ВСЕСОЮЗНО ЛЮБИМОГО МАЭСТРО ЖЕНЩИНЫ ХОТЯТ ДО СИХ ПОР!
Раймонд Паулс занял третье место среди самых желанных у латышек мужчин. В России он занял бы первое!
Раймонда Волдемаровича не смущает, когда к нему обращаются по имени и отчеству, хотя в Латвии это не принято. Он уважает русские традиции, и саму Россию, и уже более сорока лет любит одну женщину - свою русскую жену (чем его попрекают некоторые горячие латышские парни). Его обзывали "красным", а он - преуспевающий капиталист, совладелец ресторана "Вернисаж", в который "вложил" свое имя. В свои шестьдесят шесть маэстро занял третье место среди мужчин, которыми бы хотели латвийские женщины. Символ элегантности, он не меняет своих вкусов: одна любовь на всю жизнь, в одежде - только фрак и черно-белый цвет, в музыке верен классике, в эстраде - лирике. Однако, когда латышский певец Озолс "оторвался", спев рэпом (!) "Миллион алых роз, маэстро это понравилось. В свое время слухи о его романе с Пугачевой не повторял только ленивый, их едва ли не поженили. Жена Паулса ревновала его к примадонне , посещая все их репетиции. Маэстро прощает примадонне до сих пор "ее выходки", сдержанно замечая: Она дама со своими какими-то... (красноречивое многоточие)", но и сейчас считает Пугачеву лучшей певицей среди всех бывших и нынешних. И тоскует по той давнишней богемной обстановке в ее доме. А говорить о романе с молодой певицей Марией Новиковой, или "Мэри-Энн", как-то язык не поворачивается. Просто маэстро всегда влюблялся в талант!
Одесса, Гершвин и любовь
Будущий маэстро родился 12 января 1936 года в Риге в семье стеклодува Вольдемара Паулса. В Риге есть чудо - музыкальный детский садик едва ли не для ползунков, при этом еще и филиал Музыкального института! Эту "консерваторию в памперсах" Раймонд посещал с трехлетнего возраста. Столь ранний старт задал сценарий его жизни. Год 1946-й - десятилетний Раймонд спешит в музыкальную школу. Год 1953-й - учитель по классу фортепиано Латвийской консерватории профессор Герман Браун объясняет семнадцатилетнему Раймонду что-то насчет таинственной души рояля. Вряд ли профессор знал, что его ученик изменяет великой классике, подрабатывая в эстрадных оркестрах, и уж точно не догадывался, что именно эстрада станет судьбой Раймонда Паулса, принесет ему известность. 1958 год прошел под знаком - "прощай, консерватория!". Выбор сделан - Рижский эстрадный оркестр. А вместе с ним гастроли: Грузия, Армения, Украина.
Сцена, дающая необыкновенный прилив сил и тут же забирающая их до самого донышка. Новый город, и снова - сцена. После того, как занавес опустится, необходимо снять напряжение. И, как часто бывает у артистов ... увлечение выпивкой. Среди городов, в которых проходили первые гастроли Паулса - несравненная Одесса. Одной из одесских красавиц, Светлане Епифановой, или, как звали ее домашние, Лане, выпала удивительная судьба - стать музой Раймонда Паулса. Его брак с Ланой - один из самых удивительных примеров супружеской верности, длящейся более сорока лет. Спустя сорок лет на своих концертах Раймонд иногда играет мелодию своей любви - одну из первых песен Гершвина. "Когда я играю эту мелодию, мне кажется, что я нахожусь в Одессе. Ведь Гершвин оттуда...", - признается маэстро. В начале 1962 года у Раймонда и Ланы родилась дочь Анете. Рождение дочери сильно повлияло на решение Паулса бросить пить...
Листья желтые над городом кружатся
Можно всю жизнь исполнять чужую музыку и делать это так, что мир узнает про тебя. Но судьба Паулса уже была определена - ему суждено было услышать собственную музыку, она зазвучала внутри него. Чтобы стать профессионалом, Раймонд возвращается на студенческую скамью: с 1962 по 1965 год он снова учится в консерватории, но теперь уже - композиции. В 1964 году Паулс становится художественным руководителем Рижского эстрадного оркестра. Первые песни Паулса - "Мы встретились в марте" и "Зимний вечер" были написаны маэстро в ту пору, как и первая музыка для кино ( фильм "Ты нужен"), за которой последовал целый ряд фильмов и спектаклей с музыкой Паулса: "Слуги дьявола", "Стрелы Робин Гуда", "Смерть под парусом", "Двойной капкан", "Как стать звездой". Его музыка узнаваема - услышишь и сразу поймешь - это Паулс, как, к примеру, музыкальной фон фильма "Театр", где маэстро снялся и сам. Говорят, за эту роль он получил "бешенный" гонорар... в целых четыре рубля!
В начале семидесятых он стал художественным руководителем ансамбля "Модо". Появившаяся в 1975 году песня "Листья желтые над гордом кружатся... " мгновенно стала самым популярным шлягером года: она звучала по радио и во всех ресторанах от Риги до Магадана, не говоря уже о Юрмале. Отдыхающие из всех уголков Советского Союза в каждом юрмальском кабачке слышали эту мелодию. А сколько пародий на нее сочинили! Вот одна из них: "Лица желтые над городом кружатся...", что символизировало "китайский десант над Юрмалой". Это была настоящая популярность!
Маэстро запрещал дочери становится певицей
Дочь маэстро Анете росла в творческой атмосфере: среди друзей Раймонда было много талантливых людей, в их доме перебывали почти все эстрадные звезды - от Валерия Леонтьева до Аллы Пугачевой, часто бывали Андрей Вознесенский, Александра Пахмутова, Андрей Миронов. Как-то раз на день рождения Анете Андрей Миронов решил научить ее танцевать "по-настоящему". Как вспоминает Анете, "наши модные притопы-прихлопы он танцами не считал". Удивительно, что Паулс, известный "первооткрыватель" эстрадных звезд, своей дочери становится певицей запретил!
Жена ревновала Паулса к Пугачевой
Звездный час настал для маэстро, когда сложился его творческий союз с Аллой Пугачевой. И в наши дни песни "Маэстро", "Старинные часы", "Миллион алых роз", "Без меня" любимы народом не меньше, чем четверть века назад. Песня "Миллион алых роз" Пугачевой поначалу не нравилась, она постоянно возмущалась: "Что ты мне подсунул?". А "подсунул" он ей один из лучших ее хитов! Они вынуждены были много времени проводить вместе. Об их "романе" судачили повсюду, их едва ли не поженили! Ревновала ли его жена? "Наверное, немного ревновала, - признается Паулс. - Иначе как объяснить то, что она присутствовала на всех репетициях и концертах? Хотя моя жена вообще любит, как я играю". Между тем, не до любви было нашим знаменитостям - все время поглощала работа!
Сейчас Паулс любит вспоминать те годы: "Я даже не так скучаю по концертам, как скучаю по богемной жизни, которая была в свое время у Аллы дома. После концертов мы все заваливались к Алле. И что мы там только не вытворяли - импровизация, шутки. Все это испытал, на свою бедную голову, Марк Захаров. Я не знаю, как он выдерживал это. Иногда наши посиделки заканчивались не очень хорошо. Ссоры были". А на вопрос журналистов, правда ли, что примадонна разбила ему очки, Раймонд отвечает: "Это не мои очки она разбила, а одной дежурной в Петербурге в гостинице. Когда Алла выпивала, она могла что-то лишнее сказать. Потом сожалела. Ей было стыдно, она начинала подлизываться. Но я принимал Аллу такой, какая она есть. Ей все можно простить, когда она выходит на сцену".
Маэстро "послал" Филиппа
Забавный случай произошел те годы, когда Киркоров был ( по выражению маэстро) "совсем мальчиком". "Филипп пригласил меня и Резника к себе, познакомил с мамой, - вспоминает Паулс. - Довольно странная ситуация: молодой парень, который еще ничего не сделал, просит: "Напишите для меня". У меня таких "заказчиков" были десятки. Я вообще писал очень мало по заказу вокалистов. Они сами мою музыку для себя отбирали, так делали Пугачева и Леонтьев. Вайкуле постоянно роется в моих архивах. Киркорову для раскрутки нужны были известные авторы. Надо и меня понять - что, я должен был броситься писать? Тем не менее Филипп пошел своей дорогой". Сейчас певца Киркорова Паулс оценивает так: "Если это кому-то нравится, пожалуйста. Я отношусь к любителям другого стиля. Не подумайте, что я так говорю о Киркорове, потому что ревную Аллу к нему".
"Кукушечка" ... вышла замуж
В середине 1980-х годов большую популярность приобрела песня "Дедушка с бабушкой" в исполнении созданного Паулсом детского ансамбля "Кукушечка"
Два бывших солиста этого ансамбля Гуна и Гунер выросли, Гуна играет на флейте в оркестре, Гунар поет популярные песни на латышском языке. "Этих детей я помню с 4-летнего возраста и до 12-14 лет. Я не могу сказать, что меня не тянет к другим детям, мне кажется, в этом направлении я уже все сделал", - говорит Паулс. Тем не менее, маэстро вновь занимается детским хором. Детишки из "Кукушечки" давно выросли и привели своих ребятишек...
Бутерброд вместо пляжа
Сотрудничество Паулса с темпераментным Валерием Леонтьевым и утонченной Лаймой Вайкуле стало больше, чем легендой - оно создало аромат эпохи.
Начальство в восьмидесятые годы "не жаловало" Леонтьева и он бы еще долго оставался "закрытым" для столичных площадок, если бы ни Паулс, включивший его в свои концерты, после чего начальству пришлось "разрешить Леонтьева". Валерий вспоминает: "Мне так хотелось пойти позагорать, искупаться, а вместо этого приходилось идти на студию. И тогда жена Паулса сказала мне: "Иди, поешь бутерброд и представь, что масло - это море, а мясо - это красивые прибалтийские берега. И потом запишешь песню". Как-то в одном варьете Паулс, Пугачева и Резник обратили внимание на молодую певицу. Паулс вспоминает, как они с Резником и Аллой рисковали, выпустив в начале 80-х на эстраду настолько непривычную для того времени новую звезду. Сотрудничество маэстро с Вайкуле и Леонтьевым стало очень плодотворным. И по сей день трудно найти столь любимые народом шлягеры, как "Исчезли солнечные дни", "Кабаре", "Полюбите пианиста", "Вернисаж", "Еще не вечер". Признание? Безусловно! Раймонд стал "всесоюзным маэстро". Присвоение ему в 1985 году звания Народного артиста СССР стало признанием свершившегося факта. Оказалось, у славы бывает и обратная сторона...
Запойная слава
В одно время Раймонд был сказочно богат. По закону об авторских правах каждый ресторан, который включал в свой репертуар песни Паулса, перечислял ему кругленькую сумму. "Приходишь в Сбербанк и узнаешь, что набежало несколько тысяч, - Вспоминает Раймонд. - О, я жил очень хорошо! В одно время я даже по доходам перегнал самого "денежного" композитора Давида Тухманова. Всех денег не заработаешь - эта истина становится понятной только с возрастом. Я очень много ездил с концертами и настолько уста, что мое любимое дело превратилось в тяжкую повинность. Чтобы как-то справиться со стрессом, стал выпивать". Подобный способ снятия стресса превратился с болезнь, знаменитый маэстро стал запойным алкоголиком! "Несколько лет я был в алкоголическом аду", - признался Паулс. Выкарабкаться помогла ему жена. Она ходила к его преподавателю в консерватории, обращалась к друзьям с просьбой повлиять на мужа. Благодаря жене Паулс нашел в себе силы остановиться, и за последние 15 лет не выпил ни капли спиртного, даже пива!
Самая большая мечта Паулса
После окончания школы дочь Паулса Анете утроилась на телецентр, потом получила профессию режиссера телевидения и посвятила этой работе около восьми лет. Телевизионная карьера Анете завершилась красиво: напоследок вместе с Юрием Николаевым она вела конкурс эстрадной песни в Юрмале - тот, где победил Александр Малинин. Мужем Анете стал датчанин Марек, сотрудник авиакомпании SAS. У Анете две дочери: Моник-Ивон и Анна-Мария. Сначала мужа Анете перевели на работу в Литву, затем Анете с семьей около четырех лет прожила в городе на Неве. Сейчас дочь Паулса является помощником генерального консула Латвии по вопросам культуры и живет в Москве. Внучки Паулса учатся в дорогой элитной московской школе, прекрасно говорят на английском, русском и латышском (с небольшим, по замечанию деда, акцентом), учат французский. На лето вся семья ездят к бабушке и дедушке в Латвию, а на выходные часто летает в Стокгольм. Паулс доволен карьерой дочери и счастлив, что она не стала певицей. А вот, заниматься ли музыкой внучкам, будут решать их родители. "Я могу только дать какие-то советы, хотя вряд ли меня слушать будут. Думаю, старшая вряд ли будет серьезно заниматься музыкой, а вот младшая очень музыкальна, от нее можно всего ожидать", - говорит Паулс.
Вдали от дочери и внучек маэстро чувствует себя очень одиноко и мечтает только об одном - чтобы мужа Анете перевели на работу в Ригу. "Если бы это сбылось, это было бы самое большое счастье на земле", - говорит он.
Президентство он элегантно уступил даме
В 1989 году Паулс стал министром культуры Латвии, а в 1993 году стал советником президента Латвии по культуре. Несмотря на то, что Паулс неоднократно говорил, что "художник должен заниматься своим делом", а не политикой, в 1999 году Раймонд Паулс, руководившей Новой партией, баллотировался на пост Президента Латвии. Он решился на этот шаг, потому что многие ждали от него помощи. "Понимаете, я всю жизнь лезу в какие-то такие дела, потом по голове получаю. Ко мне часто обращаются за помощью, считая, что я имею какой-то вес", - объяснил маэстро. Президента в Латвии выбирает сейм (латвийский парламент), оно проходит в несколько туров и оставшийся кандидат, чтобы стать главой государства, должен получить 51 голос.
Многие газеты тогда писали, что Паулс выборы проиграл. Между тем, это не так. "Я не проиграл, комментирует события 1999-го года Паулс. - Я знал с самого начала, что никогда не пойду на этот шаг - быть президентом. Я исполнил все, что от меня требовали. Выиграл в первом туре, набрал в парламенте больше всех голосов, но перед решающим туром. вышел на трибуну и сказал, что снимаю свою кандидатуру. Почему? Если бы меня выбрали, я бы оказался в тяжелейшей ситуации. Я выступаю за хорошие отношения с Россией, и это вызвало бы сопротивление наших правых. Я бы оказался между двумя жерновами. У русских в Латвии сильное экономическое влияние, им принадлежит огромный капитал. Но они не вмешиваются в политику. А у 700 тысяч русскоязычных нет даже своей сильной партии". И маэстро, как истинный джентльмен, уступил дорогу даме - Вике Фрайберге
Впрочем, латвийское издание "Час" выдвинуло свою версию: Паулса депутаты попросту "сдали". В нескольких турах за Паулса голосовали не восемь, а семь депутатов Новой партии и голосов бы в последнем туре не хватило.Может быть, это депутатам не хватило решимости связать свой голос с именем Паулса? В первые годы независимости Латвии как только не называли маэстро: и "красным", и коммунистом, не давая забыть былую популярность в Советском Союзе и то, что он женат на русской. Кстати, Лане Паулс пришлось сдавать экзамен на знание латышского языка, чтобы получить гражданство! Экзамен она успешно выдержала. "Я это все на своей шкуре испытал, - рассказывает Раймонд. - Нигде в мире в культурном обществе не имеют даже права спрашивать, почему твоя жена - негритянка, китаянка или я не знаю кто! Это моя семья и моя жизнь. А у нас, к сожалению, уже появились люди, которые, как при фашизме, начали искать еврейскую кровь и тому подобное. Здесь много таких идиотов. Но я не скрываю, что был и всегда буду лоялен к России". После президентских выборов Раймонд Паулс заявил: "Я ставлю точку в своей политической карьере. Правда, еще побуду депутатом в Сейме".
Сейчас Паулс - собственник, что является весьма почтенным в любой капиталистической стране. "В центр "Вернисаж" я вложил только свое имя. - заявляет Паулс, - Владелец у центра другой. У меня около 10 процентов акций, своего рода плата за имя. Это дает мне возможность не думать о завтрашнем дне".
Только не мужчины в перьях ...
Так неужели у него не было ни одного романа за всю жизнь?Маэстро отвечает так: "У меня были симпатии, с которыми я выступал. Но вот такого, что сегодня любят журналы и газеты, у меня не было. Я прожил как нормальный человек, как нормальный мужчина. Мне уже 65 лет, возраст солидный, я могу быть счастлив, что дотянул до такого. Я и болел, и всякие операции перенес. И ту, что обычно делают мужчинам. И с сердцем неприятности".
А симпатиями он называл свои влюбленности. В первую очередь - в талант. Теперь их знает вся страна. А вот и новая симпатия. Первым Марию Наумову заметил Михаил Танич, который часто отдыхает в Юрмале. Он-то и предложил Паулсу заняться молодой певицей. Поначалу, правда, не очень получалось. Но сейчас Мария Наумова - одна из самых популярных в Латвии И опять, как это было с Ламой и Валерием, интуиция маэстро не обманула: Мария Новикова , " Мэри-Энн", стала победителем конкурса Евровидение. Маэстро не подобрал в Риге певцов с джазовым уклоном и работает с этими молодые, увлеченными ребятами. Он закончил мюзикл, начатый еще в семидесятых - "Сестра Керри", московская премьера которого состоялась в Театре имени Маяковского а на фортепиано аккомпанировал автор. Он написал 24 музыкальных номера по роману Эмиля Золя "Дамское счастье"."Живу довольно бурно, выступаю, -говорит маэстро. - И вряд ли когда-нибудь еще вернусь к политической деятельности". Недавно к Паулсу обратился с просьбой написать музыку продюсер одной модной молодежной группы. Разумеется, Паулс отказал: " Я воспитан на музыке Эллы Фицджеральд, Фрэнка Синатра. Представьте: я начну писать для группы "Стрелки" или этого, с одним зубом, как его? Шуры? Это же ужас!". Когда его называют "маэстро в черно-белом", но отвечает: "Я считаю, что для сцены ничего лучше нет для мужчины. Лучше фрака и смокинга. Я не могу смотреть, когда мужчины выступают в трусах, в перьях"
Приятна ли ему слава? "Мне было очень приятно смотреть концерт, в котором Алла спела мою старую песню "Старинные часы"; а ведь она и спела, только полкуплета, остальное допела публика. Это было очень трогательно", - говорит маэстро. - Оказывается, старые мелодии и сегодня не безразличны людям. Для меня это самое главное".