|
|
||
см. также стихо на тему http://zhurnal.lib.ru/n/nikolaew_w_a/zwdoc.shtml |
Но расследование продолжалось. Оставалось выяснить, где и при каких обстоятельствах было налажено первое производство стандартного продукта высокого качества. Предстояло найти "место встречи". Итак, это Московское государство. И скорее всего - один из московских монастырей. Возможно, "водка" родились в Чудовом монастыре, который располагался в Московском Кремле и был основан митрополитом святым Алексеем при Дмитрии Донском. С середины XY века перегонка хлебного спирта была поставлена на промышленную основу, и была введена монополия не только на производство и продажу хлебного вина, как в ре времена чаще называли водку, но и на прочие спиртные напитки - мед и пиво, - ранее никогда не подвергавшиеся налогообложению. Производство алкогольных продуктов с 1474 года становится юридически зафиксированной в документах царской регалией. В некотором смысле именно доходы от "горькой" стали экономической основой объединения и расширения русских земель, основой будущей империи. Первые Государи России имели специальные службы для надзора за производством водки. В актах России XV-XVI веков часто встречаются названия государственных "путей", то есть промыслов, приносящих деньги в казну, среди которых "чашечный" ( доход от водки) был одним из главных и заведовал всеми другими. Позднее ведомство, занимающееся надзором за производством водки было переименовано в Сытенный двор, а позднее - в Сытенный приказ. Управляющие этим путем или приказом на проятжении веков в России считались самыми высокими людьми по должности, они были главными советниками и помощниками русских государей и правителей. Для собирания земель русских в единое государство державному Великому князю Иоанну III Васильевичу требовались огромные деньги на содержание мощной армии и закупки вооружения. В 1474 году он издал Указ о введении Первой Государственной Монополии на производство и продажу водки в России, а так же запретил ввозить водку ( "вареное вино" или "корчму") в Псков. Отогнав хана Ахмета, уже с 1476 года царь, уже не испытывающий больше острой нужды в финансах, решил было бороться за трезвость как норму жизни. Государь вообще запретил производство водки. Однако, проконтролировать исполнение своего же указа он оказался не в состоянии даже в Москве. Заодно царь пытался лишить церковь, которая получала доходы от такого производства, привилегии на винокурение: это что сокращало доходы казны.
Шумные пиры , царевы кабаки... а налоговая служба не дремлет
Государь Василий Иванович любил устраивать пышные и роскошные обеды, длившиеся порой по 8-10 часов до глубокой ночи. А любимой царской закуской под первую чарку водки были жареные лебеди, которых торжественно выносили в начале пира. При его правлении в 1505 году русскую водку начали экспортировать в соседние страны (Швецию, Эстонию, в земли Ливонского ордена). Сам любивший водочку, Василий Иванович запретил боярам держать корчмы и торговать водкой. Этот запрет на производство водки просуществовал недолго. Его сын Иван Васильевич в роскоши княжеских пиров переплюнул отца. Его особым хобби была серебряная и золотая посуда, на которой подавалась еда и из которой пили водку, так что дань с бояр всей Руси он собирал столовым серебром. Однако, и тогда еще нельзя было сказать, что Русь спилась водкой. Знаменитый путешественник барон Сигизмунд Герберштейн, посетивший Россию в 1517 и 1526 году, отмечает редкое трудолюбие россиян и их умеренное потребление водки: "В будни запрещалось им пить; одни иноземные воины, служа государю за деньги, имели право быть невоздержанными в употреблении хмельного; для чего слобода за Москвою-рекой, где они жили, именовалась Налейкой, от слова "наливай". Удивительно, что именно суровый Царь Иван Васильевич Грозный ослабил сухой закон и учредил царевы кабаки. Но их дозволялось посещать лишь на Святой неделе, в Рождество Христово и на Дмитриевской субботе. За употребление водки народом в другие дни сажали в тюрьму. Следующий царь Федор Иоаннович велел закрыть кабаки. Но не тут-то было! Водку стали продавать в питейных домах и с рук частные производители. В 1590 году царь Федор Иоаннович издает Указ о прекращении частной торговли водкой. Теперь родимую можно было попробовать лишь в корчмах, питейных домах и кабаках. Однако, царь пекся о здоровье народа: кабачникам запрещалось покупать некачественную водку. При этом приказал, чтобы налог за год, который кабачники сдавали в казну, должен быть больше чем в предыдущий год. Когда к власти пришел Борис Годунов, наступила вольница. Он вновь открыл царские кабаки и разрешил частным производителям поставку в них качественной водки. Вопрос был очень важным, таким, что кабацкие головы, их помощники и целовальники (ларешные и рядовые) избирались общиной и отчитываются в своей деятельности перед наместником области. А поскольку речь всегда шла о государственной казне, целовальникам не рекомендовалось отгонять пьящий народ от кабаков. Финансовыке злоупотребления кабацких голов, резкое снижение качества хлебного вина (водки) из-за хищения сырья и фальсификаци, рост взяточничества и разорительные последствия пьянства для народа, в том числе срыв посевных за несколько лет (в период пасхального пьянства), вызвали в 1648 году "кабацкие бунты" в Москве и других городах России, начавшиеся из-за невозможности уплатить "кабацкие долги" городской (посадской) ремесленной голытьбой и перерасли в крестьянские волнения подгорного населения. Царь Алексей Михайлович созвал после подавления бунтов Земской собор, получившего наименования "Собор о кабаках", главным вопросом на нем была вопрос о реформировании питейного дела в России. Так дальше и пошло: водочные послабления сменялись водочными монополиями государства в зависимости от государственных проблем и пустоты бюджета.
Кто споил Россию?
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"