Базалук Олег Александрович (5 февраля 1968 г., г.Лозовая, Харьковской обл.) - доктор философских наук, профессор, ученый-философ, политолог, писатель, автор современной научно-философской теории эволюции (модели Мироздания) 'Эволюционирующая материя'. Междисциплинарные исследования в области нейронаук, психологии, философии и космологии. Автор свыше 150 научных работ.
Председатель международного философско-космологического общества (МФКО), главный редактор научных
Базалук О.А. "Космические путешествия: Наука, образование, практика" (Часть 1. Наука) / Космические путешествия: наука, образование, практика. Материалы Международной научно-практической конференции 2 декабря 2010 года. - К.: КУТЭП, 2010. - С. 37-60 В современных исследованиях в области космических путешествий можно выделить три основных взаимодополняющих направления. Первое направление - всестороннее исследование жизнедеятельности человека в условиях космических полетов; второе - развитие технологий строительства космической техники; и третье - фундаментальные исследования космического пространства и структуры Мироздания. В настоящем исследовании акцентируется внимание на первом направлении, связанном с пониманием изменений, ожидающих человека в ходе масштабного освоения космоса.
В монографии автор предлагает новую космологическую концепцию мироздания, через призму которой и рассматриваются категории времени и пространства. Новая космологическая концепция мироздания является синтезом современных дос-тижений на стыке космологии, философии и психологии, что позволяет автору на более глубоком уровне и в более широком аспекте подойти к рассмотрению проблем пространства и времени. Для студентов, аспирантов и преподавателей философских и других гуманитар-ных специальностей, а также для всех, кто углубленно занимается проблемами совре-менной философии.
Используя непосредственное общение, автор попытался выяснить роль системы образования в становлении выдающихся людей Украины. Беседуя с представителями науки, культуры, бизнеса, спорта, которые за выдающиеся героические поступки или за выдающиеся трудовые достижения были отмечены высшей степенью отличия Украины - орденом "Золотая Звезда" или орденом Государства, автор попытался раскрыть не только личность собеседника, богатство его судьбы и перипетии доли, но и ту культурно-социальную среду, в которой происходило их развитие. Опираясь на воспоминания Героев Украины: Леонида Каденюка, Елены Юрковской, Анатолия Француза, Тамары Прошкуратовой и Татьяны Засухи, автор последовательно выяснял влияние на формирование их внутреннего мира родителей, близкого окружения, учителей, книг. Книга предназначена для широкого круга читателей интересующихся проблемами философии образования - масштабным анализом ведущих мировых образовательных систем и особенностью их влияния на подрастающие поколения.
Четвёртая художественно-философская работа О. Базалука очерчивает идеал женщины с точки зрения мужчины. Рассматривая 70-летний жизненный путь героини, автор подчёркивает, что именно служение своему предназначению возвышает женщину и вызывает уважение к ней. В книге рассматриваются вопросы одиночества, проблема адаптации єбывших" граждан СССР к новой реальности, сильные и слабые стороны советского и современного образования России и Украины, самоидентификации русских и украинцев.
Методология геофилософии позволила автору показать, что Украина - это пограничное государство, по территории которого проходит рубеж противостояния двух мировых культур: византийско-азиатской и европейской. На основе открытых источников информации, автор составил психологические портреты пяти президентов Украины и представителей их ближайшего окружения, с целью показать их роль в формировании и закреплении коррупционной ментальности украинцев. Основной тезис книги - Рыба гниет с головы. Ущербная ментальность украинских правителей, их номенклатурное советское прошлое и преобладающая єазиатчина" в ментальности, в немалой степени определили ход исторического развития Украины. Геофилософия позволила автору сформулировать украинскую национальную идею: Украина - Берегиня, а украинцы - хранители мира в западной части Евразийского континента, а также основные культурные маркеры украинской идентичности: а) воин-хранитель; б) высокая образованность; в) законопослушание (дисциплинированность); г) внутренняя свобода (активная жизненная позиция); д) открытость нации (гостеприимство). Книга предназначена для широкого круга читателей интересующихся вопросами геополитики, геофилософии, национальной идентичности.
В книге, на основе анализа возможностей "человеческого фактора", автор раскры- вает перспективы организации длительных космических путешествий. Опираясь на современные исследования в нейрофизиологии, психологии, космической медицины, космологии и философии, автор аргументирует тот факт, что длительный космический полёт - это, прежде всего, путешествие психики, которая в состоянии организовать комфортное присутствие в специфических условиях космического корабля, наладить полноценную деятельность в условиях открытого космоса, направленно изменять структуру и функции организма. Автор выносит на обсуждение международный про- ект "Путешествующая психика", связанный с исследованиями особенностей зачатия, эмбрионального развития и родов ребёнка в условиях космического полёта, а также рассматривает фундаментальные вопросы предшествующие этому ответственному шагу в истории человечества. Автор приводит научную и философскую аргументацию, показывая возможность перехода деятельности человечества от планетарных масшта- бов к уровню космической силы. В книге формулируется "космическая идеология": прошлое, настоящее и будущее человечества неразрывно связано с влиянием космоса и освоением его просторов. Актуализируется научно-философское мировоззрение и мировосприятие, через призму которого автор рассматривает вопросы сущности человеческой жизни, первооснову существования, особенности существования мира, особенности формирования личности планетарно-космического типа. Книга предназначена для высокоразвитых представителей человеческого обще- ства, преподавателей и студентов учебных заведений всех уровней аккредитации, а также для тех, кто хочет обеспечить полноценное счастливое будущее себе, близким, своему народу, земной цивилизации.
Космические путешествия: коллективная монография / Под ред.О.А. Базалука - Харьков.: МФКО, ФЛП Коваленко А.В. 2012. - Т.2. - 240 с. В коллективной монографии представлены лучшие современные исследования в области космических путешествий, присланные в адрес одноименной международной интернет-конференции. Учеными из России и Украины рассматриваются мировоззренческие проблемы, связанные с освоением ближнего и дальнего космоса, особенности космического права, инновационные решения в строительстве космических кораблей, представлена современная поэзия о космосе. Авторы коллективной монографии стараются объединить философский и научный дискурс о космосе в единое исследовательское пространство, с целью вывести его на более качественный уровень, соответствующий современным европейским и американским исследованиям. Для студентов, аспирантов и преподавателей учебных заведений всех уровней аккредитации, а также для всех, кто задумывается о космическом будущем нашей цивилизации.
Проводится философское и естественнонаучное исследование космологической концепции строения Мироздания, изложенной ранее в монографиях "Происхождение человечества" и "Время в свете новой космологической концепции". Делается акцент на рассмотрении и обосновании различия между живой и разумной материей. В свете современных достижений естествознания автор рассматривает категории "материя", "существование", "жизнь", "разум", "психика", обосновывает использование новых категорий "псипространство", "существующая сущность", "разумная материя", "логосфера", "техносфера" и др. Предлагается новое видение вопросов происхождения и развития человека и жизни в космосе, их места и роли в материальном мире. Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, а также для всех, кто углублено занимается проблемами космологии, философии и психологии.
В третьем томе коллективной монографии рассматриваются особенности образовательных систем России и Украины, а также перспективы их развития. Авторы анализируют возможности космического образования, роль материнства, семьи и школы в образовательном процессе, проблему самоидентификации нации, ценностные ориентиры, идеал образованности, перспективы раздельного образования и воспитания. В монографии представлены исследования академических ученых, преподавателей университетов и школ, аспирантов, студентов из России, Украины, Грузии и Азербайджана, акцентируется внимание на формировании образа человека будущего, на повышении эффективности педагогического воздействия. Монография предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей учебных заведений всех уровней аккредитации, а также для всех, кто хочет обеспечить полноценное счастливое будущее себе, близким и своим детям.
На основе предшествующих трех монографий Международное философско-космологическое общество начало выпуск научного журнала Future Human Image, в котором представлены современные мировые исследования образа человека будущего. Журнал охватывает области нейронаук, педагогики, философии образования и психологии. В данном выпуске представлены работы специалистов из США, России, Украины, Бразилии, Южной Африки, Испании, Казахстана. Журнал публикает исследования на русском, английском и украинском языках. Полная версия журнала http://bazaluk.com/journals.html
На основе предшествующих трех монографий Международное философско-космологическое общество начало выпуск научного журнала Future Human Image, в котором представлены современные мировые исследования образа человека будущего. Журнал охватывает области нейронаук, педагогики, философии образования и психологии. В данном выпуске представлены работы специалистов из США, России, Украины, Бразилии, Южной Африки, Испании, Казахстана. Журнал публикует исследования на русском, английском и украинском языках. Полная версия журнала http://bazaluk.com/journals.html
На основе предшествующих трех монографий Международное философско-космологическое общество начало выпуск научного журнала Future Human Image, в котором представлены современные мировые исследования образа человека будущего. Журнал охватывает области нейронаук, педагогики, философии образования и психологии. В данном выпуске представлены работы специалистов из США, России, Украины, Бразилии, Южной Африки, Испании, Казахстана. Журнал публикует исследования на русском, английском и украинском языках. Полная версия журнала http://bazaluk.com/journals.html
На основе предшествующих трех монографий Международное философско-космологическое общество начало выпуск научного журнала Future Human Image, в котором представлены современные мировые исследования образа человека будущего. Журнал охватывает области нейронаук, педагогики, философии образования и психологии. В данном выпуске представлены работы специалистов из США, России, Украины, Бразилии, Южной Африки, Испании, Казахстана. Журнал публикует исследования на русском, английском и украинском языках. Полная версия журнала http://bazaluk.com/journals.html
Образ человека будущего: Кого и Как воспитывать в подрастающих поколениях: коллективная монография / Под ред. О.А. Базалука - К.: Издательский дом "Скиф", 2012. - Т.2. - 408 с. Во втором томе коллективной монографии рассматривается состояние системы образования главным образом в России и Украине к концу первого десятилетия XXI столетия. Поднимается целый пласт проблем, связанный с непрерывным развитием общества и техносферы, а также ролью в этом процессе семьи, педагогов ("хорошего учителя" в терминологии В. Сухомлинского) и учебных заведений, предлагаются пути их решения. В монографии анализируются перспективы развития системы образования, акцентируется внимание на формировании образа человека будущего, на методах его достижения. Монография предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей учебных заведений всех уровней аккредитации, а также для всех, кто хочет обеспечить полноценное счастливое будущее себе, близким и своим детям.
Образ человека будущего: Кого и Как воспитывать в подрас-тающих поколениях: коллективная монография / Под ред. О.А. Ба-залука - К.: Кондор, 2011. - Т.1. - 328. В коллективной монографии рассматривается состояние системы образова-ния главным образом в России и Украине к концу первого десятилетия XXI сто-летия. Поднимается целый пласт проблем, связанный с непрерывным развитием общества и техносферы, а также ролью в этом процессе семьи, педагогов (Јхо-рошего учителя" в терминологии В. Сухомлинского) и соответствующих госу-дарственных институтов, предлагаются пути их решения. В монографии анали-зируются перспективы развития системы образования, акцентируется внимание на формировании нового типа личности - планетарно-космической, как некоего конечного идеального образа воспитательного воздействия на подрастающие поколения - образа человека будущего. Для студентов, аспирантов и преподавателей учебных заведений всех уров-ней акредитации, а также для всех, кто хочет обеспечить полноценное счастли-вое будущее себе, близким и своим детям.
"Окунаясь в реальность" - это психологическая повесть, пытающаяся раскрыть отдельные аспекты взаимоотношений между мужчиной и женщиной, а именно - причину распада семей с двадцатилетним стажем, уход состоявшихся мужчин к молодым любовницам, корни измен и лицемерия в семейных отношениях. Автор продолжает исследование нравов современного поколения, начатое в предыдущей повести "Лозовая: женские нравы", используя новые приемы и методы, что придаёт истории дополнительную степень драматизма и правдивости.
Базалук О. А. Сумасшедшая: первооснова жизни и смерти: Монография. / Олег Базалук. - К.: Кондор, 2011. - 346 с. В монографии на основе современных научных и философских исследо-ваний раскрывается содержание жизни и смерти, бытия и небытия, отношения между телом и психикой. По мнению автора человека делает человеком прежде всего формирование и закономерное развитие в его головном мозге психики: ней-ронных объединений подсознания и сознания. Поэтому автор, дав современное научно-философское описание психики, рассматривает жизнь и смерть через при-зму функционирования индивидуальной психики - я-психики. Взяв за основу реа-льный жизненный эпизод - гибель в автокатастрофе двух из трех членов семьи, автор, используя художественные и научно-популярные способы донесения ин-формации, рассматривает как психика третьего члена семьи выходит из состояния комы и шаг за шагом возвращается в повседневную жизнь, но уже с измененной внутренней системой взглядов. Автор показывает, что жизнь (бытие) - это теку-щее существование психики, ее присутствие в себе, для себя и для других, а смерть (небытие) - это существование предшествующих состояний материи, ко-торые в течение миллиардов лет формировали условия для организации психики и по-прежнему влияют на ее развитие. Для преподавателей, студентов, аспирантов гуманитарных и естественно-научных дисциплин, а также для всех, кто хочет разобраться в фундаментальных и определяющих вопросах существования человека в масштабах Земли и космоса.
В книге автор осмысливает онтологию войны и мира. Используя результаты эмпирических и теоретических исследований в области геофилософии, а также: нейронаук, психологии, социальной философии и военной истории, автор последовательно решает следующие задачи: определяет аксиоматику теории войны и мира; формулирует теорию и её основные следствия; осмысливает философию войны и мира; проверяет теорию на геофилософии Европы; предлагает новую теоретическую основу для определения Европейской стратегии безопасности. В книге доказывается, что проблема войны и мира берет начало в особенностях формирующейся психики. Война и мир являются способами достижения регуляторного компромисса между проявлениями активного начала, которое изначально заложено в основу психики человека, и влиянием внешней среды - естественным отбором; между усложняющимися потребностями псипространства, как совокупности психик в масштабах Земли и возможностями их удовлетворения; между провозглашенной идеей, которая объединяет псипространство, и возможностью её реализации. Войной и миром регулируется качественный состав и проявления псипространства: снижается количество психик, чья структура предрасполагает к агрессии, и увеличивается численность психик, чьи проявления направлены на интеграцию и кооперацию. Из предложенной теории войны и мира следует, что состояние мира для эволюционирующего псипространства включает в себя философию войны; что переход от мира к войне зависит, главным образом, от эффективности образовательных технологий.
Монография. - Киев: МФКО, 2014. - 312 с. ISBN 966«8122«07«03 В книге автор определяет эволюцию как непрерывное и нелинейное усложнение структуры вещества, типов взаимодействия и сред существования; анализирует существующие в современной науке и философии подходы к изучению процесса эволюции, степень разработки факторов и причин эволюции. Унифицируя междисциплинарные исследования эволюции в космологии, биологии, нейробиологии и философии, автор представляет свое видение процесса эволюции в модели "Эволюционирующая материя", которая позволяет рассмотреть не только закономерность перехода космического вакуума в нейронные ансамбли, но и увидеть нашу Вселенную как более сложную, неоднородную организацию. В книге систематизируется междисциплинарный пласт информации по теории эволюции и предлагается новая методика мировосприятия.
В монографии рассматривается наиболее важный аспект философии образования - воспитание планетарно-космического типа личности, а именно, воспитание лидера - человека, который хочет не только найти себя в жизни, но и реализовать себя в ней: полностью, до конца исчерпав внутренние потенциалы. По мнению автора, лидер, это личность, одиночка, посвящающий себя достижению поставленной перед собой возвышенной, не противоречащей общечеловеческим ценностям, глобальной цели. Лидер - это, прежде всего масштаб: масштабное видение своего места в мире и в обществе, своего предназначения, цели своей жизни. Жизненный путь лидера - это достижение гармонии между умом, душой и телом; это путь к пониманию сущности человеческого существования, места человека в цивилизации и космосе. Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, а также для всех, кто хочет обеспечить полно-ценное счастливое будущее себе, близким и своим детям.
В монографии рассмотрены основные проблемы космологии, показана тесная связь космологии с философией. Проанализирована проблема математизации физических теорий. Рассмотрена модель "эволюционирующая материя". Структура Мироздания представлена как эволюционный направленный и непрерывно развёртывающийся процесс. Для философов, физиков, преподавателей курса "Философия науки" и "Концепции современного естествознания", аспирантов, студентов.