|
|
||
Кнут Гамсун (1859 - 1952) - лауреат Нобелевской премии, писатель |
Кнут Гамсун (1859 - 1952) - лауреат Нобелевской премии, писатель, которым восхищались все известные умы России. Популярность Гамсуна в России в XIX - начале XX века была такой огромной, что не успевали его книги выйти в Норвегии, как они тут же переводились на русский язык и продавались с поразительной быстротой. Невероятный "спрос на Гамсуна" продолжался вплоть до 1934 года, а затем наступил период полного забвения.
Как и любой человек, не одинаков в своих проявлениях, в зависимости от времени, места и способа проявления. Так и Кнуд Педерсон он же Кнут Гамсуд(псевдоним известного писателя ) это видимо проявление разных граней или точнее разных уровней духовности. Но в чем Педерсон и Гамсуд сходились во взглядах, в чем были единодушны, так это в упертой крестьянской ненависти к англичанам, американцам и евреям.
В наше время сложно понять, как можно ненавидеть англичан так, что бы написать своей дочери Виктории
"Если ты выберешь своего англичанина, то можешь больше не рассчитывать на меня в будущем".
Или побывав в Америке Гамсун в своих путевых очерках "О духовной жизни современной Америки" (1889), заявил, что в Америке нет и не может быть никакой духовной жизни, что рев и гул машин погубили всякое воспоминание о культуре в американском обществе.
Их было много, прокатившихся по Америке туда сюда, они быстро стряпали какие- никакие путевые очерки отказывая великой стране в духовности и ехали дальше. Но Гамсун возненавидел Америку со всей пылкостью большого художника.
Для Гамсуна как и для Гитлера,это не только предмет завести, но и символ ненавистных евреев, которые вместо того чтобы умирать в своих гетто. Процветали в этой стране.
Но Англии за что? Чем старая добрая Англия как ухитрилась не угодить четвертому ребенку деревенского портного Педера Педерсена?
Англичане высмеилались писателем не только в речах, письмах и статьях, но и в художественных произведениях. Так, Хью, второстепенный персонаж в "Бенони" и "Розе", является самой настоящей карикатурой на англичан. Сэр Хью относится к людям как к мусору, он необыкновенно раздражает норвежцев, и писатель недвусмысленно дает понять, что основная причина такого гнусного поведения - его национальность. Поэтому любая война против англичан а с ними и американцев воспринималась лауреатом нобелевской премии Кнутом Гамсуном как справедливая..
Любовь к русской литературе стимулировала Кнута Гамсуна к творчеству. Любовь к Достоевскому тоже отчасти объясняется тем, что Достоевский, по мнению Гамсуна, был достаточно силен и независим, и колебания, которые Гамсун рассматривал как слабость, были ему несвойственны. Гамсун утверждал, что Достоевский являлся великой и сильной личностью, что он с самого начала знал о своей гениальности, читай исключительности.
Так с Виктором Нильссон (1860 - 1927) - шведский журналистом, редактором ?Свенска фолькете тиднинг?, одим из близких друзей, Гамсун неоднократно обсуждали русскую литературу и постоянно возвращались к роману ?Преступление и наказание? Ф. М. Достоевского, который Кнут к тому времени уже прочел. Насколько хорошо Гамсун знал в те годы творчество Достоевского, окажется важным в 1892 году, когда его обвинят в плагиате.
Многие задаются вопросом, когда большой писатель всячески пытается провести через свои произведения ненависть к другим народам, отказывая им в моральном праве на существования, видит ли он мысленным взором их физическое уничтожение, кличет ли он беса, или просто пытается таким способом сублимировать свою ксенофобию.
К России же Гамсун всегда относился тепло и считал, что "неестественный альянс между Англией и Россией скоро прекратит свое существование". Так уж ему хотелось.
Гамсун не просто любил Германию, он ей боготворил. Он был занят поисками сильной личности - и находил ее в Германии, стране своего любимого Ницше. И это странно, поскольку сам великий философ о Германии отзывался очень не лестно. У нас к сожалению нет документально подтвержденных свидетельств на то с каким восторгом нобелевский лауреат встретил книгу Гитлера "майн кампф", но судя по его реакции на смерть Гитлера, Гамсун просто обожал как самого автора так и книгу. Вот отрывок из некролога сказанного 7 мая 1945 года: "я не достоин что бы говорить об Адольфе Гитлере во весь голос, он был борцом за человечество, и собирался провозгласить общество справедливости всех народов. Он был великим реформатором. Борцом против великой несправедливости обрушавшейся на землю". Под "великой несправедливостью" лауреат нобелевской премии норвежец Гамсун, подразумевает не только красную армию, уже стоявшую в столице его любимой Германии, но и все страны антигитлеровской коалиции, включая и Францию. Даже казалось бы своим, норвежским солдатам, пытавшимся оказать сопротивление немецкой оккупации, Гамсун писал: "Норвежцы прекращайте сопротивление, бросайте оружие, идите по домам. Немцы ведут борьбу и за вас против тирании Англии"
Гамсун поддерживал все начинания главы нацистского правительства в Норвегии Тербовена. Встреча Гитлера и Гамсуна состоялась 26 июня 1943 года. В последствии на допросах Гамсун говорил: "Я был страшно измучен... и в Вене надеялся на отдых. Но неожиданно в отеле я получил сообщение, что со мной хочет встретиться Гитлер и что он послал за мной свой личный самолет. Я кричал. Я просил послать вместо меня Харриса Ола, потому что сам я был совершенно без сил. Но мне ответили, что хотят видеть именно меня... Я должен был ехать... Рисхолд получил от немцев приказ привезти именно меня. Никто иной не мог меня заменить". Но многие утверждали что сам писатель настоял на встрече. Кнута Гамсуна приводили в восторг мысли об полностью чистой от евреев Европе и об уничтоженной и оккупированной немцами Англии.
Какую же роль отводил Кнут Гамсун России, родине столь любимого им Достоевского? Судя по полному согласию с идеями фюрера, который к стати не очень любил всю эту достоевщину, Россия если и могла претендовать на какое-то место, то уж точно не в первом вагоне и даже не в первом эшелоне.
Сами норвежцы после окончания войны спешно
поместили Кнута Гамсуна в психиатрическую больницу, что бы хоть как то, объяснить предательство и кровожадность лауреата нобелевской премии.
Но до последних своих дней Гамсун сохранял удивительную ясность ума, чему наилучшим доказательством служит написанная им в 1949 году в возрасте 90 лет книга "По заросшим тропинкам", которую критики назовут "по-прежнему живой, ёмкой и яркой". На рассказ же своего сына Арильда о том, что к 90-летию отца один литературный критик написал большую статью, в которой попытался объяснить поведение великого соотечественника, писатель вздохнул и ответил: "О Боже, последние 50 - 60 лет они только и делают, что пытаются объяснить меня. Я скоро не выдержу". И он был прав, что здесь объяснять, когда и так все ясно.
Приверженность идеям фашизма всегда компрометировала и всегда будет компрометировать Гамсуна, но только не в глазах нового поколения реваншистов.
Пусть говорят что Гамсун любил Достоевского но в отличии от Федора Михайловича Кнут был совершенно не религиозенГамсун всегда, всю жизнь, с недоверием относился к любой религии, но это - мягкое недоверие зрителя, а не сильное негодование борца. Кристофер Янсон вспоминал: "Моя надежда на то, что он заинтересуется религией, отнюдь не сбылась. У него все сильнее проявлялось отвращение ко всему, что пахнет теологией". А в тех случаях, когда религия все-таки занимала Гамсуна, его интерес был направлен на ее человеческую, а не Божественную, сторону.
Как и все вожди национал-социализма Гамсун был самоучкой, поэтому в Гитлере он видел воплощение своего
политического я. Гамсун на протяжении всей жизни настойчиво повторяет слова о необходимости возврата к природе, он критикует "плоды просвещения" и говорит о полной бесполезности литературы (поистине странное утверждение для всемирно известного писателя!).
Он неоднократно подчеркивал, что он - "просто крестьянин". А в письме своей русской переводчице, Марии Благовещенской, в 1906 году пишет: "Я самоучка, так и не получивший приличного образования. Мои родители - крестьяне, и у них не было средств, чтобы отправить меня учиться. Поэтому я то и дело оказываюсь в затруднительном положении".
Гитлер тоже не жаловал ни аристократию, ни религию. Аристократы его призирали, а религиозные догмы мешали созданию новой расы господ.
На дворе двадцать первый век теперь прозу Гамсуна стоит изучать как феномен.
В Мюнхене официально собираються издать "майн кампф" чтобы попытаться академически исследовать подобный феномен . В Норвегии почти не осталось евреев,из приезжих, основном арабы и прочие мусульмане. Норвежский король простил писателя фашиста, потому как для его королевства это уже не важно. Советский союз рухнул так и не воспользовавшись плодами победы во второй мировой.
На политическом небосклоне полумесяц давно затмил свастику. И закутанные восточные женщины и дети заполнили города дряхлой Европы.
Теперь уже не важно кто читает Гамсуна ли, Достоевского и зачем. При такой демографической ситуации. Которая сложилась на сегодняшний день, Европа и Россия через четверть века будут изучать Коран, кричать с минаретов "алла у ахбар" и делать обрезание.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"