Беляева Светлана Михайловна : другие произведения.

Патриарх Гермоген

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  bel.svet@mail.ru
  В 1612 в истории нашей Родины произошло великое событие-поляки были изгнаны из Москвы. Прошло четыреста лет. От того далекого времени сохранились в памяти народной три славных имени: гражданин Кузьма Минин, воевода Дмитрий Пожарский и крестьянин Иван Сусанин. Имя -патриарх Гермоген- незаслуженно забыто. А ведь была сохранена не только свобода земли русской, была спасена душа народа-вера православная. Принял за веру и за свободу патриарх Гермоген от поляков мученическую смерть от голода.
  Святейший Патриарх Гермоген родился около 1730 года. Нам ничего достоверно не известно ни о родителях Гермогена, ни о его детстве. Неизвестно даже имя, данное ему при крещении. Отроком он поступил в Спасо-Преображенский монастырь в Казани, позднее принял сан священника и там же, в Казани, начал своё служение в церкви святителя Николая.
   Прежде города были деревянными, и они часто горели. Был большой пожар в Казани летом 1579 года. А после пожара произошло в городе удивительное событие - явление Казанской иконы Божьей Матери. Богоматерь приснилась девятилетней девочке Матрёне Онучиной и сказала ей, что на месте их сгоревшего дома лежит в земле икона. И действительно из земли была вырыта икона. Духовенство Казани и её жители крестным ходом понесли явленную икону в ближайшую церковь святителя Николая. Чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления в храм: исцелились двое слепых, участвовавших в процессии. Нёс икону немолодой священник никольской церкви - будущий Патриарх Всея Руси Гермоген. В 1587 году он принял постриг с этим именем. Новый монах отличался праведностью, изучал Священное Писание, Жития святых и историю Церкви. При царе Федоре Иоанновиче, сыне Ивана Грозного, стал Гермоген митрополитом Казанским.
  Не жалея сил и времени распространял митрополит Гермоген православную веру среди татар и башкир во славу Отечества своего. Жители Казани почитали митрополита , ибо был он "муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный".
  В это время на Русь пришло страшное время, которое в истории получило название "смутного времени". Началось оно сразу же после смерти царя Федора Иоанновича в январе 1598 года.
  Около трехсот лет княжеством, а позднее царством Московским правили прямые потомки первого удельного московского князя Данила Александровича.Такими потомками были сыновья царя Ивана Грозного. Младший сын царя, царевич Дмитрий, погиб 15 мая 1591 года в Угличе при загадочных и странных обстоятельствах- от ножевой раны в горло. Мать царевича обвинила в убийстве сына "людей Бориса" , которые немедленно были растерзаны толпой, поднявшейся по набату.
  Сразу же после гибели царевича в Углич прибыла правительственная комиссия во главе с князем Василием Шуйским.Были опрошены десятки свидетелей. Следственное дело сохранилось, и в нём говорится лишь о несчастном случае: царевич проколол себе горло ножом, играя в "тычку" (в ножички), когда с ним случился эпилептический припадок. Но в народе продолжали ходить упорные слухи о вине Бориса Годунова и о чудесном спасении царевича Дмитрия.
   Федор Иоаннович был последним прямым потомком Ивана Калиты- московской ветви рода Рюрика. Нового русского царя надо было выбирать. Началась на Руси смута великая- все князья хотели венчаться на царство. Готовы были на всё ради власти. Во времена великой смуты было три Лжедмитрия, объявлялся царь Петр- якобы родной сын Федора Иоановича. Многие бояре забыли веру православную и искали союза с Папой Римским. В феврале 1598 года, избранный Земским собором, на престол вступил Борис Годунов.
  Первые годы после смерти царя Федора Иоановича прошли спокойно. Но затем было три подряд неурожайных года, многие тысячи людей умерли от голода и болезней."Это кара божья за убийство царевича"-слышалось повсюду. Народ взбунтовался. Началась смута. Объявился в Речи Посполитой при дворе польского короля Сигизмунда III первый Лжедмитрий. Борис Годунов считал, что это беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Кто был этот человек на самом деле, неизвестно до сих пор. Но он объявил себя сыном Иваном Грозного и утверждал, что он истинный царевич, которого спрятали от убийц и спасли.
   В Польше Лжедмитрий влюбился в дочь сандомирского воеводы Марину Мнишек и мечтал жениться на ней. Марина была красавицей. Вот как описывают внешность Лжедмитрия его современники: "был он низок ростом, неуклюж, лицо имел круглое и некрасивое, рыжие волосы и тёмно-голубые глаза. По характеру бывал мрачен и задумчив". Уж очень хотелось самолюбивой польской панночке стать русской царицей- ни тяжелый нрав, ни неказистая внешность не остановили её.
  Польский король ненавидел Московское государство,он дал самозванцу войска и пообещал любую помощь. В августе 1604 года Лжедмитрий переправился через Днепр и вступил в бой с войсками царя Бориса. Самозванец одержал победу. Царь Борис скоропостижно скончался. Сын и жена его были убиты.Теперь никто и ничто не мешало самозванцу, с царскими почестями въехал он в русскую столицу.
   В Москве Лжедмитрий окружил себя поляками, не ходил в церковь, не соблюдал постов, брил усы и бороду, не признавал других русских обычаев-например, не спал после обеда. Многие считали Лжедмитрия католиком, ведь он перестал ходить в баню- самозванец вёл себя по-европейски. Поскольку для русского человека баня всегда была важной частью жизни, то такое его поведение вызывало справедливое возмущение. Но царь жестоко расправлялся с недовольными. Патриарха Иова лишил сана и отправил в заточение. Новым патриархом был поставлен Игнатий, который во всем соглашался с Лжедмитрием и венчал его на царство.
  Вскоре в Москву приехала невеста Лжедмитрия полька Марина Мнишек. Она впервые привезла в Россию вилки. На своем свадебном пиру в Кремле Марина вилкой напугала русское боярство и духовенство. "Раз царь с царицей едят не руками, а какой-то рогатиной, значит, они не русские и не монархи, а порождение дьявола.-так решили все гости на пиру. "Не бывать свадьбе без крещения невесты"- так считали все русские люди. А прямо сказал об этом Гермоген:"Не должен- сказал он,- царь русский, православный брать католичку и вводить в святую церковь. Не бывать такому на Святой Руси."
  Разозлился самозванец на эти справедливые слова,хотел лишить Гермогена сана и отправить в заточение, но не успел. Недовольные свадьбой царя и поведением поляков русские люди поддержали князя Василия Шуйского. Ночью 17 мая 1606 года ударил набат. Вооруженные люди ворвались в Кремль. Лжедмитрий пытался бежать через окно, но был пойман и убит. Через три дня тело его было сожжено, а прахом зарядили пушку и выстрелили в сторону Польши. В этот же день царем провозгласили Василия Шуйского. Жена самозванца спаслась.
  3 июня 1606 года казанский митрополит Гермоген был избран Патриархом Руси. Гермоген предал самозванца церковной анафеме. Но смута не прекращалась. Вокруг Москвы разбойников появилось больше прежнего. Неразумные люди верили, что сын Ивана Грозного Дмитрий жив. Воевода Путивля князь Шаховской открыто выступал против Шуйского и призывал народ к бунту. Мятежников возглавил Иван Болотников. Гермоген во все русские города рассылал грамоты,в которых призывал народ быть верными Василию Шуйскому, не слушать изменников и хранить православную веру. Появился и новый самозванец - Лжедмитрий II, внешне он был очень похож на Григория Отрепьева. Поляки долго искали такого человека, чтобы сначала поддержать его в борьбе за царский престол, а потом избавиться и самим управлять русским государством. Имели они тайный замысел всех на Руси сделать католиками.
   Князь Скопин- Шуйский, племянник нового государя, разбил войска Болотникова. Мятежники бежали в сначала в Калугу, потом в Тулу. Осенью 1607 года войска Болотниникова были уничтожены.
  Весной 1608 года войска Лжедмитрия II двинулись на Москву. В мае 1608 года в сражении под Болховом победил самозванец. Дальше села Тушина идти не решился- и остался в истории с прозвищем "тушинский вор". Войско его пьянствовало, грабило окрестные сёла и самозванца не уважало. Король Сигизмунд III на помощь Лжедмитрию II прислал семитысячное войско во главе с Сапегой, с ним прибыла и Марина Мнишек, она признала второго самозванца своим мужем и осталась в Тушине.
   Тушинцы осадили Троице-Сергиеву Лавру, чтобы захватить богатства обители. Осада началась 23 сентября 1608 года и продолжалась почти год. Осажденные голодали, но не сдались. Тушинцы рыли подкопы под монастырские стены. Голодали не только осажденные, в Москве тоже не хватало продуктов. Народ был недоволен избранным царём.Василий Шуйский решился просить военной помощи у шведов на очень невыгодных для Руси условиях. В обмен на земли Корелы король Шведции Карл IX выделил Скопину- Шуйскому пятнадцатитысячное войско- обученное и хорошо вооруженное.
  17 февраля 1609 года на площади собралась огромная толпа. Ворвались на Патриаршее подворье и привели Патриарха Гермогена на Лобное место. На площади Патриарх спросил толпу, что ей нужно. Один из бояр прочел вслух грамоту: "Князя Василия Шуйского выбрала на царство только Москва, а иные города о том не знали, и князь Василий Шуйский нам не люб. Желаем выбрать другого царя!"
   Это было правдой- представителей других городов не было, когда выбирали на царство Шуйского. Но Патриарх ответил так: "До сих пор указывала Москва всем городам. И никаких других городов не слушала. А вы Государю Царю и Великому князю Василию Ивановичу крест целовали и неужели измените ему теперь? Без вины лишите его царства, а если кровь русская проливается и нет мира и покоя на нашей земле, то на то воля Божья, а не царское повеление".
   Слова Гермогена оказали громадное влияние на толпу. Послышались крики: "Смута против Царя делается по указке тушинского вора! Изменники-бояре хотят сдать Родину полякам!" Бунтовщики разошлись по домам.
  Во многие города русские Патриарх снова рассылает грамоты. В них он пишет, что измену Царю, который законно избран, считает изменою вере и отступлением от Бога.
  "Посмотрите,- пишет Гермоген,- как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, Сотворившего вас, не на своих ли братьев?. Не своё ли Отечество разоряете? Не ко всем пишем это слово, но к тем, которые, забыв смертный час и Страшный Суд Христов и преступив крестное целование, изменили Царю Государю Василию Ивановичу, и всей земле, и своим родителям, и своим жёнам, и детям, и всем своим ближним, и особенно Богу". После такого послания многие города порвали с Лжедмитрием II, потому что православная вера во все времена объединяла русский народ.
  В августе 1609 года польский король объявил войну Москве. Сигизмунд III видел, как смута разъедает Русскую землю, и решил покорить страну.Он приказал полякам, находившимся около самозваца, присоединиться к королевским войскам, которые осадили Смоленск. Поляки покинули Лжедмитрия,сам он бежал в Калугу. Но осада Троицкой Лавры продолжалась. Только в январе следующего 1610 года поляки бежали от святой обители, узнав о приближении Скопина-Шуйского с шведскими наемниками.
  Подмосковные дороги очистились. К столице опять потянулись обозы с хлебом и провизией. Москва ожила. С великим почётом москвичи встретили своего избавителя молодого князя- Михаила Скопина-Шуйского. Многие захотели видеть его на царском троне.
  Эти речи испугали Царя Василия и его родню. Брат царя, Димитрий Шуйский, устроил пир, на котором Скопину поднесли кубок отравленного вина. Народный герой умер.Это случилось в апреле 1610 года.Велико было народное горе. Все возненавидели Шуйских. Народ был убеждён, что героя отравили по приказанию царя Василия.
  24 июня 1610 года, у села Клушина, неподалёку от города Смоленска, польский гетман Жолкевский разгромил царские войска, которыми командовал царский племянник Дмитрий Шуйский. Москва оказалась в окружении, со стороны Серпухова и Коломны наступали войска Лжедмитрия II вор, а cо стороны Можайска - поляки во главе с гетманом Жолкевским. Противники Шуйского воспользовались моментом.17 июля 1610 года Иван Салтыков, Захарий Ляпунов и другие заговорщики собрали на Красной площади огромную толпу и обратились к посаду с призывом свергнуть царя, правление которого принесло столько несчастий. Опасаясь противодействия Гермогена, мятежники ворвались в патриаршие палаты и захватили его. Москвичи свергли Василия Шуйского с престола, а через два дня бывший царь был насильно подстрижен в монахи.
  В 1610 году патриарху Гермогену было почти восемьдесят лет. Но он не казался дряхлым и немощным. Был он высок ростом и статен. В белоснежном куколе, с белоснежной бородой ,умудренный прожитыми годами Гермоген не боялся ни поляков, ни бояр изменников. В дни свержения Василия Шуйского Гермоген один поддерживал царя: "Не признаю царя Василия иноком, раз подстрижен он против воли своей!"
  Наступили времена семибоярщины, когда семь представителей знатных, боярских семей стали управлять государством. Уж не с той ли поры появилась пословица:"У семи нянек дитя без глазу." Заправлял всем князь Федор Мстиславский, поддерживал его во всём боярин Михаил Салтыков. Испугавшись народных волнений, бояре стали искать защиты у поляков. "Поляки разорят русские земли, погубят православную веру!" - предупреждал всех Патриарх Гермоген . Он считал, что царя надо избирать из русских князей и первым предложил Михаила Романова венчать на царство. Но никто не слушал мудрых речей патриарха.
  Боярин Федор Мстиславский хотел пригласить на русский престол королевича Владислава- сына польского короля. Дума поддерживала Мстиславского. Патриарх принуждён был уступить. Несколько дней подряд москвичей заставляли принимать присягу королевичу Владиславу. Во все города были разосланы грамоты, чтобы и там принимали присягу. Многие русские люди были против этой присяги и бежали к тушинскому вору.
  К польскому королю Сигизмунду, который стоял с войсками под Смоленском, решено было отправить посольство во главе с митрополитом ростовским Филаретом. Послы должны были просить короля отпустить королевича на царство в Москву, но Владислав должен был сначала перейти в православную веру и жениться на княжеской дочери известного русского рода.
  Патриарх Гермоген поучал послов: "Обещаниям поляков не верьте и не иначе соглашайтесь на принятие Владислава, как если он будет крещён православным крещением, стойте за нашу веру крепко и даже страдания за неё терпите!" "Умрем за веру православную!" - отвечал митрополит Филарет Романов.
  Одиннадцатого сентября посольство 1610 года выехало из Москвы. Король крайне непочтительно встретил послов. Не смотря на прохладную осеннюю погоду, их поместили в летних палатках. Король отказался принять предложенные условия. Он сам желал быть русским царём и сказал, что сын его, Владислав, слишком молод и управлять огромным российским государством не сможет. Сигизмунд и слышать не хотел о сохранении Православия. Польский король находился под влиянием иезуитов и в своем королевстве притеснял всех верующих, кроме католиков. Послы сумели сообщить в Москву о коварном замысле короля, хотя оставались у него в заложниках. Плен их продлился несколько лет
  Боярская дума пустила польские войска в Москву, якобы для охраны столицы от разбойников Гермоген как мог противился этому. "Дело твоё, смотреть за церковными делами- сказал ему на это Михаил Салтыков- а в мирские не вмешиваться." Сторонников Гермогена начали преследовать.
  Гетман Жолкевский единолично распоряжался всем в Москве, пытался искать поддержки у патриарха, но Гермоген с врагами Родины и православной веры знаться не хотел. Жолкевский, поняв как сильно москвичи ненавидят поляков, испугался и опасаясь за свою жизнь, в середине октября 1610 года уехал в ставку к королю. Гарнизоном стал командовать полковник Гонсевский, который уже не скрывал намерений польского короля захватить Русь. Боярин Михаил Салтыков поддерживал замыслы поляков.
  Патриарх Гермоген начал писать грамоты, где призывал русский народ создавать народные ополчения для освобождения Родины от захватчиков. К нему стали приезжать посланные из всех русских городов. Поляки поставили стражу к его покоям.
  Мстиславский, Салтыков и другие бояре , 5 декабря 1610 года явились к патриарху Гермогену и стали просить его благословить народ на присягу королю Сигизмунду. Ещё просили они патриарха написать грамоту к русским послам в ставку Сигизмунда под Смоленском, чтобы послы во всём соглашались с королём.
  "Никогда- ответил патриарх,- я не благословлю народ русский на присягу королю иной веры. И грамоты такой, как вы мне велите, я тоже писать не буду. Думе боярской я такую грамоту писать не дозволю. Я прокляну всякого,кто такую грамоту напишет. Призываю я народ русский вооружаться против поляков. Если Владислав станет русским царём,но единой веры с нами не примет и войска свои из города не выведет, то я всех русских людей от присяги ему освобождаю , благословляю идти на Москву и освободить Отечество наше, спасти веру православную." В ответ на слова Владыки боярин Салтыков выхватил нож и закричал: "Я убью тебя!" Патриарх Гермоген осенил его крестом и спокойно произнёс:"'Не страшусь ножа твоего, вооружен я силою веры своей против тебя. Проклинаю тебя и потомков твоих!" В бессильной злобе боярин воткнул нож в доски пола.
  А князю Мстиславскому Гермоген сказал так: "Теперь ты самый главный и все слушаются тебя. Тебе надо бороться за православную веру; а не слушать речей поляков и изменников. А поверишь им-так и жизнь твоя окончится вскоре и рода твоего на земле не останется." Ни с чем бояре ушли от патриарха.
  Тем временем около Москвы собиралось первое народное ополчение. Привел отряд рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Калужане шли под начальством князя Дмитрия Трубецкого. К ним присоединился атаман Заруцкий с казаками. Тысячи ополченцев, пришедших 'умереть за святые божии церкви и за веру православную', устрашили захватчиков. Полковник Гонсевский явился к патриарху с изменниками-боярами. Гонсевский закричал Гермогену: "Ты рассылал грамоты и теперь вооруженные ополченцы идут к Москве! Прикажи им уйти,иначе не своей смертью умрёшь!"
  "Что вы мне угрожаете? - бесстрашно ответил им Гермоген - Только перед Богом ответ мне держать. Смерти злой не страшусь. Уйдут поляки из Москвы -разойдётся ополчение. А останутся -всем ополченцам моё благословение - погибнуть за веру православную и за освобождение Отечества!" К апрелю 1611 года под Москвой собралось многотысячное войско. Русь собирала свою силу и становилась страшной незваным гостям. 1 мая 1611 года поляки посадили патриарха под домашний арест.
  Снова и снова Гонсевский с русскими изменниками запугивали патриарха: "Если ты не напишешь к Ляпунову и товарищам его, чтобы они отошли прочь, примешь страшную смерть." Но патриарх их не боялся. Обозлённые поляки бросили его в подземелье Чудова монастыря, где держали впроголодь.
  Не было согласия среди воевод первого ополчения. Атаман Заруцкий попытался объявить царём малолетнего сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II. Изменниками был убит Прокопий Ляпунов. Поляки подожгли Москву, шведы захватили Новгород. Польский король Сигизмунд, после двухлетней осады, занял Смоленск. Первое русское ополчение было разбито. Казалось, пришёл конец Русской земле.
  Но слово патриарха уже разнеслось по всей Руси. Попала грамота патриарха Гермогена в Нижний Новгород, где её прочёл земский староста купец Кузьма Минин. Был он в городе человеком известным и уважаемым, интересовали его дела не только торговые, но и государственные. В своём имении неподалёку от Нижнего Новгорода залечивал свои боевые раны князь Дмитрий Пожарский. "Вот бы кому новый поход на Москву возглавить!"- подумал купец. "Смогу ли я, Господи, убедить всех! Вот ведь разбили поляки огромное войско, святителя бросили в подземелье, царя Василия выдали Сигизмунду-нет никакой управы на ляхов."-засомневался он. И тут же получил ответ. Было Кузьме Минину знамение. Во сне обещал ему помощь Преподобный Сергей Радонежский, земли русской чудотворец.
  Тогда Минин, как он сам говорил "волею свыше", начал собирать казну на второе народное ополчение, чтобы освободить землю русскую от завоевателей. Сам он отдал почти все свои деньги на ополчение, многие нижегородцы поддержали его. Денег было собрано много, но добровольных пожертвований всё равно не хватало для того, чтобы снарядить войско. С согласия всех жителей был введена обязательная плата (сейчас говорят-налог) -одну пятую часть своего имущества отдавали люди на земское ополчение.
  Слух о чудесном явлении Сергея Радонежского быстро разнёсся по округе и все поверили в победу. Стекались отовсюду в Нижний Новгород люди, чтобы идти освобождать Москву. Поверил в победу и князь Дмитрий Пожарский, после долгих уговоров согласился командовать войском. "Мы не иго монгольское- толпой бегать!"-заявил он и начал обучать новобранцев военному строю. В феврале 1912 года хорошо вооруженное, пусть ещё не до конца обученное, войско двинулось в Ярославль. Ополченцы пробыли в Ярославле четыре месяца. В поход на Москву из Ярославля выступило восьмитысячное войско.В отличие от первого ополчения у второго был талантливый полководец - Дмитрий Пожарский и замечательный казначей 'выборный всея русской земли'- Кузьма Минин. Ратники получали денежное довольствие и подчинялись суровой дисциплине. Выросло могучее ополчение.
  Узнав, что снова собирается ополчение, Гонсевский явился в подземелье к патриарху и потребовал, чтобы Гермоген запретил русским людям воевать с Речью Посполитой. "Я благословляю народ русский на войну с вами - ответчал ему Гермоген.- Да будет над ним милость Божия, а полякам - гибель."После таких слов поляки начали морить великого старца голодом. Он умер 17 февраля 1612 года, но ополчение уже было создано. Грамоты патриарха, разосланные по всем русским городам, сделали своё великое дело.
  Летом 1612 года поляки прислали на борьбу с ополченцами огромные силы -15 тысяч человек под командованием гетмана Ходкевича. Они надеялись соединиться с польско-литовским гарнизоном Кремля. Казаки Трубецкого не ушли далеко от Москвы и поддержали второе народное ополчение. Под натиском русских поляки бежали с поля битвы, бросив свою артиллерию и весь запас провианта. 23 октября 1612 года поляки, сидевшие в Кремле, сдались. Войско Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, соединившись с казаками Трубецкого возле Лобного места, через Спасские ворота вошло в Кремль. Москвичи праздновали победу.
  "Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 года" -памятник с такой надписью стоит на Красной площади. На строительство памятника деньги собирали по всенародной подписке, создал его замечательный скульптор Иван Мартос. Великий русский композитор Михаил Глинка написал оперу 'Жизнь за царя', посвященную подвигу Ивана Сусанина. Пусть в памяти народной рядом с именами этих национальных героев сохранится ещё одно великое имя-патриарх Гермоген.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"