Краснов : другие произведения.

Аватар. Кино для простейших

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 3.06*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сложно искать чёрную кошку в тёмной комнате, особенно если её там нет, как гласит приписываемая Конфуцию поговорка. И тем не менее, сразу несколько авторов левой направленности усмотрели марксистский подтекст в обычной приключенческой ленте. Есть ли он там? Попробуем разобраться.

  Скажем сразу, анализировать фильм, не имеющий "второго дна" - социально-исторического, философского или хотя бы политического подтекста, - с марксистской точки зрения невозможно. Вернее возможно, но совсем не так, как это сделали некоторые анализаторы.
  Немного о фильме. Парализованный десантник заменяет погибшего брата в проекте "аватар". Искусственные копии аборигенов планеты, в тело которых помещается разум человека, призваны установить контакт с местными и выяснить, чего же туземцам надо для того, чтобы убраться с насиженного места и не мешать людям. Дело в том, что на планете добывается уникальный минерал, который на земле стоит больших денег. Естественно, десантник влюбляется в местную Покахонтас, и, когда люди переходят к военной операции, помогает аборигенам победить обнаглевших землян.
  Сюжет, как видим, проще пареной репы. Собственно - и не сюжет, а тысячное повторение старого лекала под новым соусом. Один стандартнейший сюжетный ход в фильме сменяет другой: чем проще - тем лучше. Отрицательные персонажи уродливы даже внешне. Местное население имеет детские черты лица - большие глазки и маленький ротик, что инстинктивно делает их симпатичными для любой взрослой особи вида homo sapiens. Цвет кожи у них голубой, чёрными или красными делать - неполиткорректно, зелёными - технически сложно на "зелёном экране", другие цвета - слишком ярко.
  Кончается фильм "хеппи-эндом". Причём любой человек, если он хоть чуть-чуть пораскинет мозгами, поймёт, что взамен разгромленного воинства землянами ничего не стоит прислать вместо "одного парашютно-десантного полка" ещё парочку - и сопротивление будет сломлено. Но умница-Кэмерон, всегда так тщательно прорабатывающий сюжеты, на сей раз лепит явную халтуру, и в ус не дует.
  Нелепость того, что в XXII веке по-прежнему существует в том или ином виде Венесуэла, где воевали негодяи-командос, а корпорация (ЗАО, кстати говоря) продаёт добытый минерал за доллары - просто за гранью понимания. Добавим к этому многочисленные ляпы - стрелы пробивают бронестекло, ножом разрезается хитиновый панцирь животного, который не пробивает автоматная пуля (что тоже само по себе идиотизм) и т.д. Подобные ляпы и нестыковки крайне не характерны для Джеймса Кэмерона, режиссёра Терминатора - самого "умного" боевика, умного настолько, насколько вообще может быть интеллектуальным этот жанр (а в умелых руках очень даже может). А здесь - комикс вместо ожидаемого приключенческого романа с сильной смысловой нагрузкой.
  Вот тут-то и есть поле для пусть небольшого, но анализа фильма-комикса. Да, настоящий прорыв в области компьютерной графики. Да, 3d очки. Небывалая реклама "фильма, который не посмотреть не в кино". Побит очередной рекорд сборов. Снят самый дорогой в истории человечества фильм... Не фильм, - а настоящий пир для чувств и эмоций. Для чувств, но не для мысли. Схематичность, шаблонность, примитивность. "Пипл", привыкший есть в Макдоналдсе, читать глянцевые комиксы и смотреть реалити-шоу на ТВ потребляет так, что за уши не оттянуть. Фильм - доказательство ненужности духовного в современном вырождающемся обществе. И очень характерно, что снял его именно думающий и чуткий Кэмерон. Снял после сверхдолгого молчания. "Тусклые тени, вечером сдался и я. И перестал" - пел в своё время Егор Летов.
  Само название "Аватар" уже говорит о многом. Аватар (в русском языке термин женского рода, аватара) - воплощение индуистского божества. В современном компьютерном мире слово означает также фотографию "воплощающую" на форуме или сайте своего владельца. Как видим, даже название фильма уже говорит о том, что современного человека не волнует реальность, его волнует её отражение. Термин "Аватар" употреблён отнюдь не в первоначальном религиозном смысле. Это важно. Ведь и голубокожие "индейцы" похожи не на настоящих индейцев, а на придуманных, "киношных". Злодеи - на киношных злодеев, учёные - на киношных учёных, монстры - и они тоже самые, что ни на есть, стандартные, даже набившие оскомину инопланетные монстры - таких "носорогов" с "птеродактилями" пруд пруди в любой книге или мультике.
  Вот эта вот законченность, исчерпанность образов, гибель кино как искусства и превращения его в "продукт", чему ярчайшим свидетельством является Аватар, - и могла бы стать темой для анализа с марксистской точки зрения. А вовсе не способ производства у племени Нави или империалистические поползновения земных корпораций.
  В заключение в качестве курьёза приведём точку зрения некоторых "истинных марксистов" как любят они сами себя именовать. Она заключается в том, что цивилизация Пандоры находится на родоплеменной стадии развития, не имеет материально-технической базы, живёт охотой и собирательством, а потому обладает соответствующими дикими пещерными верованиями и обычаями, которые ничего кроме смеха не вызывают. А потому значительно более развитое в социальном и техническом плане человечество, находящиеся в фильме на стадии империализма, безусловно несёт прогрессивную функцию.
  Что можно на это сказать? Применим ли марксизм к обществу, в котором переселение душ - самая что ни на есть реальность, разумные существа телепатически контактируют с животными-симбионтами, а деревья в лесу связаны чем-то вроде синапсов в единую живую сеть, к которой местные гуманоиды могут подключаться? Конечно, марксистские законы к такому обществу применимы едва ли больше чем к обществу разумных пчёл, муравьёв или к разумному студню. Разумный студень, если он и существует где-нибудь в бесконечной вселенной, очень далёк от прибавочной стоимости и эксплуатации человека человеком. Так же далёк, как далеки от них гуманоиды с Пандоры. Вообще на эту тему существует целый пласт великолепной литературы, один только Станислав Лем чего стоит. Однако, классиков социально-философской фантастики такие вот "истинные марксисты" не читают. А если читают, то им и там мерещится марксизм. Например "Обитаемый остров" Стругацких могут на полном серьёзе назвать "насквозь марксистской книгой".
  В общем, вульгарный, скверно понятый марксизм, помноженный на неспособность пользоваться диалектической логикой и низкий уровень знаний и общей культуры даёт трудноизлечимое заболевание под названием марксизм головного мозга. Не пытайтесь применять марксистскую методу к палке колбасы, перегону между остановками, математической формуле или балету Прокофьева - будьте марксистами!
  
  P.S. Между прочим, цели своей хитрецы-продюсеры добились. Даже иные члены коммунистической партии, запасшись 3d очками, двинулись смотреть очередной "фильм века", дабы не отстать от "мейнстрима" и "быть в курсе". Некоторые выходят довольные. Делайте выводы.
Оценка: 3.06*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"