Беликин Константин Гарриевич : другие произведения.

Огуречные Дни

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Огуречные Дни или Славный город Суздаль
  
  Это, в основном, мой пересказ - изложение - того, что я услышал здесь от знающих людей. Тот кусочек информации, который мне приглянулся.
  
  Пересекая границу Суздаля и въезжая в город, мы попадаем в особый мир: не такой, каким привык видеть его сельский житель или современный горожанин. Здесь для всего своя мера, удивительным образом сохранившаяся с тех времён, когда ещё не было всей той суетной электронной роскоши, распространившейся из мегаполисов. Суздаль не то, чтобы сопротивляется современной цивилизации, он просто иной. Это город, сохранивший свой уникальный дух. То, что лежит в глубине его истории, составляет его тайны и легенды, гораздо ближе к истокам настоящей жизни, чем это может предложить 'современный' мир.
  
  Так или иначе, это понимали прошлые и нынешние поколения Суздаля. Здесь запрещено строить дома выше трёх этажей. Всякое изменение лика города, его жителями воспринимается крайне отрицательно. Нет, Суздаль не отторгает современный мир, а тщательно примеряет и выбирает обновку для себя. Город, действительно, проявляет себя, как живой организм. Под его покровом и жители чувствуют себя совсем иначе, чем под бездушными мониторами современных бетонных гигантов, там, где царит ритм производства ради безудержного потребления.
  
  Суздаль существует столько, сколько существует история. Его начало теряется в глубине времён. И его историческая ткань не так проста: изучение хронологических процессов требует специальных знаний, внимательного рассмотрения множества взаимосвязанных аспектов человеческой деятельности. Суздаль не терпит поверхностного взгляда и суетных суждений. Но город любит и ждёт гостей. И каждого, кто отнесётся к нему со вниманием, он отблагодарит сторицей. Здесь мы становимся близки и удивительно сопричастны событиям прошлого. Время становится условным. Через суздальские храмы, музейные экспонаты, дома и саму природу, мы становимся участниками далёких событий. Мы соприкасаемся с историей Северо-Восточной Руси.
  
  О названии 'Суздаль' давно спорят историки-лингвисты. Можно услышать довольно много различных предположений по этимологии слова. В незапамятные времена на Евразийском континенте, по мнению лингвистов, люди говорили на пра-индоевропейском языке. Если обратиться к нему для разгадки древней топонимики, то получим интересный вариант, раскрывающий смысл названия города. В старых летописях Суздаль звучит как Суждаль: 'су' - самый, 'даль' - долина, либо 'дала' - место, и, возможно, что 'ж' от сокращения глагола 'джан' - что значит - плодоносить. В этом случае слово 'суждаль' можно перевести, как самое плодородное место. Суздальское Ополье - действительно благодатное место с плодородной землёй.
  
  Возникнув как естественный центр Ополья, город становится опорным местом русской цивилизации.
  
  Суздаль с его православными храмами является бесценным сокровищем духа, это национальная святыня и тайна. Он навсегда остаётся в душе каждого человека, который хотя бы однажды побывал на его улицах - к тому же город является единственным в стране музеем под открытым небом. Одна из причин притягательности Суздаля, это его причастность к самому началу русской истории. Город существовал уже во время призвания варягов на Русь, Суздальская область упоминается, например, в Ипатьевской летописи под 990 годом, когда равноапостальный князь Владимир приходил сюда утверждать христианство. В летописях губернский город Владимир именуется младшим пригородом Суздаля. А Москва (1147 год первое упоминание), которая олицетворяет собою становление Русского государства, отсчитывает от роду гораздо меньше лет, чем Суздаль.
  
  В 1125 году город выделился в особое княжество, первым устроителем которого был князь Юрий Владимирович по прозвищу Долгорукий, правивший здесь до 1157 года. При нём Суздаль становится религиозным центром образованности для всей Северо-Восточной Руси.
  
  От этой эпохи на суздальской земле остался до наших дней храм святых князей Бориса и Глеба в селе Кидекша - в четырёх километрах на восток от Суздаля. Храм построен в 1152 году и является древнейшей каменной постройкой русского северо-востока, сегодня это музей. Историки говорят о том, что здесь была настоящая крепость по масштабу оборонительных сооружений, сравнимая с Суздалем. Об этом свидетельствуют остатки земляных валов, расположенных на значительном расстоянии от храма Бориса и Глеба, вблизи которого стояли княжеские покои. Это место было стратегически важно, рядом происходит слияние рек Каменки и Нерль. При сыне Долгорукого Андрее Боголюбском Суздаль ещё более возвышается, становясь столицей Северо-Восточной Руси.
  
  Потеряв в дальнейшем своё первенство, Суздаль продолжал пользоваться покровительством князей, он укреплялся, строились храмы. В 1238 году Суздаль был разорён и сожжён монголо-татарами.
  
  В последствии Суздаль был неоднократно разоряем как татарами, так и московскими князьями, ревновавших к городу за всякое посягательство на первенство власти. Окончательно подчинившись Москве, он всё более становится тихим и провинциальным городком. Пережив несколько сильных пожаров, польско-литовскую интервенцию, нашествие крымских татар и эпидемию чумы, Суздаль потерял почти всех своих жителей.
  
  Со второй половины XVII столетия город начинает возрождаться. Суздаль становится митрополией, начинают строиться новые каменные храмы, ремонтироваться древние строения, в Кремле выстраиваются архиерейские палаты, внутри которых размещается Крестовая палата с большим бесстолпным сводом. Богатые вклады царей и князей в монастыри и храмы Суздаля, особый православный настрой его жителей, помогли в веках сохранять его красоту и благолепие, укрепить за городом репутацию богоспасаемого града. Множество церквей построено руками и талантом посадский людей, а нам остаётся только удивляться их вере и трудолюбию.
  
  В настоящее время в Суздале сохранились собор в Кремле, пять монастырей с одиннадцатью храмами и тридцать приходских церквей.
  
  Суздаль единственный город в России, сохранивший древний архитектурный облик со своими памятниками старины и образует гармоничное пространство с окружающим ландшафтом. Мне нравится гулять по улицам городка. Из уютного спального района - бульвара Всполье - можно за пять минут дойти до сквера с памятником Дмитрию Пожарскому. Кругом неповторимые строения: посадский дом, Смоленская и Симеоновская парные церкви с колокольней, величественные башни и стены Спасо-Евфимиева монастыря. Вдоль входной башни монастыря пешеходная дорога ведёт к высокому берегу Каменки, где на смотровой площадке открывается чарующий вид на Суздаль. Это невозможно правильно описать. Здесь надо быть.
  
   Город интересен различными фестивалями и праздниками. Меня особенно порадовал День Огурца. Здесь это необычное торжество отмечается с 2001-го года (во вторую субботу июля). Придумали праздник работники Владимиро-Суздальского музея-заповедника - из давних времён сельское хозяйство и работа на огороде являлись главным занятием населения Суздаля, а также суздальского Ополья. На сегодняшний день Суздаль прославился своими огуречниками и результатами их труда в виде превосходных огурчиков на весь Владимирский край. Похоже, что и туристы очарованы Днём Огурца: я впервые посетил праздник на Пушкарке, теперь вспоминаю это событие с теплотой и улыбкой.
  *
  На иллюстрациях мною представлена душевная огурчиковая прогулка.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"