеряли, а у нас бабушкой через час поезд, я должен бежать
  - а деньги?
  - коке?
  - актёры массовки всегда получают за съёмку- и протянула мальчишке конверт, тот езо взял и уже почти по взрослому сказал
  - о если бы все в школе за хорошие оценки давали деньги, то наверное у нас не было бы двоечников - положил конверт в карман и уже почти бегом выскочил на улицу, там открыл конверт, хмыкнул и произнес,
  - Ну что на кофе - мороженое хватит, а тут оно замечательное....
   2
  -Пап пойдём в кино, - мальчишка теребил отца,- учительница сказала, что по этому фильму будем писать сочинение.
  - я, что ли? Буду писать - возмутился отец - у меня выходной, сход с друзьями один
  - мы и так ни куда вместе не ходим - всё некогда да некогда
  -Паш сходи,- вступилась за сына мать, - а то пойдёшь на рынок со мной
  Поход на рынок отцу нравился меньше, чем поход в кино с сыном, в крайнем случае, он там мог тупо подремать.
  И вот они, купив билеты, и съев по бутерброду с соком в буфете, отправились в зал. Почти весь полный школьниками, взрослых же было единицы и Павлу было, как то неуютно смотреть почти детский фильм о школе. Почти весь сеанс он проспал совершенно не следя за сюжетом и вот уже на финале он как бы выспался и взглянул на экран , где ученик решал задачу, и увиденное его повергло в шок .
  Когда-то, еще, не будучи женатым в институте он увлекался математикой, даже подавал надежды, но более, земные проблемы, знакомство с будущей женой - прервали его изыскания.
  Он на доске в классе увидел таинственное уравнение Огюста Монри. Теорему, которую больше двухсот лет ни кто не может решить, как завороженный Павел смотрел за процессом решения и почти сходил с ума, понимая, что всё решается правильно, ему казалось, что он спит, и это решение ему приснилось, как таблица Менделееву. Он даже несколько раз пытался ущипнуть себя, проверяя, не спит ли он. Этого просто не могло быть, ну е могут создатели детского фильма взять и решить эту теорему, дети просто не поймут, для них это просто непонятные символы, но с другой стороны, какой-то мальчишка, явно понимая, что делает, просто решает уравнение, смеясь над всеми учёными мира. Павел понимал, что ни кто от режиссера, до министерства культуры не заметило и не поняло, что сделал этот мальчишка, и только он - Павел, увидел то, чего не должно быть.
  Кино давно закончилось, а Павел сидел неподвижно погружённый в свои мысли.
  - пап, а пап! Тормошил его сын, ты что заснул?
  - что?
  -пошли , кино уже кончилось!
   Подожди сынок, я сейчас, он встал, и поплёлся к выходу, но теорема не давала ему покоя, на улице он остановился и сказал
  - сын, ты заметил, что решал мальчишка у доски?
  - ну, какое то уравнение, я не следил, и что, скорее всего он просто писал от балы, чтоб казалось, что это сильно, что то сложное, не интересно.
  - вот так не интересно, а знаешь ли ты, что я мог стать знаменитым математиком
  -Мама каждый раз говорит это, когда я двойки приношу - подтвердил сын
  - так вот, - этот пацан - решил теорему Огюста Монри, которую не могут решить уже двести лет
  - ну, значит, решили, и сценаристы вставали это в фильм, пойдём сегодня по телику, неуловимых, покажут
  - ты иди, я приду позже, мне надо подумать,- сказал Павел и пошёл в ближайший киоск за тетрадью и ручкой. Потом снова купил билет и как одержимый ждал заветного эпизода, что бы записать все выкладки, потом же придя домой проверял и перепроверял, получалось, что задача, над которой бились, математики всего мира последние лет двести решил какой-то мальчишка ради примера. Всю ночь Павел не мог заснуть и думал как он объявит общественности эту новость, просто это слизком неожиданно, заштатный сотрудник института который даже косвенно не связный с математикой представляет миру величайшее открытие фундаментальной науки. Незадолго до утра он все-таки уснул, уже точно зная, что и как будет делать, и спасибо будильнику, что он не проспал на работу.
   3
  Почти весь рабочий день он созванивался со старыми друзьями, назначая встречу и вот после работы почти все собрались в их любимом кофе , нахватало только двух и только потому, что они были в командировке.
  - Ну, рассказывай, что за сенсация тебя - начел староста группы серёжка Овечкин, имевший тупо кличку овца.
  Павел, молча, достал уже начисто записанную тетрадь и положил на всеобщее обозрение
  Друзья впились в аккуратные строчки расчётов и чем дальше они листали, тем круглее у них становились глаза.
  - это что!- Наконец прошептал староста - то, что я думаю? И она решена?
  - ни знаю, пацаны, я сам в это не верю, проверяйте
  - откуда это? Неужели ты это решил! Это же нобелевская премия!
  - нобелевскую, по математике не дают - уточнил, всегда скептический Кирилл, жена Нобеля ему изменила с математиком. И в обще считается, что в математике нечего нельзя открыть кроме теоремы Огюста Монри
  - всё, - уточнил Сергей, - похоже, наш Пашка её прикончил, то бош доказал, - и подвинул ему тетрадь. Кирилл так же впился в тетрадь и минут десять читал то и дело в слух произнося символы
  - Паш, когда ты это сделал?
  - вчера - виновато развёл руками, Павел - мы с сыном пошли в кино про школу и вот там я это увидел
  - уснул, и приснилось?- уточнил Кирилл
  - нет!- уже раздраженно воскликнул Павел, - вы, что умаете, что я непризнанный гений, днем мою пробирки в лаборатории, а по ночам делаю мировые открытия! Там был эпизод, когда учителя уже хотят уволить, то один из учеников на последнем уроке просто у доски доказывает эту теорему, подтверждая, что учитель их учит правильно, фильм так и называется Последний урок. Я не знаю где они взяли это доказательство и не знаю, правильное оно, может, я очарован фильмом и не вижу подвоха, но я думаю, что даже режиссер не знает, что он снял. Скорее всего, там было так, типа мальчишке дали задание просто изобразить прилежного ученика, а он доказал теорему,
  - но этого же не может быть!- воскликнули друзья,
  - проверяйте, и докажите, что я не прав!
  Друзья почти до закрытия кофе спорили, исписывая все салфетки, но у них сё сходилось, теорема, которая была неприступна более двух сотен лет
   была решена ребёнком - новым Лобачевским, или Огюста Монри.
  Очутившись на ночной улице друзья решили встретиться через три дня, что бы решить, как объявить миру о этом открытии
   4
  Вернувшись, домой Павел долго пытался объяснить, что встречался с институтскими друзьями по поводу мирового открытия, жена, конечно, была должка от этого, поэтому просто махнула рукой, главное пришёл не пьяный и без запаха чужих духов.
  Три запланированных дня пролетели как кошмарный сон, Павлу всё виделось, как спецслужбы всего мира пытаются уничтожить эту тайну и он с друзьями убегает, а вертолёты поливают из автоматов машину, все как в западных боевиках.
  Овца позвонил вечером, и трубку везла жена, потом повертев пальцем у виска, мол, вы совсем сдурели, проткнула Павлу трубку, староста говорил про кино, и режиссера с кем ему удалось связаться,
  На сей раз друзья не пошли в кофе, а разместились в парке за столиком, где старики обычно играют в шахматы либо домино.
  - ну, докладывай!- спросил Павел
  - - а нечего докладывать, всё было, как мы и думали, помойник подобрал пацана, который был в городе проездом, предложил сняться в эпизоде с уроком, тот обсмеял подготовленное задание консультантом, сказал, что это пример для первоклашек , хотя консультант утверждал, что такие примеры и решают в шестом классе про который снят фильм. Разумеется, кроме имени мальчики, других данных у него нет. Я, разумеется, не стал ему говорить всей правды, просто поинтересовался типа, почему школьник решает задание институтской программы,
  -ладно - вздохнул Кирилл - у меня так же неутешительные новости. Официально мы просто не можем обратиться ни в один институт, нас просто не будут слушать
  - всё так печально?- и, да и нет Кирилл, сложил руки ладошками к верху, типа выкладывая все доводы руки на стол.- Во Франции есть целый институт, который занимается только этим уравнением - и я составил туда письмо, прочтите и если, согласны, я отправлю....
  Далее с полчаса пререкались, обсуждая формулировку письма и придя к соглашению, подписали письмо, приложив решение уравнения. Далее паши тяжёлые дни ожидания, каждый из них думал вот-вот объявят во всём мире, что решена ещё одна загадка, но всё было тихо, словно нечего и не происходило, пока однажды уже на работе Павла не вызвал начальник. Павел вошёл в кабинет и сразу увидел незнакомца.
  - а вот и наш непризнанный гений,- объявил Павла начальник, гость поднялся и поздоровался на коверканном русском
  - моё имя Пьер , я сотрудник института имени Огюста Монри. Некоторое время тому назад мы получили самое необычное письмо, и поэтому к вам направили меня, что бы во всём разобраться.- Потом обратившись к начальнику, спросил,- можно я заберу его на сегодня?
  Тот согласно кивнул, и Павлу нечего не осталось, как пойти следом за иностранным гостем.
  - и, что ас удивило в этом письме? - сразу спросил Павел, когда они оказались на улице
  -удивил, метод получения информации
  - и что в этом не так?
  -да всё так, просто многие хотят припасать решение этого уравнения себе, типа он много лет трудился над этой задачей, и вот ему открылось решение, например во сне, а вы увидели, как мальчишка в кино решает это уравнение, и вы не претендуете на открытие?
  - ну, да - развёл руками Павел , - признаюсь, что в молодости, я пытался решить её, но вскоре понял, что я не гениальный, как её автор, чтобы с одного приближения хотя бы найти способ решения, по этому я нацелился на другие темы и добился того, чего добился , а тут увидел это в кино и офигел, к стати если не верите то фильм ещё показывают. И мы можем сходить на сеанс,
  Потом они смотрели кино и вот когда начался эпизод, Павел вцепился в руку гостя боясь, что сейчас увидят решение обычной алгебраической задачи за шестой класс, и что ему всё привиделось, но фильм шёл без изменений и школьник решал уравнение великого французского математика.
  -ну что убедились?- объяснял Павел,- я просто понимаю, что это чудо, но главное, это гениальный
  мальчишка, талант которого не должен пропасть!
  - всё так, и не все - начел говорить француз, мальчик, конечно, одарен, но не гениален,
  - почему?- удивился Павел
  - я хочу огорчить вас, мы ежегодно получаем десятки способов попыток решения этого уравнения и это оно и них, первый раз этот способ был предложен английским студентом, в коне пятидесятых годов, не помню его имени, и тогда казалось, что вот найдено уравнение абсолютного топлива и людям откроется термоядерный синтез. Но ваши же учёные доказали, что уравнение решено не верно к моему сожалению.
  - как же так!- опять удивился Павел - мы же все решали и у всех сходилось
  -да, решали, да сходилось, но это уравнение так не решается
  - у меня же было отлично по матаналезу!
  Француз рассмеялся
  - увы, это уравнение достойно только академической науки и такие любители как вы - просто не в силах просчитать,
  - как?
   -Вот чем отличается алгебра в школе от алгебры в институте?
  -упрочениями, там просто некоторые величины округляются, а формулы не учитывают приближений, вот например какое число пи?
  -3, 14?
  - и всё?
  -нет, там куча знаков до бесконечности, но 3, 14 достаточно для большинства расчётов
  - молодец, а знаете ли вы, что эта формула при округлении на двенадцатом знаке меняет свои данные с плюса на минус? Но все вы округляете её на восьмом, так как у вас доступные калькуляторы восьмизначные, ибо для большинства расчётов это решение верно при округлении на восемь знаков, по этой причине мы завалены вариантами подобно вашему.
  К моему сожалению, моя командировка кончается, и я не могу встретиться с вашими друзьями. Конечно, главная моя миссия это была, встреча с юным вундеркиндом, и спросить его, как он пришел этому решению. Но, увы, я не могу устраивать полномасштабные поиски подростка, который явно не хотел себя афишировать, так как знал, что совершает какую-то проказу. И не предполагал, что среди множества посмотревших это кино, кто-то уведет и распознает уравнение. Только вы увидели то, что таим как бы и не должно, было бы быть. Наш
  Институт, по сути, мемориал памяти великого учёного, посему мы не занимаемся поиском решения этой проблемы, мы собираем варианты и систематизируем результаты разных учёных и самоучек, а так же даём дипломы тем, кто пытался это сделать. Хотя он нечего не значит, вы так же примите его как сувенир. - И француз вынул из своей сумки бумагу, на которой была изображена формула, и подпись ,которая гласила, что институт имени Огюста Монри поздравляет в поиске решения теоремы.
  Распрощавшись, Павел побрел, домой намерившись в ближайшее время всё же проверить слова француза , но все равно понимая, что у него ничего не получится.....
   Эпилог
  
  - ну, что сын, ты опять нахулиганил, а мне пришлось исправлять твои проказы?
  -ну, пап! Всё получилось случайно, эта тётка - помойник режиссера подумала, что снимается пустой фильм о не интересном придемте школьной программы, вот я и внес интерес, там даже соседка по парте восхитилась. А та поначалу просто фыркала на массовку....
  Отец вздохнул и продолжил
  - ты хоть понимаешь, что цивилизации на более низком уровне нельзя давать некоторые разгадки, а то они такого натворят! Между прочим, ты там сделал ошибку в расчёте, специально?
  - где? Там всё правильно
  Отец достал тетрадь прислоняю Павлом в институт и раскрыв на нужной странице указал
  - тут, двенадцатом, приближении интеграл не верно округлён
  Но у меня же не было под рукой вычислителя, я писал по памяти.
  - значит надо развевать память, так как в путешествиях по времени не всегда получится найти вычислители или энциклопедии, а такая ошибка может привести к немыслимым трагедиям,
  - но пап дальше двадцатого века я не погружаюсь, а тут напортить с историей сложно
  -почему?
  - я тут уже десятый раз и только один раз засветился
  - в общем, так, о твоей выходке с коном я не буду сообщать директору, но учителю по математике попрошу поставить тебе неудовлетворительно и назначить дополнительные задания, кстати, что ты там в двадцатом веке постоянно делаешь?
  - нечего, хожу в кофе мороженое, оно там самое вкусное......
   Конец
  22, 03, 18 <
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"