Краснов : другие произведения.

Мудрец и шишка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.44*4  Ваша оценка:


   Однажды в одну удалённую деревню спустился с гор мудрец. Глаза его сияли светом истинного знания.
   - Генетика! - кричал он. - Я понял, что такое генетика! Я научу вас!
   Послушать мудрого человека собралась вся деревня. Учитель сел под дерево и начал просвещать. Через час один из слушателей встал и спросил:
   - Ты, конечно, мудрый человек, но ответь, какая нам польза от твоего учения?
   - Теперь вы знаете, почему на осине не родятся апельсины, - ответил мудрец.
   - Мы всегда знали, что на осинах не родятся апельсины, и нам этого было вполне достаточно. А почему они не родятся, нас не интересует. Мы люди простые, это не для наших умов.
   И жители деревни покинули мудреца. Осталось лишь два десятка верных учеников. Они целыми днями следовали за учителем и пили из источника его мудрости.
   - Повтори ещё раз, о Учитель, - просили они, - как это говорится?
   - От осины не родятся апельсины, - отвечал мудрец.
   - От осины не родятся апельсины! - повторяли ученики, - О, как это мудро. Как это верно! Как это правильно!
   - Да, - самодовольно продолжал мудрец, - потому что растения обладают наследственностью и изменчивостью, как, впрочем, и другие организмы. Причём, признаки передаются по наследству и кодируются особыми белками, генами. В которых могут происходить мутации...
   - Да, мутации! - вторили ученики. - Но повтори, пожалуйста, о Учитель, как это говорилось... От осины...
   Вечером учитель уходил спать, а ученики допоздна вели между собой благочестивые беседы, славя открывшуюся им науку генетику и повторяя на все лады "от осины не родятся апельсины".
   А утром опять встречали мудреца и, поприветствовав его, говорили:
   - Повтори, Учитель. От осины...
   - От осины не родятся апельсины, - снисходительно повторял мудрец, - но в прошлый раз мы говорили, кажется, о наследственности...
   - Да-да. - Соглашались ученики. - Наследственность. От осины не родятся апельсины!
   - Именно так, - подтверждал учитель раз за разом изо дня в день. Пока однажды на свою беду не добавил: - А на ёлках не растут бананы.
   Тут ученики недоумённо переглянулись.
   - Ты раньше не говорил про бананы и ёлки, о Учитель! - сказали ученики. - Ты же говорил про апельсины и осины, разве нет?
   - Я говорил про наследственность и изменчивость... - растеряно начал мудрец.
   - Так значит, они всё-таки растут! - ученики вновь переглянулись, но на сей раз уже радостно.
   - Кто? - ошалело спросил учитель.
   - Бананы на ёлках.
   - Нет! - отрезал учитель. - На осинах апельсины не растут. А на ёлках не растут бананы.
   - От осины не родятся апельсины, - согласились ученики. И тут же возразили: - Но разве это означает, что бананы не могут вырасти на ёлке?
   - Нет! Никогда на ёлках не росли бананы, и не будут расти! - и мудрец рубанул воздух ребром ладони.
   - А если придумать какой-то особый способ? Например, поливать ель разведённым куриным помётом?
   - Нет! - Ответил мудрец яростным шёпотом, - не могут!
   - Ну хорошо. Может быть, на обычной ели банан и не вырастет. А если это будет голубая ель?
   - Нет! - Крикнул мудрец и, хлопнув дверью, заперся в избе, которую ученики сняли ему для проживания.
   А ученики некоторое время стояли под дверью и совещались.
   - Учитель слишком категоричен, - решили они. - Конечно, на осинах не родятся апельсины, это понятно. Но как из этого следует, что на ёлках не могут родиться бананы? Такое событие пусть и маловероятно, но, по крайней мере, не невозможно. В любом случае, даже если есть минимальный шанс того, что на ёлке вырастет банан, то грех этим шансом не воспользоваться.
   Учитель, конечно, великий учёный, и авторитет его чрезвычайно высок. Но ведь генетика - наука, а не религия. Если Учитель и утверждает, что на ели не может вырасти банан, то почему мы должны ему верить на слово? Нет, на слово верить нельзя, мы учёные, а не религиозные сектанты!
   К такому выводу пришли ученики после дискуссии. И разошлись по домам.
  
   С тех пор каждый день ученики начинали с того, что просили учителя повторить мудрость про осину и апельсины, а после этого приносили ему еловые шишки и просили объяснить, шишка это или банан. На исходе месяца учитель сбежал от них в лес, где его после долгих поисков нашёл любимый ученик.
   - На осинах, конечно, апельсины не растут. Я это понимаю. Но посмотри, разве это не банан? По-моему, он жёлтый, продолговатый и характерной для банана формы, - сказал мудрецу любимый ученик и протянул ему еловую шишку.
   - Это шишка, - сказал мудрец, - самая обычная зелёная еловая шишка.
   - Возможно, - ответил любимый ученик, - Очень возможно, что это шишка. Но возможно, что и банан. Если есть хотя бы малейшая возможность того, что на ёлке вырос банан, почему бы нам, генетикам, этой возможностью не воспользоваться?
   - Но ведь на ёлках не растут апельсины! - Воскликнул мудрец.
   - Бананы, - поправил его любимый ученик, - ты же сам говорил, Учитель, что апельсины не растут на осинах, а вот на ёлках - на ёлках - как раз не растут бананы. Или ты уже сам забыл азы своего учения?
   Мудрец сел на землю и в бессильной ярости обхватил голову руками.
   - Нехорошо получается, Учитель, - сказал любимый ученик, - ты и сам не помнишь уже, чему учил нас. Я, конечно, из уважения к тебе не сомневаюсь в истинности твоего учения. Но другие ученики могут и усомниться. По крайней мере, сейчас нам с тобой нужно срочно объяснить общественности, почему на ёлке вырос банан, иначе некоторые неустойчивые ученики, того и гляди, разочаруются в генетике и перестанут тебе верить.
   - Это шишка, - сказал мудрец с тоской, - Еловая шишка, единственная вещь, которая растёт на ёлках. А апельсины... т.е. бананы... на ёлках не растут... И, кстати, апельсины на ёлках не растут тоже. Потому что на ёлках растут шишки, только шишки и ничего, кроме шишек.
   - Я верю тебе, Учитель, - сказал любимый ученик, - не растут. Но почему не допустить возможность, что на данной конкретной ёлке каким-то случайным образом вырос один единственный банан? Конечно, такая вероятность крайне низка, но она есть. Разве я не прав?
   - Нет - сказал мудрец, вытирая грязным пальцем слезу, - такой вероятности нет.
   - Но почему же? Почему ты не хочешь проверить? Какой бы плод с какой ёлки мы не принесли бы тебе, ты сразу с порога объявляешь их шишками. И даже не хочешь проверять, шишка это или всё-таки банан. Да, в прошлый раз двое учеников не поверили тебе, съели шишку и умерли. Но в этот-то раз на ёлке явно вырос банан!
   - Это шишка, - сказал учитель, вставая и поправляя одежду.
   - Тогда как объяснить тот факт, что она по форме соответствует банану, жёлтая как банан и пахнет бананом?
  
   Учитель не ответил. Он только глубоко вздохнул, развернулся и ушёл в горы. И больше никогда не спускался к ученикам. Любимый ученик съел шишку и умер. Остальные ученики ушли к другому учителю, который обучал всех желающих способу выращивания апельсинов на осинах методом их систематического полива особым образом разведённым куриным помётом.
   А в деревне прочно укоренилось мнение, что лжеучитель перетравил всех своих учеников еловыми шишками.

Оценка: 7.44*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"