Статья посвящена исследованию человеческой целостности. Руководствуясь теоцентрическим подходом к познанию действительности, опираясь на антропологическое содержание христианского учения, автор рассматривает человека как духовное существо. В контексте теоцентрического мировидения изложены представления автора об одухотворении души, духовности и бездуховности, о Богочеловеческом и человекобожеском путях самоопределения человеческого существа.
Статья посвящена исследованию мироотношения человека как целостного природно-социально-духовного существа. Исходя из сложившегося к настоящему времени понятийно-терминологического оформления представлений о ценностях и ценностных ориентаций личности, автор излагает свои взгляды на соотношение этих явлений. Целостное мироотношение рассматривается как совокупность мироопределения и миротворения; его становление связывается с ценностным освоением действительности.
Статья посвящена уточнению и дополнению сложившихся представлений о целостности способностей человека и процесса их становления. Не претендуя на исчерпывающее освещение избранной темы, автор излагает собственное видение человеческой целостности. Человек рассматривается как природно-социально-духовное существо, обретающее целостность в процессе своего становления. Эта целостность видится автору как отражение единства человека и Мира, способностей и потребностей человека и условий их реализации. Способности рассматриваются как системное качество человека, обеспечивающее его самоутверждение в Мире посредством реализации природных, социальных и духовных сущностных сил. Способности характеризуются континуальностью, определяющей специфику системной организации их самих и процесса их становления. Становление способностей анализируется в природно-органической, социально-личностной и духовно-душевной проекции. Показано, что только реализация всех природных, социальных и духовных сил человека в условиях их последовательного доминирования обеспечивает гармоничность становления способностей.
Статья посвящена конспективному изложению опыта применения системно-синергетического подхода к исследованию онтогенетических механизмов становления целостного человеческого существа. Показано, что человеческая целостность, осуществляясь как самоорганизующаяся система, переходит из одного состояния в другое посредством скоординированного действия двух относительно самостоятельных парциальных онтогенетических механизмов: эволюционно-инволюционного и бифуркационного. Единство парциальных механизмов трактуется как системный онтогенетический механизм становления человеческой целостности.
Статья посвящена рассмотрению целостного мироотношения человеческого существа в контексте свойственных ему интенциональности и интенции. Под интенциональностью целостного мироотношения здесь понимается его общая предметно-смысловая направленность, под интенцией — всякая частная разновидность его актуальной направленности на определенные предметы и процессы. Автор выделяет три типичных варианта фокусирования интенциональности целостного мироотношения индивида: на потреблении, на ценностях и на благе.